ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ВВЕДЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ. Часть 2".
рабочая программа по теме

Шаркова Ольга Александровна

Основная идея программы – формирование у учащихся (возрастная категория  от 4-х до 7-ми лет) эмоционально-ценностного отношения к Санкт-Петербургу, включение учащихся в диалог с историко-культурным наследием города.

Главной целью данной программы выступает пробуждение интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга  и процессу познания истории города у учащихся дошкольного образовательного учреждения.

Для пробуждения интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга необходимо постепенно формировать умение учащихся воспринимать культурные факты в контексте истории города.

Воссоздание событийного контекста, связанного с архитектурно-скульптурным обликом Санкт-Петербурга, развивает воображение и историческую интуицию детей.

Актуальность программы  заключается в том, что содержание работы в ходе проведения занятий обязательно включает событийный контекст, отражающий исторические события,

связанные с архитектурным обликом города, а также событийный контекст, отражающий современную жизнь горожан – городские традиции и праздники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСТОРИИ

 И ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИМЕНИ И.А.БУНИНА

Отделение дошкольного образования детей

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ        

Протокол педагогического совета

ГБОУ школы №27

Санкт-Петербурга

№ __ от __.__.2014

Директор ГБОУ школы №27

Санкт-Петербурга

___________ С.А. Филиппова

__.__.2014

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

 «ВВЕДЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ. ЧАСТЬ II»

Возраст учащихся: от 4 до 7 лет

Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:

Шаркова Ольга Александровна,

педагог дополнительного образования,

музейный педагог ГБОУ СОШ №27

с углубленным изучением литературы, истории

 и иностранных языков

Василеостровского района Санкт-Петербурга

имени И.А.Бунина

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2014

Пояснительная записка

Основная идея программы – формирование у учащихся (возрастная категория  от 4-х до 7-ми лет) эмоционально-ценностного отношения к Санкт-Петербургу, включение учащихся в диалог с историко-культурным наследием города.

Главной целью данной программы выступает пробуждение интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга  и процессу познания истории города у учащихся дошкольного образовательного учреждения. Для пробуждения интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга необходимо постепенно формировать умение учащихся воспринимать культурные факты в контексте истории города.

Воссоздание событийного контекста, связанного с архитектурно-скульптурным обликом Санкт-Петербурга, развивает воображение и историческую интуицию детей. Актуальность программы  заключается в том, что содержание работы в ходе проведения занятий обязательно включает событийный контекст, отражающий исторические события, связанные с архитектурным обликом города, а также событийный контекст, отражающий современную жизнь горожан – городские традиции и праздники.

Программа разработана с учетом требований, предъявляемых к проведению занятий по городскому краеведению и литературному краеведению в учреждениях дошкольного образования детей, в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования».

Во время учебного процесса используются следующие методы:

- наглядный метод;

- словесный метод;

- репродуктивный метод;

- сравнительно-аналитический метод;

- частично-поисковый метод.

Во время учебного процесса методы меняются в зависимости от содержания занятия, уровня развития и подготовленности детей, целей и задач занятия.

В процессе первого года обучения преобладают наглядный и репродуктивный методы; в ходе обучения сравнительно-аналитический и частично-поисковый методы становятся ведущими.

Отличительной особенностью данной программы является принцип «сквозных линий» содержания. «Сквозные линии» содержания отражают представления детей о художественных особенностях Санкт-Петербурга; данные представления способствуют формированию целостного облика города, выявлению ведущих тенденций его исторического развития. В содержании программы заложен также принцип от «простого к сложному». Система занятий представляет собой постепенный переход от наблюдения и репродуктивного воспроизведения информации к сравнительно-аналитическому сопоставлению историко-культурных фактов, к созданию у детей собственного мнения об объектах архитектурно-скульптурного наследия города, ставших предметом изучения.

Процесс приобщения детей к культурному пространству города может рассматриваться, как включение ребенка в диалог с историко-культурным наследием Санкт-Петербурга, способствующий постижению духовных ценностей и эстетических традиций города. Реализация принципа диалогичности связана с совместным творческим поиском педагога и группы учащихся в ходе занятия.

Программа составлена педагогом дополнительного образования ГБОУ  СОШ № 27 имени И.А.Бунина, заведующей музеем образовательного учреждения «Иван Бунин: города, события, встречи» Шарковой Ольгой Александровной в 2015 году.

В настоящее время программа адаптирована под потребности отделения дошкольного образования детей «Волшебный замок» ГБОУ  СОШ № 27 имени И.А.Бунина.

Задачи программы:

Обучающие:

- Познакомить учащихся с основными архитектурными ансамблями исторического центра Санкт-Петербурга с целью выявления единства архитектурно-скульптурного облика города.

- Сформировать представление детей о типе, о назначении и истории архитектурного сооружения.

- Развивать способности детей устанавливать связи между декоративным убранством и назначением архитектурного сооружения.

- Научить создавать в ходе диалога с преподавателем небольшое законченное речевое высказывание на основе сопоставления историко-культурных фактов.

- Совершенствовать умение воспринимать и оценивать историко-культурные факты в контексте истории города Санкт-Петербурга (ориентация на «принцип событийности»).

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города Санкт-Петербурга.

- Развивать познавательную активность детей путем включения в информативно-поисковые ситуации.

-  Развивать умение отвечать на вопросы преподавателя и аргументировать свою точку зрения.

- Развивать воображение и историческую интуицию детей за счет воссоздания событийного контекста, связанного с архитектурно-скульптурным обликом Санкт-Петербурга.

Воспитывающие:

- Формировать умение воспринимать и оценивать историко-культурные факты в контексте истории города Санкт-Петербурга.

- Развивать художественный вкус, творческое мышление, чувство цвета, линии, формы.

- Обогащать словарь учащихся незнакомыми терминами, связанными с историей архитектуры, с историей формирования архитектурного облика города Санкт-Петербурга.

- Воспитывать умение вести диалог, высказывать собственное аргументированное наблюдение и выслушивать мнение собеседника.


Условия реализации программы.

Программа рассчитана на детей от 4-х до 7-ми лет. Срок реализации программы – три года. Первый год обучения: 35 занятий в год; одно занятие в неделю; длительность одного занятия – 20 минут. Второй год обучения: 35 занятий в год; одно занятие в неделю; длительность одного занятия – 25 минут. Третий год обучения: 35 занятий в год; одно занятие в неделю; длительность одного занятия – 30 минут.

Программа составлена по принципу постепенного возрастания сложности материала, а также с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Основой содержания программы является культурно-историческое наследие Санкт-Петербурга. Язык – Санкт-Петербурга – это язык его архитектуры, который образно рассказывает о горожанах, их жизненных ценностях, об исторически сложившихся формах поведения людей.

Учащиеся первого года обучения знакомятся с основными навыками работы с историко-краеведческим материалом.  Специфика программы такова, что изучаемый материал делает образ города узнаваемым в процессе познания его истории, обеспечивает становление собственного мнения ребенка об изучаемом историко-культурном материале. В основе курса занятий программы первого года обучения – принцип «сквозного содержания» детских представлений, основанный на выделении единых содержательных линий, которые можно выявить при ознакомлении с памятниками культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга. Курс занятий программы первого года обучения  развивает умение  воспринимать и оценивать историко-культурные факты в контексте истории города Санкт-Петербурга. Знакомство детей с архитектурно-скульптурным обликом города требует ориентации на принцип событийности. Одним из способов событийного наполнения объектов культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга выступает просмотр компьютерной  презентации, которая создает визуальный ряд.

Учащиеся второго года обучения  продолжают ознакомление с культурным наследием города, включающим событийный контекст, отражающий жизнь горожан. Учащиеся второго года обучения учатся на основе сравнительно-аналитического сопоставления историко-культурных фактов создавать самостоятельное представление об архитектурном образе города; создавать самостоятельное речевое высказывание в ходе диалога с педагогом в конце занятия.  Процесс приобщения детей к культурному наследию Санкт-Петербурга оказывается тесно связан с работой по обогащению словаря детей, с работой над смысловой стороной слова. Анализ речевых высказываний детей, анализ рисуночных тестов помогает сформировать принцип направленности педагогической диагностики – выявление интереса детей к изучаемому материалу.

Учащиеся третьего года обучения знакомятся с историко-культурным наследием Санкт-Петербурга более углубленно и информативно. Формированию эмоционально-ценностного отношения к городу способствует знакомство с основными архитектурными ансамблями исторического центра Санкт-Петербурга, выявление единства архитектурно-скульптурного облика города. Просмотр компьютерной презентации создает визуальный ряд, необходимый для эмоционально-ценностного отношения к архитектурному образу города. Пробуждению умственной активности детей во многом способствует опора в педагогическом процессе на принцип  диалогичности. Процесс приобщения детей к культурному наследию города может рассматриваться, как включение ребенка в диалог с историко-культурным наследием Санкт-Петербурга, способствующий постижению  духовных ценностей и эстетических традиций города. Реализация принципа диалогичности связана  совместным творческим поиском педагога и группы учащихся в ходе занятия, основанным на осмыслении и сопоставительном анализе историко-культурных фактов.


Ожидаемые результаты

Учащиеся к концу первого года обучения (возрастная категория: 4-5 лет) должны:

-знать: основные правила поведения в пространстве городской среды; знать дату основания Санкт-Петербурга, цель и значение возникновения города на берегах Невы;

- уметь в ходе просмотра компьютерной презентации, при ознакомлении с памятниками культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга, воспринимать и оценивать архитектурно-скульптурный облик города, символику Санкт-Петербурга; узнавать архитектурные ансамбли города (архитектурный ансамбль Сенатской площади, Исаакиевской площади, ансамбль Адмиралтейской набережной); уметь соотносить архитектурно-скульптурные особенности облика города с историческими событиями, связанными с историей возведения здания («Страницы истории Главного Адмиралтейства», «Петропавловская крепость – памятник отечественной истории», «Казанский собор – архитектурная доминанта Невского проспекта»).

Учащиеся к концу второго года обучения (возрастная категория 5-6 лет) должны:

- знать особенности формирования городской среды Санкт-Петербурга, отражение особенностей  формирования и роста Санкт-Петербурга на топографической карте; знать смысловое значение выражений «Санкт-Петербург – морская столица России», «Санкт-Петербург – музей под открытым небом», «Санкт-Петербург – город научной мысли».

- уметь сопоставлять историко-культурные факты, отраженные в компьютерной презентации; создавать самостоятельное речевое высказывание в ходе диалога с педагогом в конце занятия; воспринимать своеобразие городской среды Санкт-Петербурга, ее направленность на сохранение исторической памяти.

Учащиеся к концу третьего года обучения (возрастная категория 6-7 лет) должны:

- знать смысловое значение символики Санкт-Петербурга, ее связь с исторической ситуацией начала  XVIII века (Северная война;  цель создания города-крепости на берегах Невы).

- уметь сопоставлять историко-культурные факты, отраженные в компьютерной презентации; включать образы городской символики в исторический событийный контекст (на основе сопоставления визуального ряда компьютерной презентации и рассказа педагога); воспринимать художественное своеобразие архитектурно-скульптурного облика Санкт-Петербурга; уметь аргументированно высказывать собственное мнение, уметь слушать собеседника.

Формы подведения итогов реализации программы:

- метод устного контроля; создание законченных речевых высказываний, аргументированных историко-культурными фактами, отраженными в компьютерной презентации; участие в итоговом занятии по пройденным темам (итоговое занятие проводится в форме историко-краеведческой викторины).


Учебно-тематический план

Возрастная категория: 4-5 лет; продолжительность занятия – 20 минут.

п/п

Темы

занятий

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1

История возникновения и дата основания Санкт-Петербурга: стратегическое значение приневских земель; победа России в Северной войне и ее значение для основания города.

2

2

2

Река Нева – главная водная магистраль города.

1

1

3

Петропавловская крепость – памятник отечественной истории: ее значение для формирования архитектурного облика Санкт-Петербурга.

2

2

4

Страницы истории Главного Адмиралтейства.

2

2

5

Обитатели водной стихии в

Скульптурном убранстве Санкт-Петербурга.

1

1

6

История возникновения архитектурного  ансамбля Адмиралтейской набережной.

1

1

7

Памятник основателю города императору Петру I.  Медный всадник – символ Санкт-Петербурга.

2

2

8

Архитектурный ансамбль Сенатской площади.

2

2

9

Архитектурный ансамбль Исаакиевской площади.

1

1

10

Исаакиевский собор – архитектурная доминанта города. Скульптурное и мозаичное оформление Исаакиевского собора.

3

2

1

11

Петербургские праздники: история и традиции празднования Рождества и Нового года в

Санкт - Петербурге

2

2

12

Невский проспект – центральная улица столицы: история формирования архитектурного ансамбля Невского проспекта;  Невский проспект на карте города.

4

4

13

Казанский собор – архитектурная доминанта Невского проспекта: история возведения собора, особенности скульптурного убранства.

2

2

14

Архитектурный ансамбль площади Александра Невского

2

1

1

15

Река Нева: ее значение в формировании архитектурного облика Санкт-Петербурга. Мосты через Большую Неву – памятники архитектуры и инженерной мысли.

1

1

16

История возникновения архитектурного ансамбля Николаевской набережной.

2

2

17

Город - хранитель исторической памяти: памятники военно-морской славы в Санкт-Петербурге.

2

2

18

Санкт-Петербург – город на островах: особенности и проблемы градостроительного развития.

2

2

19

Итоговое занятие.

«День рождения города» : история возникновения праздника; традиции празднования; отражение в художественной литературе.

1

1


Работа с родителями (возрастная категория учащихся 4-5лет)

п/п

Время проведения

тематической

консультации

Тема консультации

1

Сентябрь

Собеседование в начале учебного года (цели и задачи занятий, особенности организации учебного процесса,  библиография)

2

Октябрь

Тематическая консультация «Петропавловская крепость – памятник Отечественной истории: ее значение для формирования архитектурного облика Санкт-Петербурга».

3

Январь

Тематическая консультация «Невский проспект – центральная улица столицы: история формирование архитектурного ансамбля Невского проспекта».

4

Март

Тематическая консультация «Город – хранитель исторической памяти: памятники военно-морской славы в Санкт-Петербурге».

5

Апрель

Тематическая консультация «Санкт-Петербург – город на островах: особенности и проблемы градостроительного развития».

6

Май

Собеседование в конце учебного года: формы проведения итогового занятия.


Учебно-тематический план

Возрастная категория 5-6 лет; время занятия –  25 минут

п/п

Темы

занятий

Всего

Теоретические

занятий

Практические

занятия

1

Визитная карточка Санкт-Петербурга: имя города; возраст города; история его возникновения. Герб и флаг Санкт-Петербурга.

2

2

2

Отражение особенностей  формирования и роста Санкт-Петербурга на карте.

1

1

3

Санкт-Петербург – военная столица России: история архитектурного ансамбля Петропавловской крепости.

2

2

4

Санкт-Петербург – морская столица России: история архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова.

2

2

5

Страницы истории Васильевского острова в XVIII веке: особенности застройки; своеобразие архитектурного и культурного облика.

1

1

6

Дворцы Петровского времени: домик Петра I; Летний дворец Петра I; дворец князя А.Д.Меншикова.

2

2

7

Летний сад – памятник садово-паркового искусства первой трети

XVIII века: история возникновения; своеобразие скульптурного убранства; значение в жизни города.

2

1

1

8

Дворцы Растрелли в Санкт-Петербурге: художественное своеобразие и значение для архитектурного облика города.

2

2

9

Архитектурный ансамбль Дворцовой площади.

1

1

10

Музей Эрмитаж: история возведения зданий и собирания коллекций.

1

1

11

Петербургские праздники: история и традиции празднования Рождества и Нового года в Санкт-Петербурге.

1

1

13

Каменное и скульптурное убранство набережных Невы: Дворцовая, Адмиралтейская, Английская набережные.

2

2

14

Архитектурный ансамбль площади Искусств.

2

2

15

Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Площадь Победы: монумент героическим защитникам Ленинграда.

2

2

16

Санкт-Петербург-город научной мысли: страницы истории Пулковской обсерватории.

1

1

17

Петербургский адрес Леонарда Эйлера на карте Васильевского острова. Здание школы № 27 в пространстве Санкт-Петербурга.

2

2

18

Реки и каналы Санкт-Петербурга – парадные магистрали города: архитектурные и исторические достопримечательности набережных

3

2

1

19

Город – хранитель исторической памяти: памятники Отечественной войне 1812 года.

3

2

1

20

Архитектурные ансамбли К.И. Росси в Санкт-Петербурге: художественное своеобразие и значение для архитектурного облика города.

2

2

21

Итоговое занятие.

День рождения города: история праздника; традиции празднования; отражение в русской поэзии.

1

1


Работа с родителями (возрастная категория учащихся 5-6 лет)

п/п

Время проведения

тематической

консультации

Тема консультации

1

Сентябрь

Собеседование в начале учебного года (цели и задачи занятий, особенности организации учебного процесса,  библиография).

2

Октябрь

Тематическая консультация «Санкт-Петербург – морская столица России: страницы истории Васильевского острова».

3

Ноябрь

Тематическая консультация «Дворцы Растрелли в Санкт-Петербурге: художественное своеобразие и значение для архитектурного облика города».

4

Декабрь

Тематическая консультация «Музей Эрмитаж:  история возведения зданий и собирание коллекций».

5

Февраль

Тематическая консультация «Реки и каналы Санкт-Петербурга – парадные магистрали города».

6

Апрель

Тематическая консультация «Архитектурные ансамбли К.И.Росси в Санкт-Петербурге.

7

Май

Собеседование в конце учебного года: формы проведения итогового занятия.


Учебно-тематический план

Возрастная категория 6-7 лет; время занятия –  30 минут

п/п

Темы

занятий

Всего

Теоретические

занятий

Практические

занятия

1

История возникновения и дата основания    Санкт-Петербурга: историческая ситуация начала XVIII века; цель создания города-крепости на берегах Невы.

1

1

2

Символы Санкт-Петербурга. Первые архитекторы города на Неве. Город на карте: первые градостроительные планы Санкт-Петербурга.

1

1

3

Петропавловская крепость – памятник истории города: значение крепости для формирования архитектурного облика Санкт-Петербурга XVIII века.

2

1

1

4

Кронштадт – город и порт. Страницы истории Кронштадтской крепости.

1

1

5

Памятники Петру I  -основателю города – на улицах, площадях и набережных Санкт-Петербурга.

2

1

1

6

Адмиралтейский остров – его значение в истории Санкт -Петербурга:  Главное Адмиралтейство; Адмиралтейская верфь; Адмиралтейская крепость.

1

1

7

Невский проспект –центральная улица Санкт-Петербурга: история формирования архитектурного ансамбля Невского проспекта; Невский проспект на карте города; храмы Невского проспекта.

3

2

1

8

Страницы истории Миллионной улицы: история застройки и формирования архитектурного ансамбля; дворцы Миллионной улицы.

2

2

9

Санкт-Петербург – книжная столица России: литературные адреса на карте города.

2

2

10

Петербургские праздники: история и традиции празднования Рождества и Нового года в Санкт-Петербурге.

2

2

11

Архитектурный ансамбль Дворцовой площади. История возведения Зимнего дворца.

2

2

12

Дворцы Санкт-Петербурга: страницы истории дворцового зодчества в XVIII веке; дворцы Трезини и Растрелли .

3

2

1

13

Главные соборы города: Исаакиевский собор и Казанский собор: история возведения соборов; особенности архитектурного облика и скульптурного убранства. Казанский собор – памятник Отечественной войне 1812 года.

2

2

14

Памятники Александру Невскому – защитнику приневских земель – в архитектурных ансамблях Санкт-Петербурга.

1

1

15

Город – хранитель исторической памяти: Ленинград в годы Великой Отечественной войны; история, отраженная в скульптурных памятниках.

2

1

1

16

Река Нева: её значение в формировании архитектурного облика Санкт-Петербурга. Мосты через Большую Неву – памятники архитектуры и инженерной мысли

1

1

7

Санкт-Петербург –город на островах: реки и каналы города; особенности архитектурного оформления и скульптурного убранства набережных; история первых петербургских мостов

3

2

1

18

Санкт-Петербург – морская столица России: история архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова;

Архитектурный ансамбль Николаевской набережной. Памятники военно-морской славы в Санкт-Петербурге.

2

2

19

Итоговое занятие по пройденным темам в форме историко-краеведческой викторины «Знай и люби свой город»

1

1

20

Итоговое занятие.  «День рождения города»: история праздника; традиции празднования; отражение в мемуарной литературе.

1

1


Работа с родителями (возрастная категория учащихся – 6-7 лет)

п/п

Время проведения

тематической

консультации

Тема консультации

1

Сентябрь

Собеседование в начале учебного года (цели и задачи занятий, особенности организации учебного процесса,  библиография).

2

Октябрь

Тематическая консультация «Петропавловская крепость – памятник истории Санкт-Петербурга: значение крепости для формирования архитектурного облика города».

3

Ноябрь

Тематическая консультация «Невский проспект – центральная улица Санкт-Петербурга».

4

Декабрь

Тематическая консультация «Санкт- Петербург – книжная столица России»

5

Февраль

Тематическая консультация «Санкт-Петербург – город на островах: реки и каналы города; особенности архитектурного оформления и скульптурного убранства набережных

6

Апрель

Тематическая консультация «Санкт-Петербург – морская столица России: страницы истории Васильевского острова».

7

Май

Собеседование в конце учебного года: формы проведения итогового занятия.


Методическое обеспечение программы.

Формы организации деятельности и режим занятий.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей.  Основа работы с детьми по данной программе – занятие в пространстве учебной аудитории с использованием компьютерной презентации, дающей возможность ознакомления с художественным своеобразием скульптурно-архитектурного облика Санкт-Петербурга. Занятия могут проводиться в форме монологического рассказа педагога,  беседы на основе комментария тематической презентации, образовательного путешествия, заочной экскурсии.

Занятия будут способствовать развитию наблюдательности, аналитического мышления учащихся и повышению уровня культуры каждого из них; создавать условия для формирования умения сопоставлять историко-культурные факты, делать самостоятельные выводы, оформленные как законченные речевые высказывания. Занятия по данной программе должны создавать условия для ознакомления детей с культурным наследием города Санкт-Петербурга, пробуждать умственную активность и заинтересованность в изучении истории города. Для этого необходимо, чтобы содержание работы в ходе проведения занятий по данной программе обязательно включало событийный контекст, отражающий исторические события, связанные с архитектурным обликом города, а также событийный контекст, отражающий современную жизнь горожан – городские традиции и праздники.

Система занятий данной программы предполагает погружение в культуру Санкт-Петербурга, постижение духовных ценностей горожан, которые запечатлены в памятниках культурного наследия города. В результате у детей должно сложиться эмоционально-познавательное отношение к истории и культуре Санкт-Петербурга, должно сложиться собственное мнение об объектах архитектурно-скульптурного наследия, отраженных в визуальном ряду компьютерной презентации, ставших предметом изучения в ходе занятий программы.


Принципы обучения

        - принцип наглядного обучения (наглядность осуществляется с помощью компьютерной презентации, с помощью обращения к фотоматериалам из фондов школьного музея, с помощью обращения к топографическим картам города      Санкт-Петербурга);

        - принцип от «простого к сложному» (заложен в содержании программы: система занятий представляет собой постепенный переход от наблюдения и репродуктивного воспроизведения информации к сравнительно-аналитическому сопоставлению и частично-поисковой работе с историко-культурными фактами   возникновения и развития Санкт-Петербурга);

         - принцип «сквозных линий» содержания программы. «Сквозные линии» содержания отражают представления детей о художественных особенностях Санкт-Петербурга. Данные представления способствуют  формированию целостного облика города, выявлению ведущих тенденций его исторического и культурного развития. «Сквозными линиями» содержания программы становятся:

- представления о типичных архитектурных сооружениях города (жилой дом, дворец, собор, колокольня, мост, крепость);

- представления о скульптурных элементах архитектурных сооружений (ангелы, летящие Славы, атланты, львы, грифоны);

- представления о декоративных орнаментах в убранстве зданий города (цветы, венки из ветвей оливкового дерева и дуба, меандр, венки из фруктовых плодов);

- представления о памятниках знаменитым петербуржцам и о памятных местах, связанных с их жизнью;

- представления о памятных Днях российского и Санкт-Петербургского календаря.

-принцип поддержки и стимулирования эмоционально-познавательного отношения детей к городу. Условием поддержания такого отношения являются разнообразные эмоции ребенка, сопровождающие процесс познания – сопереживания, удивления, радость успеха.

- знакомство детей с архитектурно-скульптурным обликом города требует ориентации на принцип событийности. Рассказы о событиях городской истории позволяют сформировать образно-ассоциативный ряд, связанный с достопримечательностями города: визуальный ряд создает просмотр компьютерной презентации.

- принцип направленности педагогической диагностики на выявление интереса детей. Результативность педагогической работы по приобщению детей к культуре Санкт-Петербурга связана с изучением эмоционального отношения к городу (с этой целью могут быть использованы рисуночные тесты).

- принцип диалогичности педагогического процесса стимулирует пробуждение умственной активности детей, способствует приобщению детей к диалогу с историко-культурным наследием Санкт-Петербурга.


Методы и приемы обучения

- наглядный метод (тематический рассказ педагога связан с показом компьютерной презентации; просмотр компьютерной презентации создает визуальный ряд, необходимый для знакомства детей с архитектурно-культурным обликом города);

- словесный метод (рассказ педагога в ходе компьютерной презентации и его диалог с детьми  после просмотра помогают выявить и оценить своеобразие культурного наследия Санкт-Петербурга, краткий исторический комментарий сопровождающий компьютерную презентацию способствует пробуждению интереса к истории города;

- репродуктивный метод (метод используется при первичном знакомстве детей с историко-культурными фактами, отраженными в компьютерной презентации);

- сравнительно-аналитический (метод используется в процессе сопоставления историко-культурных фактов; в процессе создания самостоятельного речевого высказывания в ходе диалога с педагогом в конце занятия);

- частично-поисковый метод (метод реализуется в небольших итоговых творческих заданиях, формирующих умение воспринимать и оценивать историко-культурные факты в контексте истории Санкт-Петербурга);

Во время учебного процесса методы меняются в зависимости от содержания занятия, уровня развития и подготовленности детей, целей и задач занятия.

В процессе первого года обучения преобладают наглядный и репродуктивный методы; в ходе обучения сравнительно-аналитический и частично-поисковый методы становятся ведущими.


Материалы и оборудование, необходимые для освоения программы

- набор мультимедийного оборудования на основе персонального компьютера и видеопроектора;

- презентация, подготовленная преподавателем в программе power Point;

- Дмитриев В.К. Символы Санкт-Петербурга. Альбом-раскраска. СПб.: Корона принт. 2009.

- топографические карты Санкт-Петербурга;

- фотографии из фондов школьного музея;

- комплект учебной мебели: рабочий стол для преподавателя, стулья для детей.

Работа с родителями

- собеседование с родителями в начале учебного года (цели и задачи занятий, особенности организации учебного процесса);

- приглашение родителей на тематические и итоговые занятия (по желанию родителей).


Информационное обеспечение

 1. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. СПб.: Паритет. 2008.

2. Анциферов Н.П. «Непостижимиый город…» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина/ Составитель Вербловская М.Б. СПб.: Лениздат. 1991.

3. Бабушкина Т.В. Что хранится в карманах детства. СПб.: Речь. 2011.

4. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? Ленинград.: Лениздат. 1967.

5. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город. Петербургская тетрадь. СПб.: АО «Норинт». 1996.

6.Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. СПб.: СПб АППО. 2009.

7. Нестеров В. Знаешь ли ты свой город? СПб.: АО «Норинт». 2000.

8. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом. Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь. 2013.

9. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: «Искусство – СПб». 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные аспекты создания и реализации основной общеобразовательной программы основного общего образования в рамках введения ФГОС.

Данная презентация может помочь администрации школы при разработки ООП ООО, а также при написании учителями рабочих программ....

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ВВЕДЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ. Часть 1"

Программа рассчитана на детей от 3-х до 4-х  лет.Срок реализации программы -  один год.Главной целью данной программы выступает воспитание у учащихся желания узнать самые важные страницы ист...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВВЕДЕНИЕ В МУЗЕЙНОЕ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ»

Дополнительная общеобразовательная программа «Введение в музейное экскурсоведение» является туристско-краеведческой по своей тематической направленности. Призванная развивать у п...

Дополнительная общеобразовательная программа " Основы дизайна. ВВедение в специальность"

Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Введение в шахматы»

Установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривае...