Программа факультатива "Основы исследовательской деятельности"
рабочая программа на тему

Сорокина Анастасия Фёдоровна

Факультатив разработан в соответствии с требования ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oid.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Екатеринбурга

Отдел образования Администрации Ленинского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 5

РАССМОТРЕНО:

на заседании кафедры общественно-научных дисциплин

протокол №__________

от «___»________ 2014г.

Руководитель кафедры

А.Ф.Сорокина

СОГЛАСОВАНО:

с методическим советом

протокол №_________

от «___»_______ 2014г.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_______Т.Г. Копылова

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ гимназии № 5

____________Г.Г.Панькова

Приказ №_______

от «___»__________2015г.

Рабочая программа

«Основы исследовательской деятельности»

(внеурочная деятельность)

5-11 классы

Сорокина Анастасия Фёдоровна

на 2015-2016 учебный год

г. Екатеринбург

2014

Пояснительная записка

Новые социально-экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке учащихся. Система образования становится все более важным показателем степени развития любой страны, её экономического, научно-технического и культурного потенциала, ее международного авторитета. В современной школе меняются методы работы педагога, акцент делается на усиление самостоятельной работы обучающихся. Это связано с несколькими причинами: во-первых, учебные занятия, ограниченные временными рамками, не позволяют раскрыть все богатств изучаемых наук, во-вторых, в современных условиях информации по всем отраслям знаний стало так много, что ее невозможно освоить без умения отбирать и анализировать, в-третьих, учебники и учебные пособия быстро устаревают, не успевают соответствовать изменениям в государственных образовательных стандартах, новых учебных программах. Все это определяет необходимость подготовки учащихся к самостоятельной и творческой деятельности, формирования у них компетенций ведения учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы.  

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Занятия проводятся в форме лекций, поисковых и научных исследований. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

 Рабочая программа составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования.

Занятия проводятся один раз в неделю.

Цель программы формирование компетенций ведения учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы.

 Задачи:

  • личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
  • развитие навыков научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности у учащихся;
  • развитие навыков использования приборов и оборудования;
  • формирование умений и навыков для овладения современными методами поиска, обработки и использования информации;
  • сформировать умение отстаивать и защищать совю научную позицию.

Занятия могут проводить педагоги в учебном классе, оснащенном соответствующим оборудованием.

Итоги освоения программы подводятся в форме научно-исследовательской работы.

Содержание курса

1. Роль науки в современном мире.

Понятие о науке. Особенности исследований различных научных направлений. Роль науки в условиях современного социально-экономического состояния государств мира.

2. История и философия науки.

Наука в античности. Наука в Средние века: эпоха Великих географических открытий. Наука. В Новое время. Наука в ХХ веке.

3. Выбор темы. Общие принципы построения и примерная структура исследовательской работы. Виды исследовательских работ.

Принципы выбора темы исследования. Определение структуры работы: подходы и принципы. Виды исследовательских работ: реферат, доклад, исследовательская работа, проект.

Практическая работа: выбор темы и вид исследования. Определить его структуру, подходы в исследовании.

4. Приемы работы с источниками информации и литературой. Культура чтения. Другие методы исследования.

Характеристика отдельных литературных источников. Культура чтения: скорость чтения, цели чтения, виды чтения. Библиографический поиск. Интернет-ресурсы.  

Практическая работа: отработка приемов работы с источниками информации и литературой.

5.  Методика обработки полученной информации. Систематизация и хранение полученной информации.

Методика обработки полученной информации: план, выписка, тезисы, рецензия, аннотация, конспект, конспект-схема. Систематизация и хранение полученной информации.

Практическая работа: составление картотеки по выбранной теме.

6. Как написать введение.

Роль введения и его структура. Обоснование темы, ее актуальность. Цель работы. Формулировка задач. Гипотеза. Источники и литература.

Практическая работа: написание введения по выбранной теме.

7. Основная часть исследовательской работы.

Теоретическая глава. Исследовательская часть.

8. Заключение.

Особенности содержания заключения.

9. Наглядные материалы, их виды и использование.

Роль наглядного материала. Виды наглядные материалов: таблицы, графические схемы, чертежи, диаграммы и гистограммы.

10. Требования к оформлению работы.

Общие требования. Нумерация страниц. Иллюстрации. Таблицы. Формулы и уравнения. Ссылки. Перечисления и примечания. Содержание. Перечень условных обозначений. Оформление списка основных источников и литературы. Приложение. Аннотация.  

11. Практическая работа: написание исследовательской работы.

Формы проведения занятий

Обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий.

.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Роль науки в современном мире

1

1

2

История и философия науки

1

1

3

Выбор темы. Общие принципы построения и примерная структура исследовательской работы. Виды исследовательских работ

2

1

1

4

Приемы работы с источниками информации и литературой. Культура чтения. Другие методы исследования

4

2

2

5

Методика обработки полученной информации. Систематизация и хранение полученной информации

1

1

6

Как написать введение

2

1

1

7

Основная часть исследовательской работы

1

1

8

Заключение

1

1

9

Наглядные материалы, их виды и использование

1

1

10

Требования к оформлению работы

1

1

11

Написание исследовательской работы

20

20

Итого

35

10

25

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

Роль науки в современном мире

1 час

2

История и философия науки

1 час

3

Выбор темы. Общие принципы построения и примерная структура исследовательской работы. Виды исследовательских работ

2 часа

4

Приемы работы с источниками информации и литературой. Культура чтения. Другие методы исследования

4 часа

5

Методика обработки полученной информации. Систематизация и хранение полученной информации

1 час

6

Как написать введение

2 часа

7

Основная часть исследовательской работы

1 час

8

Заключение

1 час

9

Наглядные материалы, их виды и использование

1 час

10

Требования к оформлению работы

1 час

11

Написание исследовательской работы

20 часов

ВСЕГО:

35 часов

Показатели эффективности достижения панируемых результатов

  • развитие навыков научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности у учащихся;
  • развитие навыков использования приборов и оборудования;
  • сформированность умений и навыков для овладения современными методами поиска, обработки и использования информации;
  • умение отстаивать и защищать свою научную позицию.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Ресурсное обеспечение программы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

2

3

4

Виноградова Н.А., Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу

Захарова В.В., Соколов В.С. Как написать и защитить диплом

Клюева Е.В. Основы исследовательской деятельности в образовании

Шитов С.Б. Основы исследовательской деятельности

1 шт

1 шт.

1 шт.

1 шт.

2. Технические средства обучения

1

Мультимедийное оборудование

1 шт.

3. Экранно-звуковые пособия

1

2

3

Экран

Телевизор

Колонки

1 шт.

1 шт.

2 шт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Научно - исследовательская деятельность учащихся по русскому языку"

Пояснительная записка, цели, задачи, основное содержание курса...

Реализация программы проектно-исследовательской деятельности с использованием немецкого языка

В.А.Плетнева делится богатейшим опытом использования проектной технологии в обучении немецкому языку....

Рабочая программа проектно - исследовательской деятельности

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно акт...

Рабочая программа проектно- исследовательской деятельности по математике в 5 классе по ФГОС. Проект «Математика вокруг нас».

Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающи...

рабочая программа Основы исследовательской деятельности 0805010 Менеджмент (по отраслям) 2013

Рабочая программа по дисциплине Основы исследовательской деятельности...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «Основы исследовательской деятельности»

Современная система образования ориентирована на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки школьной про...

Презентация методической разработки программы «Основы исследовательской деятельности»

Презентация освещает опыт работы педагога  по программе "Основы исследовательской деятельности", здесь также представлена научно-исследовательская работа ученицы 11 класса....