Творческие работы как способ повышения речевой культуры младших школьников.
статья по русскому языку (5 класс) на тему

В данной статье рассматривается работа по развитию связной речи учащихся, включающая в себя совершенствование ключевых речевых умений ребенка, повышение культуры речи, всех ее выразительных возможностей. 

Такая речевая работа должна быть системной, то есть проводиться последовательно, целесообразно, в комплексе разнообразных упражнений.

Цель творческих упражнений — формировать умения точно и ярко выражать мысли в устной и письменной форме, воспитать внимание к слову, обогатить духовный мир учащихся за счет введения новых слов, выявления особенностей функционирования их в речи.

В статье представлены наиболее эффективные виды творческих работ для школьников 3-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Творческие работы19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Ерофеева Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук,

 учитель русского языка и литературы

МБОУ Гимназии № 3 г. о. Самара

Творческие работы как способ повышения речевой культуры

младших школьников.

Работа по развитию связной речи учащихся включает в себя совершенствование ключевых речевых умений ребенка, повышение культуры речи, всех ее выразительных возможностей.

Первоначально речь осваивается стихийно, в общении, в речевой деятельности. И лишь в школе, когда учащиеся овладевают литературным языком, когда овладевают чтением и письмом, то есть речевыми навыками, опирающимися на знание языка, начинается системная работа по повышению речевой культуры младших школьников. Данная работа должна вестись поэтапно: от слова, от знакомства с новыми словами и их лексическими значениями, к словосочетанию, к нормам употребления слов и словосочетаний в предложении, к правилам лексической сочетаемости слов, к работе над текстом, над связной речью.

Такая речевая работа должна быть системной, то есть проводиться последовательно, целесообразно, в комплексе разнообразных упражнений. Цель творческих упражнений — формировать умения точно и ярко выражать мысли в устной и письменной форме, воспитать внимание к слову, обогатить духовный мир учащихся за счет введения новых слов, выявления особенностей функционирования их в речи. Представим наиболее эффективные виды творческих работ для школьников 3-4 классов.

  1. Речевые упражнения должны развивать умения выбирать слова в соответствии с их лексическими значениями, составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты на конкретную тему, распространять предложения второстепенными членами, дополнять тексты словами разный частей речи, закрепляя тем самым знания по морфологии. Для этих упражнений можно использовать пословицы, поговорки, загадки, стихи, отрывки из детских рассказов и повестей. Приведем примеры.

Задание: составьте из слов загадки, отгадайте их. С отгадками составьте предложения.

Глаза, а, домик, на, рогах, на, спине.

С, а, не, птица, хвостом, а, не зверь, с, перьями.

В, воде, а, не, лает, проживает, хвостом, виляет, зубаста.

Задание: дополните пословицы подходящими по смыслу словами.

Про вас…, а про нас и слышать не хотят.

Не стыдно не знать, стыдно не… .

Дождик вымочит, а … высушит.

Задание: прочитайте текст, вставьте пропущенные слова. Озаглавьте его. Составьте план.

После обеда в … было очень… . Мартышка совсем … сидела  под деревом и никак не могла решить, куда ей пойти. И с кем пойти.

И вдруг мартышка заметила … . …бодрым … куда-то шел. Но в самом деле … вообще никуда не шел.

Многие задания требуют от ребенка сообразительности, образности мышления, творческого подхода. Отгадывание загадок, доработка авторских текстов своим продолжением истории или изменение авторского замысла – все это позволяет ребенку попробовать свои силы в области художественного слова. Грамматического и лексического материалов, устные рассказы на определенную тему,

  1. Развитие связной речи невозможно без таких видов работ, как развернутые ответы на вопросы, анализ прочитанного текста, изучение грамматического и лексического материалов, устный пересказ прочитанного, устные рассказы на определенную тему, рассказывание художественных текстов по памяти, письменные изложения образцовых текстов. Приведем примеры таких заданий.

Задание: прочитайте текст, озаглавьте его. Дополните именами прилагательными. Какую роль они играют в тексте?

Красива белочка. Хвост. Перепрыгивает она с ветки на ветку. Схватит в лапки шишку и начнет выбирать семечки. Но еда у белок с осени запасена в дуплах деревьев. Там и желуди, и грибы, и орехи.

Задание: прочитайте текст, озаглавьте его. Составьте план. Какова основная мысль текста?

Целый день ребята строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег. Сваливали его под стенку сарая ы кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее и побежали домой.

А Котька Чижов из шестой квартиры горку не строил. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор.

  1. Упражнения на преобразование (конструирование) данного языкового материала организуют речевую деятельность учащихся путем выбора нужного варианта из числа синонимических конструкций. Задания к таким упражнениям предусматривают видоизменение языкового материала с целью исправления речевых ошибок, построение различных лексических единиц языка (по опорным элементам, моделям, схемам). Особое значение имеют задания на редактирование текста. Этот вид работы предполагает оценку употребленных в тексте лексических средств, развивает умение пользоваться соотносительными языковыми средствами с целью устранения обнаруженной ошибки. Операция замены одной лексической единицы другой приводит к целесообразному конструированию фрагмента речи. Подобная работа помогает учащимся усвоить правильную форму слова и особенности сочетаемости отдельных слов. Приведем примеры.

Задание: прочитайте, расставьте предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.

Если петухи или гуси не мирятся, журавль прекращает драку сердитыми ударами клюва. Серого журавля можно приручить. Он никуда не улетит и проследит за порядком во дворе. Журавль не терпит ссор в птичнике. Журавль очень любит ласку. Зато обиду долго не забывает.

Задание: уберите из предложений повторяющиеся слова. Запишите исправленный вариант.

Михаил Михайлович Пришвин написал много рассказов о птицах, рассказов о зверях, рассказов о насекомых. В западной части нашей страны много городов, много шоссейных дорог и много железных дорог.

  1. Большое место в работе по повышению речевой культуры учащихся занимают тексты для письменных изложений с творческими заданиями. Тексты для них лучше брать из сказок, рассказов, повестей, входящих в круг детского чтения, из научно-популярных статей, из детских журналов. Такие тексты можно использовать и для устных пересказов. Для детей младшего возраста лучше использовать повествовательные тексты, хотя отдельные элементы описания (картины природы, внешность человека) и рассуждения (причины, выводы) в 4 классе уже целесообразно вводить.

Задания : изложите начало истории, допишите сами ее продолжение и окончание.

… Пошли мы дальше по лесу. С собой у нас были соль, яйца и хлеб. На опушке набрали грибов.

На лесной лужайке мы вырыли ямку. Туда положили яйца и засыпали землей. На этом месте развели теплинку. Так у нас зовется маленький костер…

Данные упражнения являются самыми сложными, поскольку содействуют формированию умений свободного владения словами, нормативного, точного, целесообразного словоупотребления и сочетания слов по смыслу. В активный словарь учащихся вводится ранее неизвестная им лексика, активизируются отдельные пласты словарного запаса, устанавливаются системные связи лексического уровня, усваиваются теоретические понятия из области лексикологии.

При выполнении данного вида заданий реализуются лексические умения учащихся, развивается навык самостоятельного отбора средств языка в зависимости от цели высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Развитие нравственных качеств личности как одно из условий повышения уровня воспитанности младших школьников".

В данной работе представлен материал, который был подготовлен мной для участия в районном конкурсе "Самый классный классный -2012 г".  Вы можете познакомиться с описанием опыта "Ра...

Опыт работы" Подвижные игры как средство повышения двигательной активности младших школьников на занятиях физической культуры "

ØОпыт возник в условиях   базовой школы МБОУ «Великомихайловская СОШ », в которой  расположены   2 спортивных зала,  на территории  1 спортивная площадка, 1 иг...

Возможности внеклассной работы для речевого развития младших школьников

Становление личности младшего школьника невозможно без хорошо развитой речи, так как речь-это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения.Наблюдения за устной речью м...

Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВЕСТ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

АннотацияОсобенно эффективным видом современных интерактивных технологий становится интерактивная игра. Сегодня все большую популярность приобретают образовательные квесты. Рассмотрим пример литератур...

Способы повышения речевой культуры общества

               Интерес к проблемам речевой культуры в настоящее время велик, об этом свидетельствуют следующие факты: при п...