Рабочая программа кружка по шахматам «Игры для умных людей»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
МОУ «НАШ ДОМ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЮБЕРЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю:
Директор МОУ
«Наш Дом»
Попова Н.С.
«_______» ____________ 2016г.
Рабочая программа
кружка по шахматам
«Игры для умных людей»
Руководитель кружка
учитель математики
Матинян А. В.
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы,
воспитывает целеустремлённость, терпение и характер.
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё
большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех
возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная
шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gensunasumus», «Мы все - одна
семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная
символика создаёт необходимые предпосылки для международного
сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного
пространства.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только
ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и
корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается
субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и
организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли
организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику,
составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата,
устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой,
одаренной личности через занятия шахматами.
Достигается указанная цель через решение следующих задач.
Обучающие:
· Ознакомить с историей шахмат;
· Обучить правилам игры;
· Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с
правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
Развивающие:
· Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие
положительные качества личности;
· Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
· Формировать навыки запоминания;
· Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять
представления об окружающем мире.
Календарно-тематический план занятий по шахматам и шашкам
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата проведения. | |
Практ. | Факт. | |||
1 | История шахмат. Шахматная доска Название фигур. | |||
2 | Начальное положение фигур. Название и сила фигур. роль и функция каждой фигуры | |||
3 | Правила шашечной игры. Начало партий: «Городская партия», «Обратная городская партия». | |||
4 | Начало партий: «Кол», «Обратный кол» | |||
5 | Ловушки в начале партии. Первая и вторая ловушка. | |||
6 | Шашечные окончания. Четыре дамки против одной. | |||
7 | Шашечные окончания. Три дамки против одной. | |||
8 | Учебные игры в шашки и участие в районных соревнованиях | |||
9 | Правила шахматной игры. Ходы фигур. Взятие фигур. | |||
10 | Шах и мат. Ничья. | |||
11 | Начало партии «Детский мат» | |||
12 | Мат одинокому королю. Ладейные окончания. | |||
13 | Мат одинокому королю. Ферзь, ладья и король против короля. | |||
14 | Учебные игры и участие в районных соревнованиях по шахматам. | |||
15 | Рокировка. Бой и защита. Размен. Сравнительная сила фигур. | |||
16 | Пешечные окончания. | |||
17 | Слоновые окончания. | |||
18 | Коневые окончания. | |||
19 | Ферзь против пешки. | |||
20 | Ладья против пешки. | |||
21 | Ферзь против ладьи. | |||
22 | Учебные игры в шахматы. | |||
23 | Начало партии в игре шашки. Повторение начало «Городская партия», «Обратная городская партия», «Кол» и «Обратный кол» | |||
24 | Учебные игры по шахматам и по русским шашкам | |||
25 | Ловушки в начале партии в игре шашки. | |||
26 | Шашечные окончания. | |||
27 | Дебюты в игре шахматы | |||
28 | Учебные игры по шахматам и по русским шашкам. | |||
29 | Практическое рассмотрение партий известных мастеров | |||
30 | чемпионы мира Легенды о шахматах | |||
31 | игровая практика | |||
32 | Соревнование между участниками | |||
33 | Практическое применение изученных навыков | |||
34 | Сочетание тактических приемов Игровая практика | |||
Всего 34 часов |
Используемая литература.
-Владимир Барский «Шахматная школа» - учебник для младших классов Поляндра/Библиотека РШФ 2016
- Каплунов Я.Л. «Секреты шашечного сундука», Санкт-Петербург, 2001
-Владимир Барский «Шахматная школа» - рабочая тетрадь для младших классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".
Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...
Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"
Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...
Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе
Программа рассчитана на 33 учебных часа....
рабочая программа кружка "Школьный сайт"
Рабочая программа кружка "Школьный сайт" (2ч в неделю)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English» для 2-4 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...