Методическая разработка (технологическая карта) занятия по развитию креативного мышления (функциональной грамотности) учащихся. «Снежный городок». Внеурочное занятие.
учебно-методический материал (7, 8 класс)
Предлагаемый материал содержит методическую разработку (технологическую карту) занятия по развитию креативного мышления учащихся – одного из шести направлений функциональной грамотности.
Целевая аудитория – учащиеся 7 – 8 класса (14-15 лет).
Цель занятия - развитие у учащихся способности выдвигать идеи, для социально значимых проектов, предлагать инновационные и одновременно функциональные решения, оценивать креативность собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны.
Задачи:
- формировать и совершенствовать способности учащихся использовать (переносить) имеющиеся знания и умения из различных областей, осваиваемых в школе и вне школы при решении задач, приближенных к реальным ситуациям;
- повышать уровень овладения общеучебными умениями – поиска новых или альтернативных способов решения задач, участия в групповых проектах.
Ресурсы: мультимедийное оборудование, презентация – иллюстрация картины В.И.Сурикова «Взятие снежного городка» (приложение 1), раздаточный материал (приложение 2).
Целесообразно проведение данного занятия в рамках внеурочной деятельности. Мероприятие приурочено к празднику Масленица, его традициям и забавам, данный факт стоит учесть при определении даты проведения занятия.
Форма работы – групповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к занятию | 1.3 МБ |
Технологическая карта занятия | 21.48 КБ |
Раздаточный материал | 14.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка (технологическая карта) занятия по развитию креативного мышления (функциональной грамотности) учащихся. Внеурочное занятие «Снежный городок».
Автор - Гончарова Елена Анатольевна, учитель математики МБОУ ООШ № 7 г. Оленегорска.
Предлагаемый материал содержит методическую разработку (технологическую карту) по развитию креативного мышления учащихся – одного из шести направлений функциональной грамотности.
Целевая аудитория – учащиеся 7 – 8 класса (14-15 лет).
Цель занятия - развитие у учащихся способности выдвигать идеи, для социально значимых проектов, предлагать инновационные и одновременно функциональные решения, оценивать креативность собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны.
Задачи:
- формировать и совершенствовать способности учащихся использовать (переносить) имеющиеся знания и умения из различных областей, осваиваемых в школе и вне школы при решении задач, приближенных к реальным ситуациям;
- повышать уровень овладения общеучебными умениями – поиска новых или альтернативных способов решения задач, участия в групповых проектах.
Ресурсы: мультимедийное оборудование, презентация – иллюстрация картины В.И.Сурикова «Взятие снежного городка» (приложение 1), раздаточный материал (приложение 2).
Целесообразно проведение данного занятия в рамках внеурочной деятельности. Мероприятие приурочено к празднику Масленица, его традициям и забавам, данный факт стоит учесть при определении даты проведения занятия.
Форма работы – групповая.
Технологическая карта занятия
Предварительно класс разбит на три группы. На столах раздаточный материал – приложение 2.
Учитель | Деятельность учащихся | Примерный тайминг | |
I.Этап актуализации - беседа по картине (экран-приложение 1) | |||
- Ребята, а знаете ли вы, что скоро Масленица! Что вы знаете об этом празднике? Кто и когда отмечает этот праздник? Какие традиции и забавы Масленицы вы знаете? Вы правы, Масленица — любимый, яркий, захватывающий, всенародный и вкусный русский праздник. Это гуляния с весельем и смехом, балаганами и ярмарками, аттракционами и играми, блинами и другими сытными угощениями. И сейчас, стараясь сберечь традиции, празднуют Масленицу, но в настоящее время празднику всё же далеко до размаха народных гуляний, которые устраивали во времена Петра I и при всех последующих императорах. - Ребята, я предлагаю рассмотреть вам картину на экране. Как вы думаете, какое событие отражено на картине? -Вы правы, на картине изображена народная забава – взятие снежного городка. Эту народную забаву, игру любили во время массовых гуляний на масленичной Неделе. Картину, которую вы видите на экране написал великий русский художник Василий Иванович Суриков на своей малой родине в городе Красноярск. -Где находится этот город? -Какие климатические условия в этом регионе России? -Какие природные особенности зимой? -И поэтому снежные забавы во время празднования Масленицы занимали особенное место. Исторически традиционной масленичной забавой для населения Урала и Сибири стала старинная казачья игра «Взятие снежного "городка". Снежный «городок" – постройка из льда и снега - имел определенную форму: стены и между ними ворота. Их складывали из больших ледяных или снежных глыб, которые обливали водой до замерзания. Защитники ворот были и пешие и конные. Взять "городок" – значило разрушить его. В 1889 году именно в этих местах (в то время называемых Енисейской губернией) в селе Лодейском Суриков писал этюды для своей картины «Взятие снежного городка». Снежный городок был построен во дворе его усадьбы. В массовке участвовали крестьяне близлежащей деревни. Картина Сурикова «Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль. | ведут учебный диалог; получают новую информацию; выдвигают предположения, приходят к правильному ответу; отвечают на вопросы, применяя предметные знания по географии, - в Сибири; -континентальный климат, зимы морозные, много снега. получают и усваивают новую информацию | До 3 мин | |
II. Основной этап | |||
-Мы тоже живем в снежном регионе. Как вы считаете, можно ли в нашем городе на Масленицу на городской площади построить снежный городок? - С чего начать? Что для этого нужно? -Где? … (Учитель должен быть готов наводящими вопросами подвести учащихся к правильным ответам). -Я объявляю конкурс на лучший социальный проект «Снежный городок» И выбираю две (1, 2) группы, которые будут соревноваться за право получить (условные, виртуальные) денежные средства для реализации проекта. Проект социальный. Это значит, что прибыли от его реализации не предусмотрено. За посещение Снежного городка запрещено взымать плату. Третья группа будет оценивать проекты. И это тоже непросто. Третьей группе (назовем её Комиссией) необходимо будет высказать групповое суждение по каждому из пунктов защищаемого проекта. Пока первые группы будут разрабатывать проекты, я проконсультирую Комиссию о правилах её работы и выдам оценочные листы. | ведут диалог, отвечают на вопросы: –получить разрешение в администрации; убедить в преимуществах, которые город/отдельные граждане получат от реализации проекта, -привлечь рабочих, которые смогут выполнить работу, убедить их принять участие в реализации проекта; Принимают условия учебной задачи, обсуждают их внутри групп | До 3 мин | |
Задача 1-2 группы: 1)разработайте проект «Снежный городок» выполняя последовательно задания (раздаточный материал – приложение 2, таблица), ориентируясь на критерии оценивания (время работы над проектом – до 10 мин). 2) озвучьте (защитите) свой проект (до 3 мин на группу) 3 группа:
! Все три группы ознакомлены с правилами и критериями оценивания (приложение 2)! | До 25 мин | ||
! Учитель оценивает только компетентности группы «Комиссия», по критериям, представленным в Приложении 2 (столбец 4), но следит за честностью работы Комиссии и аргументацией выставления баллов. Учитель оставляет за собой право дать один дополнительный балл 1 или 2 группе, аргументировано объяснив своё решение. | работают над составлением проекта, ориентируясь на критерии; распределяют роли для защиты. «Комиссия» оценивает компетентности 1 и 2 групп по критериям, представленным в Приложении 7 (столбец 3). | ||
Подведение итогов Комиссия озвучивает итоги конкурса проектов (количество баллов). Например: «Уважаемые участники конкурса. Заслушав каждую из групп, мы подвели итоги…» Учитель аргументировано комментирует результаты оценивания работы Комиссии. Например: «Уважаемые члены комиссии. Благодарю вас за работу. Вы продемонстрировали способность оценить чужую идею, выявить наиболее креативную, оценить сильные и слабые стороны идеи…». |
5 мин | ||
III.Рефлексия | |||
Наше занятие подходит к концу. Сегодня вы не только вспомнили одну из традиций русского народного праздника Масленица, но и развивали в себе способность выдвигать идеи, имеющие социально значимое значение, предлагать новое, но выполнимое решение, оценивать свои и чужие идеи? Что из этого вам показалось наиболее интересным? А что было труднее всего? Какая идея вам показалась наиболее интересной? Трудно ли было участникам Комиссии? Трудно ли работать в группе и вырабатывать одно, общее предложение? Спасибо за работу. | Учебный диалог. Отвечают, и аргументируют. | До 3 мин. |
Список используемой литературы
- Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. Министерство просвещения Российской Федерации. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской Академии образования. Сайт «Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов РФ в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Задача для 1 и 2 группы:
1)разработайте проект «Снежный городок» выполняя последовательно задания, ориентируясь на критерии оценивания (время работы над проектом до 10 мин).
2) озвучьте (защитите) свой проект (до 3 мин на группу)
Задания для 1 и 2 групп | Что оценивает Комиссия (критерии оценивания) | Количество баллов | Что учитель оценивает в работе Комиссии 0б – 1б – 2.б. |
1. Опишите идею, каким вы видите Снежный городок | Новизна и креативность идеи | 0 – 1 – 2. Более интересная идея оценивается в 2 балла | Способность оценить чужую идею, выявить наиболее креативную |
2.Составьте план по реализации проекта, стоящий не менее чем из пяти пунктов; | Выполнимость идеи. Способность продумать способ и процесс решения идеи | 0 – 1 – 2. Более продуманный план оценивается в 2 балла | Способность оценивать сильные и слабые стороны идеи |
3.Приведите аргументы, с помощью которых вовлечете различные действующие лица для достижения желаемого результата | Умение находить аргументы, позволяющие убедить других в - значимости проекта и привлечь их в свою команду, - значимости для них и всех жителей города реализации данного проекта | 0 – не убедительно 1-2. Более убедительные аргументы оцениваются в 2 балла. *Учитель имеет право дать один дополнительный балл группе, аргументировано объяснив своё решение. | Способность оценить значимость аргументов |
4. В чем, на ваш взгляд значимость реализации вашей идеи для нашего города |
Задача для 3 группы (Комиссии)
1.Оцените оба проекта – каждое задание по шкале от 0 до 2 баллов по критериям, указанным в таблице. Выслушивайте по очереди обе группы участников конкурса по каждому пункту отдельно и аргументируйте выставленные баллы по каждому пункту. Будьте готовы обсуждать и вести записи. Для удобства ниже для вас приготовлен оценочный лист
Задания для 1 и 2 групп | 1 группа | 2 группа | ||
Количество баллов | Примечание (аргумент) | Количество баллов | Примечание (аргумент) | |
1. Опишите идею, каким вы видите Снежный городок | ||||
2.Составьте план по реализации проекта, стоящий не менее чем из пяти пунктов; | ||||
3.Приведите аргументы, с помощью которых вовлечете различные действующие лица для достижения желаемого результата | ||||
4. В чем, на ваш взгляд значимость реализации вашей идеи для нашего города |
2.Подведите итоги Конкурса:
- выберите представителя, который выступит от имени Комиссии;
-озвучьте итоги конкурса проектов (количество баллов). Например: «Уважаемые участники конкурса. Изучив оба проекта, мы подвели итоги…Таким образом, в конкурсе победила группа… Поздравляем.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Методический прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»
Мастер-классМетодический прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»...
Методическая разработка урока по теме: « Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»
Данная разработка показывает, какие приёмы технологии развития критического мышления можно использовать на уроках литературы....
Методическая разработка: Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС и адаптированной общеобразовательной программой варианта 2.2.
Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС и адаптированной общеобразовательной программой варианта 2.2.Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и форм...
Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)
Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...
Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 3 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»
Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не тол...
Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Цель: формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы.Задачи:1. Поделиться опытом работы применения ме...
«Развитие и формирование функциональной грамотности учащихся от теории к практике»
Развитие и формирование функциональной грамотности учащихся от теории к практике на уроках химии....