Рабочая программа кружка по шахматам «Юный шахматист»
рабочая программа на тему
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_yunyj_shakhmatist.docx | 28.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 4»
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
«_29_»__08__2018г.протокол № 1
председатель___________ Н.Л.Попова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Юный шахматист»
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 105
УЧИТЕЛЬ – Корнилов Олег Петрович
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089) и Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03. 2004 г. № 1312
г. МИХАЙЛОВСК 2018
1. Пояснительная записка
В шахматах много таинственного. И много еще не рассекреченного.
(Б. Спасский, 10 чемпион мира по шахматам)
Программа шахматного кружка для учащихся 5 - 11 классов рассчитана на 105 занятий, 3 часа в неделю.
Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой. Поистине безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней.
В нашей школе дети имеют возможность заниматься этой полезной, увлекательной, но сложной игрой.
На первых занятиях кружковцы узнают о происхождении шахмат, знакомясь с историей и легендами. Затем начинают приобщаться к самой игре, узнают правила игры и ходы фигур, знакомятся с чемпионами мира по шахматам. В дальнейшем прорабатывается элементарный шахматный материал, основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой фигуры, ее игровых возможностей. Стержневым моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Внимание уделяется простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важная роль отводится развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается более доступный и максимально ориентированный на развитие материал. К практической части подключаются сеансы одновременной игры, тематические матчи, консультационные партии. На занятиях планируется анализировать сыгранные партии, находить и искоренять допущенные ошибки. Далее дети участвуют в шахматных викторинах, конкурсах и турнирах. Для изучения курса мною предусмотрено использование мультимедийных технологий.
Работа с детьми проводится в рамках целостного педагогического процесса, основанного на принципах:
- доступности в обучении и воспитании, согласно которому работа строится с учетом возрастных особенностей, уровня их обученности и воспитанности (от простого к сложному);
- наглядности – использование демонстрационной доски, шахматных часов, дидактического материала, помогающего глубокому усвоению учебной программы;
- индивидуальности – подхода в воспитании с учетом характера, способностей, интересов;
- коллективности – использования индивидуальной, фронтальной и групповой работы;
- сотрудничества – создание благоприятных условий для самореализации личности в коллективе;
- связи теории и практики – применение знаний на практике (ведение партии, решение задач);
- сочетание уважения к личности ребенка с разумной требовательностью.
Цель: формирование у учащихся целостного представления о шахматах и шахматной игре.
Основные задачи программы: систематизировать подходы к изучению шахматной игры; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации по теории шахматной игры; показать основные приемы эффективного использования основных приемов шахматной игры; сформировать практический навык игры.
Основные формы работы:
- Краткие увлекательные рассказы об истории шахмат и шахматных фигурах;
- Занимательные вопросы из жизни шахмат;
- Шахматные партии;
- Работа со словарем шахмат;
- Турниры;
- Презентации.
Методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный;
- проблемный;
- поисковый;
- эвристический.
Объяснительно – иллюстративный метод предполагает объяснение педагогом темы занятия на демонстрационной доске.
Проблемный метод предполагает активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей посредством решения задач, требующих преодоления трудностей в решении, способствует глубокому и прочному усвоению приобретенных знаний, создает условия для продуктивного мышления и комплексного развития личности воспитанника.
Поисковый метод применяется очень часто. Детям предоставляется возможность самостоятельного решения сложной проблемы: оценка позиции, составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности. Я, как руководитель кружка, помогаю ученику, корректирую его действия, но не вмешиваюсь в процесс поиска решения. Метод способствует творческому развитию юного шахматиста.
Эвристический метод используется для развития познавательной активности. Я предлагаю кружковцам исследование различных позиций для определения новых, неожиданных вариантов. Метод способствует формированию объективности самооценки, критичности мышления.
Пользу от шахмат можно разделить на несколько блоков:
1. Ребенок учится принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Пусть решения пока самые простые (куда и какой фигурой пойти), а ответственность не так страшна (самое страшное – проигрыш) – но это уже ответственность.
2. Вырабатывается усидчивость – в течение определенного времени ребенок учится концентрировать свое внимание на одном процессе, на игре в шахматы.
3. У ребенка вырабатывается пространственное воображение.
4. У ребенка формируется внутренний план действий
(способности действовать в уме).
5. Шахматы воспитывают характер, именно за счёт своей спортивной составляющей. Поражение или ошибка – это возможность для развития, любая неудача – это возможность для преодоления. Поэтому очень важно выработать правильное отношение к ошибкам. Желание побеждать и быть лучшим заставит ребёнка заниматься.
2. Требования к уровню подготовки учащихся
Ожидаемые результаты:
- возросший интерес к шахматам;
- развитие интеллектуальных способностей;
- воспитание чувства уверенности и собственного достоинства.
К концу учебного года дети должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат(ничья);
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур
К концу учебного года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
- проводить элементарные комбинации.
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям радость творчества, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Темы занятий | к/ час | Вид деятельности |
1. | Вводное занятие. Что такое шахматы? | 3 | Беседа. Презентация. | |
2. | Шахматная доска. | 3 | Работа с демонстрационной доской. Практика | |
3. | Поле боя и войско. | 3 | Работа с демонстрационной доской. Практика | |
4. | Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. | 3 | Дид. игра «Вертикаль» и «Горизонталь» | |
5. | Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. | 3 | Дид. игра «Вертикаль» и «Горизонталь» | |
6. | «Способности» фигур. | 3 | Теория. Презентация | |
7. | Ходы и взятие фигур | 3 | Практикум | |
8. | Что такое вечный Шах и Пат. | 3 | Практикум и теория | |
9. | Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? | 3 | Практикум и теория | |
10. | Достижение материального перевеса. | 3 | Практикум | |
11. | Способы защиты. | 3 | Практикум и теория | |
12. | Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). | 3 | Теория | |
13. | Ладья против слона | 3 | Теория и практикум | |
14. | Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. | 3 | Беседа, практикум | |
15. | Мат ферзем. | 3 | Теория и практика | |
16. | Мат ладьей. | 3 | Теория и практика | |
17. | Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля). | 3 | Беседа и практикум | |
18. | Типичные матовые финалы. | 3 | Работа с компьютером | |
19. | Рокировка и ее правила | 3 | Теория и практика | |
20. | Шахматная партия | 3 | Игра | |
21. | Шахматная партия | 3 | Игра | |
22. | Техника матования одинокого короля | 3 | Практикум | |
23. | Ничья, пат. | 3 | Теория | |
24. | Шахматный дебют | 3 | Игра, теория | |
25. | Шахматный дебют | 3 | Игра и теория | |
26. | Шахматный дебют | 3 | Игра и теория | |
27. | Основы Миттешпиля. | 3 | Теория | |
28. | Основы Миттешпиля | 3 | Игровые комбинации | |
29. | Эндшпиль | 3 | Теория и практика | |
30. | Эндшпиль | 3 | Теория и практика | |
31. | Эндшпиль | 3 | Теория и практика | |
32. | Шахматная комбинация | 3 | Игра | |
33. | Шахматная комбинация | 3 | Игра | |
34. | Шахматная комбинация | 3 | Игра | |
35. | Заключительное занятие | 3 | Подведение итогов | |
Итого: | 105 |
4. Перечень учебно-методических средств.
Методическое обеспечение
- Демонстрационная доска с шахматными фигурами – 1;
- Шахматы – 5;
- Шахматные часы – 1;
- Компьютер;
- Компьютерная игра в шахматы для начинающих разной сложности.
5.Литература
- Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. - М.: ФиС, 1972;
- Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. - М.: ФиС, 1980, 1982;
- Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. - М.: ФиС, 1980;
- Панов В. Шахматы для начинающих. - М.: ФиС, 1955;
- Шахматы детям. - СПб.: Респекс, 1994;
- Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. - М., 1997;
- Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества - М., 1981;
- Спутник шахматиста: Справочник/В.П. Елесин, Б.М. Волков, А.И.Крюков. - М.: Воениздат, 1992;
- Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. - М.: Агентство «ФАИР», 1997;
- Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. - М.: Наука, 1983;
- Линдер И.М., Шахматы на Руси. - М.: Наука, 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по математике «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
Рабочая программа кружка по математике «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК». 1. Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.2. Развитие математических, интеллектуаль...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист"
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист" предназначена для учащихся 5 классов, для более углубленного изучения биологии и знакомства с особенностями природы Астраханской обла...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный шахматист" для 1-4 кл
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» предназначена для спортивно - оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 1-4 клас...
Рабочая программа кружка по физике "Юный физик"8 класс.
Рабочая программа кружка по физике "Юный физик"8 класс....
Рабочая программа кружка "Азбука шахмат"
Данная программа нацелена на обучение детей младшего школьного возраста обучению игре шахмат...
Рабочая программа кружка по шахматам «Игры для умных людей»
Рабочая программа...
Рабочая программа кружка в 7кл «Юный физик».
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания ...