Рабочая программа кружка по шахматам «Юный шахматист»
рабочая программа на тему
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 4»
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
«_29_»__08__2018г.протокол № 1
председатель___________ Н.Л.Попова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Юный шахматист»
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 105
УЧИТЕЛЬ – Корнилов Олег Петрович
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089) и Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03. 2004 г. № 1312
г. МИХАЙЛОВСК 2018
1. Пояснительная записка
В шахматах много таинственного. И много еще не рассекреченного.
(Б. Спасский, 10 чемпион мира по шахматам)
Программа шахматного кружка для учащихся 5 - 11 классов рассчитана на 105 занятий, 3 часа в неделю.
Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой. Поистине безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней.
В нашей школе дети имеют возможность заниматься этой полезной, увлекательной, но сложной игрой.
На первых занятиях кружковцы узнают о происхождении шахмат, знакомясь с историей и легендами. Затем начинают приобщаться к самой игре, узнают правила игры и ходы фигур, знакомятся с чемпионами мира по шахматам. В дальнейшем прорабатывается элементарный шахматный материал, основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой фигуры, ее игровых возможностей. Стержневым моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Внимание уделяется простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важная роль отводится развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается более доступный и максимально ориентированный на развитие материал. К практической части подключаются сеансы одновременной игры, тематические матчи, консультационные партии. На занятиях планируется анализировать сыгранные партии, находить и искоренять допущенные ошибки. Далее дети участвуют в шахматных викторинах, конкурсах и турнирах. Для изучения курса мною предусмотрено использование мультимедийных технологий.
Работа с детьми проводится в рамках целостного педагогического процесса, основанного на принципах:
- доступности в обучении и воспитании, согласно которому работа строится с учетом возрастных особенностей, уровня их обученности и воспитанности (от простого к сложному);
- наглядности – использование демонстрационной доски, шахматных часов, дидактического материала, помогающего глубокому усвоению учебной программы;
- индивидуальности – подхода в воспитании с учетом характера, способностей, интересов;
- коллективности – использования индивидуальной, фронтальной и групповой работы;
- сотрудничества – создание благоприятных условий для самореализации личности в коллективе;
- связи теории и практики – применение знаний на практике (ведение партии, решение задач);
- сочетание уважения к личности ребенка с разумной требовательностью.
Цель: формирование у учащихся целостного представления о шахматах и шахматной игре.
Основные задачи программы: систематизировать подходы к изучению шахматной игры; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации по теории шахматной игры; показать основные приемы эффективного использования основных приемов шахматной игры; сформировать практический навык игры.
Основные формы работы:
- Краткие увлекательные рассказы об истории шахмат и шахматных фигурах;
- Занимательные вопросы из жизни шахмат;
- Шахматные партии;
- Работа со словарем шахмат;
- Турниры;
- Презентации.
Методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный;
- проблемный;
- поисковый;
- эвристический.
Объяснительно – иллюстративный метод предполагает объяснение педагогом темы занятия на демонстрационной доске.
Проблемный метод предполагает активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей посредством решения задач, требующих преодоления трудностей в решении, способствует глубокому и прочному усвоению приобретенных знаний, создает условия для продуктивного мышления и комплексного развития личности воспитанника.
Поисковый метод применяется очень часто. Детям предоставляется возможность самостоятельного решения сложной проблемы: оценка позиции, составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности. Я, как руководитель кружка, помогаю ученику, корректирую его действия, но не вмешиваюсь в процесс поиска решения. Метод способствует творческому развитию юного шахматиста.
Эвристический метод используется для развития познавательной активности. Я предлагаю кружковцам исследование различных позиций для определения новых, неожиданных вариантов. Метод способствует формированию объективности самооценки, критичности мышления.
Пользу от шахмат можно разделить на несколько блоков:
1. Ребенок учится принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Пусть решения пока самые простые (куда и какой фигурой пойти), а ответственность не так страшна (самое страшное – проигрыш) – но это уже ответственность.
2. Вырабатывается усидчивость – в течение определенного времени ребенок учится концентрировать свое внимание на одном процессе, на игре в шахматы.
3. У ребенка вырабатывается пространственное воображение.
4. У ребенка формируется внутренний план действий
(способности действовать в уме).
5. Шахматы воспитывают характер, именно за счёт своей спортивной составляющей. Поражение или ошибка – это возможность для развития, любая неудача – это возможность для преодоления. Поэтому очень важно выработать правильное отношение к ошибкам. Желание побеждать и быть лучшим заставит ребёнка заниматься.
2. Требования к уровню подготовки учащихся
Ожидаемые результаты:
- возросший интерес к шахматам;
- развитие интеллектуальных способностей;
- воспитание чувства уверенности и собственного достоинства.
К концу учебного года дети должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат(ничья);
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур
К концу учебного года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
- проводить элементарные комбинации.
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям радость творчества, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Темы занятий | к/ час | Вид деятельности |
1. | Вводное занятие. Что такое шахматы? | 3 | Беседа. Презентация. | |
2. | Шахматная доска. | 3 | Работа с демонстрационной доской. Практика | |
3. | Поле боя и войско. | 3 | Работа с демонстрационной доской. Практика | |
4. | Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. | 3 | Дид. игра «Вертикаль» и «Горизонталь» | |
5. | Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. | 3 | Дид. игра «Вертикаль» и «Горизонталь» | |
6. | «Способности» фигур. | 3 | Теория. Презентация | |
7. | Ходы и взятие фигур | 3 | Практикум | |
8. | Что такое вечный Шах и Пат. | 3 | Практикум и теория | |
9. | Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? | 3 | Практикум и теория | |
10. | Достижение материального перевеса. | 3 | Практикум | |
11. | Способы защиты. | 3 | Практикум и теория | |
12. | Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). | 3 | Теория | |
13. | Ладья против слона | 3 | Теория и практикум | |
14. | Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. | 3 | Беседа, практикум | |
15. | Мат ферзем. | 3 | Теория и практика | |
16. | Мат ладьей. | 3 | Теория и практика | |
17. | Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля). | 3 | Беседа и практикум | |
18. | Типичные матовые финалы. | 3 | Работа с компьютером | |
19. | Рокировка и ее правила | 3 | Теория и практика | |
20. | Шахматная партия | 3 | Игра | |
21. | Шахматная партия | 3 | Игра | |
22. | Техника матования одинокого короля | 3 | Практикум | |
23. | Ничья, пат. | 3 | Теория | |
24. | Шахматный дебют | 3 | Игра, теория | |
25. | Шахматный дебют | 3 | Игра и теория | |
26. | Шахматный дебют | 3 | Игра и теория | |
27. | Основы Миттешпиля. | 3 | Теория | |
28. | Основы Миттешпиля | 3 | Игровые комбинации | |
29. | Эндшпиль | 3 | Теория и практика | |
30. | Эндшпиль | 3 | Теория и практика | |
31. | Эндшпиль | 3 | Теория и практика | |
32. | Шахматная комбинация | 3 | Игра | |
33. | Шахматная комбинация | 3 | Игра | |
34. | Шахматная комбинация | 3 | Игра | |
35. | Заключительное занятие | 3 | Подведение итогов | |
Итого: | 105 |
4. Перечень учебно-методических средств.
Методическое обеспечение
- Демонстрационная доска с шахматными фигурами – 1;
- Шахматы – 5;
- Шахматные часы – 1;
- Компьютер;
- Компьютерная игра в шахматы для начинающих разной сложности.
5.Литература
- Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. - М.: ФиС, 1972;
- Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. - М.: ФиС, 1980, 1982;
- Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. - М.: ФиС, 1980;
- Панов В. Шахматы для начинающих. - М.: ФиС, 1955;
- Шахматы детям. - СПб.: Респекс, 1994;
- Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. - М., 1997;
- Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества - М., 1981;
- Спутник шахматиста: Справочник/В.П. Елесин, Б.М. Волков, А.И.Крюков. - М.: Воениздат, 1992;
- Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. - М.: Агентство «ФАИР», 1997;
- Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. - М.: Наука, 1983;
- Линдер И.М., Шахматы на Руси. - М.: Наука, 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/03/picture-462723-1491203729.jpg)
Рабочая программа кружка по математике «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
Рабочая программа кружка по математике «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК». 1. Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.2. Развитие математических, интеллектуаль...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист"
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист" предназначена для учащихся 5 классов, для более углубленного изучения биологии и знакомства с особенностями природы Астраханской обла...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/24/picture-1072117-1729765158.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный шахматист" для 1-4 кл
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» предназначена для спортивно - оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 1-4 клас...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/04/picture-695681-1446639978.jpg)
Рабочая программа кружка по физике "Юный физик"8 класс.
Рабочая программа кружка по физике "Юный физик"8 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/19/picture-1290995-1605792468.jpg)
Рабочая программа кружка "Азбука шахмат"
Данная программа нацелена на обучение детей младшего школьного возраста обучению игре шахмат...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/05/picture-840279-1675586879.jpg)
Рабочая программа кружка в 7кл «Юный физик».
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания ...