Общеобразовательная программа дополнительного образования творческого объединения "Юный гидробиолог"
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему
Общеобразовательная программа дополнительного образования творческого объединения "Юнй гидробиолог", срок реализации - 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_gidrobiol_2_god_2015g.doc | 302 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»
Г.ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ ДО СЮН г.Долинск _______________ Т.С.Подолина |
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Юный гидробиолог»
Программа рассчитана на детей 10-13 лет
Срок реализации программы - 2 года
Программа модифицированная
Составитель: Чеснокова Елена Григорьевна, педагог дополнительного образования
МБОУ ДО СЮН г.Долинск
г. Долинск
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Гидробиология – одно из традиционных направлений в дополнительном образовании.
Направленность предлагаемой образовательной программы эколого-биологическая.
Актуальность и привлекательность этой дисциплины состоит, прежде всего, в большом разнообразии природных объектов (организмов и элементов среды), с которыми соприкасаются школьники в процессе обучения, и также в арсенале доступных для их понимания методов исследования этих природных объектов.
Настоящая образовательная программа «Юный гидробиолог» хотя и находится в русле традиционного гидробиологического направления, построена с учетом того, что в современном образовательном процессе значительно возросла тенденция к ранней естественнонаучной специализации школьников. Уровень подготовки школьников по биологическим дисциплинам существенно повышается в случае проведения ими исследовательских работ под руководством специалиста.
Новизна данной программы состоит в раскрытии возможностей:
- индивидуального погружения школьников в научно-исследовательскую деятельность в области гидробиологии на 2 года;
- подготовки на каждом этапе обучения законченной самостоятельной работы – научно-исследовательской, природоохранного проекта, мультимедийной презентации, чему способствуют многочисленные викторины, конкурсы и конференции разных уровней.
Программа предусматривает разные виды деятельности воспитанников – теоретическая, исследовательская и природоохранная. Водные объекты нашей области рассматриваются как объекты для познания, исследования и охраны, то есть как обучающие объекты в широком смысле слова.
В рамках курса происходит знакомство с предметом, индивидуальный выбор направления исследования и поэтапное совершенствование юного исследователя.
Направление исследовательских работ, также продиктовано возросшими потребностями школьников. Очевидно, что в рамках общеобразовательной школы можно поставить задачу исследования элементов городской среды, заинтересовать вопросами сохранения биоразнообразия в городе, но невозможно проводить углубленное длительное научное исследование.
Таким образом, в программе сочетаются элементы традиционности и новизны.
Программа рассчитана на 2-х летний цикл занятий и предназначена для учащихся 4-7 классов.
Целью программы является вовлечение подростков в работу по углубленному изучению и охране водных объектов. Эта цель направлена, во-первых, на реализацию исследовательской потребности личности ученика, во-вторых, на удовлетворение потребности общества в экологически грамотных, культурных и позитивно настроенных по отношению к природе специалистов, способных действовать и принимать решения.
Программа «Юный гидробиолог» является образовательной, поскольку повышает общую эрудицию, увеличивает количество навыков и умений. Она является также исследовательской, так как проведение исследовательских работ – ее важнейшая составная часть.
Программа опирается на знание базового стандарта по всем предметам и углубленное изучение биологии и химии в школе или самостоятельно. Для занятий по программе привлекаются подростки, мотивированные на исследовательскую деятельность. Причинами мотивации могут быть интерес, желание войти в мир науки. Таким образом, принципом набора в группу является желание подростка, а не конкурсный отбор.
В рамках названной цели поставлены задачи:
- научить
- основам научного познания в области гидробиологии и экологии;
- навыкам систематического полевого исследования;
- постановке лабораторного эксперимента;
- обобщение данных, полученных в ходе полевых и лабораторных исследований;
- алгоритмам написания научной исследовательской работы;
- начальным знаниям по статистической обработке данных.
- воспитать
- трудолюбие, усидчивость, ответственность, целеустремленность;
- любовь к природе;
- уважительное отношение к авторским правам своих товарищей, их работам;
- общую и профессиональную коммуникабельность;
- бескорыстие, доброжелательность.
- развить способности, благоприятствующие становлению творческой личности:
- способности самостоятельного принятия решения и нестандартных решений;
- наблюдательность;
- обобщающее, системное, логическое мышление;
- способность популяризировать свои исследования;
- способность выражать свои мысли.
сформировать
- экологически активную жизненную позицию, желание сохранить природу для будущих поколений;
- природоохранный оптимизм;
- активную личность, способную воздействовать на общественное мнение об экологических проблемах среди сверстников и взрослых;
- гуманистическое мировоззрение.
Основные педагогические идеи.
- создание благоприятного микроклимата в подростковом коллективе – атмосфера дружелюбия, взаимопомощи, ответственности друг перед другом.
- в поддержании внешних связей с другими учреждениями дополнительного образования, школами, научно-исследовательскими институтами, природоохранными организациями;
- в пропаганде природоохранных идей среди сверстников, например путем проведения анкетирования в своей школе;
- в участии в конференциях, олимпиадах, круглых столах.
Основой общения педагога с учениками является дружеское отношение к ним, авторитет, демократизм. От общения воспитанников между собой педагог ожидает дружелюбия и готовности к совместной работе, деловитости и взаимопонимания, взаимовыручки и состязательности. Иногда можно помочь воспитанникам понять друг друга, подтолкнуть к хорошим поступкам.
Большое значение для получения положительного педагогического результата имеет связь с родителями. Они союзники педагога в поддержании интереса сына или дочери к исследовательской работе, участвуют в экспедициях и конференциях. Родители – и наблюдатели, и болельщики.
Связь со школьными учителями имеет значение для усиления мотивации к исследовательской работе, так как интерес и признание школы приносит моральное удовлетворение подросткам. Кроме того, подготовка школьника к олимпиадам - это совместный труд педагога дополнительного образования и школьного учителя. Занятия по гидробиологии помимо исследовательских работ призваны расширить и закрепить школьный курс.
Основополагающей педагогической идеей в данной программе является гуманистическая и организующая идея «охрана природы».
Теоретические занятия преобладают только на первом году, когда ребята знакомятся с предметом. На втором – больше времени уделено исследовательской деятельности.
Следует отметить, что теоретические занятия 1-го года сопровождаются показом организмов, отловленных в водоемах, экскурсиями на водоёмы. Это интересно широкому кругу подростков, в том числе подросткам, не имеющим мотивации на исследовательскую работу. Такой воспитанник считается потенциальным исследователем, и педагог предлагает ему выбрать тему исследовательской работы. Как правило, такие подростки охотно начинают работать в группе.
Формы занятий. Программа предусматривает многообразие форм занятий:
- «занятие в аудитории». В рамках этой формы проходят беседы, лекции, дискуссии. Обсуждаются планы предстоящих экспедиций и массовых мероприятий, проходит обобщение собранных для исследовательской работы данных, первые представления готовых исследовательских работ и проектов перед членами гидробиологической группы;
- участие в олимпиадах и конференциях является формой работы, помогающей оценить результативность обучения, и способствует социализации личности подростка. Участвовать в конференции воспитанник может и без собственного доклада. Он приглашается для обсуждения доклада, для приобретения опыта выступлений на научных конференциях, для поддержки своих товарищей.
- экскурсии на водные объекты, в интересные уголки природы с познавательной целью или для отдыха;
- экскурсии в музеи;
- встречи со специалистами - биологами и экологами;
- экспедиции на водные объекты для сбора данных для исследовательских работ (полевые исследования);
обработка собранного материала;
- участие в массовых мероприятиях СЮН;
- работа на компьютере – подготовка исследовательских работ, внесение материалов в банк данных, сканирование фотографий для фото-архива;
- участие в акциях по уборке территории СЮН.
Режим занятий. Занятия проводятся на первом году по расписанию три раза в неделю, длится 2 часа. На втором году – возможно 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа. Экскурсии, экспедиции, массовые мероприятия проводятся по долговременному плану.
Задачи первого года обучения:
- усвоить правила техники безопасности при работе на водоёме;
- знать основополагающие понятия гидробиологии и приспособления организмов к жизни в воде;
- познакомится с основными группами водных животных;
- получит представление о биоиндикации водоёмов;
- научится проводить простейшие химические анализы воды;
- научится самостоятельно работать с научной литературой;
- усвоит основы статистической обработки полевых и экспериментальных данных;
Задачи второго года обучения:
- познакомится с правилами оформления исследовательской работы;
- будет знать различные группы загрязняющих веществ и последствия загрязнения водоёмов;
- приобретёт устойчивый интерес к исследовательской работе;
- организации наблюдений;
- будет проявлять инициативу для участия в различных олимпиадах, конкурсах и конференциях, в том числе посредством использования интернет-ресурсов;
- напишет статью в газету;
- будет иметь представление о разных аспектах проблемы чистой воды на Земле;
- сможет рассказать о значении биологических наук в жизни общества, в том числе о значении гидробиологии;
- сообщить о выборе будущей профессии;
- участие в массовых мероприятиях, в том числе в круглом столе;
- написание статей в газету;
- презентация экологических проектов с предложениями по сохранению биоразнообразия в городе;
- отслеживание профессиональной и личностной успешности выпускников.
Подведение итогов реализации программы проходит в конце каждого учебного года (в мае-июне) в виде круглого стола. Задача педагога организовать непринуждённое обсуждение экологических проблем Сахалинской области, пригласить интересных людей, подготовить детей к обсуждению проблем, а старших к организации мероприятия. Участие воспитанников в подготовке круглого стола может заключаться в приглашении своих родителей и одноклассников. Хотя круглый стол не носит соревновательного характера, он позволяет каждому продемонстрировать своё умение участвовать в дискуссии, рассказать об интересных моментах своей исследовательской работы, внести предложение по охране водоёмов и других природных объектов.
Дополнением к круглому столу является выставка рефератов и стенд с фото-отчетом о делах за прошедший учебный год.
Поскольку водные объекты города являются обучающими компонентами и постоянными объектами исследований, их соседство представляется важным условием реализации программы.
Для выполнения программы необходимы помещения различного назначения:
- аудитория для теоретических занятий;
- лаборатория для постановки экспериментов;
- кладовая для проб, гербариев и образцов.
Программа реализуется при наличии учебно-методического обеспечения:
- учебных пособий по гидробиологии, экологии, общей биологии, зоологии, ботанике, статистике;
- научной литературы;
- методических указаний по сбору, обработке проб, постановке экспериментов;
- научно-популярной и детской научно-популярной литературы;
- дидактических схем;
- иллюстраций;
- видеофильмов, мультимедийных фото-архивов;
- коллекции гидробионтов (живых и фиксированных образцов);
- гербарии растений.
Для ее реализации необходимо также материально-техническое обеспечение:
- орудия сбора проб и ведения полевых наблюдений: сачки, дночерпатель, планктонная сеть, термометр, диск Секки, шкала цветности и др.;
- средства для разбора проб: кюветы, пинцеты, лупы, пипетки с грушей, сита;
- химическая посуда: пипетки, бюретки, колбы, кислородные склянки;
- химические реактивы для определения растворимого кислорода, нитритов, аммония, железа и др.;
- резиновые груши, резиновые шланги, зажимы;
- электронные весы с различной дискретностью измерения, в том числе с дискретностью 0,001 г;
- фотоэлектроколориметр;
- рН-метр;
- люминостат для поддержания культуры водорослей;
- микроскопы, лупы;
- аквариумы и другие сосуды для содержания организмов в лаборатории;
- столы и место для размещения организмов в аквариумах;
- культура Daphnia magna;
- культура Scenedesmus quadricauda;
- шкаф для хранения фиксированной коллекции гидробионтов;
- шкаф для хранения гербариев;
- цифровой фотоаппарат;
- холодильник;
- компьютер.
При выполнении программы необходимо соблюдение техники безопасности и охраны жизни подростков.
Тематический план второго года обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | теория | практика | |
1. | Вводное занятие. План работы. | 2 | 2 | ||
2. | Методы морских биологических исследований. Основные проблемы современной гидробиологии и океанологии. | 10 | 8 | 2 | |
3. | Морская флора и фауна. | 98 | 46 | 52 | |
4. | Практическое значение морских растений и животных. | 22 | 10 | 12 | |
5. | Жизнь отдельных зон океана. | 14 | 6 | 8 | |
6. | Дальневосточные моря. | 64 | 30 | 34 | |
7. | Озеро Байкал. | 4 | 4 | ||
8. | Заключительное занятие. | 2 | 2 |
Программа
Тема№1
Вводное занятие -2 часа. Беседы о прочитанном и сделанном за лето. Анализ работы инструкторов. План работы, особенности нового учебного года.
Тема№2 Основные проблемы современной гидробиологии и океанологии: биологическая продуктивность водоемов, нехватка пресной воды. Айсберги как источники пресной воды-2 часа.
Тема№3
Опреснение морской воды. Создание замкнутых систем водоснабжения промышленных предприятий. Использование минеральных веществ океана. Акклиматизация и реакклиматизация морских объектов . Вопрос о плавающих материках-2 часа.
Тема№4
Внутренние моря, их соленость, уровень воды Аральского и Каспийского морей, переброска рек. Сохранение ресурсов полупроходных рыб (осетров). -2 часа.
Тема№5
Охрана и использование Мирового океана. История исследования морей и океанов. Приборы и методы морских исследований. Скафандры, акваланги, батискаф-2 часа.
Тема№6
Современные исследовательские суда. Исследования дрейфующих полярных станций -2 часа.
Тема№7
Морские растения, их систематика, биологические особенности-2 часа.
Тема№8
Морские животные-2 часа.
Тема№9
Простейшие: общая характеристика, систематика-2 часа.
Тема№10
Географическое распределение и экология простейших-2 часа.
Тема№11
Биологические особенности некоторых морских видов -2 часа.
Тема№12
Губки: характеристика-2 часа.
Тема№13
Систематика губок-2 часа.
Тема№14
Представители губок-2 часа.
Тема№15
Кишечнополостные: характеристика, систематика-2 часа.
Тема№16
Общий обзор классов -2 часа.
Тема№17
Представители кишечнополостных -2 часа.
Тема№18
Группы морских червей: систематика-2 часа.
Тема№19
Общий обзор-2 часа.
Тема№20
Представители морских червей -2 часа.
Тема№21
Мшанки: характеристика-2 часа.
Тема№22
Общий обзор мшанок -2 часа.
Тема№23
Представители, положение в системе животного мира-2 часа.
Тема№24
Плеченогие: характеристика-2 часа.
Тема№25
Общий обзор плеченогих -2 часа.
Тема№26
Представители, положение в систематике-2 часа.
Тема№27
Моллюски: характеристика, систематика-2 часа.
Тема№28
Общий обзор классов моллюсков-2 часа.
Тема№29
Представители моллюсков-2 часа.
Тема№30
Иглокожие: характеристика, систематика-2 часа.
Тема№31
Общий обзор классов иглокожих-2 часа.
Тема№32
Представители иглокожих-2 часа.
Тема№33
Погонофоры: характеристика, систематика-2 часа.
Тема№34
Общий обзор погонофор-2 часа.
Тема№35
Представители погонофор-2 часа.
Тема№36
Членистоногие: характеристика, систематика-2 часа.
Тема№37
Общий обзор классов членистоногих-2 часа.
Тема№38
Представители членистоногих-2 часа.
Тема№39
Хордовые: общий обзор-2 часа.
Тема№40
Систематика, биология представителей оболочников-2 часа.
Тема№41
Систематика бесчерепных-2 часа.
Тема№42
Биология представителей бесчерепных-2 часа.
Тема№43
Черепные: систематика характеристика -2 часа.
Тема№44
Характеристика, биологические особенности представителей класса круглоротых-2 часа.
Тема№45
Характеристика класса рыб-2 часа.
Тема№46
Биологические особенности представителей класса рыб-2 часа
Тема№47
Характеристика класса пресмыкающихся-2 часа.
Тема№48
Биологические особенности представителей класса пресмыкающихся-2 часа.
Тема№49
Характеристика класса птиц-2 часа.
Тема№50
Биологические особенности представителей класса птиц-2 часа.
Тема№51
Характеристика класса зверей-2 часа.
Тема№52
Биологические особенности представителей класса зверей-2 часа.
Тема№53
Изучение видового состава моллюсков, ракообразных, морских червей, кишечнополостных Сахалинской области-2 часа.
Тема№54
Изучение видового состава иглокожих, губок, мшанок, рыб Сахалинской области-2 часа.
Тема№55
Экскурсия в зоопарк-2 часа.
Тема№56 Биологическая продуктивность морских водоемов-2 часа.
Тема№57
Промысел морских млекопитающих. Истребление морской коровы-2 часа.
Тема№58
Китобойное дело. Промысел черепах и крокодилов-2 часа.
Тема№59
Основные промысловые рыбы. Трал, сети, лов на свет, электролов-2 часа.
Тема№60
Промысел морских беспозвоночных. Съедобные моллюски. Искусственное разведение съедобных моллюсков -2 часа.
Тема№61
Съедобные ракообразные, иглокожие, медузы, морские черви. Использование губок, кораллов. Промысел морских растений-2 часа.
Тема№62
Косвенный вред, причиняемый морскими организмами-2 часа.
Тема№63
Морские звезды в устричных и мидиевых хозяйствах. Морские организмы - конкуренты в пище промысловым рыбам-2 часа.
Тема№64
Явления обрастания в море. Морские древоточцы и камнеточцы(моллюски, черви, морские ежи, ракообразные).Сверлящие водоросли-2 часа.
Тема№65
Опасные морские животные, которые опасно употреблять в пищу (несвежая или зараженная рыба, ядовитые животные) -2 часа.
Тема№66
Опасные при соприкосновении морские животные – кишечнополостные (медузы, актинии, кораллы), губки, моллюски, ракообразные, опасные рыбы (акулы, скаты, мурены, электрические рыбы, ядовитые рыбы), морские змеи, косатки-2 часа.
Тема№67 Жизнь у побережья - на литорали и сублиторали-2 часа.
Тема№68
Обитатели мангровых зарослей-2 часа.
Тема№69
Коралловые банки, рифы и острова-2 часа.
Тема№70
Жизнь пелагиали-2 часа.
Тема№71
Жизнь в глубинах океана. Условия жизни на глубине: отсутствие света, громадное давление, неизменная температура, движение воды, кислородный режим-2 часа.
Тема№72
Питание глубоководных животных: «мусорщики», трупоеды, хищники. Строение глубоководных обитателей: размеры, глаза, пасть, окраска, свечение-2 часа.
Тема№73
Питание глубоководных животных -2 часа.
Тема№74
Дальневосточные моря. История изучения -2 часа.
Тема№75
Физико – географическая и гидрологическая характеристика-2 часа.
Тема№76
Флора Берингова моря-2 часа.
Тема№77
Фауна Берингова моря-2 часа.
Тема№78
Планктон Берингова моря-2 часа.
Тема№79
Донная флора Берингова моря-2 часа.
Тема№80
Бентос Берингова моря-2 часа.
Тема№81
Глубоководная фауна Берингова моря-2 часа.
Тема№82
Рыбы Берингова моря-2 часа.
Тема№83
Киты Берингова моря-2 часа.
Тема№84
Ластоногие Берингова моря-2 часа.
Тема№85
Промыслы Берингова моря-2 часа.
Тема№86
Флора Охотского моря-2 часа.
Тема№87
Фауна Охотского моря-2 часа.
Тема№88
Планктон Охотского моря-2 часа.
Тема№89
Донная флора Охотского моря-2 часа.
Тема№90
Бентос Охотского моря-2 часа.
Тема№91
Глубоководная фауна Охотского моря-2 часа.
Тема№92
Рыбы Охотского моря-2 часа.
Тема№93
Киты Охотского моря-2 часа.
Тема№94
Ластоногие Охотского моря-2 часа.
Тема№95
Промыслы Охотского моря-2 часа.
Тема№96
Флора Японского моря-2 часа.
Тема№97
Фауна Японского моря-2 часа.
Тема№98
Планктон Японского моря-2 часа.
Тема№99
Донная флора Японского моря-2 часа.
Тема№100
Бентос Японского моря-2 часа.
Тема№101
Глубоководная фауна Японского моря-2 часа.
Тема№102
Рыбы Японского моря-2 часа.
Тема№103
Киты Японского моря-2 часа.
Тема№104
Ластоногие Японского моря-2 часа.
Тема№105
Промыслы Японского моря-2 часа.
Тема№106
Озеро Байкал. История изучения, физико-географическая и гидрологическая характеристики-2 часа.
Тема№107
Животный и растительный мир Байкала-2 часа.
Тема№108 Заключительное занятие. Подведение итогов, выставка работ, награждение-2 часа.
Тематическое планирование 2 года обучения
| Тема занятия | Часы | Форма занятия | Теоретические занятия | Практические занятия | Срок |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности | 2 | Беседа | 2 |
| 16.09 |
2 | Основные пробле-мы современной гидробиологии и океанологии | 2 | Беседа | 2 |
| 18.09 |
3 | Опреснение морской воды | 2 | Лекция | 2 |
| 21.09 |
4 | Внутренние моря, их соленость | 2
| Беседа | 2 | 23.09 | |
5 | Охрана и использование Мирового океана | 2 | Экскурсия |
| 2 | 25.09 |
6 | Современные исследовательские суда. | 2 | Лекция | 2 | 28.09 | |
7 | Морские растения | 2 | Презентация, определение | 1 | 1 | 30.09 |
8 | Морские животные | 2 | Экскурсия |
| 2 | 02.10 |
9 | Простейшие:общая характеристика | 2 | Презентация | 2 |
| 05.10 |
10 | Географическое распределение и экология простейших | 2 | Наблюдения, реферат |
| 2 | 07.10 |
11 | Биологические особенности морских видов простейших | 2 | Беседа, определение | 1 | 1 | 09.10. |
12 | Губки: характеристика | 2 | Презентация, обсуждение | 1 | 1 | 12.10 |
13 | Систематика губок | 2 | Беседа, зарисовка | 1 | 1 | 14. 10 |
14 | Представители губок | 2 | Сообщения, определение |
| 2 | 16.10 |
15 | Кишечнополост-ные: характеристи- ка,систематика | 2 | Фильм | 2 | 19.10 | |
16 | Общий обзор классов кишечно-полостных | 2 | Презентация,изучение внешнего вида | 1 | 1 | 21.10 |
17 | Представители ки-шечнополостных | 2 | Конкурс |
| 2 | 23.10 |
18 | Группы морских червей: систематика | 2 | Фильм, зарисовка | 1 | 1 | 26.10 |
19 | Общий обзор морских червей | 2 | Экскурсия |
| 2 | 28.10 |
20 | Представители морских червей | 2 | Беседа, определение | 1 | 1 | 30.10 |
21 | Мшанки: характеристика | 2 | Презентация,изучение | 1 | 1 | 02.11 |
22 | Общий обзор мшанок | 2 | Зарисовка, поделки |
| 2 | 06.11 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Жизнь животных.- М.,1991. 1-6 том.
- Промысловые рыбы, беспозвоночные и водоросли морских вод Сахалина и курильских островов.- СахТИНРО,1993.
- Красная книга России.- М.,2012.
- Ковтун А.А. Биология кижуча острова Сахалин. - СахНИРО,2005.
- Васильков Г.В. Болезни рыб. - М., ВО «Агропромиздат», 1989.
- Петухов А.В., Кордюков А.В. Атлас сосудистых растений окрестностей Южно-Сахалинска.- Южно-Сахалинск,2010.
- Золотухин С.Ф. Семенченко А.Ю., Беляев В.А. Таймени и ленки Дальнего Востока России.- Хабаровск,2000.
- Зенкевич Л.А. Фауна и биологическая продуктивность морей и океанов. -М.,т.1,1951.
- Жадин В.И. Методы гидробиологического исследования.- М.,1960.
- Методика оценки экологического состояния водоемов по организмам зообентоса.- М.,1994.
- Красная книга Сахалинской области. Животные.- Сахалинское книжное издательство,2001.
- Блинников В.И. Зоология с основами экологии.- М.,Просвещение,1990.
- Травина И.В. Большая энциклопедия живой природы. - Росмэн-Пресс,2008.
- Винберг Г.Г. Гидробиология пресных вод. - М.,1967.
- Константиов А.С. Общая гидробиология.- Высшая школа,1986.
- Инструкция по технологии донного выращивания приморского гребешка.- Владивосток, ТИНРО, 1984.
- Клитин А.К. Камчатский краб у берегов Сахалина и Курильских островов.-М.,ФГУП «Национальные рыбные ресурсы», 2003.
- Заика Е.А., Молчанова Я.П., Серенькая Е.П. Рекомендации по организации полевых исследований состояния малых водных объектов с участием детей и подростков.- М.,Переславль-Залесский,2001.
- Никифоров С.Н. Ихтиофауна пресных вод Сахалина и ее формирование.- Владивосток, 2001.
- Боголюбов А.С. Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание рек.-М.,1996.
- Новиков Ю.Ю., Ласточкина К.С., Болдина З.Н. «Методы исследования качества воды водоемов», М.1990.
- Глаголев С.М., Харитонов Н.П., Чертопруд М.В., Ямпольский Л.Ю. «Летние школьные практики по пресноводной гидробиологии.- М.,1999.
Литература для учащихся:
- Афонькин С.Ю. В морях и океанах.- Ульяновский дом печати,2012.
- Беккер Женевьев Де. Эти таинственные животные. Рептилии и насекомые.- М., «Росмэн»,2012.
- Владимиров О.А., Александрова Л.К. Занимательная океанология.- «Детская литература»,1984.
- Детская энциклопедия. Растения и животные.- М., Педагогика,1971.
- Загадки дикой природы.- М.,Росмэн,2001.
- Ле Дю Валери. Мир моря.- М., Махаон,2011.
- Махлин М.Д. Насекомые.- Балтийская книжная компания,2010.
- Брем Альфред. Жизнь животных.- М.,Эксмо,2004.
- Полканов Ф.М. Подводный мир в комнате.- М., «Детская литература»,1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Задачи прикладной направленности»
Данная программа рассчитана для учащихся в возрасте 14-15 лет, интересующихся предметом математики и желающих достичь более высоких результатов в основной учёбе.Программа направлена на формирование на...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Экологическое проектирование"
В программе дополнительного образования предложено подход к разработке раздела проектно-сметной документации “Охрана окружающей среды”, элементы ландшафтоведения и строительной климатологии объединить...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования «Декоративно – прикладное искусство» для детей 7-16 лет
Дополнительная общеобразовательная программа "Декоративно - прикладное искусство" относится к художественной направленности, является одной из программ по реализации задач всестороннего, гар...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования
Вокально-инструментальное направление программы предназначено для обеспечения эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью пению и игре на музыкально-духовых инструментах....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Акваанимация»
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Изобразительное искусство распола...