Программа дополнительного образования "Подвиг Ленинграда глазами юных"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Фёдорова Любовь Анатольевна

 

Программа  относится к туристско-краеведческой  направленности дополнительного образования детей. 

Целью программы является – героико-патриотическое воспитание учащихся через освоение системы знаний об исторических событиях Великой Отечественной войны в период битвы за Ленинград и формирование эмоционально – ценностного отношения к героическому прошлому народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_podvig_leningrada_glazami_yunyh.doc316 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга

                                  ПРИНЯТО                                                    УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом ДДТ                                приказом № 7-од от 31.08.2016

Решение от _30 августа 2016 г_                                         Директор ДДТ

протокол № _1_                                                                       _______________

                 Альбицкая Т.А.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА 

«ПОДВИГ ЛЕНИНГРАДА ГЛАЗАМИ ЮНЫХ»

Возраст учащихся:         9-14 лет

                                

Срок реализации:         1 год

Автор-составитель:                         педагог дополнительного образования

Федорова Любовь Анатольевна

Программа разработана в 1997 году,

дополнена и переработана в 2007 и 2014 годах

                                                 Санкт-Петербург

2014 год


Предисловие

Родина не забудет

Тех, кто ее любил.

И юношей, в мир приходящих,

Стойкости учит и мужеству

На доблестной жизни вашей.

О. Шестинский.

 «Из эпитафии на братском блокадном кладбище».

История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Она – коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее.

Прошлое достойно уважения, хотя и не все может вызвать восторг и радость.

Героическая  история нашего города, подвиг жителей и защитников Ленинграда в годы Великой Отечественной войны представляет сегодня неограниченные возможности гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Более полувека назад отгремели последние боевые залпы, несколько поколений петербуржцев выросло уже после войны…

Война оставила на Красносельской земле разрушенные дома, окопы, воронки и множество неизвестных могил ее защитников.

Здесь проходил рубеж обороны. Вся территория, оккупированная немцами, стала ареной постоянных боевых действий. Здесь дважды решалась судьба Ленинграда – в сентябре 1941 года, когда на Урицком направлении был остановлен враг, и в январе 1944 года – операция по полному снятию блокады Ленинграда.

         Все жители нашего города бережно хранят память о людях, проявивших необыкновенное мужество и стойкость, и победивших…


I.     Пояснительная записка

1. Направленность.  

Программа «Подвиг Ленинграда глазами  юных» относится к туристско-краеведческой  направленности дополнительного образования детей.

2. Актуальность программы

  • Воспитание истинного гражданина своей страны сегодня одна из актуальных задач государства.
  • Необходимость изучения героической истории жизни народа на примере  своего города.
  • Необходимость в конкретизации и систематизации имеющихся у подростков    эпизодических знаний по истории нашего города и района периода Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

3. Цель и основные задачи

         Целью программы является – героико-патриотическое воспитание учащихся через освоение системы знаний об исторических событиях Великой Отечественной войны в период битвы за Ленинград и формирование эмоционально – ценностного отношения к героическому прошлому народа.

          На основе поставленной цели реализуются следующие задачи:

  • Обучающие:
  1. Изучение героических страниц истории ленинградской земли периода Великой Отечественной войны, на примере событий, проходивших на территории Красносельского района.
  • Воспитательные:
  1. Воспитание у школьников чувства гордости за свою Родину, народ, город, на примере подвига Ленинграда.
  2. Воспитание уважения к памяти ленинградцев, бережного отношения к историческим памятникам военных лет.
  • Развивающие:
  1. Творческое развитие учащихся через исследовательскую, экскурсионную и социально – значимую деятельность.

Все задачи реализуются на основе научного и системного подхода.

4. Отличительные особенности данной программы

Особенностью  данной программы является включение фрагментов истории нашего района, исторических фактов местного краеведческого материала, использование разнообразных документальных источников для освещения событий истории города периода Великой Отечественной войны 1941-1944 года. Это дает возможность дополнить и конкретизировать программу школьного курса истории, облегчить ее усвоение, сделать знания учащихся более прочными и глубокими.

В программе учитываются такие социальные требования, как единство образовательных и воспитательных процессов. Цели, средства и критерии эффективности содержания образовательной программы подчинены единой задаче гражданского и патриотического воспитания учащихся в процессе овладения определенным объемом специальной информации.

Содержание программы имеет высокую степень интеграции с различными образовательными программами базового образования:

  • История культуры Санкт-Петербурга;
  • История России;
  • География;
  • Литература;
  • Музыка;
  • Изобразительное искусство.

5. Возраст учащихся: 9 -14 лет

В программе предусмотрено обучение детей 2-х возрастных категорий:

                      учащихся начальной школы …9 - 10 лет                                                                  

                      учащихся средней школы ……11 - 14 лет                                                                  

6. Сроки реализации программы – 1 учебный год.

Объем программы: 144 часа

  1. Формы и режим занятий

      Реализация программы предполагает 2-х часовое учебное занятие в неделю и 8-ми часовую экскурсию в месяц (возможно 2 экскурсии по 4 часа).

       Программа предполагает лекционные, практические, выездные занятия по основным разделам:  «Рубежи доблести и славы», «900 дней мужества»,

«Во имя мира на Земле».

8. Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Учащиеся овладевают системой знаний по истории героической обороны и блокады Ленинграда в период Великой Отечественной войны; о роли и месте Красносельской земли в героическом наследии города; о значении подвига Ленинграда в современной истории
  2. Учащиеся грамотно используют полученные знания и раскрывают значение  краеведческих понятий и военных терминов, таких как краеведение, библиография, источник, архив, документ, хронология, проект, памятник, мемориал, Пояс Славы, аллея Славы, обелиск, город – герой, рубеж, музей, блокада, Дорога жизни, норма хлеба, метроном, бомбоубежище, дивизия, армия, битва, соединение, операция, штурм, десант, событие, человеческие ценности: доблесть, честь, мужество, свобода, подвиг, героизм, бессмертие, милосердие.
  1. Учащиеся осваивают следующие способы деятельности: работа с документальными источниками, периодической печатью, картой, картотекой.
  • Выделять основные  периоды жизни города (1941 – 1944 год),   ориентироваться в хронологии основных   событий Великой Отечественной войны;
  • Указывать самые характерные для каждого периода события, основные боевые операции и т.п.;
  • Рассказывать о героических страницах истории своего города, о подвигах земляков – ленинградцев;
  • Распознавать изученные памятники  Великой Отечественной войны, соотносить  с определенными событиями обороны Ленинграда.
  1. Учащиеся приобретают опыт:
  • Исследовательской деятельности;
  • Проведение бесед, лекций, дискуссий для младших школьников и ветеранов Великой Отечественной войны;
  • Подготовки рефератов, защиты творческих проектов; работа с картой, атласом, периодической печатью, краеведческой литературой и справочниками.
  1. Способы проверки ожидаемых результатов:
  • Опрос, зачет, тестирование.
  • Конкурсы, викторины, игровые программы.
  • Выставки.
  1. Формы поведения итогов реализации программы.
  • Защита проектов;
  • Конкурсы творческих работ.


II. Учебно-тематический план программы

для учащихся  9 - 10 лет

Наименование

раздела

Содержание курса

Кол – во часов

теория

прак

тика

Всего

Комплектование группы

6

6

Введение

Задачи программы, объекты изучения, беседа по технике безопасности

2

2

Рубежи доблести и славы

«Вставай страна огромная…»

«Огненный сентябрь 1941 года». Красносельско-Урицкий рубеж.

Операция «Искра». Январь 1943 года.

Основные операции на Красносельско-Урицком направлении (1942-1943 год).

Операция «Нева-2». Блокада снята.

Памятники Великой Отечественной войны в нашем городе.

Памятники Великой Отечественной войны на  Красносельской земле.   Музеи Славы Ленинграда.

4

2

2

2

4

2

2

2

2

4

8

4

 2

 8

8

4

4

8

10

6

 4

 12

10

2

6

6

900 дней мужества.

Ленинград в блокаде.

Быт горожан (1941 – 1942 год).

Дорога жизни.

Дети блокадного города.

Спасение памятников искусства.

Искусство в блокадном Ленинграде.

Блокада. День за днем.

2

2

2

2

2

2

2

4

4

6

4

4

6

6

8

6

2

6

2

Во имя мира на Земле.

 Их именами названы улицы (имена на карте города).

Герои живут рядом.

Музыка военных лет.

Блокада Ленинграда в литературе и поэзии.

Награды города.

4

2

2

4

2

4

4

4

8

6

2

8

2

Обобщающее занятие

Итоговая  игра «Ленинград- город герой!»

4

2

8

10

ИТОГО

60

84

144


Содержание программы

для  учащихся  9 - 10 лет

Темы занятий

Теория

Практика

Введение

Задачи программы, объекты изучения и исследования.

Беседа по технике безопасности

Просмотр фрагмента видеофильма «Зимнее утро».

1 Раздел: «Рубежи доблести и Славы».

1.

«Вставай, страна огромная…».

  • Начало войны. Лето 1941 года. Подготовка к обороне города. Формирование дивизий народного ополчения.
  • Воздушные тараны над Ленинградом.
  • Перестройка промышленности.
  • Эвакуация населения из города.
  • Земли Красносельского района летом 1941 года.
  • Работа с документальными источниками и периодической печатью (1941г.);
  • Экскурсия по экспозициям музея «Красносельский  рубеж».

( ГБОУ ЦО №167)                                                                                                                    

2.

«Огненный сентябрь 1941 года». Красносельско-Урицкий рубеж.

  • 8 сентября 1941 года. Начало блокады. Основные причины. Бои на ближних рубежах.
  • Красносельский рубеж. Воронья гора. Красное село. Горелово.
  • Урицкий рубеж. Враг остановлен.

.

  • Работа с картой.
  • Работа с документами.
  • Просмотр и обсуждение фильма «Орудия «Авроры»».
  • Экскурсия к мемориалу, посвященному подвигу героям – авроровцам.  
  • Экскурсия по Зеленому поясу Славы Красносельского района.

3.

Операция «Искра».

Январь 1943 года.

  • Прорыв блокады.  Операция «Искра».
  • Волховский фронт.

   ( Январь 1943 года).

  • Работа с документами.
  •  Экскурсия  в государственный музей-диараму «Прорыв  блокады Ленинграда»

4.

Основные операции на Красносельско – Урицком направлении

(1942- 1943год).

  • Роль Старопановской операции в освобождении Красносельских земель.
  • Операция «Подкоп». Август 1943 г. - взрыв командного пункта немцев (Авангардная, 35).
  • Высадка десанта с Финского залива на оккупированную территорию (Стрельна,  Петергоф, Юго – Запад).

  •  Работа с документальными источниками и периодической печатью.
  • Работа с картой.
  • Экскурсия в музея «История поселка Лигово» (ОУ № 383).

Посещение музея ОУ № 167 «Красносельско-Урицкий рубеж».

5.

Операция «Нева-2».

Блокада снята.

  • Боевые действия на Ленинградском фронте в январе 1944 года. Освобождение п. Лигово, п. Старо-Паново, п. Горелово, п. Красное Село, п. Дудергоф. Штурм Вороньей горы.
  • Полное снятие блокады.
  • Восстановление города после оккупации и блокады (занятия  обобщения и повторения).
  • Работа с документальными источниками.
  • Экскурсия в музей школы № 380 «Освобождение Красного села».
  • Экскурсия  в государственный музей-диараму «Прорыв  блокады Ленинграда»

6.

Памятники Великой Отечественной войны  в нашем городе.

  • Первые памятники событий Великой  Отечественной войны  в нашем городе.
  • Дорога жизни. «Разорванное кольцо»
  • Парки Победы (Приморский и Московский парки).
  • История создания мемориала «Зеленый пояс Славы».
  • Площадь Победы. Памятник героическим защитникам города.

 

  • Работа с картой.
  • Викторина «Знаешь ли ты?», «Угадай-ка?».
  • Подготовка

    кроссвордов.

  • Экскурсия в музей «Памятник героическим защитникам Ленинграда».

7.

Памятники Великой Отечественной войны  на Красносельской земле.

  • Урицкий вал.
  • Памятники «Скорбящая Мать» и «Солдат с автоматом» в Красном Селе и окрестностях.
  • Памятники в Горелово и окрестностях.
  • Памятники на Дудергофских высотах.
  • Мемориал героям – «Взрыв».
  • Работа с атласом и картой района.
  • Фотографирование памятников.
  • Подготовка набора открыток.
  • Выезд – экскурсия на Воронью гору «Орудия крейсера «Аврора» на защите Ленинграда».

                     

2 раздел: «900 дней мужества».

темы занятий

Теория

Практика

1.

Ленинград в блокаде.

  • 8 сентября – День начала блокады. Перестройка промышленности на военный лад.
  • Работа предприятий.
  • Эвакуация населения.
  • Работа с фотографиями, документальными источниками.
  • Экскурсия  в государственный музей обороны и блокады Ленинграда (Особняк Румянцева).

2.

Быт горожан

(1941 – 1942 год).

  • Жизнь населения блокадного города.
  • Артобстрелы. Работа бомбоубежищ.
  • Голод и смерть горожан.
  • Осень 1941 г. Продуктовая карточная система.
  • Зима и весна 1942 г. Бытовые условия жизни горожан. Транспорт.
  • Май 1942 г. – футбол.
  • Просмотр и обсуждение худ. фильма «Зимнее утро».
  • Экскурсия в музей библиотеки «Книги блокадного Ленинграда».

3.

Дорога жизни.

  • Ледовая трасса Дороги жизни.
  • Продовольственное снабжение города.
  • Памятники мемориала «Дорога жизни».

  • Просмотр и обсуждение худ. фильма «Дорога жизни».
  • Экскурсия по Дороге жизни («Цветок жизни»).

4.

Дети блокадного города.

  • Работа школ в 1941-1943 г.г.
  • Помощь взрослым в работе бытовых отрядов и отрядов ПВО.
  •  Работа коллективов художественной самодеятельности.
  • Работа на предприятиях.
  • Чтение рассказов и обсуждение сборника «Дети города – героя».

5.

Спасение памятников искусства.

  • Работа по сохранению памятников, проходившая осенью 1941 г.
  • Укрытие «знаменитых» коней.
  • Спасение куполов и шпилей соборов города.
  • Летний сад в годы блокады.
  • Подвалы Исаакиевского собора.
  • Просмотр фотографий.
  • Обсуждение фильмов.
  • Обзорная экскурсия по городу «Символы города».

6.

Искусство в блокадном Ленинграде.

  • Работа радиокомитета.
  • Работа театров в блокадном городе: Театр музыкальной комедии.                        Театр Комиссаржевской.

  • Работа с документами.
  •  Просмотр  фильма «Урок истории».

7.

Блокада. День за днем.

Обобщающее занятие «Что? Где? Когда?»

 

3 раздел: «Во имя мира на Земле».

   №

темы занятий

Теория

Практика

1.

Их именами названы улицы (имена на карте города).

  • Их именами названы улицы города:

- А. Типанова,

- З. Портновой,

- Л. Голикова,

  • Красносельский район. Улицы, названные в честь событий Великой Отечественной Войны и носящие имена героев:

- Жуков Г. К.,

- Пилютова А.П.,

- Гарькавого А. Д. и т. п.

  • Сочинение «О героях тех времен».
  • Создание презентаций  «Их именами названы улицы моего микрорайона».
  • Выезд в московский Парк Победы на «Аллею Героев». Памятник Г.К. Жукову.
  • Экскурсия по экспозиции «Улица Ж. Котина».

2.

Герои живут рядом.

  • Ветераны Великой Отечественной войны.
  • Материалы семейных архивов «Моя семья».
  • Подготовка поздравительных открыток жителям блокадного Ленинграда.
  • Посещение музея школы № 369 «Юнги Северного флота».
  • Флеш-моб «Имя героя на карте страны»

3.

Музыка военных лет.

  • Песни Великой Отечественной войны.
  • Фильмы о героической защите Ленинграда.

Конкурсы:

 - «Угадай мелодию»;

- «Узнай фильм и его героев».

5.

Блокада Ленинграда в литературе и поэзии.

  • Писатели и поэты блокады: О. Бергольц, Н. Тихонов, В. Инберг, А. Ахматова.

  • Конкурс на лучшее стихотворение «Мой город в блокаде».
  • Викторина «Знаешь ли ты».

6.

Награды города.

  • Награды города за подвиг и героизм защитников и жителей блокадного города:

- Звезда героя,

     - Два Ордена Ленина.

  •  Обелиск на площади Восстания «Городу – герою».

Обобщающее занятие.

Итоговая игра «Ленинград – город герой!»

  • Работа с картой, видеосюжетами, фотоматериалами.


III. Учебно-тематический план программы

для учащихся  11 - 14 лет

Наименование раздела

Содержание курса

Кол – во часов

теория

прак

тика

Всего

Комплектование групп

6

6

Введение

Задачи программы, объекты изучения и исследования.

Беседа по технике безопасности

2

2

Рубежи доблести и славы

  1. «Вставай страна огромная…»
  2. «Огненный сентябрь 1941 года». Красносельско-Урицкий рубеж.
  3. Операция «Искра». Январь 1943 года.
  4. Основные операции на Красносельско-Урицком направлении (1942-1943 год).
  5. Операция «Нева-2». Блокада снята.
  6. Памятники Великой Отечественной войны в нашем городе.
  7. Памятники Великой Отечественной войны на  Красносельской земле.
  8. Музеи Славы Ленинграда.

2

4

2

4

2

2

2

2

4

8

 4

 8

8

4

4

4

6

12

 6

 12

10

6

6

6

900 дней мужества.

  1. Ленинград в блокаде.
  2. Быт горожан (1941 – 1942 год).
  3. Дорога жизни.
  4. Дети блокадного города.
  5. Спасение памятников искусства.
  6. Искусство в блокадном Ленинграде.
  7. Блокада. День за днем.

2

2

2

2

2

2

2

4

4

6

4

4

6

6

8

6

2

6

2

Во имя мира на Земле.

  1.  Их именами названы улицы (имена на карте города).
  2. Герои живут рядом.
  3. Музыка военных лет.
  4. Блокада Ленинграда в литературе и поэзии.
  5. Награды города.

4

2

2

4

2

4

4

4

8

6

2

8

2

Обобщающее занятие

Итоговая  игра «Ленинград- город герой!»

4

2

8

10

ИТОГО

58

86

144

 


Содержание программы

для учащихся 11-14 лет

Темы занятий

Теория

Практика

Введение

Задачи программы, объекты изучения и исследования.

Беседа по технике безопасности.

Просмотр фрагмента видеофильма «Блокада» ч. 1.

1 Раздел: «Рубежи доблести и Славы».

1.

«Вставай, страна огромная…».

  • Начало войны. Лето 1941 года. Лужский рубеж.
  •  Подготовка к обороне города. Создание оборонительных рубежей.
  • Формирование дивизий народного ополчения.
  • Воздушные тараны над Ленинградом.
  • Перестройка промышленности.
  • Эвакуация населения из города.
  • Земли Красносельского района летом 1941 года.
  • Работа с документальными источниками и периодической печатью (1941г.);
  • Экскурсия по экспозициям музея ДДЮТ «Красносельский  рубеж».

2.

«Огненный сентябрь 1941 года». Красносельско-Урицкий рубеж.

  • 8 сентября 1941 года. Начало блокады. Основные причины. Бои на ближних рубежах.
  • Красносельский рубеж. Воронья гора. Красное село. Горелово.
  • Урицкий рубеж. Враг остановлен.
  • Роль Г. К. Жукова в стабилизации фронта осенью 1941 года.

  • Работа с картой.
  • Работа с документами.
  • Просмотр и обсуждение фильма «Орудия «Авроры»».
  • Экскурсия по экспозиции, посвященной подвигу героям – авроровцам,   (ОУ № 289)
  • Экскурсия по Зеленому поясу Славы Красносельского района.

3.

Операция «Искра».

Январь 1943 года.

  • Прорыв блокады.  Операция «Искра».
  • Волховский фронт.
  • Освобождение населенных пунктов Кировского и Волховских районов

   ( Январь 1943 года).

  • Работа с документами.
  • Экскурсия в музей школы № 98 «Героические защитники  Волховского фронта».

4.

Основные операции на Красносельско – Урицком направлении

(1942- 1943год).

  • Роль Старопановской операции в освобождении Красносельских земель.
  • Операция «Подкоп». Август 1943 г. - взрыв командного пункта немцев (Авангардная, 35).
  • Высадка десанта с Финского залива на оккупированную территорию (Стрельна,  Петергоф, Юго – Запад).
  • Действия молодых патриотов на Красносельской земле.
  •  Работа с документальными источниками и периодической печатью.
  • Работа с картой.
  •   Обсуждение х /ф «Балтийское небо».
  • Подготовка экскурсий.
  • Экскурсия по материалам экспозиции музея ДДЮТ.
  • Экскурсия в музея «История поселка Лигово» (ОУ № 383).

5.

Операция «Нева-2».

Блокада снята.

  • Боевые действия на Ленинградском фронте в январе 1944 года. Роль 2-й и 42-й ударных армий.
  • Освобождение п. Лигово, п. Старо-Паново, п. Горелово, п. Красное Село, п. Дудергоф. Штурм Вороньей горы.
  • Полное снятие блокады. Освобождение оккупированной территории.
  • Восстановление города и его дальнейшее развитие после оккупации и блокады (занятия  обобщения и повторения).
  • Работа с документальными источниками.
  • Подготовка к военно – исторической игре «У стен Ленинграда».
  • Экскурсия в музей школы № 380 «Освобождение Красного села».
  • Выезд к мемориалу «Синявинские высоты».

6.

Памятники Великой Отечественной войны  в нашем городе.

  • Первые памятники событий Великой  Отечественной войны  в нашем городе.
  • Дорога жизни. «Разорванное кольцо»
  • Парки Победы (Приморский и Московский парки).
  • История создания мемориала «Зеленый пояс Славы».
  • Площадь Победы. Памятник героическим защитникам города.

 

  • Работа с картой.
  • Викторина «Знаешь ли ты?», «Угадай-ка?».
  • Подготовка

    кроссвордов.

  • Экскурсия в музей «Памятник героическим защитникам Ленинграда».

7.

Памятники Великой Отечественной войны  на Красносельской земле.

  • Урицкий вал.
  • Памятники «Скорбящая Мать» и «Солдат с автоматом» в Красном Селе и окрестностях.
  • Памятники в Горелово и окрестностях.
  • Боевая Слава Вороньей горы -Памятники на Дудергофских высотах.
  • Мемориал героям – «Взрыв».
  • Военно – историческая игра «У стен Ленинграда».
  • Работа с атласом и картой района.
  • Фотографирование памятников.
  • Создание паспорта на памятники.
  • Подготовка набора открыток.
  • Выезд – экскурсия на Воронью гору «Орудия крейсера «Аврора» на защите Ленинграда».

8.

Музеи Славы Ленинграда.

 

  • Государственные музеи города: Музей обороны, Музей обороны и блокады, Музей мемориала «Героическим защитникам города», Музей «Дорога жизни».
  • Экспозиции, связанные с героическими страницами города.
  • Школьные музеи Боевой Славы в Санкт-Петербурге.
  • Музеи Боевой Славы в школах Красносельского района.  
  • Подготовка  к участию в конкурсе творческих работ «Ленинград. Война. Блокада».
  • Создание презентаций по темам музеев.
  • Создание картотеки музеев, посвященных блокаде города и Великой Отечественной войне.
  • Обзорная экскурсия по государственному музею (по выбору):

- Истории Ленинграда.

- Обороны Ленинграда.

   - Героическим  защитникам Ленинграда.

                     

2 раздел: «900 дней мужества».

Темы занятий

Теория

Практика

1.

Ленинград в блокаде.

  • 8 сентября – День начала блокады. Предпосылки и причины.
  • Перестройка промышленности на военный лад.
  • Работа предприятий.
  • Эвакуация населения.
  • Работа с фотографиями, документальными источниками.
  • Экскурсия  в государственный музей обороны и блокады Ленинграда (Особняк Румянцева).

2.

Быт горожан

(1941 – 1942 год).

  • Жизнь населения блокадного города.
  • Артобстрелы. Работа бомбоубежищ.
  • Голод и смерть горожан.
  • Осень 1941 г. Продуктовая карточная система.
  • Зима и весна 1942 г. Бытовые условия жизни горожан. Транспорт.
  • Май 1942 г. – футбол.
  • Просмотр и обсуждение худ. фильма «Зимнее утро».
  • Экскурсия в музей библиотеки «Книги блокадного Ленинграда».

3.

Дорога жизни.

  • Ледовая трасса Дороги жизни.
  • Продовольственное снабжение города.
  • Памятники мемориала «Дорога жизни».
  • Воспоминания  жителей блокадного Ленинграда об эвакуации по Ладоге жителей блокадного Ленинграда.
  • Работа балтийской флотилии летом и осенью 1941 г.
  • Просмотр и обсуждение худ. фильма «Дорога жизни».
  • Экскурсия по Дороге жизни («Цветок жизни, «Разорванное кольцо», музей в п. Осиновец).

4.

Дети блокадного города.

  • Работа школ в 1941-1943 г.г.
  • Помощь взрослым в работе бытовых отрядов и отрядов ПВО.
  •  Работа коллективов художественной самодеятельности.
  • Работа на предприятии.
  • Чтение рассказов и обсуждение сборника «Дети города – героя».
  • Экскурсия в музей школы № 210 «Дети блокадного Ленинграда».

5.

Спасение памятников искусства.

  • Работа по сохранению памятников, проходившая осенью 1941 г.
  • Укрытие «знаменитых» коней.
  • Спасение куполов и шпилей соборов города.
  • Летний сад в годы блокады.
  • Подвалы Исаакиевского собора.
  • Просмотр фотографий.
  • Обсуждение фильмов.
  • Обзорная экскурсия по городу «Символы города».

6.

Искусство в блокадном Ленинграде.

  • Работа радиокомитета.
  • Работа театров в блокадном городе: Театр музыкальной комедии, Театр Комиссаржевской.
  • 7 – я симфония Шостаковича – символ жизни в умирающем городе.
  • Работа с док. источниками.
  •  Просмотр худ. фильма «Два бойца».
  • Экскурсия в музей школы № 235 «А музы не молчали…».

7.

Блокада. День за днем.

  • Конкурс знатоков «Блокада день за днем».
  • Обобщающее занятие «Что? Где? Когда?»

 

3 раздел: «Во имя мира на Земле».

   

Темы занятий

Теория

Практика

1.

Их именами названы улицы (имена на карте города).

  • Их именами названы улицы города:

- А. Типанова,

- З. Портновой,

- Л. Голикова,

- Г. Севастьянова и т.п.

  •  Красносельский район. Улицы, названные в честь событий Великой Отечественной Войны и носящие имена героев:

- Жуков Г. К.,

- Пилютова А.П.,

- Гарькавого А. Д. и т. п.

  • Сочинение «О героях тех времен».
  • Создание презентаций  «Их именами названы улицы моего микрорайона».
  • Выезд в московский Парк Победы на «Аллею Героев». Памятник Г.К. Жукову.
  • Экскурсия по экспозиции «Улица Ж. Котина».

2.

Герои живут рядом.

  • Почетные жители нашего района.
  • Ветераны Великой Отечественной войны.
  • Руководители школьных музеев.
  • Материалы семейных архивов «Моя семья».
  • Подготовка поздравительных открыток жителям блокадного Ленинграда.
  • Посещение музея школы № 369 «Юнги Северного флота».
  • Экскурсия в музей «Десант Памяти»     (ОУ № 217).

3.

Музыка военных лет.

  • Песни Великой Отечественной войны.
  • Песни о Ленинграде.
  • 7-я симфония Шостаковича.
  • Фильмы о героической защите Ленинграда.

Конкурсы:

 - «Угадай мелодию»;

- «Узнай фильм и его героев».

5.

Блокада Ленинграда в литературе и поэзии.

  • Писатели и поэты блокады: О. Бергольц, Н. Тихонов, В. Инберг, А. Ахматова.
  • Страницы Красносельской хрестоматии. Красносельская земля в военной прозе и поэзии: М. Дудин.
  • Зарубежные писатели о блокаде Ленинграда.
  • Конкурс на лучшее стихотворение «Мой город в блокаде».
  • Викторина «Знаешь ли ты».
  • Экскурсия в музей А. Ахматовой «Фонтанный дом».

6.

Награды города.

  • Награды города за подвиг и героизм защитников и жителей блокадного города:

- Звезда героя,

     - Два Ордена Ленина.

  •  Обелиск на площади Восстания «Городу – герою».
  • Книга Памяти.

Обобщающее занятие.

Итоговая игра «Ленинград – город герой!»

  • Работа с картой, видеосюжетами, фотоматериалами.
  • Поход по местам боев Ленинградской области.


IV. Методическое обеспечение программы

Для успешной реализации программы необходимо:

  1. Обязательное проведение экскурсий, выездов, посещение музеев.
  2. Участие в исследовательской  и социально- значимой деятельности.
  3. Выполнение учащимися творческих заданий.

Темы занятий

Примерная форма проведения занятий

Предполагаемые

экскурсии

Социально-значимая деятельность

Введение

1 Раздел: «Рубежи доблести и Славы».

1.

«Вставай, страна огромная…».

  • Занятие – рассказ.  
  • Работа с документальными источниками и периодической печатью (1941г.)

Экскурсия по экспозициям «Красносельский  рубеж»

  • Беседы в младших классах.
  • День Памяти.
  • Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Запись воспоминаний.
  • Создание аудиотеки.

2.

«Огненный сентябрь 1941 года». Красносельско-Урицкий рубеж.

  • Занятие-рассказ.
  • Работа с картой.
  • Работа с документами.
  • Просмотр и обсуждение фильма «Орудия «Авроры»».

  • Экскурсия по экспозиции, посвященной подвигу героям – авроровцам,  
  • Экскурсия по Зеленому поясу Славы Красносельского района.
  • Акция «Память о Клиновских домах».
  • Встречи с ветеранами.
  • Съемка учебного видеофильма «Красносельский рубеж».

3.

Операция «Искра».

Январь 1943 года.

  • Занятие-рассказ.
  • Работа с документами

Экскурсия  в государственный музей-диараму «Прорыв  блокады Ленинграда»

Встречи с ветеранами – участниками событий.

4.

Основные операции на Красносельско – Урицком направлении

(1942- 1943 год).

  • Рассказ.
  • Работа с документальными источниками и периодической печатью.
  • Работа с картой.
  • Беседа о героях.
  • Обсуждение х /ф «Балтийское небо».

  • Экскурсия по материалам экспозиции музея ДДЮТ.
  • Экскурсия в музея «История поселка Лигово» (ОУ № 383).

  • Участие в районном конкурсе экскурсоводов.
  • Участие в исторической игре «У стен Ленинграда».
  • Поисковая работа «Белые пятна истории» (запись воспоминаний очевидцев событий).

5.

Операция «Нева-2».

Блокада снята.

  • Беседа, рассказ.
  • Просмотр видеофильма «Мы из будущего».
  • Работа с документальными источниками.
  • Обзор книг по теме.
  • Военно – историческая игра «У стен Ленинграда».
  • Экскурсия в музей школы № 380 «Освобождение Красного села».
  • Выезд к мемориалу «Синявинские высоты».
  • Встречи с жителями блокадного Ленинграда.
  • Поздравления, концерты для ветеранов.

6.

Памятники Великой Отечествен-ной войны  в нашем городе.

  • Беседа.
  • Просмотр слайдов.
  • Работа с картой, атласом района.
  • Викторина «Знаешь ли ты?», «Угадай-ка?».
  • Подготовка

кроссвордов.

Экскурсия в музей «Памятник героическим защитникам Ленинграда».

  • Шефство  над близлежащими памятниками Воинской Славы.
  • Проведение экскурсий для младших школьников.

7.

Памятники Великой  Отечествен-ной войны  на Красносельс-кой земле.

  • Занятие-беседа.
  • Работа с атласом и картой района.
  • Фотографирование памятников.

 Выезд – экскурсия на Воронью гору «Орудия крейсера «Аврора» на защите Ленинграда».

  • Встречи с ветеранами на данных рубежах.
  • Создание паспорта на памятники.
  • Подготовка набора открыток.

8.

Музеи Славы Ленинграда.

 

  • Слайд-занятие.
  • Заочные путешествия по залам Музеев.
  • Подготовка  к участию в конкурсе творческих работ «Ленинград. Война. Блокада».
  • Создание презентаций по темам музеев.
  • Создание картотеки музеев, посвященных блокаде города и Великой Отечественной войне.

Обзорная экскурсия по государствен-ному музею ( по выбору):

  • Истории Ленинграда.
  • Обороны Ленинграда.
  • Героическим защитникам Ленинграда.
  • Участие в конкурсе творческих работ «Ленинград. Война. Блокада».
  • Круглый стол совместно с родителями «Реликвия моей семьи».

                     

2 раздел: «900 дней мужества».

Темы занятий

Примерная форма проведения занятий

Предполагаемые

экскурсии

Социально-значимая деятельность

1.

Ленинград в блокаде.

  • Просмотр видеофильмов.
  • Занятие – рассказ.
  • Обзор книг о блокадном городе.
  • Работа с фотографиями, документальными источниками

Экскурсия  в государственный музей обороны и блокады Ленинграда (Особняк Румянцева)

Поисковая работа «Мои близкие в годы войны и блокады» (создание книги памяти)

2.

Быт горожан.

(1941 – 1942 год).

  • Занятие – рассказ.
  • Просмотр и обсуждение худ. фильма «Зимнее утро».

Экскурсия в музей библиотеки «Книги блокадного Ленинграда».

Встреча с жителями блокадного Ленинграда.

3.

Дорога жизни.

  • Слайд-занятие.
  • Просмотр и обсуждение худ. фильма «Дорога жизни»

Экскурсия по Дороге жизни («Цветок жизни, «Разорванное кольцо», музей в п. Осиновец).

Встреча с архитектором-создателем памятников «Цветок жизни», «Пушки авроры».

4.

Дети блокадного города.

  • Занятие – путешествие в блокадный Ленинград.
  • Чтение рассказов сборника «Дети города – героя».

Экскурсия в музей школы № 210 «Дети блокадного Ленинграда».

  • Сотрудничество с обществом «Дети блокадного Ленинграда».
  • Акция

«Ленинградские дети» (трудовой десант  в п. Лычково Новгородской области).

5.

Спасение памятников искусства.

  • Викторина «Узнай памятник».
  • Просмотр фотографий.
  • Обсуждение фильмов.

Обзорная экскурсия по городу «Символы города».

Конкурс проектов «Возрожденный Летний сад».

6.

Искусство в блокадном Ленинграде.

  • Устный журнал.
  • Работа с док. источниками.
  •  Просмотр худ. фильма «Два бойца».

Экскурсия в музей школы № 235 «А музы не молчали…»

7.

Блокада. День за днем.

  • Выставка творческих работ «Моя семья. Блокада.

   Ленинград».

  • Конкурс «Брейн-ринг»

  • Участие в конкурсе рисунков «Ленинград. Война. Блокада».

3 раздел: «Во имя мира на Земле».

Темы занятий

Примерная форма проведения занятий

Предполагаемые

экскурсии

Социально-значимая деятельность

1.

Их именами названы улицы (имена на карте города).

  • Занятие – заочное путешествие по городу.
  • Работа с картой города.
  • Обзор книг о судьбах и людях.
  • Сочинение «О героях тех времен».
  • Создание презентаций  «Их именами названы улицы моего микрорайона».
  • Выезд в московский Парк Победы на «Аллею Героев». Памятник Г.К. Жукову.
  • Экскурсия по экспозиции «Улица Ж. Котина».
  • Беседы для младших школьников:

- «Улица, на которой я живу».

- «Имена на карте нашего района».

  • Подготовка поздравлений ветеранам ВОВ к 70-летию Победы.

2.

Герои живут рядом.

  • Рассказ.
  • Просмотр видеофильма «Всегда с нами».
  • Посещение музея школы № 369 «Юнги Северного флота»
  • Экскурсия в музей «Десант Памяти»     (ОУ № 217)

Подготовка поздравительных открыток жителям блокадного Ленинграда.

3.

Музыка военных лет.

  •  Музыкальный конкурс «Угадай мелодию»;
  • Конкурс «Узнай фильм и его героев».

5.

Блокада Ленинграда в литературе и поэзии.

  • Рассказ о творчестве писателей.
  • Чтение произведений.
  • Чтение Красносельской хрестоматии.
  • Обзор произведений зарубежных писателей о блокаде.
  • Конкурс творческих работ, сочинений, стихов, легенд, рассказов.

Экскурсия в музей А. Ахматовой «Фонтанный дом».

  • Подведение итогов конкурса творческих работ учащихся «Ленинград. Война. Блокада к 70-летию Победы.
  • Оформление выставки.

6.

Награды города.

  • Беседа.
  • Викторина «Знаешь ли ты…?».
  • Изготовление проекта памятного знака к 65- летию Победы.

  • Защита проектов – макетов памятника городу-герою Ленинграду.
  • Встречи с ветеранами.
  • Возложение цветов к памятникам Великой Отечественной войны.

Обобщающее занятие.

Итоговая  игра «Ленинград – город герой!»

Поход по местам боев Ленинградской области.

Подведение итогов конкурса на лучший проект памятного знака к 70-летию Победы.

Результативность усвоения разделов программы выявляется путем анализа участия детей в ниже перечисленных мероприятиях:

Наименование раздела

Конкурсы, выставки

Темы творческих работ

1. «Рубежи доблести и Славы».

  • Фото – выставка «Памятники Воинской Славы на Красносельской земле»;
  • Военно-историческая игра « У стен Ленинграда».
  • Игра – викторина «Знаешь ли ты?»;
  • Разработка экскурсий (по темам программы).
  • Конкурс на лучшую компьютерную презентацию «Ленинград. 900 дней мужества».
  • «Паспортизация памятников Зеленого пояса Славы»;
  • «Проект памятника городу – герою    Ленинграду»;
  • «Музей, которого нет».

2.  «900 дней мужества».

  • Выставка творческих работ по теме:

- «Ленинград, война, блокада»;

- «Моя семья. Блокада. Ленинград»;

- « Реликвия моей семьи».

  • Военно-историческая игра «У стен Ленинграда»;
  • Конкурс экскурсоводов «Красносельский - район Боевой Славы».
  • Составление викторины «Ленинград в блокаде» (для учащихся 1-5классов);
  • Составление кроссвордов;
  • «Хроника событий 1941-1944 годов»;
  • «Вторая жизнь достопримечательностей»;
  • «История жизни моих близких в годы войны и блокады»;
  •  «Реликвии моей семьи»;
  • «Моя семья. Блокада. Ленинград».

3. «Во имя мира на Земле».

  •  Защита проектов:

- Макет памятника «Городу – герою»;

- Памятный знак к 65-летию     Победы.

  •  Конкурс на лучший сборник кроссвордов.
  • Игра  «Ленинград – город герой!»

  • «История  одной улицы (дома, поселка);
  • Участие в подготовке к изданию энциклопедического справочника «Красносельский район» (глава «Район в годы войны»)

        Учебные занятия проводятся с использованием дидактического материала:

  1. Атласа Красносельского района Санкт-Петербурга.
  2. Компьютерных презентаций.
  3. Слайд-альбомов по теме:
  • Памятники Великой Отечественной войны  Ленинграда и области;
  • Дорога Жизни;
  • По залам государственных музеев Ленинграда;
  • Блокада Ленинграда.
  1. Видеофильмов:

       -  «Блокада. День за днем», часть 1, 2, 3.

       - «Вехи Победы» ( 10 худ.фильмов).

  1. Плана – карты района, города.
  2. Фотоальбомов:
  • Санкт-Петербурга;
  • Ленинградской области;
  • Красносельского района и его окрестностей.
  1. Материалов архива районного музея «Красносельский рубеж» (документы, фотоматериалы, периодическая печать).
  2. Видеоряда «Школьные музеи. Уроки мужества».
  3. Разработок игр-конкурсов.
  4. Разработок экскурсий.
  5.  Рекомендаций для исследовательских и творческих работ учащихся.

V. Материально-техническое оснащение:

- Мультимедиапроектор, ноутбук, экран.

- Магнитофон, музыкальный центр,

- Цифровой фотоаппарат, принтер, сканер.


VI. Список литературы

Литература, рекомендуемая  учащимся:

  1.  Адамович   А.М,   Гранин   Д. А. Блокадная   книга 1. - М.:Советский писатель, 1983.
  2. Адамович   А.М.,   Гранин   Д. А. Блокадная   книга 2. - Л.:Лениздат, 1984.
  3. Алянский Ю. Л.Театр в квадрате обстрела. -  М.:Искусство, 1967.
  4. Базовский В.Н., Щумилов Н.Д. Самое дорогое. Документальное повествование об А. А. Кузнецове. - М.: Политиздат,
    1982.
  5. Баранов Н. В. Силуэты блокады. - Л.:Лениздат, 1982. 173с.
  6. Барбашин И. П., Кузнецов А. И., Морозов В. П., Харитонов
    А.  Д., Яковлев  Б.  Н.  Битва за Ленинград.   1941-1944. - М.,1964.
  7. Без антракта. Актеры города Ленина в годы блокады./Сост.:   Макулова-Маширова В.  Я.,  Пономаренко  С.  А.- Л.:Лениздат, 1970.
  8. Блатин А. Я. Вечный огонь Ленинграда. Записки журналиста. - М.:Сов. Россия, 1976.
  9. Девятьсот дней. Литературно-художественный сборник. - Л.: Лениздат, 1948.
  10. Дворянский Е., Ерошенков А. В огненном кольце. - Таллин,1977.
  11. Жданов Н. Н. Огневой щит Ленинграда. - М., 1965.
  12. Зубаков В. Е. Ленинград - город-герой. 2-е изд., доп.-  М. : Воениздат, 1981.
  13. Камалов X. X. Морская пехота в боях за Родину. (1941-1945гг.) - М.: Воениздат, 1966.
  14. Карасев А. В. Ленинградцы в годы блокады (1941 - 1943) - .М., 1959.
  15. Косточкин В. В. Поясом немеркнущей славы. Монументы рубежей Ленинградского фронта. - М.:Искусство, 1975.
  16. Ленинград. Иллюстрированный альбом./ Сост. Борисов Н. Я. - Л.:Лениздат, 1967.
  17. Ленинград в борьбе. Месяц за месяцем. 1941-1944. - СПб:Ланс, 1994.
  18. Манаков Н. А. В кольце блокады. - Л., 1961.
  19. Милъченко Н. Н. Залпы над Невой. - М.:Воениздат, 1983.
  20. Рожков А. М. На юго-западе Санкт-Петербурга. - СПб: Лики  России, 1996.
  21. Сирота Ф. И. Ленинград - город-герой. Л., 1960
  22. Сорока М. X. фронтовой трамвай. - Л.:Лениздат, 1986.
  23. Стояли   со   взрослыми   рядом... Сборник   документальных   очерков.  Сост. Осипова А.М., Тюленева О.  П. -  Л.: Лениздат, 1985.
  24. Суворов Н. М. Сирены зовут на посты. Страницы блокадного дневника. -Л.: Лениздат, 1980.
  25. Чернов Ю. М. Судьба высокая «Авроры». 2-е изд., доп. - М. Политиздат, 1983.
  26. Шумилов Н. Д. В дни блокады. - М.: Мысль, 1974.

Литература, рекомендуемая  педагогам:

1. Адамович   А.М.,   Гранин   Д.   А.    Блокадная   книга 2.
     - Л.:Лениздат, 1984.

2. Акт Ленинградской городской комиссии о преднамеренном истреблении   немецко-фашистскими   варварами   мирных жителей Ленинграда и ущербе, нанесенном хозяйству и культурно-историческим памятникам города в период войны и блокады.   - Л., 1945.

3. Артисты в погонах. Воспоминания артистов Театра Краснознаменного      Балтийского флота./Сост. Веретенников. - Л.: Лениздат, 1985.

  1. Арсенал электрификации. Краткий очерк истории Ленинградского   завода   «Электросила»   им.   С.   М.   Кирова.   - Л.: Лениздат, 1960.
  2. Афасьев Н. М. Фронт без тыла. Записки партизанского командира 2-й Ленингр. партизанской бригады. - Л.: Лениздат, 1983.
  3. Бардин С. М. ...И Штатские надели шинели. - М.: Сов. Россия, 1974.
  4. Бартенев И. А. Ленинград. (Архитектура городов-героев).
    - Л.: Стройиздат. Ленинградское отделение, 1975.
  5. Барышников Н. И., Барышников В. Н., Федоров В. Г.  Битва за Ленинград, 1941 - 1944. - М.: Воениздат, 1964.
  6. Барышников Н. И., Барышников В. Н., Федоров В. Г. Финляндия во второй мировой войне. - Л.: Лениздат, 1989.
  7. Беляев А. Н. Местная противовоздушная оборона Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. - Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1975.
  8. Блокада  рассекреченная.   Сборник./   Сост.   Демидов   В. - СПб.: Бояныч, 1995.
  9. Бойцы Выборгской стороны. Воспоминания ветеранов 5-й Выборгской дивизии народного ополчения Ленинграда - 13стрелковой Домбровской дивизии./ Сост. Бусырев А. Н. - Л.: Лениздат, 1984.
  10. Боршев С. Н. От Невы до Эльбы. -  Л.: Лениздат, 1973. 383с.
  11. Буров А. В. Блокада день за днем, 22 июня 1941 г. - 27 января 1944 г. - Л.: Лениздат, 1979.
  12. Бычевский Б. В. Город-фронт.- Л.: Лениздат, 1967. 431 с.
  13. В годы суровых испытаний. Ленинградская партийная организация в Великой Отечественной войне.- Л.: Лениздат,1985.
  14. В огненном кольце. Воспоминания. - М., 1963.
  15. Вайну X. Блокада Ленинграда и Финляндия. Скандинавский сб., T.XVII. - Таллин, 1972.
  16. Василевский А. М. Дело всей жизни. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1983.
  17. Васильев А. В. Борьба за Ленинград в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - М.: 3нание, 1959.
  18. Варшавский С., Реет Б. Подвиг Эрмитажа. Документальная повесть. -Л.: Лениздат, 1985.
  19. Верт А. Россия в войне 1941-1945. - Л.: Прогресс, 1967.
  20. Виннийкий Л. Г. Бойцы особого фронта. Записки офицера разведки. -Л., 1980
  21.  Вишневский В. В. Дневники Военных лет. (1943, 1945 гг.) - М.: Сов. Россия, 1979.
  1.   Военно-Морской Флот Советского Союза в Великой Отечественной войне   1941 - 1945 гг. Т.З.-  М., 1962.
  2. Вознесенский  Н.   А.   Избранные  произведения,   1931-1947 .- М.: Политиздат, 1979.
  3. Вознесенский Н. А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. - М.: Политиздат, 1948.
  4. Возрождение. Воспоминания, очерки и документы о восстановлении Ленинграда. -  Л.: Лениздат, 1977.
  5. В тылу врага. Борьба партизан и подпольщиков на оккупированной территории Ленинградской области. В 4-х кн.1941-1944 гг. - Л.: Лениздат, 1979-1985.
  6. Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945.- М., 1981.
  7. Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1941-1945. Документы и материалы. - М., 1975.
  8. Галушко И. М. Танки оживали вновь. - М.: Воениздат, 1974.
  9. Гальдер Ф. Военные дневники. Т.З. - М., 1971.
  10. Ганкевич В. М. Ролъ штаба Ленфронта в осуществлении плана разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом. Бессмертный подвиг Ленинграда.-  Л. ЛВВПУ ПВО, 1984.
  11. Гладыш С. О. О малоизвестной оборонительной операции 8-й армии (апрель 1944г.). - Военно-исторический журнал, 1977, №8
  12. Говоров Л. А. К новым боевым победам над врагом! Ленинградская правда. - Л.: ЛВВПУ ПВО, 1984.
  13. Город Ленина в дни Октября и Великой Отечественной войны, 1941 – 1945 гг. Сб. статей. М. - Л.: Наука, 1964.
  14. Горшков Н. П. Силою света в полсвечи. – СПб.: БЕЛЛ, 1993.
  15. Гриф секретности снят. Потери вооруженных сил СССр в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Статистические исследования. - М.: Воениздат, 1993
  1. Дашичев В. И. Банкротство стратегии германского фашизма... Т.2. - М., 1972.
  2. 900 героических дней: Сборник документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941-1944 гг. -Л.: Наука, 1966.
  3. Демидов В. И. Снаряды для фронта. Документальная повесть. - Л.: Лениздат, 1985.
  4. Дзенискевич А. Р., Ковалъчук В. М. , Соболев Г. Л., Цаму-тали А. Н. Непокоренный Ленинград. Краткий очерк истории  города  в   период  Великой  Отечественной  войны. - Л.: Наука, 1970.
  5. Дзенискевич А. Р. Военная пятилетка рабочих Ленинграда.1941-1945. - Л.: Лениздат, 1972.
  6. Дзенискевич А. Р. Заводы на линии. Рабочие Ленинграда - фронту. - М.: Политиздат, 1978.
  7. Дзенискевич А. Р. Блокада и политика. Оборона Ленинграда в политической конъюнктуре. – СПб.: Нестор, 1998.
  8. Дзенискевич А. Р. Фронт у заводских стен. Малоизученные проблемы обороны Ленинграда (1941-1944). – СПБ.: Нестор, 1998.
  9. Дзенискевич А. Р. Накануне и в дни испытаний. - Л.: Лениздат, 1990.
  10. Дудин М. А. Первое мая в Ленинграде. Ленинградская правда, 1944, 1мая.
  11. Ежов В. А. Рабочие Ленинграда в борьбе за восстановление города. - Л., 1961.
  12. Ежов М. В. Местное самоуправление Ленинграда в годы Великой Отечественной войны: опыт, проблемы, уроки, - Л. 1993.
  1. Ежов М. В. Роль органов местного самоуправления в годы  Великой Отечественной войны. Из опыта общественно- политической деятельности Ленсовета 1941 - 1943. – СПб.: Санкт-Петербург, 1992.
  2. Жеребов Д. К., Соломахин И. Н. Семь январских дней. Прорыв   блокады   Ленинграда    12-18   января   1943   г. - Л.: Лениздат, 1987.
  3. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. Т. 2. 10-е изд., дополненное по рукописи автора. - М.: Изд. Агентство печати Новости, 1990.
  4. Зяблова Г. Г. Строка на обелиске. Документальная повесть. Л.: Лениздат, 1984.
  5. Князев С. П., Стрешинский М. П., Франтишев И. М., Шевердалкин П.Р., Яблочкин Ю.Н. На защите Невской твердыни. - Л.,1965.
  6. Ковальчук В. М. Дорога Победы осажденного Ленинграда. - Л.: Наука, 1984
  7. Кончаев Б. И., Скрябин М. Е. В борьбе с огнем. (Страницы истории). -Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1984
  8. Учебное пособие по истории и культуре Красносельского района: «На юго-западе Санкт-Петербурга». Автор А.М.Рожков.
  9. Крюков А. Музыка в кольце блокады. Очерки. - М., 1973
  10. Ленинград.   Историко-географический  атлас. -  М.: Главное управл. геодезии и картографии при СМ СССР, 1977.
  1. Литературный Ленинград в дни блокады. -Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1973.
  2. Лукницкий П. Н. Сквозь всю блокаду. Дневник военного корреспондента. -М.: Строиздат, 1975.
  3. Лукьянов Ю. А. Рубежи стойкости и мужества. 2-е изд., перераб. и допол. -Л.: Лениздат, 1985.
  4. Михайлов В. В. Ленинград. Героическая оборона города в 1941-1944 гг. - М. Политиздат, 1980.
  5. На Волховском фронте 1941 - 1944 гг. - М.: Наука, 1982.
  6. На Волховском фронте. Сб. воспоминаний./ Сост. Жеребов Д. К. -Л.: Лениздат, 1978.
  7. На Дороге жизни. Сб. воспоминаний./Сост. Богданов П. - Л., 1970.
  8. Непобежденный орешек. Сб. воспоминаний./Сост. Траньков В. М. - Л.: Лениздат, 1973.
  9. Николаев Е. А. Звезды на винтовке. - Л.: Лениздат, 1985.
  10. Оборона Ленинграда. 1941 - 1944. Воспоминания и дневники участников. - Л., 1968.
  11. Одинцов Г. Ф. Повелители огня. -Л.: Лениздат, 1980.
  12. Операция «Искра». Сборник./Сост. Бойцов С. М., Борщев С. Н. -  Л.: Лениздат, 1973.
  13. Ордена Ленина. Ленинградский военный округ. - Л., 1968.
  14. Освобождение Ленинграда от вражеской блокады. Сборник./Сост. Крупица К. К.- СПб.: ИНКО, 1994.
  15. Островский В. П. 27 января 1944. -М.: Мол. гвардия, 1984.
  16. От   Ленинграда   до   Рижского   залива./Сост.   Рябов.   А.- Л.: Лениздат, 1989.
  17. Очерки истории Ленинграда. 1967.
  18. «Победа». Поэтический сборник о подвиге Ленинграда В Великой Отечественной войне. - Л.: Лениздат, 1970. 558с.
  19. Павлов Д. В. Стойкость 2-е изд., доп.-  М.Политиздат, 1983.
  20. Павлов Д. В. Ленинград в блокаде.  - М.: Сов. Россия, 1969.
  21. Память. Письма о войне и блокаде./Сост. Варсобин А. К.  - Л.: Лениздат, 1985.
  22. Память. Письма о войне и блокаде./Сост. Варсобин А. К., Лисочкин И. Б.       - Л.: Лениздат, 1987.
  23. «Победа». Сборник прозы о подвиге Ленинграда в Великой Отечественной   войне. -  Л.: Лениздат, 1970. 364с.
  24. Рожков А. М. На юго-западе Санкт-Петербурга. – СПб.: Лики  России, 1996.
  25. Славная победа под Ленинградом. Сборник. - Л.: Лениздат, 1975.
  26. Солдаты сто девятой. Сб. воспоминаний./Сост. Вересов А. И. -  Л.: Лениздат, 1963.
  27. Танкисты в сражении за Ленинград./Сост. Гинзбург Б. А. - Л.: Лениздат, 1987.
  28. Театр музыкальной комедии в годы блокады. - Л.: Искусство 1973.
  29. Тихвин. Год 1941-й. Сб. воспоминаний./Сост.Жеребов Д. К. - Л.: Лениздат, 1974.
  30. Цитадель под Ленинградом. Гатчина в годы Великой Отечественной войны./Сост. Любецкий И. Г. – СПБ.: Лениздат 1992.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа юного туриста и эколога-краеведа."

Полевой учебный практикум для детей 12-14 лет. Содержание образовательной программы соответствовует: уровню основного общего образования,  туристической, краеведческой, экологической направленно...

Программа дополнительного образования в школе "Юные музееведы"

Пояснительная записка, программа, планирование. Предлагаемый курс лекций по истории Санкт-Петербурга. Список рекомендуемой литературы. Курс расчитан на углубленное изучение. Дети научаться пользоватьс...

Образовательная программа дополнительного образования детей кружка « Юный физик»

 Данная программа рассчитана на 34 учебных недели,  по 4 часа  занятий в неделю, т.е. на 128 учебных занятия. Основная задача курса – организация повторения курса физики с целью ...

Отчет о разработке и внедрении в МБОУ СОШ № 66 авторских программ дополнительного образования "Зарница" и "Юный пожарник"

Обе программы имеют рецензии специалистов Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования (ККИДППО)...

Общеобразовательная программа дополнительного образования творческого объединения "Юный гидробиолог"

Общеобразовательная программа дополнительного образования творческого объединения "Юнй гидробиолог", срок реализации - 2 года....

Методические рекомендации к авторской программе дополнительного образования по биологии «Юный исследователь» для обучающихся 6 – 8 классов

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть ...