Образовательная программа «Экологический мониторинг» с параллельным обучением особо одарённых детей по индивидуальной программе
календарно-тематическое планирование по химии (11 класс)

Родина Ирина Геннадьевна

Программа  предусматривает  теоретические  и  практические  занятия. Теоретические  занятия  проводятся  в  виде  лекций, бесед, викторин, игр, конференций. Практические  занятия  включают  выполнение  лабораторных  и  практических  работ, экологических  исследований, экскурсии.

При  изучении  тем  можно  использовать  наглядные  пособия, плакаты, таблицы, гербарии, карты, графики.

При  проведении  практических  и  лабораторных  работ  использовать  необходимые  материалы  и  оборудование.

Программа  рассчитана  на   учащихся  старших  классов, освоивших  курсы  природоведения, ботаники, зоологии. Учащиеся  должны  иметь  элементарные  знания  по  химии, уметь  работать  с  лабораторным  оборудованием, самостоятельно  работать  с  литературой. Учащиеся  должны  уметь  делать  научно-обоснованные  выводы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_monitoring_-_novoe_v_obrazovanii.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 1»

РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Республиканский конкурс

«Новое в образовании»

Образовательная программа  «Экологический мониторинг» с параллельным обучением особо одарённых детей по индивидуальной программе.

Разработала:

Родина Ирина Геннадьевна,

учитель химии

Саранск 2006


                Пояснительная   записка

 

Школьная программа всесторонне охватывает  и реализует формирование мировоззренческих взглядов школьников. Но, всё же расширить познания учащихся в той или иной области, в зависимости от интересов ребёнка, позволит лишь система внеклассной работы.

Направление моей внеурочной деятельности химико-экологическое. Своей деятельностью  я стараюсь воспитать не только любителей прекрасного, а именно ценителей природы.

Я ставлю перед собой  цель:

Формирование экологической культуры, привитие интереса к научно-исследовательской деятельности.

Значимость и актуальность экологического образования и воспитания в наши дни возросли как никогда. Только человек, ощущающий себя частью единого природного целого, сумеет прожить жизнь, не навредив, не уничтожив. Все помыслы и дела человеческие должны быть подчинены одному принципу: береги и преумножай.

Но задача эта требует особого подхода. Привить чувство любви к родной природе, чувство ответственности за её благосостояние работа долгая и кропотливая и выполнять её нужно неторопливо, шаг за шагом, со знанием дела. Я, ставя перед собой эту цель, разработала свою систему внеклассной работы.

Большое  значение  в  формировании  экологической  культуры  учащихся  имеет  изучение  природной  окружающей  среды. На  занятиях  кружка  у  учащихся  расширяются  познания  в  биологии, экологии, формируются  представления  об  экологических  проблемах  и  экологическом  мониторинге, учащиеся  овладевают  экологическими  навыками  и  умениями.

Практическое направление программы заключается в экологических исследованиях. Учащиеся  анализируют  различные  объекты  окружающей  среды. Тем  самым  у  учащихся  воспитывается  бережное  отношение  к  окружающей  нас  природе, а  также  научный  подход  к  решению  экологических  проблем. Практические задания помогают  развивать  у  учащихся  наблюдательность, творческий  подход.  Руководитель  кружка  обеспечивает  выполнение  правил  техники  безопасности, соблюдение  культуры  труда.

Интеллектуальные  викторины  и  игры  развивают  у  учащихся  мышление, помогают  закрепить  знания  по  материалам  школьной  программы  и  расширить  свои  познания  в  биологии, экологии, химии.

Программа  ставит  следующие  ЦЕЛИ:

образовательная - познакомить  учащихся  с  понятиями  «экологический  мониторинг», «экологические  проблемы», «экологические  факторы» и  «среда  обитания», раскрыть  суть  этих  понятий, подчеркнуть  роль  человеческого (антропогенного) фактора  в  возникновении  экологических  проблем  и  их  решении. Вести  исследовательскую  работу  и  на  практике  показать  учащимся  всю  остроту  и  актуальность  экологических  проблем. Углубить  знания  по  экологии, биологии, химии, формировать  экологические  умения  и  навыки;

воспитательная - воспитать  у  учащихся  бережное  отношение  к  окружающей  нас  природе, прививать  любовь  к  родному  краю;

развивающая - научить  ребят  анализировать  явления  и  процессы, происходящие  в  природе, делать  выводы  об  их  роли  и  значении, исследовать  объекты  природы  и  собирать  о  них  данные, систематизировать  эти  данные и  делать  соответствующие  выводы.

креативная – развитие воображения, фантазии, способности импровизировать,

ЗАДАЧИ  программы:

  1. Развитие  у  учащихся  познавательной, творческой  и  общественной  активности.
  2. Развитие  потребности  физического  совершенствования  и  здорового  образа  жизни.
  3. Развитие  эмоциональной  сферы  ребёнка (уважительного  отношения  к  окружающим  людям  и  природе, развитие  умений  и  навыков  общения).
  4. Развитие  фантазии, импровизации, воображения.

Программа  предусматривает  теоретические  и  практические  занятия. Теоретические  занятия  проводятся  в  виде  лекций, бесед, викторин, игр, конференций. Практические  занятия  включают  выполнение  лабораторных  и  практических  работ, экологических  исследований, экскурсии.

При  изучении  тем  можно  использовать  наглядные  пособия, плакаты, таблицы, гербарии, карты, графики.

При  проведении  практических  и  лабораторных  работ  использовать  необходимые  материалы  и  оборудование.

Программа  рассчитана  на   учащихся  старших  классов, освоивших  курсы  природоведения, ботаники, зоологии. Учащиеся  должны  иметь  элементарные  знания  по  химии, уметь  работать  с  лабораторным  оборудованием, самостоятельно  работать  с  литературой. Учащиеся  должны  уметь  делать  научно-обоснованные  выводы.

В  одном  объединении  занимается  порядка  десяти-пятнадцати человек. Обучение  рассчитано  на  работу  в  режиме  четыре  часа  в  неделю (для  учащихся  первого  года  обучения)  или  шесть  часов  в  неделю (для  учащихся  второго  года  обучения).

Тематический  план (первый  год  обучения).

Темы  занятий

Количество  часов

всего

теор.

прак.

1.

Вводные  занятия.

6

4

2

2.

Знакомство  с  наукой  экологией.

12

8

4

3.

Химия  и  экологические  исследования  природы.

18

8

10

4.

Экологические  исследования  природы.

26

16

10

5.

Вода – основа  жизни.

14

8

6

6.

Флористика  как  искусство.

12

2

10

7.

Здоровье  человека  и  окружающая  среда.

12

6

6

8.

Охрана  природы.

16

6

10

9.

Экология  жилища.

4

2

2

10.

Экология  и  мораль.

2

1

1  

11.

Практическая  экология.

12

12

12.

Занятия  по  флористике.

4

4

13.

Итоговые  занятия.

6

2

4

Итого:

144

63

81

Тематический  план (второй  год  обучения).

Темы  занятий

Количество   часов

всего

теор.

прак.

1.

Вводные  занятия.

9

6

3

2.

Основы  экологии.

6

6

3.

Проблемы  экологии.

15

15

4.

Экологические  исследования  окружающей  природы.

15

7

8

5.

Флористика  и фитодизайн.

6

6

6.

Экологические  исследования  окружающей  природы.

24

6

18

7.

Химия  и  экологические  исследования  природы.

21

12

9

8.

Экология  питания.

15

6

9

9.

Химия  и  экологические  исследования  природы.

27

15

12

10.

Прикладная  химия.

12

9

3

11.

Природные  ресурсы.

12

9

3

12.

Человек  и  его  здоровье.

15

12

3

13.

Проблемы   экологии.

9

9

14.

Охрана  природы.

21

9

12

15.

Заключительные  занятия.

9

6

3

Итого:

216

127

89

Календарно-тематическое  планирование

(первый  год  обучения).

Содержание  тем

Количество  часов

Дата

всего

теор.

прак.

1.

Вводные  занятия.

Знакомство  с  планом  работы.  Инструктаж  по  технике  безопасности  с  демонстрацией  экспериментов.

Практические  занятия.

Экскурсия: «Осенняя  окраска  природы». Сбор  материала  для  занятий  по  флористике.

6

4

2

Октябрь

2.

Знакомство  с  наукой  экологией.

Мы  и  окружающая  природа. Взаимосвязь  живой  и  неживой  природы. Понятие  об  экологии  как  науки.

Интеллектуальные  игры  и  викторины:

«Занимательная  экология»;

«Что  я  знаю  о  природе».

Практические  занятия:

«Удивительные  превращения  в  мире  неживой  природы»;

«Удивительные  превращения  в  мире  живой  природы».

12

8

4

Октябрь

3.

Химия  и  экологические  исследования  природы.

Химические  основы  экологического  мониторинга.  Химия  и  её  возможности.

Интеллектуальные  игры  и  викторины:

«Что  я  знаю  о  химии»;

«Составление  кроссворда  с  использованием  терминов  экологии  или  слов, связанных  с  окружающей  природой».

Практические  занятия:

«Знакомство  с  лабораторным  оборудованием»;

«Возможности  химии»;

«Эта  волшебная  наука  химия»;

«Бытовая  химия  и  её  особенности».

18

8

10

Октябрь-

ноябрь

4.

Экологические  исследования  природы.

Экологические  факторы, закономерности  их  влияния  на  организмы. Принципы  экологических  исследований (объекты  исследований, цели  исследований  и  их  значение). Требования, предъявляемые  к  исследовательской  работе. Подготовка  к  анализу  объектов  окружающей  среды. Методы  экологических  исследований. Расчёты, применяемые  при  исследовательской  работе. Обработка  результатов  при  проведении  экологических  исследований, выводы, рекомендации.

26

16

10

Декабрь- январь

Содержание  тем

Количество  часов

Дата

всего

теор.

прак.

Интеллектуальные  игры  и  викторины:

«На  земле  и  в  небесах».

Практические  занятия:

 «Свойства  веществ»;

«Определение  веществ  в  смеси»;

 «Разделение  смеси»;

 «Системный  анализ»;

Экскурсия: «Пока  природа  спит».

5.

Вода – основа  жизни.

Аномальные  свойства  воды. Вода  как  основополагающий  элемент  природы.

Интеллектуальные  игры  и  викторины:

«Что? Где? Когда?»;

«Звёздный  час».

Практические  занятия:

«Свойства  воды»;

Экскурсия  по  отбору  проб  воды (снеговой, родниковой, ключевой, колодезной, речной);

«Исследование  проб  воды  на  прозрачность, кислотность, содержание  загрязняющих  веществ  и  др.»

14

8

6

Январь- февраль

6.

Флористика  как  искусство.

Возможности  использования  природных  материалов  для  изготовления  поделок.

Практические  занятия:

«Изготовление  поделок  из  фрагментов  засушенных  листьев  и  цветов»;

«Поделки  из  измельчённых  листьев  и  спитого  чая»;

«Поделки  из  толчёной  яичной  скорлупы»;

«Поделки  из  соломки».

12

2

10

Февраль

7.

Здоровье  человека  и  окружающая  среда.

Биосфера  и  деятельность  человека. Природная  среда – фактор  здоровья  человека. Правильное  питание – основа здоровья  человека. Зрение  человека: его  природа  и  возможности. Осязание  и  необычные  явления,  связанные  с  ним.

Практические  занятия:

Составление  энергетического  баланса.

12

6

6

Февраль- март

8.

Охрана  природы.

Красная  книга  России. Лекарственные  растения  Мордовии. Экологические  проблемы  моего  края.

Интеллектуальные  игры  и  викторины:

«Мир  вокруг  нас»;

«Это  загадочное  растение».

Деловая  игра: «Экологические  проблемы  в  руках  школьников».

Решение  кроссворда  по  ботанике (растения).

Экскурсия: «Природа  весной».

16

6

10

Март- апрель

Содержание  тем

Количество  часов

Дата

всего

теор.

прак.

9.

Экология  жилища.

Моя  квартира  как  экологическая  среда. Микроклимат  классной  комнаты.

Практические  занятия:

«Исследования  микроклимата  квартиры»;

«Исследование  микроклимата  классной  комнаты».

4

2

2

Апрель

10.

Экология  и  мораль.

Моральный  суд, аморальное  поведение  в  природе  и  способы  его  искоренения. Правила  поведения  в  природе.

2

1

1

Апрель

11.

Практическая  экология.

Навыки  проведения  исследований: изучение  свойств  некоторых  веществ.

Интеллектуальные  игры  и  викторины:

«Птичья  викторина».

Деловая  игра: «Создание  химического, экологически  чистого  предприятия» (по  производству  серной  кислоты, минеральных  удобрений  и  т.д.).

Рекорды  в  мире  природы:  «Самые, самые…»

Самостоятельная  работа  по  основным  вопросам  экологии (тесты  рассчитаны  на  различный  уровень  сложности).

12

12

Май

12.

Занятия  по  флористике.

Экскурсия  по  сбору  материала  для  занятий  по  флористике.

Изготовление  поделок  с  использованием  весенних  материалов.

4

4

Май

13.

Итоговые  занятия.

Тестирование  по  итогам  года.

Экскурсия: «На  пороге  лета».

Заключительное  занятие: подведение  итогов  и  планы  на  будущий  год.

6

2

4

Май

Календарно-тематическое  планирование

(второй  год  обучения).

Содержание  тем

Количество  часов

Дата

всего

теор.

прак.

1.

Вводные  занятия.

Знакомство  с  планом  работы. Инструктаж  по  технике  безопасности  с  демонстрацией  экспериментов.

Практические  занятия:

9

6

3

Октябрь

Содержание  тем

Количество  часов

Дата

Всего

теор.

прак.

Экскурсия: «Особенности  осенней  природы». Сбор  материала  для  занятий  по  флористике.

2.

Основы  экологии.

Предмет  экологии – науки  о  взаимоотношениях  природы  и  человека. Суть  и  основные  понятия  экологического  мониторинга.

6

6

Октябрь

3.

Проблемы  экологии.

Экологические  проблемы: масштабы  и  актуальность. Вопросы  экологии  глазами  школьников: озоновый  слой. Вопросы  экологии  глазами  школьников: опустынивание.

Интеллектуальные  игры  и  викторины:

«Мы  жители  планеты  Земля»;

«Мир  вокруг  нас».

15

15

Октябрь

4.

Экологические  исследования  окружающей  природы.

Требования, предъявляемые  к  исследовательской  работе. Подготовка  к  экологическому  исследованию (Как  выбрать  тему? Постановка  целей  и  задач). Выбор  темы  экологического  проекта.

Практические  занятия:

«Исследование  экологического  состояния  жилища» (по  выбору: «Моя  квартира  как  экологическая  среда» или «Микроклимат  классной  комнаты»).

Разработка  плана  исследований  по  экологическому  проекту.

Работа  с  научной  литературой  по  теме  исследований, составление  проекта  литературного  обзора.

15

7

8

Ноябрь

5.

Флористика  и фитодизайн

Основы фитодизайна.

Фитодизайн помещения и пришкольного участка (моделирование).

6

2

4

Ноябрь

6.

Экологические  исследования  окружающей  природы.

Вопросы  экологии  глазами  школьников: вода – основа  жизни. Выбор  методики  сбора  материала  для  экологических  исследований.

Практические  занятия:

Экскурсия  по  отбору  проб  объектов  окружающей  среды (снега, речной  воды, родниковой  воды и  др.)

«Подготовка  проб  к  анализу, подготовка  реагентов»;

«Исследование  свойств  воды (аномальные  свойства)»;

«Качество  и  количество  потребляемой  воды».

24

6

18

Ноябрь-декабрь

Содержание  тем

Количество  часов

Дата

всего

теор.

прак.

7.

Химия  и  экологические  исследования  природы.

Применение  химических  знаний  в  экологических  исследованиях. Диапазон  возможностей  химии. Бытовая  химия: условия  хранения  и  цели  применения  бытовой  химии.

Интеллектуальные  игры  и  викторины:

«Звёздный  час»;

«Что? Где? Когда?».

Практические  занятия:

«Свойства  веществ»;

«Определение  веществ  в  смеси»;

«Разделение  смеси».

21

12

9

Декабрь-январь

8.

Экология  питания.

Состав  и  питательные  ценности  молока. Пищевые  добавки. Основы  раздельного  питания.

Практические  занятия:

«Исследование  состава  молока»;

«Изучение  содержания  пищевых  добавок  в  продуктах  питания»;

«Исследование  содержания  нитратов  в  продуктах  растительного  происхождения»;

«Составление  энергетического  баланса».

15

6

9

Январь-февраль

9.

Химия  и  экологические  исследования  природы.

Методы  определения  загрязняющих  веществ. Ведение  документации  экологических  исследований, первичная  обработка  материала.  Экологическое  нормирование: ПДК  и  их  назначение. Обобщение  и  анализ  полученных  результатов, выводы, рекомендации.

Интеллектуальные  игры  и  викторины:

«Как  я  знаю  природу».

Практические  занятия:

«Исследование  свойств  некоторых  веществ».

Составление  отчёта  экологических  исследований.

Подготовка  экологического  проекта.

Экскурсия: «Тайны  зимней  природы».

27

15

12

Февраль-март

10.

Прикладная  химия.

Ядохимикаты. Волокна. Пищевые  свойства  липидов.

Практические  занятия:

«Это  может  пригодиться  в  турпоходе».

12

9

3

Март

11.

Природные  ресурсы.

Принципы  охраны  природы  и  природных  ресурсов. Ресурсы  недр, биологические, климатические. Ресурсы  земельные, водные,

атмосферные.

12

9

3

Март-апрель

Содержание  тем

Количество  часов

Дата

всего

теор.

прак.

Интеллектуальные  игры  и  викторины:

«Планета  Земля».

12.

Человек  и  его  здоровье.

Зрение  человека  и  его  возможности. Зрительные  иллюзии. Вопросы  экологии  глазами  школьников: влияние  вредных  выбросов  на  организм  человека. Вопросы  экологии  глазами  школьников: загрязнение  среды  и  здоровье  человека. Профессиональные  болезни.

Практические  занятия:

Экскурсия: «Природа  весной. Пробуждение».

15

12

3

Апрель

13.

Вопросы  экологии.

Радиоактивные  отходы. Кислотные  дожди. Парниковый  эффект.

9

9

Апрель

14.

Охрана  природы.

Красная  книга  России. Лекарственные  растения  Мордовии. Оптимизация  отношений  человека  и  природы.

Интеллектуальные  игры  и  викторины:

«Животные»;

«Составление  кроссворда  с  использованием  терминов  экологии  или  слов, связанных  с  окружающей  природой»;

«Растения».

Практические  занятия:

Поделки  из  природного  материала.

21

9

12

Апрель-май

15.

Заключительные  занятия.

Тестирование  по  итогам  года. Итоговое  занятие: подведение  итогов  и  планы  на  будущее.

Практические  занятия:

Экскурсия: «На  пороге  лета».

9

6

3

Май

План  воспитательной  методической  работы.

Наименование  работы, мероприятия.

Дата  проведения.

1.

Обзор  печати.

В  течение  года

2.

Оказывать  методическую  помощь  в  разработке  экологических  проектов  и  рефератов.

В  течение  года

3.

Подготовка  к  олимпиаде  по  экологии.

Октябрь-ноябрь

4.

Подготовка  к  республиканскому  конкурсу «Дерево  Земли».

Апрель

План  массовых  мероприятий.

Наименование  массовых  мероприятий

Дата  проведения

1.

Экскурсия: «Особенности  осенней  природы».

Октябрь

2.

Экскурсия: «Тайны  зимней  природы».

Январь

3.

Экскурсия: «Природа  весной. Пробуждение».

Апрель

4.

Экскурсия: «На  пороге  лета».

Май

5.

Экскурсии  по  сбору  материалов  для  занятий  по  флористике.

Октябрь, май

6.

Экскурсии  по  отбору  проб.

Ноябрь, май

7.

Итоговая  конференция  по  исследовательским  работам.

Апрель - май

Результативность.

Результатом  проделанной  работы будут  являться  исследовательские  работы, выполненные  в  виде  экологических  проектов. Объектами  исследований  в  могут быть выбраны  речная  вода  и  почва, продукты питания и питьевая вода, снег и производственные отходы.

Также  в  результате   проделанной  работы  будет  проведена  научно-практическая  конференция  по  итогам  проведённых  исследований  среди  учащихся  10-11  классов. О  результатах  научно-практической  конференции  будет  составлен  отчёт.

Методическое  обеспечение  программы.

   

  1. Основы  экологии: Учебник  для  10-11классов  средней  школы / В.И. Жидкин, В.И. Астрадамов, Л.И.Ворсобина, М.А. Якунчев; Под  ред. В.И. Жидкина. - Саранск: Мордовское  книжное  издательство,1995. – 351 с.: ил.
  2. Соросовский  образовательный  журнал, 1996 –2000 г.
  3.  Экологический  практикум. Пособие  для  учителей  общеобразовательных  школ, педагогов  учреждений  дополнительного  образования. / Под  ред.  З.Н. Плечёвой / -Чебоксары: «КЛИО» , 1997. – 80 с.
  4. Экологический  практикум: Учебное  пособие / Сост. В.И. Жидкин; МО РМ,  МРИПКРО – Саранск, 2001. – 128 с.                              
  5. Экология  для  любознательных / Колобовский Е.Ю. –Ярославль: «Академия  развития», «Академия  и  Ко», 1993. – 256 с.: ил.
  6. Охрана  природы  от  загрязнений  промышленными  выбросами / Кушелев В.П. – М.: Химия, 1979.- 240 с.: ил.
  7. Интеллектуальные  игры.  Выпуск 3 / Под  ред. Е.А Евлампиевой. – Чебоксары: «КЛИО», 1997. – 56 с.
  8. Химия – любознательным / Голикова З.Ф., Клеянкина М.К., Фатеева Г.И. – Саранск: Мордовское  книжное  издательство, 1980. – 152 с.
  9. Экология  и  мир: Методическое  пособие для  учителя / Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. – М.: Новая  школа, 1994.- 128 с.
  10. Основы  органической  химии: Учебное  пособие  для  вузов / Вайзман Ф.Л.: Пер. с англ./Под  ред. Потехина А.А. – СПб: Химия, 1995. – 464 с. – Пер. изд.: США, 1988. ил.
  11. Аналитическая  химия / Шапиро С.А., Шапиро М.А. – Москва: «Высшая  школа», 1963 .-340 с.

Подобно тому, как в природе встречаются редкие удивительные животное, птица или растение, так и среди наших детей встречаются такие, в которых сразу виден особенный дар. Таких детей принято называть одарёнными. До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их.

        По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей от общей популяции, поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.

        В нашей стране при отборе детей, обладающих незаурядными способностями, в специальные классы или школы для одаренных, речь, как правило, идет о высоком уровне развития интеллекта и креативности, а так же о прогнозе будущих академических достижений (т.е. об интеллектуальной, творческой и академической одаренности). Вместе с тем диагностика одаренности заслуживает более пристального внимания.

Принято считать, что диагностика детской одаренности не педагогическая, а исключительно психологическая проблема. И это, конечно, справедливо, пока мы рассуждаем на уровне теории. Но современная образовательная практика требует личностно-ориентированного подхода и заставляет рассматривать диагностику детской одаренности как неотъемлемую часть целостного педагогического процесса.

Такие дети безусловно нуждаются в особенном внимании. И чтобы помочь им направить свои способности в правильное русло, я разработала программу индивидуального обучения особо одарённых детей. Выявление и развитие детей, обладающих незаурядными способностями представляет собой сложную и многоаспектную задачу.


Программа  индивидуального  обучения

особо  одарённых  детей.

Цель: способствовать  саморазвитию, самореализации, самопознанию  ребёнка.

Задачи:1.Развитие  познавательных  интересов, потребностей, способностей,          исследовательской  активности, умений  прогнозировать  результат, принимать  нестандартные  решения.

2.  Развитие  творческих  способностей.

                  3. Развитие  потребности  физического  совершенствования. Защита  здоровья  ребёнка.                  

             4. Развитие  эмоциональной  сферы  ребёнка (уважительного  отношения  к  окружающим, умений  и  навыков  общения), развитие  потребностей  в  самопознании, способностей  к  самоанализу.

  1. Развитие  воображения, фантазии, импровизации.

Календарно- тематическое планирование.  

Дата

Теория, тема

Практическая  часть

Воспитательная  работа

Примечания

1-10  окт.

Подготовительная  работа.

1.Беседа  о  профессии.

2.Беседа  о  лабораторном  оборудовании, используемом  в  экологической  лаборатории.

Подготовка  оборудования  для  анализов  объектов  окружающей  среды.

1.Беседа  о  профессии  эколога.

2.Беседа  об  актуальности  профессии.

11-20  окт.

1.Инструктаж  по  технике  безопасности.

2.Предмет  экологии-науки  о  взаимоотношениях  человека  и  природы.

Классифицировать  основные  направления  развития  экологической  науки.

Беседа  о  значении  науки  экологии  в  наши  дни.

21-31  окт.

1.Экологические  проблемы: масштабы  и  актуальность.

2.Направления  экологических  исследований.

Классифицировать  основные  экологические  проблемы, существующие  в  наши  дни

1.Беседа  о  проблемах  окружающей  среды.

2.Беседа  о  путях  решения  проблем.

1-10  нояб.

1.Суть  и  основные  понятия  экологического  мониторинга.

2.Методы  определения  загрязняющих  веществ.

3.Как  выбрать  тему  проекта?

1.Классифициро-

вать  системы  наблюдения  за  чистотой  окружающей  среды.

2.Выбрать  тему  экологического  проекта.    

1.Беседа  о  контроле  за  чистотой  окружающей  среды.

2.Беседа  о  возможных  путях  улучшения  состояния  окружающей  среды.

Возможные  темы  проектов:

«Шум  в  нашей  жизни», «Изучение  микроклимата  классной  комнаты», «Химия  в  быту» и др.

11-20  нояб.

1.Экологическое  нормирование.

2.ПДК  и  их  назначение.

3.Постановка  цели  и  задач  экологических  исследований.

ПДК  для  различных  классов  веществ.

1.Беседа  о  значении  снижения  содержания  посторонних  веществ  в  объектах  исследований.

2.Беседа  о  назначении  ПДК.

Дата

Теория, тема

Практическая  часть

Воспитательная  работа

Примечания

21-30  нояб.

Вопросы  экологии  глазами  школьников.

1.Беседа  о  проблемах  озонового  слоя.

2.Пути  решения  проблемы  озонового  слоя.

3.Работа  с  литературой  по  исследовательской  работе.

1.Механизм  образования  и  разрушения  озона  в  атмосфере.

2.Составить  план  исследовательской  работы.

1.Беседа  о  значении  озонового  слоя.

2.Беседа  о  возможных  путях  решения  проблем  озонового  слоя.

1-10  дек.

1.Экология  жилища.

2.Моя  квартира  как  экологическая  среда.

3.Изучение  микроклимата  комнаты.

Определение  термического  режима  жилого  помещения, влажности, освещённости.

Беседа  о  значении  комфортности  жилья.

Составить  отчёт  о  проделан-

ных  иссле-

дованиях.

11-20  дек.

1.Радиоактивные  отходы.

2.Работа  с  литературой  по  исследовательской  работе.

3.Составление  проекта  литературного  обзора.

1.Определить  основные  этапы  исследовательской  работы. Составить  план  работы.

Беседа  об  источниках  радиоактивных  отходов  и  об  их  опасности.

21-31  дек.

1.Опустынивание: опасные  тенденции  и  пути  решения  проблемы.

2.Работа  с  литературой  по  исследовательской    работе. Составление  литературного  обзора.

Классифицировать

причины  опустынивания.

Беседа  об  опасности  опустынивания.

Предложить свои  способы  решения  этой  проблемы  или  пути  предотвра-щения.

1-10  янв.

1.Парниковый  эффект.

2.Глобальное  потепление  климата.

3.Выбор  методики  сбора  материала.

Отобрать  пробы  объектов  окружающей  среды  для исследований.

1.Беседа  о  причинах  возникновения  парникового  эффекта.

2.Беседа  о  последствиях  глобального  потепления.

Предложить  свои  способы  решения  этой  проблемы.

11-20  янв.

1.Кислотные  дожди.

2.Причины  появления  кислотных  дождей  и  их  последствия.

3.Методика  подготовки  проб  к  анализу.

1.Определить  свойства  кислот.

2.Определить  пути  появления  кислот  в  атмосфере.

3.Подготовка  проб  реактивов  и  оборудования .к  анализу.    

Беседа  о  вреде  кислотных  дождей.

Предложить  свои  способы  защиты  от  кислотных  дождей.

Дата

Теория, тема

Практическая  часть

Воспитательная  работа

Примечания

21-31  янв.

1.Проблема  чистых  вод.

2.Качество  и  количество  потребляемой  воды.

3.Исследование  экологического  состояния  питьевой  воды  в  школе.

1.Определение  прозрачности  воды.

2.Определение  вкуса, цвета, запаха  воды.

3.Определение  жёсткости  воды.

4.Исследование  объектов  окружающей  среды.

1.Беседа  о  значении  чистоты  и  высокого  качества  питьевой  воды.

2.Беседа  о  необходимости  здорового  образа  жизни.

Составить  отчёт  о  питьевых  качествах  исследуемой  воды.

1-10  фев.

1.Качественный  анализ  воды.

2.Проблема  очистки  вод.

3.Первичная  обработка  материала  по  исследовательской  работе.

Систематический  анализ  воды  из  реки  или  сточной  воды.

Беседа  о необходимости  очистки  вод  от  примесей.

Составить  отчёт  об  исследова-ниях.

11-20  фев.

1.Количественное  определение  некоторых  веществ.

2.Проблема  очистки  вод  или  снижения  концентрации  примесей.

3.Обобщение  и  анализ  полученных  материалов.

Титриметрическое  определение  железа.

Беседа  о  загрязнении  вод  и  об  очистке  их  от  примесей.

21-28  фев.

1.Предварительное  подведение  итогов  исследовательской  работы.

2.Как  правильно  сделать  выводы.

Сделать  выводы  и  дать  рекомендации  по  исследовательской  работе.

1-10  мар.

1.Экология  питания.

2.Пищевые  добавки  и  опасности, связанные  с  ними.

3.Содержание  нитратов  в  продуктах  растительного  происхождения.

1Классифицировать  пищевые  добавки  по  пути  воздействия  на  организм.

2.Исследовать  продукта  растительного  происхождения  на  содержание  нитратов.

Беседа  об  экологии  и  гигиене  питания.

Составить  отчёт  о  проделан-ных  исследова-ниях.

Дата

Теория, тема

Практическая  часть

Воспитательная  работа

Примечания

11-20  мар.

1.Проблема  атмосферных  загрязнений

2.Влияние  вредных  выбросов  на  организм  человека.

3.Как  грамотно  составить  отчёт  по  исследовательской  работе.

1.Классифицировать  химические  соединение  по  степени  вредного  воздействия  на  организм  человека

2.Составление  отчёта  о  проведённых  исследованиях.

1.Беседа  о  воздействии  вредных  выбросов  на  природу  и  организм  

человека.

2.Беседа  о  возможных  путях  предотвращения  попадания  загрязнений  в  атмосферу.

21-31  мар.

1.Основные  предпосылки  оптимизации  отношений  природы  и  человека.

Продолжение  составления  отчёта  о  проведённых  исследованиях.

Беседа  о  тесной  взаимосвязи  человека  и  природы, о  едином  сосуществовании  в  будущем.

1-10  апр.

Единство  природы  и  общества.

1.Основные  противоречия  в системе  общество-природа.

2.Причины  негативных  изменений  в  окружающей  среде.

1.Беседа  о  единстве  природы  и  общества.

2.Беседа  о  последствиях  негативного  изменения  природы.

11-20  апр.

Природные  ресурсы.

1.Земельные.

2.Атмосферные.

3.Водные.

Классифицировать  природные  ресурсы  на  возобновляемые  и  не возобновляемые, исчерпаемые  и  неисчерпаемые.

Беседа  о  значении  возобновляемости  и  неисчерпаемости  природных  ресурсов.

21-30  апр.

1.Ресурсы  недр.

2.Биологические.

3.Климатические.

Продолжить  классификацию  природных  ресурсов.

Беседа  о  рациональном  использовании  природных  ресурсов.

1-10  мая

1.Красная  книга  России.

2.Редкие  животные  Мордовии.

Собрать  информацию  о  редких  и  исчезающих  видах  животных.

Беседа  о  бережном  отношении  к  растениям  и  животным.

Дата

Теория, тема

Практическая  часть

Воспитательная  работа

Примечания

11-20  мая

Обезвреживание, утилизация  и  переработка  отходов  производства  и  потребления.

1.Комплексная  переработка сырья.

2.Ресурсо- и энергосберегающие  технологии.

3.Использование  отходов  производства  и  потребления.

Разработка  элементарных  приёмов  переработки  и  утилизации  сырья.

Беседа  о  значении  переработки  и  утилизации  отходов.

21-31  мая

Итоговое  занятие.

1.Подведение  итогов.

2.Планы  и  перспективы  на  будущий  год.

Итоги  года: результаты  и  достижения.

Результативность.

            Результатом  обучения  будут  являться  исследовательские  работы, выполненные  в  виде  экологических  проектов.  Объектами  исследований  в  этом  учебном  году  выбраны  речная  вода  и  почва.

Также  в  результате  проделанной работы  будет  составлен  отчёт  об  изучении  различных  объектов  окружающей  среды: снега,  дождевой  воды, родниковой  и  водопроводной  воды; об  исследовании  школьных  и  жилых  помещений.  

Методическое  обеспечение  программы.

  1. Основы  экологии: Учебник  для  10-11  классов  средней  школы / Жидкин В.И.,            Астрадамов В.И., Ворсобина Л.И., Якунчев М.А. –Саранск: Мордовское  книжное  издательство, 1995. –352 с.

  1. Экологический  практикум. Пособие  для  учителей общеобразовательных  школ, педагогов  учреждений  дополнительного  образования. / Под  ред. З.Н. Плечёвой / -Чебоксары: «КЛИО», 1997. – 80 с.

  1. Экологический  практикум: Учебное  пособие / Сост. В.И. Жидкин; МО РМ  МРИПКРО – Саранск, 2001. – 128 с.

  1. Химия  и  научно-технический  прогресс / Семёнов И.Н., Макареня А.А. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.: ил.

  1. Экология  и  контроль  состояния  окружающей  среды / Израэль Ю.А. – М., 1981. – 560 с.

  1. Охрана  природы  от  загрязнений  промышленными  выбросами / Кушелев В.П. – М.: Химия, 1979.- 240 с.: ил.

  1. Соросовский  образовательный  журнал, 1996 – 2004 г.

  1. Аналитическая  химия / Шапиро С.А., Шапиро М.А. – М.: «Высшая  школа», 1963.- 340 с.

Это относительно новое направление в обучении  детей, но работа по этой программе также уже принесла свои плоды. Ребята, обучающиеся по этой программе выполнили следующие экологические проекты:

  • Качественный анализ сточных вод завода «Висмут»
  • Содержание тяжёлых металлов в сточных вод завода «Висмут» и возможности её более полной очистки
  • Исследование питьевой воды в школе и дома
  • Исследования продуктов питания на содержание различных пищевых добавок
  • Содержание нитратов в продуктах растительного происхождения
  • Школьный двор как экологическая среда
  • Исследование экологического состояния улицы Фрунзе города Рузаевки.
  • Изучение защитной роли снега для растительности
  • Исследование речной воды реки Пишля

Чтобы  вырастить  ребёнка, нужно  вложить  душу,  а  чтобы  воспитать  настоящую  личность, мастера  своего  дела  необходимо  намного  больше – нужно  именно  детям  доказать, что  ты  на  своём  месте  и  доказывать  это  нужно  изо  дня  в  день, из  урока в  урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей в образовательном учреждении (презентация)

Материал содержит методические рекомендации по организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей, основанные на опыте работы с такими детьми ....

Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей в образовательном учреждении (статья)

В статье рассказывается об особенностях организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей в сельской школе. Приводятся примеры  различных форм образовательных маршрутов....

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...

Индивидуальный образовательный маршрут для одаренных детей художественной направленности "Одарённые дети"

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких вид...

Индивидуальный образовательный маршрут для одарённых детей.

Индивидуальный образовательный маршрут для одарённых детейУчебно-тематический план2020-2021 учебного годаОсокин Алексей...

Индивидуальный образовательный маршрут для одарённых обучающихся художественной направленности «Одарённые дети»

Индивидуальный образовательный маршрут для одарённых обучающихся художественной направленности «Одарённые дети»...