Технологическая карта занятия . Занятие по функциональной грамотности бюджет .doc
план-конспект
Технологическая карта занятия по финансовой граммотности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие по функциональной грамотности в 5 классе.
Учитель: Зуева Ольга Владимировна
Тема занятия: Личные финансы и формирование семейного бюджета
Класс: 5
Дидактическая цель: ознакомление учащихся с понятием финансы и формирование знаний по семейному бюджету
Целью изучения темы являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- обучающие: ознакомить учащихся с понятиями по теме, сформировать у них понятия «личные финансы», «семейный бюджет»; сформировать представление о деньгах как средстве достижения важных жизненных целей и ограниченном социальном ресурсе; сформировать навыки рационального финансового поведения.
- развивающие: развивать монологическую речь обучающихся, поддерживать интерес к занятию через межпредметные связи (с математикой), развивать логическое мышление (пошаговое изучение материала).
- воспитательные: развивать навыки самостоятельной работы учащихся при выполнении различных заданий на занятии, повышать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи своего коллектива (минигруппы).
Планируемые результаты работы на занятии (для учащихся):
Личностные:
• овладение начальными навыками в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, понимание что можно себе сейчас позволить, а что нельзя, планирование собственного бюджета, предложение вариантов
• формирование у них выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
• ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
Метапредметные:
- регулятивные:
• формирование у школьников умения самостоятельно анализировать условия достижения цели (в выполнении конкретного задания) на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• формирование умения адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в их исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
• владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- коммуникативные:
• грамотно использовать речевые средства для представления полученного результата, формирование умения следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам (однокласникам);
- познавательные:
• изучить предложенные учителем ситуации, после освоения новых знаний;
• применять полученные знания на практике.
Предметные:
- оценка своих возможностей и потребностей в материальных благах;
- формирование представления о роли денег в семье и в обществе;
- понимание основных принципов изменения доходов и расходов семьи
• формирование умений у учащихся 5 класса формализации и структурирования получаемой информации,
• умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
УУД:
Регулятивные:
- саморегуляция;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений;
- оценка действий партнера;
- умение слушать и слышать;
- аргументация своего мнения при решении задачи (ответа на вопрос) и позиции в коммуникации;
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели отрабатываемой на уроке;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (работы на конкретном этапе урока);
Личностные:
- оценивание усваиваемого содержания материала изложенного учителем и изученного самостоятельно;
- самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Форма работы учащихся: фронтальный опрос, практическая работа, парная, индивидуальная, высказывание (проговаривание) своих выводов, рефлексия – демонстрация полученных знаний.
Тип урока: изучение нового материала.
Место проведения: учебный кабинет.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска (ИД).
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка готовности учащихся к учебному занятию, организация внимания детей Послушай – и ты узнаешь. Посмотри – и ты поймёшь. Сделай – и ты научишься. | Включаются в познавательный, деловой ритм урока | Умение организовывать себя, настраиваться на продуктивную работу. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: Смыслообразование (Я должен посмотреть…). |
Подготовка к работе на основном этапе занятия. | Актуализация опорных знаний | Давайте подумаем на фразой: «Безумно тратить деньги дело нехитрое а вот расходовать с наибольшей пользой наука непростая». | Ученики слушают и рассуждают. | Познавательные: общеучебные умения структурировать знания; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Логические: анализ, сравнение. Коммуникативные: Умение вступать в диалог. Регулятивные: Контроль и оценка прогнозирования. |
Актуализация знаний и умений. Проверка домашнего задания, повторение изученного материала. | Применение и совершенствование знаний. | Дома учащимся необходимо было выполнить мини-исследование. В течение недели посчитать свои расходы на разные нужды. | Учащиеся сообщают свои результаты. Работают в группах. Сравнивают свои исследования и делают выводы о расходовании средств. На что можно было не тратить, какие продукты или товары необходимо покупать в 1 очередь. | Предметная рефлексия. Построение логической цепи рассуждении. Сообщать в устной и письменной формах свои мнения и взгляды свои и других учащихся. |
Целепола гание. Усвоение новых знаний. Объяснение нового материала | Формирование представления о семейном бюджете и личных финансов. Введение нового понятия | Даются определения: Под личным бюджетом предполагается заработок одного человека, проживающего самостоятельно, которым он может распоряжаться по своему усмотрению. Семейный бюджет - роспись денежных доходов и расходов семьи, составляемая обычно на месячный срок в виде таблицы, баланс семейных расходов и доходов, это финансовый план, который суммирует доходы и расходы (семьи) за определенный период времени. Учитель предлагает написать несколько предложений о том, как проходит совместная трата семейного бюджета за неделю и сравнить ее с другими учениками.
| Учащиеся записывают тему урока и определения. Учащиеся заполняют таблицу и обсуждают с другими свои ответы. Свой текст учащиеся записывают в таблицу, которая лежит у них на столах. | Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему; - развитие логического мышления; развитие умения прогнозировать. Развитие навыка сотрудничества. Развитие самостоятельности, умения слушать и вступать в диалог. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов практических действий | Давайте проверим как вы усвоили новый материал. Учащимся раздаются листы, на которых написаны различные ситуации. Ситуация №1. Каждая группа получит задание, в котором будет приведена одна из жизненных ситуаций (Приложение 1). В карточке указан состав семьи, ее доход за один месяц, временной промежуток (на который рассчитывается бюджет семьи) и необходимые покупки, которые необходимо сделать этой семье. Ваша задача: рассчитать бюджет семьи, рационально используя доходы, сделать вывод по своим расчетам. Ситуация №2 «Варианты семейного бюджета». Обеим командам раздаются 3 варианта семейного бюджета (Приложение 2). Задача команд, выбрать один из вариантов семейного бюджета и объяснить свой выбор. | Работают в парах, просматривают задание, выделяют главные данные. Делятся своими мыслями с напарником, используют речевые опоры. | Умение систематизировать полученные знания. Контроль и оценка процесса и результата деятельности на уроке. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Самоконтроль и самооценка процесса и полученных результатов деятельности. |
Физминутка | Отдых для глаз. | После выполнения задания необходимо выполнить с учениками зарядку для глаз. | Выполняют зарядку для глаз. | Личностные УУД: формирование здорового образа жизни. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся.Сформировать рефлексивную самооценку деятельности на уроке | - Что нового узнали на уроке? - Что такое бюджет? - Как правильно управлять собственным бюджетом? - Что понравилось на уроке? - Какие возникали трудности и как они разрешались? - Как оцениваете помощь одноклассников? - Сегодня на уроке все работали хорошо, особенно хочется отметить некоторых учащихся. (выставление оценок). - Кто не согласен со своей оценкой работы на уроке? Аргументируйте свою позицию. Оцените свое отношение к уроку и насколько комфортно вы себя чувствовали на нем. Изобразите в зависимости от вашей самооценки в тетрадях один из вариантов смайликов. | Отвечают устно на вопросы. Ученики рисуют в тетрадях один из смайликов. | Умение структурировать знания. Осознание того, что уже усвоено и, что ещё подлежит усвоению. Умение давать оценку проделанной работе, умение объяснять причины успехов, неудач. |
Постановка домашнего задания | Обеспечение понимания школьниками цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Обсудить с родителями данную тему. Придумать свою ситуацию. | Ученики записывают домашние задание. | Планирование. Прогнозирование, самоопределение по выполнению домашнего задания. Формирование регулятивного опыта, формирование привычки самоконтроля. Развитие целостности мировоззрения. |
Данное занятие относится к теме: " Содержание и методика преподавания тем по управлению личными финансами и формированию семейного бюджета ".
Занятие связано с предыдущими уроками, на которых обучающиеся учились правильно представлять различную информацию о деньгах, их истории.
Данное занятие закладывает предметную базу для изучения (понимания) материала последующих уроков, на которых продолжится работа над изучением темы семейного бюджета.
Поставленные цели данного урока соответствуют его содержанию, уровню сформированности умений и навыков учеников (5 класса), а также направлены на развитие уровня усвоения новых знаний (с репродуктивного уровня до применения полученных знаний в знакомой и в новой ситуации).
Структура занятия позволяла использовать разные формы работы: фронтальную, в парах, самостоятельную, индивидуальную.
Для решения поставленных задач занятия использовались методы:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
частично-поисковый;
беседа.
На протяжении всего занятия происходило развитие учебной деятельности пятиклассников.
Контроль полученных знаний осуществлялся с помощью средств обратной связи, взаимопроверки, проверки учителем.
Занятие считаем творческим, объёмно – информативным и развивающим, так как происходило последовательное формирование всех компонентов учебной деятельности у учащихся, этапы проведения занятия логически связаны, а также были реализованы все поставленные задачи занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта внеурочного занятия на тему "Бюджет семьи"
Технологическая карта внеурочного занятия на тему "Бюджет семьи"....
Технологическая карта внеклассного занятия по финансовой грамотности, игра "Знатоки финансов"
Игра «Знатоки финансов», целевая аудитория: 7 класс, закрепление знаний по теме "Деньги"...
Занятие на развитие функциональной грамотности (креативного мышления) на уроке информатики "Векторная графика"
Данное задание имеет творческий характер. Ученикам предстоит проявить креативные навыки при составлении законченного изображения в векторном виде. При выполнении задания ученики получат навыки построе...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ/ЗАНЯТИЯ КРУЖКА "Мир театра"
Название объединения: театральные ступеньки.Направленность внеурочной деятельности: общекультурная.Класс/ возраст: 3 класс, 8-9 лет.Тема: «Волшебный мир театра»Планируемые результаты:знани...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...
Технологическая карта внеурочной деятельности по функциональной грамотности. 7 класс «Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования?»
Образовательные:- заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над поставленными проблемами, постичь идейный смысл рассказа;-сделать процесс чтения более эффективным.Развивающие: -...
Технологическая карта внеклассного занятия по финансовой грамотности
Мир денег – это мир не только возможностей, но и искушений, и часто обмана…Развитие у учащихся практических навыков обращения с личными финансами. 3 место в районном конкурсе методич...