Дополнительная образовательная программа "Экологические исследования в природе и городе"
рабочая программа (8, 9, 10 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Экологические исследования в природе и городе" разработана для детей 13-18 лет, увлеченных экологией как наукой. Ребята в ходе обучения по программе научатся проводить самостоятельные исследования, проводить наблюдения в природе, планировать и реализовывать разноуровневые проектные работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2020._ek._issl._v_prirode_i_gorode_lapina.doc293 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  

«Станция юных натуралистов»

ПРИНЯТА

на заседании

педагогического совета МБУ ДО СЮН

протокол № ____________

 «____» _____________ 20___  г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО СЮН

______________Ерохина Н.П.

Приказ №_______

  «____» _____________ 20__  г.

                                                                   

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГАММА

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИРОДЕ И ГОРОДЕ»

Срок реализации: один год

Возраст учащихся: 12 – 18 лет

Автор-составитель:

Лапина Татьяна Петровна,

педагог

дополнительного образования

Новокузнецк, 2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 Программа «Экологические исследования в природе и городе» входит в систему непрерывного эколого-биологического образования МБУ ДО «Станция юных натуралистов» и включает в себя дополнительное экологическое образование учащихся 12-18 лет, 5-11 классов общеобразовательных учреждений г. Новокузнецка.

Программа  «Экологические исследования в природе и городе» относится к программам естественнонаучной направленности, базовый уровень.

Актуальность программы дополнительного образования состоит в ее ориентации на овладении учащимися основными научными приемами, методиками работы и навыками интеллектуальной деятельности, необходимыми для проведения экологического исследования. Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования - научить детей мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

Отличительными особенностями программы «Экологические исследования в природе и городе» является актуализация методов научного познания мира на основе изучения истории развития науки и развитие навыков самостоятельного проведения научных экспериментов, наблюдений и опытов в области естествознания, биологии и экологии. Большой интерес детей к проведению исследований отражает современную тенденцию развития общества, направленность человечества на прогресс и внедрение инноваций.

Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования детей «Экологические исследования в природе и городе» исходит из того факта, что при выполнении экологических исследований и проектов формируется исследовательская компетентность и культура исследовательской деятельности. Выполнение экологических исследований позволяет ребятам раскрыть свой творческий потенциал, и применять полученные знания на занятиях в объединении, в неформальном общении со сверстниками и взрослыми.

Выполнение программы: один учебный год.

Адресат программы: учащиеся общеобразовательных учреждений города.

Возраст учащихся: 12-18 лет.

Количество учащихся в группе: 10 человек.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 3 академических часа.

Срок освоения программы:  1 год обучения.

Объем программы: 34 занятия, 102 часа в год.

Уровень освоения программы: базовый.

Форма  обучения: очная.

Методы обучения. При реализации дополнительной программы могут использоваться различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод в форме эвристических бесед, дискуссий, демонстрации электронных презентаций. Репродуктивный метод  реализуется через воспроизведение знаний при решении задач, воспроизведении опытов.  Частично-поисковый метод реализуется при выполнении практических работ, проблемный метод обучения в форме проблемного изложения учебного материала с использованием проблемных вопросов и решением проблемных задач, проектный метод, исследовательский метод.

Цель программы: развитие исследовательских навыков учащихся на основе естественнонаучной картины мира.

Задачи:

  • Развивать у детей естественнонаучное мышление, умения анализировать теоретическую и практическую информацию, навыки сравнительного анализа, умения отстаивать свое мнение в прениях и дискуссиях.
  • Формировать исследовательскую культуру учащихся через выполнение проектных работ и проведение самостоятельных исследований в области экологии.
  • Воспитывать активную гражданскую позицию в вопросах организации экологически сбалансированного взаимодействия общества и природной среды.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

теория

практика

всего

История развития естественнонаучного мировоззрения.

3

3

6

Правила проведения экологических исследований в природной и городской среде.

19

26

45

Правила организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в области экологии.

12

12

24

Практические пути решения экологических проблем современного города.

9

18

27

Всего

43

59

102

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

I.

История развития естественнонаучного мировоззрения

3

3

6

1.

Вводное занятие. Наука и научное мировоззрение.

1

2

3

2.

История развития естествознания.

2

1

3

II.

Правила проведения экологических исследований в природной и городской среде

19

26

45

3.

Методы проведения экологических исследований: наблюдение, описание, измерение.

1

2

3

4.

Методы проведения экологических исследований: эксперимент, анализ, обобщение.

1

2

3

5.

Городские экосистемы: учимся проводить экологический мониторинг.

1

2

3

6.

Трансформация экологических факторов в городской среде.

2

1

3

7.

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости биоценозов.

2

1

3

8.

Естественные и искусственные экосистемы в городской среде.

2

1

3

9.

Микроскоп и лупа – главные помощники ученого-эколога.

1

2

3

10.

Гербарные образцы в экологических исследованиях.

1

2

3

11.

Влияние антропогенных факторов современного города на функциональное состояние флоры.

2

1

3

12.

Растения – индикаторы  загрязнений окружающей среды.

1

2

3

13.

Изучение некрозов голосеменных у покрытосеменных растений в городской среде.

1

2

3

14.

Видовое разнообразие животных в городской среде.

1

2

3

15.

Фенологические наблюдения за синантропными видами животных.

1

2

3

16.

Домашние животные в современном городе.

1

2

3

17.

Орнитологические наблюдения в городских экосистемах.

1

2

3

III.

Правила организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в области экологии

12

12

24

18.

Как правильно выбрать и сформулировать тему экологического исследования?

2

1

3

19.

Как правильно описать актуальность экологического исследования?

2

1

3

20.

Учимся определять цели, задачи, предмет и объект исследования, формулировать гипотезу.

2

1

3

21.

Правила написания и оформления обзора информационных источников.

2

1

3

22.

Правила проведения и фиксации наблюдений, опытов, экспериментов.

1

2

3

23.

Учимся составлять таблицы, диаграммы, графики.

1

2

3

24.

Правила составления и представления доклада.

1

2

3

25.

Ролевая игра «Научный симпозиум ученых-экологов».

1

2

3

IV.

Практические пути решения экологических проблем современного города

9

18

27

26.

Профессия «эколог».

1

2

3

27.

Правила работы с биологическими коллекциями, определителями и справочниками.

1

2

3

28.

Правила заготовки  и оформления гербария.

1

2

3

29.

Флористика и ландшафтный дизайн.

1

2

3

30.

Разработка экологического проекта

«Флорариум своими руками».

1

2

3

31.

Экологический проект «Флорариум своими руками»: правила ухода за комнатными растениями.

1

2

3

32.

Экологический проект «Флорариум своими руками»:  правила ухода за растениями в открытом грунте.

1

2

3

33.

Практические пути решения локальных и глобальных экологических проблем.

1

2

3

34.

Развитие человечества в единстве с природой.

Итоговое занятие.

1

2

3

Всего часов:

43

59

102

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. История развития естественнонаучного мировоззрения

Занятие №1. Вводное занятие. Наука и научное мировоззрение.

Теоретическая часть занятия. Понятие «наука», «научное мировоззрение». Научные методы изучения природы.

Практическая часть занятия: выполнение заданий входного контроля.

Занятие №2. История развития естествознания.

Теоретическая часть занятия.  Эпоха возрождения. Великие ученые: Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, их вклад в развитие науки. Развитие атомной физики, кибернетики,  генетики и экологии в XX веке. Научные методы изучения природы.

Практическая часть занятия: самостоятельная работа с литературой.

II. Правила проведения экологических исследований в природной и городской среде

Занятие №3. Методы проведения экологических исследований: наблюдение, описание, измерение.

Теоретическая часть занятия. Понятие «метод». Научные методы: наблюдение, описание, измерение; фиксация научных наблюдений.

Практическая часть занятия:  описание природного явления (летняя гроза, радуга, восход, заход солнца), измерение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания.

Занятие №4. Методы проведения экологических исследований: эксперимент, анализ, обобщение.

Теоретическая часть занятия. Научные методы: эксперимент, анализ, синтез, обобщение.

Практическая часть занятия: проведение эксперимента. Измерение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания до физической нагрузки и после физической нагрузки. Анализ полученных экспериментальных данных. Понятия «синтез», «обобщение».

Занятие №5. Городские экосистемы: учимся проводить экологический мониторинг.

Теоретическая часть занятия. Экологической мониторинг: фиксация наблюдений и измерений, анализ данных.

Практическая часть занятия. Выполнение творческих заданий по описанию экологических факторов в экосистеме своего двора: абиотические, биотические, антропогенные факторы конкретной экосистемы.

Занятие №6. Трансформация экологических факторов в городской среде.

Теоретическая часть занятия. Антропогенный фактор как главный фактор деформации естественных и искусственных экосистем.

Практическая часть занятия. Практическая работа «Оценка антропогенного фактора в экосистеме моего двора». 

Занятие №7. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости биоценозов.

Теоретическая часть занятия. Цепи и сети питания. Понятие «экологическая ниша». Правило обязательного заполнения экологических ниш. Факторы стабильного развития биоценоза.

Практическая часть занятия: решение экологических задач.

Занятие №8. Естественные и искусственные экосистемы в городской среде.

Теоретическая часть занятия. Цепи питания в естественных и искусственных экосистемах. Правило обязательного заполнения экологических ниш.

Практическая часть занятия:  экскурсия.

Занятие №9. Микроскоп и лупа – главные помощники ученого-эколога.

Теоретическая часть занятия. Правила работы с лупой и микроскопом. Правила работы с живыми объектами и готовыми и временными микропрепаратами.

Практическая часть занятия. Практическая работа «Учимся работать с увеличительными приборами».

Занятие №10. Гербарные образцы в экологических исследованиях.

Теоретическая часть занятия. Правила работы с гербарием.

Практическая часть занятия. Практическая работа «Учимся работать с гербарием».

Занятие №11. Влияние антропогенных факторов современного города на функциональное состояние флоры.

Теоретическая часть занятия. Антропогенные факторы промышленно развитого города. Загрязнение воздушной. Почвенной и водной сред жизни в городской среде. Функциональное состояние растений как индикатор качества среды.

Практическая часть занятия:  работа с литературными и информационными источниками.

Занятие №12. Растения - индикаторы  загрязнений окружающей среды.

Теоретическая часть занятия. Биоиндикация как метод экологического мониторинга качества окружающей среды. Растения как индикаторы качества среды.

Практическая часть занятия: просмотр электронных презентаций.

Занятие №13. Изучение некрозов голосеменных и покрытосеменных растений в городской среде.

Теоретическая часть занятия. Некроз. Некрозы покрытосеменных и голосеменных растений. Некроз как индикатор качества окружающей среды.

Практическая часть занятия: экскурсия.

Занятие №14. Видовое разнообразие животных в городской среде.

Теоретическая часть занятия. Виды беспозвоночных животных городских экосистем. Виды позвоночных животных городских экосистем.

Практическая часть занятия. Просмотр электронных презентаций.

Занятие №15. Фенологические наблюдения за синантропными видами животных.

Теоретическая часть занятия. Сезонные явления в жизни животных и растений. Дневник юного натуралиста. Фиксация наблюдений. Понятие достоверности научных данных.

Практическая часть занятия. Экскурсия.

Занятие №16. Домашние животные в современном городе.

Теоретическая часть занятия. Синантропные виды животных. Проблема бездомных животных. Правила взаимодействия человека и животных в городской среде. Домашние животные как носители вирусных, бактериальных заболеваний, глистных инвазий.

Практическая часть занятия. Выполнение творческих заданий.

Занятие №17. Орнитологические наблюдения в городских экосистемах.

Теоретическая часть занятия. Орнитология как наука. Виды зимующих птиц Кузбасса, виды оседлых птиц городских экосистем. Наблюдение и описание как основные методы орнитологии.

Практическая часть занятия. Экскурсия.

III. Правила организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в области экологии

Занятие №18. Как правильно выбрать и сформулировать тему экологического исследования?

Теоретическая часть занятия. Основные правила формулирования темы исследования.

Практическая часть занятия. Самостоятельная работа с литературой.

Занятие №19. Как правильно описать актуальность экологического исследования?

Теоретическая часть занятия. Правила написания вводной части исследования, определения актуальности.

Практическая часть занятия. Выполнение творческих заданий.

Занятие №20. Учимся определять цели, задачи, предмет и объект исследования, формулировать гипотезу.

Теоретическая часть занятия. Понятия «цель исследования», «задачи исследования», «гипотеза», «объект исследования», «предмет исследования».

Практическая часть занятия. Выполнение творческих заданий.

Занятие №21. Правила написания и оформления обзора информационных источников.

Теоретическая часть занятия. Цитата, ссылки и их оформление. Анализ, синтез и обобщение информации. Значение литературного обзора.

Практическая часть занятия. Самостоятельная работа с литературой.

Занятие №22. Правила проведения и фиксации наблюдений, опытов, экспериментов.

Теоретическая часть занятия. Правила планирования и проведения эксперимента, наблюдений, опытов. Фиксация результатов.

Практическая часть занятия. Самостоятельная работа с литературой.

Занятие №23. Учимся составлять таблицы, диаграммы, графики.

Теоретическая часть занятия. Таблицы, диаграммы, графики в экологии.

Практическая часть занятия. Выполнение творческих заданий.

Занятие №24. Правила составления и представления доклада.

Теоретическая часть занятия. Типовые требования к докладу, электронной презентации к докладу, к докладчику. Правила составления и представления доклада. Правила создания электронной презентации к докладу.

Практическая часть занятия. Самостоятельная работа с литературой.

Занятие №25. Ролевая игра «Научный симпозиум ученых-экологов».

Теоретическая часть занятия. Ролевые игры в современной педагогике.

Практическая часть занятия. Ролевая игра «Симпозиум ученых-экологов» по теме «Экологические исследования в природной и городской среде»

IV. Практические пути решения экологических проблем современного города

Занятие №26. Профессия «эколог».

Теоретическая часть занятия. Профессиональные качества эколога. Пути получения профессии.

Практическая часть занятия. Виртуальная экскурсия.

Занятие №27. Правила работы с биологическими коллекциями, определителями и справочниками.

Теоретическая часть занятия. Биологическая коллекция. Правила сбора коллекционных материалов, оформления, хранения, работы с коллекциями. Правила работы с определителями, справочниками.

Практическая часть занятия. Выполнение творческих заданий.

Занятие №28. Правила заготовки  и оформления гербария.

Теоретическая часть занятия. Гербарий. Правила сбора растений для гербария, правила оформления гербария.

Практическая часть занятия. Работа с гербарными образцами, определителями растений.

Занятие №29. Флористика и ландшафтный дизайн.

Теоретическая часть занятия. Флористика, ландшафтный дизайн. Профессии флориста, ландшафтного дизайнера.

Практическая часть занятия. Просмотр электронных презентаций, фотоматериалов, справочников

Занятие №30. Разработка экологического проекта «Флорариум своими руками».

Теоретическая часть занятия. Экологический проект. Правила составления проекта. Этапы работы над проектом. Подбор видов декоративных и цветковых растений для проекта.

Практическая часть занятия. Работа в группах.

Занятие №31. Экологический проект «Флорариум своими руками»: правила ухода за комнатными растениями.

Теоретическая часть занятия. Правила ухода за комнатными растениями.

Практическая часть занятия. Практическая работа.

Занятие №32. Экологический проект «Флорариум своими руками»:  правила ухода за растениями в открытом грунте.

Теоретическая часть занятия. Правила ухода за декоративными и цветковыми растениями в открытом грунте: рыхление почвы, борьба с сорняками, болезнями растений.

Практическая часть занятия. Работа в группах.

Занятие №33. Практические пути решения локальных и глобальных экологических проблем.

Теоретическая часть занятия. Локальные экологические проблемы района, города, региона. Глобальные экологические проблемы. Основные пути решения экологических проблем. Борьба с «обществом потребления», формирование общественного мнения, экологической культуры.

Практическая часть занятия. Работа с информационными источниками.

Занятие №34. Развитие человечества в единстве с природой. Итоговое занятие.

Теоретическая часть занятия. Экологическая грамотность, экологическая культура, экологическая безопасность.

Практическая часть занятия. Выполнение заданий итогового контроля.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся в конце учебного года должны знать:

  • правила формулирования темы экологического исследования;
  • правила постановки цели и задач экологического исследования;
  • правила выбора методов исследования;
  • правила оформления результатов исследования: таблиц, диаграмм и графиков;
  • правила формулирования выводов по проведенному исследованию;
  • правила создания презентации доклада;
  • правила выступления с докладом;
  • правила выступления в прениях и дискуссиях;
  • правила ведения наблюдений в природе;
  • основные синантропные виды животных;
  • правила ухода за домашними животными;
  • правила ухода за комнатными растениями;
  • правила разработки экологического проекта;
  • правила работы с микроскопом и лупой;
  • правила работы с гербарными образцами;
  • правила работы с коллекциями беспозвоночных животных.

Учащиеся должны иметь следующие навыки:

  • выбирать тему экологического проекта или исследования;
  • формулировать цели и задачи экологического проекта или исследования;
  • формулировать актуальность экологического проекта или исследования;
  • самостоятельно выдвигать гипотезу экологического проекта или исследования;
  • проводить обзор литературы по заданной теме;
  • определять возможные методы;
  • провести самостоятельный сбор материала для проекта или исследования;
  • сформулировать выводы;
  • составить электронную презентацию к докладу;
  • свободно владеть терминами курса, грамотно отстаивать свою точку зрения;
  • самостоятельно работать с лупой и микроскопом;
  • самостоятельно приготовить временный микропрепарат;
  • уметь пользоваться определителями растений и животных;
  • приготовить гербарный образец;
  • биологически грамотно ухаживать за комнатными и декоративными растениями;
  • биологически грамотно ухаживать за одомашненными видами животных;
  • представить доклад, сообщение, участвовать в дискуссии;
  • предлагать свои решения экологических проблем разных уровней.

Личностные результаты обучения:

  • отзывчивость и доброжелательность;
  • ответственность, наличие мотивации к труду;
  • вежливое отношение к товарищам и взрослым людям;
  • стремление к познанию окружающей действительности;
  • уважение самого себя как личности.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график

Год

обучения

Объем

учебных часов

Всего

учебных недель

Количество

учебных дней

Режим работы

1

1

102

34

34

Один раз в неделю

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое  обеспечение  программы.

        Для реализации Программы необходим отдельный учебный кабинет, оснащенный мебелью и специальным оборудованием.

Наименование

Количество

1

Стол учительский

1

2

Столы ученические

9

3

Стулья ученические

18

4

Стул учительский

1

5

Доска учебная

1

6

Телевизор

1

7

Ноутбук

1

8

Микроскоп цифровой Levenhuk D320L BASE, 3 Мпикс, монокулярный

1

9

Микроскоп БИОМЕД - 2

3

10

Микроскоп стереоскопический МСП-1 вар 2

1

11

РН-метр «ИВА-Тест» с автоматической калибровкой второго поколения

2

12

Эковизор F4 СОЭКС

2

13

Весы лабораторные ВК-600

2

14

Мини-экспресс-лаборатория «Пчелка-У/био»

1

15

Мини-экспресс-лаборатория «Пчелка-У/почва»

1

16

Мини-экспресс-лаборатория «Пчелка-У/хим»

1

17

Весы технические с разновесами

1

Информационное обеспечение  программы

Для проведения занятий необходимы: компьютер с выходом в интернет, электронные образовательные ресурсы  (мультимедиа презентации, интерактивные игры, видео).

Основные электронные ресурсы сети Интернет:

  • Официальный сайт МБУ ДО «Станция юных натуралистов» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nvkzgs.ucoz.ru
  • Официальный сайт Министерства просвещения РФ. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// ed.gov.ru
  • Биологический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bioword.narod.ru/
  • Естественно-научный образовательный портал [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// en.edu.ru/db/sect/1798/
  • Определители животных [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.zoometod.narod.ru/
  • Сайт ботанического подразделения МГУ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.herba.msu.ru/russian/index.html
  • Сайт о комнатных растениях [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.florus.com/komn/index.html
  • Сайт комнатных растений [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.roomplants.virtualave.net/
  • Сайт растений дождевого леса [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rain-tree.com/plats.htm
  • Сайт суккулентных растений [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lithops.net
  • Сайт о царстве Простейшие [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.zin.ru/Animalia/Protista/index.html
  • Сайт о паукообразных [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.spiders.nnov.ru/
  • Сайт о насекомых [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.entomology.ru/
  • Сайт о муравьях [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.myrmecology.narod.ru/
  • Сайт о млекопитающих и птицах [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www..ru/
  • Сайт редких и исчезающих животных [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nature.ok.ru/
  • Сайт теории эволюции [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.evolution.powernet.ru/
  • Экологическое информационное агентство [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ecoinform.ru/public/
  • Электронная ботаническая энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.botany.com/index.html
  • Электронная энциклопедия животных и растений [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.floranimal.ru/
  • Электронная энциклопедия животных [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.animal.geoman.ru/

Кадровое обеспечение  программы

Программу может реализовывать педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными компетенциями учителя биологии.

 

        МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Особенности организации образовательного процесса: обучение в очной форме.

Методы обучения. При реализации дополнительной программы могут использоваться различные формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный в форме эвристических бесед, демонстрация фото и видео материалов, электронных презентаций, частично-поисковый реализуется через выполнение практических работ и творческих заданий, экскурсии, проблемный метод обучения,  исследовательский метод и другие методы и формы работы

Методы воспитания. Программа реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуаций эмпатии  во взаимоотношениях с другими людьми и природой родного края, ситуации прогнозирования последствий поведения человека в природе.

Алгоритм учебного занятия. Учебное занятие включает в себя две части: теоретическую и практическую. Объяснение нового материала включает в себя просмотр электронных презентаций, наглядных пособий, гербария, коллекций животных и растений, муляжей, таблиц. Практическая часть занятия может включать в себя практические работы, викторины, конкурсы, олимпиады, семинары, круглые столы, дискуссии.

Педагогические технологии: технология личностно-ориентированного обучения, коммуникативная технология, технология создания ситуации успеха и другие.

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность учащегося и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения педагог-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка.  Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Сущность коммуникативных технологий заключается в создании ситуации комфортного и безопасного личностно-значимого общения и взаимодействия, на основе которой происходят все процессы обучения. Реализация коммуникативных технологий обучения связана с рядом предпосылок и принципиальных требований к педагогу: активность и интерактивность, т.е. взаимная и совместная активность всех субъектов образовательной деятельности; отказ педагога от авторитарной позиции; адаптивность образовательной среды, педагогический оптимизм как вера в возможности и добрую волю всех учащихся; индивидуализация и дифференциация процесса обучения.

        Технология создания ситуации успеха. Истоки этой технологии лежат в педагогической деятельности А.С. Макаренко, который разрабатывал идею «завтрашней радости» и В. А. Сухомлинского, который создал «Школу радости». Ситуация успеха - это субъективное психологическое состояние удовлетворения. Ситуация успеха достигается тогда, когда сам ребенок признает свой результат как успех, возникает у субъекта после преодоления своей робости, неумения, незнания, психологического поражения. Реализация технологии «создание ситуации успеха» развивает ценное человеческое качество - стойкость в борьбе с трудностями.

ТАБЛИЦА. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Название

раздела,

темы

Методы

обучения и

воспитания

Формы

организации учебного

занятия

Техническое и информационное

обеспечение занятий

Дидактические

материалы

1

История развития естественнонаучного мировоззрения

Словесный,

наглядный,

практический

Беседа,

выполнение заданий входного контроля

Ноутбук, проектор, экран,

электронные презентации

Материалы входного контроля

2

Правила проведения экологических исследований в природной и городской среде

Словесный,

наглядный,

практический

Лекция, беседа,

выполнение практических работ, самостоятельная работа

Ноутбук, проектор, экран,

электронные презентации,

микроскопы, лупы, наборы готовых микропрепаратов

Определители беспозвоночных и позвоночных животных, растений Кемеровской области

3

Правила организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в области экологии

Словесный,

наглядный,

практический

Лекция, беседа,

выполнение практических работ, самостоятельная работа

Ноутбук, проектор, экран,

электронные презентации,

гербарные образцы,

коллекции животных

Определители животных, растений Кемеровской области, коллекции животных,

гербарные образцы

4

Практические пути

решения экологических проблем современного города

Словесный,

наглядный,

практический

Лекция, беседа,

выполнение практических работ, самостоятельная работа

Ноутбук, проектор, экран,

электронные презентации,

инструменты для обработки почвы,

семена декоративных растений

Коллекции животных,

гербарные образцы, литература по флористической грамотности и дизайну

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

п/п

Название

раздела (темы)

Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

1.

История развития естественнонаучного мировоззрения.

Викторина

Аналитическая справка

Проведение

мероприятия

2.

Правила проведения экологических исследований в природной и городской среде.

Экологическая

олимпиада

Аналитическая справка

Проведение

мероприятия

3.

Правила организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в области экологии

Ролевая игра «Симпозиум ученых-экологов»

Аналитическая справка

Проведение

мероприятия

4.

Практические пути решения экологических проблем современного города.

Конкурс эссе

Аналитическая справка

Проведение мероприятия

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Входной контроль.

Раздел 1. История развития естественнонаучного мировоззрения. Викторина.

Текущий контроль.

Раздел 2. Правила проведения экологических исследований в природной и городской среде. Олимпиада.

Раздел 3. Правила организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в области экологии. Ролевая игра «Симпозиум ученых-экологов».

Итоговый контроль.

Раздел 4. Практические пути решения экологических проблем современного города.

Эссе на тему «Развитие человечества в гармонии с природой».

Пакет оценочных материалов и диагностических методик в Приложении 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Баландин, Б.Б. 3000 каверзных вопросов и ответов для вундеркиндов и их родителей [Текст]. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 576 с.
  2. Биологический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. М.С. Гиляров.- М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 864с.
  3. Богомолова, О.Б.; Усенков, Д.Ю. Искусство презентации: практикум. – М.: БИНОМ, 2010.
  4. Болушевский, С.В. 100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче [Текст] / Сергей Болушевский, Мария Яковлева. – Москва: Эксмо, 2015. – 240 с.
  5. Великие россияне [Текст] / Биографическая библиотека Ф. Павленкова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 639 с.: ил.
  6. Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы / Сост. С.М. Курганский. [Текст] – М.: ВАКО, 2017. – 288 с.
  7. Волцит, П. Нескучная биология с задачами и решениями. [Текст] – М.: Печатная свобода, 2015. – 320 с.: ил.
  8. Галева, Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. [Текст]. – М.: 5 за знания, 2006. – 144 с.
  9. Гуленкова, М.А. Изучать природу надо в природе // Биология в школе, 2008. - №3.
  10. Ермаков Д. С., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. [Текст]. - М.: Школьная Пресса, 2002.-112 с.
  11. Ивченко, Т.В., Авдеева, Е.В. Патриотическое воспитание школьников: назад в прошлое или шаг в будущее // Биология в школе. – 2008 - №3. – с.14.
  12. Как написать хорошую статью студенту. Советы преподавателей. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http:www.nauchniestati.ru
  13. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. [Текст]. – М.: КНОРУС, 2010. – 744 с.
  14. Крысин, Л.П. Современный словарь иностранных слов [Текст]. / Глав. ред. Деревянко Т.– М.: АСТ-Пресс, 2016. – 416 с.
  15. Лапина, Т.П. Сценарий праздника-конкурса «Дом, в котором мы живем» // Биология в школе, №8 – 2012.
  16. Лапина, Т.П. Формирование исследовательской компетентности старшеклассников / [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: www.festival.1september.ru/articles/625504
  17. Лапина, Т.П. Методические рекомендации по обобщению педагогического опыта в научной статье. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskie-recomendacii-po-obobcheniyu-pedagogichecheskogo-opita-v-nauchnoy-state-1560365.html
  18. Лапина, Т.П. Организация исследовательской деятельности детей: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: http://infourok.ru/organizaciya-issledovatelskoy-deyatelnosti-detey-problemi-i-perspektivi-194349.html
  19. Лапина Т.П. Использование интернет-ресурсов при организации исследовательской деятельности детей: проблемы и перспективы. [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: http://infourok.ru/ispolzovanie iternetresursov pri organizacii issledovatelskoy deyatelnosti detey problemi i perspektivi 3555616.html 
  20. Лапина Т.П. Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению качества природных вод в городе Новокузнецке [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: http://infourok.ru/predstavlenie opita raboti po organizacii issledovatelskoy deyatelnosti uchaschihsya po izucheniyu kachestva prirodnih vod v gor 3714855.html 
  21. Лапина Т.П. Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению видового разнообразия домашних животных в городе Новокузнецке Кемеровской области [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: http://infourok.ru/predstavlenie opita raboti po organizacii issledovatelskoy deyatelnosti uchaschihsya po izucheniyu vidovogo raznoobraziya domash 3713735.html 
  22. Леонтович, А.В.; Савичев, А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. [Текст]. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 160 с.
  23. Научная статья: алгоритм написания [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http: www.studfiles.ru
  24. Нестандартные уроки биологии. / Сост. Л.Б. Поддубная. [Текст]. – Волгоград: Корифей. – 96 с.
  25. Новейший справочник школьника: 10 класс. [Текст]. – М.: Эксмо, 2008. – 880 с.
  26. Новейший справочник школьника: 11 класс. [Текст]. – М.: Эксмо, 2008. – 864 с.
  27. Новожилова М. М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию / М.М. Новожилова, С. Г. Воровщиков, И. В. Таврель. Науч. ред. Т. И. Шамова. – М.: 5 за знания, 2007. – 160 с.
  28. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 с.
  29. Островский, С.Л.; Усенков, Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку? – М., 2012.
  30. Подвицкий, Т.А. Опыты по биологии для школьников [Текст]. / Т.А. Подвицкий. – М.: Эксмо, 2015. – 128 с.
  31. Правила написания научной статьи [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http: www.journals.kantiana.ru
  32. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. [Текст]. – М.:  Владос, 1995.
  33. Райков, Б.Е., Римский-Корсаков, М.Н. Зоологические экскурсии. [Текст]. – М.: Топикал, 1994. - 640 с.
  34. Савченко М. Ю. Профоринтация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам 9-11 классы. Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. [Текст]. – М.: Вако, 2006. - 240 с.
  35. Скворцов, В.Э. Иллюстрированное руководство для ботанических практик и экскурсий в Средней России. [Текст]. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2004. - 506 с.
  36. Скалон, Н.В. Экология сибирского города. Программа и практикум для учащихся старших классов. [Текст]. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.
  37. Скалон, Н.В. Практикум по изучению экологии городов Кузбасса: Учебно- методическое пособие [Текст] / Скалон Н.В., Горшкова Л.А., Демиденко Н.В., Аверина Е.П. – Кемерово:       КРЭОО «Ирбис», 2006.- 128 с.
  38. Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие [Текст] / Л.И. Соловьев. – Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»; ООО «Скиф», 2006. – 384 с.
  39. Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. [Текст]. - Ростов н/Д: Феникс, 2000 – 576 с.
  40. Универсальная школьная энциклопедия. Т.1. А-Л / Глав. Ред. Е. Хлебалина, вед. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта +, 2003. – 528 с.: ил.
  41. Универсальная школьная энциклопедия. Т.2. М-Я / Глав. Ред. Е. Хлебалина, вед. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта +, 2003. – 592 с.: ил.
  42. Федорова, Е.Г. Изменение фауны и населения птиц в процессе урбанизации. // Биология в школе. – 2008. - №4. – с.13.
  43. Философский энциклопедический словарь. [Текст]. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 576 с.
  44. Шалаева, Г.П. Новейший справочник школьника. [Текст]. / Г.П. Шалаева, И.Г. Терентьева, Н.В. Курбатова. – М.: Эксмо, 2007. – 768 с.
  45. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие [Текст] / Под ред. Т.Я. Ашихминой.  – М.: Агар, 2000. – 390 с.
  46. Экология 6-11 классы. Исследовательская деятельность обучающихся, кружковая работа. ФГОС. [Текст] / Глав. Ред. Гринин Л.Е., Перепелкина А.В. – М.: Учитель, 2015. – 132 с.
  47. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология  [Текст] / Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта плюс, 1996. – 704 с.: ил.
  48. Энциклопедия для детей: Т.4. Геология. [Текст] / Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта плюс, 1995. – 624 с.: ил.
  49. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия [Текст] / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2000. – 640 с.: ил.
  50. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым [Текст] / Глав. Ред. В. А . Володин. – М.: Аванта плюс, 2001. – 464 с.: ил.
  51. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология [Текст] / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2001. – 448 с.: ил.
  52. Энциклопедия для детей. Том 24. Домашние питомцы [Текст] / Глав. Ред. Е. Ананьева; вед. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта плюс, 2004.- 448 с.: ил.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Акимушкин, И. Занимательная биология / Игорь Акимушкин [Текст]. – СПб.: Амфора, 2015. – 319 с.
  2. Баландин, Б.Б. 3000 каверзных вопросов и ответов для вундеркиндов и их родителей [Текст]. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 576 с.
  3. Биологический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. М.С. Гиляров.- М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 864с.
  4. Болушевский, С.В. 100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче [Текст] / Сергей Болушевский, Мария Яковлева. – Москва: Эксмо, 2015. – 240 с.
  5. Великие россияне [Текст] / Биографическая библиотека Ф. Павленкова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 639 с.: ил.
  6. Величайшие тайны мира. Энциклопедический справочник [Текст] / Автор – сост. Н.Н. Непомнящий. – М.: Вече, 2007. – 480 с.
  7. Волцит, П. Нескучная биология с задачами и решениями. [Текст] – М.: Печатная свобода, 2015. – 320 с.: ил.
  8. Комарова, И.И., Бородычева, Е.С. Большая книга вопросов и ответов: 100 000 фактов для умных и любознательных. [Текст]. – М.: РИПОЛ классик, 2006.– 736 с.
  9. Крысин, Л.П. Современный словарь иностранных слов [Текст]. / Глав. ред. Деревянко Т.– М.: АСТ-Пресс, 2016. – 416 с.
  10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М., 2006. – 944 с.
  11. Подвицкий, Т.А. Опыты по биологии для школьников [Текст]. / Т.А. Подвицкий. – М.: Эксмо, 2015. – 128 с.
  12. Присталова, С. И. Как развить суперпамять, интеллект и внимание [Текст]. – Харьков, 2013. – 320 с.
  13. Райков, Б.Е., Римский-Корсаков, М.Н. Зоологические экскурсии. [Текст]. – М.: Топикал, 1994. - 640 с.
  14. Скворцов, В.Э. Иллюстрированное руководство для ботанических практик и экскурсий в Средней России. [Текст]. - Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2004. - 506 с.
  15. Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие [Текст] / Л.И. Соловьев. – Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»; ООО «Скиф», 2006. – 384 с.
  16. Трибис, Е. Законы живой природы. [Текст]. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 384 с.
  17. Универсальная школьная энциклопедия. Т.1. А-Л / Глав. Ред. Е. Хлебалина, вед. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта +, 2003. – 528 с.: ил.
  18. Универсальная школьная энциклопедия. Т.2. М-Я / Глав. Ред. Е. Хлебалина, вед. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта +, 2003. – 592 с.: ил.
  19. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие [Текст] / Под ред. Т.Я. Ашихминой.  – М.: Агар, 2000. – 390 с.
  20. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология  [Текст] / Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта плюс, 1996. – 704 с.: ил.
  21. Энциклопедия для детей: Т.4. Геология. [Текст] / Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта плюс, 1995. – 624 с.: ил.
  22. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия [Текст] / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2000. – 640 с.: ил.
  23. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым [Текст] / Глав. Ред. В. А . Володин. – М.: Аванта плюс, 2001. – 464 с.: ил.
  24. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология [Текст] / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2001. – 448 с.: ил.
  25. Энциклопедия для детей. Том 24. Домашние питомцы [Текст] / Глав. Ред. Е. Ананьева; вед. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта плюс, 2004.- 448 с.: ил.

Приложение 1

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Входной контроль

Раздел 1. История развития естественнонаучного мировоззрения

Викторина «История современной науки»

Задание учащимся: разбейтесь, пожалуйста, на две-три группы. Задания выполняется группой. Время на выполнение каждого задания – 1 минута. Выигрывает та команда, которая дала максимально правильный ответ. Каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Наука – это...

А) область человеческой деятельности, целью которой является улучшение качества жизни отдельного человека и человечества в целом;

Б) область человеческой деятельности, целью которой является познание окружающей действительности;

В) область человеческой деятельности, направленная на воспитание высоких нравственных качеств людей.

2. Назовите ученого эпохи Возрождения, который первым сказал, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг собственной оси:

А) Рене Декарт;

Б) Исаак Ньютон;  

В) Николай Коперник.

  1. Назовите ученого эпохи Возрождения, который утверждал, что Вселенная бесконечна:

А) Джордано Бруно;  

Б) Френсис Бекон;    

В) Мишень Монтень.

  1. Американский континент был открыт в:

А) в 14 веке;                                Б)  в 15 веке;                                       В) в 16 веке.

  1. Христофор Колумб плавал под флагом:

А) Португалии;                           Б) Испании;                                        В) Италии.

  1. Новый материк был назван «Америка» в честь известного мореплавателя:

А) Веспуччи;                              Б) Магеллана;                                     В) Нельсона.

  1. Первое кругосветное путешествие совершил:

А) Васко Нуньес Бальбоа (Испания);

Б) Джон Кабот (Великобритания);

В) Фернан Магеллан (Испания).

  1. Первый микроскоп был изобретен в 1600 году:

А) нидерландским ученым-натуралистом Антонии ван Левенгуком;

Б) итальянским биологом Марчелло Мальпига;

В) французким натуралистом Жаном Батистом Ламарком.

9. Первый телескоп был изобретен:

А) Николаем Коперником;

Б) Рене Декартом;

В) Галилео Галилеем.

10. Английский ученый Исаак Ньютон изучал:

А) законы оптических явлений;

Б) законы электродинамики;

В) химические реакции между веществами.

11. Документ – это ...

А) информационная справка;       Б) письменное доказательство;      В) конспект занятия.

12. Метод – это ...

А) способ проведения исследования;

Б) анализ информации;

В) наблюдение за природными явлениями.

13. Гипотеза – это...

А) научное предположение;              Б) научное умозаключение;     В) научная теория.

14. Анализ как метод научного познания мира основывается:

А) на разложении предмета (объекта исследования) на составные части;

Б) на обобщении полученных экспериментальных данных;

В) на предположении о дальнейшем развитии процесса, явления.

15. Эксперимент – это...

А) сбор информации об исследуемом явлении;

Б) наблюдение за природным объектом в естественных условиях;

В) научно поставленный опыт в точно учитываемых условиях.

16. Аналогия – это...

А) различия явлений, понятий;

Б) сходство, подобие предметов, понятий;

В) обобщение научных данных.

17. Метод дедукции – это путь ...

А) от общего к частному;

Б) от частного к общему;

С) статистической обработки данных.

18. Метод индукции впервые разработал и применил:

А) Мишень Монтень;            Б) Исаак Ньютон;                              В) Френсис Бекон.

19. Исследовательская работа должна включать:

А) описание актуальности изучаемой проблемы, цели и задачи исследования, обзор информации по данной проблематике, описание методики исследования, описание полученных данных исследования, анализ полученных данных, выводы из проведенного исследования, список литературных и информационных источников, приложения;

Б) цели исследования, обзор информации по данной проблематике, описание методики исследования, анализ полученных данных, список литературных и информационных источников, приложения;

В) описание актуальности изучаемой проблемы, цели и задачи исследования, описание методики исследования, анализ полученных данных, выводы из проведенного исследования, список литературных и информационных источников.

20. Парадокс – это...

А) обычное явление природы, социальной жизни;

Б) неожиданное явление природы, не соответствующее обычным представлениям;

В) умозаключение, вывод.

Правильные ответы: 

1б, 2в, 3а, 4б, 5б, 6а, 7в, 8а, 9в, 10а, 11б, 12а, 13а, 14а, 15в, 16б, 17а, 18в, 19а, 20б.

Текущий контроль

Раздел 2. Правила проведения экологических исследований в природной и городской среде

Олимпиада «Я будущий ученый»

1. Экология как наука изучает …

А) улучшение качества жизни отдельного человека и человечества в целом;

Б) воздействие солнца на химический состав атмосферы;

В) взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой.

2. Метод – это ...

А) способ проведения исследования;

Б) анализ информации;

В) наблюдение за природными явлениями.

3. Парадокс – это...

А) обычное явление природы, социальной жизни;

Б) неожиданное явление природы, не соответствующее обычным представлениям;

В) умозаключение, вывод.

4. Анализ как метод научного познания мира основывается:

А) на разложении предмета (объекта исследования) на составные части;

Б) на обобщении полученных экспериментальных данных;

В) на предположении о дальнейшем развитии процесса, явления.

5. Назовите ученого эпохи Возрождения, который утверждал, что Вселенная бесконечна:

А) Джордано Бруно;  

Б) Френсис Бекон;    

В) Мишень Монтень.

6. Метод экологического мониторинга - это:

А) моделирование будущих событий;

Б) наблюдение и описание природного процесса в динамике;

В) анализ информационного материала.

7. Эксперимент – это...

А) сбор информации об исследуемом явлении;

Б) наблюдение за природным объектом в естественных условиях;

В) научно поставленный опыт в точно учитываемых условиях.

8. Исследовательская работа должна включать:

А) описание актуальности изучаемой проблемы, цели и задачи исследования, обзор информации по данной проблематике, описание методики исследования, описание полученных данных исследования, анализ полученных данных, выводы из проведенного исследования, список литературных и информационных источников, приложения;

Б) цели исследования, обзор информации по данной проблематике, описание методики исследования, анализ полученных данных, список литературных и информационных источников, приложения;

В) описание актуальности изучаемой проблемы, цели и задачи исследования, описание методики исследования, анализ полученных данных, выводы из проведенного исследования, список литературных и информационных источников.

9. Гипотеза – это...

А) научное умозаключение;      Б) научное предположение;                   В) научная теория.

10. Аналогия – это...

А) различия явлений, понятий;

Б) сходство, подобие предметов, понятий;

В) обобщение научных данных.

11. Синантропные виды животных  - это...

А) животные, предпочитающие жить вблизи от человека;

Б) обитатели тайги;

В) обитатели зоопарков.

12. Правильно оформленный гербарий включает:

А) правильно засушенное растение с цветками, листьями, стеблем и корнем, этикетку с описанием систематического положения данного экземпляра;

Б) правильно засушенное растение с цветками, листьями, стеблем, этикетку с описанием систематического положения данного экземпляра;

В) засушенные листья и цветки редких растений с этикеткой, на которой указано место сбора гербарного материала.

13. Прогнозирование  в науке - это:

А) научно обоснованное предположение о дальнейшем пути развития процесса, явления;

Б)  научное обоснование актуальности проблемы;

В) метод научного исследования.

14. Метод дедукции в своей работе применял известный литературный герой:

А) Эркюль Пуаро;            Б) Шерлок Холмс;                               В) комиссар Мигрэ.

15. Лонгитюдные исследования – это....

А) долговременные исследования;

Б) кратковременные исследования;

С) исследования в области медицины.

16. Временный микропрепарат - это:

А) зафиксированный для длительного хранения срез ткани растения или животного;      

Б) срез ткани растения или животного с краткосрочной фиксацией;    

В) капля воды на предметном стекле.

17. Документ – это ...

А) информационная справка;  Б) письменное доказательство;       В) конспект занятия.

18. Тезисы научной работы:

А) текст научной работы;

Б) основные требования к научной работе;

В) краткое изложение научной работы.

19. Оппонент – это ...

А) человек, который в дискуссии имеет отличную от докладчика точку зрения;

Б) товарищ, соратник, друг;

С) научный руководитель работы.

20. Установите соответствие между автором и его суждением.

      В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.

Имя ученого

Высказывание

1.

Френсис Бекон

А. «Земля шарообразна, потому что со всех сторон тяготеет к своему центру»

2.

Рене Декарт

Б. «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт»

3.

Исаак Ньютон

В. «Я мыслю – следовательно, существую».

4.

Джордано Бруно

Г. «Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна».

1

2

3

4

Правильные ответы:

1б, 2а, 3б, 4а, 5а, 6а, 7в, 8а, 9б, 10б, 11в, 12б, 13а, 14б, 15а, 16в, 17б, 18в, 19а.

вопрос №20

1

2

3

4

Б

В

А

Г

Раздел 3. Правила организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в области экологии. 

Текущий контроль проводится в форме ролевой игры «Научный симпозиум ученых-экологов».

Итоговый контроль

Раздел 4. Практические пути решения экологических проблем современного города.

Форма итогового контроля - конкурс эссе «Развитие человечества в гармонии с природой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».

В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...

дополнительная образовательная программа "Друзья природы"

Данная программа экологического кружка составлена  на основе  опыта внеклассной работы  по экологии и имеет эколого-биологическую направленность....

Дополнительная образовательная программа "Город мастеров"

Дополнительная образовательная программа "Город мастеров" рекомендована педагогам художественно-эстетической направленности. Автор программы Козловская Маргарита Санасаровна. Программа утверждена на м...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Войди в природу другом»

Миссией образовательного учреждения является созда­ние социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и пове­дения, воспитание гуманной личности...

Организация и проведение исследований рынка дополнительных образовательных услуг

Организация и проведение исследований рынка дополнительных образовательных услуг...

Дополнительная программа Изучаем природу в городе 10 класс

Направленность программы – социально-педагогическая.Актуальность программы – в том, что в современной школе  и на последующих ступенях обучения все больше возрастает роль самостоятель...