Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Семейный бюджет"
методическая разработка по математике (5, 6 класс)
технологическая карта урока "Семейный бюджет" для учащихся 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_semeynyy_byudzhet_.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гридинская основная школа имени Героя Советского Союза С.А. Богомолова» Красносельского муниципального района Костромской области
Исследовательский проект
«Семейный бюджет»
Проект подготовлен в рамках предмета «Финансовая грамотность», работа рассчитана на учащихся 5-6 классов
Цель исследования: составить примерные рекомендации по планированию рационального семейного бюджета, создать условия для формирования навыков финансовой грамотности и личной ответственности в планировании семейного бюджета.
Обучающие: актуализировать знания учащихся по теме «личные финансы», «семейный бюджет»
Развивающие: развитие способностей сравнивать и анализировать, формирование навыков расчета текущего бюджета, развитие познавательного интереса к предмету, развитие самостоятельности в принятии решений
Воспитательные: воспитание ответственности и умения экономить, уважение к собственности, умение работать в коллективе
Данный проект реализуется в формате занятия во внеурочной деятельности, рассчитанного на 60 минут. Занятие проводится в интерактивной форме с использованием эвристического, проблемного и исследовательского методов.
Задачи:
- - определить понятие и структуру семейного бюджета;
- - изучить источники доходов и расходов семьи;
- -выявить формулы вычисления семейного бюджета и составить бюджет семьи;
- -проанализировать проблемы формирования бюджета и найти способы его улучшения;
Гипотеза: умение составлять рациональный потребительский бюджет поможет повысить уровень благосостояния семей.
Объект исследования: семейная экономика.
Предмет исследования: бюджет семей.
Методы исследование: опрос, анкетирование, анализ, сравнение и обобщение результатов.
Практическая значимость работы: Данная работа может быть использована: - как информационно - справочный материал.
Ожидаемые результаты и методы оценки
Метапредметные: развитие навыков работы со статистическим и графическим материалом, развитие логического мышления, умение выделять главное, делать выводы, высказывать и аргументировать свои высказывания, прослеживать причинно-следственные связи, умение планировать и прогнозировать результаты своих действий, готовность и умение обрабатывать и использовать информацию из разных источников.
Предметные: уметь решать задачи практического содержания, умение работать с процентами, знать понятия бюджета, сбережения, дохода и расходов
Личностные: формирование понимания того, что финансы сопровождают учащихся на протяжении всей жизни, финансовое благополучие каждого человека зависит от самого человека, рациональное поведение в мире финансов.
Критерием оценки достижения цели является создание сбалансированного бюджета семьи на 1 месяц
Технологическая карта
Внеклассное мероприятие : Семейный бюджет (1 час).
Дидактическая структура | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приёмы, методы и средства | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1. Организацио | Приветствие. | Оценивание своей | Словесный | Коммуникативные | самоопределение, | |
нный момент | Проверка готовности | готовности к уроку. | планирование | смыслообразовани | ||
учащихся к уроку. | Эмоциональный | учебного | е | |||
Настрой учащихся на | настрой на урок, | сотрудничества с | ||||
работу | проявление | учителем и | ||||
эмоционального | сверстниками | |||||
отношения в учебно- | ||||||
познавательной | ||||||
деятельности, | ||||||
активное слушание, | ||||||
вхождение | ||||||
учащегося в | ||||||
пространство | ||||||
учебной | ||||||
деятельности |
2. Актуализация знаний |
Получает готовую тему урока |
«Семейный бюджет» . | Словесный, самостоятельна я работа в парах. Анализ и классификация | Выявление взаимосвязи между пройденным материалом и новым. | Коммуникативны планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: целепологание умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку. | самоопределение, смыслообразовани е |
3. Создание проблемной ситуации. | Учитель задает ключевой вопрос урока «Почему надо планировать семейный бюджет?» | Ученики делают вывод о необходимости вести учет семейных доходов и расходов. | Проблемный метод. Форма- коллективная дискуссия. | Понимание причин и последствий изменения доходов и расходов семьи | формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, овладение логическими действиями сравнения, анализа, | развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципам |
синтеза | ||||||
4. Целеполаган | Учитель предлагает | Учащиеся | Объяснительно | Освоение | Познавательные:и | Учитель |
ие | сформулировать цели | формулируют цели | - | фактического | звлечение | предлагает |
урока и совместно | урока и составляют | иллюстративны | материала. | необходимой | совместно | |
составить план по | план самостоятельно | й. | информации из | составить план по | ||
указанной теме. | Форма- | текста | указанной теме. | |||
Корректирует работу | коллективная | Коммуникативные | ||||
учащихся, и фиксирует | дискуссия. | планирование | ||||
план урока на доске | учебного | |||||
1.Что такое семейный | сотрудничест | |||||
бюджет | ва с учителем и | |||||
2.Как должны | сверстниками – | |||||
соотносится доходы и | определение цели, | |||||
расходы семейного | функций | |||||
бюджета. | участников, | |||||
3. С какой целью | способов | |||||
составляется бюджет | взаимодействия. | |||||
семьи. | Регулятивные: | |||||
4. Как составить | построения | |||||
семейный бюджет. | ориентировочной | |||||
основы | ||||||
деятельности | ||||||
5. Открытие | Учитель предлагает | Учащиеся | Проблемный | Развитие | Коммуникативные | понимание |
новых | сформулировать | формулируют: | Практический | способностей | способность вести | экономических |
знаний | понятия.«Семейный | Семейный бюджет | Форма- | обучающихся | дискуссию на | проблем семьи и |
бюджет», «Доходная | – это сводный план | коллективная | делать | разных уровнях | участие в их | |
часть бюджета» | доходов и расходов | дискуссия, | необходимые | Познавательные: | обсужденииразвит | |
«Расходная часть | семьи на | выполнение | выводы и давать | умение | ие экономического | |
бюджета» | определенный | творческого | обоснованные | аргументировать, | образа мышления, | |
Учитель предлагает | период времени. | задания по | оценки | выдвигать | развитие | |
задание объяснить | Доходная часть | составлению | экономических | гипотезы, ставить | самостоятельности | |
последствия неравенства | бюджета – это все | плана | ситуаций; | вопросы на | и личной | |
или равенства | денежные | определение | понимание | ответственности за | ||
соотношение расходов и | поступления семьи | элементарных | свои поступки; | |||
доходов | в течении | проблем в | планирование | |||
определенного | области | собственного |
периода времени. Расходная часть бюджета- это все денежные затраты семьи в течении определенного периода времени. Выполняют задание. Определяют последствие ситуаций:
| семейных финансов и нахождение путей их решения; | бюджета | ||||
6. Учебные действия по реализации плана. Применения нового знания. | 1.Учитель предлагает задание составить бюджет семьи, при этом выделяя отдельно постоянные и периодические. | Учащиеся составляют семейный бюджет и делают вывод о соотношении расходов и доходов. | Прием «интеллектуальн ых ловушек» «провокаций» для объективации открытого на предыдущем этапе способа решения учебно- познавательных и учебно- практических задач по теме. | развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; | Регулятивные:опр еделение последовательност и промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательност и действий. Познавательные: умения рационально распределять имеющиеся ограниченные ресурсы. | понимание экономических проблем семьи и участие в их обсужденииразвит ие экономического образа мышления, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета |
7.Динамическая пауза | Учитель предлагает распределить виды доходов и расходов | Дети на доходы хлопают, на расходы топают | Прием – физкультминутка, игра | |||
8.Практическое задание по группам | Учитель выдает карточки с доходами и расходами семьи и предлагает составить бюджет семьи на месяц и определить его вид | Учащиеся работают в группах, составляют бюджет, защищают его. | Прием –групповая работа | |||
9. Рефлексия | Учитель предлагает тест | Учащиеся отвечают на тест, обмениваются ответами, должны найти ключевое слово | Парная работа | |||
10. Рефлексия | Учитель предлагает каждому оценить работу на уроке, что узнал, чемунаучился | Учащиеся самостоятельно | Развитие Способностей о | Обобщение и закрепление | Познавательные: умение | Способность к адекватной |
отвечают на заданные вопросы. Обучающиеся оценивают себя: на ученик должен выбрать, оценивая свою деятельность на уроке. | бучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки | фактического материала. | анализировать собственную деятельность; Регулятивные: оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; | самооценки. | ||
11. Домашнее задание | Составьте бюджет семьи, определить его тип учитывайте приведенные рекомендации. | Ученики выбирают творческое задание выполняют письменно в тетради. | Практический | Закрепление фактического материала. | Регулятивные:опр еделение последовательност и промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательност и действий | Формирование ответственного, рационального , хозяйственного поведения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока 8 класс тема "Бюджет семьи"
Тип урока: урок новых знанийЦель: сформирование представления о планировании семейного бюджета.Задачи: - образовательные: ознакомление учащихся со статьями семейного бюджета, планированием семей...
Технологическая карта урока по технологии на тему: "Бюджет семьи"
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока технологии по теме: "Бюджет семьи". 8 класс
Технологическая карта...
Технологическая карта урока финансовой грамотности. Семейный бюджет
ПредметОсновы финансовой грамотностиКласс8 классТип урокаУрок открытия новых знанийТемаСемейный бюджетЦель Создание условий для формирования финансовой грамотности: умений рассчитывать доходы и ...
Технологическая карта урока "Как заставить деньги слушаться или что такое семейный бюджет?"
Цель занятия: подготовка обучающихся к овладению элементарными практическими навыками по планированию семейного бюджета, воспитание гражданской компетенции в области экономических знаний.Задачи:1...
Технологическая карта урока по финансовой грамотности 8 класс
Технологическая карта урока по финансовой грамотности. Содержательная: создание условий для формирования представления об источниках доходов и расходов семьи, семейном бюджете, личном финансовом ...
Технологическая карта урока "Финансовые рынки и финансовые посредники"
В данном материале разработана карта урока поэтапно...