ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ВВЕДЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ. Часть 2".
рабочая программа по теме
Основная идея программы – формирование у учащихся (возрастная категория от 4-х до 7-ми лет) эмоционально-ценностного отношения к Санкт-Петербургу, включение учащихся в диалог с историко-культурным наследием города.
Главной целью данной программы выступает пробуждение интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга и процессу познания истории города у учащихся дошкольного образовательного учреждения.
Для пробуждения интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга необходимо постепенно формировать умение учащихся воспринимать культурные факты в контексте истории города.
Воссоздание событийного контекста, связанного с архитектурно-скульптурным обликом Санкт-Петербурга, развивает воображение и историческую интуицию детей.
Актуальность программы заключается в том, что содержание работы в ходе проведения занятий обязательно включает событийный контекст, отражающий исторические события,
связанные с архитектурным обликом города, а также событийный контекст, отражающий современную жизнь горожан – городские традиции и праздники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Введение в петербурговедение.Часть 2.Шаркова О.А. | 55.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСТОРИИ
И ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИМЕНИ И.А.БУНИНА
Отделение дошкольного образования детей
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДАЮ | |
Протокол педагогического совета ГБОУ школы №27 Санкт-Петербурга № __ от __.__.2014 | Директор ГБОУ школы №27 Санкт-Петербурга ___________ С.А. Филиппова __.__.2014 | |
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ВВЕДЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ. ЧАСТЬ II»
Возраст учащихся: от 4 до 7 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Шаркова Ольга Александровна,
педагог дополнительного образования,
музейный педагог ГБОУ СОШ №27
с углубленным изучением литературы, истории
и иностранных языков
Василеостровского района Санкт-Петербурга
имени И.А.Бунина
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2014
Пояснительная записка
Основная идея программы – формирование у учащихся (возрастная категория от 4-х до 7-ми лет) эмоционально-ценностного отношения к Санкт-Петербургу, включение учащихся в диалог с историко-культурным наследием города.
Главной целью данной программы выступает пробуждение интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга и процессу познания истории города у учащихся дошкольного образовательного учреждения. Для пробуждения интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга необходимо постепенно формировать умение учащихся воспринимать культурные факты в контексте истории города.
Воссоздание событийного контекста, связанного с архитектурно-скульптурным обликом Санкт-Петербурга, развивает воображение и историческую интуицию детей. Актуальность программы заключается в том, что содержание работы в ходе проведения занятий обязательно включает событийный контекст, отражающий исторические события, связанные с архитектурным обликом города, а также событийный контекст, отражающий современную жизнь горожан – городские традиции и праздники.
Программа разработана с учетом требований, предъявляемых к проведению занятий по городскому краеведению и литературному краеведению в учреждениях дошкольного образования детей, в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования».
Во время учебного процесса используются следующие методы:
- наглядный метод;
- словесный метод;
- репродуктивный метод;
- сравнительно-аналитический метод;
- частично-поисковый метод.
Во время учебного процесса методы меняются в зависимости от содержания занятия, уровня развития и подготовленности детей, целей и задач занятия.
В процессе первого года обучения преобладают наглядный и репродуктивный методы; в ходе обучения сравнительно-аналитический и частично-поисковый методы становятся ведущими.
Отличительной особенностью данной программы является принцип «сквозных линий» содержания. «Сквозные линии» содержания отражают представления детей о художественных особенностях Санкт-Петербурга; данные представления способствуют формированию целостного облика города, выявлению ведущих тенденций его исторического развития. В содержании программы заложен также принцип от «простого к сложному». Система занятий представляет собой постепенный переход от наблюдения и репродуктивного воспроизведения информации к сравнительно-аналитическому сопоставлению историко-культурных фактов, к созданию у детей собственного мнения об объектах архитектурно-скульптурного наследия города, ставших предметом изучения.
Процесс приобщения детей к культурному пространству города может рассматриваться, как включение ребенка в диалог с историко-культурным наследием Санкт-Петербурга, способствующий постижению духовных ценностей и эстетических традиций города. Реализация принципа диалогичности связана с совместным творческим поиском педагога и группы учащихся в ходе занятия.
Программа составлена педагогом дополнительного образования ГБОУ СОШ № 27 имени И.А.Бунина, заведующей музеем образовательного учреждения «Иван Бунин: города, события, встречи» Шарковой Ольгой Александровной в 2015 году.
В настоящее время программа адаптирована под потребности отделения дошкольного образования детей «Волшебный замок» ГБОУ СОШ № 27 имени И.А.Бунина.
Задачи программы:
Обучающие:
- Познакомить учащихся с основными архитектурными ансамблями исторического центра Санкт-Петербурга с целью выявления единства архитектурно-скульптурного облика города.
- Сформировать представление детей о типе, о назначении и истории архитектурного сооружения.
- Развивать способности детей устанавливать связи между декоративным убранством и назначением архитектурного сооружения.
- Научить создавать в ходе диалога с преподавателем небольшое законченное речевое высказывание на основе сопоставления историко-культурных фактов.
- Совершенствовать умение воспринимать и оценивать историко-культурные факты в контексте истории города Санкт-Петербурга (ориентация на «принцип событийности»).
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города Санкт-Петербурга.
- Развивать познавательную активность детей путем включения в информативно-поисковые ситуации.
- Развивать умение отвечать на вопросы преподавателя и аргументировать свою точку зрения.
- Развивать воображение и историческую интуицию детей за счет воссоздания событийного контекста, связанного с архитектурно-скульптурным обликом Санкт-Петербурга.
Воспитывающие:
- Формировать умение воспринимать и оценивать историко-культурные факты в контексте истории города Санкт-Петербурга.
- Развивать художественный вкус, творческое мышление, чувство цвета, линии, формы.
- Обогащать словарь учащихся незнакомыми терминами, связанными с историей архитектуры, с историей формирования архитектурного облика города Санкт-Петербурга.
- Воспитывать умение вести диалог, высказывать собственное аргументированное наблюдение и выслушивать мнение собеседника.
Условия реализации программы.
Программа рассчитана на детей от 4-х до 7-ми лет. Срок реализации программы – три года. Первый год обучения: 35 занятий в год; одно занятие в неделю; длительность одного занятия – 20 минут. Второй год обучения: 35 занятий в год; одно занятие в неделю; длительность одного занятия – 25 минут. Третий год обучения: 35 занятий в год; одно занятие в неделю; длительность одного занятия – 30 минут.
Программа составлена по принципу постепенного возрастания сложности материала, а также с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Основой содержания программы является культурно-историческое наследие Санкт-Петербурга. Язык – Санкт-Петербурга – это язык его архитектуры, который образно рассказывает о горожанах, их жизненных ценностях, об исторически сложившихся формах поведения людей.
Учащиеся первого года обучения знакомятся с основными навыками работы с историко-краеведческим материалом. Специфика программы такова, что изучаемый материал делает образ города узнаваемым в процессе познания его истории, обеспечивает становление собственного мнения ребенка об изучаемом историко-культурном материале. В основе курса занятий программы первого года обучения – принцип «сквозного содержания» детских представлений, основанный на выделении единых содержательных линий, которые можно выявить при ознакомлении с памятниками культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга. Курс занятий программы первого года обучения развивает умение воспринимать и оценивать историко-культурные факты в контексте истории города Санкт-Петербурга. Знакомство детей с архитектурно-скульптурным обликом города требует ориентации на принцип событийности. Одним из способов событийного наполнения объектов культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга выступает просмотр компьютерной презентации, которая создает визуальный ряд.
Учащиеся второго года обучения продолжают ознакомление с культурным наследием города, включающим событийный контекст, отражающий жизнь горожан. Учащиеся второго года обучения учатся на основе сравнительно-аналитического сопоставления историко-культурных фактов создавать самостоятельное представление об архитектурном образе города; создавать самостоятельное речевое высказывание в ходе диалога с педагогом в конце занятия. Процесс приобщения детей к культурному наследию Санкт-Петербурга оказывается тесно связан с работой по обогащению словаря детей, с работой над смысловой стороной слова. Анализ речевых высказываний детей, анализ рисуночных тестов помогает сформировать принцип направленности педагогической диагностики – выявление интереса детей к изучаемому материалу.
Учащиеся третьего года обучения знакомятся с историко-культурным наследием Санкт-Петербурга более углубленно и информативно. Формированию эмоционально-ценностного отношения к городу способствует знакомство с основными архитектурными ансамблями исторического центра Санкт-Петербурга, выявление единства архитектурно-скульптурного облика города. Просмотр компьютерной презентации создает визуальный ряд, необходимый для эмоционально-ценностного отношения к архитектурному образу города. Пробуждению умственной активности детей во многом способствует опора в педагогическом процессе на принцип диалогичности. Процесс приобщения детей к культурному наследию города может рассматриваться, как включение ребенка в диалог с историко-культурным наследием Санкт-Петербурга, способствующий постижению духовных ценностей и эстетических традиций города. Реализация принципа диалогичности связана совместным творческим поиском педагога и группы учащихся в ходе занятия, основанным на осмыслении и сопоставительном анализе историко-культурных фактов.
Ожидаемые результаты
Учащиеся к концу первого года обучения (возрастная категория: 4-5 лет) должны:
-знать: основные правила поведения в пространстве городской среды; знать дату основания Санкт-Петербурга, цель и значение возникновения города на берегах Невы;
- уметь в ходе просмотра компьютерной презентации, при ознакомлении с памятниками культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга, воспринимать и оценивать архитектурно-скульптурный облик города, символику Санкт-Петербурга; узнавать архитектурные ансамбли города (архитектурный ансамбль Сенатской площади, Исаакиевской площади, ансамбль Адмиралтейской набережной); уметь соотносить архитектурно-скульптурные особенности облика города с историческими событиями, связанными с историей возведения здания («Страницы истории Главного Адмиралтейства», «Петропавловская крепость – памятник отечественной истории», «Казанский собор – архитектурная доминанта Невского проспекта»).
Учащиеся к концу второго года обучения (возрастная категория 5-6 лет) должны:
- знать особенности формирования городской среды Санкт-Петербурга, отражение особенностей формирования и роста Санкт-Петербурга на топографической карте; знать смысловое значение выражений «Санкт-Петербург – морская столица России», «Санкт-Петербург – музей под открытым небом», «Санкт-Петербург – город научной мысли».
- уметь сопоставлять историко-культурные факты, отраженные в компьютерной презентации; создавать самостоятельное речевое высказывание в ходе диалога с педагогом в конце занятия; воспринимать своеобразие городской среды Санкт-Петербурга, ее направленность на сохранение исторической памяти.
Учащиеся к концу третьего года обучения (возрастная категория 6-7 лет) должны:
- знать смысловое значение символики Санкт-Петербурга, ее связь с исторической ситуацией начала XVIII века (Северная война; цель создания города-крепости на берегах Невы).
- уметь сопоставлять историко-культурные факты, отраженные в компьютерной презентации; включать образы городской символики в исторический событийный контекст (на основе сопоставления визуального ряда компьютерной презентации и рассказа педагога); воспринимать художественное своеобразие архитектурно-скульптурного облика Санкт-Петербурга; уметь аргументированно высказывать собственное мнение, уметь слушать собеседника.
Формы подведения итогов реализации программы:
- метод устного контроля; создание законченных речевых высказываний, аргументированных историко-культурными фактами, отраженными в компьютерной презентации; участие в итоговом занятии по пройденным темам (итоговое занятие проводится в форме историко-краеведческой викторины).
Учебно-тематический план
Возрастная категория: 4-5 лет; продолжительность занятия – 20 минут.
№ п/п | Темы занятий | Всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | История возникновения и дата основания Санкт-Петербурга: стратегическое значение приневских земель; победа России в Северной войне и ее значение для основания города. | 2 | 2 | |
2 | Река Нева – главная водная магистраль города. | 1 | 1 | |
3 | Петропавловская крепость – памятник отечественной истории: ее значение для формирования архитектурного облика Санкт-Петербурга. | 2 | 2 | |
4 | Страницы истории Главного Адмиралтейства. | 2 | 2 | |
5 | Обитатели водной стихии в Скульптурном убранстве Санкт-Петербурга. | 1 | 1 | |
6 | История возникновения архитектурного ансамбля Адмиралтейской набережной. | 1 | 1 | |
7 | Памятник основателю города императору Петру I. Медный всадник – символ Санкт-Петербурга. | 2 | 2 | |
8 | Архитектурный ансамбль Сенатской площади. | 2 | 2 | |
9 | Архитектурный ансамбль Исаакиевской площади. | 1 | 1 | |
10 | Исаакиевский собор – архитектурная доминанта города. Скульптурное и мозаичное оформление Исаакиевского собора. | 3 | 2 | 1 |
11 | Петербургские праздники: история и традиции празднования Рождества и Нового года в Санкт - Петербурге | 2 | 2 | |
12 | Невский проспект – центральная улица столицы: история формирования архитектурного ансамбля Невского проспекта; Невский проспект на карте города. | 4 | 4 | |
13 | Казанский собор – архитектурная доминанта Невского проспекта: история возведения собора, особенности скульптурного убранства. | 2 | 2 | |
14 | Архитектурный ансамбль площади Александра Невского | 2 | 1 | 1 |
15 | Река Нева: ее значение в формировании архитектурного облика Санкт-Петербурга. Мосты через Большую Неву – памятники архитектуры и инженерной мысли. | 1 | 1 | |
16 | История возникновения архитектурного ансамбля Николаевской набережной. | 2 | 2 | |
17 | Город - хранитель исторической памяти: памятники военно-морской славы в Санкт-Петербурге. | 2 | 2 | |
18 | Санкт-Петербург – город на островах: особенности и проблемы градостроительного развития. | 2 | 2 | |
19 | Итоговое занятие. «День рождения города» : история возникновения праздника; традиции празднования; отражение в художественной литературе. | 1 | 1 |
Работа с родителями (возрастная категория учащихся 4-5лет)
№ п/п | Время проведения тематической консультации | Тема консультации |
1 | Сентябрь | Собеседование в начале учебного года (цели и задачи занятий, особенности организации учебного процесса, библиография) |
2 | Октябрь | Тематическая консультация «Петропавловская крепость – памятник Отечественной истории: ее значение для формирования архитектурного облика Санкт-Петербурга». |
3 | Январь | Тематическая консультация «Невский проспект – центральная улица столицы: история формирование архитектурного ансамбля Невского проспекта». |
4 | Март | Тематическая консультация «Город – хранитель исторической памяти: памятники военно-морской славы в Санкт-Петербурге». |
5 | Апрель | Тематическая консультация «Санкт-Петербург – город на островах: особенности и проблемы градостроительного развития». |
6 | Май | Собеседование в конце учебного года: формы проведения итогового занятия. |
Учебно-тематический план
Возрастная категория 5-6 лет; время занятия – 25 минут
№ п/п | Темы занятий | Всего | Теоретические занятий | Практические занятия |
1 | Визитная карточка Санкт-Петербурга: имя города; возраст города; история его возникновения. Герб и флаг Санкт-Петербурга. | 2 | 2 | |
2 | Отражение особенностей формирования и роста Санкт-Петербурга на карте. | 1 | 1 | |
3 | Санкт-Петербург – военная столица России: история архитектурного ансамбля Петропавловской крепости. | 2 | 2 | |
4 | Санкт-Петербург – морская столица России: история архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова. | 2 | 2 | |
5 | Страницы истории Васильевского острова в XVIII веке: особенности застройки; своеобразие архитектурного и культурного облика. | 1 | 1 | |
6 | Дворцы Петровского времени: домик Петра I; Летний дворец Петра I; дворец князя А.Д.Меншикова. | 2 | 2 | |
7 | Летний сад – памятник садово-паркового искусства первой трети XVIII века: история возникновения; своеобразие скульптурного убранства; значение в жизни города. | 2 | 1 | 1 |
8 | Дворцы Растрелли в Санкт-Петербурге: художественное своеобразие и значение для архитектурного облика города. | 2 | 2 | |
9 | Архитектурный ансамбль Дворцовой площади. | 1 | 1 | |
10 | Музей Эрмитаж: история возведения зданий и собирания коллекций. | 1 | 1 | |
11 | Петербургские праздники: история и традиции празднования Рождества и Нового года в Санкт-Петербурге. | 1 | 1 | |
13 | Каменное и скульптурное убранство набережных Невы: Дворцовая, Адмиралтейская, Английская набережные. | 2 | 2 | |
14 | Архитектурный ансамбль площади Искусств. | 2 | 2 | |
15 | Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Площадь Победы: монумент героическим защитникам Ленинграда. | 2 | 2 | |
16 | Санкт-Петербург-город научной мысли: страницы истории Пулковской обсерватории. | 1 | 1 | |
17 | Петербургский адрес Леонарда Эйлера на карте Васильевского острова. Здание школы № 27 в пространстве Санкт-Петербурга. | 2 | 2 | |
18 | Реки и каналы Санкт-Петербурга – парадные магистрали города: архитектурные и исторические достопримечательности набережных | 3 | 2 | 1 |
19 | Город – хранитель исторической памяти: памятники Отечественной войне 1812 года. | 3 | 2 | 1 |
20 | Архитектурные ансамбли К.И. Росси в Санкт-Петербурге: художественное своеобразие и значение для архитектурного облика города. | 2 | 2 | |
21 | Итоговое занятие. День рождения города: история праздника; традиции празднования; отражение в русской поэзии. | 1 | 1 |
Работа с родителями (возрастная категория учащихся 5-6 лет)
№ п/п | Время проведения тематической консультации | Тема консультации |
1 | Сентябрь | Собеседование в начале учебного года (цели и задачи занятий, особенности организации учебного процесса, библиография). |
2 | Октябрь | Тематическая консультация «Санкт-Петербург – морская столица России: страницы истории Васильевского острова». |
3 | Ноябрь | Тематическая консультация «Дворцы Растрелли в Санкт-Петербурге: художественное своеобразие и значение для архитектурного облика города». |
4 | Декабрь | Тематическая консультация «Музей Эрмитаж: история возведения зданий и собирание коллекций». |
5 | Февраль | Тематическая консультация «Реки и каналы Санкт-Петербурга – парадные магистрали города». |
6 | Апрель | Тематическая консультация «Архитектурные ансамбли К.И.Росси в Санкт-Петербурге. |
7 | Май | Собеседование в конце учебного года: формы проведения итогового занятия. |
Учебно-тематический план
Возрастная категория 6-7 лет; время занятия – 30 минут
№ п/п | Темы занятий | Всего | Теоретические занятий | Практические занятия |
1 | История возникновения и дата основания Санкт-Петербурга: историческая ситуация начала XVIII века; цель создания города-крепости на берегах Невы. | 1 | 1 | |
2 | Символы Санкт-Петербурга. Первые архитекторы города на Неве. Город на карте: первые градостроительные планы Санкт-Петербурга. | 1 | 1 | |
3 | Петропавловская крепость – памятник истории города: значение крепости для формирования архитектурного облика Санкт-Петербурга XVIII века. | 2 | 1 | 1 |
4 | Кронштадт – город и порт. Страницы истории Кронштадтской крепости. | 1 | 1 | |
5 | Памятники Петру I -основателю города – на улицах, площадях и набережных Санкт-Петербурга. | 2 | 1 | 1 |
6 | Адмиралтейский остров – его значение в истории Санкт -Петербурга: Главное Адмиралтейство; Адмиралтейская верфь; Адмиралтейская крепость. | 1 | 1 | |
7 | Невский проспект –центральная улица Санкт-Петербурга: история формирования архитектурного ансамбля Невского проспекта; Невский проспект на карте города; храмы Невского проспекта. | 3 | 2 | 1 |
8 | Страницы истории Миллионной улицы: история застройки и формирования архитектурного ансамбля; дворцы Миллионной улицы. | 2 | 2 | |
9 | Санкт-Петербург – книжная столица России: литературные адреса на карте города. | 2 | 2 | |
10 | Петербургские праздники: история и традиции празднования Рождества и Нового года в Санкт-Петербурге. | 2 | 2 | |
11 | Архитектурный ансамбль Дворцовой площади. История возведения Зимнего дворца. | 2 | 2 | |
12 | Дворцы Санкт-Петербурга: страницы истории дворцового зодчества в XVIII веке; дворцы Трезини и Растрелли . | 3 | 2 | 1 |
13 | Главные соборы города: Исаакиевский собор и Казанский собор: история возведения соборов; особенности архитектурного облика и скульптурного убранства. Казанский собор – памятник Отечественной войне 1812 года. | 2 | 2 | |
14 | Памятники Александру Невскому – защитнику приневских земель – в архитектурных ансамблях Санкт-Петербурга. | 1 | 1 | |
15 | Город – хранитель исторической памяти: Ленинград в годы Великой Отечественной войны; история, отраженная в скульптурных памятниках. | 2 | 1 | 1 |
16 | Река Нева: её значение в формировании архитектурного облика Санкт-Петербурга. Мосты через Большую Неву – памятники архитектуры и инженерной мысли | 1 | 1 | |
7 | Санкт-Петербург –город на островах: реки и каналы города; особенности архитектурного оформления и скульптурного убранства набережных; история первых петербургских мостов | 3 | 2 | 1 |
18 | Санкт-Петербург – морская столица России: история архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова; Архитектурный ансамбль Николаевской набережной. Памятники военно-морской славы в Санкт-Петербурге. | 2 | 2 | |
19 | Итоговое занятие по пройденным темам в форме историко-краеведческой викторины «Знай и люби свой город» | 1 | 1 | |
20 | Итоговое занятие. «День рождения города»: история праздника; традиции празднования; отражение в мемуарной литературе. | 1 | 1 |
Работа с родителями (возрастная категория учащихся – 6-7 лет)
№ п/п | Время проведения тематической консультации | Тема консультации |
1 | Сентябрь | Собеседование в начале учебного года (цели и задачи занятий, особенности организации учебного процесса, библиография). |
2 | Октябрь | Тематическая консультация «Петропавловская крепость – памятник истории Санкт-Петербурга: значение крепости для формирования архитектурного облика города». |
3 | Ноябрь | Тематическая консультация «Невский проспект – центральная улица Санкт-Петербурга». |
4 | Декабрь | Тематическая консультация «Санкт- Петербург – книжная столица России» |
5 | Февраль | Тематическая консультация «Санкт-Петербург – город на островах: реки и каналы города; особенности архитектурного оформления и скульптурного убранства набережных |
6 | Апрель | Тематическая консультация «Санкт-Петербург – морская столица России: страницы истории Васильевского острова». |
7 | Май | Собеседование в конце учебного года: формы проведения итогового занятия. |
Методическое обеспечение программы.
Формы организации деятельности и режим занятий.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей. Основа работы с детьми по данной программе – занятие в пространстве учебной аудитории с использованием компьютерной презентации, дающей возможность ознакомления с художественным своеобразием скульптурно-архитектурного облика Санкт-Петербурга. Занятия могут проводиться в форме монологического рассказа педагога, беседы на основе комментария тематической презентации, образовательного путешествия, заочной экскурсии.
Занятия будут способствовать развитию наблюдательности, аналитического мышления учащихся и повышению уровня культуры каждого из них; создавать условия для формирования умения сопоставлять историко-культурные факты, делать самостоятельные выводы, оформленные как законченные речевые высказывания. Занятия по данной программе должны создавать условия для ознакомления детей с культурным наследием города Санкт-Петербурга, пробуждать умственную активность и заинтересованность в изучении истории города. Для этого необходимо, чтобы содержание работы в ходе проведения занятий по данной программе обязательно включало событийный контекст, отражающий исторические события, связанные с архитектурным обликом города, а также событийный контекст, отражающий современную жизнь горожан – городские традиции и праздники.
Система занятий данной программы предполагает погружение в культуру Санкт-Петербурга, постижение духовных ценностей горожан, которые запечатлены в памятниках культурного наследия города. В результате у детей должно сложиться эмоционально-познавательное отношение к истории и культуре Санкт-Петербурга, должно сложиться собственное мнение об объектах архитектурно-скульптурного наследия, отраженных в визуальном ряду компьютерной презентации, ставших предметом изучения в ходе занятий программы.
Принципы обучения
- принцип наглядного обучения (наглядность осуществляется с помощью компьютерной презентации, с помощью обращения к фотоматериалам из фондов школьного музея, с помощью обращения к топографическим картам города Санкт-Петербурга);
- принцип от «простого к сложному» (заложен в содержании программы: система занятий представляет собой постепенный переход от наблюдения и репродуктивного воспроизведения информации к сравнительно-аналитическому сопоставлению и частично-поисковой работе с историко-культурными фактами возникновения и развития Санкт-Петербурга);
- принцип «сквозных линий» содержания программы. «Сквозные линии» содержания отражают представления детей о художественных особенностях Санкт-Петербурга. Данные представления способствуют формированию целостного облика города, выявлению ведущих тенденций его исторического и культурного развития. «Сквозными линиями» содержания программы становятся:
- представления о типичных архитектурных сооружениях города (жилой дом, дворец, собор, колокольня, мост, крепость);
- представления о скульптурных элементах архитектурных сооружений (ангелы, летящие Славы, атланты, львы, грифоны);
- представления о декоративных орнаментах в убранстве зданий города (цветы, венки из ветвей оливкового дерева и дуба, меандр, венки из фруктовых плодов);
- представления о памятниках знаменитым петербуржцам и о памятных местах, связанных с их жизнью;
- представления о памятных Днях российского и Санкт-Петербургского календаря.
-принцип поддержки и стимулирования эмоционально-познавательного отношения детей к городу. Условием поддержания такого отношения являются разнообразные эмоции ребенка, сопровождающие процесс познания – сопереживания, удивления, радость успеха.
- знакомство детей с архитектурно-скульптурным обликом города требует ориентации на принцип событийности. Рассказы о событиях городской истории позволяют сформировать образно-ассоциативный ряд, связанный с достопримечательностями города: визуальный ряд создает просмотр компьютерной презентации.
- принцип направленности педагогической диагностики на выявление интереса детей. Результативность педагогической работы по приобщению детей к культуре Санкт-Петербурга связана с изучением эмоционального отношения к городу (с этой целью могут быть использованы рисуночные тесты).
- принцип диалогичности педагогического процесса стимулирует пробуждение умственной активности детей, способствует приобщению детей к диалогу с историко-культурным наследием Санкт-Петербурга.
Методы и приемы обучения
- наглядный метод (тематический рассказ педагога связан с показом компьютерной презентации; просмотр компьютерной презентации создает визуальный ряд, необходимый для знакомства детей с архитектурно-культурным обликом города);
- словесный метод (рассказ педагога в ходе компьютерной презентации и его диалог с детьми после просмотра помогают выявить и оценить своеобразие культурного наследия Санкт-Петербурга, краткий исторический комментарий сопровождающий компьютерную презентацию способствует пробуждению интереса к истории города;
- репродуктивный метод (метод используется при первичном знакомстве детей с историко-культурными фактами, отраженными в компьютерной презентации);
- сравнительно-аналитический (метод используется в процессе сопоставления историко-культурных фактов; в процессе создания самостоятельного речевого высказывания в ходе диалога с педагогом в конце занятия);
- частично-поисковый метод (метод реализуется в небольших итоговых творческих заданиях, формирующих умение воспринимать и оценивать историко-культурные факты в контексте истории Санкт-Петербурга);
Во время учебного процесса методы меняются в зависимости от содержания занятия, уровня развития и подготовленности детей, целей и задач занятия.
В процессе первого года обучения преобладают наглядный и репродуктивный методы; в ходе обучения сравнительно-аналитический и частично-поисковый методы становятся ведущими.
Материалы и оборудование, необходимые для освоения программы
- набор мультимедийного оборудования на основе персонального компьютера и видеопроектора;
- презентация, подготовленная преподавателем в программе power Point;
- Дмитриев В.К. Символы Санкт-Петербурга. Альбом-раскраска. СПб.: Корона принт. 2009.
- топографические карты Санкт-Петербурга;
- фотографии из фондов школьного музея;
- комплект учебной мебели: рабочий стол для преподавателя, стулья для детей.
Работа с родителями
- собеседование с родителями в начале учебного года (цели и задачи занятий, особенности организации учебного процесса);
- приглашение родителей на тематические и итоговые занятия (по желанию родителей).
Информационное обеспечение
1. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. СПб.: Паритет. 2008.
2. Анциферов Н.П. «Непостижимиый город…» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина/ Составитель Вербловская М.Б. СПб.: Лениздат. 1991.
3. Бабушкина Т.В. Что хранится в карманах детства. СПб.: Речь. 2011.
4. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? Ленинград.: Лениздат. 1967.
5. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город. Петербургская тетрадь. СПб.: АО «Норинт». 1996.
6.Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. СПб.: СПб АППО. 2009.
7. Нестеров В. Знаешь ли ты свой город? СПб.: АО «Норинт». 2000.
8. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом. Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь. 2013.
9. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: «Искусство – СПб». 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Введение в общеобразовательную программу" кружок "Кройка и шитьё"
Вводное занятие 1-го года обучения....
Основные аспекты создания и реализации основной общеобразовательной программы основного общего образования в рамках введения ФГОС.
Данная презентация может помочь администрации школы при разработки ООП ООО, а также при написании учителями рабочих программ....
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ВВЕДЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ. Часть 1"
Программа рассчитана на детей от 3-х до 4-х лет.Срок реализации программы - один год.Главной целью данной программы выступает воспитание у учащихся желания узнать самые важные страницы ист...
Открытое занятие "Введение в дополнительную общеобразовательную программу Лего-кубики"
Конспект открытого занятия по легоконструированию...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВВЕДЕНИЕ В МУЗЕЙНОЕ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ»
Дополнительная общеобразовательная программа «Введение в музейное экскурсоведение» является туристско-краеведческой по своей тематической направленности. Призванная развивать у п...
Дополнительная общеобразовательная программа " Основы дизайна. ВВедение в специальность"
Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Введение в шахматы»
Установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривае...