Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Юный натуралист" предназначена для учащихся 5 классов, для более углубленного изучения биологии и знакомства с особенностями природы Астраханской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка  по биологии  «Юный Натуралист» учителя биологии МБОУ «СОШ № 12» г. Астрахани Деревянко Елены Васильевны

Пояснительная записка

Программа кружка “Юный натуралист” позволяет учащимся расширить представление о животном и растительном мире, которое они приобретают в ходе изучения разделов “Растения” и “Животные”, 6 -7 классах.

Программа данного кружка рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые, живо интересуясь ботаникой и зоологией и стремясь к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать посильную помощь.

К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок. Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой, её отдельными биоценозами. Под руководством преподавателя ребёнок сможет в системе рассмотреть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех сторон.

На занятиях кружка ребята учатся вести наблюдения, работать с художественной и научной литературой. У них возникает потребность лучше и больше знать.

Во время проведения дидактических игр, развивается коллективизм, уважение друг к другу.

Общение учеников с педагогом на занятиях кружка теряет формальную направленность, когда четко выполняются установки социальных ролей “ учитель” и “ученик”. Ученики и учителя становятся единомышленниками, занимаясь тем, что их интересует.

Программа кружка рассчитана на 1 год, причём занятия могут проводиться в разновозрастной группе обучающихся.

Возраст детей – средние школьники 12-13 лет

Цель работы кружка: приобщить детей к восприятию прекрасного в жизни, окружающей среде, к деятельности направленной на осознание своих возможностей в создании красоты, развитие интеллектуальных способностей.

Задачи:

  • Организовать увлекательное знакомство с многообразным миром комнатных растений;
  • Увлечь детей идеей изучения и познания окружающего мира;
  • Создать атмосферу ответственного взаимодействия и диалога;
  • Расширить знания детей о комнатных растениях, показать многообразие видов;
  • Отработать навыки ухода за комнатными растениями;
  • Формировать познавательный интерес.

Содержание работы кружка направлено на изучение различных видов комнатных растений, их особенностей развития, роста, места обитания.

Задачи: 

  1. Образовательные - систематизировать знания учащихся о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений и животных в природе и жизни человека, познакомить учащихся со строение и составлением бонсаи и икебан,
  2. Воспитательные – продолжить работу по формированию научного мировоззрения, раскрывая связь строения с функцией, с условиями обитания, осуществление экологического и природоохранительного воспитания, раскрывая вред, наносимый растениям и животных, трудовое воспитание в процессе самостоятельной работы учащихся с книгой, при составлении сообщений, биологических карт по растениям, при выполнении рисунков и лабораторных работ, осуществление эстетического воспитания при раскрытии вопросов, касающихся расположения комнатных растений, при выполнении фотографий, составлении гербария и коллекций семян однолетних и многолетних растений.
  3. Развивающие – продолжить умение работать с книгой, текстом учебника, с микропрепаратами, развивать умение при изготовлении наглядных пособий, навыки выращивания и ухода за комнатными растениями, животными, решить проблему озеленения и ухода за комнатными растениями в школе, работа на пришкольном участке, с целью сделать красивой школу.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного, процесса, этапы): программа кружка рассчитана на  1 год  

-   Формы и режим занятий: экскурсии, практические работы, изготовление наглядных пособий, составление сообщений, опытническая работа, работа с литературой, 1 ч в неделю, всего 34 часа.

Ожидаемые результаты и способы их проверки; Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
  • ведение здорового образа жизни.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки. фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

 1. Тестирование.

2. Занятие контроля знаний.

3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

4. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

Учебно-тематический план  

N

Тема

Всего

часов

В том числе

теория

практика

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1

Особенности кружка «Юный натуралист»

17

2.

Возникновение натуралистического движения. Природа окрестностей школы.

2

1

1

3.

Методы изучения природы. Природа в жизни человека.

1

1

4.

Увеличительные приборы для изучения живой природы. Практическая работа № 1. «Изучение строения растительной клетки на примере чешуи кожицы лука.»

2

1

1

5.

Царства живой природы. Особенности растений Астраханской области. Практическая работа № 2 « Изучение растительного мира Астраханской области. Красная книга.»

2

1

1

6.

Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений.

1

7.

Царство животных. Особенности животных Астраханской области. Редкие и исчезающие виды животных. Практическая работа № 3 « Составление Красной книги г. Астрахани.»

2

1

1

8.

Природа зимой. Охрана и привлечение зимующих птиц.

1

1

9.

Подготовка насекомых к зиме. Приспособления. Места зимовки. Работа с коллекциями и определителем.

Составление описаний и рассказов о

насекомых.

2

1

1

10

Царство бактерий и вирусы. Особенности строения бактерий и вирусов. Проектная деятельность на тему «Вирусные и инфекционные заболевания в нашей школе.»

2

1

1

11

Царство грибы. Общая характеристика грибов. Практическая работа «Составление правил сбора грибов и их правильное использование и хранение.»

2

1

1

Особенности исследовательской деятельности учащихся.

12

12

Основы исследовательской деятельности. Цели, задачи, методы исследовательской деятельности. Что такое исследование. Наблюдение. Приборы. Распределение на группы.

1

1

13

Этапы исследовательской работы. Обсуждение готовых проектов. Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Экскурсия.

2

1

1

14

Поиск информации. Библиотека. Интернет. Опрос. Экскурсия.

1

1

15

Исследовательская работа. Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика. Экскурсия.

2

1

1

16

Оформление работы. Работа с компьютером. Оформление анкет.

2

1

1

17

Подготовка защиты и презентации. Составление текста защиты проекта. Подготовка презентации.

2

1

1

18

Защита проекта. Выступления. Конференция.

 

3

Тема 8. Обобщение.
Сдача исследовательской работы. Праздник. Рефлексия.

2

1

1

Охрана природы

4

19

Влияние хозяйственной деятельности человека на природу.

1

1

20

Охрана растительного  и животного мира.

1

1

21

Фенологические особенности растений и животных нашего края.

1

1

22

Конкурс рисунка и плакатов по теме «Охрана природы»

1

1

Итого

34

21

13

Содержание программы

Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами.

  1. Введение – 1 ч

Вводное занятие. Техника безопасности.

  1. Особенности кружка «Юный натуралист»

Возникновение натуралистического движения. Природа окрестностей школы.

Методы изучения природы. Природа в жизни человека.

Увеличительные приборы для изучения живой природы. Практическая работа № 1. «Изучение строения растительной клетки на примере чешуи кожицы лука.»

Царства живой природы. Особенности растений Астраханской области. Практическая работа № 2 « Изучение растительного мира Астраханской области. Красная книга.»

Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений.

Царство животных. Особенности животных Астраханской области. Редкие и исчезающие виды животных. Практическая работа № 3 « Составление Красной книги г. Астрахани.»

Природа зимой. Охрана и привлечение зимующих птиц.

Подготовка насекомых к зиме. Приспособления. Места зимовки. Работа с коллекциями и определителем.

Составление описаний и рассказов о

насекомых.

Царство бактерий и вирусы. Особенности строения бактерий и вирусов. Проектная деятельность на тему «Вирусные и инфекционные заболевания в нашей школе.»

Царство грибы. Общая характеристика грибов. Практическая работа «Составление правил сбора грибов и их правильное использование и хранение.»

  1. Особенности исследовательской деятельности учащихся.

Основы исследовательской деятельности. Цели, задачи, методы исследовательской деятельности. Что такое исследование. Наблюдение. Приборы. Распределение на группы.

Этапы исследовательской работы. Обсуждение готовых проектов. Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Экскурсия.

Поиск информации. Библиотека. Интернет. Опрос. Экскурсия.

Исследовательская работа. Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика. Экскурсия.

Оформление работы. Работа с компьютером. Оформление анкет.

Подготовка защиты и презентации. Составление текста защиты проекта. Подготовка презентации.

Защита проекта. Выступления. Конференция.        

  1. Охрана природы.

Влияние хозяйственной деятельности человека на природу.

Охрана растительного  и животного мира.

Фенологические особенности растений и животных нашего края.

Конкурс рисунка и плакатов по теме «Охрана природы»

        

Методическое обеспечение.

В основу реализации программы положен метод экскурсионно-практической деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности.

Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы, как конструирование, этюды-зарисовки, уроки-путешествия, беседы, пресс-конференции, ролевые игры, заседания «круглого» стола, экскурсии, рейды на природу и т.п..

Занятия могут строиться по самым разным критериям в зависимости от выбранной педагогом совместно с детьми тематики и экологической проблемы, психического состояния и настроения учащихся.

Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию чувств нравственных (любовь, жалость, сопереживание и т.д.) и эстетических (восхищение, удивление, любование).

В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковой работы

Результатом творческой работы объединения «Юный натуралист» становится создание экологической выставки поделок из природных материалов, организация и проведение конкурса, природоохранная деятельность, участие в научно-практической конференции.

В ходе подготовительной работы к проведению мероприятия экологической направленности важно соблюдать несколько основных правил:

  • не навязывать готового решения;
  • не перегружать детей информацией, сосредоточив внимание на главном;
  • подчёркивать важность инициативы и творческого подхода к решению экологических проблем;
  • предоставлять право самим определять форму проведения того или иного занятия.


Все перечисленные методы организации творческой работы в объединении «Юный натуралист» способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам окружающей среды и, главное, поиску ярких индивидуальных решений этих проблем.
Основные направления в развитии творческих способностей учащихся.

  1. Развитие творческих способностей в формировании образов «живой природы»;
  2. Развитие интереса и внимания к окружающему миру через близкие пониманию образы, воплощённые средствами практической деятельности.
  3. Развитие навыков исследовательской деятельности.

Развитие коммуникативных способностей в опыте работы коллективной и индивидуальной деятельности в игровых занятиях.
Список литературы:

  1. Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1998 – 230 с.
  2. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2004 – 350 с.
  3. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. – М.: Просвещение, 1999 – 120 с.
  4. Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2002 – 112 с.
  5. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1995 – 230 с.
  6. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. – М.: Просвещение, 2003 – 240 с.
  7. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. – Мн.: Издательство ООО «Красико-Принт», 2002 – 234 с.
  8. Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2001 – 186 с.
  9. Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях: практическое пособие / М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. – М.: Высшая школа, 1992 – 243 с.
  10. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М.: Просвещение, 2005 – 146 с.
  11. Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1996 – 190 с.
  12. Поплянова Е.М. А мы на уроке – играем: методическое пособие. – М.: Просвещение, 1994 – 227 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по социальному направлению кружок «Страна мастеров» 1-4 класс

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направ...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Здоровейка"

В результате реализации программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Человек в современном мире" 5,6,7 классы

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности  «Человек в современном мире» составлена на основе учебника авторов С.Н.Вангородский, М.И. Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук &laqu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка внеурочной деятельности « Подготовка к ОГЭ по обществознанию»

Программа кружка позволит учащимся более эффективнее готовиться к экзамену....

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности 2 кл Весёлый английский

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Весёлый английский" во 2 классе...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "АРТ- студия "Лиловые блики"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «АРТ студия «Лиловые блики» разработана для занятий с учащимися 5 - 7 классов во внеурочное время в  соответствии с новыми требовани...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по информатике 1-4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по информатике 1-4 класс 2016-2017 учебный год к аттестации...