Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Хохольский лицей" Хохольского муниципального района Воронежской области
«Расмотрено на заседании МО» Руководитель МО ________________ ________________
Протокол № ______ от «___»________2013г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ ______________________________________
Протокол № ______ от «____»_________2013г.
| «Утверждаю» Директор МКОУ «Хохольский лицей» ___________________ ____________________
Приказ №________от «___»___________2013г.
|
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А проектно - исследовательской деятельности по математике в 5 классе.
Проект «Математика вокруг нас».
Разработала: Соболева И.И., учитель математики МКОУ "Хохольский лицей"
2013-2014 учебный год Общая характеристика учебного предмета Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения сложных формул, многочисленных теорем, правил; вызывает снижение интереса к математическим знаниям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся 5 класса, так как в ней прослеживается неразрывная связь теории с практикой. Математическое образование не будет абстрактным, и у обучающихся все реже будет возникать вопрос: “А зачем нам нужно изучать математику?”. В данной программе подобраны задания с практическим содержанием, побуждающие познавательный интерес к математике, связанные с ситуациями в повседневной жизни. Опыт показывает, что включение в учебный процесс математических задач практического содержания необходимо и чрезвычайно важно. Эти задачи важны в психологическом отношении, так как формируют интересы обучающихся, развивают их логическое мышление. В методологическом отношении эти задачи интересны тем, что позволяют показать тесную взаимосвязь теории и практики. Методическая ценность этих задач состоит в том, что они обеспечивают возможность для применения разнообразных форм и методов обучения. Пояснительная записка Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, создавать проекты, использовать ИКТ технологии, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Предлагаемые занятия предполагают развитие пространственного воображения и математической интуиции обучающихся, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, в процессе решения задач практического содержания. Основное содержание курса математики начальной школы в большей степени ориентировано на абстрактный материал. Поэтому задачам практического содержания, способствующим развитию пространственного воображения обучающихся, их математической интуиции, логического мышления, должно уделяться особое внимание. Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность. Тематика занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно-ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение. Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в связи с осуществлением компетентностно-ориентированного подхода. Наряду с традиционными формами организации занятий будут применяться такие организационные формы как дискуссия, проекты, диспут, выступление с докладами, презентациями. Для развития познавательной активности обучающихся будут применяться видеофильмы и мультимедиа технологии, интернет-технологии, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание обучающихся.
Цель, задачи и принципы программы Цель: - развивать математический образ мышления
Задачи: - расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области математики;
- развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
- учить применять математическую терминологию;
- учить проектной деятельности;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы: Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. Курс строится от частных задач к общим (решение математических задач) и в конце курса презентация проекта. - Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение проектной деятельности, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике, овладение методом проектов.
Основные виды деятельности учащихся: - решение математических задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- выполнение проекта, творческих работ;
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Место учебного предмета в учебном плане Данная программа занятий предназначена, для обучающихся 5 класса, проявляющих интерес и склонность к изучению математики. Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. Спецкурс рассчитан на 9 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю в 3 четверти учебного года.
Результаты освоения программы курса
Результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
| личностные | - формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
| Организация на уроке парно-групповой работы |
| Метапредметные результаты |
|
|
| регулятивные | - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
- сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с
- поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем
- плане
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
|
|
| познавательные | - умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- расширить поиск информации за счёт библиотек и Интернета
|
|
| коммуникативные | - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- умение координировать свои усилия с усилиями других.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
- числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
| - учитывать разные мнения интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников
- с учетом целей коммуникации последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
|
|
|
|
|
|
Формы и методы организации учебного процесса. Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа. Методы контроля: презентация, тестирование. Технологии, методики: - уровневая дифференциация;
- проектная деятельность;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Предлагаемый порядок действий: - Знакомство класса с темой.
- Выбор подтем (областей знания).
- Сбор информации.
- Выбор проектов.
- Работа над проектами.
- Презентация проектов.
Творческими работами могут быть рисунок, открытка, викторина, КВНы, газета, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д. Дети сами выбирают тему, которая им интересна по данной тематике, или предлагают свою тему. Содержание курса «Математика вокруг нас»
ТЕМА: «Знакомство с геометрией» (5 ч) История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. Великие математики древности. Построение углов и треугольников различных видов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла. Решение задач с использованием свойств изученных фигур. Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Треугольник. Египетский треугольник. Квадрат. Прямоугольник. Площади фигур. ТЕМА: «Дроби» (4 ч) История дробей. История дробей. Действия с дробями. Решение задач.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятий | Дата |
|
|
| план | факт | 1 | История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. | январь |
| 2 | Построение углов и треугольников различных видов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла. |
|
| 3 | Треугольник. Египетский треугольник. Квадрат. Прямоугольник. |
|
| 4 | Площади фигур. Задачи на разрезание и перекраивание фигур. | февраль |
| 5 | Проект «Мир геометрических фигур» |
|
| 6 | История дробей. |
|
| 7 | Дроби. Действия с дробями. |
|
| 8 | Решение задач. | март |
| 9 | Проект «Арифметические действия над обыкновенными дробями. Земля – наш общий дом» |
|
|
Планируемые результаты реализации программы Учащиеся научатся: - находить наиболее рациональные способы решения задач, используя при решении таблицы и «графы»;
- создавать презентации;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Личностными результатами является формирование следующих умений: 1.Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). 2.В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: 1.Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. 2.Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. 3.Учиться планировать учебную деятельность на уроке. 4.Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий ). 5. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). 6.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. 7.Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем Межпредметные связи на занятиях по математике: - с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта.
- с уроками экологии: развитие видение и понимание экологических проблем.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения программы 1. Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3 / Под ред. Ю.А. Дробышева и И.В. Дробышевой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001. – 176с. 2. Глейзер Г.И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239с. 3. Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 240с. 4. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие лоя учащихся 5-6 классов средней школы – М.: Просвещение, 1989. 5. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. – М.: Флинта, 1998. – 224 с. 6. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2003. – 688с. 7. Электронные ресурсы на компакт – дисках: Детская энциклопедия «Хочу все знать» Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Большая советская энциклопедия.
Обоснование причин несоблюдения графика календарно тематического планирования
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |