Программа дополнительного образования "Мир глазами художника и композитора"
рабочая программа по теме

Казакова Татьяна Станиславовна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_glazami_khudozhnika_i_kompozitora.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №24

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА И КОМПОЗИТОРА»

Авторы: Казакова Т.С., учитель

 изобразительного искусства,

Антонян Л.В., учитель

начальных классов

Пояснительная записка

           С введением стандартов второго поколения изменились цели образования. Приоритетным стала не передача учащимся знаний, умений и навыков, а развитие ребенка.

     Идеальным является гармоничное развитие всех способностей человека. Однако до сих пор в школе часто больше внимания обращается на  развитие рационально-логического типа мышления, в то время как изобразительное и музыкальное искусство направлены  на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является необходимым условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Создание соответствующих педагогических условий через использование разработанной программы «Мир глазами художника и композитора» считается актуальным в современной образовательной системе и, конкретно, в нашей школе. Речь идет  о ребёнке, как о единой целостной системе, развитие которой идёт одновременно в разных направлениях, охватывая все сферы развития личности: эмоциональную, психическую, волевую, социальную и интеллектуальную.

Кроме того, стандарты второго поколения говорят о необходимости ведения в школе дополнительного образования, за счет чего создаются возможности для реализации данной программы.

Новизна данной программы заключается в том, что занятия по изобразительному искусству и по музыкальному развитию проводятся не отдельно, а каждое занятие является интегрированным, тем самым реализуются межпредметные связи в данных областях. А у ребенка формируется более целостная картина мировосприятия и мироощущения, создаются более благоприятные условия для самовыражения.

Принципиальной особенностью данной программы является ее направленность на углубление общеобразовательной подготовки и повышение уровня общей культуры обучающихся. В соответствии с данной особенностью все программные вопросы рассматриваются не  в узкопрактическом плане, а на более широкой культурологической платформе. Все это позволяет вырабатывать у детей наряду с формированием предметных знаний и умений более глубокую и устойчивую систему взглядов на окружающий мир, а также способность к творческому использованию полученных знаний.

Данная программа была апробирована  в течении двух лет. Занятия велись для учащихся  вторых, третьих, четвертых классов и были организованы в форме работы кружка.

2. «Методические основы программы  «Мир глазами художника и композитора»

2.1 Содержание и структура программы

    Программа разработана на основе методов развивающего обучения и современных практико- и личностно-ориентированных педагогических технологий.  Приоритетными в данной программе являются такие задания, которые не диктуют готовых решений, а учат размышлять, сравнивать, сопоставлять информацию, задумываться над ней, делать выводы, искать и находить правильное решение. Такой подход предпринят в рамках всех разделов и тем с целью повышения уровня сознательности и творческой самостоятельности учащихся.

  Обучение же по строго заданным инструкциям предлагается лишь в тех случаях, когда это наиболее целесообразно; в основном это касается ситуаций, когда необходима прямая трансляция конкретных знаний или обучение конкретным способам работы, а поиск собственного решения не имеет смысла.

 Программа создает условия для становления у учащихся личностных и всех видов метапредметных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, а также для духовно-нравственного воспитания.

В основу программы положен системно-деятельностный подход, нацеленный на формирование основных структурных компонентов учебной деятельности: мотивов, целеполагания (постановки учебной цели и задач), учебных действий и оценки.

Формирование личностных универсальных учебных действий обеспечивается отбором содержания материала и системой методов организации деятельности детей.  

 Созданию положительной мотивации способствуют привлекательные, актуальные для детей, эстетически выразительные образцы музыкального и изобразительного искусства, система разнообразных заданий, обеспечивающая возможность самовыражения и творчества, а разноуровневые и дифференцированные задания, позволяющие каждому ребенку быть успешным.

 На занятиях ведется целенаправленная работа по формированию знаний о культуре и организации труда, на их основе вырабатываются соответствующие навыки и привычки, способствующие формированию у учащихся социально-личностных качеств: организованность, аккуратность, привычки к соблюдению порядка, тщательности и старательности в выполнении работы.

 Программой  курса предусмотрено активное становление регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля и коррекции деятельности, оценки полученных результатов. Целеполагание обеспечивается такой постановкой учебных задач перед учащимися (в виде вопросов и заданий), которое предполагает соотнесение известного и ранее усвоенного с тем, что еще необходимо узнать  и усвоить для их выполнения. Вопросы и задания также помогают создать условия, в которых ученик также предварительно должен спланировать свои действия для достижения конечного результата.              Формирование умения планировать деятельность рассматривается нами не как умение составить план работы, а как осмысление внутренних взаимосвязей между действиями и их результатом. А значит, в рамках деятельности по планированию осуществляется и прогнозирование — предвосхищение возможного результата и его зависимость от выполняемых действий. Для развития способности учащихся к целеполаганию, планированию и прогнозированию соответствующие задания и вопросы предлагаются не только перед выполнением работы, но и в процессе её выполнения, а также после её завершения. Обучение прогнозированию в процессе выполнения работы связано с тем, что детям часто трудно составить осмысленный план действий на много шагов вперед; поэтому весь процесс работы целесообразно разделить на несколько самостоятельных  этапов, для каждого из которых предусмотрены блоки вопросов и заданий прогностического характера.  На обучение прогнозированию в процессе выполнения работы направлены также вопросы и задания, предполагающие вариативное решение предложенной задачи.

Становление умений контроля и самоконтроля обеспечивается систематическим включением учащихся в контрольно-оценочную деятельность, которая по-разному представлена в различных видах заданий. Так, в процессе поэтапного рисования (работа по инструкции, копирование)учащимся необходимо постоянное сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.

Кроме того, контрольно-оценочная деятельность стимулируется включением учащихся в обсуждение заданий, приглашением к оценке высказанных мнений и суждений: «Какие оттенки, холодные или теплые, подойдут больше для изображения данного времени года?», «Каким образом мы можем выделить центр композиции?», «Какие цвета используются в хохломской росписи, в гжели?».

Крайне важным становится обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, а так же ориентир на поддержание успешности и мотивации ученика. Учитель и ученик должны определять оценку  вместе, сообща. Т.е. предполагается сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Важное место среди познавательных действий в рамках курса занимает умение анализировать информацию и работать с ней. Информация, предлагаемая для восприятия и анализа в рамках курса, представлена музыкальными произведениями (классическими и современными), репродукциями картин художников, различными видеороликами, отрывками из документальных и художественных фильмов, мультфильмов, спектаклей (опера, мюзикл, балет), презентаций. Следует отметить, что данная информация направлена больше на развитие эмоциональной сферы ребенка, на духовно-нравственное воспитание как умение видеть, ценить красоту и гармонию окружающего мира.

Коммуникативные универсальные учебные действия формируются в рамках программы через развитие у учащихся умения воспринимать информацию, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении заданий и решении поставленных задач; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. Система работы в рамках курса предполагает постепенный переход от «работы рядом» к «работе вместе», изготовление коллективных творческих работ, соединение  отдельных индивидуальных изделий в общие композиции. В результате учащиеся получают возможность почувствовать свою общность в творческой работе, масштабность которой обеспечивает ей значительно большую привлекательность по сравнению с единичными личными изделиями. В рамках программы предполагается и работа в парах. При этом строгого распределения объема общей работы и умения договариваться на всех этапах  детям не требуется. Формированию коммуникативных универсальных учебных действий способствует и систематическое включение учащихся в обсуждение заданий, обоснование своих суждений.

Возможность духовно-нравственного воспитания обеспечивается ориентацией содержания курса на формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе принципов нравственности, красоты и гуманизма. Речь идет о постепенном формировании  в сознании учащихся стремления создавать прекрасное, по воспитанию у детей внимательного и заинтересованного отношения к миру искусства. Работа выстраивается не через систему нравоучительных бесед, а на системе взаимосвязанных заданий и творческих задач, предполагающих для своего решения необходимость вдумчивого изучения образцов мировой художественной культуры.

Таким образом, программа предоставляет реальные возможности для формирования широкого спектра предметных и универсальных учебных действий, а также социально ценных личностных качеств учащихся  и их духовно-нравственного воспитания.

Отбор конкретного материала осуществлялся с учетом актуальных социально-педагогических условий, а также интересов современных школьников.

Программа предусматривает чередование занятий индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Материал программы систематизирован по блокам. Специфика деления на блоки состоит в том, что весь материал разбит по темам, связанным как с жанрами и видами искусства, так и с явлениями окружающего мира. Внутри каждой темы материал представлен с помощью образцов мировой художественной культуры (музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства и т. д.)  Все это находит отражение в тематическом планировании.

Программа разработана для занятий с учащимися  2-4 классов во второй половине дня (организация внеурочной деятельности). Периодичность занятий – 2 раза в неделю.

  1. Цели и задачи программы

Приоритетная цель  программы «Мир глазами художника и композитора» — духовно-нравственное и эмоционально-образное развитие ребенка. 

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

1. Формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к  искусству на основе лучших образцов народного и профессионального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества.

2. Развивать эмоционально-образное мышление школьников адекватно природе  искусства в процессе постижения различных произведений искусства.

3. Формировать опыт творческой деятельности учащихся как выражение своего отношения к окружающему миру.

4. Формировать у школьников потребность в музыкально и художественно-досуговой деятельности, обогащающей личность ребёнка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной культуры.

          К числу планируемых результатов освоения программы отнесены:

Личностные результаты:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной художественной культуры, понимания её значимости в мировом процессе; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений искусства разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов образов и их взаимодействия.

3. Формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой художественной культуры, их коллективного обсуждения и интерпретации.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ в процессе индивидуальной, групповой и коллективной деятельности; 7. Формирование мотивации к творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
  • обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватно воспринимать произведения искусства, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
  • пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о предметной области «Искусство».

Регулятивные:

Учащиеся научатся: 

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  •  выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Учащиеся получат возможность:

совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки.

Предметные результаты:

В познавательной сфере :

  • понимание значения искусства в жизни человека и общества;
  •  восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
  •  умение различать основные виды и жанры искусств, характеризовать их специфику;
  • сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира.

В ценностно-эстетической сфере:

  • умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству;
  •  осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);
  • проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов.

В коммуникативной сфере:

  • способность высказывать суждения об особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях;
  •  умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

В трудовой сфере:

  • умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;
  •  моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).

2.3 Особенности оценочной деятельности

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика. Поэтому необходимо, чтобы оцениванию  подлежали не только специальные художественные и музыкальные  способности школьника, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности. Важно наряду с художественным творчеством оценивать интеллектуальные инициативные творческие проявления школьника: оригинальность его вопросов, самостоятельных поисков дополнительного материала, высказанных интересных предположений. Приведем возможные формы диалогового  оценивания  учащихся

  1. Представление и защита творческой работы.

 Основная часть учебного времени отводится на творческую деятельность. Важно дать возможность учащимся  не только выполнить творческую работу,  но и высказать своё мнение о работе, а так же  выслушать  мнения других (одноклассников, учителя). Обсуждение работ происходит разными способами:

  1. по организации обсуждения: выставка всех работ, индивидуальное или групповое представление;
  2. по форме обсуждения: «Что нравится в рисунке?».
    «У кого получилось лучше то или иное изображение?»;
  3. «Цепочка». Вопрос: чья работа вам нравится больше всего? Почему? Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить каждого ученика. В обсуждении принимает участие каждый ученик.

Постепенно усложняется уровень защиты: от эмоциональной оценки к развёрнутому анализу, включающему содержание и форму выполненной творческой работы. Очень важно знакомить  учащихся перед выполнением работы с критериями оценивания.

    Критериями  и показателями оценки результатов творческой композиции могут быть:  композиционная организация изображения в листе;  построение формы, передача пропорций;  умение использовать цвет при создании композиции, выразительность; умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел;  оригинальность композиции. Оценивается также соответствие детской работы теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся). Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого и музыкального развития, возможности участия выполненной работы в выставках.

   При выполнении итоговых творческих композиций объявляется  конкурс на лучший рисунок. Разработанные критерии  помогают определить лучшие работы. Оценивание проходит открыто.

Не каждый ученик готов публично давать самооценку, следовательно, необходимо учитывать, что таким детям нужна психологическая помощь, и по возможности первое время не вызывать их, пока ребята не преодолеют психологический барьер. Если ученики начинают излишне критично оценивать ответ, работу своего товарища, то учитель может вовлечь их в диалог при условии, что это не обидит отвечающего, а дети при этом аргументированно анализируют ответ по сути задания.

2. Отзыв о  творческой композиции. 

 Это одна из форм учебной деятельности, способствующей формированию адекватной самооценки обучающихся на уроках изобразительного искусства. Примерный план отзыва о композиции может включать следующие параметры: название, тема; сюжет, какими могли бы быть другие варианты в данной теме; почему выбрана эта тема, что хотелось в ней выразить (содержание); какие выразительные средства были использованы (композиция, перспектива, светотень, цвет).

Применение оценочного инструментария при самооценке творческих работ формирует аналитические и оценочные умения, а именно: умение внимательно выслушивать объяснения учителя, четко осознавать  цели своей работы, контролировать соответствие выполняемой работы поставленной цели, самостоятельная проверять полученный результат; осуществлять самоконтроль при выполнении задания на разных этапах, объективно оценивать правильность и качество завершенной работы; давать самооценку уровня овладения учебными умениями.

При работе с использованием системы самооценивания очень важно, чтобы учитель обсудил вместе с детьми критерии успешности выполнения творческой работы. Независимо от форм фиксации оценки главное выдержать принцип ухода от сравнивания личностных качеств детей на уровне «ты хуже, а ты лучше». Здесь необходимо оценивать учащегося по уровню достижения им поставленных на уроке целей и задач, имея при этом ввиду, что каждый ребенок индивидуален и имеет свое видение, отличное от взрослых, на решение предлагаемой темы.

3. Портфолио или Портфель достижений ученика. 

 «Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в художественном творчестве, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

 В Портфолио учащегося могут быть отражены его увлечения в области изобразительной деятельности (объем времяпровождения за рисованием, просмотра телепередач, посещение музеев и др.). «Портфель» может представлять собой подборку личных работ ученика: творческие работы, отражающие его интересы; продукты учебно-познавательной деятельности – доклады, сообщения и пр. За основу составления таких «портфелей» целесообразно брать анализ художественно-творческих способностей ученика и его интересы.

Разделами «Портфеля достижений по предмету» могут быть:

  1. показатели предметных результатов (выборки проектных, творческих и других работ по предмету, результаты работы учащегося по конкретному блоку учебного материала);
  2.  материалы по оценке/самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы; по анализу особенностей работы с различными источниками информации; ощущений, размышлений, впечатлений и т.д.
  3. заметки учителя, одноклассников, родителей, содержащие результаты наблюдений за развитием художественного творчества учащегося;  
  4. отзывы и комментарии учителей, одноклассников, родителей о работах учащегося.  

Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию.

«Портфель достижений по предмету» позволяет решить целый ряд задач: сохранять результаты всех достижений ученика ,  информацию о динамике его достижений,   развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат,  позволяет  поощрять не только оценкой, но и самооценкой, и взаимооценкой учащихся, а также развивать самоанализ и самоконтроль учащегося.  

4. Обучение алгоритму самооценивания  работы. 

Обучить детей порядку самооценки можно с помощью алгоритма.

 Не все ученики сразу психологически готовы к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок.  Поэтому  формированию самооценивания нужно учить. Сначала ученики учатся обозначать своё настроение. Учитель даёт возможность детям эмоционально оценить прошедшее занятие. Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На обороте альбомного листа учащиеся  обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.

Затем даётся  учащимся  возможность оценить содержание своей  работы. На данном этапе используется коллективная самооценка.

         Для публичной самооценки результатов своей работы или пения  сначала  выбирается наиболее подготовленный  ученик (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате).

На следующих занятиях самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками класса (достаточно 1-2 эпизодов на один урок, главное, чтобы они происходили на каждом уроке). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты.  Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них.  

Алгоритм самооценки:

1 . Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?    

2. Удалось получить результат?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задания?

  • Такие художественные работы  мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень)
  • В этой работе  мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень)
  • Такие работы  мы никогда не учились выполнять или нужны знания, которые на уроках не изучали? (Максимальный уровень)

7. Определи уровень успешности, на котором ты выполнял работу.

8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Таким образом,   ученик сам учится оценивать свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. Использование алгоритма самооценивания выполненных заданий  значительно повышает  эффективность работы учеников.

Благодаря представленным формам диалогового оценивания, ученики приобретают ряд качеств контрольно-оценочной самостоятельности, что позволяет ученику осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений.  

Заключение

Итак, реализация программы предполагает прохождение учащимися пути «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Программа подразумевает развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Кроме того, в программе заложено сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Список литературы

  1. Оценка достижения планируемых результатов  вначальной школе. Система заданий. В 3 ч. – Под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1 – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2 – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
  4. Безрукова В.С. Всё о современном уроке: проблемы и решения // Библиотека журнала «Директор школы». – М., 2004. - №5.
  5. Диагностические таблицы основных учебных умений и навыков // Практика административной работы в школе. – М., 2004 - № 5.
  6. Калдыбаев С.К., Бекежанов М.М. Содержание и структура результата обучения // Стандарты и мониторинг в образовании. - М., 2008. -№2.
  7. Медведенко Н.В., Рубцова С.Ю. Оценка и её взаимосвязь с контролем, измерением и диагностикой в управлении качеством образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - М., 2008. -№2.
  8. Новиков А.М. Формы учебной деятельности //Школьные технологии. - М., 2007. -№4.
  9. Черноусова Ф.П. Стимулирование познавательной деятельности как средства саморазвития и самореализации личности // Завуч. – М., 2003 - №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности (ФГОС) "Гляжу на Родину глазами художника"

Программа «Смотрю на Родину глазами художника» разработана для обучающихся 1 класса и составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС.  В Программе представлена...

Программа кружка "Смотрю на мир глазами художника"

Программа рассчитана на 1 год обучения. При наборе в коллектив учитывается возраст, принимаются дети с 7 до 12 лет.Реализация программы основана на развитии детского творчества.В процессе занятий соче...

Рабочая программа кружка "Мир глазами художника"

Рабочая программа кружка "Мир глазами художника" (художественно-эстетическое направление)...

Программа дополнительного образования "Смотрю на мир глазами художника"

Программа дополнительного образования "Смотрю на мир глазами художника" разработана на основе примерной программы художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника». Автор Е.И. ...

Программа дополнительного образования "Юный художник" для 5-7 классов.

Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования связано с задачами духовно – нравственного развития, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Обращени...