Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист" предназначена для учащихся 5 классов, для более углубленного изучения биологии и знакомства с особенностями природы Астраханской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа внеурочной деятельности "Юный натуралист" | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка по биологии «Юный Натуралист» учителя биологии МБОУ «СОШ № 12» г. Астрахани Деревянко Елены Васильевны
Программа кружка “Юный натуралист” позволяет учащимся расширить представление о животном и растительном мире, которое они приобретают в ходе изучения разделов “Растения” и “Животные”, 6 -7 классах.
Программа данного кружка рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые, живо интересуясь ботаникой и зоологией и стремясь к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать посильную помощь.
К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок. Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой, её отдельными биоценозами. Под руководством преподавателя ребёнок сможет в системе рассмотреть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех сторон.
На занятиях кружка ребята учатся вести наблюдения, работать с художественной и научной литературой. У них возникает потребность лучше и больше знать.
Во время проведения дидактических игр, развивается коллективизм, уважение друг к другу.
Общение учеников с педагогом на занятиях кружка теряет формальную направленность, когда четко выполняются установки социальных ролей “ учитель” и “ученик”. Ученики и учителя становятся единомышленниками, занимаясь тем, что их интересует.
Программа кружка рассчитана на 1 год, причём занятия могут проводиться в разновозрастной группе обучающихся.
Возраст детей – средние школьники 12-13 лет
Цель работы кружка: приобщить детей к восприятию прекрасного в жизни, окружающей среде, к деятельности направленной на осознание своих возможностей в создании красоты, развитие интеллектуальных способностей.
Задачи:
- Организовать увлекательное знакомство с многообразным миром комнатных растений;
- Увлечь детей идеей изучения и познания окружающего мира;
- Создать атмосферу ответственного взаимодействия и диалога;
- Расширить знания детей о комнатных растениях, показать многообразие видов;
- Отработать навыки ухода за комнатными растениями;
- Формировать познавательный интерес.
Содержание работы кружка направлено на изучение различных видов комнатных растений, их особенностей развития, роста, места обитания.
Задачи:
- Образовательные - систематизировать знания учащихся о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений и животных в природе и жизни человека, познакомить учащихся со строение и составлением бонсаи и икебан,
- Воспитательные – продолжить работу по формированию научного мировоззрения, раскрывая связь строения с функцией, с условиями обитания, осуществление экологического и природоохранительного воспитания, раскрывая вред, наносимый растениям и животных, трудовое воспитание в процессе самостоятельной работы учащихся с книгой, при составлении сообщений, биологических карт по растениям, при выполнении рисунков и лабораторных работ, осуществление эстетического воспитания при раскрытии вопросов, касающихся расположения комнатных растений, при выполнении фотографий, составлении гербария и коллекций семян однолетних и многолетних растений.
- Развивающие – продолжить умение работать с книгой, текстом учебника, с микропрепаратами, развивать умение при изготовлении наглядных пособий, навыки выращивания и ухода за комнатными растениями, животными, решить проблему озеленения и ухода за комнатными растениями в школе, работа на пришкольном участке, с целью сделать красивой школу.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного, процесса, этапы): программа кружка рассчитана на 1 год
- Формы и режим занятий: экскурсии, практические работы, изготовление наглядных пособий, составление сообщений, опытническая работа, работа с литературой, 1 ч в неделю, всего 34 часа.
Ожидаемые результаты и способы их проверки; Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
- повышение коммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
- сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
- ведение здорового образа жизни.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки. фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
Учебно-тематический план
Содержание программы
Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами.
- Введение – 1 ч
Вводное занятие. Техника безопасности.
- Особенности кружка «Юный натуралист»
Возникновение натуралистического движения. Природа окрестностей школы.
Методы изучения природы. Природа в жизни человека.
Увеличительные приборы для изучения живой природы. Практическая работа № 1. «Изучение строения растительной клетки на примере чешуи кожицы лука.»
Царства живой природы. Особенности растений Астраханской области. Практическая работа № 2 « Изучение растительного мира Астраханской области. Красная книга.»
Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений.
Царство животных. Особенности животных Астраханской области. Редкие и исчезающие виды животных. Практическая работа № 3 « Составление Красной книги г. Астрахани.»
Природа зимой. Охрана и привлечение зимующих птиц.
Подготовка насекомых к зиме. Приспособления. Места зимовки. Работа с коллекциями и определителем.
Составление описаний и рассказов о
насекомых.
Царство бактерий и вирусы. Особенности строения бактерий и вирусов. Проектная деятельность на тему «Вирусные и инфекционные заболевания в нашей школе.»
Царство грибы. Общая характеристика грибов. Практическая работа «Составление правил сбора грибов и их правильное использование и хранение.»
- Особенности исследовательской деятельности учащихся.
Основы исследовательской деятельности. Цели, задачи, методы исследовательской деятельности. Что такое исследование. Наблюдение. Приборы. Распределение на группы.
Этапы исследовательской работы. Обсуждение готовых проектов. Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Экскурсия.
Поиск информации. Библиотека. Интернет. Опрос. Экскурсия.
Исследовательская работа. Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика. Экскурсия.
Оформление работы. Работа с компьютером. Оформление анкет.
Подготовка защиты и презентации. Составление текста защиты проекта. Подготовка презентации.
Защита проекта. Выступления. Конференция.
- Охрана природы.
Влияние хозяйственной деятельности человека на природу.
Охрана растительного и животного мира.
Фенологические особенности растений и животных нашего края.
Конкурс рисунка и плакатов по теме «Охрана природы»
Методическое обеспечение.
В основу реализации программы положен метод экскурсионно-практической деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности.
Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы, как конструирование, этюды-зарисовки, уроки-путешествия, беседы, пресс-конференции, ролевые игры, заседания «круглого» стола, экскурсии, рейды на природу и т.п..
Занятия могут строиться по самым разным критериям в зависимости от выбранной педагогом совместно с детьми тематики и экологической проблемы, психического состояния и настроения учащихся.
Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию чувств нравственных (любовь, жалость, сопереживание и т.д.) и эстетических (восхищение, удивление, любование).
В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковой работы
Результатом творческой работы объединения «Юный натуралист» становится создание экологической выставки поделок из природных материалов, организация и проведение конкурса, природоохранная деятельность, участие в научно-практической конференции.
В ходе подготовительной работы к проведению мероприятия экологической направленности важно соблюдать несколько основных правил:
- не навязывать готового решения;
- не перегружать детей информацией, сосредоточив внимание на главном;
- подчёркивать важность инициативы и творческого подхода к решению экологических проблем;
- предоставлять право самим определять форму проведения того или иного занятия.
Все перечисленные методы организации творческой работы в объединении «Юный натуралист» способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам окружающей среды и, главное, поиску ярких индивидуальных решений этих проблем.
Основные направления в развитии творческих способностей учащихся.
- Развитие творческих способностей в формировании образов «живой природы»;
- Развитие интереса и внимания к окружающему миру через близкие пониманию образы, воплощённые средствами практической деятельности.
- Развитие навыков исследовательской деятельности.
Развитие коммуникативных способностей в опыте работы коллективной и индивидуальной деятельности в игровых занятиях.
Список литературы:
- Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1998 – 230 с.
- Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2004 – 350 с.
- Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. – М.: Просвещение, 1999 – 120 с.
- Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2002 – 112 с.
- Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1995 – 230 с.
- Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. – М.: Просвещение, 2003 – 240 с.
- Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. – Мн.: Издательство ООО «Красико-Принт», 2002 – 234 с.
- Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2001 – 186 с.
- Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях: практическое пособие / М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. – М.: Высшая школа, 1992 – 243 с.
- Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М.: Просвещение, 2005 – 146 с.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1996 – 190 с.
- Поплянова Е.М. А мы на уроке – играем: методическое пособие. – М.: Просвещение, 1994 – 227 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Страна мастеров» 1-4 класс
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направ...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Здоровейка"
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Человек в современном мире" 5,6,7 классы
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Человек в современном мире» составлена на основе учебника авторов С.Н.Вангородский, М.И. Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук &laqu...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка внеурочной деятельности « Подготовка к ОГЭ по обществознанию»
Программа кружка позволит учащимся более эффективнее готовиться к экзамену....
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности 2 кл Весёлый английский
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Весёлый английский" во 2 классе...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "АРТ- студия "Лиловые блики"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «АРТ студия «Лиловые блики» разработана для занятий с учащимися 5 - 7 классов во внеурочное время в соответствии с новыми требовани...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по информатике 1-4 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по информатике 1-4 класс 2016-2017 учебный год к аттестации...