Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7 класс основы социальной жизни
рабочая программа (7 класс)
При планировании учитывались возрастные особенности подростков 12-14 лет. Данная программа является частью системы учебно – воспитательной работы школы и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания детей с ОВЗ. Она ориентирована на успешную интеграцию каждого ребёнка с ОВЗ в обществе сверстников. Коррекционная направленность программы предполагает:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_sots_zhizni_7_klass.docx | 40.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Чернава
Измалковского муниципального района Липецкой области»
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № 1 от 29.08.2019 г. | Утверждено Приказ № 208 от 29.08.2019 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Основы социальной жизни»
для 7 класса
на 2020-2021 учебный год
(обучение на дому)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы социальной жизни» для обучающихся с ОВЗ разработана на основе нормативных документов и материалов:
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);
- Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.);
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22 декабря 2015 г. № 4/15;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- Программы коррекционной работы в школе: Психолого – педагогическое обеспечение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе / А.В.Семенович. – М. : Дрофа, 2015.
При планировании учитывались возрастные особенности подростков 12-14 лет. Данная программа является частью системы учебно – воспитательной работы школы и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания детей с ОВЗ. Она ориентирована на успешную интеграцию каждого ребёнка с ОВЗ в обществе сверстников. Коррекционная направленность программы предполагает:
- учет индивидуально-психологических особенностей каждого обучающегося;
- выбор средств и приёмов, позволяющих наиболее эффективно формировать воспитательное пространство, что ведёт к развитию личности.
Подросток учится жить по законам общества, бережно относиться к окружающему миру, ценить собственное здоровье и здоровье близких, задумываться о самовоспитании. В связи с этим программа воспитания и социализации ставит такие цели и задачи:
Цель:
практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Задачи:
-расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
-формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
-ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
-практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
-усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
-развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Своеобразие развития детей с ОВЗ обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. Нарушение процессов ощущения, восприятия, представления, воображения, мышления, памяти и внимания отличает данных детей от сверстников. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия помогают сбалансировать недостатки личностного развития подростка, способствуют более лёгкой адаптации его в обществе сверстников.
Программа ориентирована на подростков 11 – 14 лет, это обучающиеся 5, 6, 7 классов. Календарный учебный график для каждого класса содержит по 34 учебных часа, из расчёта по 1 часу в неделю. Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:
- ритуал приветствия,
- разминку,
- основное содержание,
- рефлексию по поводу данного занятия,
- ритуал прощания.
В ходе работы используются:
- игровые методы,
- метод обсуждения темы в вопросно – ответной форме,
- ролевые игры,
- работа в парах,
- арт - терапия в различных её видах (рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание,
- сказкотерапия,
- метод аутогенной тренировки,
- психогимнастика.
Огромную помощь здесь окажет такой вид работы, как чтение произведений по изучаемой теме, обсуждение характеров и поступков героев. Получая знания, обучающиеся будут отрабатывать навыки чтения, анализа произведений.
В программе выделены приоритетные направления работы, это:
- Личностное развитие
- Охрана здоровья и Основы безопасности жизнедеятельности
- Основы гражданского самосознания
- Творческое развитие
- Трудовое воспитание
Каждое направление имеет свои цели, задачи, определяет знания, умения и навыки, которые подростки должны получить по реализации программы.
- Личностное развитие.
Цель: развитие механизмов эмоционально-волевого урегулирования,
мотивационной сферы воспитанников: интересов, желаний,
потребностей.
Задачи:
-учить правильному изложению своих мыслей в устной форме;
-учить понимать и объяснять, что происходит вокруг нас;
-учить определять своё отношение к происходящему.
Содержание занятий:
- Нравственные беседы: «Дружба. Друг. Настоящий друг». «Правила на всю жизнь». «Герои Земли русской». «Мужественность и её черты». «Курение – опасная ловушка». «Волшебные слова».
- Правовые, этические беседы: «Стыд и совесть». «Азбука общения». «Что такое доверие». «Кто аккуратен, тот людям приятен".
- Тренинги: «Привычки хорошие и плохие». «Азбука общения». «Учимся говорить комплименты». «Память и внимание».
- Экологические беседы: «Мир всей планете». «Прекрасна природа в любое время года».
- Игры, практикумы: «Волшебные слова». «Праздники страны».
Обучающиеся должны овладеть мотивационной, эмоционально-волевой сферой как основой развития регулирующей функции поведения, что включает в себя:
Нормы и правила поведения;
Выделять главную мысль произведения;
Определять основные черты характера героев;
Объяснять своё отношение к родным и близким людям, к родной стране, её прошлому и настоящему.
- «Охрана здоровья и Основы безопасности жизнедеятельности»
Цель:
формирование санитарно – гигиенических навыков, профилактических умений по охране здоровья; воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
-сформировать представление о понятии «здоровье»;
-сформировать навыки самообслуживания;
-развить в детях потребность в занятиях физической культурой и спортом;
-развитие навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях;
-воспитывать в ребенке ответственность за себя, свое здоровье, за свои поступки;
-развить основные двигательные качества: физическую выносливость, силу, быстроту, ловкость;
-мотивация здорового образа жизни и создание условий для ее реализации; ориентироваться в различных жизненных ситуациях;
-владеть основами знаний о здоровом образе жизни;
-заботиться о своем здоровье.
Содержание занятий:
- Беседы по правилам дорожного движения.
- Познавательные беседы: «Витамины укрепляют организм». «Меры пожарной безопасности». «Осторожно, гололёд».
- Нравственные беседы: «Сам сохрани своё здоровье». «Что имеем, не храним, потерявши, плачем».
- Тренинги: «Осанка – красивая спина». «Спорт укрепляет здоровье». «Движение – это жизнь». «Правила поведения на праздниках».
Обучающиеся должны овладеть системой профилактических умений по охране здоровья, а именно:
Ежедневно выполнять утреннюю зарядку ( под контролем взрослых);
Владеть навыками самообслуживания;
Сознательно выполнять процедуры закаливания;
Содержать в чистоте класс, свою комнату, рабочее место и т.д;
Принимать участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, подвижных играх.
- «Основы гражданского самосознания»
Цель:
осмысление себя как гражданина общества, знакомство с правами и обязанностями, усвоение основ национальной культуры.
Задачи:
-уточнить представления о правах и обязанностях обучающегося школы;
-познакомить детей с историей, традициями русского народа;
- познакомить с символикой России (флаг, герб, гимн );
- познакомить с историей родного края;
- воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою Родину;
- познакомить с основными законами жизни каждого человека нашей страны (Конституция).
Содержание занятий:
- Нравственные беседы: «От чего зависят поступки человека». «Права человека и гражданина». «Что такое общество. Мы выбираем, нас выбирают». «Жадность и зависть. Уголовное право».
- Ролевые игры: «Правонарушения». «Моя семья». «Герои моей семьи».
- Познавательные беседы: «Ради жизни на Земле». «Символы России». «Что такое честь». «Что такое Конституция».
Обучающиеся должны знать свои права и обязанности, овладеть основами экономического просвещения; национального самосознания, а именно:
Знать права и обязанности обучающегося;
Помнить основные исторические даты и события России;
Знать имена людей, прославивших Россию, родной край;
Знать традиционные праздники и обычаи русского народа.
4.«Творческое развитие»
Цель:
развития механизмов творческого восприятия мышления, чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения, формирование духовных запасов личности каждого воспитанника.
Задачи:
-развивать практические умения, элементы художественного исполнительства, фантазию, конструктивное мышление путем приобщения воспитанников к разнообразным жанрам искусства, к культурному наследию общества;
-продолжать формировать эстетическое восприятие окружающего мира;
-развивать эстетические представления на основе знакомства с разнообразными видами творчества человека;
-формировать эстетические представления, фантазию, мышление и сообразительность на основе знакомства с разнообразными видами творчества человека;
-развивать практические навыки и умения, мелкую моторику рук.
Содержание занятий:
- Практические занятия: «Прекрасна природа в любое время года». «Мастерская Деда Мороза». «Подарки родным и близким».
- Занятия – игры: «Звуки весны». «Краски осени». «Цветок желаний». «Защитники Отечества».
- Познавательные беседы: «Как празднуют Новый год в разных странах». «Голубь мира». «Герои нашего времени».
Обучающиеся должны знать и уметь:
Знать различные инструменты обслуживающего труда, их возможности, умения владеть ими;
Уметь планировать свою работу;
Работать по инструкции;
Освоить такие вспомогательные средства, как эскиз, набросок, схема;
Переносить свои впечатления и преставления в разные виды художественной деятельности : лепку, рисование, аппликацию, конструирование.
5.«Трудовое воспитание»
Цель:
отработка навыков трудового поведения, вооружение основными навыками самообслуживания, осмысление необходимости трудовой деятельности, развитие потребности трудиться.
Задачи:
-сформировать навыки самообслуживания; продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены;
-научить правильному уходу за одеждой; научить производить мелкий ремонт одежды, обуви;
-научить ухаживать за жилищем; научить пользоваться бытовыми электроприборами;
-познакомить детей с правилами ухода за предметами личного пользования;
-воспитывать в детях бережливость, аккуратность в сфере их обращения с вещами.
Содержание занятий:
- Практические занятия: «Уход за школьной одеждой, обувью». «Виды одежды. Уход за ней». «Проворная игла». «Мой уютный класс. Моя комната». «Чтобы сад расцвёл». «Новогодние костюмы и маски».
- Познавательные занятия: «Кем я стану, когда вырасту». «Комнатные растения». «Семейная династия». «Кого волнует беспорядок». «Труд, вложенный в кусочек хлеба». «Золотые руки».
Обучающиеся должны осмыслить необходимость трудовой деятельности, профессиональной подготовка, общей ориентации в мире профессий, а именно:
владеть элементарными навыками самообслуживания;
знать и выполнять правила поведения в школе, в своём доме, в своей комнате, в столовой, классной комнате;
участвовать в дежурстве по школе, по столовой;
поддерживать чистоту и порядок в классе, доме, своей комнате;
правильно ухаживать за одеждой, обувью; выполнять их ремонт;
выполнять работы по обслуживающему труду;
уметь ухаживать за комнатными растениями и растениями в школьном саду;
уметь ухаживать за растениями на школьных клумбах.
Структура и содержание учебного предмета
Количество часов | ||||||
Класс | В неделю | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
По плану | 1 ч | 9 | 7 | 9 | 9 | 34 |
Приложение
к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование по основам социальной жизни
7а класс
на 2020-2021 учебный год учителя Косыгиной Елены Петровны
№ п/п | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
Вводное занятие. Знакомство, свободные дискуссии о летних каникулах, планах на учебный год. «Дружба. Друг. Настоящий друг». | 1 четвер. 3.09 | ||
«Правила на всю жизнь». «Привычки хорошие и плохие». | 10.09 | ||
«Азбука общения». Правила дорожного движения. «Моя дорога в школу и обратно». | 17.09 | ||
«Прекрасна природа в любое время года». Уход за школьной одеждой, обувью. | 24.09 | ||
Виды одежды. Уход за ней. «Проворная игла». | 1.10 | ||
«Что такое доверие». Азбука общения. | 8.10 | ||
Стыд и совесть. «Кто аккуратен, тот людям приятен". | 15.10 | ||
Познавательные беседы: «Витамины укрепляют организм». | 22.10 | ||
«Меры пожарной безопасности». | 29.10 | ||
«Осторожно, гололёд». | 2 четвер. 12.11 | ||
«От чего зависят поступки человека». | 19.11 | ||
«Права человека и гражданина». | 26.11 | ||
«Правонарушения» | 3.12 | ||
«Моя семья». «Герои моей семьи». | 10.12 | ||
«Прекрасна природа в любое время года» (зима) | 17.12 | ||
Мой уютный класс. Моя комната. | 24.12 | ||
«Чтобы на окне сад расцвёл». | 3 четвер. 14.01 | ||
Что такое общество. «Мы выбираем, нас выбирают». | 21.01 | ||
«Что такое Конституция». | 28.01 | ||
«Жадность и зависть. Уголовное право». | 4.02 | ||
«Сам сохрани своё здоровье». | 11.02 | ||
«Что имеем, не храним, потерявши, плачем». | 18.02 | ||
Как празднуют Новый год в разных странах? | 25.02 | ||
«Мастерская Деда Мороза». | 4.03 | ||
«Новогодние костюмы и маски». | 18.03 | ||
«Кем я стану, когда вырасту». | 4 четвер. 1.04 | ||
«Комнатные растения». | 8.04 | ||
«Курение – опасная ловушка». | 15.04 | ||
«Волшебные слова». | 22.04 | ||
«Праздники страны». | 29.04 | ||
«Осанка – красивая спина». | 6.05 | ||
«Голубь мира». | 13.05 | ||
Азбука дорожного движения (повторение, обобщение) | 20.05 | ||
«Прекрасна природа в любое время года» (лето). | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология
Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс основы социальной жизни
Коррекционные занятия по предмету «Основы социальной жизни» направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социально...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс ручной труд
Программа «Ручной труд» направлена на воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, настойчивости, уважения к труду. Основная задача обучения – формирование общетрудовых умений и навыков: умения ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7 класс ручной труд
Адаптированная рабочая программа по ручному труду для учащихся 7 класса составлена на основе:...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7 класс физическая культура
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8 класс биология
Рабочая программа по биологии для учащихся 8 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида составлена на основе: Учебного плана МБОУ СОШ с.Чернава ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 8класс основы социальной жизни
Основы социальной жизни в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. В данной программе представлены разделы изучения курса основ социальной жизни для обуч...