программа по "Петербурговедению"
рабочая программа на тему
Программа содержит пояснительную записку и расчитана на младший, средний и старший возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья №23 Петроградского района Санкт- Петербурга.
Программа
«ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ»
Автор-составитель:
Вязовик Юлия Александровна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Санкт-Петербург
2014 г
Пояснительная записка
Данная разработка программы предназначена для проведения знаний по теме “Воспитание юного петербуржца” с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном и психическом развитии.
Разработка ориентирована на работу по данному курсу с детьми младшего возраста (7-10 лет), среднего возраста (10-13 лет) и старшего возраста (13-17лет). Программа рассчитана на 3 года.
Воспитанникам детского коррекционного учреждения VIII вида свойственны: недоразвитие познавательных процессов, проблемы в эмоционально-волевой сфере, общее личностное недоразвитие, отсутствие долговременной памяти. Такие дети испытывают особые трудности в общении, у низ плохо развита речь, они не умеют правильно использовать коммуникативные средства передачи информации, затрудняются правильно передавать свои знания, неадекватно оценивают себя и окружающих. У этих детей плохо развита память, они не умеют применять полученные знания на практике.
Основной целью разработки является создание условий для развития, адаптации и социализации ребёнка к внешнему миру, воспитания чувства любви к родному городу, чувства патриотизма. Учитывая все вышеперечисленное, я ставлю следующие задачи:
I. Образовательные:
- Познакомить детей с историей возникновения нашего города, с его традициями, архитектурной.
- Учить детей адекватно пользоваться полученными знаниями.
- Способствовать социализации воспитанников в инфраструктуре.
II. Воспитательные:
- Воспитывать в детях патриотизм и чувство любви к родному городу.
- Воспитывать и развивать духовную сферу детей через их чувства и ощущения.
- Формировать навыки адекватного поведения в общественных местах.
III. Коррекционные:
- Активизировать мыслительную деятельность детей, развивать внимание, воображение, память.
- Исправлять недостатки речевых навыков
- Формировать познавательный интерес
Для решения этих задач я использовала методы обучения:
- Практическая работа
- Беседа
- Сюжетно-ролевые игры
- Дидактические игры
- Экскурсии
- Целевые прогулки
- Творческие задания (рисование, аппликация, поделки)
- Конкурсы
- Викторины
- Обращение к литературным и музыкальным произведениям
Все эти методы помогают активировать мысленную деятельность детей, развивает внимание, память, воображение, повышают эмоциональный уровень.
Эффективность проведенной работы можно определить с помощью диагностической карты.
Диагностические карты прилагаются в методической разработке после каждого занятия и служат критериями оценки знаний, умений и навыков (ЗУН) детей, полученных на занятиях.
Большинство занятий в методической разработке являются диагностическими (завершающими) и служат для выявления знаний, умений и навыков детей, полученных в процессе их знакомство с городом и закрепления полученных знаний.
Практическая работа проводится в группе, подгруппе детей и индивидуально, с целью выработки у воспитанников определенных умений и навыков на основе знаний, полученных на теоретических занятиях.
Беседа применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми и практической работой. В зависимости от задач беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядным материалом. В начале занятия могут проводиться краткие вводные беседы, а в конце, для закрепления материала – заключительные.
Сюжетно-ролевые игры необходимо проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Педагог организует игру и руководи ею. Необходимо избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуации, стараться ставить детей перед необходимостью самостоятельно принимать решения.
Значительное и главное места отводится экскурсиям и целевым прогулкам. Экскурсии могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии необходимо проводить перед изучением нового материала. Их цель: проведение наблюдений и общее наблюдение за объектами. Текущие проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления материала. Итоговые проводятся при завершении работы над темой. В ходе экскурсий можно проводить практические работы.
На занятиях следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки, игры на словообразование и разгадывание различных головоломок, ребусов и кроссвордов.
Необходимо следить за полнотой ответов, последовательностью изложения, умением правильно построить фразу, обосновать вывод.
На занятиях целесообразно применять коллективные, индивидуальные и групповые формы работы, способствующие развитию личности ребёнка, развивающие в нём умение работать, общаться в больших и малых группах.
Работа строится по принципу концентричности – изучаемый материал усложняется по спирали, то есть постепенно добавляется новая информация, которая позволяет детям с нарушениями в интеллектуальном развитии воспринимать и усваивать сведения в полном объёме.
Возможны следующие способы проведения занятий:
- Опрос по пройденному материалу
- Проблемный момент (задаются детям спорные ситуации, которые надо решить)
- Момент выбора (детям предлагается выбрать форму ответа на поставленную задачу)
- Моделирование
- Самооценки и взаимооценки
Методическая разработка включает в себя следующие разделы для изучения:
- “История создания Санкт-Петербурга” (общие сведения)
- “Мой район – Петроградская сторона”
- “Инфраструктура города”
- “Реки, острова и набережные”
- “Мосты повисли над водами”
- “Стрела Васильевского острова”
- “Ансамбли городских площадей”
- “Храмы нашего города”
- “Сады Санкт-Петербурга”
- “Центр - нашего города – Невский проспект”
- “Знаменитые люди нашего города”
- “Героическое прошлое нашего города”
- “Я - Петербуржец”
Прогнозируемые результаты: освоение программы.
В процессе работы дети:
- Научатся грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, указанные в программе
- Научатся ориентироваться по упрощённой схеме города
- Смогут находить основные географические ориентиры по карте (река, исток, устье, правый и левый берег, остров)
- Смогут находить городские объекты на карте
- Научатся ориентироваться в реальном городе (на улице, в своём районе, в центре города)
- Узнают о необходимости соблюдения правил поведения горожанина
- Познакомятся с основными правилами этикета в общественном транспорте и на улицах города
- Приобретут практические навыки пользования различными видами транспорта
- Научатся узнавать по изображению достопримечательности города
- Смогут передвигаться по городу, выбирая наиболее оптимальный маршрут следования
Показателями эффективности являются:
- Укрепление психического, социального здоровья воспитанников
- Дети самостоятельно могут взять на себя роль и выполнить цепочку последовательных действий
- Применять полученные знания и отработанные формы общения в повседневном поведении
- Привносят элементы самостоятельного творчество и воображения
- Дети умеют не только выполнять действия, но и сопровождают речью свои действия
- Отмечается устойчивый интерес к деятельности, дружеские взаимоотношения
- Дети могут само организовываться
- Увеличивается активный словарь, умеют вести простые диалоги
- Ребёнок выходит из своего замкнутого мира, появляется интерес к окружающему миру и деятельности.
Петербурговедение
Задачи | I ступень обучения (младший школьный возраст) | II ступень обучения (средний школьный возраст) | III ступень обучения (старший школьный возраст) | |
История создания Санкт – Петербурга (общие сведения) | ||||
Изучить историю создания Санкт-Петербурга Формировать патриотическое отношение и любовь к родному городу Формировать познавательный интерес к истории родного города Учить освоению понятий, связанных с историей создания и развития города
| - Наш город – наш дом - Как родился Петербург - Визитная карточка наше города (имя города, дата рождения города, герб Санкт - Петербурга) - Мир города - “Живой” город - “Сосуды” города - “Клетки” города - “Легкие” города | “…Здесь будет город заложен…” - Историческая необходимость создания города - История имени города - Санкт-Петербург – морская столица - Кто и как строил наш город - Исторический план застройки города - Пётр I – основатель города - Трезини, Растрелли - Герб, гимн, флаг СПб. - Морской фасад города | “…Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно….” - Личности Петра I и его сподвижников - Рождение Петропавловской крепости – колыбели города - Голубая карта города (острова, реки, каналы, мосты) | |
3 часа | 3 часа | 3 часа | ||
Мой район – Петроградская сторона | ||||
Познакомить с инфраструктурой, достопримечательностями Петроградского района Формировать интерес к жизни своего района Научить ориентироваться в инфраструктуре своего района | - Наш лом на Петроградской стороне - Мой адрес - Название улиц, окружающих наш дом - Транспорт, проходящий по нашей улице - Достопримечательности нашего района:
| - Мой адрес - История названий ближайших Улиц - История нашего района - Станции метрополитена в нашем районе - Петроградский район. Карта нашего района - Острова:
- Голубая карта нашего района. Реки и острова. - Мосты, транспортные связи - Достопримечательности нашего района:
| - Карта нашего района - История возникновения района - Главный улицы - Культурные улицы района - Транспортные связи -Телебашня, телецентр, Ленфильм - Ушаковская развязка - Достопримечательности нашего района:
| |
3 часа | 3 часа | 3 часа | ||
Инфраструктура города | ||||
Формировать знания о назначении зданий, домов, разных видов транспорта
Воспитывать и развивать социальные нравы Дать понятие, что такое инфраструктура города Прививать навыки поведения в общественных местах города | - На нашей улице:
- Машины на нашей улице (правила дорожного движения) - Путь в школу:
- Путь в музей игрушек - Путь в зоопарк | - Метрополитен – специфический вид транспорта - Разветвленность сети – возможность свободного передвижения по городу - Общественный транспорт города: трамвай, троллейбус, автобус. - Улица (тротуар, проезжая часть, перекресток) - Проспект - Магистраль - Пешеходные зоны - Дома - Парки и скверы -Магазины и рынки - Кондитерская фабрика - Музей шоколада -Хлебозавод - Вокзалы города, порт. | - Общественный транспорт - Аптека - Больница - Завод, фабрика - Универмаг - Рынок - Социальные службы - Образовательное учреждение - Дом быта - Воздушный транспорт (аэропорт) | |
4 часа | 4 часа | 4 часа | ||
Реки, острова, набережные | ||||
Формировать знания о реках, каналах и набережных нашего города Формировать умение работать с картой города, на которой представлены реки, каналы, остова Воспитывать умение видеть богатства, созданные природой Обогащать активный словарный запас новыми понятиями и представлениями | - “…В гранит оделася Нева…” - Из камня берега Невы - Набережные Невы. Спуски. - Нева – главная река нашего города - Прогулка по Неве | - “Почему наш город называется Северной Венецией?” - р.Нева, Невки, Мойка, Фонтанка, Карповка - Острова:
- Набережные:
- Голубая карта нашего города (реки и острова) - По Неве не корабле | - “…Нева вздувалась и ревела…” - Ординар, наводнения - р.Мойка, Невки, Фонтанка, Карповка, канал Грибоедова, Лебяжья канавка, Обводный канал - о. Заячий, Васильевский, Петроградский, Крестовский, Елагин, Каменный, Аптекарский - Набережные: Дворцовая, Адмиралтейская, Петровская, Кронверская, Университетская, Английская - Голубая карта нашего города
| |
3 часа | 3 часа | 3 часа | ||
Мосты повисли над водами | ||||
Дать знания о мостах нашего города Изучать красоту и практическое назначение мостов Научить ценить красоту мостов Петербурга и воспитывать уважение к их создателям | - Петербургские мосты (название, назначение) - На Петроградской стороне:
| - Петербург – горд мостов - Мосты нашего района - Мосты:
(архитектура, практическое значение, уникальность) - Украшение мостов (скульптура) - Львы - Сфинксы - Грифоны - Назначение моста - Висячие мосты | “…Твоих оград узор чугунный…” - Мосты через Неву:
- Силуэты мостов:
- Ограды и чугунные решётки мостов - Создатели мостов | |
3 часа | 3 часа | 3 часа | ||
Стрелка Васильевского острова | ||||
Дать знания о самом большом и неповторимом острове в нашем городе Формировать знания об “ансамбле” стрелки и его создателях | - “Самый большой из островов СПб” - Васильевский:
| - “Куда указывает стрелка Васильевского острова” - Стрелка В.О., Биржа, Ростральные колонны, Зоологический музей | “Крупнейший остров нашего города” - - Стрелка В.О., Биржа, Ростральные колонны, Зоологический музей | |
2 часа | 2 часа | 2 часа | ||
Ансамбли городских площадей | ||||
Формировать эстетическое восприятие города Создать условия для воспитания гордости за родной город Пробуждать познавательный интерес к городу, осознание ценности памятников культуры и искусства | “Главная площадь нашего города” - Дворцовая площадь:
“Куда ты скачешь, гордый конь…”
| “…Громады стройные теснятся дворцов и башен…” - Дворцовая площадь: Зимний дворец; Александровская колонна - Исаакиевская площадь: Исаакиевский собор - Медный всадник - площадь Островского - Пушкинский театр - Памятник Екатерине II - Площадь искусств - Русский музей, памятник А.С.Пушкину - Театральная площадь - Мариинский театр - Консерватория | “…Красуйся град Петров и стой…” Дворцово-парковые ансамбли города: - Ансамбль Дворцовой площади:
- Ансамбль Исаакиевской площади:
- Ансамбль Конюшенной площади:
- Ансамбль Невского проспекта:
- Ансамбль Таврического дворца (сад, дворец) - Ансамбль Площади Искусств:
- Ансамбль Университетской набережной:
- Ансамбль Юсуповского дворца (сад, дворец) | |
3 часа | 3 часа | 3 часа | ||
Храмы нашего города | ||||
Дать понятие религии, конфессии Развивать духовную сферу ребенка | “Одна из святынь Петербурга” (нашем районе) - Князь Владимирский собор - Собор Петропавловской крепости - Иоановский монастырь | “Соборы нашего города” - Храмы нашего района - Исаакиевский собор - Казанский собор Троицкий собор Алесандро-Невской лавры - Владимировский собор - Храм Воскресения Христова | “Храмы Санкт-Петербурга” - Храмы нашего района - Исаакиевский СОБР - Казанский собор - Троицкий собор Александро-Невской лавры - Владимирский собор - Храм Воскресения Христова - Никольский собор - Измайловский собор - Армянская церковь - Каталический собор -Синогога | |
3 часа | 3 часа | 3 часа | ||
Сады Санкт-Петербурга | ||||
Способствовать формированию знаний о парках садах Санкт-Петербурга Формировать представление о пользе зелёных насаждений в городе Учить видеть красоту и неповторимость красивейших садовых анасамблей города | “Самый первый сад нашего города” - Летний сад | “Тёмно-зелёными садами, её покрылись острова….” - Летний сад (Летний дворец Петра I, памятник И.А.Крылову) - Михайловский сад (Инженерный замок) - Александровский сад (Адмиралтейство) | “…Люблю я тень своих садов, красивейший из городов…” - Летний сад (Летний дворец Петра I, памятник И.А.Крылову) - Михайловский сад (Инженерный замок) - Александровский сад (Адмиралтейство) - Ботанический сад - Таврический сад | |
3 часа | 3 часа | 3 часа | ||
Центр нашего города (Невский проспект) | ||||
Способствовать формированию знаний о достопримечательности главной улицы нашего города Учить ориентироваться в историческом центре Санкт-Петербурга Формировать эстетическое восприятие города Формировать основы поведения, соответствующие “Петербургскому стандарту” | “Пойдем гулять по Невскому…” - Казанский собор - Аничков собор - Гостиный двор | “…Громады улиц Петербурга…” - История Невского проспекта (театры, храмы, магазины, памятники)
| “Главная улица нашего города” - Невский проспект: крупнейшие магазины, вокзалы, станции метро, театры, храмы. | |
2 часа | 2 часа | 2 часа | ||
Знаменитые люди нашего города | ||||
Знакомство со знаменитыми петербуржцами, жившими и творившими в нашем городе Развивать творческие способности детей | “…В моём городе жили….” - Крылов И.А - Чуковский К.И. - Маршак С.Я. | “Знаменитые люди нашего города” - Крылов И.А. - Пушкин А.С. - Суворов А.В. - Державин Г.Р. | “Петербург город…” - Крылов И.А. - Пушкин А.С. - Державин Г.Р. - Гоголь Н.В. - Растрелли | |
3 часа | 3 часа | 3 часа | ||
Героическое прошлое нашего города | ||||
Сохранение памяти об исторических событиях, людях, которые в разное время защищали нашу землю Формирование уважительного отношения к подвигу наших предков Способствовать формированию знаний об архитектурных памятниках военной доблести России | “Подвиг нашего города во время Великой Отечественной войны” - Какие бывают памятники воинской славы “Славны были наши деды…” - Крейсер Аврора - Марсово поле | “Петербург, Петроград, Ленинград” (героическое прошлое нашего города) - Крейсер Аврора - Марсово поле - 900 дней блокады - Дневник Тани Савичевой - Пискарёвское кладбище – музей истории города - Зелёный пояс славы | “… Люблю военная столица, твоей твердыми дым и гром…” (героическое прошлое нашего города) - Восстание декабристов (Сенатская площадь) - Революция (Марсово поле) - Великая Отечественная война (музей истории города на пл. Победы) | |
3 часа | 3 часа | 3 часа | ||
Я - Петербуржец | ||||
Способствовать развитию и совершенствованию культуро - логической, эмоциональной сферы, интеллектуальных возможностей и способностей детей через ознакомление с историческим прошлым и настоящим Санкт-Петербурга Закреплять знания детей о родном городе Способствовать созданию условий для формирования чувства гордости за родной город, бережного отношения к культурному наследию | “Мой город – ЭТО…” (обобщающее занятие) | “Я счастлив, что я - Петербуржец” (обобщающее занятие) | “Бег времени” (современный Петербург) - Районы города - Спортивно-концертные сооружения - Гипермаркеты, супермаркеты… “Мой город – мой дом” (обобщающее занятие) | |
1 час | 1 час | 1 час | ||
ВСЕГО | 36 часов | 36 часов | 36 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...