Технологическая карта занятия 5 класс, "Фининсовая грамотность"
методическая разработка (5 класс) на тему

Коваль Полина Викторовна

Пригодится учителям для проведения занятия по теме "Доходы семьи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_dohody_semi_5_klass.docx131.21 КБ

Предварительный просмотр:

Программа повышения квалификации

«Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности

различным категориям обучающихся»

Проект занятия по «Финансовой грамотности»

Внеурочная деятельность - 5 класс

Тема: «Доходы семьи»

Групповая работа

      Выполнили учителя:

Маслова С.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13», г.Рубцовск

Коваль П.В., учитель истории и обществознания МКОУ Кировская СОШ, Топчихинского района,

Бакалова Т.Н., учитель истории МБОУ Красногорская СОШ, Красногорского района

Барнаул – 2017 г

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: «Финансовая грамотность»

Класс: 5 (ФГОС)

Тема занятия: «Доходы семьи»

 Цель занятия: Сформировать у учащихся представление об источниках доходов семьи.

Дидактическая задача: Выяснить значение понятия доход семьи и его сотавляющие.

Планируемые результаты:

Личностные:

-  осознание себя как члена семьи, общества и государства;

-  понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные:

  - понимание цели своих действий;

 - планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;

 - оценка правильности выполнения действий; самооценка;

  - овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления и причинно-следственных связей.

Предметные:
- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;

- сформировать у учащихся представление об основных источниках семейного дохода.

Основные понятия: Доход, заработная плата, премия, гонорар.

Компетенции:

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Описывать виды заработной платы.
• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять понятие собственность как источник доходов.

Форма обучения:  коллективная, индивидуальная, работа в парах, фронтальная

Межпредметные связи: математика, русский язык, обществознание.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки, пособие для учащихся, раздаточный материал.

Ход занятия

Этап занятия

Время этапа

Действия учителя

Действия ученика

Примечания

Оргмомент 

1 мин.

Проверяет готовность к занятию

-Добрый день, ребята. Тема нашего занятия вам очень близка из повседневной жизни. Давайте пожелаем удачи друг другу.

 желают удачи друг другу

 

Психологический настрой

2 мин.

Включает видеосюжет: «Азбука денег тетушки Совы» (6 серия)

Просмотр видеосюжета

Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности

2 мин.

Задает следующие вопросы:

- Проследите связь, представленных на слайде картинках.

- Как обобщив все вышеперечисленное одним словосочетанием?

Дают следующие ответы:

- деньги, работа, заработная плата, пенсия, пособия, стипендия, копилка и т.д.,

- семейный доход.

Представляется слайд 1 (метод «Кроссенса»)

Постановка учебных задач. Планирование

3 мин.

О чем сегодня пойдет речь?

Какую учебную задачу мы должны решить?  Что мы должны сделать, чтобы ответить на эти вопросы?

Ответы учащихся: о том, откуда деньги появляются в семье. - Что такое семейные деньги? - Что может быть источником дохода семьи? Обговаривают план работы.

Изучение новой темы,формирование новых понятий.

8-10 мин.

Лекция-беседа

- Назовите основной источник дохода в каждой семье.

Доходы семьи — это сумма денег, полученных за определённый период.

Основным доходом современного человека является заработная плата.

- Я вам предлагаю поработать в парах

Дополнить схему.

Вывод учителя. 

Существует несколько видов заработной платы. Сдельная заработная плата зависит от количества произведённой продукции, а повременная — от проработанного времени. Писатели, адвокаты, артисты получают гонорары. За успешную работу может быть выплачено дополнительное вознаграждение — премия.

Размер заработной платы зависит от профессии, квалификации и опыта, а также от отрасли и организации, в которой работает человек.

Дети дают ответы на вопросы учителя.

Записывают термины в тетради.

Дети делают записи в тетрадях.

 Представляется слайд 2.

Детям с ОВЗ раздаются пазлы «Доходы семьи».

На доске фиксируются ответы детей, учитель корректирует ответы и дает определения терминам.

Слад 3,4

Физ. минутка

1-2 мин.

Вместе с детьми вслух произносит слова и показывает основные движения.

Дети читают вслух стихотворение и выполняют движения.

Слад 5

Продолжение изучения новой темы

8-10 мин.

Учитель предлагает детям участие в практикуме «Подумаем-посчитаем», учебник стр.38-39.

В семье Серёжи пять человек.

Папа работает на предприятии и «чистыми» (т. е.

за вычетом уплаченных в пользу государства обязательных платежей — налогов) приносит домой

35 тыс. р. в месяц.

Мама временно не работает ,так как ухаживает за маленьким Серёжиным братом, которому всего

семь месяцев. Она получает пособие по уходу за ребёнком в размере 11 тыс. р. (40 % от той суммы, что

она зарабатывала в месяц до родов).

Серёжина бабушка уже не работает и получает пенсию

в размере 8 тыс. р. Бабушка живёт с семьёй старшего сына, но у неё есть своя квартира, которую она сдаёт за 18 тыс. р.в месяц.

Таким образом, суммарный доход семьи составляет:

35 000 + 11 000 + 8 000 + 18 000 = 72 000 р.

Чтобы получить средний доход на одного члена се-

мьи, нужно суммарный доход разделить на количество

членов семьи.

Это составит:

72 000 : 5 = 14 400 р. в месяц или 14 400 : 30 = 480 р. в день.

Игра «Найди и исправь ошибку»

  1. Родители ходят на работу и получают за нее стипендию. 
  2. Бабушка и дедушка не работают, они пенсионеры и получают зарплату.
  3. Старший брат студент за хорошую учебу получает пенсию.
  4. Родители получают на ребенка гонорар.
  5. Зарплата, премия, стипендия, пенсия, пособие - это расходы.

Дети с помощью учебника решают задачу.

Дети исправляют ошибки, допущенные педагогом

  1. Зарплату,
  2. Пенсию,
  3. Стипендию,
  4. Пособие,
  5. Доходы.

Разбор задачи на доске.

Закрепление изученного материала

5 мин.

Задание «Семейный доход». 

Выберите термины, относящиеся к доходу семьи, подчеркните нужное.  

Зарплата, поход в цирк, социальные пособия по безработице, покупка машины, пенсия для пожилых людей, сдача квартиры в аренду, квартплата, посещение кафе,   стипендия, билет на самолет, покупка роликов, услуги связи, наследство, премия, лекарство,  гонорар.

Работа на карточке,

взаимопроверка в парах

Карточки индивидуальные, ответы крепятся на магнитной доске.

Рефлексия

2-3 мин.

- Оцените свою работу на занятии подняв монету разного достоинства?

- «Золотая», я работал на отлично,

- «Серебряная», я мог работать лучше.

Учитель говорит детям, что монетки они могут забрать – это их заработная плата за работу на занятии.

Дети дают ответ, поднимают монетки.

Шоколадные монетки «золото» и «серебро».

Домашнее задание

2 мин.

Учитель предлагает выполнить задание дома с родителями творческую работу в свободной форме «Источники дохода моей семьи».

Фиксируют задание.

Литература:

1. ВИГДОРЧИК Елена Александровна, ЛИПСИЦ Игорь Владимирович, КОРЛЮГОВА Юлия Никитична

Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразовательных организаций. Издательство «ВИТА-ПРЕСС».2014

2. ВИГДОРЧИК Елена Александровна, ЛИПСИЦ Игорь Владимирович, КОРЛЮГОВА Юлия Никитична

Финансовая грамотность. Учебник . 5–7 классы общеобразовательных организаций. Издательство «ВИТА-ПРЕСС».2014

3. ВИГДОРЧИК Елена Александровна, ЛИПСИЦ Игорь Владимирович

Финансовая грамотность. Материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразовательных организаций. Издательство «ВИТА-ПРЕСС».2014

Ресурсы интернет:

Приложение 1

Пазл  «Доходы семьи»

Приложение 2

Задание «Семейный доход».

Выберите термины, относящиеся к доходу семьи, подчеркните нужное.  

Зарплата, поход в цирк, социальные пособия по безработице, покупка машины, пенсия для пожилых людей, сдача квартиры в аренду, квартплата, посещение кафе, стипендия, билет на самолет, покупка роликов, услуги связи, наследство, премия, лекарство, гонорар.

Задание «Семейный доход».

Выберите термины, относящиеся к доходу семьи, подчеркните нужное.  

Зарплата, поход в цирк, социальные пособия по безработице, покупка машины, пенсия для пожилых людей, сдача квартиры в аренду, квартплата, посещение кафе, стипендия, билет на самолет, покупка роликов, услуги связи, наследство, премия, лекарство, гонорар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ по теме: Полное исследование функции и построение графика (практическое занятие)

Технологическая карта занития  по дисциплине "Математика" на 2 курсе учреждений СПО...

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях», 2 класс, технологическая карта занятия

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях» и технологическая карта занятия. p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underl...

Технологическая карта занятия . Занятие по функциональной грамотности бюджет .doc

Технологическая карта занятия по финансовой граммотности...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Семейный бюджет"

технологическая карта урока "Семейный бюджет"  для учащихся 5-6 классов...

Технологическая карта занятия по функциональной грамотности. Модуль «Основы математической грамотности»

Технологическая карта занятия по функциональной грамотности. Модуль «Основы математической грамотности»Тема «Задачи на переливание»5 класс...

Методическая разработка (технологическая карта) занятия по развитию креативного мышления (функциональной грамотности) учащихся. «Снежный городок». Внеурочное занятие.

Предлагаемый материал содержит методическую разработку (технологическую карту) занятия по развитию креативного мышления учащихся – одного из шести направлений функциональной грамотности.Целевая ...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности 8 класс

Технологическая карта урока по финансовой грамотности. Содержательная: создание условий для формирования представления об источниках доходов и расходов семьи, семейном бюджете, личном финансовом ...