Рабочая программа кружка по шахматам «Игры для умных людей»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
МОУ «НАШ ДОМ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЮБЕРЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю:
Директор МОУ
«Наш Дом»
Попова Н.С.
«_______» ____________ 2016г.
Рабочая программа
кружка по шахматам
«Игры для умных людей»
Руководитель кружка
учитель математики
Матинян А. В.
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы,
воспитывает целеустремлённость, терпение и характер.
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё
большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех
возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная
шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gensunasumus», «Мы все - одна
семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная
символика создаёт необходимые предпосылки для международного
сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного
пространства.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только
ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и
корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается
субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и
организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли
организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику,
составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата,
устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой,
одаренной личности через занятия шахматами.
Достигается указанная цель через решение следующих задач.
Обучающие:
· Ознакомить с историей шахмат;
· Обучить правилам игры;
· Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с
правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
Развивающие:
· Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие
положительные качества личности;
· Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
· Формировать навыки запоминания;
· Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять
представления об окружающем мире.
Календарно-тематический план занятий по шахматам и шашкам
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата проведения. | |
Практ. | Факт. | |||
1 | История шахмат. Шахматная доска Название фигур. | |||
2 | Начальное положение фигур. Название и сила фигур. роль и функция каждой фигуры | |||
3 | Правила шашечной игры. Начало партий: «Городская партия», «Обратная городская партия». | |||
4 | Начало партий: «Кол», «Обратный кол» | |||
5 | Ловушки в начале партии. Первая и вторая ловушка. | |||
6 | Шашечные окончания. Четыре дамки против одной. | |||
7 | Шашечные окончания. Три дамки против одной. | |||
8 | Учебные игры в шашки и участие в районных соревнованиях | |||
9 | Правила шахматной игры. Ходы фигур. Взятие фигур. | |||
10 | Шах и мат. Ничья. | |||
11 | Начало партии «Детский мат» | |||
12 | Мат одинокому королю. Ладейные окончания. | |||
13 | Мат одинокому королю. Ферзь, ладья и король против короля. | |||
14 | Учебные игры и участие в районных соревнованиях по шахматам. | |||
15 | Рокировка. Бой и защита. Размен. Сравнительная сила фигур. | |||
16 | Пешечные окончания. | |||
17 | Слоновые окончания. | |||
18 | Коневые окончания. | |||
19 | Ферзь против пешки. | |||
20 | Ладья против пешки. | |||
21 | Ферзь против ладьи. | |||
22 | Учебные игры в шахматы. | |||
23 | Начало партии в игре шашки. Повторение начало «Городская партия», «Обратная городская партия», «Кол» и «Обратный кол» | |||
24 | Учебные игры по шахматам и по русским шашкам | |||
25 | Ловушки в начале партии в игре шашки. | |||
26 | Шашечные окончания. | |||
27 | Дебюты в игре шахматы | |||
28 | Учебные игры по шахматам и по русским шашкам. | |||
29 | Практическое рассмотрение партий известных мастеров | |||
30 | чемпионы мира Легенды о шахматах | |||
31 | игровая практика | |||
32 | Соревнование между участниками | |||
33 | Практическое применение изученных навыков | |||
34 | Сочетание тактических приемов Игровая практика | |||
Всего 34 часов |
Используемая литература.
-Владимир Барский «Шахматная школа» - учебник для младших классов Поляндра/Библиотека РШФ 2016
- Каплунов Я.Л. «Секреты шашечного сундука», Санкт-Петербург, 2001
-Владимир Барский «Шахматная школа» - рабочая тетрадь для младших классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".
Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...
Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"
Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...
Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе
Программа рассчитана на 33 учебных часа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English» для 2-4 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...
Рабочая программа. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшейгруппе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшейгруппе...