Программа внеурочной деятельности "Юная гвардия"
рабочая программа на тему

Маёренко Владимир Николаевич

Программа по внеурочной деятельности , военно-патриотической направленности. , для 5-8 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

Октябрьский район

с.п. Унъюган

МКОУ «Унъюганская СОШ №2»

ПРОГРАММА

дополнительного образования

 «ЮНАЯ ГВАРДИЯ»

Учитель истории

                                                                                                      МКОУ «Унъюганская СОШ №2»

   Маёренко  Владимир Николаевич

ПРОГРАММА

дополнительного образования «ЮНАЯ  ГВАРДИЯ»

Программа патриотического воспитания учащихся «Юная гвардия» разработана                         в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации,             с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы», Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон    «О Днях воинской славы России»

Актуальность.

В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации.                 У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность                              и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность                                      к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма, как основы консолидации общества и укрепления государства. В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях  и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Военно-патриотическое воспитание молодежи осуществляется по следующим основным направлениям: духовно-нравственное, историческое

Цель программы: формирование у учащихся гражданственности и патриотизма.

Задачи:

*развитие и совершенствование системы военно-патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;

*формирование осознанной мотивации к прохождению военной службы;

*воспитание бережного  и уважительного отношения к истории своей Родины,                        её традициям;

*выработка активной жизненной позиции;

*физическое развитие детей и подростков, формирование навыков здорового образа жизни.

*подготовка подрастающего поколения к военной службе.

*Программа опирается на принципы системности, планомерности, комплексного сочетания мер воспитательного воздействия, направленных в целом на каждого ребёнка. Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения                к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции                      по защите Отечества, и осуществляется по следующим основным направлениям:

Духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов                             и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении.

Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков                                     и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве, стране.

Политико-правовое — формирование глубокого понимания конституционного                        и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований                       и органов в политической системе общества и государства.

Патриотическое — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания                          и судьбы россиян.

Профессионально - деятельностное — формирование добросовестного                                    и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления                         к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.

Психологическое — формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части.

Отличительными особенностями данной программы являются:

*интеграция с одной стороны образовательных дисциплин (краеведение, военное дело, туризм, медицина, гражданская оборона, дорожная безопасность), с другой стороны деятельности различных организаций (инспекция по делам несовершеннолетних, общественная организация воинов-интернационалистов «Боевое братство», военкомат);

*учет регионального компонента;

*осуществление практико – ориентированного подхода как в организации обучения, так и в проведении воспитательных мероприятий для юных воинов;

*большая часть программы отводится на практические занятия, где обучающиеся закрепляют полученные знания на практике;

*подготовка и участие в соревнованиях и Спартакиадах поселкового, районного и окружного уровней.

В процессе реализации программы используются разнообразные  формы обучения: военно - строевая подготовка, конкурсы солдатского мастерства по строевой подготовке  и знанию оружия, соревнования, беседы, лекции, игры, конкурсы, викторины.  

Программа, ориентированная на детей среднего и старшего возраста, рассчитана                     на 5 лет, на 35 часов в год, по 1 часа в неделю.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

*основные положения и понятия строевого устава;

*правовые основы несения военной службы;

*материальную часть стрелкового оружия;

*подвиги воинов-земляков;

*основные правила поведения в условиях природной среды и меры защиты;

*приемы оказания первой доврачебной помощи в условиях природной  среды;

*действия в чрезвычайных ситуациях, систему предупреждения;

*снаряжение для обеспечения жизнедеятельности в условиях природной среды;

*основы безопасного ведения спасательных работ;

*виды костров;

В результате реализации программы обучающиеся    будут уметь:                                                          

*выполнять строевые приемы с оружием и без оружия;

*двигаться строевым шагом, подавать команды и управлять строем;

*проводить полную сборку (разборку) автомата АК – 47;

*выполнять комплексы физических упражнений;

*отличать виды и роды войск Российской Армии;

*оказывать первую доврачебную помощь;

*выбирать место и устанавливать палатку, разжигать костер;

*проводить спасательные работы и эвакуировать пострадавших;

Критерии оценки достижений учащихся путем

*выполнение нормативов;

*результаты участия в соревнованиях;

*результаты, показанные по предметам обучения и учебным дисциплинам в рамках школьной программы

*результаты предметной олимпиады по ОБЖ на муниципальном уровне.

Материально-техническая база:

*оборудованное для проведения собраний и классно-групповых занятий — кабинет №25;

*рабочее место для проведения практических стрельб из пневматического оружия (спортивный зал);

*пневматическое оружие (пять винтовок);

*индивидуальные средства защиты (ОЗК; противогазы ГП-5, ГП-7, дозиметр ВПХР);

*учебный вариант — ВПХР, полномасштабный макет автомата АКМ-74, полноразмерные макеты мин;

*наставления, общевоинские уставы, курс НВП, плакаты;

* полевое обмундирование (камуфлированные брюки и куртки, береты, берцы);

*пожарная амуниция;

*военно-спортивная полоса препятствий;

*топографические карты, компасы;

*учебная и методическая литература;

*велосипеды.

СОДЕРЖАНИЕ

1 год обучения.

Основы военной службы. Символика, геральдика ВС РФ,  фалеристика ВС РФ,  форма одежды ВС РФ,  виды и рода войск ВСРФ , уставы ВСРФ,  стрелковое оружие

Пожарная подготовка История создания пожарной службы. Развитие пожарной техники. Средства индивидуальной защиты пожарников Органы управления служб пожарной охраны Правила надевания пожарной амуниции.

Гражданская оборона. История создания ГО. Структура и органы управления ГО. Современные средства поражения. Основные мероприятия ГО по защите населения.

Правила надевания ОЗК в виде плаща.

Дорожная безопасность. Правила дорожного движения. Безопасность на дорогах.

Чрезвычайные ситуации на транспорте. Игра «Азбука безопасности».

Медицинская подготовка. Основы медицинских знаний. Правила оказания первой помощи.

Начальная военная подготовка. Техника безопасности при обращении с оружием.

Стрельба  из пневматической винтовки. Разборка и сборка автомата Калашникова.

Метание гранат. Прохождение полосы препятствий.

2 год обучения

Пожарная подготовка. Пожары. Взрывы. Характеристика причин и возможных последствий пожаров. Характеристика причин и возможных последствий взрывов. Правила безопасного поведения при пожарах. Правила безопасного поведения при угрозе взрыва. Правила тушения пожара подручными средствами.

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Экстремальные ситуации в природных условиях. Смена климатогеографических условий. Автономное существование человека в природных условиях. Ориентирование на местности и выход к населённым пунктам. Выживание в природных условиях после аварии. Типы костров

Дорожная безопасность. Причины  дорожно-транспортного травматизма детей. Что такое ГИБДД  и кто такой инспектор ДПС. Новое о дорожных знаках, светофоре и указателях. Остановочный и тормозной путь транспорта. Нерегулируемый перекрёсток. Дорожная математика. Велосипедисты на дорогах. Экскурсия по посёлку. Игра «Азбука безопасности».

Медицинская подготовка. Первая медицинская помощь при ранах. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Первая медицинская помощь при ожогах.

Начальная военная подготовка. Техника безопасности при обращении с оружием. Стрельба  из пневматической винтовки. Разборка и сборка автомата Калашникова. Метание гранат. Прохождение полосы препятствий. Ориентирование по карте. Ориентирование по компасу. Ориентирование по местным признакам. Строевые приёмы без оружия.

3 год обучения

Пожарная подготовка. Преодоление пожарной полосы препятствий. Соединение пожарного рукава к гидранту. Надевание пожарной экипировки. Размотка пожарного рукава. Соединение пожарного рукава к гидранту. Надевание ОЗК в виде плаща и комбинезона.

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Правила безопасного поведения  при гидродинамических авариях.

Основы здорового образа жизни. Физическая культура и закаливание. Занятия физкультурой и спортом. Закаливание организма. Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма.

Медицинская подготовка. Первая медицинская помощь при отравлении бытовыми химикатами. Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами удушающего действия. Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами общеядовитого действия. Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами нейротропного действия. Первая медицинская помощь при поражении метаболическими ядами. Первая медицинская помощь при отравлении соединениями тяжёлых металлов. Первая медицинская помощь при ожогах химическими веществами.

Начальная военная подготовка. Техника безопасности при обращении с оружием.

Стрельба  из пневматической винтовки. Разборка и сборка автомата Калашникова.

Метание гранат. Прохождение полосы препятствий. Ориентирование по карте.

Ориентирование по компасу. Ориентирование по местным признакам. Тактическая подготовка. Строевые приёмы без оружия. Строевые приёмы с оружием.

4 год обучения

Пожарная подготовка. Преодоление пожарной полосы препятствий. Соединение пожарного рукава к гидранту. Надевание пожарной экипировки. Размотка пожарного рукава. Соединение пожарного рукава к гидранту. Надевание ОЗК в виде плаща и комбинезона.

Пожарно-техническое вооружение в отсеках пожарного автомобиля. Прокладка магистральной линии от пожарного автомобиля. Установка трёхходового разветвления и прокладка двух рукавной линии от трёхходового разветвления. Виды огнетушителей.

Работа с огнетушителем.

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Современный терроризм, его истоки, характерные черты и особенности. Виды терроризма. Борьба с терроризмом.

Основы здорового образа жизни. Факторы, разрушающие здоровье человека. Здоровый образ жизни – путь к достижению высокого уровня здоровья. Факторы риска во внешней среде. Факторы риска во внутренней среде организма человека. Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения. Безопасное поведение в школе

Безопасное поведение на занятиях физкультурой и спортом. Безопасное поведение на улице.

Медицинская подготовка. Признаки жизни и смерти. Прекардиальный удар в область грудины. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция лёгких. Остановка сердца и прекращение дыхания. Асептика и антисептика. Травмы головы. Травмы спины.

Травмы позвоночника.

Начальная военная подготовка. Техника безопасности при обращении с оружием.

Стрельба  из пневматической винтовки. Разборка и сборка автомата Калашникова.

Прохождение полосы препятствий. Ориентирование по карте. Ориентирование по компасу.

Тактическая подготовка. Строевые приёмы без оружия. Строевые приёмы с оружием.

5 год обучения

Основы военной службы.  Техника метания гранат. Правила безопасности при метании гранат. Разминка. Метание гранат на дальность с фиксированием результата. Восстановительные упражнения. Строевая подготовка. Разборка-сборка АК. Надевание противогаза. Снайперская дуэль. Строевая подготовка. Разборка-сборка АК. Надевание противогаза.

Пожарная подготовка.  Правила преодоления пожарной полосы препятствий. Правила соединения пожарного рукава к гидранту.

Надевание пожарной экипировки. Размотка пожарного рукава. Надевание ОЗК в виде плаща и комбинезона.

Основы военной службы.  Строевые приёмы без оружия. Строевые приёмы с оружием. Разборка- сборка АК. Надевание ОЗК в виде комбинезона.

Ориентирование по карте. Снайперская дуэль. Стрельба.

Национальные виды спорта. Правила метания тянзаня на хорей. Отработка метаний тянзяня. Прыжки через нарты. Национальный тройной прыжок. Метание топора.

Основы военной службы.  Метание гранат на точность. Метание гранат на дальность.

Учебно-тематический план

секции «Юная гвардия»

1 год обучения – 35 ч.

№ п/п

Наименование раздела, тема занятия

Количество часов

из них

теоретических

практических

Основы военной службы (7ч)

1

Символика, геральдика ВС РФ

1

1

2

Фалеристика ВС РФ

1

1

3

Воинские звания ВС РФ

1

1

4

Форма одежды ВС РФ

1

1

5

Виды и рода войск ВСРФ

1

1

6

Уставы ВСРФ

1

1

7

Стрелковое оружие.

1

1

Пожарная подготовка (5 ч)

8

История создания пожарной службы.

1

1

9

Развитие пожарной техники

1

1

10

Средства индивидуальной защиты пожарников

1

1

11

Органы управления служб пожарной охраны

1

1

12

Правила надевания пожарной амуниции.

1

1

Гражданская оборона. (5 ч)

13

История создания ГО

1

1

14

Структура и органы управления ГО

1

1

15

Современные средства поражения

1

1

16

Основные мероприятия ГО по защите населения

1

1

17

Правила надевания ОЗК в виде плаща

1

1

Дорожная безопасность (4 ч)

18

Правила дорожного движения

1

1

19

Безопасность на дорогах

1

1

20

Чрезвычайные ситуации на транспорте.

1

1

21

Игра «Азбука безопасности»

1

1

Медицинская подготовка (2 ч)

22

Основы медицинских знаний

1

1

23

Правила оказания первой помощи

1

1

Начальная военная подготовка ( 11 ч)

24

Техника безопасности при обращении с оружием.

1

1

25-27

Стрельба  из пневматической винтовки

3

3

28-31

Разборка и сборка автомата Калашникова

3

3

32-33

Метание гранат

2

2

34-35

Прохождение полосы препятствий.

2

2

Итого за год

35

20

15

Учебно-тематический план

 секции  «Юная гвардия»

2 год обучения – 35 ч.

№ п/п

Наименование раздела, тема занятия

Количество часов

из них

теоретических

практических

Пожарная подготовка ( 7 ч)

1

Пожары

1

1

2

Взрывы

1

1

3

Характеристика причин и возможных последствий пожаров.

1

1

4

Характеристика причин и возможных последствий взрывов

1

1

5

Правила безопасного поведения при пожарах

1

1

6

Правила безопасного поведения при угрозе взрыва.

1

1

7

Правила тушения пожара подручными средствами.

1

1

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях ( 5 ч)

8

Экстремальные ситуации в природных условиях. Смена климатогеографических  условий.

1

1

9

Автономное существование человека в природных условиях. Выживание в природных условиях после аварии

1

1

10-11

Ориентирование на местности и выход к населённым пунктам

2

1

1

12

Типы костров

1

1

Дорожная безопасность (7 ч)

13

Что такое ГИБДД  и кто такой инспектор ДПС. Причины  дорожно-транспортного травматизма детей

1

1

14

Новое о дорожных знаках, светофоре и указателях. Остановочный и тормозной путь транспорта

1

1

15

Нерегулируемый перекрёсток. Дорожная математика

1

1

16

Велосипедисты на дорогах.

1

1

17

Экскурсия по посёлку

1

1

18-19

Игра «Азбука безопасности»

2

2

Медицинская подготовка ( 6 ч)

20-21

Первая медицинская помощь при ранах.

2

1

1

22-23

Первая медицинская помощь при кровотечениях

2

1

1

24-25

Первая медицинская помощь при ожогах

2

1

1

Начальная военная подготовка (  55ч)

26-27

Стрельба  из пневматической винтовки

2

2

28-29

Разборка и сборка автомата Калашникова

2

2

30

Прохождение полосы препятствий.

1

1

31-32

Ориентирование по карте и по компасу

2

2

33

Ориентирование по местным признакам

1

1

34-35

Строевые приёмы без оружия.

2

2

Итого за год

35

17

18

Учебно-тематический план

 секции «Юная гвардия»

3 год обучения – 35 ч.

№ п/п

Наименование раздела, тема занятия

Количество часов

из них

теоретических

практических

Пожарная подготовка (6 ч)

1-2

Преодоление пожарной полосы препятствий.

2

2

3-4

Надевание пожарной экипировки. Размотка пожарного рукава. Соединение пожарного рукава к гидранту.

2

2

5-6

Надевание ОЗК в виде плаща и комбинезона.

2

2

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (  3 ч)

7

Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ

1

1

8

Правила безопасного поведения при радиационных авариях

1

1

9

Правила безопасного поведения  при гидродинамических авариях

1

1

Основы здорового образа жизни ( 2 ч)

10

Физическая культура и закаливание. Занятия физкультурой и спортом

1

1

11

Закаливание организма. Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма

1

1

Медицинская подготовка ( 7 ч)

12

Первая медицинская помощь при отравлении бытовыми химикатами

1

1

13

Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами удушающего действия

1

1

14

Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами общеядовитого действия

1

1

15

Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами нейротропного действия

1

1

16

Первая медицинская помощь при поражении метаболическими ядами

1

1

17

Первая медицинская помощь при отравлении соединениями тяжёлых металлов

1

1

18

Первая медицинская помощь при ожогах химическими веществами.

1

1

Начальная военная подготовка (  17 ч)

19

Техника безопасности при обращении с оружием.

1

1

20-22

Стрельба  из пневматической винтовки

3

3

23-24

Разборка и сборка автомата Калашникова

2

2

25

Метание гранат

1

1

26

Прохождение полосы препятствий.

1

1

27

Ориентирование по карте

1

1

28

Ориентирование по компасу

1

1

29

Ориентирование по местным признакам

1

1

30

Тактическая подготовка

1

1

31-33

Строевые приёмы без оружия.

3

3

34-35

Строевые приёмы с оружием.

2

2

Итого за год

35

13

22

Учебно-тематический план

 секции «Юная гвардия»

4 год обучения – 35 ч.

№ п/п

Наименование раздела, тема занятия

Количество часов

из них

теоретических

практических

Пожарная подготовка ( 5 ч)

1

Преодоление пожарной полосы препятствий.

1

1

2

Надевание пожарной экипировки. Размотка пожарного рукава. Соединение пожарного рукава к гидранту.

1

1

3

Надевание ОЗК в виде плаща и комбинезона.

1

1

4

Пожарно-техническое вооружение в отсеках пожарного автомобиля

Прокладка магистральной линии от пожарного автомобиля

1

1

5

Виды огнетушителей

Работа с огнетушителем

1

1

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (  2 ч)

6

Современный терроризм, его истоки, характерные черты и особенности

1

1

7

Виды терроризма

Борьба с терроризмом

1

1

Основы здорового образа жизни ( 5 ч)

8

Факторы, разрушающие здоровье человека. Здоровый образ жизни – путь к достижению высокого уровня здоровья

1

1

9

Факторы риска во внешней и во внутренней среде организма человека

1

1

10

Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения

1

1

11

Безопасное поведение в школе. Безопасное поведение на улице

1

1

12

Безопасное поведение на занятиях физкультурой и спортом

1

1

Медицинская подготовка (  8 ч)

13

Признаки жизни и смерти

1

1

14-15

Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция лёгких

2

1

1

16

Остановка сердца и прекращение дыхания

1

1

17

Асептика и антисептика

1

1

18

Травмы головы

1

1

19

Травмы спины

1

1

20

Травмы позвоночника

1

1

Начальная военная подготовка ( 15 ч.)

21-23

Стрельба  из пневматической винтовки

3

3

24-26

Разборка и сборка автомата Калашникова

3

3

27

Прохождение полосы препятствий.

1

1

28

Ориентирование по карте

1

1

29

Ориентирование по компасу

1

1

30

Тактическая подготовка

1

1

31-33

Строевые приёмы без оружия.

3

3

34-35

Строевые приёмы с оружием.

2

2

Итого за год

35

Учебно-тематический план

секции «Юная гвардия»

5 год обучения – 35 ч.

№ п/п

Наименование раздела, тема занятия

Количество часов

из них

теоретических

практических

ОВС - 8 ч.

1

Техника метания гранат. Правила безопасности при метании гранат.

1

1

2-3

Разминка. Метание гранат на дальность

с фиксированием результата. Восстановительные упражнения.

2

2

4

Строевая подготовка.

1

1

5

Разборка-сборка АК. Надевание противогаза.

1

1

6

Снайперская дуэль.

1

1

7

Строевая подготовка.

1

1

8

Разборка-сборка АК. Надевание противогаза

1

1

Пожарная подготовка – 5 ч.

9

Правила преодоления пожарной полосы препятствий.

1

1

9

Правила соединения пожарного рукава к гидранту.

1

1

10-11

Надевание пожарной экипировки. Размотка пожарного рукава.

2

2

12

Надевание ОЗК в виде плаща и комбинезона.

1

1

ОВС – 12 ч.

13-14

Строевые приёмы без оружия.

2

2

15-16

Строевые приёмы с оружием.

2

2

17-18

Разборка- сборка АК.

2

2

19

Надевание ОЗК в виде комбинезона.

1

1

20

Ориентирование по карте.

1

1

21

Снайперская дуэль

1

1

22-24

Стрельба.

3

3

Национальные виды спорта - 7 ч.

25-27

Правила метания тянзаня на хорей. Отработка метаний тянзяня.

3

1

2

28

Прыжки через нарты

1

1

29

Национальный тройной прыжок

1

1

30-31

Метание топора

2

2

ОВС – 4 ч.

32-33

Метание гранат на точность.

2

2

34-35

Метание гранат на дальность.

2

2

Итого

35 ч

2 ч.

33 ч.

Список литературы.

1. Военно-спортивные игры. Издательство «Учитель». Авторы-составители П.Ф. Куклин, Л.А. Тётушкина, Л.А. Лаврова. 2011 год.

2. Патриотическое воспитание граждан РФ. Государственная программа,- М.,2005г.

3. Игровые методики. Издание 4. Н.Е. Щуркова.-М: Педагогическое общество России. 2008г.

4. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан.                           В.И. Бачевский. М., ООО «Редакция журнала «Военные знания». 2001г.

 5. Развитие патриотизма в России ХХ1 века. В.И. Лутовинов, И.И. Мельниченко. М.,Светотон. 2004 г.        

6. Действия населения по предупреждению террористических акций. В.В. Шевченко,              С.Ю. Блинов, Б.М. Бузин. М., ООО «ИП-Редакция «Военные знания». 2001 г.

7. Тактическая подготовка. Л.М. Ленин. М., ООО «Редакция журнала «Военные знания». 2002г.

8. Физическая подготовка. А.А. Квак. М., ООО «Редакция журнала «Военные знания». 2002г.

9. Защита Отечества обязанность каждого гражданина. А.Н. Иванов. М., ООО «Редакция журнала «Военные знания». 2001г.

10. Вооружённые Силы России. В.В. Смирнов. М., ООО «Редакция журнала «Военные знания». 2001г.

11. Строевая подготовка. Е.А. Попов. М., ООО «Редакция журнала «Военные знания». 2001г.

12. Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие. Т.А. Касимов,                    Д.Е. Яковлев. М., АЙРИС ПРЕСС. 2005 г.

13. Топография. Методическое пособие. Т.Н. Астафьева. Сургут. 2009 г.

14. Мы – пешеходы, пассажиры. Учебно-методическое пособие. М.Н. Плесовских. Самара. Из-во «Учебная литература». 2006 г.

15. Дорожная безопасность. Учебно-методическое пособие. Е.А. Козловская,                               С.А. Козловский. М., Третий Рим.2002 г.

16. Безопасность на дорогах – забота общая. Ханты-Мансийск – 2007 г.

17. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма в начальной и средней школе. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. Волгоград.2007 г.

18. Пожарная безопасность в общеобразовательном учреждении. О.В. Павлова. Волгоград. 2007 г.

19. Пожарная безопасность в школе. Методическое пособие. Л.Ю.Скрипник. М., АЙРИС ПРЕСС. 2005 г.

20. Справочник оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций. И.Ф. Богоявленский. Санкт-Петербург. 2005 г.

21. Начальная военная подготовка. Ю.А. Науменко. М., «Просвещение». 1987 г.

22. Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. Ростов-на-Дону «Феникс» 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...