Методические рекомендации к авторской программе дополнительного образования по биологии «Юный исследователь» для обучающихся 6 – 8 классов
учебно-методический материал по биологии (6, 7, 8 класс) на тему
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных задач работы МАУ ДО Центра "Интеллект".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к занятиям по биологии в системе дополнительного образования (из опыта работы с одаренными детьми)
Оглавление
Рекомендуемые темы для обучающихся при подготовке рефератов и презентаций 4
Тесты для олимпиад по биологии 6
Настоящее учебно-практическое пособие содержит сведения о целях и содержании биологического образования, а также о методах, средствах и формах организации обучения биологии в средней общеобразовательной школе. В пособии рассмотрены вопросы, касающиеся различных подходов к осуществлению биологического образования, раскрываются идеи формирования ценностного отношения к окружающему миру в процессе личностно-ориентированного обучения.
Введение
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных задач работы МАОУ ДОД центра "Интеллект".
Каждому ребенку представлена возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.
Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей при изучении биологии, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Обучающиеся, под опытным руководством педагога дополнительного образования, выбирают интересующий натуральный объект, явление, процесс, определяют тему исследования, учатся формулировать цели и задачи предстоящей исследовательской деятельности, выдвигать гипотезы, планировать этапы работы, проводить исследования, оформлять результаты работы и как финал – защищать свой творческий исследовательский проект.
В ходе работы с одаренными детьми, педагогу дополнительного образования необходимо акцентировать внимание на теоретической важности и практической значимости изучаемого материала, делать упор именно на практическую часть, предлагать перенести уже имеющиеся знания в новую нестандартную ситуацию. Необходимо обсуждать на занятиях биологии интересные и новые факты, связанные с новыми биотехнологиями и биологическими открытиями, так как это способствует стремлению к познанию неизвестного, чтению дополнительной литературы, рождению новых оригинальных идей.
Данные методические рекомендации составлены к модифицированной программе дополнительного образования по биологии для обучающихся 6 - 8 классов "Юный исследователь", которая реализуется в центре "Интеллект" в течение продолжительного времени и могут быть полезны, как педагогам дополнительного образования, так и учителям общеобразовательных организаций по биологии, работающим с одаренными детьми.
Методические рекомендации
Биология является в большей мере, чем другие науки - описательной дисциплиной, хотя, в настоящее время, растет и экспериментальная часть ее.
Для обучающихся 6 - 8 классов главная задача курса состоит в том, чтобы они усвоили основные критерии по которым можно отличить Царство Прокариот (дробянок) от Царства Растений, а тем более от Царства Животных.
Обучающиеся должны научиться трактовать и осмысливать фактический материал, который обязан включать в себя сведения по строению (анатомии) живых объектов, согласно их классификации (систематике), образу жизни, (экологии и этологии), связи со средой, их происхождением (эволюцией), их роли в биосфере Земли и народно-хозяйственному значению.
При работе с обучающимися педагог должен донести до них понятия: вид, система живых организмов, жизненный цикл, орган и его анатомия, ткань и шины тканей. Особенное внимание должно быть уделено географическому распространению живых объектов, их экологии и особенностям физиологии и поведения, как идиоадаптациям к среде обитания.
Для достижения лучшего результата в познании живых объектов наряду со словесным описанием необходимо задействовать таблицы, фотографии, гербарные объекты, чучела животных.
Особое внимание необходимо обратить на практическую работу с микроскопом. Необходимо научить детей изготавливать временные и постоянные препараты микроорганизмов, тканей Обучающиеся должны овладеть методиками окраски микропрепаратов, заливки их в бальзам.
Русская поговорка гласит: " Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Поэтому необходимы экскурсии в Дендрарий, Краеведческий музей, выходы на природу для проведения занятий по сбору материала для практических работ.
Особое внимание необходимо уделять при подготовке обучающихся к олимпиадам по биологии, самостоятельным и исследовательским работам. Каждый педагог должен иметь перечень тем, по которым его подопечные готовят презентации. Выполненные работы должны быть защищены обучающимися на специальных занятиях.
Такие самостоятельные работы развивают у детей любознательность, дисциплинируют их, учат правильно отвечать на поставленные вопросы товарищей, развивают логическое мышление и речь.
Рекомендуемые темы для обучающихся при подготовке рефератов и презентаций
Можно рекомендовать следующий перечень тем для подготовки рефератов и презентаций
для обучающихся 6 классов:
- Молочнокислые бактерии
- Бактериальные заболевания человека и животных
- Грамположительные бактерии, методика окраски
- Водоросли и среда их обитания
- Болотные мхи
- Папоротники их строение и жизненный цикл
- Голосеменные таежной зоны
- Цветок и его строение
- Строение проводящей ткани растений
- Плоды и их строение
- Однодольные и двудольные растения
- Окультуренные злаковые растения
- Корнеплоды
- Гидропоника и аэропоника
- Применение растений в медицине
- Дрожжи, строение, их применение
- Антибиотики и их производство
- Шляпочные грибы
- Лишайники
- Микориза
Тесты для олимпиад по биологии (7 классы):
Зоология
- Простейшие и их строение
- Жизненный цикл малярийного плазмодия
- Протазойные заболевания, распространенные в тропиках
- Кораллы и их строение
- Паразитические черви
- Роль дождевых червей в биоценозах
- Пиявки и их значение в медицине
- Мягкотелые животные
- Где зимуют раки?
- Паукообразные, их строение
- Одомашненные насекомые
- Общественные насекомые
- Многообразие рыб
- Аквакультура
- Редкие виды амфибий
- Ядовитые пресмыкающиеся
- Вымершие рептилии
- Адаптация птиц к полету
- Одомашненные птицы
- Яйцекладущие млекопитающие
- Собака - друг человека
- Одомашненные млекопитающие
- Трансгенные животные
- Китообразные
- Животные гор
В конце каждого года обучения для проверки знаний и их закрепления необходимо обязательно проводить тестирование для обучающихся.
Тесты для олимпиад по биологии (6 - 8 классы)
Ботаника
- От чего зависит окраска водорослей?
- от солености воды
- от глубины произрастания
- от давления
- от наличия кислорода
- До какой глубины в морях, океанах, озерах могут расти водоросли?
- 10 - 20 метров
- 30 - 40 метров
- 50 - 70 метров
- 80 - 100 метров
- 120 - 150 метров
- Бактерии, отличающиеся от других организмов тем, что у них:
- в клетках есть оформленное ядро
- ядро отсутствует
- хорошо развита эндоплазматическая сеть
- присутствуют митохондрии
- есть хлоропласты
- Бактерии размножаются путем:
- митоза
- амитоза
- мейоза
- Какие организмы помогают переваривать пищу, состоящую из клетчатки жвачным животным?
- водоросли
- грибы
- простейшие
- бактерии
- Среди бактерий по способу питания есть:
- автотрофы
- гетеротрофы
- миксотрофы
- фотосинтетики
- хемосинтетики
- Роль бактерии в жизни биоценозов заключается:
- в разрушении мертвой органики
- в создании залежей полезных ископаемых
- в создании почвы
- в регуляции численности живых организмов
- в регуляции газового состава атмосферы
- Бактерии вызывают у людей следующие заболевания:
- грипп
- чуму
- ветрянку
- оспу
- туберкулез
- проказу
- При неблагоприятных условиях бактерии:
- погибают
- образуют споры
- образуют цисты
- Человек использует разные виды бактерий для:
- отчистки сточных вод
- для уничтожения вредных насекомых и грызунов
- для создания трансгенных растений
- для создания минеральных ресурсов
- Бактерии в активном состоянии могут существовать:
- в водоемах
- почве
- в соках тела растений и животных
- в космосе
- Водоросли в водных экосистемах выполняют следующие функции:
- обогащают субстрат кислородом
- служат пищей для гетеротрофов
- служат субстратом для живых организмов
- уничтожают рыб и ракообразных
- Человек использует водоросли:
- употребляя в пищу
- извлекая йод
- используют в качестве корма для сельскохозяйственных животных
- уничтожает их
- Грибы по способу питания:
- автотрофы
- гетеротрофы
- паразиты
- сапротрофы
- Грибы похожи на растения тем, что:
- у них нет конечного роста
- они фотосинтетики
- в оболочке клеток присутствует клетчатка
- размножаются при помощью спор
- Грибы похожи на животных тем, что:
- они гетеротрофы
- содержит хитин
- в клетках содержится много белка
- рост их ограничен
- Человек использует грибы для:
- изготовления пива
- выпечки кондитерских изделий
- получения антибиотиков
- для строительства зданий
- Наука, изучающая царство грибов называется:
- орнитология
- ихтиология
- микология
- энтомология
- Почему мох не может иметь большие размеры?
- отсутствует стебель
- нет листьев
- отсутствует корень
- Благодаря папоротникообразным, жившим на Земле в Юрский период, мы имеем:
- нефть
- уголь
- газ
- горючие сланцы
- Плоды у покрытосемянных растений образуются из:
- завязи пестика
- цветоножки
- цветоложа
- Плоды, необходимы растениям для:
- защиты семян
- питания проростка
- распространения семян
- украшения растения
- Для класса однодольных характерны следующие черты анатомического строения:
- наличие эндосперма
- наличие стержневой корневой системы
- жилкование листьев сетчатое
- наличие семядолей
- мочковатая корневая система
- жилкование листьев параллельное или дуговое
- Для прорастания семян необходимо:
- почва
- влага
- наличие углекислого газа
- плюсовая температура
- наличие кислорода
- отсутствие света
- Вегетативные части покрытосеменных растений, растущих верхушкой это:
- корень
- лист
- стебель
- плод
- Для каких семейств растений характерен наряду с верхушечным и вставочным , или интерколярный рост:
- линейных
- бобовых
- пасленовых
- злаковых
- крестоцветных
- розоцветных
- У каких Разделов растений семена образуются в результате двойного оплодотворения:
- мхов
- лишайников
- папоротникообразных
- гингообразных
- покрытосеменных
- голосемянных
- Видоизменение стебля это:
- корневище
- усики
- клубень
- луковица
- колючки
- хвоинки
- Эофильные растения опыляются:
- водой
- насекомыми
- ветром
- птицами
- К семейству злаковых относятся:
- картофель
- лук
- кукуруза
- овес
- огурец
- рис
- Растения ксерофиты это:
- клены
- кактусы
- лотосы
- мангры
- агавы
- саксаулы
- При помощи чего размножаются ели и сосны?
- клубней
- луковиц
- корневищ
- семян
- Видоизменения листьев покрытосемянных растений это:
- хвоинки
- колючки
- усики
- клубни
- луковицы
- Чем образованно тело лишайника:
- гифами гриба
- клетками водорослей
- стеблями мхов
Зоология
- Животные отличаются от растений тем, что они:
- неподвижны
- автотрофы
- гетеротрофы
- имеют нервную систему
- в клетках присутствуют мезосомы
- развита мышечная ткань
- Простейшие животные вызывают такие опасные заболевания человека как:
- лейшманиоз
- оспу
- тиф
- малярию
- сонную болезнь
- дизентерию
- Личинок малярийного плазмодия разносят:
- самцы комаров
- оводы
- домашние мухи
- самки комаров
- Простейшие это паразиты, живущие:
- на коже
- в полости тела
- внутри клеток крови
- внутри глазного яблока
- Эвглену Зеленую от водоросли хламидомонады можно отличить по наличию:
- жгутиков
- ядра
- хлорофиловых зерен
- хроматофора
- Наружные скелеты каких простейших вместе с раковинами моллюсков образовали осадочные породы доломиты и известняки:
- инфузории
- фарамениферы
- радиалярии
- трипонасомы
- Сколько слоев клеток в теле кишечнополосных:
- один
- два
- три
- четыре
- Почему большинство видов кораллов не может расти в морях глубже 100 метров:
- нет пищи
- холодная вода
- гибнут симбиотические водоросли без света
- Основным хозяином для паразитических червей является тот, в ком живет:
- личинка
- половозрелая особь
- Человек для свиного цепня является:
- основным хозяином
- промежуточным
- и основным и промежуточным
- Дегенерация паразитических червей сводится к исчезновению:
- органов чувств
- дыхательной системы
- половой системы
- пищеварительной системы
- Как можно заразиться человеческой аскаридой:
- съев непрожаренное мясо
- выпив воду из-под крана
- употребив плохо промытые ягоды земляники
- Для чего моллюскам необходима раковина:
- для защиты тела
- для сохранения тепла
- это скелетное образование
- Какой тип кровеносной системы у речного рака:
- замкнутый
- открытый
- незамкнутый
- Паука от других членистоногих можно отличить по:
- отсутствию усиков
- наличию крыльев
- наличию ног
- отсутствию крыльев
- Где зимуют раки:
- в жарких странах
- на суше
- в норах, расположенных в воде
- Для чего паук вьет паутину:
- для защиты от солнца
- для защиты от дождя
- для ловли своих жертв
- У каких насекомых развитие происходит с полным метаморфозом?
- у двукрылых
- у прямокрылых
- у клопов
- у чешуекрылых
- Для чего человек разводит пиявок?
- для употребления в пищу
- как домашних животных
- в медицинских целях
- Для чего привозят улья с пчелами в цветущий сад?
- для сбора меда
- для красоты
- для увеличения урожайности сада
- Какой тип ротового аппарата у медоносной пчелы?
- сосущий
- колюще-сосущий
- грызущий
- грызуще-лижущий
- лижущий
- Каких насекомых одомашнил человек?
- пустынную саранчу
- тутового шелкопряда
- медоносную пчелу
- мушку дрозофилу
- Какую роль в биоценозах выполняют насекомые?
- опыляют растения
- поддерживают видовой состав фитоценозов
- регулируют численность животных и человека
- существуют сами по себе
- Чешуя рыб выполняет роль:
- защиты тела
- наружного скелета
- создает обтекаемую форму тела
- согревает тело
- Почему акулы должны все время двигаться?
- чтобы не замерзнуть
- чтобы дышать
- чтобы не утонуть
- Как рыбы выживают в воде с температурой минус 2 градуса?
- активно плавают
- много едят
- накапливают в клетках тела антифриз в виде жира
- Какие способы размножения существуют у рыб?
- откладка икры
- откладка яиц
- яйцеживорождение
- живорождение
- Где зимует зеленная жаба?
- на дне водоемов
- в дуплах на деревьев
- в трещинах почвы
- Почему амфибии могут жить только по берегам пресноводных водоемов?
- их кожа проницаема для воды и газов
- соль разъедает кожу и они гибнут
- Яд у змей и ящериц обладает:
- парализующим эффектом
- пищеварительным эффектом
- он делает пищу стерильной
Заключение
Работа с одаренными детьми на основе исследовательской деятельности обучающихся является, на мой взгляд, важнейшим направлением становления и развития этой системы в современном образовании. Исследовательская работа активизирует обучение, придает ему творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности развития творческих способностей.
Одаренные дети – это особый мир детства, и задача педагогов понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум своего опыта и знаний, используя разные виды деятельности, но главное помнить, что обычные «мерки» к ним не подходят. Необходимо знать природу одаренности и стимулировать ее проявление. Целостный подход к одаренному ребенку как к личности позволит максимально реализовать его дар.
Список литературы:
- Воробьев А.А. и др. Микробиология. М., 2012.
- Догель Г.А. Зоология беспозвоночных. М., 2005.
- Наумов Н.П. Зоология позвоночных. М., 2011.
- Соколов В.Е. Жизнь животных. Т.1-6. М., 2009.
- Алехин В.В. Жизнь растений. Т. 1-6. М., 2012
- Алехин В.В. География растений. М., 2010.
- Толмачев А.И. Введение в географию растений. Л., 2011
- Тахтаджан А.Л. Флористические области Земли. Л., 2009
- Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка авторской программы элективного курса " Разговорный английский язык" 10-11 классы
Цели и задачи элективного курса, пояснительная записка, программа курса ( 34 ч.), тематическое планирование занятий....
Программа дополнительного образования детей по изучению основ исследовательской деятельности «Юный исследователь» для обучающихся 10-15 лет
Программа ДО детей по изучению основ исследовательской деятельности...
Авторская программа дополнительного часа по русскому языку в 9 классе
Авторская программа дополнительного часа по русскому языку в 9 классе составлена на основе ФГОС, с учетом требований времени. Рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю.Актуальность рабочей программы заклю...
Программа внеурочной деятельности по биологии "Юный исследователь" для 5-6 классов
Внеурочная деятельность по биологии "Юный исследователь" для 5-6 классов...
Программа внеурочной деятельности «Я – юный исследователь природы Кузбасса», направленная на формирование экологической культуры, патриотизма и гражданской позиции обучающихся 5-9 классов
Программа внеурочной деятельности рассчитана на обучающихся 5-9 классов и включает в себя разделы, связанные с такими науками как биология, география и химия. Изучение данного курса способствует не то...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Юный исследователь". Точка Роста.
Данная рабочая программа предусматривает активную исследовательскую деятельность учащихся с использованием микроскопов и оборудования " Точки Роста". Материал, который придется детальн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» для 8 класса
Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» предназначена для реализации на базе МКОУ «Любимовская СОШ» Направленность - естественнонаучная. Составлена с исполь...