Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
элективный курс по алгебре (10 класс) по теме
Тематическое планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи» 10-11 классы, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_izbrannye_voprosy_matematiki_10-11_klass.docx | 38.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа
для детей, нуждающихся в длительном лечении,
«Санаторная школа-интернат №2»
Согласовано. Утверждаю.
научно-методический совет директор ___ Шакина И.И.
протокол № 1 от 29.08.2013 30.08.2013
Тематическое планирование
элективного курса по математике по теме:
«Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи»
10-11 классы
На 2013-2014 учебный год.
Составлена Петрашовой В.Н.,
учителем математики высшей категории
Магнитогорск, 2013
Пояснительная записка к элективному курсу по математике «Избранные вопросы по математики. Нестандартные задачи».
Элективный курс рассчитан на изучение в 10-11 классах.
Объём аудиторских часов –136 часов.
В 10 классе 34часа (по 1 часу в неделю)
В 11 классе 102 часа (по 3 часа в неделю).
Тематическое планирование составлено на основании следующего пособия: Элективные курсы. Математика, Н.А. Нилова, г. Магнитогорск, МОУ «Многопрофильный лицей №1» (утвержден экспертным советом г. Магнитогорска).
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательного профиля. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении алгебры основной школы.
Элективный курс направлен на систематизацию и обобщение полученные на уроках знания учащихся, необходимых для овладения методами обоснований (методов решения задач), способствует лучшему освоению базового курса математики, ознакомлению с некоторыми идеями современной математики, одновременно расширяя и углубляя их, а так же расширяет некоторые вопросы, изучение которых не предусмотрено школьной программой.
Данный курс рассчитан на традиционные формы организации знаний, как лекция и семинары, но будут применятся выступления с докладами (в частности, с отчётными рефератами); индивидуальными исследовательскими и поисковыми работами; деятельность по страницам книг и журналов, с использованием сайтов в Интернет и т.п.
Тематика курса способствует развитию логического мышления учащихся, намечает межпредметные связи, способствует развитию самостоятельной и исследовательской деятельности.
Упражнения и задачи подобраны таким образом, чтобы от простейших переходить к более сложным, встречающимся в вариантах ЕГЭ, как в части В, так и в части С, где необходимо показать владение не только методами решения всех математических задач, но и показать умение математически грамотно и обоснованно записывать своё решение.
Особенности курса: приоритет развивающей функции обучения над информационной, усиление практической значимости изучаемого материала, широкие возможности для реализации уровневой дифференциации в обучении.
Значительное место в учебном процессе отведено самостоятельной математической деятельности учащихся, учитывающей мыслительные особенности данного возраста.
Программа данного курса предусматривает:
- формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- развитие математических способностей;
- повышение уровня обученности учащихся;
- подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ.
Тематика программы обеспечивает:
- интеллектуальное развитие учащихся;
- формирование математического мышления;
- формирование представлений об идеях и методах математики;
- развитие познавательной активности учащихся и творческого подхода к решению математических задач;
- формирование потребности к самообразованию и способности к адаптации в изменившемся обществе
Цель курса:
- -обеспечение сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
- -систематизация и обобщение опорных знаний учащихся по математике;
- -подготовка учащихся к ЕГЭ по математике;
- -развитие логического и творческого мышления.
Задачи курса:
- -формирование умений навыков комплексного осмысления знаний;
- -подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по математике.
Достижению целей служат специально подобранные задачи. На занятиях рассматриваются такие задачи, решение которых не требует дополнительных знаний, но эти знания используются в новых нетривиальных ситуациях.
Знания построены по схеме «Ключевая задача + упражнения». Разбор ключевых задач, в ходе совместной деятельности учителя с учащимися, позволяет обеспечить «ориентировку» в материале. Для отработки практических навыков используются долгосрочные домашние задания. В качестве контроля – релейные контрольные задания.
Структура материала курса такова, что учащиеся имеют возможность решать задачи теми способами и средствами, которыми к этому времени располагают в результате изучения материала основного курса. Многие задания допускают несколько способов решений, которые рассматриваются и разбираются на занятиях. Предпочтение отдаётся наиболее доступным, рациональным способам, которые помогут учащимся «набить руку» в практике решения разнообразных задач.
Ведущими методами преподавания являются метод проблемных задач, самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.
Формы учебных занятий:
-уроки решения ключевых задач;
-практикумы;
-консультации;
-зачётные занятия.
В работе с учащимися на занятиях применяются:
-блочно модульный подход в преподавании материала;
-принцип дифференциации и индивидуализации;
-разно уровневый дидактический материал.
В качестве контроля – релейные контрольные работы, самостоятельные работы, пробные ЕГЭ.
Ожидаемый результат:
при реализации данного курса результативность будет определяться количеством и качеством самостоятельно решенных учебных задач обязательного уровня обучения, то есть задач ЕГЭ части В и решение некоторых задач из части С (С1 и С2).
Поурочное планирование элективного курса по математике по теме: «Избранные вопросы математики. Нестандартные задачи».
10 класс
№ п/п | Дата | Содержание материала | Количество часов | Формы контроля | Примечание |
1. | Уравнения высших степеней. | 12ч. | Долгосрочное д.з. | ||
Многочлены. Деление многочлена. | 2 | ||||
Теорема Безу. Схема Горнера. | 2 | ||||
Введение новой переменной. | 2 | ||||
Дробно – рациональные уравнения. | 2 | ||||
Неравенства. Метод интервалов. | 2 | ||||
Уравнения и неравенства с двумя переменными. | 2 | ||||
2. | Уравнения и неравенства с модулем. | 12ч. | зачет | ||
Уравнения вида |у(х)|= f(х). | 2 | ||||
Уравнения вида |у(х)|=| f(х)|. | 2 | ||||
Неравенства вида |у(х)| f(х); |у(х)|f(х); |у(х)||f(х)|. | 2 | ||||
Уравнения и неравенства, решаемые заменой переменных. | 2 | ||||
Построение графиков функций, содержащих модуль (метод симметрии). | 2 | ||||
Метод областей. | 2 | ||||
3. | Системы уравнений. | 10ч. | зачёт | ||
Системы, решаемые подстановкой. | 2 | ||||
Системы, решаемые алгебраическим сложением. | 2 | ||||
Системы, решаемые умножением и делением. | 2 | ||||
Системы, решаемые введением новой переменной. | 2 | ||||
Симметрические системы. | 1 | ||||
Зачёт. | 1 | ||||
| Всего 34 часа. 11класс | ||||
4. | Иррациональные уравнения и неравенства. | 18ч. | зачет | ||
Уравнения вида f(x)=y(x). | 2 | ||||
Уравнения вида f(x)=y(x);g(x)f(x)=0; | 2 | ||||
Уравнения вида f(x)y(x)=g(x); f(x)y(x)=g(x) | 2 | ||||
Неравенства вида f(x)y(x); | 2 | ||||
Неравенства вида f(x)y(x); | 2 | ||||
Неравенства вида f(x)()y(х) | 2 | ||||
Уравнения, решаемые введением новой переменной. | 2 | ||||
Неравенства, решаемые введением новой переменной | 3 | ||||
Зачет по теме: «Иррациональные уравнения и неравенства» | 1 | ||||
5. | Задания с параметрами. | 18ч. | Творческая домашняя работа | ||
Линейное уравнение с параметром. | 2 | ||||
Дробно рациональное уравнение с параметром. | 2 | ||||
Уравнения с заданными условиями. | 2 | ||||
Квадратные уравнения с параметром. | 2 | ||||
Квадратные уравнения с заданными условиями. | 2 | ||||
Линейные неравенства с параметром. | 2 | ||||
Самостоятельная работа по теме: «Задания с параметрами» | 1 | ||||
Графический метод при решении линейных уравнений с параметрами. | 1 | ||||
Графический метод при решении линейных неравенств с параметром. | 2 | ||||
6. | Применение свойств функций к решению уравнений и неравенств. | 6 | Творческая домашняя работа | ||
Применение чётности. | 2 | ||||
Симметричность функций. | 2 | ||||
Применение монотонности. | 1 | ||||
Домашняя творческая работа по теме: «Применение свойств функций к решению уравнений и неравенств. | 1 | ||||
7. | Решение текстовых задач. | 8ч. | Групповая с. р. | ||
Задачи на движение | 1 | ||||
Задачи на совместную работу | 1 | ||||
Задачи на проценты | 2 | ||||
Задачи на концентрацию смеси и сплава | 2 | ||||
Другие задачи. | 1 | ||||
Групповая самостоятельная работа | 1 | ||||
8. | Выражения и преобразования. | 8. | Тесты. | ||
Степени и корни. Тест. | 1 1 | ||||
Логарифмы. Тест. | 1 1 | ||||
Тригонометрические выражения. Тест. | 1 1 | ||||
Последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Тест. | 1 1 | ||||
9. | Геометрические фигуры и их свойства. | 6ч. | Контрольная работа | ||
Задачи планиметрические. | 2 | ||||
Задачи стереометрические. | 3 | ||||
Контрольная работа по геометрическим задачам из ЕГЭ. | 1 | ||||
8. | Итоговое повторение. | 38ч. | Тестирование в форме ЕГЭ | ||
Выражения и тождественные преобразования. | 2 | ||||
Производная и её применение. | 2 | ||||
Уравнения высших степеней. | 2 | ||||
Системы уравнений, неравенств высших степеней. | 2 | ||||
Уравнения и неравенства с модулем. | 2 | ||||
Системы уравнений и неравенств с модулем. | 2 | ||||
Пробный ЕГЭ | 2 | ||||
Иррациональные уравнения. | 2 | ||||
Системы уравнений. | 2 | ||||
Иррациональные неравенства. | 2 | ||||
Системы иррациональных неравенств. | 2 | ||||
Тригонометрические уравнения. | 1 | ||||
Тригонометрические неравенства.. | 1 | ||||
Тригонометрические системы уравнений | 2 | ||||
Показательные уравнения. | 1 | ||||
Показательные неравенства. | 1 | ||||
Системы показательных уравнений. | 2 | ||||
Логарифмические уравнения. | 2 | ||||
Системы логарифмических уравнений. | 2 | ||||
Логарифмические неравенства. | 2 | ||||
Пробный ЕГЭ | 2 | ||||
Всего 102 часа. |
Всего в 10-11 классах 136 часов.
Тексты проверочных работ прилагаются.
Список литературы.
- Экзаменационные материалы для подготовки ЕГЭ. ЕГЭ 2007. Математика. А.Г.Клово. М. ООО. «РУСТЕСТ».2006.
- ЕГЭ. Математика. 1 часть. Справочные материалы. Контрольно-тренировочные упражнения. Задания с развёрнутым ответом. А.К. Дьячков. Челябинск. «Взгляд».2006.
- ЕГЭ. Математика. 2 часть. Справочные материалы. Контрольно-тренировочные упражнения. Задания с развёрнутым ответом. А.К. Дьячков. Челябинск. «Взгляд».2006.
- Задачи по алгебре и началам анализа. Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. С.М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В. Денисов. М. Просвещение.2003.
- Т.Е. Романова, П.Ю. Романов. Задания с параметром. Методическое пособие.МГПИ.1997.
- Т.Е. Романова. Решение уравнений и неравенств первой степени с параметрами. Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Учебно- методическое пособие. Магнитогорск. МаГУ.2004.
- А.В. Белошистая. ЕГЭ. Математика. Поурочное планирование. Тематическое
планирование уроков подготовки к экзамену. Анализ тем и заданий. М.
Издательство «Экзамен», 2005.
- Библиотека учителя математики. Материалы для подготовки к ЕГЭ по математике.
Материалы по теме «Параметры». Челябинск. Академия новых технологий.2002.
10. Библиотека учителя математики. Материалы для подготовки к ЕГЭ по математике.
Задания с развернутым ответом.. Челябинск. Академия новых технологий.2003.
11. Библиотека учителя математики. Материалы для подготовки к ЕГЭ по
математике. Материалы по теме «Числовые функции и их свойства». Челябинск. Академия новых технологий.2002.
12. Библиотека учителя математики. Материалы для подготовки к ЕГЭ по
математике. Материалы по теме «Уравнения и неравенства». Челябинск.
Академия новых технологий.2002.
13. Библиотека учителя математики. Материалы для подготовки к ЕГЭ по
математике. Материалы по теме «Производная и первообразная функции».
Челябинск. Академия новых технологий.2002.
15. Математика. ЕГЭ 2013. Книга1.все задания части «В» + тематический контроль. Более 2000 задач. Мальцев Д.А., Мальцев А.А., Мальцева Л.И.АНО ИД «Народное образование», М., 2013.
16. Математика. ЕГЭ 2013. Книга2.все задания части «С» + тематический контроль. Мальцев Д.А., Мальцев А.А., Мальцева Л.И.АНО ИД «Народное образование», М., 20113
17. ЕГЭ 2013. Математика. 30 вариантов типовых тестовых заданий и 800 заданий части2(С). И.Р.Высоцкий. П.И.Захаров под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко – М.: издательство «Экзамен» 2013г.
18. Математика. ЕГЭ – учебник. А.П.Власова, Н.И.Латанолва, Н.В.Евсеева –М.: Астрель, 2013г.
19. Математика: 50 типовых вариантов экзаменационных работ. А.П.Власова, Н.И.Латанолва, Н.В.Евсеева –М.: Астрель, 2010г.
20. Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения.10-11 кл.: учебное пособие /С.А. Гомонов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006г. (элективные курсы).
21. . Замечательные неравенства: методические рекомендации к элективному курсу С.А. Гомонова «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения» / С.А. Гомонов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006г. (элективные курсы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике в 11 классе "Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)"
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)».Учитель Запивахина Светлана Владимировна...
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 10 классе.
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 10 классе...
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 11 классе.
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике « Решение нестандартных задач по математике » в 11 классе....
Программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов "Решение нестандартных задач"
Программа разработана в рамках профильного обучения 10-11 классов (социально-экономический профиль)....
Тематическое планирование элективного курса по математике 5 класса по теме "Учимся решать задачи"
Тематическое планирование элективного курса по математике 5 класса по теме "Учимся решать задачи"....
Математическая школьная регата. Автор: Петрашова В.Н., учитель математики высшей категории МОУ СШИ №2
Разработкавнеклассного мероприятия.Математическая школьная регата....
Рабочая программа элективного курса по математике, 11 класс «Избранные вопросы математики.»
В результате прохождения данного элективного курса по математике учитель со...