программа по "Петербурговедению"
рабочая программа на тему

Вязовик Юлия Александровна

Программа содержит пояснительную записку и расчитана на младший, средний и старший возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья №23 Петроградского района Санкт- Петербурга.

                                                                    Программа

                     «ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ»

Автор-составитель:

Вязовик Юлия Александровна

Воспитатель высшей квалификационной категории                                                                

Санкт-Петербург

2014 г

                   

                                          Пояснительная записка

    Данная разработка программы предназначена для проведения знаний по теме “Воспитание юного петербуржца” с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном и психическом развитии.

     Разработка ориентирована на работу по данному курсу с детьми младшего возраста (7-10 лет), среднего возраста (10-13 лет) и старшего возраста (13-17лет). Программа рассчитана на 3 года.

     Воспитанникам детского коррекционного учреждения VIII вида свойственны: недоразвитие познавательных процессов, проблемы в эмоционально-волевой сфере, общее личностное недоразвитие, отсутствие долговременной памяти. Такие дети испытывают особые трудности в общении, у низ плохо развита речь, они не умеют правильно использовать коммуникативные средства передачи информации, затрудняются правильно передавать свои знания, неадекватно оценивают себя и окружающих. У этих детей плохо развита память, они не умеют применять полученные знания на практике.

     Основной целью разработки является создание условий для развития, адаптации и социализации ребёнка к внешнему миру, воспитания чувства любви к родному городу, чувства патриотизма. Учитывая все вышеперечисленное, я ставлю следующие задачи:

I. Образовательные:

  • Познакомить детей с историей возникновения нашего города, с его традициями, архитектурной.
  • Учить детей адекватно пользоваться полученными знаниями.
  • Способствовать социализации воспитанников в инфраструктуре.

II. Воспитательные:

  • Воспитывать в детях патриотизм и чувство любви к родному городу.
  • Воспитывать и развивать духовную сферу детей через их чувства и ощущения.
  • Формировать навыки адекватного поведения в общественных местах.

III. Коррекционные:

  • Активизировать мыслительную деятельность детей, развивать внимание, воображение, память.
  • Исправлять недостатки речевых навыков
  • Формировать познавательный интерес

                   Для решения этих задач я использовала методы обучения:

  • Практическая работа
  • Беседа
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Дидактические игры
  • Экскурсии
  • Целевые прогулки
  • Творческие задания (рисование, аппликация, поделки)
  • Конкурсы
  • Викторины
  • Обращение к литературным и музыкальным произведениям

Все эти методы помогают активировать мысленную деятельность детей, развивает внимание, память, воображение, повышают эмоциональный уровень.

        Эффективность проведенной работы можно определить с помощью диагностической карты.

        Диагностические карты прилагаются в методической разработке после каждого занятия и служат критериями оценки знаний, умений и навыков (ЗУН) детей, полученных на занятиях.

        Большинство занятий в методической разработке являются диагностическими (завершающими) и служат для выявления знаний, умений и навыков детей, полученных в процессе их знакомство с городом и закрепления полученных знаний.

     Практическая работа проводится в группе, подгруппе детей и индивидуально, с целью выработки у воспитанников определенных умений и навыков на основе знаний, полученных на теоретических занятиях.

     Беседа применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми и практической работой. В зависимости от задач беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядным материалом. В начале занятия могут проводиться краткие вводные беседы, а в конце, для закрепления материала – заключительные.

     Сюжетно-ролевые игры необходимо проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Педагог организует игру и руководи ею. Необходимо избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуации, стараться ставить детей перед необходимостью самостоятельно принимать решения.

     Значительное и главное места отводится экскурсиям и целевым прогулкам. Экскурсии могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии необходимо проводить перед изучением нового материала. Их цель: проведение наблюдений и общее наблюдение за объектами. Текущие проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления материала. Итоговые проводятся при завершении работы над темой. В ходе экскурсий можно проводить практические работы.

     На занятиях следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки, игры на словообразование и разгадывание различных головоломок, ребусов и кроссвордов.

     Необходимо следить за полнотой ответов, последовательностью изложения, умением правильно построить фразу, обосновать вывод.

     На занятиях целесообразно применять коллективные, индивидуальные и групповые формы работы, способствующие развитию личности ребёнка, развивающие в нём умение работать, общаться в больших и малых группах.

     Работа строится по принципу концентричности – изучаемый материал усложняется по спирали, то есть постепенно добавляется новая информация, которая позволяет детям с нарушениями в интеллектуальном развитии воспринимать и усваивать сведения в полном объёме.

     Возможны следующие способы проведения занятий:

  • Опрос по пройденному материалу
  • Проблемный момент (задаются детям спорные ситуации, которые надо решить)
  • Момент выбора (детям предлагается выбрать форму ответа на поставленную задачу)
  • Моделирование
  • Самооценки и взаимооценки

     Методическая разработка включает в себя следующие разделы для изучения:

  1. История создания Санкт-Петербурга” (общие сведения)
  2. “Мой район – Петроградская сторона”
  3. “Инфраструктура города”
  4. “Реки, острова и набережные”
  5. “Мосты повисли над водами”
  6. “Стрела Васильевского острова”
  7. “Ансамбли городских площадей”
  8. “Храмы нашего города”
  9. “Сады Санкт-Петербурга”
  10.  “Центр - нашего города – Невский проспект”
  11.  “Знаменитые люди нашего города”
  12.  “Героическое прошлое нашего города”
  13. “Я - Петербуржец”

Прогнозируемые результаты: освоение программы.

     В процессе работы дети:

  • Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, указанные в программе
  • Научатся ориентироваться по упрощённой схеме города
  • Смогут находить основные географические ориентиры по карте (река, исток, устье, правый и левый берег, остров)
  • Смогут находить городские объекты на карте
  • Научатся ориентироваться в реальном городе (на улице, в своём районе, в центре города)
  • Узнают о необходимости соблюдения правил поведения горожанина
  • Познакомятся с основными правилами этикета в общественном транспорте и на улицах города
  • Приобретут практические навыки пользования различными видами транспорта
  • Научатся узнавать по изображению достопримечательности города
  • Смогут передвигаться по городу, выбирая наиболее оптимальный маршрут следования

Показателями эффективности являются:

  • Укрепление психического, социального здоровья воспитанников
  • Дети самостоятельно могут взять на себя роль и выполнить цепочку последовательных действий
  • Применять полученные знания и отработанные формы общения в повседневном поведении
  • Привносят элементы самостоятельного творчество и воображения
  • Дети умеют не только выполнять действия, но и сопровождают речью свои действия
  • Отмечается устойчивый интерес к деятельности, дружеские взаимоотношения
  • Дети могут само организовываться
  • Увеличивается активный словарь, умеют вести простые диалоги
  • Ребёнок выходит из своего замкнутого мира, появляется интерес к окружающему миру и деятельности.

Петербурговедение

Задачи

I ступень обучения

(младший школьный возраст)

II ступень обучения

(средний школьный возраст)

III ступень обучения

(старший школьный возраст)

История создания Санкт – Петербурга (общие сведения)

     Изучить историю создания Санкт-Петербурга

     Формировать патриотическое отношение и любовь к родному городу

     Формировать познавательный интерес к истории родного города

     Учить освоению понятий, связанных с историей создания и развития города

 

- Наш город – наш дом

- Как родился Петербург

- Визитная карточка наше города (имя города, дата рождения города, герб Санкт - Петербурга)

- Мир города

- “Живой” город

- “Сосуды” города

- “Клетки” города

- “Легкие” города

“…Здесь будет город заложен…”

- Историческая необходимость создания города

- История имени города

- Санкт-Петербург – морская столица

- Кто и как строил наш город

- Исторический план застройки города

- Пётр I – основатель города

- Трезини, Растрелли

- Герб, гимн, флаг СПб.

- Морской фасад города

“…Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно….”

- Личности Петра I и его сподвижников

- Рождение Петропавловской крепости – колыбели города

- Голубая карта города (острова, реки, каналы, мосты)

3 часа

3 часа

3 часа

Мой район – Петроградская сторона

     Познакомить с инфраструктурой, достопримечательностями Петроградского района

    Формировать интерес к жизни своего района

    Научить ориентироваться в инфраструктуре своего района

- Наш лом на Петроградской стороне

 - Мой адрес

 - Название улиц, окружающих наш дом

 - Транспорт, проходящий по нашей улице

- Достопримечательности нашего района:  

  • Метро “Чкаловская”
  • Аврора
  • Зоопарк
  • Памятник “Стерегущему”

- Мой адрес

 - История названий ближайших

Улиц

 - История нашего района

 - Станции метрополитена в нашем районе

- Петроградский район. Карта нашего района

- Острова:

  • Заячий
  • Елагин
  • Крестовский
  • Аптекарский
  • Каменный

- Голубая карта нашего района. Реки и острова.

- Мосты, транспортные связи

- Достопримечательности нашего района:

  • Ботанический сад
  • Елагин остров
  • Планетарий
  • Петропавловская крепость
  • Князь-Владимирский собор

- Карта нашего района

- История возникновения района

- Главный улицы

- Культурные улицы района

- Транспортные связи

-Телебашня, телецентр, Ленфильм

- Ушаковская развязка

- Достопримечательности нашего района:

  • Стадион им. Кирова
  • Артиллерийский музей
  • Домик Петра
  • Нахимовское училище
  • Особняк Кшесинкой

3 часа

3 часа

3 часа

Инфраструктура города

     Формировать знания о назначении зданий, домов, разных видов транспорта

     

     Воспитывать и развивать социальные нравы

     Дать понятие, что такое инфраструктура города

     Прививать навыки поведения в общественных местах города

 - На нашей улице:

  • Детский сад
  • Магазины
  • Почта
  • Школа
  • Парикмахерская
  • Детская площадка
  • Трамвай
  •  Автобус
  • Метро
  • Цирк
  • Кинотеатр
  • Баня, бассейн

- Машины на нашей улице (правила дорожного движения)

- Путь в школу:

  • Светофор, пешеходный переход, дорожные знаки на нашем пути

- Путь в музей игрушек

- Путь в зоопарк

- Метрополитен – специфический вид транспорта

- Разветвленность сети – возможность свободного передвижения по городу

- Общественный транспорт города: трамвай, троллейбус, автобус.

- Улица (тротуар, проезжая часть, перекресток)

- Проспект

- Магистраль

- Пешеходные зоны

- Дома

- Парки и скверы

-Магазины и рынки

- Кондитерская фабрика

- Музей шоколада

-Хлебозавод

- Вокзалы города, порт.

 - Общественный транспорт

 - Аптека

- Больница

- Завод, фабрика

- Универмаг

- Рынок

- Социальные службы

- Образовательное учреждение

- Дом быта

- Воздушный транспорт (аэропорт)

4 часа

4 часа

4 часа

Реки, острова, набережные

     Формировать знания о реках, каналах и набережных нашего города

     Формировать умение работать с картой города, на которой представлены реки, каналы, остова

     Воспитывать умение видеть богатства, созданные природой

    Обогащать активный словарный запас новыми понятиями и представлениями

- “…В гранит оделася Нева…”

- Из камня берега Невы

- Набережные Невы. Спуски.

- Нева – главная река нашего города

- Прогулка по Неве

 - “Почему наш город называется Северной Венецией?”

- р.Нева, Невки, Мойка, Фонтанка, Карповка

- Острова:  

  • Заячий
  • Василеостровский
  • Петроградский
  • Крестовский
  • Елагин

- Набережные:

  • Дворцовая
  • Адмиралтейская
  • Петровская
  • Кронверская

- Голубая карта нашего города (реки и острова)

- По Неве не корабле

- “…Нева вздувалась и ревела…”

- Ординар, наводнения

- р.Мойка, Невки, Фонтанка, Карповка, канал Грибоедова, Лебяжья канавка, Обводный канал

- о. Заячий, Васильевский, Петроградский, Крестовский, Елагин, Каменный, Аптекарский

- Набережные: Дворцовая, Адмиралтейская, Петровская, Кронверская, Университетская, Английская

- Голубая карта нашего города

     

3 часа

3 часа

3 часа

Мосты повисли над водами

     Дать знания о мостах нашего города

     Изучать красоту и практическое назначение мостов

     Научить ценить красоту мостов Петербурга и воспитывать уважение к их создателям

- Петербургские мосты (название, назначение)

- На Петроградской стороне:

  • Тучков мост
  •  Троицкий мост

- Петербург – горд мостов

- Мосты нашего района

- Мосты:

  • Дворцовый
  • Троицкий
  • Биржевой

(архитектура, практическое значение, уникальность)

- Украшение мостов (скульптура)

- Львы

- Сфинксы

- Грифоны

- Назначение моста

- Висячие мосты

“…Твоих оград узор чугунный…”

- Мосты через Неву:

  • Дворцовый
  • Троицкий
  • Биржевой
  • Л.Шмидта
  • Литейный
  • Тучков

- Силуэты мостов:

  • Сфинксы
  • Грифоны
  • Львы
  • Скульптура мостов

- Ограды и чугунные решётки мостов

- Создатели мостов

3 часа

3 часа

3 часа

Стрелка Васильевского острова

     Дать знания о самом большом и неповторимом острове в нашем городе

     Формировать знания об “ансамбле” стрелки и его создателях

- “Самый большой из островов СПб”

- Васильевский:

  • Стрела
  • Ростральные колонны

- “Куда указывает стрелка Васильевского острова”

- Стрелка В.О., Биржа, Ростральные колонны, Зоологический музей

     “Крупнейший остров нашего города”

-   - Стрелка В.О., Биржа, Ростральные колонны, Зоологический музей  

2 часа

2 часа

2 часа

Ансамбли городских площадей

     Формировать эстетическое восприятие города

     Создать условия для воспитания гордости за родной город

     Пробуждать познавательный интерес к городу, осознание ценности памятников культуры и искусства

“Главная площадь нашего города”

- Дворцовая площадь:

  • Дворцовая площадь
  • Зимний дворец
  • Александрийская колонна
  • Дворцовая набережная
  • Дворцовый мост

“Куда ты скачешь, гордый конь…”

  • Медный всадник
  • Исаакиевский собор

“…Громады стройные теснятся дворцов и башен…”

- Дворцовая площадь: Зимний дворец; Александровская колонна

- Исаакиевская площадь: Исаакиевский собор

- Медный всадник

- площадь Островского

- Пушкинский театр

- Памятник Екатерине II

- Площадь искусств

- Русский музей, памятник А.С.Пушкину

- Театральная площадь

- Мариинский театр

- Консерватория

“…Красуйся град Петров и стой…”

     Дворцово-парковые ансамбли города:

- Ансамбль Дворцовой площади:

  • Зимний дворец
  • Александрийская колонна
  • Арка Главного Штаба
  • Дворцовая набережная

- Ансамбль Исаакиевской площади:

  • Исаакиевский собор
  • Памятник Николаю I
  • Мариинский дворец

- Ансамбль Конюшенной площади:

  • Храм Спаса на Крови

- Ансамбль Невского проспекта:

  • Строгановский дворец
  • Казанский собор
  • Аничков дворец
  • Дворец Белосельских-Белозерских

- Ансамбль Таврического дворца (сад, дворец)

- Ансамбль Площади Искусств:

  • Малый театр
  • Корпус Бенуа
  • Русский музей
  • Филармония
  • Музей Этнографии

- Ансамбль Университетской набережной:

  • Меньшиковский дворец
  • Академия Художеств
  • Университет
  • Кунсткамера

- Ансамбль Юсуповского дворца (сад, дворец)

3 часа

3 часа

3 часа

Храмы нашего города

     Дать понятие религии, конфессии

     Развивать духовную сферу ребенка

“Одна из святынь Петербурга” (нашем районе)

- Князь Владимирский собор

- Собор Петропавловской крепости

- Иоановский монастырь

“Соборы нашего города”

- Храмы нашего района

- Исаакиевский собор

- Казанский собор

Троицкий собор Алесандро-Невской лавры

- Владимировский собор

- Храм Воскресения Христова

“Храмы Санкт-Петербурга”

- Храмы нашего района

- Исаакиевский СОБР

- Казанский собор

- Троицкий собор Александро-Невской лавры

- Владимирский собор

- Храм Воскресения Христова

- Никольский собор

- Измайловский собор

- Армянская церковь

- Каталический собор

-Синогога

3 часа

3 часа

3 часа

Сады Санкт-Петербурга

     Способствовать формированию знаний о парках садах Санкт-Петербурга

     Формировать представление о пользе зелёных насаждений в городе

     Учить видеть красоту и неповторимость красивейших садовых анасамблей города

“Самый первый сад нашего города”

- Летний сад

“Тёмно-зелёными садами, её покрылись острова….”

- Летний сад

(Летний дворец Петра I, памятник И.А.Крылову)

- Михайловский сад

(Инженерный замок)

- Александровский сад

(Адмиралтейство)

“…Люблю я тень своих садов, красивейший из городов…”

- Летний сад

(Летний дворец Петра I, памятник И.А.Крылову)

- Михайловский сад

(Инженерный замок)

- Александровский сад

(Адмиралтейство)

- Ботанический сад

- Таврический сад

3 часа

3 часа

3 часа

Центр нашего города (Невский проспект)

     Способствовать формированию знаний о достопримечательности главной улицы нашего города

     Учить ориентироваться в историческом центре Санкт-Петербурга

     Формировать эстетическое восприятие города

     Формировать основы поведения, соответствующие “Петербургскому стандарту”

“Пойдем гулять по Невскому…”

- Казанский собор

- Аничков собор

- Гостиный двор

“…Громады улиц Петербурга…”

- История Невского проспекта (театры, храмы, магазины, памятники)

 

“Главная улица нашего города”

- Невский проспект: крупнейшие магазины, вокзалы, станции метро, театры, храмы.

2 часа

2 часа

2 часа

Знаменитые люди нашего города

     Знакомство со знаменитыми петербуржцами, жившими и творившими в нашем городе

    Развивать творческие  способности детей

“…В моём городе жили….”

- Крылов И.А

- Чуковский К.И.

- Маршак С.Я.

“Знаменитые люди нашего города”

- Крылов И.А.

- Пушкин А.С.

- Суворов А.В.

- Державин Г.Р.

“Петербург город…”

- Крылов И.А.

- Пушкин А.С.

- Державин Г.Р.

- Гоголь Н.В.

- Растрелли

3 часа

3 часа

3 часа

Героическое прошлое нашего города

     Сохранение памяти об исторических событиях, людях, которые в разное время защищали нашу землю

     Формирование уважительного отношения к подвигу наших предков

     Способствовать формированию знаний об архитектурных памятниках военной доблести России

“Подвиг нашего города во время Великой Отечественной войны”

- Какие бывают памятники воинской славы

“Славны были наши деды…”

- Крейсер Аврора

- Марсово поле

“Петербург, Петроград, Ленинград” (героическое прошлое нашего города)

- Крейсер Аврора

- Марсово поле

- 900 дней блокады

- Дневник Тани Савичевой

- Пискарёвское кладбище – музей истории города

- Зелёный пояс славы

“… Люблю военная столица, твоей твердыми дым и гром…” (героическое прошлое нашего города)

- Восстание декабристов (Сенатская площадь)

- Революция (Марсово поле)

- Великая Отечественная война (музей истории города на пл. Победы)

3 часа

3 часа

3 часа

Я - Петербуржец

     Способствовать развитию и совершенствованию культуро - логической, эмоциональной сферы, интеллектуальных возможностей и способностей детей через ознакомление с историческим прошлым и настоящим Санкт-Петербурга

     Закреплять знания детей о родном городе

     Способствовать созданию условий для формирования чувства гордости за родной город, бережного отношения к культурному наследию

“Мой город – ЭТО…”

(обобщающее занятие)

“Я счастлив, что я - Петербуржец”

(обобщающее занятие)

“Бег времени”

(современный Петербург)

- Районы города

- Спортивно-концертные сооружения

- Гипермаркеты, супермаркеты…

“Мой город – мой дом”

(обобщающее занятие)

1 час

1 час

1 час

ВСЕГО

36 часов

36 часов

36 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...