Дополнительная образовательная программа "Экологические исследования в природе и городе"
рабочая программа (8, 9, 10 класс)
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Экологические исследования в природе и городе" разработана для детей 13-18 лет, увлеченных экологией как наукой. Ребята в ходе обучения по программе научатся проводить самостоятельные исследования, проводить наблюдения в природе, планировать и реализовывать разноуровневые проектные работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2020._ek._issl._v_prirode_i_gorode_lapina.doc | 293 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных натуралистов»
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МБУ ДО СЮН протокол № ____________ «____» _____________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО СЮН ______________Ерохина Н.П. Приказ №_______ «____» _____________ 20__ г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИРОДЕ И ГОРОДЕ»
Срок реализации: один год
Возраст учащихся: 12 – 18 лет
Автор-составитель:
Лапина Татьяна Петровна,
педагог
дополнительного образования
Новокузнецк, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Экологические исследования в природе и городе» входит в систему непрерывного эколого-биологического образования МБУ ДО «Станция юных натуралистов» и включает в себя дополнительное экологическое образование учащихся 12-18 лет, 5-11 классов общеобразовательных учреждений г. Новокузнецка.
Программа «Экологические исследования в природе и городе» относится к программам естественнонаучной направленности, базовый уровень.
Актуальность программы дополнительного образования состоит в ее ориентации на овладении учащимися основными научными приемами, методиками работы и навыками интеллектуальной деятельности, необходимыми для проведения экологического исследования. Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования - научить детей мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Отличительными особенностями программы «Экологические исследования в природе и городе» является актуализация методов научного познания мира на основе изучения истории развития науки и развитие навыков самостоятельного проведения научных экспериментов, наблюдений и опытов в области естествознания, биологии и экологии. Большой интерес детей к проведению исследований отражает современную тенденцию развития общества, направленность человечества на прогресс и внедрение инноваций.
Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования детей «Экологические исследования в природе и городе» исходит из того факта, что при выполнении экологических исследований и проектов формируется исследовательская компетентность и культура исследовательской деятельности. Выполнение экологических исследований позволяет ребятам раскрыть свой творческий потенциал, и применять полученные знания на занятиях в объединении, в неформальном общении со сверстниками и взрослыми.
Выполнение программы: один учебный год.
Адресат программы: учащиеся общеобразовательных учреждений города.
Возраст учащихся: 12-18 лет.
Количество учащихся в группе: 10 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 3 академических часа.
Срок освоения программы: 1 год обучения.
Объем программы: 34 занятия, 102 часа в год.
Уровень освоения программы: базовый.
Форма обучения: очная.
Методы обучения. При реализации дополнительной программы могут использоваться различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод в форме эвристических бесед, дискуссий, демонстрации электронных презентаций. Репродуктивный метод реализуется через воспроизведение знаний при решении задач, воспроизведении опытов. Частично-поисковый метод реализуется при выполнении практических работ, проблемный метод обучения в форме проблемного изложения учебного материала с использованием проблемных вопросов и решением проблемных задач, проектный метод, исследовательский метод.
Цель программы: развитие исследовательских навыков учащихся на основе естественнонаучной картины мира.
Задачи:
- Развивать у детей естественнонаучное мышление, умения анализировать теоретическую и практическую информацию, навыки сравнительного анализа, умения отстаивать свое мнение в прениях и дискуссиях.
- Формировать исследовательскую культуру учащихся через выполнение проектных работ и проведение самостоятельных исследований в области экологии.
- Воспитывать активную гражданскую позицию в вопросах организации экологически сбалансированного взаимодействия общества и природной среды.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
История развития естественнонаучного мировоззрения. | 3 | 3 | 6 | |
Правила проведения экологических исследований в природной и городской среде. | 19 | 26 | 45 | |
Правила организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в области экологии. | 12 | 12 | 24 | |
Практические пути решения экологических проблем современного города. | 9 | 18 | 27 | |
Всего | 43 | 59 | 102 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего часов | |||
I. | История развития естественнонаучного мировоззрения | 3 | 3 | 6 | |
1. | Вводное занятие. Наука и научное мировоззрение. | 1 | 2 | 3 | |
2. | История развития естествознания. | 2 | 1 | 3 | |
II. | Правила проведения экологических исследований в природной и городской среде | 19 | 26 | 45 | |
3. | Методы проведения экологических исследований: наблюдение, описание, измерение. | 1 | 2 | 3 | |
4. | Методы проведения экологических исследований: эксперимент, анализ, обобщение. | 1 | 2 | 3 | |
5. | Городские экосистемы: учимся проводить экологический мониторинг. | 1 | 2 | 3 | |
6. | Трансформация экологических факторов в городской среде. | 2 | 1 | 3 | |
7. | Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости биоценозов. | 2 | 1 | 3 | |
8. | Естественные и искусственные экосистемы в городской среде. | 2 | 1 | 3 | |
9. | Микроскоп и лупа – главные помощники ученого-эколога. | 1 | 2 | 3 | |
10. | Гербарные образцы в экологических исследованиях. | 1 | 2 | 3 | |
11. | Влияние антропогенных факторов современного города на функциональное состояние флоры. | 2 | 1 | 3 | |
12. | Растения – индикаторы загрязнений окружающей среды. | 1 | 2 | 3 | |
13. | Изучение некрозов голосеменных у покрытосеменных растений в городской среде. | 1 | 2 | 3 | |
14. | Видовое разнообразие животных в городской среде. | 1 | 2 | 3 | |
15. | Фенологические наблюдения за синантропными видами животных. | 1 | 2 | 3 | |
16. | Домашние животные в современном городе. | 1 | 2 | 3 | |
17. | Орнитологические наблюдения в городских экосистемах. | 1 | 2 | 3 | |
III. | Правила организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в области экологии | 12 | 12 | 24 | |
18. | Как правильно выбрать и сформулировать тему экологического исследования? | 2 | 1 | 3 | |
19. | Как правильно описать актуальность экологического исследования? | 2 | 1 | 3 | |
20. | Учимся определять цели, задачи, предмет и объект исследования, формулировать гипотезу. | 2 | 1 | 3 | |
21. | Правила написания и оформления обзора информационных источников. | 2 | 1 | 3 | |
22. | Правила проведения и фиксации наблюдений, опытов, экспериментов. | 1 | 2 | 3 | |
23. | Учимся составлять таблицы, диаграммы, графики. | 1 | 2 | 3 | |
24. | Правила составления и представления доклада. | 1 | 2 | 3 | |
25. | Ролевая игра «Научный симпозиум ученых-экологов». | 1 | 2 | 3 | |
IV. | Практические пути решения экологических проблем современного города | 9 | 18 | 27 | |
26. | Профессия «эколог». | 1 | 2 | 3 | |
27. | Правила работы с биологическими коллекциями, определителями и справочниками. | 1 | 2 | 3 | |
28. | Правила заготовки и оформления гербария. | 1 | 2 | 3 | |
29. | Флористика и ландшафтный дизайн. | 1 | 2 | 3 | |
30. | Разработка экологического проекта «Флорариум своими руками». | 1 | 2 | 3 | |
31. | Экологический проект «Флорариум своими руками»: правила ухода за комнатными растениями. | 1 | 2 | 3 | |
32. | Экологический проект «Флорариум своими руками»: правила ухода за растениями в открытом грунте. | 1 | 2 | 3 | |
33. | Практические пути решения локальных и глобальных экологических проблем. | 1 | 2 | 3 | |
34. | Развитие человечества в единстве с природой. Итоговое занятие. | 1 | 2 | 3 | |
Всего часов: | 43 | 59 | 102 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. История развития естественнонаучного мировоззрения
Занятие №1. Вводное занятие. Наука и научное мировоззрение.
Теоретическая часть занятия. Понятие «наука», «научное мировоззрение». Научные методы изучения природы.
Практическая часть занятия: выполнение заданий входного контроля.
Занятие №2. История развития естествознания.
Теоретическая часть занятия. Эпоха возрождения. Великие ученые: Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, их вклад в развитие науки. Развитие атомной физики, кибернетики, генетики и экологии в XX веке. Научные методы изучения природы.
Практическая часть занятия: самостоятельная работа с литературой.
II. Правила проведения экологических исследований в природной и городской среде
Занятие №3. Методы проведения экологических исследований: наблюдение, описание, измерение.
Теоретическая часть занятия. Понятие «метод». Научные методы: наблюдение, описание, измерение; фиксация научных наблюдений.
Практическая часть занятия: описание природного явления (летняя гроза, радуга, восход, заход солнца), измерение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания.
Занятие №4. Методы проведения экологических исследований: эксперимент, анализ, обобщение.
Теоретическая часть занятия. Научные методы: эксперимент, анализ, синтез, обобщение.
Практическая часть занятия: проведение эксперимента. Измерение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания до физической нагрузки и после физической нагрузки. Анализ полученных экспериментальных данных. Понятия «синтез», «обобщение».
Занятие №5. Городские экосистемы: учимся проводить экологический мониторинг.
Теоретическая часть занятия. Экологической мониторинг: фиксация наблюдений и измерений, анализ данных.
Практическая часть занятия. Выполнение творческих заданий по описанию экологических факторов в экосистеме своего двора: абиотические, биотические, антропогенные факторы конкретной экосистемы.
Занятие №6. Трансформация экологических факторов в городской среде.
Теоретическая часть занятия. Антропогенный фактор как главный фактор деформации естественных и искусственных экосистем.
Практическая часть занятия. Практическая работа «Оценка антропогенного фактора в экосистеме моего двора».
Занятие №7. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости биоценозов.
Теоретическая часть занятия. Цепи и сети питания. Понятие «экологическая ниша». Правило обязательного заполнения экологических ниш. Факторы стабильного развития биоценоза.
Практическая часть занятия: решение экологических задач.
Занятие №8. Естественные и искусственные экосистемы в городской среде.
Теоретическая часть занятия. Цепи питания в естественных и искусственных экосистемах. Правило обязательного заполнения экологических ниш.
Практическая часть занятия: экскурсия.
Занятие №9. Микроскоп и лупа – главные помощники ученого-эколога.
Теоретическая часть занятия. Правила работы с лупой и микроскопом. Правила работы с живыми объектами и готовыми и временными микропрепаратами.
Практическая часть занятия. Практическая работа «Учимся работать с увеличительными приборами».
Занятие №10. Гербарные образцы в экологических исследованиях.
Теоретическая часть занятия. Правила работы с гербарием.
Практическая часть занятия. Практическая работа «Учимся работать с гербарием».
Занятие №11. Влияние антропогенных факторов современного города на функциональное состояние флоры.
Теоретическая часть занятия. Антропогенные факторы промышленно развитого города. Загрязнение воздушной. Почвенной и водной сред жизни в городской среде. Функциональное состояние растений как индикатор качества среды.
Практическая часть занятия: работа с литературными и информационными источниками.
Занятие №12. Растения - индикаторы загрязнений окружающей среды.
Теоретическая часть занятия. Биоиндикация как метод экологического мониторинга качества окружающей среды. Растения как индикаторы качества среды.
Практическая часть занятия: просмотр электронных презентаций.
Занятие №13. Изучение некрозов голосеменных и покрытосеменных растений в городской среде.
Теоретическая часть занятия. Некроз. Некрозы покрытосеменных и голосеменных растений. Некроз как индикатор качества окружающей среды.
Практическая часть занятия: экскурсия.
Занятие №14. Видовое разнообразие животных в городской среде.
Теоретическая часть занятия. Виды беспозвоночных животных городских экосистем. Виды позвоночных животных городских экосистем.
Практическая часть занятия. Просмотр электронных презентаций.
Занятие №15. Фенологические наблюдения за синантропными видами животных.
Теоретическая часть занятия. Сезонные явления в жизни животных и растений. Дневник юного натуралиста. Фиксация наблюдений. Понятие достоверности научных данных.
Практическая часть занятия. Экскурсия.
Занятие №16. Домашние животные в современном городе.
Теоретическая часть занятия. Синантропные виды животных. Проблема бездомных животных. Правила взаимодействия человека и животных в городской среде. Домашние животные как носители вирусных, бактериальных заболеваний, глистных инвазий.
Практическая часть занятия. Выполнение творческих заданий.
Занятие №17. Орнитологические наблюдения в городских экосистемах.
Теоретическая часть занятия. Орнитология как наука. Виды зимующих птиц Кузбасса, виды оседлых птиц городских экосистем. Наблюдение и описание как основные методы орнитологии.
Практическая часть занятия. Экскурсия.
III. Правила организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в области экологии
Занятие №18. Как правильно выбрать и сформулировать тему экологического исследования?
Теоретическая часть занятия. Основные правила формулирования темы исследования.
Практическая часть занятия. Самостоятельная работа с литературой.
Занятие №19. Как правильно описать актуальность экологического исследования?
Теоретическая часть занятия. Правила написания вводной части исследования, определения актуальности.
Практическая часть занятия. Выполнение творческих заданий.
Занятие №20. Учимся определять цели, задачи, предмет и объект исследования, формулировать гипотезу.
Теоретическая часть занятия. Понятия «цель исследования», «задачи исследования», «гипотеза», «объект исследования», «предмет исследования».
Практическая часть занятия. Выполнение творческих заданий.
Занятие №21. Правила написания и оформления обзора информационных источников.
Теоретическая часть занятия. Цитата, ссылки и их оформление. Анализ, синтез и обобщение информации. Значение литературного обзора.
Практическая часть занятия. Самостоятельная работа с литературой.
Занятие №22. Правила проведения и фиксации наблюдений, опытов, экспериментов.
Теоретическая часть занятия. Правила планирования и проведения эксперимента, наблюдений, опытов. Фиксация результатов.
Практическая часть занятия. Самостоятельная работа с литературой.
Занятие №23. Учимся составлять таблицы, диаграммы, графики.
Теоретическая часть занятия. Таблицы, диаграммы, графики в экологии.
Практическая часть занятия. Выполнение творческих заданий.
Занятие №24. Правила составления и представления доклада.
Теоретическая часть занятия. Типовые требования к докладу, электронной презентации к докладу, к докладчику. Правила составления и представления доклада. Правила создания электронной презентации к докладу.
Практическая часть занятия. Самостоятельная работа с литературой.
Занятие №25. Ролевая игра «Научный симпозиум ученых-экологов».
Теоретическая часть занятия. Ролевые игры в современной педагогике.
Практическая часть занятия. Ролевая игра «Симпозиум ученых-экологов» по теме «Экологические исследования в природной и городской среде»
IV. Практические пути решения экологических проблем современного города
Занятие №26. Профессия «эколог».
Теоретическая часть занятия. Профессиональные качества эколога. Пути получения профессии.
Практическая часть занятия. Виртуальная экскурсия.
Занятие №27. Правила работы с биологическими коллекциями, определителями и справочниками.
Теоретическая часть занятия. Биологическая коллекция. Правила сбора коллекционных материалов, оформления, хранения, работы с коллекциями. Правила работы с определителями, справочниками.
Практическая часть занятия. Выполнение творческих заданий.
Занятие №28. Правила заготовки и оформления гербария.
Теоретическая часть занятия. Гербарий. Правила сбора растений для гербария, правила оформления гербария.
Практическая часть занятия. Работа с гербарными образцами, определителями растений.
Занятие №29. Флористика и ландшафтный дизайн.
Теоретическая часть занятия. Флористика, ландшафтный дизайн. Профессии флориста, ландшафтного дизайнера.
Практическая часть занятия. Просмотр электронных презентаций, фотоматериалов, справочников
Занятие №30. Разработка экологического проекта «Флорариум своими руками».
Теоретическая часть занятия. Экологический проект. Правила составления проекта. Этапы работы над проектом. Подбор видов декоративных и цветковых растений для проекта.
Практическая часть занятия. Работа в группах.
Занятие №31. Экологический проект «Флорариум своими руками»: правила ухода за комнатными растениями.
Теоретическая часть занятия. Правила ухода за комнатными растениями.
Практическая часть занятия. Практическая работа.
Занятие №32. Экологический проект «Флорариум своими руками»: правила ухода за растениями в открытом грунте.
Теоретическая часть занятия. Правила ухода за декоративными и цветковыми растениями в открытом грунте: рыхление почвы, борьба с сорняками, болезнями растений.
Практическая часть занятия. Работа в группах.
Занятие №33. Практические пути решения локальных и глобальных экологических проблем.
Теоретическая часть занятия. Локальные экологические проблемы района, города, региона. Глобальные экологические проблемы. Основные пути решения экологических проблем. Борьба с «обществом потребления», формирование общественного мнения, экологической культуры.
Практическая часть занятия. Работа с информационными источниками.
Занятие №34. Развитие человечества в единстве с природой. Итоговое занятие.
Теоретическая часть занятия. Экологическая грамотность, экологическая культура, экологическая безопасность.
Практическая часть занятия. Выполнение заданий итогового контроля.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся в конце учебного года должны знать:
- правила формулирования темы экологического исследования;
- правила постановки цели и задач экологического исследования;
- правила выбора методов исследования;
- правила оформления результатов исследования: таблиц, диаграмм и графиков;
- правила формулирования выводов по проведенному исследованию;
- правила создания презентации доклада;
- правила выступления с докладом;
- правила выступления в прениях и дискуссиях;
- правила ведения наблюдений в природе;
- основные синантропные виды животных;
- правила ухода за домашними животными;
- правила ухода за комнатными растениями;
- правила разработки экологического проекта;
- правила работы с микроскопом и лупой;
- правила работы с гербарными образцами;
- правила работы с коллекциями беспозвоночных животных.
Учащиеся должны иметь следующие навыки:
- выбирать тему экологического проекта или исследования;
- формулировать цели и задачи экологического проекта или исследования;
- формулировать актуальность экологического проекта или исследования;
- самостоятельно выдвигать гипотезу экологического проекта или исследования;
- проводить обзор литературы по заданной теме;
- определять возможные методы;
- провести самостоятельный сбор материала для проекта или исследования;
- сформулировать выводы;
- составить электронную презентацию к докладу;
- свободно владеть терминами курса, грамотно отстаивать свою точку зрения;
- самостоятельно работать с лупой и микроскопом;
- самостоятельно приготовить временный микропрепарат;
- уметь пользоваться определителями растений и животных;
- приготовить гербарный образец;
- биологически грамотно ухаживать за комнатными и декоративными растениями;
- биологически грамотно ухаживать за одомашненными видами животных;
- представить доклад, сообщение, участвовать в дискуссии;
- предлагать свои решения экологических проблем разных уровней.
Личностные результаты обучения:
- отзывчивость и доброжелательность;
- ответственность, наличие мотивации к труду;
- вежливое отношение к товарищам и взрослым людям;
- стремление к познанию окружающей действительности;
- уважение самого себя как личности.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
№ | Год обучения | Объем учебных часов | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Режим работы |
1 | 1 | 102 | 34 | 34 | Один раз в неделю |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы.
Для реализации Программы необходим отдельный учебный кабинет, оснащенный мебелью и специальным оборудованием.
№ | Наименование | Количество |
1 | Стол учительский | 1 |
2 | Столы ученические | 9 |
3 | Стулья ученические | 18 |
4 | Стул учительский | 1 |
5 | Доска учебная | 1 |
6 | Телевизор | 1 |
7 | Ноутбук | 1 |
8 | Микроскоп цифровой Levenhuk D320L BASE, 3 Мпикс, монокулярный | 1 |
9 | Микроскоп БИОМЕД - 2 | 3 |
10 | Микроскоп стереоскопический МСП-1 вар 2 | 1 |
11 | РН-метр «ИВА-Тест» с автоматической калибровкой второго поколения | 2 |
12 | Эковизор F4 СОЭКС | 2 |
13 | Весы лабораторные ВК-600 | 2 |
14 | Мини-экспресс-лаборатория «Пчелка-У/био» | 1 |
15 | Мини-экспресс-лаборатория «Пчелка-У/почва» | 1 |
16 | Мини-экспресс-лаборатория «Пчелка-У/хим» | 1 |
17 | Весы технические с разновесами | 1 |
Информационное обеспечение программы
Для проведения занятий необходимы: компьютер с выходом в интернет, электронные образовательные ресурсы (мультимедиа презентации, интерактивные игры, видео).
Основные электронные ресурсы сети Интернет:
- Официальный сайт МБУ ДО «Станция юных натуралистов» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nvkzgs.ucoz.ru
- Официальный сайт Министерства просвещения РФ. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// ed.gov.ru
- Биологический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bioword.narod.ru/
- Естественно-научный образовательный портал [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// en.edu.ru/db/sect/1798/
- Определители животных [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.zoometod.narod.ru/
- Сайт ботанического подразделения МГУ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.herba.msu.ru/russian/index.html
- Сайт о комнатных растениях [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.florus.com/komn/index.html
- Сайт комнатных растений [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.roomplants.virtualave.net/
- Сайт растений дождевого леса [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rain-tree.com/plats.htm
- Сайт суккулентных растений [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lithops.net
- Сайт о царстве Простейшие [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.zin.ru/Animalia/Protista/index.html
- Сайт о паукообразных [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.spiders.nnov.ru/
- Сайт о насекомых [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.entomology.ru/
- Сайт о муравьях [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.myrmecology.narod.ru/
- Сайт о млекопитающих и птицах [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www..ru/
- Сайт редких и исчезающих животных [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nature.ok.ru/
- Сайт теории эволюции [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.evolution.powernet.ru/
- Экологическое информационное агентство [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ecoinform.ru/public/
- Электронная ботаническая энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.botany.com/index.html
- Электронная энциклопедия животных и растений [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.floranimal.ru/
- Электронная энциклопедия животных [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.animal.geoman.ru/
Кадровое обеспечение программы
Программу может реализовывать педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными компетенциями учителя биологии.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Особенности организации образовательного процесса: обучение в очной форме.
Методы обучения. При реализации дополнительной программы могут использоваться различные формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный в форме эвристических бесед, демонстрация фото и видео материалов, электронных презентаций, частично-поисковый реализуется через выполнение практических работ и творческих заданий, экскурсии, проблемный метод обучения, исследовательский метод и другие методы и формы работы
Методы воспитания. Программа реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуаций эмпатии во взаимоотношениях с другими людьми и природой родного края, ситуации прогнозирования последствий поведения человека в природе.
Алгоритм учебного занятия. Учебное занятие включает в себя две части: теоретическую и практическую. Объяснение нового материала включает в себя просмотр электронных презентаций, наглядных пособий, гербария, коллекций животных и растений, муляжей, таблиц. Практическая часть занятия может включать в себя практические работы, викторины, конкурсы, олимпиады, семинары, круглые столы, дискуссии.
Педагогические технологии: технология личностно-ориентированного обучения, коммуникативная технология, технология создания ситуации успеха и другие.
Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность учащегося и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения педагог-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Сущность коммуникативных технологий заключается в создании ситуации комфортного и безопасного личностно-значимого общения и взаимодействия, на основе которой происходят все процессы обучения. Реализация коммуникативных технологий обучения связана с рядом предпосылок и принципиальных требований к педагогу: активность и интерактивность, т.е. взаимная и совместная активность всех субъектов образовательной деятельности; отказ педагога от авторитарной позиции; адаптивность образовательной среды, педагогический оптимизм как вера в возможности и добрую волю всех учащихся; индивидуализация и дифференциация процесса обучения.
Технология создания ситуации успеха. Истоки этой технологии лежат в педагогической деятельности А.С. Макаренко, который разрабатывал идею «завтрашней радости» и В. А. Сухомлинского, который создал «Школу радости». Ситуация успеха - это субъективное психологическое состояние удовлетворения. Ситуация успеха достигается тогда, когда сам ребенок признает свой результат как успех, возникает у субъекта после преодоления своей робости, неумения, незнания, психологического поражения. Реализация технологии «создание ситуации успеха» развивает ценное человеческое качество - стойкость в борьбе с трудностями.
ТАБЛИЦА. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
№ | Название раздела, темы | Методы обучения и воспитания | Формы организации учебного занятия | Техническое и информационное обеспечение занятий | Дидактические материалы |
1 | История развития естественнонаучного мировоззрения | Словесный, наглядный, практический | Беседа, выполнение заданий входного контроля | Ноутбук, проектор, экран, электронные презентации | Материалы входного контроля |
2 | Правила проведения экологических исследований в природной и городской среде | Словесный, наглядный, практический | Лекция, беседа, выполнение практических работ, самостоятельная работа | Ноутбук, проектор, экран, электронные презентации, микроскопы, лупы, наборы готовых микропрепаратов | Определители беспозвоночных и позвоночных животных, растений Кемеровской области |
3 | Правила организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в области экологии | Словесный, наглядный, практический | Лекция, беседа, выполнение практических работ, самостоятельная работа | Ноутбук, проектор, экран, электронные презентации, гербарные образцы, коллекции животных | Определители животных, растений Кемеровской области, коллекции животных, гербарные образцы |
4 | Практические пути решения экологических проблем современного города | Словесный, наглядный, практический | Лекция, беседа, выполнение практических работ, самостоятельная работа | Ноутбук, проектор, экран, электронные презентации, инструменты для обработки почвы, семена декоративных растений | Коллекции животных, гербарные образцы, литература по флористической грамотности и дизайну |
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
№ п/п | Название раздела (темы) | Формы аттестации | Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов | Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов |
1. | История развития естественнонаучного мировоззрения. | Викторина | Аналитическая справка | Проведение мероприятия |
2. | Правила проведения экологических исследований в природной и городской среде. | Экологическая олимпиада | Аналитическая справка | Проведение мероприятия |
3. | Правила организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в области экологии | Ролевая игра «Симпозиум ученых-экологов» | Аналитическая справка | Проведение мероприятия |
4. | Практические пути решения экологических проблем современного города. | Конкурс эссе | Аналитическая справка | Проведение мероприятия |
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Входной контроль.
Раздел 1. История развития естественнонаучного мировоззрения. Викторина.
Текущий контроль.
Раздел 2. Правила проведения экологических исследований в природной и городской среде. Олимпиада.
Раздел 3. Правила организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в области экологии. Ролевая игра «Симпозиум ученых-экологов».
Итоговый контроль.
Раздел 4. Практические пути решения экологических проблем современного города.
Эссе на тему «Развитие человечества в гармонии с природой».
Пакет оценочных материалов и диагностических методик в Приложении 1.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Баландин, Б.Б. 3000 каверзных вопросов и ответов для вундеркиндов и их родителей [Текст]. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 576 с.
- Биологический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. М.С. Гиляров.- М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 864с.
- Богомолова, О.Б.; Усенков, Д.Ю. Искусство презентации: практикум. – М.: БИНОМ, 2010.
- Болушевский, С.В. 100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче [Текст] / Сергей Болушевский, Мария Яковлева. – Москва: Эксмо, 2015. – 240 с.
- Великие россияне [Текст] / Биографическая библиотека Ф. Павленкова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 639 с.: ил.
- Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы / Сост. С.М. Курганский. [Текст] – М.: ВАКО, 2017. – 288 с.
- Волцит, П. Нескучная биология с задачами и решениями. [Текст] – М.: Печатная свобода, 2015. – 320 с.: ил.
- Галева, Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. [Текст]. – М.: 5 за знания, 2006. – 144 с.
- Гуленкова, М.А. Изучать природу надо в природе // Биология в школе, 2008. - №3.
- Ермаков Д. С., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. [Текст]. - М.: Школьная Пресса, 2002.-112 с.
- Ивченко, Т.В., Авдеева, Е.В. Патриотическое воспитание школьников: назад в прошлое или шаг в будущее // Биология в школе. – 2008 - №3. – с.14.
- Как написать хорошую статью студенту. Советы преподавателей. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http:www.nauchniestati.ru
- Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. [Текст]. – М.: КНОРУС, 2010. – 744 с.
- Крысин, Л.П. Современный словарь иностранных слов [Текст]. / Глав. ред. Деревянко Т.– М.: АСТ-Пресс, 2016. – 416 с.
- Лапина, Т.П. Сценарий праздника-конкурса «Дом, в котором мы живем» // Биология в школе, №8 – 2012.
- Лапина, Т.П. Формирование исследовательской компетентности старшеклассников / [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: www.festival.1september.ru/articles/625504
- Лапина, Т.П. Методические рекомендации по обобщению педагогического опыта в научной статье. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskie-recomendacii-po-obobcheniyu-pedagogichecheskogo-opita-v-nauchnoy-state-1560365.html
- Лапина, Т.П. Организация исследовательской деятельности детей: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: http://infourok.ru/organizaciya-issledovatelskoy-deyatelnosti-detey-problemi-i-perspektivi-194349.html
- Лапина Т.П. Использование интернет-ресурсов при организации исследовательской деятельности детей: проблемы и перспективы. [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: http://infourok.ru/ispolzovanie iternetresursov pri organizacii issledovatelskoy deyatelnosti detey problemi i perspektivi 3555616.html
- Лапина Т.П. Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению качества природных вод в городе Новокузнецке [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: http://infourok.ru/predstavlenie opita raboti po organizacii issledovatelskoy deyatelnosti uchaschihsya po izucheniyu kachestva prirodnih vod v gor 3714855.html
- Лапина Т.П. Представление опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению видового разнообразия домашних животных в городе Новокузнецке Кемеровской области [Электронный ресурс] / Т.П. Лапина. – Режим доступа: http://infourok.ru/predstavlenie opita raboti po organizacii issledovatelskoy deyatelnosti uchaschihsya po izucheniyu vidovogo raznoobraziya domash 3713735.html
- Леонтович, А.В.; Савичев, А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. [Текст]. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 160 с.
- Научная статья: алгоритм написания [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http: www.studfiles.ru
- Нестандартные уроки биологии. / Сост. Л.Б. Поддубная. [Текст]. – Волгоград: Корифей. – 96 с.
- Новейший справочник школьника: 10 класс. [Текст]. – М.: Эксмо, 2008. – 880 с.
- Новейший справочник школьника: 11 класс. [Текст]. – М.: Эксмо, 2008. – 864 с.
- Новожилова М. М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию / М.М. Новожилова, С. Г. Воровщиков, И. В. Таврель. Науч. ред. Т. И. Шамова. – М.: 5 за знания, 2007. – 160 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 с.
- Островский, С.Л.; Усенков, Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку? – М., 2012.
- Подвицкий, Т.А. Опыты по биологии для школьников [Текст]. / Т.А. Подвицкий. – М.: Эксмо, 2015. – 128 с.
- Правила написания научной статьи [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http: www.journals.kantiana.ru
- Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. [Текст]. – М.: Владос, 1995.
- Райков, Б.Е., Римский-Корсаков, М.Н. Зоологические экскурсии. [Текст]. – М.: Топикал, 1994. - 640 с.
- Савченко М. Ю. Профоринтация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам 9-11 классы. Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. [Текст]. – М.: Вако, 2006. - 240 с.
- Скворцов, В.Э. Иллюстрированное руководство для ботанических практик и экскурсий в Средней России. [Текст]. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2004. - 506 с.
- Скалон, Н.В. Экология сибирского города. Программа и практикум для учащихся старших классов. [Текст]. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.
- Скалон, Н.В. Практикум по изучению экологии городов Кузбасса: Учебно- методическое пособие [Текст] / Скалон Н.В., Горшкова Л.А., Демиденко Н.В., Аверина Е.П. – Кемерово: КРЭОО «Ирбис», 2006.- 128 с.
- Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие [Текст] / Л.И. Соловьев. – Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»; ООО «Скиф», 2006. – 384 с.
- Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. [Текст]. - Ростов н/Д: Феникс, 2000 – 576 с.
- Универсальная школьная энциклопедия. Т.1. А-Л / Глав. Ред. Е. Хлебалина, вед. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта +, 2003. – 528 с.: ил.
- Универсальная школьная энциклопедия. Т.2. М-Я / Глав. Ред. Е. Хлебалина, вед. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта +, 2003. – 592 с.: ил.
- Федорова, Е.Г. Изменение фауны и населения птиц в процессе урбанизации. // Биология в школе. – 2008. - №4. – с.13.
- Философский энциклопедический словарь. [Текст]. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 576 с.
- Шалаева, Г.П. Новейший справочник школьника. [Текст]. / Г.П. Шалаева, И.Г. Терентьева, Н.В. Курбатова. – М.: Эксмо, 2007. – 768 с.
- Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие [Текст] / Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: Агар, 2000. – 390 с.
- Экология 6-11 классы. Исследовательская деятельность обучающихся, кружковая работа. ФГОС. [Текст] / Глав. Ред. Гринин Л.Е., Перепелкина А.В. – М.: Учитель, 2015. – 132 с.
- Энциклопедия для детей. Т.2. Биология [Текст] / Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта плюс, 1996. – 704 с.: ил.
- Энциклопедия для детей: Т.4. Геология. [Текст] / Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта плюс, 1995. – 624 с.: ил.
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия [Текст] / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2000. – 640 с.: ил.
- Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым [Текст] / Глав. Ред. В. А . Володин. – М.: Аванта плюс, 2001. – 464 с.: ил.
- Энциклопедия для детей. Том 19. Экология [Текст] / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2001. – 448 с.: ил.
- Энциклопедия для детей. Том 24. Домашние питомцы [Текст] / Глав. Ред. Е. Ананьева; вед. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта плюс, 2004.- 448 с.: ил.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Акимушкин, И. Занимательная биология / Игорь Акимушкин [Текст]. – СПб.: Амфора, 2015. – 319 с.
- Баландин, Б.Б. 3000 каверзных вопросов и ответов для вундеркиндов и их родителей [Текст]. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 576 с.
- Биологический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. М.С. Гиляров.- М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 864с.
- Болушевский, С.В. 100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче [Текст] / Сергей Болушевский, Мария Яковлева. – Москва: Эксмо, 2015. – 240 с.
- Великие россияне [Текст] / Биографическая библиотека Ф. Павленкова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 639 с.: ил.
- Величайшие тайны мира. Энциклопедический справочник [Текст] / Автор – сост. Н.Н. Непомнящий. – М.: Вече, 2007. – 480 с.
- Волцит, П. Нескучная биология с задачами и решениями. [Текст] – М.: Печатная свобода, 2015. – 320 с.: ил.
- Комарова, И.И., Бородычева, Е.С. Большая книга вопросов и ответов: 100 000 фактов для умных и любознательных. [Текст]. – М.: РИПОЛ классик, 2006.– 736 с.
- Крысин, Л.П. Современный словарь иностранных слов [Текст]. / Глав. ред. Деревянко Т.– М.: АСТ-Пресс, 2016. – 416 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М., 2006. – 944 с.
- Подвицкий, Т.А. Опыты по биологии для школьников [Текст]. / Т.А. Подвицкий. – М.: Эксмо, 2015. – 128 с.
- Присталова, С. И. Как развить суперпамять, интеллект и внимание [Текст]. – Харьков, 2013. – 320 с.
- Райков, Б.Е., Римский-Корсаков, М.Н. Зоологические экскурсии. [Текст]. – М.: Топикал, 1994. - 640 с.
- Скворцов, В.Э. Иллюстрированное руководство для ботанических практик и экскурсий в Средней России. [Текст]. - Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2004. - 506 с.
- Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие [Текст] / Л.И. Соловьев. – Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»; ООО «Скиф», 2006. – 384 с.
- Трибис, Е. Законы живой природы. [Текст]. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 384 с.
- Универсальная школьная энциклопедия. Т.1. А-Л / Глав. Ред. Е. Хлебалина, вед. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта +, 2003. – 528 с.: ил.
- Универсальная школьная энциклопедия. Т.2. М-Я / Глав. Ред. Е. Хлебалина, вед. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта +, 2003. – 592 с.: ил.
- Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие [Текст] / Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: Агар, 2000. – 390 с.
- Энциклопедия для детей. Т.2. Биология [Текст] / Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта плюс, 1996. – 704 с.: ил.
- Энциклопедия для детей: Т.4. Геология. [Текст] / Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта плюс, 1995. – 624 с.: ил.
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия [Текст] / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2000. – 640 с.: ил.
- Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым [Текст] / Глав. Ред. В. А . Володин. – М.: Аванта плюс, 2001. – 464 с.: ил.
- Энциклопедия для детей. Том 19. Экология [Текст] / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2001. – 448 с.: ил.
- Энциклопедия для детей. Том 24. Домашние питомцы [Текст] / Глав. Ред. Е. Ананьева; вед. ред. Д. Володихин. – М.: Аванта плюс, 2004.- 448 с.: ил.
Приложение 1
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Входной контроль
Раздел 1. История развития естественнонаучного мировоззрения
Викторина «История современной науки»
Задание учащимся: разбейтесь, пожалуйста, на две-три группы. Задания выполняется группой. Время на выполнение каждого задания – 1 минута. Выигрывает та команда, которая дала максимально правильный ответ. Каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Наука – это...
А) область человеческой деятельности, целью которой является улучшение качества жизни отдельного человека и человечества в целом;
Б) область человеческой деятельности, целью которой является познание окружающей действительности;
В) область человеческой деятельности, направленная на воспитание высоких нравственных качеств людей.
2. Назовите ученого эпохи Возрождения, который первым сказал, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг собственной оси:
А) Рене Декарт;
Б) Исаак Ньютон;
В) Николай Коперник.
- Назовите ученого эпохи Возрождения, который утверждал, что Вселенная бесконечна:
А) Джордано Бруно;
Б) Френсис Бекон;
В) Мишень Монтень.
- Американский континент был открыт в:
А) в 14 веке; Б) в 15 веке; В) в 16 веке.
- Христофор Колумб плавал под флагом:
А) Португалии; Б) Испании; В) Италии.
- Новый материк был назван «Америка» в честь известного мореплавателя:
А) Веспуччи; Б) Магеллана; В) Нельсона.
- Первое кругосветное путешествие совершил:
А) Васко Нуньес Бальбоа (Испания);
Б) Джон Кабот (Великобритания);
В) Фернан Магеллан (Испания).
- Первый микроскоп был изобретен в 1600 году:
А) нидерландским ученым-натуралистом Антонии ван Левенгуком;
Б) итальянским биологом Марчелло Мальпига;
В) французким натуралистом Жаном Батистом Ламарком.
9. Первый телескоп был изобретен:
А) Николаем Коперником;
Б) Рене Декартом;
В) Галилео Галилеем.
10. Английский ученый Исаак Ньютон изучал:
А) законы оптических явлений;
Б) законы электродинамики;
В) химические реакции между веществами.
11. Документ – это ...
А) информационная справка; Б) письменное доказательство; В) конспект занятия.
12. Метод – это ...
А) способ проведения исследования;
Б) анализ информации;
В) наблюдение за природными явлениями.
13. Гипотеза – это...
А) научное предположение; Б) научное умозаключение; В) научная теория.
14. Анализ как метод научного познания мира основывается:
А) на разложении предмета (объекта исследования) на составные части;
Б) на обобщении полученных экспериментальных данных;
В) на предположении о дальнейшем развитии процесса, явления.
15. Эксперимент – это...
А) сбор информации об исследуемом явлении;
Б) наблюдение за природным объектом в естественных условиях;
В) научно поставленный опыт в точно учитываемых условиях.
16. Аналогия – это...
А) различия явлений, понятий;
Б) сходство, подобие предметов, понятий;
В) обобщение научных данных.
17. Метод дедукции – это путь ...
А) от общего к частному;
Б) от частного к общему;
С) статистической обработки данных.
18. Метод индукции впервые разработал и применил:
А) Мишень Монтень; Б) Исаак Ньютон; В) Френсис Бекон.
19. Исследовательская работа должна включать:
А) описание актуальности изучаемой проблемы, цели и задачи исследования, обзор информации по данной проблематике, описание методики исследования, описание полученных данных исследования, анализ полученных данных, выводы из проведенного исследования, список литературных и информационных источников, приложения;
Б) цели исследования, обзор информации по данной проблематике, описание методики исследования, анализ полученных данных, список литературных и информационных источников, приложения;
В) описание актуальности изучаемой проблемы, цели и задачи исследования, описание методики исследования, анализ полученных данных, выводы из проведенного исследования, список литературных и информационных источников.
20. Парадокс – это...
А) обычное явление природы, социальной жизни;
Б) неожиданное явление природы, не соответствующее обычным представлениям;
В) умозаключение, вывод.
Правильные ответы:
1б, 2в, 3а, 4б, 5б, 6а, 7в, 8а, 9в, 10а, 11б, 12а, 13а, 14а, 15в, 16б, 17а, 18в, 19а, 20б.
Текущий контроль
Раздел 2. Правила проведения экологических исследований в природной и городской среде
Олимпиада «Я будущий ученый»
1. Экология как наука изучает …
А) улучшение качества жизни отдельного человека и человечества в целом;
Б) воздействие солнца на химический состав атмосферы;
В) взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой.
2. Метод – это ...
А) способ проведения исследования;
Б) анализ информации;
В) наблюдение за природными явлениями.
3. Парадокс – это...
А) обычное явление природы, социальной жизни;
Б) неожиданное явление природы, не соответствующее обычным представлениям;
В) умозаключение, вывод.
4. Анализ как метод научного познания мира основывается:
А) на разложении предмета (объекта исследования) на составные части;
Б) на обобщении полученных экспериментальных данных;
В) на предположении о дальнейшем развитии процесса, явления.
5. Назовите ученого эпохи Возрождения, который утверждал, что Вселенная бесконечна:
А) Джордано Бруно;
Б) Френсис Бекон;
В) Мишень Монтень.
6. Метод экологического мониторинга - это:
А) моделирование будущих событий;
Б) наблюдение и описание природного процесса в динамике;
В) анализ информационного материала.
7. Эксперимент – это...
А) сбор информации об исследуемом явлении;
Б) наблюдение за природным объектом в естественных условиях;
В) научно поставленный опыт в точно учитываемых условиях.
8. Исследовательская работа должна включать:
А) описание актуальности изучаемой проблемы, цели и задачи исследования, обзор информации по данной проблематике, описание методики исследования, описание полученных данных исследования, анализ полученных данных, выводы из проведенного исследования, список литературных и информационных источников, приложения;
Б) цели исследования, обзор информации по данной проблематике, описание методики исследования, анализ полученных данных, список литературных и информационных источников, приложения;
В) описание актуальности изучаемой проблемы, цели и задачи исследования, описание методики исследования, анализ полученных данных, выводы из проведенного исследования, список литературных и информационных источников.
9. Гипотеза – это...
А) научное умозаключение; Б) научное предположение; В) научная теория.
10. Аналогия – это...
А) различия явлений, понятий;
Б) сходство, подобие предметов, понятий;
В) обобщение научных данных.
11. Синантропные виды животных - это...
А) животные, предпочитающие жить вблизи от человека;
Б) обитатели тайги;
В) обитатели зоопарков.
12. Правильно оформленный гербарий включает:
А) правильно засушенное растение с цветками, листьями, стеблем и корнем, этикетку с описанием систематического положения данного экземпляра;
Б) правильно засушенное растение с цветками, листьями, стеблем, этикетку с описанием систематического положения данного экземпляра;
В) засушенные листья и цветки редких растений с этикеткой, на которой указано место сбора гербарного материала.
13. Прогнозирование в науке - это:
А) научно обоснованное предположение о дальнейшем пути развития процесса, явления;
Б) научное обоснование актуальности проблемы;
В) метод научного исследования.
14. Метод дедукции в своей работе применял известный литературный герой:
А) Эркюль Пуаро; Б) Шерлок Холмс; В) комиссар Мигрэ.
15. Лонгитюдные исследования – это....
А) долговременные исследования;
Б) кратковременные исследования;
С) исследования в области медицины.
16. Временный микропрепарат - это:
А) зафиксированный для длительного хранения срез ткани растения или животного;
Б) срез ткани растения или животного с краткосрочной фиксацией;
В) капля воды на предметном стекле.
17. Документ – это ...
А) информационная справка; Б) письменное доказательство; В) конспект занятия.
18. Тезисы научной работы:
А) текст научной работы;
Б) основные требования к научной работе;
В) краткое изложение научной работы.
19. Оппонент – это ...
А) человек, который в дискуссии имеет отличную от докладчика точку зрения;
Б) товарищ, соратник, друг;
С) научный руководитель работы.
20. Установите соответствие между автором и его суждением.
В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.
№ | Имя ученого | Высказывание |
1. | Френсис Бекон | А. «Земля шарообразна, потому что со всех сторон тяготеет к своему центру» |
2. | Рене Декарт | Б. «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт» |
3. | Исаак Ньютон | В. «Я мыслю – следовательно, существую». |
4. | Джордано Бруно | Г. «Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна». |
1 | 2 | 3 | 4 |
Правильные ответы:
1б, 2а, 3б, 4а, 5а, 6а, 7в, 8а, 9б, 10б, 11в, 12б, 13а, 14б, 15а, 16в, 17б, 18в, 19а.
вопрос №20
1 | 2 | 3 | 4 |
Б | В | А | Г |
Раздел 3. Правила организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в области экологии.
Текущий контроль проводится в форме ролевой игры «Научный симпозиум ученых-экологов».
Итоговый контроль
Раздел 4. Практические пути решения экологических проблем современного города.
Форма итогового контроля - конкурс эссе «Развитие человечества в гармонии с природой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».
В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...
дополнительная образовательная программа "Друзья природы"
Данная программа экологического кружка составлена на основе опыта внеклассной работы по экологии и имеет эколого-биологическую направленность....
Дополнительная образовательная программа "Город мастеров"
Дополнительная образовательная программа "Город мастеров" рекомендована педагогам художественно-эстетической направленности. Автор программы Козловская Маргарита Санасаровна. Программа утверждена на м...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Войди в природу другом»
Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности...
Организация и проведение исследований рынка дополнительных образовательных услуг
Организация и проведение исследований рынка дополнительных образовательных услуг...
Дополнительная программа Изучаем природу в городе 10 класс
Направленность программы – социально-педагогическая.Актуальность программы – в том, что в современной школе и на последующих ступенях обучения все больше возрастает роль самостоятель...
- Мне нравится (1)