Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Приемы формирования читательской грамотности при работе с текстом».
план-конспект занятия (8 класс)
Основной особенностью текстов, служащих для формирования читательской грамотности, является постановка проблем, с которыми подросток может столкнуться в своей повседневной жизни: по дороге в школу, на уроке, в общении с друзьями, родителями и т.д.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Решение многих ситуационных задач связано с анализом конкретных ситуаций.
Отличительные особенности заданий для формирования и оценки читательской грамотности:
· задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний, например, по русскому языку;
· в каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая, понятная учащемуся;
· контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
· ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
· вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.
Именно эти задания формируют читательскую грамотность, потому что моделируют жизненную ситуацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx | 32.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности при работе с текстом».
Цели:
- формирование читательской компетентности учащихся;
- формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций подростков на общечеловеческие ценности в современных условиях.
Задачи:
- находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой, сжимать и обрабатывать информацию;
- находить информацию в тексте и соотносить её с реальным жизненным опытом и делать выводы.
Оборудование: раздаточный материал (тексты, листы оценивания), компьютерная презентация
Технологии обучения
№ п/п | Технология | Достигаемые результаты |
1 | Технология обучения в сотрудничестве | Эффективное взаимодействие учащихся и учителя |
2 | Здоровьесберегающая технология | Положительный эмоциональный настрой, предупреждение утомляемости |
3 | Технология проблемного обучения | Развитие аналитических способностей учащихся |
4 | Технологии развития критического мышления | Повышение интереса к чтению, развитие рефлексивного умения |
№ | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Применяемая технология | Формируемые УУД |
1 | Организация начала занятия Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс | Здравствуйте, ребята. Я рада снова вас видеть. Давайте повернемся и поприветствуем друг друга и наших гостей улыбками. Садитесь. | Включение в работу, самоопределение. | Здоровьесберегающая технология | Личностные Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мобилизация внимания, положительный настрой на работу. |
2 | Стадия вызова. Мотивация к учебной деятельности. | Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что умения и навыки, приобретенные на этом занятии, пригодятся вам и в учебной, и повседневной жизни. Тему нашего занятия вы мне скажете, ответив на вопрос: о чем рассуждали известные писатели? (слайд 2) Попробуйте догадаться и назвать ключевое слово этих высказываний. Во внутреннем мире человека … – это солнце. (Виктор Гюго) Истинная … заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан-Жак Руссо) … – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Генри Торо) … лучше красоты. (Генрих Гейне) | Дети слушают учителя. | Технология сотрудничества | Коммуникативные умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой Познавательные Умение анализировать; выделять основную мысль из поступившей информации. |
3 | Формулирование темы и задач занятия. | Это слово доброта. А что значит «ключевое» слово? (Главное, основное, в нем заключается смысл). Доброта – это ключевое слово нашего урока. Перед вами лежат листы для записи ответов на вопросы и задания. Не обязательно писать всем, выберете одного, кто будет вести учетные записи. Работать вы будете в группах (заранее распределены на 3 группы по 3-4 человека). А чтобы работа наша прошла плодотворно, давайте вспомним правила работы в группе. Верно, работая в группе, нужно уважать мнение других, приходить к компромиссу. Эти правила пригодятся вам не только на занятии, но и в обычной жизни. Ребята, скажите, а какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово доброта? (слайд 3). Запишите свои ответы (запись на доске всех вариантов учащихся). Сформулируйте предложение: Доброта – это … (слайд 4) Толковый словарь Ожегова дает такое толкование слова доброта: «Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа с текстом |
Называют правила работы в группе Высказывают собственное мнение, приходят к единой точке зрения. | Технология обучения в сотрудничестве (работа в малых группах) Технологии развития критического мышления (ассоциации). Проблемное обучение (элемент) | Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой |
4 | Стадия осмысления. Деятельность по достижению решения задач. Физминутка | Одним из важных признаков текста является информативность. Любой текст содержит информацию: 1) о каком-либо факте, событии, человеке; 2) цели его создания; 3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам). Если вы сумеете научиться добывать, извлекать, анализировать эту информацию, то правильно поймете текст. Читать текст мы будем с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания прочитанного, а другие – на прогноз содержания последующего отрывка. Мы будем составлять «Дерево предсказаний». Работа с текстом №1 Вашему вниманию предлагается текст Зинаиды Поляковой «Осколки доброты». Текст читается одним учащимся из каждой группы (по очереди) Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. (Слайд 5) 1. Вы прочитали первый отрывок из текста. Какую информацию вы узнали из этого отрывка? (о ком пойдет речь и где происходит действие) Как вы думаете, о чем дальше пойдет речь? Запишите свой ответ (лист «Осколки доброты», задание 1). (Составляем «Дерево предсказаний» на доске) 2. Переходим к чтению следующего отрывка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. (Слайд 6) Изменилось ли у вас восприятие образа старушки? Почему? Что вы чувствуете сейчас? (неприязнь, страх…) Как вы думаете, что произойдёт дальше? Запишите в своих листочках. (Задание 2). 3.Читаем дальше Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. (Слайд 7) Как вы думаете, почему так поступили взрослые? Что было достаточно сделать для того, чтобы выразить хотя бы почтение к возрасту? (улыбнуться в ответ) Понимает ли старушка, что она неприятна людям? Какие достоинства можно разглядеть у старушки? Как вы думаете, чем закончится текст? Запишите свой ответ. (Задание 3)
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы убирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги. (Слайд 8) Ожидали ли мы, что так закончится текст? Посмотрим на «Дерево предсказаний», которое мы составили. Что нам удалось угадать? Всегда ли по внешнему виду можно судить о человеке? Актуальная ли проблема доброты в наши дни? Что делает ее актуальной? (Слайд 9). Запишите свой ответ Молодцы! Нам пора сделать небольшой перерыв. Продолжим нашу работу. Работа с текстом №2 Давайте прочитаем текст «Последняя рубашка» Леонида Яхнина. (Учитель читает текст вслух) (Слайд 9) Один человек слыл очень добрым. Он и сам говорил про себя:
И отдал бы любому, не задумываясь. Только какую рубашку считать последней? Ту, которую только что купил? Она не последняя, а новая. А может быть, ту, что купил первой? Так она не последняя, а первая. Это каждому ясно. Да и где она? Давно сносилась. Если бы не эта путаница, тот человек и впрямь готов был отдать последнюю рубаху. Хоть сейчас! Вот только разберётся, какая из них последняя. Нет, всё-таки недаром слыл тот человек добрым! Он и сам этого не скрывал и всегда говорил:
На листах «Последняя рубашка» у вас есть вопросы и задания. Выполняем их поочередно, работая в группе. Задание 1 (Слайд 10) Как соотносится предложение «И отдал бы любому, не задумываясь» с содержанием всего абзаца? Отметьте один верный вариант ответа.
⚪ заключает в себе ответ на вопросы, которые задаются в абзаце Задание 2 (Слайд 11) Какую из приведённых ниже фраз герой адресует самому себе? Отметьте один верный вариант ответа.
Задание 3 (Слайд 12) Как характеризуют героя рассказа слова «сам этого не скрывал» в последнем предложении текста? Отметьте один верный вариант ответа.
Задание 4 (Слайд 13) Запишите свой ответ на вопрос. Для чего герой пускается в рассуждения о том, какую рубашку считать последней? Задание 5 (Слайд 14) Продолжите фразу, данную ниже. По замыслу автора, герой должен вызывать у читателя…
Объясните свой ответ. | Читают текст№1. Работают в группах с текстами по нахождению необходимой информации. Высказывают собственное мнение. Высказывают собственное мнение. Дети записывают ответы на информационный лист. Выполняют упражнения Читают текст, отвечают на вопросы, работают с оценочными листами | Технология обучения в сотрудничестве (работа в малых группах), технологии развития критического мышления (чтение с остановками, толстые и тонкие вопросы) Здоровьесберегающая технология | Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать Регулятивные: сравнивают версии, осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий |
5 | Рефлексия. | Если сравнить двух героев прочитанных нами текстов, какой можно сделать вывод? Какой должна быть доброта? Подведем итог занятия, составив синквейн. (Слайд 15) А закончить сегодняшнее занятие мне хотелось бы словами писателя Михаила Пришвина: «Всё хорошее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека и его доброты». Будьте добры и дарите добро другим! (Слайд 16) | Отвечают на вопросы Оценивают свою работу на занятии | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Регулятивные: давать оценку действий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности (Модуль "Мыльные истории") 5 класс. Тема занятия «В нашей школе Юбилей – у нас множество идей» (Изготовление упаковки для Юбилейного Школьного Мыла)
Данная разработка является авторской. Используется на занятиях внеурочной деятельности (Модуль в 5 класс "Мыльные истории)...
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Ориентирование и топографическая карта»
Технологическая карта внеурочного занятия будет полезна учителям каоторые ведут занятия по внеурочной деятельности "Туризм и краеведение" Я пыталась систематичировать и обо...
Тесты с заданиями по формированию читательской грамотности в работе с текстом.
Робота по формированию читательской грамотности...
Формы работы по формированию читательской грамотности в работе с текстом
Участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности школьников и смогут использовать приобретённые знания в своей практике. ...
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ И ТЕКСТАМИ УЧЕБНИКА В 5-7 КЛАССАХ
Цель данной темы: использование приемов для формирования и развития читательской грамотности на уроках истории при работе с историческими текстами, текстами учебника...
Презентация "ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ И ТЕКСТАМИ УЧЕБНИКА В 5-7 КЛАССАХ презенация
презентация к темеПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ И ТЕКСТАМИ УЧЕБНИКА В 5-7 КЛАССАХ...