Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерская рукоделия»
рабочая программа

Морозова Анна Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мастерская рукоделия". Вид деятельности: декоративно-прикладное творчество. Срок реализации: 3 года. Особенности программы: программа позволяет параллельно осваивать несколько направлений декоративно-прикладного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_masterskaya_rukodeliya.docx101.39 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования

 Дом детского творчества Воротынского муниципального района Нижегородской области

        

ПРИНЯТА                                                    

Педагогическим советом Учреждения    

протокол  от 31.08.2018  № 1                          

                                                                 

                                                                     

УТВЕРЖДЕНА

Директор  ДДТ Воротынского района

                                                        ____________________И.В.Родионова

                                                             приказ от

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности «Мастерская рукоделия»

срок реализации 3 года

возраст учащихся с 8-9 лет

Автор-составитель программы

                                                 педагог дополнительного образования

                                                высшей  квалификационной категории

                                        Морозова Анна Владимировна

р. п. Воротынец

2018 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ  КАРТА  ПРОГРАММЫ

1.

Название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерская рукоделия»

2.

Направленность

художественная

3.

Статус программы

модифицированная

4.

Вид образовательной деятельности

Декоративно – прикладное творчество: работа с тканью, бисероплетение, вышивание, использование нетрадиционных материалов для создания изделия.

5.

Срок реализации

3 года обучения

6.

Базовый возраст детей

с 8 – 9 лет

7.

Условия приема учащихся

На все года  обучения принимаются дети  по заявлению от родителей. При переводе на вторую и третью ступень обучения  учитывается уровень усвоения учебного материала.

8.

Цель программы

Развитие творческой личности, овладение практическими умениями и навыками обрабатывать материалы с целью создания изделий.

9.

Задачи программы

- Научить традиционным и свободным приёмам изготовления изделий, используя разные  техники декоративно-прикладного творчества.

- Развить образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, эстетический и художественный вкус;

-  Воспитывать бережливость, аккуратность в труде, терпение

экологическую сознательность.

10.

Планируемые результаты

- Выполнять  традиционные и свободные  приёмы изготовления изделий, используя разные техники декоративно-прикладного творчества;

- Применять полученные знания, умения и навыки на практике при создании изделий;

- Сформировать бережливость, аккуратность в труде, терпение, экологическую сознательность.

11.

Форма проведения и режим занятий

Беседа, рассказ, практическая работа, и демонстрация, иллюстрация, проблемное изложение материала.

12.

Особенности программы

Программа позволяет    параллельно    осваивать   несколько     направлений     декоративно-прикладного творчества (шитьё из ткани, основы бисероплетения и вышивку, работа с нетрадиционными материалами), что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся.

13.

Система контроля за усвоением программы

Контроль проводится с целью выявления усвоения учебного материала в процессе обучения и в конце прохождения программы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Введение

В современных условиях очень важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью. Поэтому необходимо своевременное выявление творческого потенциала личности. Рукоделие одно из самых старейших искусств на земле. Оно родилось, развивалось и росло вместе с человеком. Умение мастерить своими руками закладывалось в детстве. А наличие его у детей считалось результатом хорошего воспитания. Рукоделие до сих пор остается излюбленным занятием для многих. Оно дает возможность отдохнуть и расслабиться после высоких скоростей современного темпа жизни, снять стресс и усталость. Кроме того, рукоделие позволяет сделать что-то уникальное. Не зря самым ценным подарком считаются изделия ручной работы. Ведь человек, создавая их, вкладывает частичку своей души и сердца. Рукоделие включает в себя довольно много видов ручного труда: вышивка, аппликация, бисероплетение, шитье, пэчворк, декупаж  и т.д. Рукоделие способствует развитию мелкой моторики руки, что является мощным стимулом для развития мыслительной активности и интеллекта детей, а также коррекции психического развития учащихся.

Нормативная база

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017гг. (Указ президента РФ от 01.06.2012 № 761)
  3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012г.№ 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
  4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020гг. (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014г. № 295)
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  6. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726)
  7. Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года.
  8. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  9. Государственная программа «Развитие образования Нижегородской области на 2014 - 2016 годы и на период до 2022 года» (Постановление Правительства Нижегородской области от 31 октября 2013 г. №802)

Направленность

 художественная

Образовательная деятельность по программе направлена на:

•        формирование и развитие творческих способностей учащихся;

•        удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;

•        обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся;

•        выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

•        профессиональную ориентацию учащихся;

•        создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

•        социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

•        формирование общей культуры учащихся.

Новизна

Программа позволяет    параллельно    осваивать   несколько     направлений     декоративно-прикладного творчества (вышивка, аппликация, бисероплетение, шитье, пэчворк, декупаж  и т.д.), что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся, чем типовая программа по одному виду деятельности.

Актуальность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерская рукоделия» способствует  изучению особенностей различных  техник в декоративно-прикладном творчестве. В рамках программы учащиеся приобретают   практические навыки создания изделий в различных видах созданию изделия,  навыки работы с различными материалами,   осознанию красоты, неповторимости изделий, выполненных своими руками. По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует расширению кругозора, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса. По целевой установке программа является образовательной (знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности).

Педагогическая целесообразность

Заключается в том, что программа развивает личностные качества и психические процессы у учащихся. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Изготовление изделий из различных материалов большое влияние оказывает на умственное развитие детей, на развитие их творческого мышления.

       

Цель: развитие творческой личности, овладение практическими умениями и навыками обрабатывать текстильные материалы с целью создания изделий.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать знание о декоративно-прикладном творчестве;
  • научить традиционным и свободным приёмам изготовления изделий, используя разные  техники декоративно-прикладного творчества.

Развивающие:

  • сформировать и развить интерес к выбранному виду деятельности;
  • развить образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности,  эстетический и художественный вкус.

Воспитательные:

  • привить навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитать бережливость, экологическую сознательность;
  • сформировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде.

Возраст учащихся, возрастные и психологические особенности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерская рукоделия» рассчитана на работу с детьми 8 – 13 лет. В 2018-2019 уч. году сформированы  две возрастные  группы  2 -го и 3 -го года обучения.

2 группа, второй год обучения  9 - 11лет;

3 группа, третий год обучения 11 - 13 лет.

Состав группы второго года 12 человек и третьего года обучения по 10 человек. При переводе на вторую ступень обучения и последующую учитывается уровень усвоения учебного материала учащимися по данному виду творчества.  

Срок реализации программы, объём учебного времени

  В 2018-2019 уч. году  включает в себя 144 учебных часа для группа второго года обучения и 216 часов для группа  третьего года обучения. Программа разработана на 3 года обучения.

Формы и методы

Работа с учащимися при организации образовательного процесса предусматривает групповую, парную и индивидуальную форму работы на занятиях  и предполагает использование следующих методов и приемов:

 - проектные методы обучения, используемые на занятиях, дают возможность для развития индивидуальных  творческих  способностей;

- технология игровых методов, в обучении расширяют кругозор, развивают познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности;

- здоровьесберегающие технологии позволяют равномерно,  во время занятия распределять, между детьми, различные виды  деятельности;

- использования  информациинно - коммукационных технологий повышает мотивацию к занятим, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога с ребенком.

- словесные методы:  объяснение, рассказ, беседа;

- наглядные методы:  наблюдение;

- практические приемы:  работы по образцу,      индивидуальные    и

коллективные  работы   учащихся;

- объяснительно-иллюстративные: способ взаимодействия педагога и ребёнка.

Объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;

- репродуктивные: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные

способы деятельности.

Режим занятий

Занятия ведутся в двух разновозрастных группах. Продолжительность занятий для второго года обучения составляет 2 раза в неделю по 2 астрономических часа; для  третьего года обучения 3 раза в неделю по  2 астрономических часа  с обязательными 10-ти минутными перерывами.

   Ожидаемые результаты

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять  традиционные и свободные  приёмы изготовления изделий, используя разные техники декоративно-прикладного творчества;
  • выполнять различные виды стежек вручную и на швейной машине;
  • проводить сборку и окончательную обработку изделия;
  • применять полученные знания, умения и навыки на практике при создании изделий;

Учащиеся должны знать:

  • виды декоративно – прикладного творчества;
  • технологию выполнения и применения для изготовления изделия;
  • способы построения композиции изделия;
  • различные виды стежек и особенности их исполнения вручную и при помощи швейной машины;
  • технику создания, оформления и отделки изделий.

Формы проведения итогов реализации программы (формы аттестации учащихся)

В процессе реализации  программы предусмотрена система контроля ЗУН,  которая позволяет определить эффективность обучения по программе.

Аттестационные занятия проводится по итогам  первого полугодия  (декабрь) и в конце учебного года (май).

Формы отслеживания результатов:

  • загадки, кроссворды, головоломки;
  • практические задания;
  • выставки;
  • творческие проекты.

Формы оценки знаний, умений, навыков

Общий уровень оценки знаний, умений, навыков учащихся определяется на основе среднеоценочного балла.

Все результаты наблюдений за знаниями, умениями и навыками учащихся измеряются по трёхбалльной шкале два раза в год.

«1» - проявляется слабо или не проявляются;

«2» - проявляется на среднем уровне;

«3» - проявляется на высоком уровне.

Все баллы по теоретическим и практическим заданиям  заносятся в диагностическую карту. Затем баллы складываются и выводится арифметическое по разделам, который и является условным определением уровня развития способностей учащегося.

3 –2,5 баллов – высокий уровень

2,4 –1,5 баллов – средний уровень.

Менее 1,4 баллов – низкий уровень

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

Наименование раздела (модуля, предмета, дисциплины)

2  год обучения

3 год обучения

Итого

по программе

Часы по темам

Часы по темам

1.

Основы ремесла. Вокруг цвета, ткани

6

4

16

2.

Оборудование.  Виды стежков и строчек

4

6

14

3.

Изделия из ткани

78

106

262

4.

Рукоделие

50

78

178

5.

Подготовка выставочных работ к итоговой выставке

2

-

4

6.

Выполнение творческого проекта

-

18

18

7.

Аттестация

4

4

12

Итого:

144

216

504


Календарный учебный график 2018 – 2019 уч. г.

Год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Всего

уч. часов/

недель

03.09– 09.09

10.09. – 16.09

17.09. – 23.09

24.09. – 30.09

01.10 – 07.10

08.10 – 14.10

15.10 – 21.10

22.10 – 28.11

29.10 - 04.11

05.11 – 11.11

12.11 – 18.11

19.11 – 25.11

26.11 – 02.12

03.12 – 09.12

10.12. – 16.12

3.12

17.12. – 23.12

24.12. – 30.12

31.12.-06.01

.12 – 04.01

07.01 – 13.01

14..01 – 20..01

.01

21.01 – 27.01

28.01 – 03.02

04.02 – 10.02

11.02 – 17.02

18.02 – 24.02

25.02 – 03.03

04.03 – 11.03

11.03 – 17.03

18.03 – 24.03

25.03 – 31.03

01.04 – 07.04

08.04 – 14.04

15.04 – 21.04

22.04 – 28.04

29.04 – 05.05

06.05 – 12.05

13.05 – 19.05

20.05 – 26.05

27.05 – 02.06

03.06. – 09.06

10.06 – 16.06

17.06 – 23.06

24.06- 30.07

01. 07 – 07.07

08.07 – 14.07

15.07 – 21.07

22.07 – 28.07

29.07 – 04.08

05.08 – 11.08

12.08 – 18.08

19.08 – 25.08

26.08 – 02.09

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

2 год обучения

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

2

144/38

2

2

2

3 год обучения

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

4

2

6

6

6

6

6

6

6

4

6

6

6

6

6

6

6

6

4

6

4

216/38

4

2


 

Учебно-тематический план

(рабочая программа)

2 год обучения

п/п

Раздел

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Основы ремесла. Вокруг цвета, ткани

6

1.1

Вводное занятие. История развития ремесла

2

1

1

1.2

Материаловедение

Закон цветоведения

4

2

2

2.

Виды стежков и строчек.

Оборудование

4

2.1

Швейная машинка, утюг

2

1

1

2.2

Ручные стежки и строчки

2

1

1

3.

Изделия из ткани

78

3.1

Изделие из блока «Ляпочиха»

6

2

4

3.2

Прихватки

4

1

3

3.3

Картина из лоскутков ткани

6

2

4

3.4

Подушки из ткани

14

2

12

3.5

Плоские изделия

8

2

6

3.6

Бижутерия из ткани

10

2

8

3.7

Объёмная игрушка

10

2

8

3.8

Новогодние украшения

12

2

10

3.9

Изделия из тканевых салфеток

8

2

6

4.

Рукоделие

50

4.1

Основы бисероплетения

10

2

8

4.2

Вышивка лентами

6

2

4

4.3

Вышивка мулине

8

2

6

4.4

Поделки из бечевки

8

2

6

4.5

Изделия в технике «ниткография»

10

2

8

4.6

Кофейные фантазии

8

2

6

5.

Подготовка выставочных работ к итоговой выставке

2

-

2

6.

Аттестация учащихся

4

2

2

Итого

144

36

108

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Раздел 1.Основы ремесла. Вокруг цвета, ткани

Тема 1.1 Вводное занятие. История развития ремесла

Теория. Знакомство с задачами курса, перспективами деятельности по программе. Игра на  знакомство, анкетирование. Экскурсия по ДДТ. Инструктажи по ТБ.

Практика. Презентация о развитии лоскутного ремесла.

Тема 1.2 Материаловедение.

Теория. Классификация волокон натурального происхождения

Практика. Задание. Определение по внешнему виду и на ощупь вида ткани.

Тема 1.3 Закон цветоведения

Теория.  Группы холодных и теплых тонов

Практика. Задания. Разложить предложенную ткань на холодные и теплые оттенки цвета.

Раздел 2. Виды стежков и строчек. Оборудование

Тема 2.1 Швейная машинка, утюг

Теория. Инструменты и оборудование.      Техника  безопасности.     Устройство. 

Практика. Задания. Работа на швейной машине. Заправка верхней и нижней нитки.

Тема 2.2 Ручные стежки и строчки

Теория. Стежки постоянного и временного назначения.

Практика. Задания. Применение стежков временного назначения. Технология выполнения

Раздел 3. Изделия из ткани

Тема 3.1   Изделие из блока «Ляпочиха»

Теория. История происхождения техники. Технология выполнения техники «Ляпочиха». Презентация.

Практика. Задание. Подбор ткани. Раскрой полос. Подготовка основы. Пришивание полосок к основе  ручным способом. Пришивание полосок к основе  машинным способом или привязыванием на сетку. Обработка внутренней стороны коврика и края.

Тема 3.2   Прихватки

Теория. Технология  изготовления прихватки. Работа с технологической картой.

Практика. Задание. Раскрой основных деталей прихватки. Соединение деталей прихватки. Прихватка «Курочка». Раскрой деталей по выкройке. Приметывание и пришивание мелких деталей на крупные.

Тема 3.3  Картина из лоскутков ткани

Теория. Зарисовка эскиза картины. Изготовление шаблонов- выкроек деталей картины. Подбор ткани. Раскрой деталей.  Технология выполнения.

Практика. Изготовление шаблонов - выкроек деталей картины. Подбор ткани. Раскрой деталей.  Изготовление основы для картины. Соединение деталей с основой сметочными стежками.

Тема 3.4  Подушка из ткани

Теория. Технология выполнения. Черчение квадратов. Изготовление выкройки.

Практика. Подбор ткани. Сметывание и стачивание Разутюживание швов. Набивание изделия для придания объёмной формы. Применение потайного стежка для скрепления шва.

Тема 3.5  Новогодние украшения.

Теория. Разнообразие игрушек на ёлку. Какие бывают и из чего можно выполнить? Технология выполнения игрушек.

Практика. Игрушка Дед Мороз. Выкраивание деталей по выкройке. Сметывание деталей по кругу, стягивание с последующим набиванием.

«Ангел» из декоративных лент. Отрезание деталей нужной длины. Складывание гармошкой. Скрепление деталей и головы.

Ёлочка в технике «йо-йо». Новогодние игрушки в различных техниках лоскутного шитья. Новогодние игрушки из ткани. Звездочка, сапожок, елочка. Декорирование

Тема 3.6  Плоские  изделия.

Теория. Изготовления комплекта по тарелки. Технология изготовления комплекта. Изготовления декоративного подарка «Сердечко».

Практика. Выкраивание и вырезание мелких и крупных деталей изделия. Наметывание мелких деталей на крупные. Сметывание и сшивание основных деталей изделия. Декорирование.

Тема 3.7      Бижутерия из ткани.

Теория.  Технология изготовления бижутерий из ткани.

Практика. Заколка из ткани. Просмотр презентации. Подбор ткани. Изготовление выкройки.

Брошка. Выкраивание брошки из заготовок по выкройке. Сметывание деталей до образования формы. Декорирование брошки.

Бусы из ткани. Выкраивание из ткани кругов разной формы. Сшивание кругов. Декорирование бус. Пришивание кружева, бусин, бисера.

Тема 3.8   Объёмная игрушка

Теория. История возникновения игрушек. Технология изготовления игрушек из лоскутков.

Практика. Подбор ткани. Изготовление выкройки. Раскрой деталей по выкройке. Сшивание деталей игрушки, декорирование.

Тема 3.9     Изделия из тканевых салфеток

Теория.   Технология изготовления изделий из салфеток.

Практика. Подставка по чашку в технике «Киллинг из ткани». Нарезание полос и скручивание элементов. Соединение элементов в изделие.

Цветы «Гортензия» в горшке. Выкраивание по шаблону деталей цветов. Скрепление элементов с помощью проволоки. Формирование цветков. Изготовление и декорирование горшка.

Раздел 4. Рукоделие

Тема 4.1   Основы бисероплетения

Теория. История бисероплетения. Просмотр презентации. Материалы и инструменты.

Практика. Техника параллельного низания. Плетение плоской фигуры по схеме. Объёмные фигурки на проволоке. Плетение брошки «Скорпион» по схеме.

Мини - картина из бисера (плетение). Создание композиции. Оформление в рамку.

Тема 4.2  Вышивка лентами

Теория. Исторический очерк. Инструменты, приспособления, материалы.

Практика. Выполнение швов (намётка зигзагом, петелька с глазком, петельки с прикрепом, узор «роза»). Вышивка картины с использованием пройденных швов. Нанесение рисунка на ткань.  

Тема 4.3  Вышивка мулине

Теория. Работа со схемой.

Практика. Вышивка фрагмента рисунка по канве. Декоративное оформление работы.

Тема 4.4   Поделки из бечевки

Теория. Технология выполнения работ в технике джутовая филигрань.

Практика. Изготовление картины.

Тема 4.5   Изделия  в технике «ниткография»

Теория. Технология работ в технике «ниткография»

Практика. Выполнение картины.

Тема 4.6  Кофейные фантазии

Теория. Технология работы с кофеем.

Практика. Изготовление картины. Зарисовка рисунка. Выкладывание кофе по контуру. Декорирование.

Раздел 5.  Подготовка выставочных работ к итоговой выставке

Практика. Подготовка выставочных работ к итоговой выставке.

Раздел 6. Аттестация учащихся

Теория. Кроссворд.

Практика. Выполнение стежков постоянного назначения (стачной, обметочный)

Выставка работ учащихся.

Учебно-тематический план

(рабочая программа)

3 год обучения

п/п

Раздел

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Основы ремесла. Вокруг цвета, ткани

4

1.1

Вводное занятие. История развития ремесла

2

1

1

1.2

Материаловедение

Закон цветоведения

2

1

1

2.

 Декоративные машинные швы. Работа на швейной машине.

6

2.1

Отделочные швы

2

0,5

1,5

2.2

Стёжка

2

0,5

1,5

2.3

 Кайма

2

0,5

1,5

3.

Изделия из ткани

106

3.1

Изготовление набора для кухни

10

2

8

3.2

Подушки

10

2

8

3.3

Панно в технике лоскутного шитья без нитки иголки на пенопласте

12

2

10

3.4

Цветы из различных видов  ткани

10

2

8

3.5

Коллективная работа. Изготовление панно.

16

2

14

3.6

Сумка из джинсовой ткани в технике «Крейзи»

10

2

8

3.7

Мини-картина из ткани

8

2

6

3.8

Бижутерия из ткани

18

2

16

3.9

Новогодние украшения

12

2

10

4.

Рукоделие

78

4.1

Основы бисероплетения

16

2

14

4.2

Вышивка лентами

10

2

8

4.3

Вышивка мулине

12

4

8

4.4

Поделки из бечевки

12

2

10

4.5

Изделия в технике «ниткография»

14

2

12

4.6

Кофейные фантазии

14

2

12

5.

Творческий проект

18

10

8

6.

Аттестация учащихся

4

2

2

Итого

216

37

107

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Раздел 1.Основы ремесла. Вокруг цвета, ткани

Тема 1.1 Вводное занятие.

Теория. Введение в раздел программы 3 года обучения. Правила поведения. ТБ.

Тема 1.2 Материаловедение. Закон цветоведения

Теория. Свойства  синтетических и искусственных тканей.  Хроматические и ахроматические цвета.

Практика. Задание. Определение по внешнему виду и на ощупь вида ткань. Разложить предложенную ткань на хроматические и ахроматические оттенки цвета.

Раздел 2. Декоративные машинные швы. Работа на швейной машине.

Тема 2.1 Отделочные швы.

Теория. Отделочные швы.  Кайма.

Практика. Задания. Выполнение отделочных швов (стебельчатый шов, шов «валик», тамбурный шов, шов «козлик»).  

Тема 2.2 Стёжка. Стежка «Трапуэнто». Технология выполнение стёжки.

Теория. Стежки постоянного и временного назначения.

Практика. Задания. Применение стежков временного назначения. Технология выполнения.

Тема 2.3 Кайма.

Кайма «внахлест» и со скошенным углом. Измерение ширины и длины изделия. Выкраивание полос для каймы. Правильное соединение с изделием.

Раздел 3. Изделия из ткани

Тема 3.1   Изготовление набора для кухни.

Теория. Технология выполнения кухонного набора. Технология выполнения.

«Чехол на чайник», фартук, прихватки.

Практика. Задание. Подбор ткани для набора. Раскрой основы для прихватки и элементов блока. Сметывание и сшивание элементов. Соединение деталей прихватки, простёгивание и обработка края.

Тема 3.2   Подушка.

Теория. Технология  изготовления подушки. Работа с технологической картой.

Практика. Задание. Раскрой основных деталей подушки. Соединение деталей подушки. Приметывание и пришивание деталей. Оформление края подушки. Декорирование.

Тема 3.3  Панно в технике лоскутного шитья без нитки иголки на пенопласте.

Теория. Технология выполнения панно в технике лоскутного шитья без нитки иголки.

Практика. Зарисовка рисунка и перенос на пенопласт. Выкраивание ткани по шаблонам. Надрезание контуров макетным ножом.

Тема 3.4  Цветы из различных видов  ткани.

Теория. Цветок «Роза» из органзы.  Цветок «Лилия». Цветок «Гортензия». Технология выполнения цветков.

Практика. Цветок «Роза» из органзы.  Вырезание кругов, обжигание и сшивание образовывая цветок.

Цветок «Лилия». Раскрой кругов по выкройке. Складывание и сшивание деталей до образования формы. Сшивание деталей. Декорирование.

Цветок «Гортензия». Подбор ткани. Наметить круги на ткани. Прокладывание шва по намеченной линии до образования формы цветка

Тема 3.5  Коллективная работа. Изготовление панно.

Теория. Технология выполнения техники «Изба».

Практика. Подбор ткани. Зарисовка рисунка блока. Выкраивание деталей. Сшивание полос и заутюживание в одну сторону. Простегивание изделия художественной стежкой произвольными волнистыми линиями.

Тема 3.6  Сумка из джинсовой ткани в технике «Крейзи»

Теория. Техника «Крейзи» специфика выполнения. Технология изготовления сумки.

Практика. Выполнение рисунка в технике «Крейзи». Прикрепление лоскутков к основе. Прокладывание декоративных швов по краям лоскутков ткани. Изготовление ручек для сумки и соединение их с сумкой. Декорирование.

Тема 3.7 Мини-картина из ткани.

Теория. Технология изготовления картина из ткани.

Практика. Выкраивание полос. Складывание полос и сшивание, стягивание до образования формы. Прикрепление элементов к основе. Декорирование.

Тема 3.8      Бижутерия из ткани.

Теория.  Технология изготовления бижутерий из ткани.

Практика. Изготовление браслета. Подбор ткани и декора. Раскрой деталей. На основу браслета накручиваем декоративную ленту. Сшиваем из кружков элементы в технике «йо-йо»

Брошка из джинсовой ткани. Выкраивание деталей. Накладывание деталь на деталь со скреплением.

Изготовление колье. Нарезание полос, скручивание и формирование элемента. Соединение элементов и пришивание атласной ленты. Декорирование.

Тема 3.9   Новогодние украшения.

Теория. Разнообразие игрушек на ёлку. Какие бывают и из чего можно выполнить? Технология выполнения игрушек.

Практика. Игрушка из лампочек. Зарисовка рисунка  и раскрашивание. Декорирование.

Игрушка-шар. Обматывание шара лентой. Декорирование бисеро, бусинами, паетками.

Ёлочки в различных техниках. Новогодние игрушки в различных техниках. Новогодние игрушки из ткани. Звездочка, сапожок, елочка. Декорирование.

Раздел 4. Рукоделие

Тема 4.1   Основы бисероплетения

Теория. Повторение техник. Плетение объёмных фигур по схеме.

Практика. Дерево из бисера. Подбор нужных материалов, инструментов. Плетение элементов по схеме. Формирование ствола из проволоки и нанесение жидкого гипса на проволоку для создания ствола.

Тема 4.2  Вышивка лентами

Теория. Приемы, швы и узоры. Технология выполнения объёмных швов.

Практика. Приемы вышивки объёмных элементов. Рельефные стебли. Набивные формы. Вышивка цветка. Листья и стебли.

Тема 4.3  Вышивка мулине

Теория. Объём нитками мулине. Вышивка гладильным швом с набиванием.

Практика. Вышивка лепестков. Вырезание лепесточков и соединение в цветов. Прикрепление цветка и лепестков на основу.

Тема 4.4   Поделки из бечевки

Теория. Технология выполнения работ в технике джутовая филигрань.

Практика. Изготовление картины.

Тема 4.5   Изделия в технике «ниткография»

Теория.  Технология работ в технике «ниткография»

Практика. Выполнение картины.

Тема 4.6   Кофейные фантазии

Теория. Технология работы с кофеем.

Практика. Изготовление картины. Зарисовка рисунка. Выкладывание кофе по контуру. Декорирование.

Раздел 5.  Выполнение творческого проекта

Теория. Определение темы проекта. Обоснование проблемы. Идеи. Исследование. Дизайн-спецификация. Первоначальные идеи и их оценка. Выбор идеи и её переработка. Окончательное  решение. Результат. Самооценка.

Практика. Изготовление  работы по проекту.

Раздел 6. Аттестация учащихся

Теория. Головоломки.

Практика. Выполнение игольницы. Защита творческого проекта.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

2 год обучения

Аттестация будет осуществляться через:

- кроссворд;

- практическое  задание;

- выставка.

По горизонтали:

1.Каким способом прикрепляют пуговицы к изделию?

2. В полотняной стране
По реке простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь
Ни морщинки не видать

3. Птичка – невеличка
Носик стальной
Хвостик льняной.

4. Два конца,
Два кольца,
Посередине гвоздик.

5. Какая машина живёт у нас в мастерской?

6. Цифры чинно сели в ряд
Отчитать они велят
Миллиметры, сантиметры
Чтобы ровным был наш ряд.

Критерии оценивания теоретических знаний:

3 балла  (высокий)  - ответил правильно  на все вопросы

2 балла  (средний) - ответил правильно на 4-5 вопросов

1 балл  (низкий)  -  ответил меньше 3  вопросов

1.2 Практическое  задание:

- Выполнить швы постоянного  назначения  (обметочный, стачной)

Критерии оценивания практического задания:

3 балла  (высокий)  - швы выполнены правильно, ровно, соблюдена правильно длина стежка.

2 балла  (средний) - швы выполнены правильно, не очень ровно, длина стежков одинаковая.

1 балл  (низкий)  -  швы выполнены не правильно, не ровно, длина стежков разная.

1.3 Выставка  работ учащихся.

Критерии оценивания выставочных работ

3 балла (высокий) – работы выполнены с учетом всех правил, выполнялась ТБ, изделия  получились аккуратные,  выполнялась самостоятельно в количестве  10  работ.

2 балла (средний) - работа выполнена с учетом всех правил, выполнялась ТБ, модели получились менее аккуратные, были незначительные ошибки, которые были исправлены самостоятельно в количестве 7  работ.

1 балл (низкий) – работы получились не аккуратные, много ошибок, выполнялись с помощью педагога  в количестве 4 работ.

Все данные заносятся  в таблицу:

№ п/п

ФИ

I полугодие

II полугодие

теория

практика

уровень

теория

выставка

уровень

Оценочные материалы  3 года обучения

Аттестация будет осуществляться через:

- игра - головоломка;

- практическое  задание;

- защита проекта.

1.1  Прочтите названия волокон. Читать можно по горизонтали и вертикали.

Л

Х

Л

В

К

О

Н

О

Е

Н

О

И

С

З

А

Р

К

О

П

Э

К

Н

И

Т

Т

С

А

Л

А

П

Р

О

А

Н

Л

А

В

С

А

Н

Критерии оценивания теоритических знаний:

 3 балла  (высокий)  - ответил правильно  на все вопросы

2 балла  (средний) - ответил правильно на 4-5 вопросов

1 балл  (низкий)  -  ответил меньше 3  вопросов

  1. Практическое задание:

- Сшить игольницу

Критерии оценивания  практического задания:

3 балла  (высокий)  - работа выполнена правильно, аккуратно, швы ровные, правильные, декорирована.

2 балла  (средний) – работа выполнена правильно, средней аккуратности, не очень ровные швы, длина стежков одинаковая.

1 балл  (низкий)  - работа  выполнена с грубыми нарушениями, не ровные швы, не аккуратная.

1.3  Защита проекта

Критерии оценивания проектов учащихся

 Проект оценивается по каждому критерию отдельно по шкале от 1 до 3 баллов, где 3 балла – соответствует полностью; 2 балла – соответствует частично; 1 балл – не соответствует.

  1. Актуальность поставленной проблемы:  

- Верно ли определена актуальность работы?

- соответствие проекта целям, направлениям.

2. Теоретическая и \ или практическая ценность:

- результаты исследования доведены до идеи, применения на практике.

- проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале.

3. Технологический процесс:

- Соблюдение технологии использования техник.

4. Качество содержания проектной работы:

- оригинальность

-  есть ли исследовательский аспект в работе

5. Защита:

- ответы  четкие и уверенные, правильные.

- правильно отвечает на поставленные вопросы.

6. Оформление работы:

- Титульный лист, оформление оглавления, заголовков разделов, подразделов, оформление рисунков, графиков, таблиц, приложений, информационные источники.

Все данные заносятся  в таблицу:

№ п/п

ФИ

I полугодие

II полугодие

теория

практика

уровень

теория

практика

Защита проекта

уровень

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

для успешного решения поставленных в программе задач созданы условия:

  • информационно-методическое обеспечение программы (учебно-методические пособия, пакет технологического материала и сценарно-режиссерских разработок, наглядно-иллюстративные и дидактические материалы)

Дидактический и раздаточный материал:

- технологические карты по техникам:

- «Спираль»

 - «Полосы»

-  Лоскутной  игольница в технике «Крейзи»

-  Цветок из ткани

 -  выкройки и шаблоны для изготовления изделий.

Наглядные пособия:

- альбом «Вышивка лентами. Швы»

- альбом «Разнообразие стёжек»

Электронные  презентации:

- Материаловедение. Растительные волокна. Хлопчатобумажные и льняные ткани.

- Вышивка. Инструменты, материалы и  приспособления.

- Из истории бисера

- Цветы из ткани

Выкройки и шаблоны для изготовления изделий.

Обоснование системы оценки форм оценочных материалов, их методическое обеспечение:

Ответы на загадки:

  1. иголка; 2. иголка с ниткой; 3.швейная машинка; 4. нитки;

5. напёрсток; 6. ножницы; 7. утюг; 8. лекало; 9. петля; 10. игла с ниткой.

Ответы на кроссворд:

  1. пришивание; 2.утюг; 3.игла; 4. ножницы; 5. швейная; 6. линейка.

Ответы на головоломку: лён, хлопок, вискоза, нитрон, эластан, лавсан, капрон.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Организационно-педагогические условия

материально-техническое обеспечение:

  • кабинет для занятий;
  • компьютер;
  • шкаф для книг, разработок, методической и дидактической литературы;
  • столы и стулья по количеству учащихся;
  • швейная машинка, утюг, гладильная доска.
  • комплект канцелярских принадлежностей и инструментов для проведения практических занятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога

1. Банакина Л.В. Лоскутное шитье: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006.-192 с.: ил. – (Энциклопедия).  

2. Денисова Л.Ф. Изысканный лоскут. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА.- 96 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений)

3. Диван Никерк.Объёмная вышивка. Самая полная энциклопедия: Техника. Приемы.  Изделия.-М.: АСТ-ПРЕСС СКД, 2010. -160 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)

4. Стэнли И. Лоскутное шитье. Большая иллюстрированная энциклопедия / Изабель Стэнли, Дженни Уотсон; (пер. с англ. Е. Полянской). – М.: Эксмо, 2013. -256 с.: ил.

5. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия/ Пер. с ит. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2003.-160с.: ил.- (энциклопедия)

6. СьюзанБриско. Сашико. Японское искусство вышивки. Узоры, Образцы, Изделия: АРТ-РОДНИК, 2007. – 128с.: ил.

7. Митителло К.Б. Картины в технике аппликации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 64 с.: ил.

8. Капитонова Г. Бисероплетение: Практическое руководство. – М.:АСТ; СПб.: Астрель-СПб.

9. Пэчворк. Учебный курс. Издательство АРТ-РОДНИК, 2008г.

10. Каминская Е. Лоскутное шитье. Красивые вещи своими руками / Е.А.Каминская и др. – Ростов н/Д: Владис: М.:РИПОЛ классик, 2010

11. Каминская Е. Лоскутное шитье. Чудеса из кусочков ткани / Е.А.Каминская и др. – Ростов н/Д: Владис: М.:РИПОЛ классик, 2011

12. Зайцева А.А. Лоскутное шитье без нитки и иголки /Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.

13. Нестерова Д.В. Лоскутные фантазии. Лоскутное шитье/ Д.В. Нестерова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.

14.Спец. выпуск газеты Рукоделие: модно и просто – стильные фантазии № 9, октябрь, 2012 г.

15. Никки Тинклер. Квилтинг. Энциклопедия. Издательство АРТ-РОДНИК, 2007

16. Гандертон Л. Энцоклопедия рукоделий / Пер. с англ. А. Дергача. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 192 с.: ил.

17. Капитанова Г. Бисероплетение: Практическое руководство/М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2008.

18.  ИгрушкиИз Бисера. Издательство «КультураИ Традиции» Москва, 2006.

19.  Гусеева Н.А. 365 фенечек из бисера.-М.: Айрис-пресс, 2004.

20.  Джин Кэмбелл. Бисероплетение. Кольца 30 различных дизайнов. Изд. «КРИСТИНА-НОВЫЙ ВЕК», 2005.

21.  Золотая коллекция идей. Модные украшения из природных материалов. «АСТ-ПРЕСС КНИГА».

22.   Хананова И.Н. Соленое тесто.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2006.

23. Майорова Ю.А. ПОДЕЛКИ. Мастерим вместе с детьми. Н.Новгород ЗАО «Издательство «Доброе слово» 2010.

24.  Павлова О.В. Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки, викторины, игры и т.д. Волгоград: Учитель, 2007.

Литература для учащихся

1. Агентство «Ниола-Пресс». Аксессуары домашнего интерьера

2.Гандерсон Л. Энциклопедия рукоделий

3. Купер Д.  Лоскутное шитье.  – Москва, Мир книги, 2006г

4. Останина С.   Лоскутное шитье.    – М., 2004.

5. Банакина Л. Лоскутное шитье: техника, приемы, изделия. - М. 2006 г.

6. Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия. – М. 2003 г.

7. Зайцева А. Лоскутное шитье без нитки и иголки. – М. 2010 г.

8. Митителло К.Б. Картины в технике аппликации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 64 с.: ил.

9. Журнал. Делаем сами. 2010г.

10. Бисероплетение. Спец. выпуск «Вышивка бисером» 2010, 2011г.

11.Мастерим лоскутный мир. Мастер – класс. Н.Новгород 2013: ООО «Педагогические технологии Н.Н.», 2013.

12. Бисероплетение + уроки техники «Кирпичный стежок»

13.Спец. выпуск газеты «Рукоделие: модно и просто» 2011г. Мастерим своими руками.

14.Спец. выпуск газеты «Рукоделие: модно и просто» 2012г. Стильные фантазии «В

      технике лоскутного шитья».

15. «Лена-рукоделие», ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2009г.

16. «Лена-рукоделие», ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2008г.

17. «Лена-рукоделие», ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2010г.

18. Вышиваю крестом. Лучшие схемы. Спец. выпуск. 2008г., 2010г.

19. Вышиваю картины. 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Креативное рукоделие» (базовый уровень)

Данная программа включает в себя различные разделы рукоделия и направлена на формирование ключевых и специальных компетенций учащихся посредством декоративно-прикладного искусства....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» (Декоративно-прикладное искусство)

          Образовательная программа кружка «Творческая мастерская» является составной частью художественно - прикладного творчества детей в специальной...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Швейная мастерская»

Данная программа позволяет расширить знания и совершенствовать навыки в области материаловедения, машиноведения, конструирования, моделирования и изготовления швейных изделий, приобретённые на уроках ...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Мастерская «Биопромышленный кластер»

Программа курса позволит повысить интерес учащихся к изучению предметов инженерно-биологического профиля через освоение межпредметных дисциплин, не рассматриваемых в базовом школьном курсе (биои...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Креативное рукоделие»

Рабочая программа дополнительного образования «Креативное рукоделие» является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов...

Сентябрь 2023г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Реставрационная мастерская». Разработчик программы Михаил Викторович Кутаков

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Реставрационная мастерская» имеет техническую направленность.Уровень программы: ознакомительный.Актуальность программы: обусло...