Программа дополнительного образования в школе "Юные музееведы"
материал по краеведению (6 класс) по теме

Фролова Татьяна Владимировна

Пояснительная записка, программа, планирование. Предлагаемый курс лекций по истории Санкт-Петербурга. Список рекомендуемой литературы. Курс расчитан на углубленное изучение. Дети научаться пользоваться таким неограниченным ресурсом как музей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_muzeevedy.odt38.97 КБ

Предварительный просмотр:

                               

ГБОУ СОШ № 119

                        Программа  внеурочной деятельности

                           «Юные музееведы»

                        Направление: общеинтеллектуальное

                        Вид программы: модифицированная

                                                    Возраст  обучающихся: 11 – 17лет

                                                  Срок реализации: 1 год

                                                  Количество часов в год: 34/3 ч

                                                             

                    1)    Пояснительная записка

     К программе научно-познавательного направления

                                 « Юные музееведы»

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.

Цель программы: помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.

 Задачи программы:

- знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области (краеведческим, художественным, историческим…);

- развитие способностей к поисково- исследовательской, творческой деятельности;

- развитие самостоятельности и инициативы.

Помочь молодому поколению в решении этих задач сегодня может такой уникальный социальный институт, как  МУЗЕЙ. Особое место в современных образовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец. К овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.

Программа имеет интегрированный характер.

При реализации содержания этой программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания. Литературы. Географии, биологии, экологии, и др…

В  условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей , оформление экспозиций и выставок должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой деятельности руководителя школьного краеведческого музея и учащихся.

Значительное число занятий направлено на ПРАКТИЧЕСКУЮ деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая собственный творческий проект ( выставку, маршрут экскурсии. Научно- исследовательскую работу),  школьник раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

По окончании курса дети должны знать: историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

Выпускники должны уметь: общаться с людьми,  вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

Программа: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

                        2)   Учебно- тематический план.

  №

                    Тема.

                          Количество часов.

Всего

Теория

1-2

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

2

1

3

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея.

1

1

4-5

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование   ( от Античности до конца 18 века).

2

1

6-7

История музейного дела в России. Коллекционирование.

2

1

8-11

Музейная сеть и классификация музеев.

4

2

12-14

Фонды музея. Работа с фондами.

3

2

15-18

Музейная экспозиция и её виды.

4

2

19

Экскурсия в городской Краеведческий музей.

1

-

20

Экскурсия в Этнографический музей

1

-

21-24

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

4

2

25-27

Выставочная деятельность музея.

2

1

28-29

Культурно-образовательная деятельность музея.

2

1

30-31

Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея.

2

1

32

Организация краеведческой работы .

1

1

33-34

Подготовка и проведение итогового мероприятия.

2

1

Итого:

34 часа

                                3)   Содержание занятий.  

                 

  №

  Тема занятия.

        Содержание занятия.

                 УУД.

1-2

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

Музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и т.д. Становление и развитие государственно- общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений учащихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.

 Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

 структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

анализ - выделение признаков (существенных, несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

 подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

 построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД:

потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества;

ориентация на партнера по общению,

умение слушать собеседника

Регулятивные УУД:

целеполагание;      планирование;

прогнозирование;

контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Личностные УУД:

формирование основ гражданской идентичности личности:

сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;

стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

сформированность учебных мотивов;

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

 установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

3

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея.

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека.  Основные социальные функции музея. Структура подразделений школьного краеведческого музея.

4-5

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование  ( от Античности до конца 18 века).

Начало коллекционирования  древностей. Коллекционирование в Античную эпоху ( святилища, храмы, пинакотеки) и в эпоху Средневековья ( храмы и их сокровищницы, частное коллекционирование…). Кабинеты эпохи Возрождения ( студило, антикварии, кунсткамеры…). Естественнонаучные кабинеты и художественное коллекционирование. Формирование концепции публичного музея.

6-7

История музейного дела в России. Коллекционирование.

Первые музеи в России. Кунсткамера в Санкт- Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Коллекционирование в России в конце 18- первой половине 19 веков. Практикум. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России .

8-11

Музейная сеть и классификация музеев

Классификация музеев: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи…

12-14

Фонды музея. Работа с фондами.

15-18

Музейная экспозиция и её виды.

Понятия « музейная экспозиция», « экспонат», «экспозиционный комплекс».Особенности экспозиций разных групп музеев ( исторические, художественные, этнографические). Экспозиции ( постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций.

19

Экскурсия в городской Краеведческий музей.

Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея.

20

Экскурсия в Этнографический музей

Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея.

21-24

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.  

25-27

Выставочная деятельность музея.

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.  

28-29

Культурно-образовательная деятельность музея.

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.  

30-31

Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея.

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.  

32

Организация краеведческой работы .

Формы выполнения краеведческих  исследований: индивидуальные. Коллективные, звеньевые. Права и обязанности краеведа- исследователя. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.

33-34

Подготовка и проведение итогового мероприятия.

Интеллектуально-познавательная олимпиада по краеведению Санкт- Петербурга и Ленинградской области.

                                         4) Методология.

  №

  Тема занятия.

Методы и формы организации деятельности.

1-2

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

 поиск в сети Интернет основных понятий и терминов музейного дела, викторина « Кто больше назовёт музейных терминов», составление совместно с родителями кроссворда на тему музея…

3

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея.

обзорная экскурсия в школьный музей , по итогам которой определить социальные функции музея.

4-5

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование  ( от Античности до конца 18 века).

просмотр видеофильмов об известных музеях мира, поиск сайтов зарубежных музеев, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях мира.

6-7

История музейного дела в России. Коллекционирование.

просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России (либо проектной работы).

8-11

Музейная сеть и классификация музеев.

рассказ ( беседа) о классификации музеев; доклад уч-ся о видах музеев по темам: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи…

12-14

Фонды музея. Работа с фондами.

знакомство с фондами школьного краеведческого музея. Составление учётной карточки экспоната школьного краеведческого музея.

15-18

Музейная экспозиция и её виды.

участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам к памятной дате.

19

Экскурсия в городской Краеведческий музей.

проверка знаний, умений и навыков обучающихся.  Подготовка докладов, оформление экспозиций, выставок. Подготовка презентаций материалов и видеофильмов.

20

Экскурсия в Этнографический музей

проверка знаний, умений и навыков обучающихся.  Подготовка докладов, оформление экспозиций, выставок. Подготовка презентаций материалов и видеофильмов.

21-24

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее.

25-27

Выставочная деятельность музея.

участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее.

28-29

Культурно-образовательная деятельность музея.

участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее.

30-31

Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея.

выполнение индивидуального краеведческого задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

32

Организация краеведческой работы .

выполнение индивидуального краеведческого задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

33-34

Подготовка и проведение итогового мероприятия.

проверка знаний, умений и навыков обучающихся.  Подготовка докладов, оформление экспозиций, выставок. Подготовка презентаций материалов и видеофильмов.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Программа дополнительного образования "Музееведы"

Программа дополнительного образования работает на базе школьной музейной комнаты. Направлена на патриотическое и духовно-нравственное воспитание...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Контрольные занятия по программе дополнительного образования кружка «Школа юного музееведа»

В процессе занятий по музееведению учащиеся знакомятся с различными терминами, связанными с данной дисциплиной, с правилами проведения экскурсий и с концепцией организации работы школьного музея. Знач...