Программа по учебному предмету История хореографического искусства
рабочая программа на тему
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства "Хореографическое творчество".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_khoreografii.doc | 489.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное учреждение
«Образовательное учреждение дополнительного образования детей
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» муниципального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Городской округ город Радужный
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Предметная область
ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету
ПО.02.УП.03. ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО
ИСКУССТВА
Радужный
2013
«Одобрено» Методическим советом АУ «ОУДОД «ДШИ» «____»________________2013 г. | Утверждаю: Директор АУ «ОУДОД «ДШИ» ________________ А.Л.Мазуркевич «____»________________2013 г. |
Разработчики:
– Рак Юлия Сергеевна преподаватель I категории «АУ ОУ ДОД ДШИ» г. Радужный
Структура программы учебного предмета
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
- Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по использованию методов организации и реализации образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и практической подготовки;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
- Учебно-методическое и информационное обеспечение
- Список основной литературы;
- Список дополнительной литературы;
- Список рекомендуемых для просмотра балетов и хореографических номеров
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «История хореографического искусства» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Учебный предмет "История хореографического искусства" направлен на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.
Обучение истории хореографического искусства включает в себя:
- знания основ музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных балетмейстеров;
- формирование слуховых представлений программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;
- знания в области строения классических музыкальных форм;
- знания этапов становления и развития искусства балета;
- знания отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
- формирование навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
- формирование навыков восприятия элементов музыкального языка, анализа музыкального произведения, а также необходимых навыков самостоятельной работы.
Освоение программы учебного предмета «История хореографического искусства» предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности, ознакомление с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
- Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы учебного предмета составляет 2 года по 5- летней и 8-летней образовательной программе в области «Хореографическое творчество». Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год (6-летняяя или 9-летняя образовательная программа).
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «История хореографического искусства»:
Таблица 1
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий:
мелкогрупповые (4-10 учеников), продолжительность урока - 40 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.
5.Цель и задачи учебного предмета
Цель:
художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области истории хореографического искусства, а также выявление одаренных детей, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачи:
- формирование знаний в области хореографического искусства, анализа его содержания в процессе развития зарубежного, русского и советского балетного театра;
- осознание значения хореографического искусства в целом для мировой музыкальной и художественной культуры;
- ознакомление учеников с хореографией как видом искусства;
- изучение истоков происхождения танцевального искусства и его эволюции;
- анализ хореографического искусства в различных культурных эпохах;
- знания этапов развития зарубежного, русского и советского балетного искусства;
- знания образцов классического наследия балетного репертуара;
- знание основных этапов становления и развития русского балета;
- овладение знаниями об исполнительской деятельности ведущих артистов балета;
- знания средств создания образа в хореографии;
- систематизация информации о постановочной и педагогической деятельности балетмейстеров на разных этапах развития хореографического искусства;
- знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
- умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержания, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов;
- умение работать с учебным материалом;
- формирование навыков диалогического мышления;
- овладение навыками написания докладов, рефератов.
- Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
- Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- интегрированный (сочетание форм работы и подачи материала нескольких предметных областей);
- диалогический;
- инструктивно-практический (работа с материалом);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- информационно-обобщающий (доклады, рефераты).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «История хореографического искусства», оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.
II. Содержание учебного предмета
Таблица 2
Распределение по | годам обучения | |||||
Класс | 7 (4) | 8 (5) | 9 (6) | |||
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 33 | 33 | 33 | |||
Количество часов на | 1 | 1 | 1,5 | |||
аудиторные занятия (в неделю) | ||||||
Общее количество часов | ||||||
на аудиторные занятия | 66 | 49,5 | ||||
Количество часов на | 1 | 1 | 1 | |||
самостоятельную работу | ||||||
в неделю | ||||||
Общее количество часов | 33 | 33 | 33 | |||
на самостоятельную работу по годам | ||||||
Общее количество часов | ||||||
на внеаудиторную (самостоятельную работу) | 66 | 33 | ||||
Максимальное | 2 | 2 | 2,5 | |||
количество часов | ||||||
занятий в неделю | ||||||
(аудиторные и самостоятельные) | ||||||
Общее максимальное | ||||||
количество часов на весь | ||||||
период обучения (аудиторные и самостоятельные) | 132 | 82,5 | ||||
Объем времени на | 4 | 4 | 2 | |||
консультации (по годам) | ||||||
Общий объем времени | ||||||
на консультации | 8 | 2 |
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «История хореографического искусства», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области хореографического искусства распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
2. Требования по годам обучения
Предмет является основополагающим в формировании мировоззрения учащихся в области хореографического искусства, определяет знания основных этапов развития хореографического искусства, становления и развития искусства балета, основные отличительные особенности хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений, балетную терминологию, знакомит с творчеством выдающихся мастеров балета прошлого и настоящего.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Содержание учебного предмета «История хореографического искусства раскрывает следующие темы:
формирование, преемственность и закономерности развития основных этапов зарубежной и отечественной хореографии;
творческая деятельность великих балетмейстеров, композиторов, танцовщиков;
произведения классической, народной, бытовой и современной хореографии.
7 (4) класс (1 час в неделю)
- Хореография как вид искусства:
- Введение. Выразительный язык танца, его особенности.
- Музыкально-хореографический образ.
- Исполнительские средства выразительности.
- Виды и жанры хореографии.
- Народный танец:
- Тесная связь народного танца с музыкой, песней, бытом, обычаями,
культурой народа.
- Профессиональные ансамбли народного танца.
- Балет, как вид театрального искусства:
- Синтез искусств в балете. Создание балетного спектакля;
- Народные истоки сценической хореографии;
- Зарождение балетного театра. Оперы-балеты Ж.Б.Люлли, комедии- балеты Ж.Б.Мольера;
- Реформатор балетного театра Ж.Ж.Новер;
- Романтический балет и его представители: М.Салле, М.Камарго, Ф.Эльслер, Ж.Перро и др. Балеты «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда».
В седьмом классе в конце каждого полугодия проводятся контрольные уроки с выставлением отметки.
8 (5) класс (1 час в неделю)
1.Русский балет:
- Основные черты русского балета (краткий исторический обзор).
- Романтизм в русском балете.
- Симфонические балеты П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».
- А.К.Глазунов «Раймонда».
- Балетмейстеры отечественной балетной школы: М.Петипа, И.Вальберх, К.Дидло, А.Горский, М.Фокин, Л.Иванов и др.
2.Советский балет:
- Основные черты советского балета. Краткий обзор.
- Балеты С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Золушка».
- Советские балетмейстеры: Ф.В .Лопухов, Ю.Григорович, Л.Якобсон, К. Сергеев, И.Бельский, Р.Захаров, В.Чабукиани.
- Выдающиеся исполнители: А.Павлова, Г.Уланова, М.Плисецкая, А.Мессерер, В.Васильев, К.М.Лиепа, М.Лавровский, Е.Максимова, Р.Стручкова и др.
3.Бальный танец:
- Проникновение в Россию зарубежного бального танца.
- Танцевальная культура XVIII-XIX веков: музыка, костюм, прическа, этикет.
- Современный танец и его особенности.
В восьмом классе в конце первого полугодия проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока, по окончании обучения учащиеся сдают итоговый экзамен.
При 9-летнем или 6-летнем сроке обучения итоговая аттестация проводится в конце 9 (6) класса.
- (6) класс (1,5 часа в неделю)
1.Современный этап в жизни отечественной хореографии
- Балетный театр России конца XX столетия.
- Классическое наследие на современной сцене.
- Творческая деятельность современных балетмейстеров.
- Выдающиеся современные исполнители.
- Роль фестивалей и конкурсов в развитии хореографического искусства.
2.Современные течения в зарубежном хореографическом искусстве
- Западноевропейский балетный театр второй половины XX века.
- Джордж Баланчин - хореограф ХХ века.
- Развитие современного танца.
- Мюзикл как форма синтеза искусств.
В девятом классе по окончании первого полугодия учащиеся сдают зачет, в конце года - итоговый экзамен.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
В выпускном 8 (5) классе или 9 (6) классе учащиеся сдают итоговую аттестацию, которая проводится в форме выпускного (устного) экзамена или защиты рефератов по предмету (по усмотрению образовательного учреждения).
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (критерии оценивания ответов учащихся см. в таблице №4) .
Предполагаемые результаты освоения программы по окончании 7 (4) класса:
- знание балетной терминологии;
- знание средств создания образа в хореографии;
- знание образцов классического наследия балетного репертуара;
- знание основных этапов развития хореографического искусства;
- знание основных отличительных особенностей хореографического искусства исторических эпох.
По окончании 8 (5) класса:
- знание образцов классического наследия балетного репертуара;
- знание основных этапов развития хореографического искусства;
- знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
- знание выдающихся представителей и творческое наследие хореографического искусства различных эпох (русского и советского балета);
- знание основных этапов становления и развития русского балета.
По окончании 9 (6) класса:
- знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
- знание основных этапов становления и развития русского балета;
- развитие балетного искусства России конца XX столетия;
- знание имен выдающихся представителей балета и творческого наследия хореографического искусства конца XX столетия;
- представление о месте и роли фестивалей и конкурсов в развитии хореографического искусства.
• знание основных отличительных особенностей западноевропейского балетного театра второй половины XX века.
IV. Формы и методы контроля, системы оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Форму и график проведения промежуточной аттестации по предмету образовательное учреждение устанавливает самостоятельно (контрольные уроки, зачеты, проводимые в виде устных опросов, или написание рефератов).
График промежуточной и итоговой аттестации.
Таблица 3
Класс | Вид, форма и время проведения аттестации | ||
Промежуточная | Полугодие | Итоговая | |
7 (4) | контрольный урок | 13 (7) | - |
8 (5) | контрольный урок | 15 (9) | экзамен (при 8 или 5-летнем сроке обучения) |
9 (6) | зачет | 17 (11) | экзамен (при 9 или 6-летнем сроке обучения) |
При 9-летнем или 6-летнем сроке обучения в 8 (5) классе в конце учебного года проводится зачет.
По завершении изучения учебного предмета обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Формы текущего контроля:
- контрольные работы,
- устные опросы,
- письменные работы.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Программа предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки
На зачете или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 4
Оценка | Критерии оценивания ответов |
5 («отлично») | полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | отметка отражает ответ с небольшими недочетами |
3 («удовлетворительно») | ответ с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, не раскрыта тема, не сформировано умение свободно излагать свою мысль и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | целый комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий. |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и учащегося на данном этапе обучения |
Согласно ФГТ, данная система оценки является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить ответ учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области хореографического искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Изучение предмета ведется в соответствии с учебным планом. Педагогу, ведущему предмет, предлагается самостоятельно, творчески подойти к изложению той или иной темы. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: уровень общего и хореографического развития учащихся, количество учеников в группе, возрастные особенности учащихся.
При изучении предмета следует широко использовать знания учащихся по другим учебным предметам, поскольку правильное осуществление межпредметных связей способствует более активному и прочному усвоению учебного материала. Комплексная направленность требует от преподавателя предмета знания программ смежных предметов. В результате творческого контакта преподавателей удается избежать ненужного дублирования, добиться рационального использования учебного времени.
Желательно, чтобы учащиеся знакомились с новыми балетными спектаклями как классического, так и национального направления. Это позволит им наиболее гармонично соединить теоретические знания о балетном искусстве с существующей практикой создания балетных спектаклей. Следует регулярно знакомить учащихся с современной литературой о балете, журнальными и газетными статьями на тему о хореографическом искусстве, с рецензиями на балетные постановки.
Рекомендуется проводить встречи учащихся с режиссерами и актерами музыкальных и драматических театров, организовывать посещение музеев, выставок, просмотр фильмов-балетов.
Методика преподавания предмета должна ориентироваться на диалогический метод обучения. Необходимо создавать условия для активизации творческих возможностей учащихся: поручать им подготовку небольших сообщений на различные темы, организовывать дискуссии или обсуждения по поводу просмотренного балетного спектакля, выступления хореографического ансамбля, фильма-балета, прочитанной статьи или рецензии на балетный спектакль.
2. Рекомендации по применению методов организации образовательного процесса, направленных на обеспечение качественной теоретической и практической подготовки
Урок. Основная форма учебного процесса в освоении основных образовательных программ. Урок характеризуется единством дидактической цели и задач. Как часть учебного процесса урок может содержать: организационную часть, восприятие нового материала, осознание и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; усвоение норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нем; формы контроля и самоконтроля. При этом на каждом уроке целенаправленно решаются и воспитательные задачи.
Реферат. Форма работы, позволяющая самостоятельно освоить один из разделов программы учебного предмета.
Рекомендуемый план реферата:
- тема, цель работы;
- изложение содержания, которое раскрывает тему;
- результаты работы;
- выводы;
- использованная литература и другие источники.
Написание реферата можно использовать как один из видов итоговой аттестации по теоретическим предметам.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, олимпиадам. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
3. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Цель: формирование у учащегося способностей к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, формирование умения использовать справочную и специальную литературу.
Как форма учебной работы, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:
- образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);
- развивающую (развитие познавательных возможностей учащихся - их внимания, памяти, мышления, речи, формирование умения самостоятельно добывать знания из различных источников);
- воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности - честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).
Систематическая самостоятельная работа:
- способствует лучшему усвоению полученных знаний;
- формирует потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;
- формирует навыки планирования и организации учебного времени, расширяет кругозор.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематиче скими.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по предмету. Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка докладов, рефератов;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.).
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература:
- Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий / сост. Н. Александрова. - СПб: Лань, 2011
- Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. - М.: Искусство, 1987
- Ванслов В.В. В мире искусств / В.В.Ванслов. - М.: Знание, 2003
- Вашкевич Н.П. История хореографии всех веков и народов. СПб: Лань. Планета Музыки. 2009
- Деген А. Балет 120 либретто. Композитор. СПб, 2008
- Деген А. Мастера танца. Музыка. М., 1994
- Дубкова С.А. Жар-птица. Балетные сказки и легенды / С.А. Дубкова. - М.: Белый город, 2009
- Жемчугова П.П. Балеты. СПб: «Литера», 2010
- Иванов В.Г. Русские танцовщики XX века / - Пермь, 1994
- Красовская В.М. Балет сквозь литературу. - Спб: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005
- Красовская В.М. История русского балета: учебное пособие / СПб: Лань, 2008
- Коптелова Е. Д. Игорь Моисеев. Академик и философ танца. СПб: Лань, Планета Музыки, 2012
- Никульский А. Балерины. Издательское содружество. М., 2008
- Пасютинская В. М. Волшебный мир танца: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1985
- Слонимский Ю. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. М.-Л.: «Искусство», 1950
- Худяков С.Н. Всемирная история танца. Эксмо. М., 2009
Дополнительная литература:
- Богданов-Березовский В. Г.С.Уланова. - М.: Искусство, 1961
- Брун В. История костюма от древности до нового времени. М., 1999
- Гольцман А.М. Советские балеты. Советский композитор. М., 1985
- Дешкова И.П. Иллюстрированная энциклопедия балета в рассказах и исторических анекдотах для детей и родителей. - М.: «Конец века», 1995
- Лопухов Ф.В. Вглубь хореографии / Ф.В. Лопухов. - М.: Фолиум, 2003
- Львов-Анохин Б.А. Балетные спектакли последних лет. «Знание». М., 1972
- Надеждина Е.Н., Эльяш Н.И. «Большой балет» (Основные этапы развития советского балета). Изд. «Знание». М., 1964
- Журнал «Балет» («Советский балет») с 1980 г. по 2011 г.
- Плисецкая М.Я. Читая жизнь свою. М.: АСТ, 2010
- Тимофеева Н.П. Мир балета. История. Творчество. Воспоминания. - М.: Просвещение, 1996
- Русский балет: энциклопедия / под ред. А.П. Горкина. - М.: Согласие, 1997
- Энциклопедия «Балет». CD, 2003
Список рекомендуемых для просмотра балетов и хореографических номеров
- «Тщетная предосторожность»
- «Сильфида»
- «Жизель»
- «Эсмеральда»
Видеозаписи концертных номеров: Государственного ансамбля народного танца им. И.А.Моисеева; Государственного академического хореографического ансамбля танца «Березка»; Государственного хора имени М.Пятницкого; Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова, Театра танца «Гжель» и др.
-Видеозаписи балетов (фрагментов) в различных редакциях:
- «Спящая красавица»
- «Лебединое озеро»
- «Щелкунчик»
- «Петрушка»
- «Жар-птица»
- Сен-Санс «Умирающий лебедь»
- «Красный мак» (фрагменты)
- «Пламя Парижа» (фрагменты)
- «Бахчисарайский фонтан» (фрагменты)
- «Ромео и Джульетта»
- «Золушка»
- «Каменный цветок» (фрагменты)
- телевизионный балет «Анюта»
- из серии выпусков «Мастера русского балета»
-Видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров: О.Виноградовой, Н.Боярчикова, И.Чернышова, В.Елизарьева,
Д.Брянцева, М.Бежара, Б.Эйфмана, Дж.Баланчина, и др.
-Видеозаписи балетов с участием выдающихся современных исполнителей.
-Видеозаписи балетов из репертуара театров: «Русский балет», «Кремлевский балет», «Имперский балет», «Пермский театр» и др.
-Видеозаписи конкурсов и фестивалей различных направлений: мюзиклов, оперетт, опер и др. (фрагменты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по учебному предмету «изобразительное искусство» для обучающихся 5 классов
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного при...
Рабочая учебная программа по учебному предмету «изобразительное искусство» для обучающихся 6 классов
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». И на основе федерального компонента государственного образовательного станд...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.Рабочая программа по курсу «Изобразительное искус...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.Рабочая программа по курсу «Изобразительное искус...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).
7 КЛАССРАБОЧАЯ ПРОГРАММАПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабоча...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).
8 КЛАССРАБОЧАЯ ПРОГРАММАПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабоча...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...