Элективный курс. Практическая математика.
рабочая программа (9 класс) на тему

Эйсерт Светлана Николаевна

Программа и тематическое планирование элективного курса "Практическая математика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_prakticheskaya_matematika.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН

г. ГУЛЬКЕВИЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г.ГУЛЬКЕВИЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от «  » августа 2014  года

         Председатель педсовета

 _____________ Л.Д. Дацукова

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По  предмету (курсу и т.д.)  _ Практическая математика______________________

(указать предмет, курс, модуль)

Количество часов по программе  __17_______   

Ступень обучения (класс) ___ основное общее образование (9 класс) _________________      

                                             (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Уровень _____базовый_____________________

                                (базовый, профильный)            

Учитель    __Эйсерт Светлана Николаевна_______________________________________________ 

Программа разработана на основе  Авторской программы элективного курса « Функциональная практическая математика» для 9 класса \ авт. – сост.Эйсерт С.Н., г.Гулькевичи,

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

  2014 

        


  1. Пояснительная записка

Рабочая  программа по элективному курсу составлена на основе авторской программы Эйсерт С.Н.

Элективный курс «Практическая математика» предназначен для препрофильной подготовки учащихся 9 классов общеобразовательной школы. Курс является предметно-ориентированным, рассчитан на 17  часов. Он расширяет и углубляет базовую программу по математике, не нарушая ее целостности. Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии, профиля в старшей школе.

Актуальность темы диктуется потребностями общества. Она является сегодня самой востребованной, особенно среди экономических профессий.

Школьная математика должна включать в себя обе ветви современной математики (теоретическую и прикладную). Под прикладной обычно понимается тот раздел математики, в котором демонстрируется применение математической теории в практических ситуациях. В школьном курсе математики при решении прикладных задач естественным этапом является математическое моделирование реальных процессов. В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

– ознакомление учащихся с соотношениями между явлениями реального мира и его математическими моделями;

– практическое обучение школьников построению математических моделей для встречающихся жизненных ситуаций.

На занятиях элективного курса в качестве прикладных задач рассматриваются задачи с экономическим и управленческим содержанием: задачами, поставленными в области экономики, решение которых требует использования математического аппарата. Эти задачи не только актуализируют знания учащихся, повышают их мотивацию к обучению, но и вызывают у учащихся ярко выраженный познавательный интерес.

 В основной школе представление о процентах учащиеся получают, но умением решать задачи экономическо-практического содержания не владеют.

Предлагаемый курс имеет как прикладное, так и общеобразовательное значение. Он способствует развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, творческих способностей, интереса к предмету, данной теме, и, что особенно важно, формированию умений решать практические задачи в различных сферах деятельности человека.

Цель курса: формирование у школьников осознанного отношения к практическому применению математики в различных сферах деятельности человека и понимания того, что математика является инструментом познания окружающего мира.

Задачи курса:

  1. Развитие устойчивого интереса учащихся к изучению математики.
  2. Воспитывать активную жизненную позицию, интерес к знаниям, способствовать профессиональному самоопределению учащихся.
  3. Показать широту применения известного учащимся математического аппарата - процентные вычисления, связь математики с различными направлениями реальной жизни.        
  4. Развивать логическое мышление учащихся, обогащать и расширять математический кругозор учащихся.
  5. Научить применять математические знания в решении повседневных жизненных задач бытового характера.

  1. Учебно – тематический план

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая  программа

1

Введение

1

1

2

Проценты

5

5

3

Банковские операции

5

5

4

 Задачи с экономическим и управленческим содержанием

5

5

5

Итоговое занятие

1

1

  1. Содержание программы

  1. Введение (1  ч)

 Понятие процента. Востребованность в современных условиях. Основные типы задач на проценты

Основная цель - показать практическое применение и значимость процентов в нашей жизни; - систематизировать и обобщить сведения о процентах, полученных в школьном курсе

  1. Проценты (5 ч)
  • Нахождение процентного отношения чисел. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько процентов;
  • Процентные вычисления в жизненных ситуациях: «скидка», «распродажа», «бюджет», «тарифы», «пеня»
  • Задачи на растворы и смеси
  • Задачи на сплавы

Основная цель - Показать широту применения известного учащимся математического аппарата - процентные вычисления, связь математики с различными направлениями реальной жизни.

  1. Банковские операции (5 ч)

Задачи банковского расчёта:

  • Простой  процентный рост
  • Сложные проценты
  • Сравнение простых и сложных процентов
  • Методы начисления процентов
  • Сюжетные задачи

Основная цель - научить решать задачи средствами финансовой математики, то есть опираясь на принятые в экономике формулы, что позволяет значительно расширить круг решаемых задач и решение оказывается наиболее оптимальным по затраченному времени и сложности вычисления.

         Необходимо отметить, что любую задачу этого раздела можно решить с помощью пропорции.

  1. Задачи с экономическим и управленческим содержанием (5 ч)

         Система двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (повторение).

         Построение математической модели реальной экономической  и управленческой ситуации. Задачи с выбором оптимального решения. Задачи на ожидаемую прибыль от реализации товара.

Основная цель - учить строить математическую модель реальной экономической ситуации, выработать умения решать задачи оптимизации на определение наиболее выгодного решения.

  1. Итоговое занятие (1 ч)

  1. Учебно – методическое обеспечение программы

  1. Список используемой учебно – методической литературы
  1. Башарин Г.П. "Начало финансовой математики" (гл. 1, 2, 6). - М.: ИНФРА, 1997г.
  2. Кузнецова, Л.В. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 кл. / Л.В Кузнецова, Е.А. Бунимович, Б.П. Пигарев, С.Б.  Суворова − М.: Дрофа, 2007.
  3. Лысенко, Ф.Ф. Алгебра 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации – 2014 / Ф.Ф. Лысенко. − Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
  4. Лысенко Ф.Ф. Математика. ЕГЭ−2014. Вступительные испытания / Ф.Ф. Лысенко. −  Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
  5. Курсы по выбору на этапе предпрофильной подготовки. Математика. Физика. Информатика. /Под ред. Е.А.Семенко. – Краснодар: «Просвещение-Юг», 2004.

Интернет- источники

www.ege.moipkro.ru                www.fipi.ru                        ege.edu.ru

www.mioo.ru                        www.1september.ru                www.math.ru

  1. Перечень практических, лабораторных работ и т.д.

  1. Требования к уровню подготовленности школьников

Учащиеся должны знать:

  • что такое процент;
  • основные соотношения на процентные расчеты;
  • алгоритм решения задач составлением уравнения;
  • формулы начисления «сложных процентов» и простого процентного роста;
  • что такое концентрация, процентная концентрация.

Учащиеся должны уметь:

  • решать типовые задачи на проценты;
  • применять алгоритм решения задач составлением уравнений к решению более сложных задач;
  • использовать формулы начисления «сложных процентов» и простого процентного роста;
  • решать задачи на сплавы, смеси, переливания, прогрессии.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  1. Формы текущего и промежуточного контроля

Согласовано:                          

зам. директора по УВР          

________ Е.В.Морозова

«  » августа 2014 г.          

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН

г. ГУЛЬКЕВИЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

                                                                       

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

По предмету (курсу и т.д.)     _ Функциональная практическая математика___________________________

(указать предмет, курс, модуль)

Количество часов по программе  __17_______    

           

Класс _____9___________

 

Уровень _____базовый_____________________

                             (базовый, профильный)            

Учитель    __ Эйсерт Светлана Николаевна_______________________________________________ 

Планирование составлено на основе рабочей программы учителя  Эйсерт Светланы Николаевны, утвержденной решением педсовета  протокол  №  1     от   30 августа         ______ 2014г                                          

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

урока

Содержание

(разделы, темы)

Дата проведения

Оборудование

план

факт

1

Введение 

Понятие процента. Востребованность в современных условиях. Основные типы задач на проценты

2

Проценты 

Нахождение процентного отношения чисел.

Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько процентов.

3

Процентные вычисления в жизненных ситуациях: «скидка», «распродажа»

4

Процентные вычисления в жизненных ситуациях:  «бюджет», «тарифы», «пеня»

5

Задачи на растворы и смеси

6

 Задачи на сплавы

7

Банковские операции

Простой  процентный рост

8

Сложные проценты

9

Сравнение простых и сложных процентов

10

Методы начисления процентов

11

Сюжетные задачи

12

 Задачи с экономическим и управленческим содержанием Система двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (повторение).

13

Построение математической модели реальной экономической ситуации.

14

Задачи с выбором оптимального решения.

15

Задачи на ожидаемую прибыль от реализации товара.

16

 Управленческие задачи

17

Итоговое занятие

Итого:

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»

Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки кГИА   по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...

Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах

Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная  алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентин...

Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей кате...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...

Рабочая программа элективного курса "Практический курс речеведения" 11 класс

Программа имеет практическую направленность, способствует развитию речевой культуры, бережного и сознательного отношения  к русскому языку.Значимость программы  состоит в углублении  ли...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Практическая стилистика» (наименование учебного предмета (курса) (10 класс)

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 17 часов....