Петербурговедение на уроках литературы
статья по литературе по теме

Сухова Людмила Петровна

Обобщение опыта проведения бинарных уроков по истории Санкт-Петербурга и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Петербурговедение на уроках литературы»

Изменения, происшедшие в структуре школьного образования, вызвали повышенный интерес к историческому и культурному облику Петербурга.

Школьники изучают Петербург, а не Ленинград, город Петра, а не Ленина, город писателей, а не политических деятелей. Город трагических обстоятельств нашей истории. В печати появился учебник-хрестоматия «Санкт- Петербург в русской литературе».

Работу над «петербургской темой» можно начинать с младших классов и продолжать в старших.

Петербург по праву может считаться уникальным явлением мировой цивилизации. Через всю русскую литературу проходит взгляд на Петербург как на город, сочетающий в себе реальность с элементами мифа, символики, своего рода фантастичности. Сама история возникновения города порождает обилие легенд, мифов и сказаний.

Поэмой «Медный всадник» А.С. Пушкин ввёл в русскую литературу тему Петербурга. О Петербурге писали и до него, но узаконил эту тему, конечно,  Пушкин.

В 7 классе учащиеся знакомятся с поэмой А.С. Пушкина «Медный всадник». Эта поэма будет началом знакомства с литературой о Петербурге.

Перед изучением поэмы «Медный всадник» на вводном уроке можно погрузить учеников в мир города. Увидеть его неповторимость, индивидуальность. Во время беседы задаются такие вопросы:

  1. В чём состоит феномен Петербурга?
  2. Что это за город? Чем отличается от других городов?
  3. Подберите этикеты, которые помогают раскрыть облик Петербурга:

(старинный, красивейший, великолепный, многоликий, героический).

Можно предложить написать сочинения-миниатюры:

  1. Петербург - гранитный гигант.
  2. Разведенные мосты.
  3. Укрощённая Нева.
  4. Город – памятник.

Например:

Сочинение-миниатюра.

Разведённые мосты.

Наступает петербургская летняя ночь. Затихает великолепный город после трудового дня. Светло, как днём. Это белые ночи окутали Петербург. На Неве разводят мосты. Весь день стоят крылья мостов, крепко держась стальными руками друг за друга, но пришло время разлуки. Взмывают два крыла в небо, чтобы  открыть путь гостям по Неве.

Быстро заканчивается белая ночь в Петербурге. И вновь встретятся неразлучные стороны разведённых мостов. И снова шум машин заглушает воды.

Санкт – Петербург (стих).

Стихи можно выписать и выучить наизусть, а также сочинить самим.

Образец стиха ( уч – ся 7 классе).

Стремителен, мастит

Античный город наш.

Нева в лучах блестит

Красив её витраж.

Балтийские громады,

Узорные ограды.

Речные зеркала,

Гранитный град Петра.

На втором уроке читается поэма «Медный всадник» в классе. Читается выразительно вступление к поэме.

«На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел»

Обращаем внимание, что Пушкин рассказывает здесь подлинную историю возникновения Петербурга. Он (Петр) – его думы (Неве). Итак, перед нами начало начал, основание город. Удивительно, как легко узнаётся картина с первых строк.

Город, возникший из ничего, преображается через 100 лет. Он красив необыкновенно.

«Пошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво».

Замысел Петра 1 материализуется в город, чудесно вознесшийся «из топи блат» через 100 лет. Поэтому нет рассказа о длительном строительстве, а есть описание чуда по принципу сопоставления – было – стало.

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один из низких берегов,

Бросал в неведомые воды

Свой ветхий невод, ныне там

По оживлённым берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен.

Прекрасно лирическое отступление – признание в любви городу:

Люблю тебя, Петра творение,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит.

В конце  лирического  отступления  вдруг  меняется  тональность, идёт призыв – заклинание с побудительными предложениями.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия…

В описании реки Невы много эпитетов, олицетворений.  Река даётся  как живое существо, сначала спокойная, державная, затем мечется как больной. Потом Нева сравнивается с чудовищным зверем, рвётся к морю, вздувается и ревёт. Начинается наводнение.

… - Воды вдруг

Втекли в подземные подвалы,

К решётками хлынули каналы.

И всплыл Петрополь, как тритон,

По пояс в воду погружён.

А затем разбушевавшуюся стихию мы видим глазами бедного человека. Эта стихия сравнивается с разбойником, вором, который грабит бедный люд.

…злые волны,

Как воры, лезут в окна.

Во второй части поэмы «Медный всадник» говорит о том, что река смирилась, возвращается в свои берега.

Спешат разбойники домой,

Добычу на пути ровняя.

Битва закончилась? Да, но мы-то знаем, что река смирилась лишь на время, накопит сил и вновь обрушится на город.

На дом можно дать задание:

  1. Найти описание Медного всадника;
  2. Чем является Медный всадник для Петербурга? (символ города);
  3. Выучить наизусть обращение к Медному всаднику.

На последнем уроке идёт подготовка  к сочинению. Темы можно выбрать из тех, что предложил учитель:

  1. Взбунтовавшаяся стихия.
  2. Наводнение в городе Петра.
  3. Чудо – город в поэме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....