Программа дополнительного образования "Подвиг Ленинграда глазами юных"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Программа относится к туристско-краеведческой направленности дополнительного образования детей.
Целью программы является – героико-патриотическое воспитание учащихся через освоение системы знаний об исторических событиях Великой Отечественной войны в период битвы за Ленинград и формирование эмоционально – ценностного отношения к героическому прошлому народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podvig_leningrada_glazami_yunyh.doc | 316 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом ДДТ приказом № 7-од от 31.08.2016
Решение от _30 августа 2016 г_ Директор ДДТ
протокол № _1_ _______________
Альбицкая Т.А.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ПОДВИГ ЛЕНИНГРАДА ГЛАЗАМИ ЮНЫХ»
Возраст учащихся: 9-14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: педагог дополнительного образования
Федорова Любовь Анатольевна
Программа разработана в 1997 году,
дополнена и переработана в 2007 и 2014 годах
Санкт-Петербург
2014 год
Предисловие
Родина не забудет
Тех, кто ее любил.
И юношей, в мир приходящих,
Стойкости учит и мужеству
На доблестной жизни вашей.
О. Шестинский.
«Из эпитафии на братском блокадном кладбище».
История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Она – коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее.
Прошлое достойно уважения, хотя и не все может вызвать восторг и радость.
Героическая история нашего города, подвиг жителей и защитников Ленинграда в годы Великой Отечественной войны представляет сегодня неограниченные возможности гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Более полувека назад отгремели последние боевые залпы, несколько поколений петербуржцев выросло уже после войны…
Война оставила на Красносельской земле разрушенные дома, окопы, воронки и множество неизвестных могил ее защитников.
Здесь проходил рубеж обороны. Вся территория, оккупированная немцами, стала ареной постоянных боевых действий. Здесь дважды решалась судьба Ленинграда – в сентябре 1941 года, когда на Урицком направлении был остановлен враг, и в январе 1944 года – операция по полному снятию блокады Ленинграда.
Все жители нашего города бережно хранят память о людях, проявивших необыкновенное мужество и стойкость, и победивших…
I. Пояснительная записка
1. Направленность.
Программа «Подвиг Ленинграда глазами юных» относится к туристско-краеведческой направленности дополнительного образования детей.
2. Актуальность программы
- Воспитание истинного гражданина своей страны сегодня одна из актуальных задач государства.
- Необходимость изучения героической истории жизни народа на примере своего города.
- Необходимость в конкретизации и систематизации имеющихся у подростков эпизодических знаний по истории нашего города и района периода Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
3. Цель и основные задачи
Целью программы является – героико-патриотическое воспитание учащихся через освоение системы знаний об исторических событиях Великой Отечественной войны в период битвы за Ленинград и формирование эмоционально – ценностного отношения к героическому прошлому народа.
На основе поставленной цели реализуются следующие задачи:
- Обучающие:
- Изучение героических страниц истории ленинградской земли периода Великой Отечественной войны, на примере событий, проходивших на территории Красносельского района.
- Воспитательные:
- Воспитание у школьников чувства гордости за свою Родину, народ, город, на примере подвига Ленинграда.
- Воспитание уважения к памяти ленинградцев, бережного отношения к историческим памятникам военных лет.
- Развивающие:
- Творческое развитие учащихся через исследовательскую, экскурсионную и социально – значимую деятельность.
Все задачи реализуются на основе научного и системного подхода.
4. Отличительные особенности данной программы
Особенностью данной программы является включение фрагментов истории нашего района, исторических фактов местного краеведческого материала, использование разнообразных документальных источников для освещения событий истории города периода Великой Отечественной войны 1941-1944 года. Это дает возможность дополнить и конкретизировать программу школьного курса истории, облегчить ее усвоение, сделать знания учащихся более прочными и глубокими.
В программе учитываются такие социальные требования, как единство образовательных и воспитательных процессов. Цели, средства и критерии эффективности содержания образовательной программы подчинены единой задаче гражданского и патриотического воспитания учащихся в процессе овладения определенным объемом специальной информации.
Содержание программы имеет высокую степень интеграции с различными образовательными программами базового образования:
- История культуры Санкт-Петербурга;
- История России;
- География;
- Литература;
- Музыка;
- Изобразительное искусство.
5. Возраст учащихся: 9 -14 лет
В программе предусмотрено обучение детей 2-х возрастных категорий:
учащихся начальной школы …9 - 10 лет
учащихся средней школы ……11 - 14 лет
6. Сроки реализации программы – 1 учебный год.
Объем программы: 144 часа
- Формы и режим занятий
Реализация программы предполагает 2-х часовое учебное занятие в неделю и 8-ми часовую экскурсию в месяц (возможно 2 экскурсии по 4 часа).
Программа предполагает лекционные, практические, выездные занятия по основным разделам: «Рубежи доблести и славы», «900 дней мужества»,
«Во имя мира на Земле».
8. Ожидаемые результаты реализации программы
- Учащиеся овладевают системой знаний по истории героической обороны и блокады Ленинграда в период Великой Отечественной войны; о роли и месте Красносельской земли в героическом наследии города; о значении подвига Ленинграда в современной истории
- Учащиеся грамотно используют полученные знания и раскрывают значение краеведческих понятий и военных терминов, таких как краеведение, библиография, источник, архив, документ, хронология, проект, памятник, мемориал, Пояс Славы, аллея Славы, обелиск, город – герой, рубеж, музей, блокада, Дорога жизни, норма хлеба, метроном, бомбоубежище, дивизия, армия, битва, соединение, операция, штурм, десант, событие, человеческие ценности: доблесть, честь, мужество, свобода, подвиг, героизм, бессмертие, милосердие.
- Учащиеся осваивают следующие способы деятельности: работа с документальными источниками, периодической печатью, картой, картотекой.
- Выделять основные периоды жизни города (1941 – 1944 год), ориентироваться в хронологии основных событий Великой Отечественной войны;
- Указывать самые характерные для каждого периода события, основные боевые операции и т.п.;
- Рассказывать о героических страницах истории своего города, о подвигах земляков – ленинградцев;
- Распознавать изученные памятники Великой Отечественной войны, соотносить с определенными событиями обороны Ленинграда.
- Учащиеся приобретают опыт:
- Исследовательской деятельности;
- Проведение бесед, лекций, дискуссий для младших школьников и ветеранов Великой Отечественной войны;
- Подготовки рефератов, защиты творческих проектов; работа с картой, атласом, периодической печатью, краеведческой литературой и справочниками.
- Способы проверки ожидаемых результатов:
- Опрос, зачет, тестирование.
- Конкурсы, викторины, игровые программы.
- Выставки.
- Формы поведения итогов реализации программы.
- Защита проектов;
- Конкурсы творческих работ.
II. Учебно-тематический план программы
для учащихся 9 - 10 лет
Наименование раздела | Содержание курса | Кол – во часов | ||
теория | прак тика | Всего | ||
Комплектование группы | 6 | 6 | ||
Введение | Задачи программы, объекты изучения, беседа по технике безопасности | 2 | 2 | |
Рубежи доблести и славы | «Вставай страна огромная…» «Огненный сентябрь 1941 года». Красносельско-Урицкий рубеж. Операция «Искра». Январь 1943 года. Основные операции на Красносельско-Урицком направлении (1942-1943 год). Операция «Нева-2». Блокада снята. Памятники Великой Отечественной войны в нашем городе. Памятники Великой Отечественной войны на Красносельской земле. Музеи Славы Ленинграда. | 4 2 2 2 4 2 2 2 2 | 4 8 4 2 8 8 4 4 | 8 10 6 4 12 10 2 6 6 |
900 дней мужества. | Ленинград в блокаде. Быт горожан (1941 – 1942 год). Дорога жизни. Дети блокадного города. Спасение памятников искусства. Искусство в блокадном Ленинграде. Блокада. День за днем. | 2 2 2 2 2 2 2 | 4 4 6 4 4 | 6 6 8 6 2 6 2 |
Во имя мира на Земле. | Их именами названы улицы (имена на карте города). Герои живут рядом. Музыка военных лет. Блокада Ленинграда в литературе и поэзии. Награды города. | 4 2 2 4 2 | 4 4 4 | 8 6 2 8 2 |
Обобщающее занятие | Итоговая игра «Ленинград- город герой!» | 4 2 | 8 | 10 |
ИТОГО | 60 | 84 | 144 |
Содержание программы
для учащихся 9 - 10 лет
№ | Темы занятий | Теория | Практика |
Введение | Задачи программы, объекты изучения и исследования. Беседа по технике безопасности | Просмотр фрагмента видеофильма «Зимнее утро». | |
1 Раздел: «Рубежи доблести и Славы». | |||
1. | «Вставай, страна огромная…». |
|
( ГБОУ ЦО №167) |
2. | «Огненный сентябрь 1941 года». Красносельско-Урицкий рубеж. |
. |
|
3. | Операция «Искра». Январь 1943 года. |
( Январь 1943 года). |
|
4. | Основные операции на Красносельско – Урицком направлении (1942- 1943год). |
|
Посещение музея ОУ № 167 «Красносельско-Урицкий рубеж». |
5. | Операция «Нева-2». Блокада снята. |
|
|
6. | Памятники Великой Отечественной войны в нашем городе. |
|
кроссвордов.
|
7. | Памятники Великой Отечественной войны на Красносельской земле. |
|
|
2 раздел: «900 дней мужества».
№ | темы занятий | Теория | Практика |
1. | Ленинград в блокаде. |
|
|
2. | Быт горожан (1941 – 1942 год). |
|
|
3. | Дорога жизни. |
|
|
4. | Дети блокадного города. |
|
|
5. | Спасение памятников искусства. |
|
|
6. | Искусство в блокадном Ленинграде. |
|
|
7. | Блокада. День за днем. | Обобщающее занятие «Что? Где? Когда?» |
|
3 раздел: «Во имя мира на Земле».
№ | темы занятий | Теория | Практика |
1. | Их именами названы улицы (имена на карте города). |
- А. Типанова, - З. Портновой, - Л. Голикова,
- Жуков Г. К., - Пилютова А.П., - Гарькавого А. Д. и т. п. |
|
2. | Герои живут рядом. |
|
|
3. | Музыка военных лет. |
| Конкурсы: - «Угадай мелодию»; - «Узнай фильм и его героев». |
5. | Блокада Ленинграда в литературе и поэзии. |
|
|
6. | Награды города. |
- Звезда героя, - Два Ордена Ленина.
| |
Обобщающее занятие. | Итоговая игра «Ленинград – город герой!» |
|
III. Учебно-тематический план программы
для учащихся 11 - 14 лет
Наименование раздела | Содержание курса | Кол – во часов | |||
теория | прак тика | Всего | |||
Комплектование групп | 6 | 6 | |||
Введение | Задачи программы, объекты изучения и исследования. Беседа по технике безопасности | 2 | 2 | ||
Рубежи доблести и славы |
| 2 4 2 4 2 2 2 2 | 4 8 4 8 8 4 4 4 | 6 12 6 12 10 6 6 6 | |
900 дней мужества. |
| 2 2 2 2 2 2 2 | 4 4 6 4 4 | 6 6 8 6 2 6 2 | |
Во имя мира на Земле. |
| 4 2 2 4 2 | 4 4 4 | 8 6 2 8 2 | |
Обобщающее занятие | Итоговая игра «Ленинград- город герой!» | 4 2 | 8 | 10 | |
ИТОГО | 58 | 86 | 144 |
Содержание программы
для учащихся 11-14 лет
№ | Темы занятий | Теория | Практика |
Введение | Задачи программы, объекты изучения и исследования. Беседа по технике безопасности. | Просмотр фрагмента видеофильма «Блокада» ч. 1. | |
1 Раздел: «Рубежи доблести и Славы». | |||
1. | «Вставай, страна огромная…». |
|
|
2. | «Огненный сентябрь 1941 года». Красносельско-Урицкий рубеж. |
|
|
3. | Операция «Искра». Январь 1943 года. |
( Январь 1943 года). |
|
4. | Основные операции на Красносельско – Урицком направлении (1942- 1943год). |
|
|
5. | Операция «Нева-2». Блокада снята. |
|
|
6. | Памятники Великой Отечественной войны в нашем городе. |
|
кроссвордов.
|
7. | Памятники Великой Отечественной войны на Красносельской земле. |
|
|
8. | Музеи Славы Ленинграда.
|
|
- Истории Ленинграда. - Обороны Ленинграда. - Героическим защитникам Ленинграда. |
2 раздел: «900 дней мужества».
№ | Темы занятий | Теория | Практика |
1. | Ленинград в блокаде. |
|
|
2. | Быт горожан (1941 – 1942 год). |
|
|
3. | Дорога жизни. |
|
|
4. | Дети блокадного города. |
|
|
5. | Спасение памятников искусства. |
|
|
6. | Искусство в блокадном Ленинграде. |
|
|
7. | Блокада. День за днем. |
|
|
3 раздел: «Во имя мира на Земле».
№ | Темы занятий | Теория | Практика |
1. | Их именами названы улицы (имена на карте города). |
- А. Типанова, - З. Портновой, - Л. Голикова, - Г. Севастьянова и т.п.
- Жуков Г. К., - Пилютова А.П., - Гарькавого А. Д. и т. п. |
|
2. | Герои живут рядом. |
|
|
3. | Музыка военных лет. |
| Конкурсы: - «Угадай мелодию»; - «Узнай фильм и его героев». |
5. | Блокада Ленинграда в литературе и поэзии. |
|
|
6. | Награды города. |
- Звезда героя, - Два Ордена Ленина.
| |
Обобщающее занятие. | Итоговая игра «Ленинград – город герой!» |
|
IV. Методическое обеспечение программы
Для успешной реализации программы необходимо:
- Обязательное проведение экскурсий, выездов, посещение музеев.
- Участие в исследовательской и социально- значимой деятельности.
- Выполнение учащимися творческих заданий.
№ | Темы занятий | Примерная форма проведения занятий | Предполагаемые экскурсии | Социально-значимая деятельность |
Введение | ||||
1 Раздел: «Рубежи доблести и Славы». | ||||
1. | «Вставай, страна огромная…». |
| Экскурсия по экспозициям «Красносельский рубеж» |
|
2. | «Огненный сентябрь 1941 года». Красносельско-Урицкий рубеж. |
|
|
|
3. | Операция «Искра». Январь 1943 года. |
| Экскурсия в государственный музей-диараму «Прорыв блокады Ленинграда» | Встречи с ветеранами – участниками событий. |
4. | Основные операции на Красносельско – Урицком направлении (1942- 1943 год). |
|
|
|
5. | Операция «Нева-2». Блокада снята. |
|
|
|
6. | Памятники Великой Отечествен-ной войны в нашем городе. |
кроссвордов. | Экскурсия в музей «Памятник героическим защитникам Ленинграда». |
|
7. | Памятники Великой Отечествен-ной войны на Красносельс-кой земле. |
| Выезд – экскурсия на Воронью гору «Орудия крейсера «Аврора» на защите Ленинграда». |
|
8. | Музеи Славы Ленинграда.
|
| Обзорная экскурсия по государствен-ному музею ( по выбору):
|
|
2 раздел: «900 дней мужества».
№ | Темы занятий | Примерная форма проведения занятий | Предполагаемые экскурсии | Социально-значимая деятельность |
1. | Ленинград в блокаде. |
| Экскурсия в государственный музей обороны и блокады Ленинграда (Особняк Румянцева) | Поисковая работа «Мои близкие в годы войны и блокады» (создание книги памяти) |
2. | Быт горожан. (1941 – 1942 год). |
| Экскурсия в музей библиотеки «Книги блокадного Ленинграда». | Встреча с жителями блокадного Ленинграда. |
3. | Дорога жизни. |
| Экскурсия по Дороге жизни («Цветок жизни, «Разорванное кольцо», музей в п. Осиновец). | Встреча с архитектором-создателем памятников «Цветок жизни», «Пушки авроры». |
4. | Дети блокадного города. |
| Экскурсия в музей школы № 210 «Дети блокадного Ленинграда». |
«Ленинградские дети» (трудовой десант в п. Лычково Новгородской области). |
5. | Спасение памятников искусства. |
| Обзорная экскурсия по городу «Символы города». | Конкурс проектов «Возрожденный Летний сад». |
6. | Искусство в блокадном Ленинграде. |
| Экскурсия в музей школы № 235 «А музы не молчали…» | |
7. | Блокада. День за днем. |
Ленинград».
|
|
3 раздел: «Во имя мира на Земле».
№ | Темы занятий | Примерная форма проведения занятий | Предполагаемые экскурсии | Социально-значимая деятельность |
1. | Их именами названы улицы (имена на карте города). |
|
|
- «Улица, на которой я живу». - «Имена на карте нашего района».
|
2. | Герои живут рядом. |
|
| Подготовка поздравительных открыток жителям блокадного Ленинграда. |
3. | Музыка военных лет. |
| ||
5. | Блокада Ленинграда в литературе и поэзии. |
| Экскурсия в музей А. Ахматовой «Фонтанный дом». |
|
6. | Награды города. |
|
| |
Обобщающее занятие. | Итоговая игра «Ленинград – город герой!» | Поход по местам боев Ленинградской области. | Подведение итогов конкурса на лучший проект памятного знака к 70-летию Победы. |
Результативность усвоения разделов программы выявляется путем анализа участия детей в ниже перечисленных мероприятиях:
Наименование раздела | Конкурсы, выставки | Темы творческих работ |
1. «Рубежи доблести и Славы». |
|
|
2. «900 дней мужества». |
- «Ленинград, война, блокада»; - «Моя семья. Блокада. Ленинград»; - « Реликвия моей семьи».
|
|
3. «Во имя мира на Земле». |
- Макет памятника «Городу – герою»; - Памятный знак к 65-летию Победы.
|
|
Учебные занятия проводятся с использованием дидактического материала:
- Атласа Красносельского района Санкт-Петербурга.
- Компьютерных презентаций.
- Слайд-альбомов по теме:
- Памятники Великой Отечественной войны Ленинграда и области;
- Дорога Жизни;
- По залам государственных музеев Ленинграда;
- Блокада Ленинграда.
- Видеофильмов:
- «Блокада. День за днем», часть 1, 2, 3.
- «Вехи Победы» ( 10 худ.фильмов).
- Плана – карты района, города.
- Фотоальбомов:
- Санкт-Петербурга;
- Ленинградской области;
- Красносельского района и его окрестностей.
- Материалов архива районного музея «Красносельский рубеж» (документы, фотоматериалы, периодическая печать).
- Видеоряда «Школьные музеи. Уроки мужества».
- Разработок игр-конкурсов.
- Разработок экскурсий.
- Рекомендаций для исследовательских и творческих работ учащихся.
V. Материально-техническое оснащение:
- Мультимедиапроектор, ноутбук, экран.
- Магнитофон, музыкальный центр,
- Цифровой фотоаппарат, принтер, сканер.
VI. Список литературы
Литература, рекомендуемая учащимся:
- Адамович А.М, Гранин Д. А. Блокадная книга 1. - М.:Советский писатель, 1983.
- Адамович А.М., Гранин Д. А. Блокадная книга 2. - Л.:Лениздат, 1984.
- Алянский Ю. Л.Театр в квадрате обстрела. - М.:Искусство, 1967.
- Базовский В.Н., Щумилов Н.Д. Самое дорогое. Документальное повествование об А. А. Кузнецове. - М.: Политиздат,
1982. - Баранов Н. В. Силуэты блокады. - Л.:Лениздат, 1982. 173с.
- Барбашин И. П., Кузнецов А. И., Морозов В. П., Харитонов
А. Д., Яковлев Б. Н. Битва за Ленинград. 1941-1944. - М.,1964. - Без антракта. Актеры города Ленина в годы блокады./Сост.: Макулова-Маширова В. Я., Пономаренко С. А.- Л.:Лениздат, 1970.
- Блатин А. Я. Вечный огонь Ленинграда. Записки журналиста. - М.:Сов. Россия, 1976.
- Девятьсот дней. Литературно-художественный сборник. - Л.: Лениздат, 1948.
- Дворянский Е., Ерошенков А. В огненном кольце. - Таллин,1977.
- Жданов Н. Н. Огневой щит Ленинграда. - М., 1965.
- Зубаков В. Е. Ленинград - город-герой. 2-е изд., доп.- М. : Воениздат, 1981.
- Камалов X. X. Морская пехота в боях за Родину. (1941-1945гг.) - М.: Воениздат, 1966.
- Карасев А. В. Ленинградцы в годы блокады (1941 - 1943) - .М., 1959.
- Косточкин В. В. Поясом немеркнущей славы. Монументы рубежей Ленинградского фронта. - М.:Искусство, 1975.
- Ленинград. Иллюстрированный альбом./ Сост. Борисов Н. Я. - Л.:Лениздат, 1967.
- Ленинград в борьбе. Месяц за месяцем. 1941-1944. - СПб:Ланс, 1994.
- Манаков Н. А. В кольце блокады. - Л., 1961.
- Милъченко Н. Н. Залпы над Невой. - М.:Воениздат, 1983.
- Рожков А. М. На юго-западе Санкт-Петербурга. - СПб: Лики России, 1996.
- Сирота Ф. И. Ленинград - город-герой. Л., 1960
- Сорока М. X. фронтовой трамвай. - Л.:Лениздат, 1986.
- Стояли со взрослыми рядом... Сборник документальных очерков. Сост. Осипова А.М., Тюленева О. П. - Л.: Лениздат, 1985.
- Суворов Н. М. Сирены зовут на посты. Страницы блокадного дневника. -Л.: Лениздат, 1980.
- Чернов Ю. М. Судьба высокая «Авроры». 2-е изд., доп. - М. Политиздат, 1983.
- Шумилов Н. Д. В дни блокады. - М.: Мысль, 1974.
Литература, рекомендуемая педагогам:
1. Адамович А.М., Гранин Д. А. Блокадная книга 2.
- Л.:Лениздат, 1984.
2. Акт Ленинградской городской комиссии о преднамеренном истреблении немецко-фашистскими варварами мирных жителей Ленинграда и ущербе, нанесенном хозяйству и культурно-историческим памятникам города в период войны и блокады. - Л., 1945.
3. Артисты в погонах. Воспоминания артистов Театра Краснознаменного Балтийского флота./Сост. Веретенников. - Л.: Лениздат, 1985.
- Арсенал электрификации. Краткий очерк истории Ленинградского завода «Электросила» им. С. М. Кирова. - Л.: Лениздат, 1960.
- Афасьев Н. М. Фронт без тыла. Записки партизанского командира 2-й Ленингр. партизанской бригады. - Л.: Лениздат, 1983.
- Бардин С. М. ...И Штатские надели шинели. - М.: Сов. Россия, 1974.
- Бартенев И. А. Ленинград. (Архитектура городов-героев).
- Л.: Стройиздат. Ленинградское отделение, 1975. - Барышников Н. И., Барышников В. Н., Федоров В. Г. Битва за Ленинград, 1941 - 1944. - М.: Воениздат, 1964.
- Барышников Н. И., Барышников В. Н., Федоров В. Г. Финляндия во второй мировой войне. - Л.: Лениздат, 1989.
- Беляев А. Н. Местная противовоздушная оборона Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. - Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1975.
- Блокада рассекреченная. Сборник./ Сост. Демидов В. - СПб.: Бояныч, 1995.
- Бойцы Выборгской стороны. Воспоминания ветеранов 5-й Выборгской дивизии народного ополчения Ленинграда - 13стрелковой Домбровской дивизии./ Сост. Бусырев А. Н. - Л.: Лениздат, 1984.
- Боршев С. Н. От Невы до Эльбы. - Л.: Лениздат, 1973. 383с.
- Буров А. В. Блокада день за днем, 22 июня 1941 г. - 27 января 1944 г. - Л.: Лениздат, 1979.
- Бычевский Б. В. Город-фронт.- Л.: Лениздат, 1967. 431 с.
- В годы суровых испытаний. Ленинградская партийная организация в Великой Отечественной войне.- Л.: Лениздат,1985.
- В огненном кольце. Воспоминания. - М., 1963.
- Вайну X. Блокада Ленинграда и Финляндия. Скандинавский сб., T.XVII. - Таллин, 1972.
- Василевский А. М. Дело всей жизни. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1983.
- Васильев А. В. Борьба за Ленинград в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - М.: 3нание, 1959.
- Варшавский С., Реет Б. Подвиг Эрмитажа. Документальная повесть. -Л.: Лениздат, 1985.
- Верт А. Россия в войне 1941-1945. - Л.: Прогресс, 1967.
- Виннийкий Л. Г. Бойцы особого фронта. Записки офицера разведки. -Л., 1980
- Вишневский В. В. Дневники Военных лет. (1943, 1945 гг.) - М.: Сов. Россия, 1979.
- Военно-Морской Флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Т.З.- М., 1962.
- Вознесенский Н. А. Избранные произведения, 1931-1947 .- М.: Политиздат, 1979.
- Вознесенский Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. - М.: Политиздат, 1948.
- Возрождение. Воспоминания, очерки и документы о восстановлении Ленинграда. - Л.: Лениздат, 1977.
- В тылу врага. Борьба партизан и подпольщиков на оккупированной территории Ленинградской области. В 4-х кн.1941-1944 гг. - Л.: Лениздат, 1979-1985.
- Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945.- М., 1981.
- Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1941-1945. Документы и материалы. - М., 1975.
- Галушко И. М. Танки оживали вновь. - М.: Воениздат, 1974.
- Гальдер Ф. Военные дневники. Т.З. - М., 1971.
- Ганкевич В. М. Ролъ штаба Ленфронта в осуществлении плана разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом. Бессмертный подвиг Ленинграда.- Л. ЛВВПУ ПВО, 1984.
- Гладыш С. О. О малоизвестной оборонительной операции 8-й армии (апрель 1944г.). - Военно-исторический журнал, 1977, №8
- Говоров Л. А. К новым боевым победам над врагом! Ленинградская правда. - Л.: ЛВВПУ ПВО, 1984.
- Город Ленина в дни Октября и Великой Отечественной войны, 1941 – 1945 гг. Сб. статей. М. - Л.: Наука, 1964.
- Горшков Н. П. Силою света в полсвечи. – СПб.: БЕЛЛ, 1993.
- Гриф секретности снят. Потери вооруженных сил СССр в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Статистические исследования. - М.: Воениздат, 1993
- Дашичев В. И. Банкротство стратегии германского фашизма... Т.2. - М., 1972.
- 900 героических дней: Сборник документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941-1944 гг. -Л.: Наука, 1966.
- Демидов В. И. Снаряды для фронта. Документальная повесть. - Л.: Лениздат, 1985.
- Дзенискевич А. Р., Ковалъчук В. М. , Соболев Г. Л., Цаму-тали А. Н. Непокоренный Ленинград. Краткий очерк истории города в период Великой Отечественной войны. - Л.: Наука, 1970.
- Дзенискевич А. Р. Военная пятилетка рабочих Ленинграда.1941-1945. - Л.: Лениздат, 1972.
- Дзенискевич А. Р. Заводы на линии. Рабочие Ленинграда - фронту. - М.: Политиздат, 1978.
- Дзенискевич А. Р. Блокада и политика. Оборона Ленинграда в политической конъюнктуре. – СПб.: Нестор, 1998.
- Дзенискевич А. Р. Фронт у заводских стен. Малоизученные проблемы обороны Ленинграда (1941-1944). – СПБ.: Нестор, 1998.
- Дзенискевич А. Р. Накануне и в дни испытаний. - Л.: Лениздат, 1990.
- Дудин М. А. Первое мая в Ленинграде. Ленинградская правда, 1944, 1мая.
- Ежов В. А. Рабочие Ленинграда в борьбе за восстановление города. - Л., 1961.
- Ежов М. В. Местное самоуправление Ленинграда в годы Великой Отечественной войны: опыт, проблемы, уроки, - Л. 1993.
- Ежов М. В. Роль органов местного самоуправления в годы Великой Отечественной войны. Из опыта общественно- политической деятельности Ленсовета 1941 - 1943. – СПб.: Санкт-Петербург, 1992.
- Жеребов Д. К., Соломахин И. Н. Семь январских дней. Прорыв блокады Ленинграда 12-18 января 1943 г. - Л.: Лениздат, 1987.
- Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. Т. 2. 10-е изд., дополненное по рукописи автора. - М.: Изд. Агентство печати Новости, 1990.
- Зяблова Г. Г. Строка на обелиске. Документальная повесть. Л.: Лениздат, 1984.
- Князев С. П., Стрешинский М. П., Франтишев И. М., Шевердалкин П.Р., Яблочкин Ю.Н. На защите Невской твердыни. - Л.,1965.
- Ковальчук В. М. Дорога Победы осажденного Ленинграда. - Л.: Наука, 1984
- Кончаев Б. И., Скрябин М. Е. В борьбе с огнем. (Страницы истории). -Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1984
- Учебное пособие по истории и культуре Красносельского района: «На юго-западе Санкт-Петербурга». Автор А.М.Рожков.
- Крюков А. Музыка в кольце блокады. Очерки. - М., 1973
- Ленинград. Историко-географический атлас. - М.: Главное управл. геодезии и картографии при СМ СССР, 1977.
- Литературный Ленинград в дни блокады. -Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1973.
- Лукницкий П. Н. Сквозь всю блокаду. Дневник военного корреспондента. -М.: Строиздат, 1975.
- Лукьянов Ю. А. Рубежи стойкости и мужества. 2-е изд., перераб. и допол. -Л.: Лениздат, 1985.
- Михайлов В. В. Ленинград. Героическая оборона города в 1941-1944 гг. - М. Политиздат, 1980.
- На Волховском фронте 1941 - 1944 гг. - М.: Наука, 1982.
- На Волховском фронте. Сб. воспоминаний./ Сост. Жеребов Д. К. -Л.: Лениздат, 1978.
- На Дороге жизни. Сб. воспоминаний./Сост. Богданов П. - Л., 1970.
- Непобежденный орешек. Сб. воспоминаний./Сост. Траньков В. М. - Л.: Лениздат, 1973.
- Николаев Е. А. Звезды на винтовке. - Л.: Лениздат, 1985.
- Оборона Ленинграда. 1941 - 1944. Воспоминания и дневники участников. - Л., 1968.
- Одинцов Г. Ф. Повелители огня. -Л.: Лениздат, 1980.
- Операция «Искра». Сборник./Сост. Бойцов С. М., Борщев С. Н. - Л.: Лениздат, 1973.
- Ордена Ленина. Ленинградский военный округ. - Л., 1968.
- Освобождение Ленинграда от вражеской блокады. Сборник./Сост. Крупица К. К.- СПб.: ИНКО, 1994.
- Островский В. П. 27 января 1944. -М.: Мол. гвардия, 1984.
- От Ленинграда до Рижского залива./Сост. Рябов. А.- Л.: Лениздат, 1989.
- Очерки истории Ленинграда. 1967.
- «Победа». Поэтический сборник о подвиге Ленинграда В Великой Отечественной войне. - Л.: Лениздат, 1970. 558с.
- Павлов Д. В. Стойкость 2-е изд., доп.- М.Политиздат, 1983.
- Павлов Д. В. Ленинград в блокаде. - М.: Сов. Россия, 1969.
- Память. Письма о войне и блокаде./Сост. Варсобин А. К. - Л.: Лениздат, 1985.
- Память. Письма о войне и блокаде./Сост. Варсобин А. К., Лисочкин И. Б. - Л.: Лениздат, 1987.
- «Победа». Сборник прозы о подвиге Ленинграда в Великой Отечественной войне. - Л.: Лениздат, 1970. 364с.
- Рожков А. М. На юго-западе Санкт-Петербурга. – СПб.: Лики России, 1996.
- Славная победа под Ленинградом. Сборник. - Л.: Лениздат, 1975.
- Солдаты сто девятой. Сб. воспоминаний./Сост. Вересов А. И. - Л.: Лениздат, 1963.
- Танкисты в сражении за Ленинград./Сост. Гинзбург Б. А. - Л.: Лениздат, 1987.
- Театр музыкальной комедии в годы блокады. - Л.: Искусство 1973.
- Тихвин. Год 1941-й. Сб. воспоминаний./Сост.Жеребов Д. К. - Л.: Лениздат, 1974.
- Цитадель под Ленинградом. Гатчина в годы Великой Отечественной войны./Сост. Любецкий И. Г. – СПБ.: Лениздат 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа юного туриста и эколога-краеведа."
Полевой учебный практикум для детей 12-14 лет. Содержание образовательной программы соответствовует: уровню основного общего образования, туристической, краеведческой, экологической направленно...
Программа дополнительного образования в школе "Юные музееведы"
Пояснительная записка, программа, планирование. Предлагаемый курс лекций по истории Санкт-Петербурга. Список рекомендуемой литературы. Курс расчитан на углубленное изучение. Дети научаться пользоватьс...
Образовательная программа дополнительного образования детей кружка « Юный физик»
Данная программа рассчитана на 34 учебных недели, по 4 часа занятий в неделю, т.е. на 128 учебных занятия. Основная задача курса – организация повторения курса физики с целью ...
Отчет о разработке и внедрении в МБОУ СОШ № 66 авторских программ дополнительного образования "Зарница" и "Юный пожарник"
Обе программы имеют рецензии специалистов Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования (ККИДППО)...
Общеобразовательная программа дополнительного образования творческого объединения "Юный гидробиолог"
Общеобразовательная программа дополнительного образования творческого объединения "Юнй гидробиолог", срок реализации - 2 года....
Методические рекомендации к авторской программе дополнительного образования по биологии «Юный исследователь» для обучающихся 6 – 8 классов
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть ...