Рабочая программа внеурочной деятельности «Цветочный мир»
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по ФГОС художественно-эстетической направленности.
Декоративно-прикладное искусство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetochnyy_mir_5_kl.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Копёнкинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» На заседании МО «___»____________2015г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________/В. Н. Демченко/ «__»____________2015г. | «Утверждаю» Директор __________/С. И. Демченко/
Приказ № ____ от «___»______2015г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Цветочный мир»
(художественно-эстетической направленности)
для 5 класса
Составитель: Т.Р.Крылова учитель изобразительного искусства ВКК
МКОУ Копёнкинская СОШ
Россошанского района
Воронежской области
Количество часов: 35
2015/2016 учебный год
«ЦВЕТОЧНЫЙ МИР»
(художественно-эстетическая направленность)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы.
Данная программа «Цветочный мир» предназначена для организации внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в современных школах создаются кружки художественно-эстетического цикла, а также вводятся элективные курсы.
В соответствии с концепцией современного образования в основу программы были положены такие составные части как:
-изучение опыта поколений с учетом современных потребностей;
-ремесло народной росписи рассматривается как составная часть народного искусства;
-народная роспись как и изобразительное искусство подчиняется общим законам декоративно-прикладного творчества, но имеет свои, довольно специфические свойства и особенности;
-интегрированная связь с другими предметами и образовательными программами.
2. Актуальность проблемы.
Роспись является частью народного искусства, можно сказать частью фольклора, частью народного творчества, народной мудрости. Годами люди накапливали опыт и передавали его следующим поколениям. Народное искусство является уникальным миром духовных ценностей, корнями, уходящими в далекие народные традиции, которые питают современные виды культуры. Современный человек все больше утрачивает связь с народным искусством, что приводит к потере связи с поколениями, обнищанию духовного мира человека. Что же делать в этом случае?
Возрождение традиций, промыслов, искусства росписи поможет в решении этой проблемы. Мы можем узнать как можно больше о народном искусстве, возродить и приумножить полученные знания. Опираясь на национальное, народное искусство мы сможем приблизить, а в дальнейшем и передавать традиции из поколения в поколение, оставляя в сознании национальную культуру.
3. Цели и задачи программы.
Цель тематического блока «Цветочный мир» - формирование пространственно-образной системы мышления у ребёнка.
В связи с поставленной цель задачи выглядят следующим образом:
- Развивать систему познавательных универсальных действий
- познакомиться с техническими приёмами пластической проработки поверхности и её трансформации в объёмные элементы;
- научиться осознавать значение искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации;
- воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду;
- создавать положительный эмоциональный фон, стимулирующий состояние вдохновения, желание творить, активизирующий фантазию и изобретательность;
- обучить основным средствам художественной выразительности (цвет, колорит, фактура, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
- развить художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
- развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности
4. Отличительные особенности программы.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта изобразительной деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией изобразительной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
Рассматривая различные области декоративно-прикладного творчества, изучая их на уроках, дети хотят более углубленно и широко изучить наиболее понравившиеся народные промыслы. В данном случае их интерес был направлен на изучение видов Поволжской росписи, а более конкретно – Городецкой, знаменитого народного промысла Нижегородского края. Любая роспись, как вид художественной деятельности, всегда подчиняется общим законам ДПИ, но имеет свои, специфические особенности, свойства, требующие дополнительного изучения. Такое, как может показаться на первый взгляд узкое изучение одной из областей, ни в коей мере не ограничивает кругозор ребёнка и творческую активность ребенка. Специфика данной программы состоит в достижении начальных профессиональных навыков в технике росписи, и в проникновении в глубины народной культуры, в обогащении внутреннего мира учащегося, заинтересованности дальнейшего изучения других видов росписи.
5. Возраст обучающихся и срок реализации данной программы.
Художественная роспись и знакомство с различными промыслами изучается в программе школы на различных этапах и доступна практически всем возрастным группам, различия лишь состоят в степени сложности изучаемого материала.
Данная образовательная программа предполагает обучение детей 11-13 лет и рассчитана на два года обучения. Наполняемость групп от 8-12 человек, так при реализации программы используются как групповые, так и индивидуальные приемы работы.
6. Формы реализации программы
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.
При изучении данного курса целесообразнее использовать следующие типы занятий:
- вводные занятия, где дети познакомятся с материалом, усвоят новые знания, овладеют правилами и законами построения композиций, получат новые навыки и приемы работы;
- комбинированные занятия, на которых будет происходить закрепление и повторение пройденного, самостоятельная поисковая работа и применение на практике полученных умений и навыков;
- занятия в форме игры, путешествия которые позволят учащимся раскрыть свои творческие способности, умение оценивать себя с другой стороны.
- проектная деятельность, позволяющая раскрыть творческий потенциал ребенка через проектную деятельность. Способствует формированию разных способов учебного сотрудничества. Социализирует личность школьника через выполнение общественно - полезной деятельности и участие в коллективных творческих делах.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.
7. Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов.
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого, результатом которого может стать авторская разработка или выполнение творческой работы по самостоятельно выполненному эскизу.
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как:
текущая оценка достигнутого самим ребенком;
оценка законченной работы;
участие в выставках, играх и т.д.
реализация творческих идей и проектов.
8. Ожидаемые результаты обучения.
По итогам первого года обучения ребенок должен:
иметь общее представление о росписи, о народных ремеслах в целом;
уметь отличать различные виды росписей;
владеть основными приемами при выполнении элементарных (основных) элементов городецкой росписи;
ориентироваться в материале;
иметь начальные знания по композиции и орнаменту;
уметь ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения городецкой росписи;
уметь выполнять несложные композиции с применением полученных знаний, в основном составление цветочных композиций;
уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
иметь представление о народной культуре;
совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.
По итогам второго года обучения ребенок должен:
владеть приемами городецкой росписи, самостоятельно составлять композиции и воплощать идеи на практике;
овладеть приемами композиции и особенностями композиционного построения в городецкой росписи;
свободно владеть приемами росписи по дереву;
самостоятельно подбирать и подготавливать объект для росписи (знать особенности структуры дерева, отличать пороки дерева, уметь тонировать деревянную поверхность и иметь представлении о грунтовке и окончательной обработке деревянной поверхности);
творчески использовать полученные знания;
стремиться к профессиональному росту в данной области;
участвовать в смотрах и конкурсах;
почувствовать себя единым целым с народной культурой;
видеть перспективы для развития и приумножения своих профессиональных способностей в области ДПИ;
уметь использовать полученные знания.
9. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Первый год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство преподавателя с учащимися. Запись в группы. Рассказ о работе кружка, плане проведения занятий и их тематике. Демонстрация изделий выполненных в стиле городецкой росписи.
Тема 2. Декоративно-прикладное искусство. Проводится в виде виртуальной экскурсии по Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства.
Виды ДПИ. Особенности и роль ДПИ в жизни человека и общества в целом. О роли в возрождении народных промыслов и подробное знакомство с росписями по дереву (Хохлома, Городец, Северная роспись и т.д.)
Тема 3. История создания и развития городецкой росписи.
Корни и традиции городецкой росписи. Мастера городецкой росписи. Сюжетность и отличие от других росписей. Цветовая гамма и ее неповторимость. «Виртуальная экскурсия» по выставке изделий, расписанных по мотивам городецкой росписи.
Практическая работа. Записи в тетради.
Тема 4. Элементы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Основные и дополнительные цвета. Физическое и эмоционально-психологическое воздействие цвета на восприятие. Символическое значение цвета. Техника смешения красок. Технические упражнения.
Практическая работа. Работа с цветовым кругом. Смешивание цветов.
Тема 5. Инструменты и материалы, используемые при работе.
Кисти и их разновидности. Маркировка кистей. Как правильно выбрать инструмент при работе (определение кончика кисти).
Краски и их использование. Как продлить жизнь старой краске?
Смешивание красок.
Практическая работа. Правильный подбор рабочих инструментов, кистей, проверка остроты кончика кистей.
Тема 6. Правила держания кисти в руке. Упражнения по постановки руки. Беседа о «постановке руки», контроль за выполнением упражнений на примере элементов росписи.
Практическая работа. Выполнение элементов росписи, работа по отработке приемов писания, упражнении для руки.
Тема 7. Основные элементы росписи. Повторение правил по «постановке руки». Овладение основными элементами городецкой росписи (дуга, капелька, спираль, штрихи, точка, скобочка). Все элементы выполняются кистью, без предварительной прорисовки карандашом (кисть №1).
Практическая работа. Выполнение основных элементов росписи.
Тема 8. Этапы выполнения росписи. Весь процесс можно разделить на следующие этапы: 1- подмалевок; 2-теневка; 3- оживка. Рассматриваем на примере любого элемента – листок (розан и ромашка) и т.д.
Практическая работа. Выполнение нескольких элементов росписи. Листок, кустики.
Тема 9. Городецкие цветы. Последовательность выполнения городецких цветов. Купавка, розан, ромашка, бутон, городецкая роза.
Практическая работа. Упражнение в писании «купавки, розана, ромашки, бутона, городецкой розы».
Тема 10. Городецкие цветочные орнаменты. Вводим понятия орнамент, декор, украшение. Слова синонимы. Орнамент не существует без предмета, который он украшает. Виды орнаментов. Общее и различия.
Практическая работа. Продолжить орнаменты.
Тема 11. Узор и орнамент. Основы декоративной композиции
Понятие «узор» и «орнамент», разница между ними. Основные законы композиции. Определение главного композиционного центра, симметрия в композиции, ритм, пропорциональность, масштабность.
Практическая работа. Выполнить композицию на примере предложенного образца.
Тема 12. Роспись панно. На основе полученных знаний самостоятельно выполнить гирлянду из городецких цветов на бумаге (или деревянной поверхности).
Тема 13. Выставка работ. Подведение итогов первого года обучения.
10. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Второй год обучения
Тема 14. Городецкая птица. . Знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи – «птицей». Первое знакомство начинается с прорисовки городецкого фазана. История рисунка, легенда. Последовательность выполнения птицы. Основные этапы работы.
Практическая работа. Упражнения в писании птицы.
Тема 15. Птицы волшебного сада. Образ птицы в мифологии связан с небом. Наши предки считали, что по ту сторону облаков находится волшебный сад, в котором произрастает мировое дерево у вершины которого и обитают удивительные птицы. Птицы также служили посредниками между землей и небом. Историческая справка. Изображение птиц в ДПИ, символика и мифология, связанная с образом птицы в народном искусстве. Цветовая гамма городецкой птицы.
Практическая работа. Упражнения в писании птицы по выбору (по образцу: петух, павлин, лебедь, голубь, кукушка).
Тема 16. Городецкий конь. Городской конь-символ богатства. Образ коня в мифологии. Изображение коня. Прорисовка и последовательность писания городецкого коня. Цветовая гамма при выполнении работы.
Практическая работа. Упражнения в писании коня.
Тема 17. Виды композиции городецкой росписи. Традиционные схемы расположения узора в прямоугольной форме:
с одним крупным цветком и несколькими мелкими;
с двумя крупными, в сочетании с разным количеством мелких цветов;
с тремя крупными, в сочетании с разным количеством мелких цветов.
Практическая работа. Упражнения в составлении композиции, роспись разделочной доски.
Тема 18. Сложные элементы росписи. Составление цветочной росписи. Букет. Гирлянда. Ромб. Цветочная полоса. Венок.
Цветочная роспись с включением мотива «птица», «конь».
Практическая работа. Выполнение сложных элементов росписи.
Тренировочные упражнения.
Тема 19. Сюжетная роспись. Роспись готового изделия.
Выполнение эскиза росписи разделочной доски. Перенос эскиза на деревянную поверхность. Тонировка и способы изменения цвета деревянной поверхности. Покрытие изделия лаком.
Практическая работа. Роспись готового изделия по выполненным эскизам.
Тема 20. Заключительное занятие. Проведение выставки.
Подведение итогов. Выбор лучших работ. Участие в конкурсах. Награждение лучших учащихся.
11. Методическое обеспечение программы.
В программе используются следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий народных мастеров);
репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий);
изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.)
В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.
12. Материально-техническое обеспечение.
Программа рассчитана на проведение занятий 1 час в неделю для одной группы. Набор детей осуществляется без ограничений в плане мастерства и таланта детей, принимаются все желающие.
На занятиях используются наглядные пособия, схемы, таблицы, образцы, которые могут быть выполнены самим педагогом или частично приобретены. Весь материал готовиться заранее и раздается детям на занятиях. Возможно использование интернет технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Также интересно использование различных видов презентаций, выполненных как педагогом, так и учащимися на занятиях.
На занятиях по данной программе потребуются следующие материалы и инструменты:
альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов;
краски гуашевые 12 цветов (в наборе необходимо присутствие красок красного, белого, черного, зеленого, синего цвета), на первом году обучения можно использовать набор из 6 цветов;
кисти колонковые №1, 2, 4 (их можно заменить беличьими);
банка для набора воды;
мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти;
деревянные изделия для росписи (разделочные доски, веселки, яйца, шкатулки и т.д.);
мелкая шкурка № 0, 1;
лак яхтный для покрытия готового изделия.
13. Календарно-тематический план.
№ | Наименование темы | часы | Дата по плану | Дата по факту |
Первый год обучения. Вводное занятие.1час. | ||||
1 | Вводное занятие. ТБ при работе. О роли и возрождении ДПИ. | 1 | ||
Декоративно-прикладное искусство. 2 часа | ||||
2-3 | Понятие ДПИ. Городец. Хохлома. Северная роспись. | 2 | ||
История развития городецкой росписи.2часа. | ||||
4 | История создания и развития городецкой росписи как один из видов ДПИ. | 1 | ||
5 | Знакомство с мастерами Городца. Работы мастеров. | 1 | ||
Элементы цветоведения.3часов. | ||||
6 | Цвет и его значение. Виды цветов. Смешивание цветов. | 1 | ||
7 | Основные и дополнительные цвета. Символическое значение цвета. | 1 | ||
8 | Тренировочные упражнения. | 1 | ||
Инструменты и материалы.1час. | ||||
9 | Кисти. Определение кистей, маркировка. Палитра и краски. | 1 | ||
Упражнения по постановки руки1часов. | ||||
10 | Беседа о правилах постановки кисти в руке. Практическая работа по отработке упражнений. | 1 | ||
Основные элементы росписи.6часов. | ||||
11 | Знакомство с основными элементами росписи. | 1 | ||
12 | Выполнение дуги и капельки. | 1 | ||
13 | Выполнение спирали и штрихов. | 1 | ||
14 | Выполнение точек. | 1 | ||
15 | Выполнение скобочек. | 1 | ||
16 | Прорисовка всех элементов. | 1 | ||
Этапы выполнения росписи.4часов. | ||||
17 | Подмалевок. Теневка. Оживка. | 1 | ||
18 | Выполнение подмалевков на примере розана. | 1 | ||
19 | Выполнение теневки на примере розана. | 1 | ||
20 | Выполнение оживки на примере розана. | 1 | ||
Городецкие цветы.6часов. | ||||
21 | Виды цветов. | 1 | ||
22 | Купава. | 1 | ||
23 | Розан. | 1 | ||
24 | Ромашка. | 1 | ||
25 | Бутон. Городецкая роза. | 1 | ||
26 | Закрепление упражнений по выполнению городецких цветов. | 1 | ||
Городецкие орнаменты.2часа. | ||||
27 | Понятие орнаментов. Декор и украшения. | 1 | ||
28 | Виды орнаментов. Практическая работа «Продолжить орнамент» | 1 | ||
Узор и орнамент.2часа. | ||||
29 | Основы декоративной композиции. Узор и орнамент. Определение главного композиционного центра. Симметрия. | 1 | ||
30 | Ритм, Пропорции масштабность. Составление орнамента | 1 | ||
Роспись панно.3часов. | ||||
31 | Составление рисунка. | 1 | ||
32-34 | Выполнение панно. | 2 | ||
Заключительное занятие 1 года обучения.1час. | ||||
35 | Оформление и выставка работ. | 1 | ||
Второй год обучения Городецкая птица.5 ч. | ||||
1 | Знакомство с традиционной городецкой птицей. | 1 | ||
2-3 | Городецкий фазан. | 2 | ||
4-5 | Петухи. | 2 | ||
Птицы волшебного сада. 5 ч. | ||||
6 | Мифология и история в образе сказочных птиц. | 1 | ||
7 | Разнообразие образов птиц в росписи. Тренировочные упражнения. | 1 | ||
8 | Павлин. | 1 | ||
9 | Лебедь. | 1 | ||
10 | Голубь. Кукушка | 1 | ||
Городецкий конь. 4 ч. | ||||
11 | Образ коня в мифологии. Экскурсия в музей ДПИ. | 1 | ||
12 | Изображение коня. | 1 | ||
13 | Цветовое решение образа. | 1 | ||
14 | Практическая работа. | 1 | ||
Виды композиции городецкой росписи. 5 ч. | ||||
15 | Традиционные схемы при составлении композиций. | 1 | ||
16 | Узор в прямоугольной форме с одним крупным цветком и несколькими мелкими. | 1 | ||
17 | Узор в прямоугольной форме с двумя крупными, в сочетании с разным количеством мелких цветов. | 1 | ||
18 | Узор в прямоугольной форме с тремя крупными, в сочетании с разным количеством мелких цветов. | 1 | ||
19 | Упражнения в составлении композиции, роспись разделочной доски. | 1 | ||
Сложные элементы росписи. 7 ч. | ||||
20 | Классификация элементов росписи по их сложности. | 1 | ||
21 | Букет. Тренировочные упражнения. | 1 | ||
22 | Гирлянда. Тренировочные упражнения. | 1 | ||
23 | Ромб. Тренировочные упражнения. | 1 | ||
24 | Цветочная полоса. Тренировочные упражнения. | 1 | ||
25 | Венок. Тренировочные упражнения. | 1 | ||
26 | Выполнение сложных элементов росписи. | 1 | ||
Сюжетная роспись.8ч. | ||||
27 | Подготовка поверхности. Тонировка поверхности. | 1 | ||
28-29 | Выполнение эскиза работы. | 2 | ||
30-31 | Роспись. Практическая работа. | 2 | ||
32-33 | Покрытие изделий лаком. Просушка. | 2 | ||
34 | Вторичная обработка поверхности изделия. Оформление изделия. | 1 | ||
Выставка работ.1 час. | ||||
35 | Подведение итогов. Участие в конкурсах. | 1 |
ИТОГО: 70 часов за 2 года обучения
14. Список литературы.
1. Неменский Б.М. Программы Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. М., Просвещение, 2009г.
2. Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Горький ,1988г.
3. Горяева Н.А. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство Методика преподавания в 5 классе. Под руководством Неменского Б.М., М.Просвещение. 2007г.
4. Горяева Н.А. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство. Учебник для 5 класса. Под руководством Неменского Б.М., М.Просвещение. 2009г.
5. Горяева Н.А. ИЗО. Декоративно-прикладное искусство. Рабочая тетрадь для 5 класса. Под руководством Неменского Б.М., М.Просвещение. 2008г.
6. Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М. Мозаика-Синтез.2007г.
7. Некрасова М.А. Современное народное искусство. Л., 1980г.
8. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство; книга для учителя. М., Просвещение, 1984г.
9. Уткин П.И. Народные художественные промыслы. М., Высшая школа, 1992г.
10. Дрожжин Г.А. Сохранить традиции народного искусства. Ассоциация «Народные художественные промыслы России», Родина. 2002г.
11. Жегалова С.О. О русском народном искусстве. Юный художник, 1994г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...