Общеобразовательная программа дополнительного образования творческого объединения "Юный гидробиолог"
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему

Чеснокова Елена Григорьевна

Общеобразовательная программа дополнительного образования творческого объединения "Юнй гидробиолог", срок реализации - 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_gidrobiol_2_god_2015g.doc302 КБ

Предварительный просмотр:

      МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»

                        Г.ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДЕНО:

 

Директор МБОУ ДО СЮН г.Долинск

_______________ Т.С.Подолина

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«Юный гидробиолог»

Программа рассчитана на детей 10-13 лет

Срок реализации программы - 2 года

Программа модифицированная

                                               

                                                         Составитель: Чеснокова Елена Григорьевна,                       педагог дополнительного образования

                                                                             МБОУ ДО СЮН г.Долинск

    г. Долинск

         2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Гидробиология – одно из традиционных направлений в дополнительном образовании.

Направленность предлагаемой образовательной программы эколого-биологическая.

Актуальность и привлекательность этой дисциплины состоит, прежде всего, в большом разнообразии природных объектов (организмов и элементов среды), с которыми соприкасаются школьники в процессе обучения, и также в арсенале доступных для их понимания методов исследования этих природных объектов.

Настоящая образовательная программа «Юный гидробиолог» хотя и находится в русле традиционного гидробиологического направления, построена с учетом того, что в современном образовательном процессе значительно возросла тенденция к ранней естественнонаучной специализации школьников. Уровень подготовки школьников по биологическим дисциплинам существенно повышается в случае проведения ими исследовательских работ под руководством специалиста.

Новизна данной программы состоит в раскрытии возможностей:

- индивидуального погружения школьников в научно-исследовательскую   деятельность в области гидробиологии на 2 года;

-   подготовки на каждом этапе обучения законченной самостоятельной работы – научно-исследовательской, природоохранного проекта, мультимедийной презентации, чему способствуют многочисленные викторины, конкурсы и конференции разных уровней.

Программа предусматривает разные виды деятельности воспитанников – теоретическая, исследовательская  и природоохранная. Водные объекты нашей области рассматриваются как объекты для познания, исследования и охраны, то есть как обучающие объекты в широком смысле слова.

В рамках курса происходит знакомство с предметом, индивидуальный выбор направления исследования и поэтапное совершенствование юного исследователя.

Направление исследовательских работ, также продиктовано возросшими потребностями школьников. Очевидно, что в рамках общеобразовательной школы  можно поставить задачу исследования элементов городской среды, заинтересовать вопросами сохранения биоразнообразия в городе, но невозможно проводить углубленное длительное научное исследование.

Таким образом, в программе сочетаются элементы традиционности и новизны.

Программа рассчитана на 2-х летний цикл  занятий и предназначена для учащихся 4-7 классов.

Целью программы является вовлечение подростков в работу по углубленному изучению и охране водных объектов. Эта цель направлена, во-первых, на реализацию исследовательской потребности личности ученика, во-вторых, на удовлетворение потребности общества в экологически грамотных, культурных и позитивно настроенных по отношению к природе специалистов, способных действовать и принимать решения.

Программа «Юный гидробиолог» является образовательной, поскольку повышает общую эрудицию, увеличивает количество навыков и умений. Она является также исследовательской, так как проведение исследовательских работ – ее важнейшая составная часть.

Программа опирается на знание базового стандарта по всем предметам и углубленное изучение биологии и химии в школе или самостоятельно. Для занятий по программе привлекаются подростки, мотивированные на исследовательскую деятельность. Причинами мотивации могут быть интерес, желание войти в мир науки. Таким образом, принципом набора в группу является желание подростка, а не конкурсный отбор.

В рамках названной цели поставлены задачи: 

  • научить
  • основам научного познания в области гидробиологии и экологии;
  • навыкам систематического полевого исследования;
  • постановке лабораторного эксперимента;
  • обобщение данных, полученных в ходе полевых и лабораторных исследований;
  • алгоритмам написания научной исследовательской работы;
  • начальным знаниям по статистической обработке данных.
  • воспитать
  • трудолюбие, усидчивость, ответственность, целеустремленность;
  • любовь к природе;
  • уважительное отношение к авторским правам своих товарищей, их работам;
  • общую и профессиональную коммуникабельность;
  • бескорыстие, доброжелательность.
  • развить способности, благоприятствующие становлению творческой личности:
  • способности самостоятельного принятия решения и нестандартных решений;
  • наблюдательность;
  • обобщающее, системное, логическое мышление;
  • способность популяризировать свои исследования;
  • способность выражать свои мысли.

сформировать

  • экологически активную жизненную позицию, желание сохранить природу для будущих поколений;
  • природоохранный оптимизм;
  • активную личность, способную воздействовать на  общественное мнение об экологических проблемах среди сверстников и взрослых;
  • гуманистическое мировоззрение.

     Основные педагогические идеи. 

- создание благоприятного микроклимата в подростковом коллективе – атмосфера дружелюбия, взаимопомощи, ответственности друг перед другом.

- в поддержании внешних связей с другими учреждениями дополнительного образования, школами, научно-исследовательскими институтами, природоохранными организациями;

  • в пропаганде природоохранных идей среди сверстников, например путем проведения анкетирования в своей школе;
  • в участии в конференциях, олимпиадах, круглых столах.

     Основой общения педагога с учениками является дружеское отношение к ним, авторитет, демократизм. От общения воспитанников между собой педагог ожидает дружелюбия и готовности к совместной работе, деловитости и взаимопонимания, взаимовыручки и состязательности. Иногда можно помочь воспитанникам понять друг друга, подтолкнуть к хорошим поступкам.

Большое значение для получения положительного педагогического результата имеет связь с родителями. Они союзники педагога в поддержании интереса сына или дочери к исследовательской работе, участвуют в экспедициях и конференциях. Родители – и наблюдатели, и болельщики.

     Связь со школьными учителями имеет значение для усиления мотивации к исследовательской работе, так как интерес и признание школы приносит моральное удовлетворение подросткам. Кроме того, подготовка школьника к олимпиадам - это совместный труд педагога дополнительного образования и школьного учителя. Занятия по гидробиологии помимо исследовательских работ призваны расширить и закрепить школьный курс.

     Основополагающей педагогической идеей в данной программе является гуманистическая и организующая идея «охрана природы».

Теоретические занятия преобладают только на первом году, когда ребята знакомятся с предметом. На втором – больше времени уделено исследовательской деятельности.

        Следует отметить, что теоретические занятия 1-го года  сопровождаются  показом организмов, отловленных в водоемах, экскурсиями на водоёмы. Это интересно широкому кругу подростков, в том числе подросткам,  не имеющим мотивации на исследовательскую работу. Такой воспитанник считается потенциальным исследователем, и педагог предлагает ему выбрать тему исследовательской работы. Как правило, такие подростки охотно начинают работать в группе.

Формы занятий. Программа предусматривает многообразие форм занятий:

-    «занятие в аудитории». В рамках этой формы проходят беседы, лекции, дискуссии. Обсуждаются  планы предстоящих экспедиций и массовых мероприятий, проходит обобщение собранных для исследовательской работы данных, первые представления готовых исследовательских работ и проектов перед членами гидробиологической группы;

- участие в олимпиадах и конференциях является формой работы, помогающей оценить результативность обучения,  и способствует социализации личности подростка. Участвовать в конференции воспитанник может и без собственного доклада. Он приглашается для  обсуждения доклада, для приобретения опыта выступлений на научных конференциях, для поддержки своих товарищей.

- экскурсии на водные объекты, в интересные уголки природы  с познавательной целью или для отдыха;

-   экскурсии в музеи;

-  встречи со специалистами - биологами и экологами;

- экспедиции на водные объекты для сбора данных для исследовательских работ (полевые исследования);

обработка собранного  материала;

- участие в массовых мероприятиях СЮН;

- работа на компьютере – подготовка исследовательских работ,  внесение материалов в банк данных, сканирование фотографий для фото-архива;

- участие в акциях по уборке территории СЮН.

Режим занятий. Занятия проводятся на первом году  по расписанию три раза в неделю, длится 2 часа. На втором году – возможно 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа. Экскурсии, экспедиции, массовые мероприятия проводятся  по долговременному плану.

Задачи первого года обучения:

                -    усвоить правила техники безопасности при работе на водоёме;

  • знать основополагающие понятия гидробиологии и приспособления организмов к жизни в воде;
  • познакомится с основными группами водных животных;
  • получит представление о биоиндикации водоёмов;
  • научится проводить простейшие химические анализы воды;
  • научится самостоятельно работать с научной литературой;
  • усвоит основы статистической обработки полевых и экспериментальных данных;

Задачи второго года обучения:

           -    познакомится с правилами оформления исследовательской работы;

  • будет знать различные группы загрязняющих веществ и  последствия загрязнения водоёмов;
  • приобретёт устойчивый интерес к исследовательской работе;
  • организации наблюдений;
  • будет проявлять инициативу для участия в различных олимпиадах, конкурсах и конференциях, в том числе посредством использования интернет-ресурсов;
  • напишет статью в газету;
  • будет иметь представление о разных аспектах проблемы чистой воды на Земле;
  • сможет рассказать о значении биологических наук в жизни общества, в том числе о значении гидробиологии;

            -    сообщить о выборе будущей профессии;

           -     участие в массовых мероприятиях, в том числе в круглом столе;      

  • написание статей в газету;
  • презентация экологических проектов с предложениями по сохранению биоразнообразия в городе;
  • отслеживание профессиональной и личностной успешности выпускников.

Подведение итогов реализации программы проходит в конце каждого учебного года (в мае-июне) в виде круглого стола.  Задача педагога организовать непринуждённое обсуждение экологических проблем Сахалинской области, пригласить интересных людей, подготовить детей к обсуждению проблем, а старших к организации мероприятия. Участие воспитанников в подготовке круглого стола может заключаться в приглашении своих  родителей и одноклассников. Хотя круглый стол не носит соревновательного характера, он позволяет каждому продемонстрировать своё умение участвовать в дискуссии, рассказать об интересных моментах своей исследовательской работы, внести предложение по охране водоёмов и других природных объектов.

Дополнением к круглому столу является выставка рефератов и стенд с фото-отчетом о делах за прошедший учебный год.

Поскольку водные объекты города являются обучающими компонентами и постоянными объектами исследований, их соседство представляется важным условием реализации программы.

Для выполнения программы необходимы помещения различного назначения:

  • аудитория для теоретических занятий;
  • лаборатория для постановки экспериментов;
  • кладовая для проб, гербариев и образцов.

     Программа реализуется при наличии учебно-методического обеспечения:

  • учебных пособий по гидробиологии, экологии, общей биологии, зоологии, ботанике, статистике;
  • научной литературы;
  • методических указаний по сбору, обработке проб, постановке экспериментов;
  • научно-популярной и детской научно-популярной литературы;
  • дидактических схем;
  • иллюстраций;
  • видеофильмов, мультимедийных фото-архивов;
  • коллекции гидробионтов (живых и фиксированных образцов);
  • гербарии растений.    

     Для ее реализации необходимо также материально-техническое обеспечение:

  • орудия сбора проб и ведения полевых наблюдений: сачки, дночерпатель, планктонная сеть, термометр, диск Секки, шкала цветности и др.;
  • средства для разбора проб: кюветы, пинцеты, лупы, пипетки с грушей, сита;
  • химическая посуда: пипетки, бюретки, колбы, кислородные склянки;
  • химические реактивы для определения растворимого кислорода, нитритов, аммония, железа и др.;
  • резиновые груши, резиновые шланги, зажимы;
  • электронные весы с различной дискретностью измерения, в том числе с дискретностью 0,001 г;
  • фотоэлектроколориметр;
  • рН-метр;
  • люминостат для поддержания культуры водорослей;
  • микроскопы, лупы;
  • аквариумы и другие сосуды для содержания организмов в лаборатории;
  • столы и место для размещения организмов в аквариумах;
  • культура Daphnia magna;
  • культура Scenedesmus quadricauda;
  • шкаф для хранения фиксированной коллекции гидробионтов;
  • шкаф для хранения гербариев;
  • цифровой фотоаппарат;
  • холодильник;
  • компьютер.

При выполнении программы необходимо соблюдение техники безопасности и охраны жизни подростков. 

Тематический план  второго года обучения

п/п

Тема

Всего часов

теория

практика

1.

Вводное занятие. План работы.

2

2

2.

Методы морских биологических исследований. Основные проблемы современной гидробиологии и океанологии.

10

8

2

3.

Морская флора и фауна.

98

46

52

4.

Практическое значение морских растений и животных.

22

10

12

5.

Жизнь отдельных зон океана.

14

6

8

6.

Дальневосточные моря.

64

30

34

7.

Озеро Байкал.

4

4

8.

Заключительное занятие.

2

2

Программа

Тема№1

Вводное занятие -2 часа. Беседы о прочитанном и сделанном за лето. Анализ работы инструкторов. План работы, особенности нового учебного года.

Тема№2                                                                                                                                           Основные проблемы современной гидробиологии и океанологии: биологическая продуктивность водоемов, нехватка пресной воды. Айсберги как источники пресной воды-2 часа.

Тема№3

Опреснение морской воды. Создание замкнутых систем водоснабжения промышленных предприятий. Использование минеральных веществ океана. Акклиматизация и реакклиматизация морских объектов . Вопрос о плавающих материках-2 часа.

Тема№4

Внутренние моря, их соленость, уровень воды Аральского и Каспийского морей, переброска рек. Сохранение ресурсов полупроходных рыб (осетров). -2 часа.

Тема№5

Охрана и использование Мирового океана. История исследования морей и океанов. Приборы и методы морских исследований. Скафандры, акваланги, батискаф-2 часа.

Тема№6

Современные исследовательские суда. Исследования дрейфующих полярных станций -2 часа.                                                                                                          

Тема№7

Морские растения, их систематика, биологические особенности-2 часа.

Тема№8

Морские животные-2 часа.

Тема№9

Простейшие: общая характеристика, систематика-2 часа.

Тема№10

Географическое распределение и экология простейших-2 часа.

Тема№11

Биологические особенности некоторых морских  видов -2 часа.

Тема№12

Губки: характеристика-2 часа.

Тема№13

Систематика губок-2 часа.

Тема№14

Представители губок-2 часа.

Тема№15

Кишечнополостные: характеристика, систематика-2 часа.

Тема№16

Общий обзор классов -2 часа.

Тема№17

Представители кишечнополостных -2 часа.

Тема№18

Группы морских червей: систематика-2 часа.

Тема№19

Общий обзор-2 часа.

Тема№20

Представители морских червей -2 часа.

Тема№21

Мшанки: характеристика-2 часа.

Тема№22

Общий обзор мшанок -2 часа.

Тема№23

Представители, положение в системе животного мира-2 часа.

Тема№24

Плеченогие: характеристика-2 часа.

Тема№25

Общий обзор плеченогих -2 часа.

Тема№26

Представители, положение в систематике-2 часа.

Тема№27

Моллюски:  характеристика,  систематика-2 часа.

Тема№28

Общий обзор классов моллюсков-2 часа.

Тема№29

Представители моллюсков-2 часа.

Тема№30

Иглокожие:  характеристика,  систематика-2 часа.

Тема№31

Общий обзор классов иглокожих-2 часа.

Тема№32

Представители иглокожих-2 часа.

Тема№33

Погонофоры:  характеристика, систематика-2 часа.

Тема№34

Общий обзор погонофор-2 часа.

Тема№35

Представители погонофор-2 часа.

Тема№36

Членистоногие: характеристика,  систематика-2 часа.

Тема№37

Общий обзор классов членистоногих-2 часа.

Тема№38

Представители членистоногих-2 часа.

Тема№39

Хордовые: общий обзор-2 часа.

Тема№40

Систематика, биология представителей оболочников-2 часа.

Тема№41

Систематика бесчерепных-2 часа.

Тема№42

Биология представителей бесчерепных-2 часа.

Тема№43

 Черепные: систематика характеристика -2 часа.

Тема№44

Характеристика, биологические особенности представителей класса круглоротых-2 часа.

Тема№45

Характеристика класса рыб-2 часа.

Тема№46

Биологические особенности представителей класса рыб-2 часа

Тема№47

Характеристика класса пресмыкающихся-2 часа.

Тема№48

Биологические особенности представителей класса пресмыкающихся-2 часа.

Тема№49

Характеристика класса птиц-2 часа.

Тема№50

Биологические особенности представителей класса птиц-2 часа.

Тема№51

Характеристика класса  зверей-2 часа.

Тема№52

Биологические особенности представителей класса зверей-2 часа.

Тема№53

Изучение видового состава моллюсков, ракообразных, морских червей, кишечнополостных  Сахалинской области-2 часа.

Тема№54

Изучение видового состава иглокожих, губок, мшанок, рыб  Сахалинской области-2 часа.

Тема№55

Экскурсия в зоопарк-2 часа.

Тема№56                                                                                                                                                Биологическая продуктивность морских водоемов-2 часа.

Тема№57

Промысел морских млекопитающих. Истребление морской коровы-2 часа.

Тема№58

Китобойное дело. Промысел черепах и крокодилов-2 часа.

Тема№59

Основные промысловые рыбы. Трал, сети, лов на свет, электролов-2 часа.

Тема№60

Промысел морских беспозвоночных. Съедобные моллюски. Искусственное разведение съедобных моллюсков -2 часа.

Тема№61

Съедобные ракообразные, иглокожие, медузы, морские черви. Использование губок, кораллов. Промысел морских растений-2 часа.

Тема№62

Косвенный вред, причиняемый морскими организмами-2 часа.

Тема№63

Морские звезды в устричных и мидиевых хозяйствах. Морские организмы - конкуренты в пище промысловым рыбам-2 часа.

Тема№64

Явления обрастания в море. Морские древоточцы и камнеточцы(моллюски, черви, морские ежи, ракообразные).Сверлящие водоросли-2 часа.

Тема№65

Опасные морские животные, которые опасно употреблять в пищу (несвежая или зараженная рыба,  ядовитые животные) -2 часа.

Тема№66

Опасные при соприкосновении морские животные – кишечнополостные (медузы, актинии, кораллы), губки, моллюски, ракообразные, опасные рыбы (акулы, скаты, мурены, электрические рыбы, ядовитые рыбы), морские змеи, косатки-2 часа.

Тема№67                                                                                                                                               Жизнь у побережья - на литорали и сублиторали-2 часа.

Тема№68

Обитатели мангровых зарослей-2 часа.

Тема№69

Коралловые банки, рифы и острова-2 часа.

Тема№70

Жизнь пелагиали-2 часа.

Тема№71

Жизнь в глубинах океана. Условия жизни на глубине: отсутствие света, громадное давление, неизменная температура, движение воды,  кислородный  режим-2 часа.

Тема№72

Питание глубоководных животных: «мусорщики», трупоеды, хищники. Строение глубоководных обитателей: размеры, глаза, пасть, окраска, свечение-2 часа.

Тема№73

Питание глубоководных животных -2 часа.                                                                                                                                              

Тема№74                                                                                                                          

Дальневосточные моря. История изучения -2 часа.

Тема№75

Физико – географическая  и гидрологическая характеристика-2 часа.

Тема№76

Флора Берингова моря-2 часа.

Тема№77

Фауна Берингова моря-2 часа.

Тема№78

Планктон Берингова моря-2 часа.

Тема№79

Донная флора Берингова моря-2 часа.

Тема№80

Бентос Берингова моря-2 часа.

Тема№81

Глубоководная фауна Берингова моря-2 часа.

Тема№82

Рыбы Берингова моря-2 часа.

Тема№83

Киты Берингова моря-2 часа.

Тема№84

Ластоногие Берингова моря-2 часа.

Тема№85

Промыслы Берингова моря-2 часа.

Тема№86

Флора Охотского моря-2 часа.

Тема№87

Фауна Охотского моря-2 часа.

Тема№88

Планктон Охотского моря-2 часа.

Тема№89

Донная флора Охотского моря-2 часа.

Тема№90

Бентос Охотского моря-2 часа.

Тема№91

Глубоководная фауна Охотского моря-2 часа.

Тема№92

Рыбы Охотского моря-2 часа.

Тема№93

Киты Охотского моря-2 часа.

Тема№94

Ластоногие Охотского моря-2 часа.

Тема№95

Промыслы Охотского моря-2 часа.

Тема№96

Флора Японского моря-2 часа.

Тема№97

Фауна Японского моря-2 часа.

Тема№98

Планктон Японского моря-2 часа.

Тема№99

Донная флора Японского моря-2 часа.

Тема№100

Бентос Японского моря-2 часа.

Тема№101

Глубоководная фауна Японского моря-2 часа.

Тема№102

Рыбы Японского моря-2 часа.

Тема№103

Киты Японского моря-2 часа.

Тема№104

Ластоногие Японского моря-2 часа.

Тема№105

Промыслы Японского моря-2 часа.

Тема№106                                        

Озеро Байкал. История изучения, физико-географическая и гидрологическая характеристики-2 часа.

Тема№107

Животный и растительный мир Байкала-2 часа.  

Тема№108                                                                                                                                                   Заключительное занятие. Подведение итогов, выставка работ, награждение-2 часа.

         Тематическое планирование 2 года обучения

 

Тема занятия

Часы

Форма занятия

Теоретические занятия

Практические занятия

Срок

1

Вводное занятие. Техника безопасности

2

Беседа

2

 

16.09

2

Основные пробле-мы современной гидробиологии и океанологии

2

Беседа

2

 

18.09

3

Опреснение морской воды

2

Лекция

2

 

21.09

4

Внутренние моря, их соленость

2

         

Беседа

 2

23.09

5

Охрана и использование Мирового океана

2

Экскурсия

 

2

25.09

6

Современные исследовательские суда.

2

 Лекция

 2

28.09

7

Морские растения

2

Презентация, определение

1

 1

30.09

8

Морские  животные

2

Экскурсия 

 

 2

02.10

9

Простейшие:общая характеристика

2

Презентация

2

 

05.10

10

Географическое распределение и экология простейших

2

Наблюдения, реферат

 

 2

07.10

11

Биологические особенности морских  видов простейших

2

 Беседа, определение

 1

1

09.10.

12

Губки: характеристика

2

Презентация, обсуждение

1

 1

12.10

13

Систематика губок

2

Беседа, зарисовка

 1

1

14. 10

14

Представители губок

2

Сообщения, определение 

 

 2

16.10

15

Кишечнополост-ные: характеристи- ка,систематика

2

Фильм

 2

19.10

16

Общий обзор классов кишечно-полостных

2

Презентация,изучение внешнего вида

1

 1

21.10

17

Представители ки-шечнополостных

2

 Конкурс

 

2

23.10

18

Группы морских червей: систематика

2

Фильм, зарисовка 

 1

1

26.10

19

Общий обзор морских червей

2

Экскурсия

 

2

28.10

20

Представители морских червей

2

Беседа, определение

 1

1

30.10

21

Мшанки: характеристика

2

Презентация,изучение

1

1

02.11

22

Общий обзор

мшанок

2

Зарисовка, поделки

 

2

06.11

 

Тема занятия

Часы

Форма занятия

Теоретические

Практические

срок

23

Представители, положение в системе животного мира мшанок

2

Сообщение

2

09.11

24

Плеченогие: характеристика

2

Научный фильм,игра

1

1

11.11

25

Общий обзор плеченогих

2

Беседа,      доклад

1

1

13.11

26

Представители, положение в систематике

2

Викторина

 

2

16.11

27

Моллюски:  характеристика,  систематика

2

Беседа, кроссворды

1

1

18.11

28

Общий обзор классов моллюсков

2

Фильм,    реферат

 1

1

20.11

29

Представители моллюсков

2

Изучение, определение            

1

1

23.11

30

Иглокожие:  характеристика,  систематика

2

Презентация,  обсуждение

 1

1

25.11

31

Общий обзор классов иглокожих

2

Беседа, зарисовка

 1

1

27.11

32

Представители иглокожих

2

Экологичес-кая  игра

 

2

30.11

33

Погонофоры:  характеристика, систематика

2

Презентация

 2

02.12

34

Представители погонофор

2

Беседа, сообщения 

1

 1

04.12

35

Общий обзор погонофор

2

Определение

 

2

07.12

36

Членистоногие: характеристика,  систематика

2

Презентация,   изучение

1

 1

09.12

37

Общий обзор классов членистоногих

2

Беседа,      зарисовка

1

11.12

38

Представители членистоногих

2

Игра « Поле чудес»

 

2

14.12

39

Хордовые: общий обзор

2

Фильм            

2

 

16.12

40

Систематика, биология представителей оболочников

2

Беседа, изучение

1

21.12

41

Систематика бесчерепных

2

Презентация, обсуждение

 1

1

18.12

42

Биология представителей бесчерепных

2

Беседа, зарисовка

1

 1

21.12

43

Черепные: систематика характеристика

2

Фильм            

2

 

23.12

44

Характеристика класса круглоротых

2

Презентация, зарисовка

 1

1

25.12

45

Характеристика класса рыб

2

Презентация

2

28.12

46

Биологические особенности представителей класса рыб

2

Лекция,           доклад

 1

1

30.12

47

Характеристика класса пресмыкающихся

2

Презентация

 2

11.01

48

Биологические особенности представителей класса пресмыкающихся

2

Беседа, определение по определи-телю

 1

1

13.01

49

Характеристика класса птиц

2

Презентация

2

15.01

50

Биологические особенности представителей класса птиц

2

Беседа, сообщения 

1

1

18.01

51

Характеристика класса  зверей

2

Презентация

 2

20.01

52

Биологические особенности представителей класса зверей

2

Лекция, зарисовка

1

 1

22.01

53

Моллюски, ракообразные, морские черви,ки-шечнополостные  Сахалинской области

2

Беседа, определение по определите-лю

 1

1

25.01

54

Иглокожие, губки, мшанки, рыбы  Сахалинской области

2

Изучение, определение

1

 1

27.01

55

Экскурсия в зоопарк

2

 Экскурсия

 

2

29.01

56

Биологическая продуктивность морских водоемов

2

Презентация, дискуссия

 1

1

01.02

57

Промысел морских млекопитающих.

2

Беседа, изучение

 1

1

03.02

58

Китобойное дело. Промысел черепах и крокодилов

2

Фильм, сообщение

1

05.02

59

Основные промысловые рыбы

2

Презентация, стенд

 1

1

08.02

60

Промысел морских беспозвоночных

2

Беседа,  встреча

 1

1

10.02

61

Съедобные ракообразные, иглокожие, медузы, морские черви

2

Презентация, зарисовка

1

 1

12.02

62

Косвенный вред, причиняемый морскими организмами

2

Беседа, изучение

1

1

15.02

63

Морские звезды в устричных и мидиевых хозяйствах

2

Фильм, лепка из пластилина

1

1

17.02

64

Явления обрастания в море

2

Лекция, кроссворд

 1

1

19.02

65

Опасные морские животные (для питания)

2

Презентация, дискуссия

 

 1

1

22.02

66

Опасные при соприкосновении морские животные

2

Экскурсия в зоомузей

2

24.02

67

Жизнь у побережья - на литорали и сублиторали

2

Лекция, определение

1

1

26.02

68

Обитатели мангровых зарослей

2

Фильм, зарисовка

1

1

29.02

69

Коралловые банки, рифы и острова

2

Презентация,изучение

1

1

02.03

70

Жизнь пелагиали

2

Фильм,изуче-ние научной литературы

1

1

04.03

71

Жизнь в глубинах океана      

2

Круглый стол, обмен опытом

2

07.03

72

Питание глубоководных животных

2

Лекция, зарисовка

1

1

09.03

73

Фауна тропических морей

2

Презентация, сообщение

1

1

11.03

74

Дальневосточные моря

2

Лекция    

2

14.03

75

Физико-географическая,  гидрологическая характеристика

2

Презентация, работа с картой

2

16.03

76

Флора Берингова моря

2

Фильм, зарисовка

1

1

18.03

77

Фауна Берингова моря

2

Лекция, обсуждение

1

1

21.03

78

Планктон Берингова моря

2

Лекция, изучение

1

1

23.03

79

Донная флора Берингова моря

2

Презентация, зарисовка

1

1

25.03

80

Бентос Берингова моря

2

Лекция, изучение

1

1

28.03

81

Глубоководная фауна Берингова моря

2

Беседа зарисовка

1

1

30.03

82

Рыбы Берингова моря

2

Презентация, зарисовка

1

1

01.04

83

Киты Берингова моря

2

Презентация

2

04.04

84

Ластоногие Берингова моря

2

Лекция, зарисовка

1

1

06.04

85

Промыслы Берингова моря

2

Фильм, кроссворд

1

1

08.04

86

Флора Охотского моря

2

Презентация, определение

1

1

11.04

87

Фауна Охотского моря

2

Фильм, зарисовка

1

1

13.04

88

Планктон Охотского моря

2

Лекция, определение

1

1

15.04

89

Донная флора Охотского моря

2

Презентация, определение

1

1

18.04

90

Бентос Охотского моря

2

Беседа,рабо-та с книгой

1

1

20.04

91

Глубоководная фауна Охотского моря

2

Лекция, презентация

2

22.04

92

Рыбы Охотского моря

2

Встреча со специалис-том

2

25.04

93

Киты Охотского моря

2

Беседа, сообщение

1

1

27.04

94

Ластоногие Охотского моря

2

Экскурсия

2

29.04

95

Промыслы Охотского моря

2

Лекция

2

04.05

96

Флора Японского моря

2

Лекция, определение

1

1

06.05

97

Фауна Японского моря

2

Презентация,блиц-опрос

1

1

11.05

98

Планктон Японского моря

2

Лекция, изучение

1

1

13.05

99

Донная флора Японского моря

2

Беседа, зарисовка

1

1

16.05

100

Бентос Японского моря

2

Беседа, поделки

1

1

18.05

101

Глубоководная фауна Японского моря

2

Презентация, работа с книгой

1

1

20.05

102

Рыбы Японского моря

2

Экскурсия

2

23.05

103

Киты Японского моря

2

Лекция, кроссворд

1

1

25.05

104

Ластоногие Японского моря

2

Презентация, зарисовка

1

1

27.05

105

Промыслы Японского моря

2

Беседа, сообщение

2

30.05

106

Озеро Байкал. История изучения

2

Лекция

2

01.06

107

Животный и растительный мир Байкала

2

Беседа

2

03.06

108

Заключительное занятие.  Выставка работ, награждение

2

Круглый

стол

 2

06.06

    Итого:                             216

 

 

                                            План воспитательной работы

Мероприятия

Место проведения

Задачи

Сроки

1.

Экскурсия

Река Излучная

Познакомить с местными водоемами. Спасение молоди лососевых рыб.

сентябрь

2.

Конкурсная

программа

Кабинет

Морские обитатели нашего края. Воспитание бережного отношения к родному краю.

октябрь

3.

Викторина

Кабинет

Морские растения. Анализ усвоенных знаний.

ноябрь

4.

Игра « Поле чудес»

Кабинет

Тема: «В мире морских млекопитающих». Развиваю-щая игра.

декабрь

5.

Зимние игры

Парк

«Мы за здоровый образ жизни».

январь

6.

Экскурсия

Рыбнадзор

Познакомить с профессией

февраль

7.

Круглый стол

Кабинет

Обмен полученными знаниями. Рефераты.

март

8.

Экскурсия

Зоопарк

Знакомство с обитателями.

апрель

9.

Экскурсия

Местные водоемы

Наблюдения за весенними изменениями на водоеме.

май

10.

Круглый стол

Кабинет

Подведение итогов. Фоторепортаж.

июнь

 

 

                             

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Жизнь животных.- М.,1991. 1-6 том.
  2. Промысловые рыбы, беспозвоночные и водоросли морских вод Сахалина и курильских островов.- СахТИНРО,1993.
  3. Красная книга России.- М.,2012.
  4. Ковтун А.А. Биология кижуча острова Сахалин. - СахНИРО,2005.
  5. Васильков Г.В. Болезни рыб. - М., ВО «Агропромиздат», 1989.
  6. Петухов А.В., Кордюков А.В.  Атлас сосудистых растений окрестностей Южно-Сахалинска.- Южно-Сахалинск,2010.
  7. Золотухин С.Ф. Семенченко А.Ю., Беляев В.А. Таймени и ленки Дальнего Востока России.- Хабаровск,2000.
  8. Зенкевич Л.А. Фауна и биологическая продуктивность морей и океанов. -М.,т.1,1951.
  9. Жадин В.И. Методы гидробиологического исследования.- М.,1960.
  10. Методика оценки экологического состояния водоемов по организмам зообентоса.- М.,1994.
  11. Красная книга Сахалинской области. Животные.- Сахалинское книжное издательство,2001.
  12.  Блинников В.И. Зоология с основами экологии.- М.,Просвещение,1990.
  13.  Травина И.В. Большая энциклопедия живой природы. - Росмэн-Пресс,2008.
  14.  Винберг Г.Г. Гидробиология пресных вод. - М.,1967.
  15.  Константиов А.С. Общая гидробиология.- Высшая школа,1986.
  16. Инструкция по технологии донного выращивания приморского гребешка.-  Владивосток, ТИНРО, 1984.
  17.  Клитин А.К. Камчатский краб у берегов Сахалина и Курильских островов.-М.,ФГУП «Национальные рыбные ресурсы», 2003.
  18. Заика Е.А., Молчанова Я.П., Серенькая Е.П. Рекомендации по организации полевых исследований состояния малых водных объектов с участием детей и подростков.- М.,Переславль-Залесский,2001.
  19.  Никифоров С.Н. Ихтиофауна пресных вод Сахалина и ее формирование.- Владивосток, 2001.
  20.  Боголюбов А.С. Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание рек.-М.,1996.
  21.  Новиков Ю.Ю., Ласточкина К.С., Болдина З.Н. «Методы исследования качества воды водоемов», М.1990.
  22.  Глаголев С.М., Харитонов Н.П., Чертопруд М.В., Ямпольский Л.Ю. «Летние школьные практики по пресноводной гидробиологии.- М.,1999.

                               

 

Литература для учащихся:

  1.  Афонькин С.Ю. В морях и океанах.- Ульяновский дом печати,2012.
  2. Беккер Женевьев Де. Эти таинственные животные. Рептилии и насекомые.- М., «Росмэн»,2012.  
  3. Владимиров О.А., Александрова Л.К. Занимательная океанология.- «Детская литература»,1984.
  4. Детская энциклопедия. Растения и животные.- М., Педагогика,1971.
  5.  Загадки дикой природы.- М.,Росмэн,2001.
  6. Ле Дю Валери. Мир моря.- М., Махаон,2011.
  7. Махлин М.Д. Насекомые.- Балтийская книжная компания,2010.
  8. Брем Альфред.  Жизнь животных.- М.,Эксмо,2004.
  9. Полканов Ф.М. Подводный мир в комнате.- М., «Детская литература»,1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"

Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Задачи прикладной направленности»

Данная программа рассчитана для учащихся в возрасте 14-15 лет, интересующихся предметом математики и желающих достичь более высоких результатов в основной учёбе.Программа направлена на формирование на...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Экологическое проектирование"

В программе дополнительного образования предложено подход к разработке раздела проектно-сметной документации “Охрана окружающей среды”, элементы ландшафтоведения и строительной климатологии объединить...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования «Декоративно – прикладное искусство» для детей 7-16 лет

Дополнительная общеобразовательная программа "Декоративно - прикладное искусство" относится к художественной направленности, является одной из программ по реализации задач всестороннего, гар...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования

Вокально-инструментальное направление программы предназначено для обеспечения эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью пению и  игре на музыкально-духовых инструментах....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Акваанимация»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Изобразительное искусство распола...