Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс история родного края
рабочая программа по истории (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rodnogo_kraya9_klass.docx | 40.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Чернава
Измалковского муниципального района Липецкой области»
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № 1 от 29.08.2019 г. | Утверждено Приказ № 208 от 29.08.2019 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«История родного края»
для 9а класса
на 2022-2023 учебный год
(обучение на дому)
Пояснительная записка
Настоящая программа внеурочной деятельности по краеведению и туризму «Мой край» разработана на основании следующих документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
3. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
4. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2021 года;
5. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.
6. Примерная программа духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся
В связи с возрождением интереса к национальному и духовному наследию России и в контексте активного формирования в обществе национальной идеи возрастает внимание к истории, культуре, литературе и природе малой Родины. Особая роль в формировании у учащихся с ОВЗ интереса к земле своих предков, приобретении знаний о родном крае, отводится туристско-краеведческой деятельности во внеурочное время.
Туристско-краеведческая деятельность учащихся в дополнительном образовании детей является одним из системообразующих факторов гуманистического воспитательного пространства. От всех других видов деятельности она отличается наибольшей интегрированностью, так как включает в себя все возможные виды деятельности в различных формах: познавательную, трудовую, спортивную, исследовательскую, учебно-профессиональную, игровую, коммуникативную. Именно поэтому так велики воспитательные возможности туристско-краеведческой деятельности: она позволяет решать задачи развития личности, обеспечивать социально-ценностную направленность поведения такого человека, решая задачи воспитания патриотизма, любви к малой родине, гражданского самосознания.
Особенностью курса туристско-краеведческой деятельности «Мой край» является использование в его преподавании информационно-коммуникационных технологий и медиа ресурсов. Максимально широкое использование ИКТ обусловлено необходимостью широко использовать иллюстративные материалы, предоставляет возможность применения различных методов обучения и контроля знаний. Другой особенностью курса является акцент на изучение города Липецка, не только как областного центра, но и как места, в котором происходит становление личности школьников и формируется их будущее.
Цель: развитие познавательного интереса к изучению своего края, его истории, традициям, культуре и литературе.
Задачи:
1. Расширить и обогатить знания учащихся с ОВЗ по русской литературе и культуре через изучение литературы Липецкого края;
2. Развивать у учащихся навыки поисковой и исследовательской работы, умение работать с различными источниками информации.
3. Воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь к родному краю, уважение к его истории, бережное отношение к природе.
Объектами курса краеведения являются: история; литература, культура и природа Липецкой области.
Предмет изучения – Липецкий регион.
Данная программа является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Через краеведческий материал учитель приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Программа составлена для работы с учащимися ОВЗ и направлена на воспитание духовной и разносторонне развитой личности ребенка с помощью развития познавательного интереса к истории, литературе и воспитанию любви к родному краю.
Методы обучения:
Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
Наглядный – просмотр презентаций, посещение экспозиций, выставок, музеев.
Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
Формы проведения занятий:
- Экскурсионные поездки.
- Виртуальные экскурсии.
- Игры, викторины, путешествия.
- Сообщения и доклады, статьи, сочинения учащихся.
- Просмотр презентаций и видеофильмов.
Данная программа реализуется в течение учебного года и предусматривает 34 учебных часа. Из расчета 1 час в неделю.
Механизм реализации программы:
- организация экскурсий в музеи школы
- пешие экскурсии по селу;
- организация виртуальных экскурсий по достопримечательностям Липецкой области;
- оформление презентаций;
Результативность курса
- приобретение социальных знаний;
- формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- приобретение опыта самостоятельного действия.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате освоения программы внеурочной деятельности учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны уметь:
- проявлять уважение к истории, культуре и традициям наших земляков;
- применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий Липецкой области;
- стремиться сохранять и приумножать культурное достояние родного края;
- обладать необходимыми коммутативными умениями.
- создавать творческие работы, презентации, рисунки, доклад
Содержание учебного предмета
Введение. Мое село и я.
Содержание и задачи курса «Мой край». Понятия «краеведение» и «туризм». Зачем нужно изучать родной край, что нам даст изучение края. Что мы знаем о родном крае? Викторина на знание родного города. Виртуальное путешествие по родному краю.
Что нужно знать настоящему туристу? Правила поведения в поездках, походах, на экскурсиях. Оказание первой медицинской помощи.
Историческое краеведение.
«Откуда есть пошла земля липская» (город Липецк). Липецк с момента правления Петра 1 до сегодняшнего дня. Вхождение города в состав могущественного Русского государства. Не одна легенда существует об основании Липецка. Обелиск с надписью «Липецкое городище, Памятник археологии 13 века, охраняется государством.» Река Липовка. Рождение города в мае 1703 года. Липские железоделательных заводы. 1779 году указ Екатерины 2 посёлку Липских заводов был придан статус уездного города. Первый геральдический символ – герб города. 1954 год - город Липецк становится областным центром.
Знакомство с родным краем: города Липецкой области. Путеводитель по Липецкой области.
Город – крепость Данков. Географическое положение одного из старейших городов наших – Данков. История образования и развития города. Место, связанное с упоминавшимся в Никоновской летописи 1146 года городом Дубок – старым Донковым. Легенда о названии города. Город – крепость Данков. Документ «Описание города Данкова в 18 веке». Данков – крупный центр по торговле хлебом. Герб города Данкова.
Град Лебедянь. (Изучение истории города, история которого далеко уходит своими корнями в прошлое.. Месторасположение, первое летописное упоминание и название города. Озеро «Лебединое». Яркая достопримечательность озера - лебеди. Город – крепость. ( 17 -18 века) Развитие города в 19 – 20 веках. Культурная жизнь лебедянцев. Герб города.)
История Благословенного Задонска. (Задонск – единственный город в Липецком крае без железнодорожной магистрали. Возникновение и развитие Задонска. ( до 19 века.) Задонск – это один из самых древних городов России. Упоминание в летописи 1116 под именем Чешев (Тешев) в составе половецких земель на Дону. Тешев в составе Рязанского княжества. Задонск уездный город Воронежского наместничества. Задонск в 18 – 20 веках. Культурная деятельность задонцев. Деятельность религиозного подвижника и мыслителя Тихона Задонского. М.В. Милонов, критик и философ Д.И. Писарев. А.И. Эртель. Задонск славится святым источником, который находится у стен женского монастыря в Задонске. Трудовой, ратный и культурный вклад заданцев в историю нашей многострадальной России.)
История города Усмань. Географическое положение города Усмань.
Усмань – один из провинциальных городов. Развитие и становление города – крепости. Достопримечательности Усмани и культурная жизнь усманцев.) «Этот город вечен святынями и красотой» Город – спутник Грязи.
«Путешествие в глубинку». Мой край родной. Виртуальная экскурсия в Чаплыгин. Знакомство с историей города. История глазами учащихся. Дом Меньшикова - историческое наследие. Чаплыгин - центр туризма Липецкой области: клуб военно-исторической реконструкции «Ранова», музей авторской куклы, выставка пернатых, охотничий домик Петра I. Троицкий собор. Петропавловская пустынь.
Литературное краеведение
«По – над Доном сад цветет…»
(А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.П. Бунина) Виртуальная экскурсия в Урусово Обзорная экскурсия (Никольская церковь, могила первой профессиональной поэтессы Анны Буниной, усадьба Буниных-Кропоткиных, дом Вагнеров).
«Где Дон, вспоивший нас, светлеет…» (Духовное наследие М.В. Милонова)
Липецкий венок А.С. Пушкину.
Страницы жизни и творчества М.А. Булгакова. Лебедянь.
Липецкие тропы М.Ю. Лермонтова.
Тургенев и Липецкий край. (Страницы биографии И.С. Тургенева.( 1818 – 1883) Усадьба Спасское . Литературная деятельность писателя. Тургенев и Липецкий край. Рассказ Тургенева «Лебедянь»)
Липецкие тропы Л.Н. Толстого. (Страницы биографии Л.Н. Толстого ( 1828 – 1910). Портрет писателя. Ясная Поляна – заповедное место. Ясная Поляна – неисчерпаемый источник вдохновения для писателя. Страстное увлечение – школа. Станции Астапово.)
Добрый – город, доброе – село – родина А.И. Левитова.
«Мой край задумчивый и нежный…» (С.А. Есенин)
«Он гимны пел родной природе» (А.А. Фет)
(Родина Сергея Есенина – рязанский край. Страницы биографии.
Литературная деятельность. Поэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. А. Фет – хозяин Степановки. ( Родовое поместье помещиков Шеншиных.)
Липецкая область - мой край родной
Викторина по теме "Мой город - моя гордость". Цели: воспитание чувства национальной гордости и любви к Родине, к родному краю; развитие интереса к истории и современной жизни родного города.
Красная книга Липецкой области 1984 году была учреждена Красная Книга Липецкой области Описание некоторых растений Липецкой области, которые попали в Красную книгу.
Земляки-ученые и их деятельность.П.П. Семенов-Тяньшанский, В.Ф. Ошанин. Значение их работ в мировой науке. Виртуальное путешествие в усадьбу П.П. Семёна-Тян-Шанского в Урусово.
Липецкий край в годы Великой Отечественной войны. Липчане – Великой Победы. Трагедия на Елецкой земле. Наступление на Елец фашистских оккупантов и подготовка ельчан к битве. Создание ельчанами полка народного ополчения и истребительного батальона. Стратегическое значение Елецкого железнодорожного узла. Ожесточённые бои за город Елец Массовый террор населения. Юго – Западный фронт. Маршал С.К. Тимошенко. Героические подвиги школьников. Надпись на гранитных плитах.
Работа «Героическое село»содержит материал по краеведению Липецкого края. Есть в Липецком крае село- родина пяти Героев Советского Союза и России. В презентации предоставлены краткие сведения об этом небольшом селе и о каждом из Героев. На нескольких слайдах материал о Доме-музее И.А.Флёрова.
Липецк – жемчужина Черноземья. Все о Липецке. Архитектура, памятники, достопримечательности. Памятники архитектуры города. Светские и культовые памятники архитектуры. Утраченные памятники архитектуры. Памятники архитектуры, сохранившиеся до нашего времени. Презентация знакомит с фонтанами Липецка, как одной из красивейших достопримечательностей города, их расположением, формой, местом нахождения.
Путешествие по Липецку и области. Краеведческий турнир «Пути-дорожки» Обобщение знаний об историческом прошлом нашего областного центра и области.
Знаешь ли ты культурное наследие родного края?» Подведение итогов. Защита проектов, презентации, статьи, сочинения. Награждение лучших учащихся.
Литература
- «Историю делают люди, а хранят архивы» Липецк 2001.
- А.Ю. Клоков, А.А. Найденов, А.В. Новосельцев «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» Липецк 2006.
- А.Ю. Клоков, А.А. Найденов, А.В. Новосельцев «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Липецк» Липецк 2006.
- А.Ю. Клоков, А.А. Найденов, А.В. Новосельцев «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Липецк Храмы Задонска 1 часть» 2007.
- В.М. Колтаков «Липецк. Страницы истории» Липецк 1991.
- Липецкая энциклопедия под ред. Шальнева Б.М., Шахова В.В., Липецк 1999.
- Липецкая областная детская газета «Золотой ключик».
- Липецкая областная детская газета «Сыроежка».
- А.Ю. Низовский «Самые знаменитые усадьбы России» Москва 2001.
- Памятная краеведческая карта Липецкой области» Липецк 1990.
- В.М. Петров, Ю.В. Панкратов «Старейший курорт России» Липецк 2005
- «По страницам красной книги Липецкой области».
- «Природа Липецкого края 8-9 класс» Липецк 1996.
- А.И. Тамбовская «Славные имена земли Липецкой» Липецк 2007.
- А.И. Тамбовская «Природа липецкого края в художественной литературе» Липецк 2003.
- А.И. Тамбовская «Есть в России такая земля. Путешествия по историческим местам Липецкого края». Липецк 2007.
- Шальнев Б.М., Шахов В.В. «Липчане – Великой Победе» Липецк 1995.
- Шальнев Б.М., Шахов В.В. « Мир детства: родная культура» Липецк 1996.
- «Хвойные экзоты».
- «Хрестоматия по истории Липецкого края» Липецк 2004.
- «Художественное краеведение Дидактический материал». Л.В. Ползикова. Липецк 2008.
Интернет ресурсы:
- http://www.lipetsk.intergrad.ru - самые общие сведения по истории Липецкого края на сайте «Регионы России».
- http://welcome.lipetsk.ru – краткая информация по истории и культуре Липецкого края на липецком туристическом сервере «Родимый край»
- http://lipchane.ru/index.php - сайт о городе Липецке
- http://www.olipetske.ru – все про Липецк.
- http://www.vsu.ru/dept/science/scidept/galgor.html - заповедник Галичья гора.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Заповедные места Липецкой области, универсальная энциклопедия Википедия
- http://heraldry.hobby.ru – гербы Липецкой области.
- http://geraldika.ru/region.php?id=48 – символика Липецкой области.
- http://krai.childbook.ru – Липецкий край – волшебный край.
Структура и содержание учебного предмета
Количество часов | ||||||
Класс | В неделю | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
По плану | 1 ч | 9 ч | 7 ч | 10 ч | 8 ч | 34 |
№ | Наименование темы | Количество часов по программе |
1 | Введение. Мое село и я. | 2 |
2 | Историческое краеведение | 15 |
3 | Литературное краеведение | 10 |
4 | Липецкая область - мой край родной | 7 |
Итого | 34 |
Приложение
к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование по географии 9а класс
на 2022-2023 учебный год учителя Косыгиной Елены Петровны
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
Введение. Мое село и я. Что такое туристко-краеведческая деятельность? | 1ч. 2.09 | ||
Правила поведения в поездках, походах, на экскурсиях. Оказание первой помощи. | 09.09 | ||
Историческое краеведение. «Откуда есть пошла земля липская» | 16.09 | ||
Знакомство с родным краем: города Липецкой области их геральдика. Путеводитель по Липецкой области | 23.09 | ||
Обелиск с надписью «Липецкое городище» | 30.09 | ||
Река Липовка | 07.10 | ||
Рождение города в мае 1703 года. | 14.10 | ||
Первый геральдический символ – герб города | 21.10 | ||
1954 год - город Липецк становится областным центром. | 28.10 | ||
Путеводитель по Липецкой области. Город – крепость Данков. | 2ч. 11.11 | ||
Град Лебедянь. Изучение истории города. | 18.11 | ||
Возникновение и развитие Задонска. | 25.11 | ||
История города Усмань | 02.12 | ||
Город – спутник Грязи. | 09.12 | ||
Виртуальная экскурсия в Чаплыгин. | 16.12 | ||
«По – над Доном сад цветет…» (А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.П. Бунина) | 23.12 | ||
Виртуальная экскурсия в Урусово Обзорная экскурсия (Никольская церковь, могила первой профессиональной поэтессы Анны Буниной, усадьба Буниных-Кропоткиных, дом Вагнеров). | 3ч. 13.01 | ||
«Где Дон, вспоивший нас, светлеет..» (Духовное наследие М.В. Милонова) | 20.01 | ||
Липецкий венок А.С. Пушкину | 27.01 | ||
Страницы жизни и творчества М.А. Булгакова. Лебедянь | 03.02 | ||
Липецкие тропы М.Ю. Лермонтова | 10.02 | ||
Тургенев и Липецкий край | 17.02 | ||
Липецкие тропы Л.Н. Толстого. | 03.03 | ||
Добрый – город, доброе – село – родина А.И. Левитова. | 10.03 | ||
«Мой край задумчивый и нежный…» (С.А. Есенин) | 17.03 | ||
«Он гимны пел родной природе» (А.А. Фет) | 24.03 | ||
Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. | 4 ч. 07.04 | ||
Липецкая область - мой край родной. Мой город - моя гордость. | 14.04 | ||
Красная книга Липецкой области | 21.04 | ||
Земляки-ученые и их деятельность.П.П. Семенов-Тяньшанский, В.Ф. Ошанин. Значение их работ в мировой науке. Виртуальное путешествие в усадьбу П.П. Семёна-Тян-Шанского в Урусово. | 28.04 | ||
Липецкий край в годы Великой Отечественной войны | 05.05 | ||
Липецк – жемчужина Черноземья. Все о Липецке. Архитектура, памятники, фонтаны, достопримечательности. | 12.05 | ||
Путешествие по Липецку и Липецкой области ( по карте). | 19.05 | ||
Путешествие по Липецку и Липецкой области ( по карте). | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9класс история отечества
Адаптированная рабочая программа по истории отечества для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федера...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс математика
Рабочая программа основана на государственной программе образовательных учреждений, работающих по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (инт...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс основы социальной жизни
Коррекционные занятия по предмету «Основы социальной жизни» направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социально...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7класс история отечества
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирова...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант7класс история родного края
-Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8класс история отечества
Рабочая программа по истории Отечества для учащихся 8 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе:...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8 класс история и культура родного края
Объектами курса краеведения являются: 1. Природа Липецкой области. 2. Население и хозяйство. 3. История и культура. Предмет изучения – Липецкий регион. Цели: 1. Воспитание нравственно-пат...