Программа внеурочной деятельности "Рукодельница"_Чебурина ИФ
рабочая программа по теме
Программа "Рукодельница" разработана для занятий с детьми 1-4 классов во внеурочное время в соответствие с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Цель программы направлена на развитие художественно-эстетической познавательной деятельности. Развивающие виды деятельности: работа с бумагой в разных техниках, вязание крючком и работа с пряжей, плетение из бумажных трубочек, работа с эко-материалами в разных техниках, работа с кожей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_rukodelnitsa_cheburina_if.docx | 35.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» поселок Вишневогорск
Утверждаю____________
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РУКОДЕЛЬНИЦА» Для 1-4 классов |
Возраст детей: 6– 10 лет Срок реализации программы: 4 года художественно эстетическое направление |
педагог высшей квалификационной категории дополнительного образования Чебурина Ирина Федоровна 2014 год |
Пояснительная записка
Программа «Рукодельница» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во внеурочное время в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Актуальность данной программы в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.
Новизна программы. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Цель программы направлена на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
Воспитательные задачи. Важное направление в содержании программы «Рукодельница» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Образовательные задачи. Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Рукодельница» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить свое место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Рукодельница» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Развивающие задачи программы. В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Для того чтобы вызвать у ребят устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы, вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Интеграция предметных дисциплин необходима для формирования целостной картины мира. Новый образовательный стандарт позиционирует технологию, как комплексный интегративный учебный предмет, осуществляющий реальное взаимодействие, практически, со всеми предметам – с математикой, окружающим миром, русским языком, литературным чтением и изобразительным искусством. В готовых пособиях для занятий предусмотрены линии взаимосвязи с данными курсами на разных уровнях – не просто создание образов живой природы, но и параллельное ознакомление с их основными биологическими особенностями, с интересными фактами. Занятия дополнены стихами, сказками и легендами о создаваемых персонажах, что даёт возможность устраивать инсценировки и театрализации с поделками собственного изготовления. Математический аппарат необходим для расчётов, вычислений, построения чертежей. При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.
Форма и режим занятий. Многие задания на учебных занятиях предполагают разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах и больших группах, коллективный творческий проект, инсценировки, коллективные игры и праздники.
Содержание программы представлено на 144 часов в каждом учебном году (1-4 классы). Программа имеет тематический принцип и состоит из отдельных тем. Из отдельных тем можно составить варианты программы на 72 часа и другие варианты. Темы можно планировать по уровню подготовленности детей.
Основные виды деятельности образовательной программы «Рукодельница»:
- Работа с цветной бумагой и картоном.
- Плоские аппликации.
- 3D аппликации.
- Бумажное моделирование.
- Техника «Пейп-арт».
- Оригами.
- Скарпбукинг.
- Квиллинг.
- Декупаж.
- Вязание крючком, работа с пряжей.
- «Воздушные цепочки».
- Вязание маленьких сувениров-игрушек.
- «Одежда на кукол».
- Объемные аппликации из пряжи.
- Техника ажура.
- Вяжем для себя.
- Тема «Уют в доме» (украшение интерьера, полезные мелочи).
- Игрушки своими руками.
- Работа с эко-материалами.
- Техника «Крупяной печворк».
- Техника «Ассамбляж».
- Техника «Коллаж из различных материалов».
- Плетение из бумажных трубочек.
- Работа с кожей
- Брелки.
- Браслеты.
- Брошки.
- «Цветы из кожи».
- Украшения для шеи.
- Украшения для волос.
- Шкатулки.
- Бутылки-сувениры.
- Косметички, сумочки, очечники.
- Объемные картины из кожи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА «Рукодельница»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
• широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
• устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
• учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
• выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• владеть монологической и диалогической формой речи.
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
• использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
• высказываться в устной и письменной форме;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез (целое из частей);
• проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте;
• обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
• подводить под понятие;
• устанавливать аналогии;
• Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
• Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
• Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
• Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
• Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
• Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
• Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
• Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
• Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
• Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
• Достичь оптимального для каждого уровня развития;
• Сформировать систему универсальных учебных действий;
• Сформировать навыки работы с информацией.
Список учебных пособий и литературы:
1. «Умные руки», Н.А. Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 1 класса.
2. Методические рекомендации для учителя. 1 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А. Мухина.
4. «Уроки творчества», Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 2 класса.
6. Методические рекомендации для учителя. 2 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
7. «Уроки мастерства», Т.Н. Проснякова. Учебник для 3 класса.
8. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
9. «Творческая мастерская», Т.Н. Проснякова. Учебник для 4 класса.
10. Методические рекомендации для учителя. 4 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
11. Книга серии «Любимый образ» «Бабочки», Т.Н. Проснякова.
12. Книга серии «Любимый образ» «Собачки», Т.Н. Проснякова.
13. Книга серии «Любимый образ» «Кошки», Т.Н. Проснякова.
14. Книга серии «Любимый образ» «Цветы», Т.Н. Проснякова.
15. Книга серии «Любимый образ» «Деревья», Т.Н. Проснякова.
16. «Забавные фигурки. Модульное оригами», Т.Н. Проснякова. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).
17. «Что можно сделать из природного материала», Э.К, Гульянц, И.Я Базик.
18. Композиция из цветов (икебана), Н.П. Николаенко.
19. «Чудесные поделки из бумаги» З.А. Богатырева.
20. «Оригами. Волшебный мир бумаги» А.В. Щеглова.
21. «Детское прикладное творчество» О.В. Корчинова.
22. «Быстрый крючок» М. Максимова, М. Кузьмина.
23. «Дружные спицы» М. Максимова, М. Кузьмина.
24. Вязаные комплекты, тапочки, шарфы, перчатки… Н.В. Ерзенкова.
25. «Нарядные прихватки» Анна Тимаер, МОЙ МИР.
26. «Вязаные игрушки» Молян Годдард.
27. «Азбука вязания» М.В. Максимова.
28. «Декоративные цветы» Л.И. Лущик, Т.Б. Несмиян.
29. Кожа, практическое руководство, культура и традиции. В. Пушкина.
30. Кожа, плетеные и тиснёные браслеты. Илья Мицель.
31. Подарки из кожи, украшения и аксессуары. Е. Голубкина.
32. Декоративные фантазии из кожи для дома. О. Чибрикова.
33. Объемные картины из кожи. Т.О. Скребцова, Л.А. Данильченко, А.Г. Иванова.
34. Объемные картины из кожи, новая коллекция Т.О. Скребцова, Л.А. Данильченко.
35. Объемные картины из кожи, цветочные композиции. Т.О. Скребцова, Л.А. Данильченк.
36. «Кожаная пластика» Н.В. Шахова, Н.А. Дмитриева.
37. «Сказки из даров природы» Н. Докучаева.
38. «Флористика» Л.Б. Белецкая, К.А. Боброва.
39. «Поделки из орехов» Г.И. Перевертень.
40. «Пластилинография, анималистическая живопись» Г.Н. Давыдова.
41. Интернет-ресурсы. Сайт «Город мастеров».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Программа "Мир кожи"_Чебурина ИФ
Общеразвивающая программа "Мир кожи" расчитана для детей 10-16 лет. Срок реализации программы 3 года. Художественно-эстетической направленности.Основной вид деятельности: работа с кожей, начиная с сам...
Развивающая программа "Азбука вязания" Чебурина ИФ
Развивающая прграмма "Азбука вязания" расчитана для детей 1-8 классов. Срок реализации программы 3 года. Основной вид деятельности вязание крючком и на спицах. Художественно-эстетической направленност...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...