Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7 класс основы социальной жизни
рабочая программа (7 класс)

Косыгина Елена Петровна

При планировании учитывались возрастные особенности подростков 12-14 лет. Данная программа является частью системы учебно – воспитательной работы школы и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания детей с ОВЗ. Она ориентирована на успешную интеграцию каждого ребёнка с ОВЗ в обществе сверстников. Коррекционная направленность программы предполагает:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_sots_zhizni_7_klass.docx40.32 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Чернава

Измалковского муниципального района Липецкой области»

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № 1

от 29.08.2019 г.

Утверждено

Приказ № 208

от 29.08.2019 г.

 

Рабочая программа

по учебному предмету

«Основы социальной жизни»

для 7 класса

на 2020-2021 учебный год

(обучение на дому)

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса  «Основы социальной жизни» для обучающихся с ОВЗ  разработана на основе нормативных документов и материалов:

- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);

- Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.);

- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»

- Примерной  адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22 декабря  2015 г. № 4/15;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого  приказом Министра  образования и науки  Российской Федерации  от 17  декабря 2010 г. № 1897;

- Программы коррекционной работы в школе: Психолого – педагогическое обеспечение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе / А.В.Семенович. – М. : Дрофа, 2015.

При планировании   учитывались  возрастные особенности  подростков 12-14 лет. Данная  программа является  частью системы  учебно – воспитательной  работы   школы  и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания детей с ОВЗ.  Она  ориентирована  на  успешную  интеграцию  каждого ребёнка с ОВЗ  в обществе сверстников. Коррекционная направленность программы  предполагает:

-  учет индивидуально-психологических особенностей каждого обучающегося;

- выбор средств и приёмов, позволяющих наиболее эффективно формировать воспитательное пространство,  что ведёт к развитию личности.

Подросток  учится жить по законам общества, бережно относиться к окружающему миру, ценить собственное здоровье и здоровье близких, задумываться о самовоспитании. В связи  с этим  программа воспитания и социализации  ставит такие цели и задачи:

Цель:

практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.

Задачи:

-расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;

-формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;

-ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;

-практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;

-усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);

-развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.

Своеобразие развития детей с ОВЗ  обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. Нарушение процессов  ощущения, восприятия, представления, воображения, мышления, памяти и внимания отличает данных детей от сверстников. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия помогают сбалансировать недостатки личностного развития подростка, способствуют более лёгкой адаптации его в обществе сверстников.  

Программа  ориентирована на подростков  11 – 14 лет, это  обучающиеся  5, 6, 7 классов.   Календарный учебный график для   каждого класса  содержит  по  34 учебных часа, из расчёта  по 1 часу в неделю.   Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:

- ритуал приветствия,

- разминку,

- основное содержание,

- рефлексию по поводу данного занятия,

- ритуал прощания.

     В ходе работы используются:

-  игровые методы,

-  метод обсуждения темы в вопросно – ответной форме,

-  ролевые игры,

-  работа в парах,

-  арт - терапия в различных её видах (рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание,

-  сказкотерапия,

-  метод аутогенной тренировки,

-  психогимнастика.

Огромную помощь здесь окажет такой вид работы, как чтение произведений по изучаемой теме, обсуждение характеров и поступков героев. Получая знания, обучающиеся будут отрабатывать навыки чтения, анализа произведений.

В  программе  выделены  приоритетные направления  работы, это:

  1. Личностное развитие
  2. Охрана здоровья и Основы безопасности жизнедеятельности
  3. Основы гражданского самосознания
  4. Творческое развитие
  5. Трудовое воспитание

Каждое направление имеет свои цели, задачи,  определяет знания, умения и навыки, которые подростки должны получить по реализации программы.

  1. Личностное развитие.

Цель: развитие механизмов эмоционально-волевого урегулирования,

            мотивационной сферы воспитанников: интересов, желаний,  

            потребностей.

Задачи:

-учить правильному  изложению  своих  мыслей  в устной форме;

-учить понимать и объяснять, что происходит вокруг нас;

-учить определять своё отношение к происходящему.

Содержание занятий:

  1. Нравственные беседы: «Дружба. Друг. Настоящий друг». «Правила на всю жизнь». «Герои Земли русской». «Мужественность и её черты».  «Курение – опасная ловушка». «Волшебные слова».
  2. Правовые, этические беседы: «Стыд и совесть». «Азбука общения». «Что такое доверие». «Кто аккуратен, тот людям приятен".
  3. Тренинги: «Привычки хорошие и плохие». «Азбука общения». «Учимся говорить комплименты». «Память и внимание».
  4. Экологические беседы: «Мир всей планете». «Прекрасна природа в любое время года».
  5. Игры, практикумы: «Волшебные слова». «Праздники страны».

Обучающиеся  должны овладеть мотивационной, эмоционально-волевой сферой  как основой  развития регулирующей функции поведения, что включает в себя:

Нормы и правила поведения;

Выделять главную мысль произведения; 

Определять основные черты характера героев;

Объяснять  своё отношение к родным и близким людям, к родной стране, её прошлому и настоящему.

  1. «Охрана здоровья и Основы безопасности жизнедеятельности»

Цель: 

формирование санитарно – гигиенических навыков,  профилактических умений по охране здоровья; воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

-сформировать представление о понятии «здоровье»;

-сформировать навыки самообслуживания;

-развить в детях потребность в занятиях физической культурой и спортом;

-развитие навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях;

-воспитывать в ребенке ответственность за себя, свое здоровье, за свои поступки;

-развить основные двигательные качества: физическую выносливость, силу, быстроту, ловкость;

-мотивация здорового образа жизни и создание условий для ее реализации; ориентироваться в различных жизненных ситуациях;

-владеть основами знаний о здоровом образе жизни;

-заботиться о своем здоровье.

Содержание занятий:

  1. Беседы по правилам дорожного движения.         
  2. Познавательные беседы: «Витамины укрепляют организм». «Меры пожарной безопасности». «Осторожно, гололёд».
  3. Нравственные беседы: «Сам сохрани своё здоровье». «Что имеем, не храним, потерявши, плачем».
  4. Тренинги: «Осанка – красивая спина». «Спорт укрепляет здоровье». «Движение – это жизнь». «Правила поведения на праздниках».

Обучающиеся  должны овладеть  системой профилактических умений по охране здоровья, а именно:

Ежедневно выполнять утреннюю зарядку ( под контролем взрослых);

Владеть навыками самообслуживания;

Сознательно выполнять процедуры закаливания;

Содержать в чистоте класс, свою комнату, рабочее место и т.д;

Принимать участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, подвижных играх.

  1. «Основы гражданского самосознания»

Цель: 

осмысление себя как гражданина общества, знакомство с правами  и обязанностями,  усвоение основ национальной культуры.

Задачи:

-уточнить представления о правах и обязанностях обучающегося школы;

-познакомить детей с историей, традициями русского народа;

- познакомить с символикой России (флаг, герб, гимн );

- познакомить с историей родного края;

- воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою Родину;

- познакомить с основными законами жизни каждого человека нашей страны (Конституция).

Содержание занятий:

  1. Нравственные беседы: «От чего зависят поступки человека». «Права человека и гражданина». «Что такое общество. Мы выбираем, нас выбирают». «Жадность и зависть. Уголовное право».
  2. Ролевые игры: «Правонарушения». «Моя семья». «Герои моей семьи».
  3. Познавательные беседы: «Ради жизни на Земле». «Символы  России». «Что такое честь». «Что такое Конституция».

Обучающиеся должны знать свои  права и обязанности, овладеть основами экономического  просвещения; национального самосознания, а именно:

Знать права и обязанности обучающегося;

Помнить основные исторические даты и события России;

Знать имена людей, прославивших Россию, родной край;

Знать традиционные праздники и обычаи русского народа.

4.«Творческое развитие»

Цель: 

развития механизмов творческого восприятия мышления,  чувства восхищения  прекрасным и бережного к нему отношения, формирование духовных запасов личности каждого воспитанника.

Задачи:

-развивать практические умения, элементы художественного исполнительства, фантазию, конструктивное мышление путем приобщения воспитанников к разнообразным жанрам искусства, к культурному наследию общества;

-продолжать формировать эстетическое восприятие окружающего мира;

-развивать эстетические представления на основе знакомства с разнообразными видами творчества человека;

-формировать эстетические представления, фантазию, мышление и сообразительность на основе знакомства с разнообразными видами творчества человека;

-развивать практические навыки и умения, мелкую моторику рук.

Содержание занятий:

  1. Практические занятия: «Прекрасна природа в любое время года». «Мастерская Деда Мороза». «Подарки родным и близким».
  2. Занятия – игры: «Звуки весны». «Краски осени». «Цветок желаний». «Защитники Отечества».
  3. Познавательные беседы: «Как празднуют Новый год в разных странах». «Голубь мира». «Герои нашего времени».

Обучающиеся  должны знать и уметь: 

Знать различные инструменты обслуживающего труда, их возможности, умения владеть ими;

Уметь планировать свою работу;  

Работать по инструкции;

Освоить такие вспомогательные средства, как эскиз, набросок, схема;

Переносить свои впечатления и преставления в разные виды художественной деятельности : лепку, рисование, аппликацию, конструирование.

5.«Трудовое воспитание»

Цель: 

отработка навыков трудового поведения, вооружение основными навыками самообслуживания, осмысление необходимости трудовой деятельности, развитие потребности  трудиться.

Задачи:

-сформировать навыки самообслуживания; продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены;

-научить правильному уходу за одеждой; научить производить мелкий ремонт одежды, обуви;

-научить ухаживать за жилищем; научить пользоваться бытовыми электроприборами;

-познакомить детей с правилами ухода за предметами личного пользования;

-воспитывать в детях бережливость, аккуратность в сфере их обращения с вещами.

Содержание занятий:

  1. Практические занятия: «Уход за школьной одеждой, обувью». «Виды одежды. Уход за ней». «Проворная игла». «Мой уютный класс. Моя комната». «Чтобы сад расцвёл». «Новогодние костюмы и маски».
  2. Познавательные занятия: «Кем я стану, когда вырасту». «Комнатные растения». «Семейная династия». «Кого волнует беспорядок». «Труд, вложенный в кусочек хлеба». «Золотые руки».

Обучающиеся  должны осмыслить  необходимость трудовой деятельности, профессиональной подготовка, общей ориентации в мире профессий, а именно:

владеть элементарными навыками самообслуживания;

знать и выполнять правила поведения в школе, в своём доме, в своей комнате, в столовой,  классной комнате;

участвовать в дежурстве по школе, по столовой;

поддерживать чистоту и порядок в классе, доме, своей комнате;

правильно ухаживать за одеждой, обувью; выполнять их ремонт;

выполнять работы по обслуживающему труду;

уметь ухаживать за комнатными растениями и растениями в школьном саду;

уметь ухаживать за растениями на школьных клумбах.

Структура и содержание учебного предмета

Количество часов

Класс

В неделю

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Год

По плану

1 ч

9

7

9

9

34

Приложение

к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование  по основам социальной жизни

7а класс

на 2020-2021  учебный год  учителя Косыгиной Елены Петровны

№ п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Вводное занятие. Знакомство, свободные дискуссии о летних каникулах, планах на учебный год. «Дружба. Друг. Настоящий друг».

1 четвер.

3.09

«Правила на всю жизнь». «Привычки хорошие и плохие».

10.09

«Азбука общения». Правила дорожного движения. «Моя дорога в школу и обратно».      

17.09

 «Прекрасна природа в любое время года». Уход за школьной одеждой, обувью.

24.09

Виды одежды. Уход за ней. «Проворная игла».

1.10

«Что такое доверие». Азбука общения.

8.10

Стыд и совесть. «Кто аккуратен, тот людям приятен".

15.10

Познавательные беседы: «Витамины укрепляют организм».

22.10

«Меры пожарной безопасности».

29.10

«Осторожно, гололёд».

2 четвер.

12.11

 «От чего зависят поступки человека».

19.11

«Права человека и гражданина».

26.11

«Правонарушения»

3.12

«Моя семья». «Герои моей семьи».

10.12

«Прекрасна природа в любое время года» (зима)

17.12

Мой уютный класс. Моя комната.

24.12

«Чтобы на окне сад расцвёл».

3 четвер.

14.01

Что такое общество. «Мы выбираем, нас выбирают».

21.01

«Что такое Конституция».

28.01

 «Жадность и зависть. Уголовное право».

4.02

«Сам сохрани своё здоровье».

11.02

«Что имеем, не храним, потерявши, плачем».

18.02

 Как празднуют Новый год в разных странах?

25.02

«Мастерская Деда Мороза».

4.03

«Новогодние костюмы и маски».

18.03

«Кем я стану, когда вырасту».

4 четвер.

1.04

 «Комнатные растения».

8.04

«Курение – опасная ловушка».

15.04

 «Волшебные слова».

22.04

 «Праздники страны».

29.04

«Осанка – красивая спина».

6.05

«Голубь мира».

13.05

Азбука дорожного движения (повторение, обобщение)

20.05

«Прекрасна природа в любое время года» (лето).

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология

Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс основы социальной жизни

Коррекционные занятия по предмету «Основы социальной жизни» направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социально...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс ручной труд

Программа «Ручной труд» направлена на воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, настойчивости, уважения к труду. Основная задача обучения – формирование общетрудовых умений и навыков: умения ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7 класс физическая культура

Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8 класс биология

Рабочая программа по биологии для учащихся 8 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе: Учебного плана МБОУ СОШ с.Чернава ...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8класс основы социальной жизни

Основы социальной жизни в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. В данной программе представлены разделы изучения курса основ социальной жизни для обуч...