ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ВВЕДЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ. Часть 1"
рабочая программа на тему
Программа рассчитана на детей от 3-х до 4-х лет.
Срок реализации программы - один год.
Главной целью данной программы выступает воспитание у учащихся желания узнать самые важные страницы истории города Санкт-Петербурга,
воспитание стремления уметь видеть неповторимую красоту архитектурного образа города.
Данная программа дает возможность подготовки детей от 3-х до 4-х лет к восприятию основного курса «Введение в Петербурговедение», рассчитанного на три года
(возрастная категория детей от 4-х до 7-ми лет; срок реализации программы - три года; программа составлена по принципу постепенного возрастания сложности).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Введение в петербурговедение_Шаркова О.А. | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСТОРИИ
И ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИМЕНИ И.А.БУНИНА
Отделение дошкольного образования детей
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДАЮ | |
Протокол педагогического совета ГБОУ школы №27 Санкт-Петербурга № __ от __.__.2014 | Директор ГБОУ школы №27 Санкт-Петербурга ___________ С.А. Филиппова __.__.2014 | |
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ВВЕДЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ. ЧАСТЬ I»
Возраст учащихся: от 3 до 4 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Шаркова Ольга Александровна,
педагог дополнительного образования,
музейный педагог ГБОУ СОШ №27
с углубленным изучением литературы, истории
и иностранных языков
Василеостровского района Санкт-Петербурга
имени И.А.Бунина
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2014
Пояснительная записка
Программа рассчитана на детей от 3-х до 4-х лет. Срок реализации программы - один год (35 занятий в год; одно занятие в неделю; длительность одного занятия - 15 минут). Главной целью данной программы выступает воспитание у учащихся желания узнать самые важные страницы истории города Санкт-Петербурга, воспитание стремления уметь видеть неповторимую красоту архитектурного образа города.
Данная программа дает возможность подготовки детей от 3-х до 4-х лет к восприятию основного курса «Введение в Петербурговедение», рассчитанного на три года (возрастная категория детей от 4-х до 7-ми лет; срок реализации программы - три года; программа составлена по принципу постепенного возрастания сложности).
Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей от 3-х до 4-х лет и временной краткости отдельного занятия. Отличительной особенностью данной программы становится стремление педагога заинтересовать детей событийной стороной истории Санкт-Петербурга, вызвать их сопереживание; не менее важно пробудить образное мышление детей при восприятии архитектурных доминант города, поэтому выбор архитектурных доминант, о которых идет речь в ходе занятий, далеко не случаен.
Пропедевтический характер программы предполагает преобладание наглядного метода во время учебного процесса; предполагает преобладание занятий в жанре «заочная экскурсия» и «образовательное путешествие». Педагог строит свой диалог с детьми, строит свой рассказ, учитывая образное и зрительное впечатление от компьютерной презентации по теме занятия.
Особенно важное значение приобретает работа с родителями: экскурсионные прогулки и рекомендации педагога подготавливают детей к восприятию информации по истории Санкт-Петербурга, ориентируют детей в ближайшем городском окружении. Процесс приобщения детей к историко-культурному пространству города может рассматриваться, как возможность создания целостного образа Санкт-Петербурга, необходимого для более углубленного восприятия информации о городе, заложенной в структуре курса «Введение в Петербурговедение».
Программа составлена педагогом дополнительного образования ГБОУ СОШ № 27 имени И,А,Бунина, заведующей музеем образовательного учреждения «Иван Бунин: города, события, встречи» Шарковой Ольгой Александровной в 2014 году. В настоящее время программа адаптирована под потребности отделения дошкольного образования детей «Волшебный замок» ГБОУ СОШ № 27.
Учебно-тематический план
Возрастная категория 3-4 года; продолжительность занятия – 15 минут
№ п/п | Темы занятий | Всего | Теоретические занятий | Практические занятия |
1 | Дата основания Санкт-Петербурга. Герб и флаг Санкт-Петербурга. | 1 | 1 | |
2 | Река Нева – главная водная магистраль: географическая справка, историческая справка (страницы истории основания города). | 2 | 1 | 1 |
3 | Санкт-Петербург – город на островах: мосты через Большую Неву | 1 | 1 | |
4 | Заочная экскурсия «Достопримечательно-сти ближайшего городского окружения: здание, в котором находится детский сад, его особенности (набережная лейтенанта Шмидта, дом 15, Литер А); происхождение названия набережной; история возведения Благовещенского моста; памятник адмиралу И.Ф.Крузенштерну). | 2 | 2 | |
5 | Страницы истории Васильевского острова: архитектурные достопримечательности; традиции и праздники горожан. | 1 | 1 | |
6 | Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова (устройство порта; скульптурное убранство Фондовой биржи; легенды скульптур Ростральных колонн). | 2 | 2 | |
7 | Адмиралтейство, как архитектурный ансамбль. Здание главной башни Адмиралтейства; особенности скульптурного убранства колоннады; триумфальные ворота. Адмиралтейство – место строительства первых российских кораблей. | 2 | 1 | 1 |
8 | Архитектурный ансамбль Петропавловской крепости: Петровские ворота – триумфальные ворота города; история Ботного домика и царского ботика; колокольня Петропавловского собора. История возведения Петропавловского собора. Традиция полуденного выстрела пушки Петропавловской крепости. | 2 | 2 | |
9 | Зимний дворец – главный дворец Санкт-Петербурга. Декоративное и скульптурное убранство Зимнего дворца. Расположение Зимнего дворца: его связь с Невой, Адмиралтейством и Дворцовой площадью. | 1 | 1 | |
10 | Здание Главного штаба. Форма здания. Триумфальная арка здания Главного штаба. Памятники воинской славы здания Главного штаба, их символическое значение. Колесница арки Главного штаба. | 1 | 1 | |
11 | Дворцовая площадь, как архитектурный ансамбль Санкт-Петербурга. Традиции Дворцовой площади: проведение военных парадов и праздников. | 1 | 1 | |
13 | Рождественские и новогодние традиции Санкт-Петербурга. Старинные рождественские и новогодние открытки и их истории. Празднование Рождества и Нового года на Васильевском острове. | 1 | 1 | |
14 | Невский проспект – главный проспект Санкт-Петербурга: Невский проспект на карте города; архитектурные достопримечательности Невского проспекта; Невский проспект на старинных открытках 1890-1910 годов. | 3 | 2 | 1 |
15 | День полного освобождения Ленинграда от блокады -27 января 1944 года. Исторические адреса на карте Васильевского острова и Невского проспекта, связанные с этой датой. | 1 | 1 | |
16 | Исаакиевский собор – архитектурная доминанта Санкт-Петербурга: история возведения собора; особенности декоративного и скульптурного убранства; необычность и красота архитектурного облика собора. | 2 | 1 | 1 |
17 | Казанский собор – архитектурная доминанта Санкт-Петербурга: история возведения собора; особенности декоративного и скульптурного убранства. Казанский собор – памятник историческим событиям 1812 года. | 1 | 1 | |
18 | Летний сад – первый регулярный сад Санкт-Петербурга; история возникновения и значение в жизни города. | 1 | 1 | |
19 | Заочная экскурсия «Скульптурное убранство Летнего сада». | 1 | 1 | |
20 | Скульптурные памятники основателю города – императору Петру I: «Медный всадник», история возведения; особенности художественного облика памятника; роль памятника в архитектурном городском пространстве. | 1 | 1 | |
21 | Скульптурные памятники основателю города – императору Петру I: «Царь-плотник» история возведения; особенности художественного облика памятника; роль памятника в архитектурном городском пространстве. | 1 | 1 | |
22 | Обитатели водной стихии в убранстве Санкт-Петербурге. | 1 | 1 | |
23 | Реки каналы Санкт-Петербурга: значение в жизни города; особенности архитектурного и скульптурного убранства набережных. | 2 | 2 | |
24 | Санкт-Петербург – город музеев. Первые музеи Санкт-Петербурга: месторасположение на карте города, особенности и традиции посещения первых музеев. Музеи Васильевского острова. | 2 | 2 | |
25 | Итоговое занятие. День рождения города Санкт-Петербурга. История возникновения праздника, традиции празднования. | 2 | 1 | 1 |
Работа с родителями (возрастная категория учащихся 3-4 года)
№ п/п | Время проведения тематической консультации | Тема консультации |
1 | Сентябрь | Собеседование в начале учебного года (цели и задачи занятий, особенности организации учебного процесса, библиография) |
2 | Октябрь | Рекомендации по проведению экскурсионной прогулки «Достопримечательности ближайшего городского окружения: здание, в котором находится детский сад; набережная лейтенанта Шмидта; Благовещенский мост; памятник адмиралу И.Ф.Крузенштерну. |
3 | Декабрь | Рекомендации по проведению экскурсионной прогулки «Дворцовая площадь, как архитектурный ансамбль Санкт-Петербурга. Традиции Дворцовой площади: проведение военных парадов и праздников. |
4 | Апрель | Рекомендации по проведению экскурсионной прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Возможные варианты: пешеходная прогулка по набережным, экскурсия на речном трамвае. |
5 | Май | Собеседование в конце учебного года: формы проведения итогового занятия. |
Материалы и оборудование, необходимые для освоения программы
- набор мультимедийного оборудования на основе персонального
компьютера и видеопроектора;
- презентация, подготовленная преподавателем в программе power Point;
- комплект учебной мебели: рабочий стол для преподавателя, стулья для детей.
Работа с родителями
- собеседование с родителями в начале учебного года (цели и задачи занятий, особенности организации учебного процесса);
- приглашение родителей на тематические и итоговые занятия (по желанию родителей).
Информационное обеспечение
1. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. СПб.: Паритет. 2008.
2. Бабушкина Т.В. Что хранится в карманах детства. СПб.: Речь. 2011.
3. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? Ленинград.: Лениздат. 1967.
4. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом. Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь. 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ»
Программа «Петербурговедение на английском» является общеобразовательным компонентом изучения иностранного языка; она профильно-ориентирована, строится на комплексе требований к содержанию обучения ин...
программа по "Петербурговедению"
Программа содержит пояснительную записку и расчитана на младший, средний и старший возраст....
Петербурговедение на уроках литературы
Обобщение опыта проведения бинарных уроков по истории Санкт-Петербурга и литературы....
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ВВЕДЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ. Часть 2".
Основная идея программы – формирование у учащихся (возрастная категория от 4-х до 7-ми лет) эмоционально-ценностного отношения к Санкт-Петербургу, включение учащихся в диалог с историко-культурн...
курс " Петербурговедение" в старших классах средней школы
Авторская программа "Петербурговедение" на английском языке для старшеклассников относится к программам культурологической направленности. Носит общекультурный уровень освоения, предпол...
"Формула длины окружности. Урок-практикум." (часть 1, часть 2, часть 3)
Презентация разбита на три части из-за невозможности сжать её до необходимого размера....
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...