Шаркова Ольга Александровна

Сайт педагога ОДОД (музейного педагога), педагога-организатора

Профессия: Педагог ОДОД (музейный педагог), педагог-организатор

Профессиональные интересы: Экскурсионно-просветительская деятельность, создание развивающей речевой и культурной среды в школьной музейной экспозиции.

Увлечения: Путешествия, усадебная культура

Регион: Санкт-Петербург

Место работы: ГБОУ СОШ №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков Василеостровского района Санкт-Петербурга имени И.А. Бунина

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/sharkova-olga-aleksandrovna
Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, - И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать..
Ф.И. Тютчев

Музейная экспозиция - это пространство, в котором человек не только осваивает незнакомый "текст культуры" (знакомится с письменными, изобразительными, вещественными источниками), но и создает собственный, в котором отражает своё представление об объекте познания.

Исследовательская работа, создающаяся как результат работы ученика в пространстве музейной экспозиции, становится самостоятельно созданным текстом культуры, отражает присущие автору взгляды, предположения, гипотезы и их аргументацию. Данные "тексты культуры" личностно значимы, так как являются результатом самостоятельного творческого процесса.

Таким образом, концепция создаваемой музейной экспозиции предполагает понимание музейного пространства, как образовательного поля - особо развивающей среды, в которой выстраиваются модели музейной коммуникации; создаются условия для диалогового, творческого, личностно-деятельностного обучения; складываются оригинальные тексты культуры.

Музейная педагогика начинается в тот момент, когда возникает эффект встречи человека  музеем (или когда эта встреча ожидается). Самая сложная задача музейного педагога - дать возможность ученику почувствовать свою сопричастность культуре и возможность диалога с ней, ощутить способность к постижению языка вещей, к расширению эмоционального опыта. 

 

О себе

В 1994 году окончила факультет русской филологии и культуры РГПУ им. А.И.Герцена по специальности «Учитель русского языка и литературы».

Во время обучения в РГПУ им. А.И.Герцена на факультете русской филологии и культуры одновременно занималась на факультете дополнительных педагогических профессий на отделении искусствоведения и окончила его в  1993 году, получила дополнительную специальность «Руководитель факультатива по истории изобразительного искусства в школе и во внешкольных учреждениях».

В  2001 году окончила Университет Петербурга с правом преподавания курса истории и культуры Петербурга в учебных заведениях города и на работу экскурсоводом по городу Петербургу. Выполнила и защитила дипломную работу на тему: «Из истории Миллионной улицы».

В 2004 году прошла краткосрочное обучение в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Удостоверение № 3570.

В 2008 году окончила курсы повышения квалификации экскурсоводов по программе, утвержденной Методическим советом Городского экскурсионного бюро. Подготовила текст экскурсии и сдала экзамен по теме: «Памятные места  Санкт-Петербурга», « Город Пушкин», «Город Павловск».

В  2008 году окончила курсы повышения квалификации  «Мастерство педагога дополнительного образования».

За  время работы в ГБОУ средней школе № 27 имени И.А.Бунина  2010-2014 гг. принимала участие в семинарах и конференциях:

- Городской семинар «Музей и школа: диалог партнеров», проходивший на базе РЦ  ГБОУ СОШ № 4 им.Жака-Ива Кусто;

- Семинар «Педагогика музейной деятельности в расширении образовательного пространства через применение современных педагогических технологий» на базе ГБОУ СОШ № 12 Василеостровского района Санкт-Петербурга с углубленным изучением иностранных языков;

- Городской семинар для руководителей школьных музеев Санкт-Петербурга «Музей  Петришуле. Время и люди – тема, проверенная временем», проходившего на базе ГБОУ  СОШ № 222  с углубленным изучением немецкого языка Петришуле Центрального района Санкт-Петербурга;

- Всероссийская научно-практическая конференция «Филология и образование: междисциплинарный аспект». Конференция была организована Волховским филиалом РГПУ им.А.И.Герцена и Ассоциацией «Университетские образовательные округа». Выступала с докладом «Экскурсионный урок как возможность включения учащихся в пространство музейной школьной экспозиции»; доклад был опубликован в сборнике материалов конференции;

- Всероссийская конференция «Пространство наук и образовательная среда: исторический опыт и перспективы развития в 21 веке», посвященная 100-летию со дня рождения Я.Б.Зельдовича. Конференция была организована ГБОУ  СОШ № 206  Центрального района Санкт-Петербурга и Автономной некоммерческой организацией консолидации образовательного пространства «Университетские образовательные округа». Выступала с докладом «Музей в образовательном пространстве: из опыта работы музейной экспозиции ГБОУ  СОШ № 27 им. И.А.Бунина на секции «Роль музея в популяризации научного знания».

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

« Основной (но, разумеется, не  единственный)  способ  своего   интеллектуального  развития – чтение. Чтение не должно быть случайным! Так как время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки»

Д.С.Лихачев

 

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечней – царственное слово.

Анна Ахматова

 

Круг чтения отражает сферу профессиональных интересов взрослого человека, вехи его духовного и личностного становления.

Мемуарная литература – источник психологических и историко-культурных наблюдений; обращение к мемуарам дает возможность по-новому взглянуть на давно известные исторические факты, задуматься о переменах, которые несет ход времени.

У каждого читателя существуют свои любимые книги, к которым он обращается неоднократно. Среди большого количества интересной мемуарной литературы я бы хотела выделить три книги: А. Цветаева «Воспоминания»;  «Константин Коровин вспоминает…»;  Т. Кузьминская «Моя жизнь дома и в Ясной поляне».

Ход времени… Что помогает преодолеть его? Какие личностные качества может противопоставить человек разрушительному влиянию хода времени? Читательский поиск ответов на эти вопросы приводит к обращению к книгам Д.С. Лихачева «Раздумья», «Поэзия садов»; П.П. Муратова «Образы Италии»; к поэзии Бориса Пастернака и Всеволода Рождественского.

Спектр моих профессиональных интересов связан с историей Петербурга-Петрограда на рубеже веков, с образом города, отраженном в его архитектурном портрете, а также (что не менее важно) – с образом города, запечатленном в литературных произведениях.

Поэтому я хочу назвать следующие книги: Н.П. Анциферов «Непостижимый город», И.И. Лисаевич «Санкт-Петербург. Архитектурный портрет», «Еще горит моя звезда…».

Сравнительно новая сфера моих профессиональных интересов – музейная педагогика. Среди потока разноплановой методической , справочной, психологической литературы я бы хотела выделить книгу Татьяны Бабушкиной «Что хранится в карманах детства?».

Мои достижения

Мои публикации:

1. Вахромеева О.Б., Шаркова О.А. Из истории развития гимназического образования в Санкт-Петербурге // «Мир экскурсий», 2009,  №7-8.

2. Шаркова О.А. Экскурсионный урок как возможность включения учащихся в пространство музейной школьной экспозиции // Филология и образование: междисциплинарный аспект: Материалы всероссийской научно-практической конференции, Волхов, 27-28 марта 2012 года, СПб.: Университетские Образовательные Округа, 2013.

3. Шаркова О.А. Иван Алексеевич Бунин в пространстве школьного музея // Биографика. Методика написания биографий. (Учебник), СПб.: «Лема», 2013.

Моё портфолио

     Уважаемые коллеги!  Хочу представить Вашему вниманию моё электронное портфолио.

      Решением топонимической комиссии в декабре 2010 года школе № 27 Василеостровского района с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков было присвоено имя первого Нобелевского лауреата по литературе, русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. 12 мая 2011  состоялось открытие музейной экспозиции «Иван Бунин: города, события, встречи». Смысл названия экспозиции далеко не случаен: экспозиция рассказывает о личностном и профессиональном становлении писателя Ивана Бунина.

      С момента присвоения школе имени И.А. Бунина и по сегодняшний день я являюсь заведующей школьной музейной экспозицией «Иван Бунин: города, события, встречи».

     За 2010-2014 годы была разработана и сформулирована концепция музейной экспозиции; в январе 2014 года  музейная экспозиция была подготовлена к районной и городской переаттестации школьных музеев.

     Созданию музейной экспозиции предшествовала большая поисковая работа в ЦГАКФФД и в  журнальном зале Публичной библиотеки.

     Композиция  выставки связана со смыслом ее названия: три города в жизни Ивана Бунина – три этапа его творческого пути. В начале обзорной экскурсии речь идет о Ельце – родном Бунинской душе городе, городе его гимназической юности. Во фрагменте экскурсии, посвященном  Петербургским адресам и встречам писателя, речь идет о Петербурге 1900-х годов (Петербург – книжная столица России начала века), а также о журналах и редакциях, с которыми сотрудничал Бунин. Город эмиграции Бунина, город обширных литературных знакомств и связей – Париж 1920-х годов. Какие изменения происходят в творческом кредо писателя с 1920 по 1933 годы? Какие литературные знакомства были у него?

     В пространстве музейной школьной экспозиции проходят тематические экскурсии, музейные уроки, историко-филологические семинары.

     На данном сайте будут представлены технологические карты, конспекты и презентации музейных уроков, дающих возможность познакомится с творческими аспектами моей работы.

Мои публикации:
Дополнительное образование
Краеведение
Междисциплинарное обобщение
Социальная педагогика
Добавить грамоту в портфолио