РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Практическая стилистика» (наименование учебного предмета (курса) (10 класс)
рабочая программа (10 класс)
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 17 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_stilistika.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Заместитель директора по ВР ________________/ / «_______»_________20 год | «Утверждаю» Директор МБОУ «УСОШ» _________/ / «________»___________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Практическая стилистика»
(наименование учебного предмета (курса)
__________________________10 класс________________________
(уровень образования)
(срок реализации программы)
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу.
Киосева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы
с. Ульяновское
Пояснительная записка.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 17 часов.
Стилистика – наука разветвленная и многосторонняя. Область её теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества. А деятельность эта разнообразна: научные книги, выступления, газетные очерки, радио-телерепортажи, служебные документы, произведения классиков, современные писателей, наконец, повседневная бытовая речь.
Стилистика тесно связана с разделами языковедения, изучающими развитие и современное состояние системы языка, то есть его словарного состава, грамматики, произношения, но более всего у стилистики точек соприкосновения и общих проблем с культурой речи, орфоэпией и словоупотреблением. В культуре речи мы имеем дело, например, с оценками качественной стороны и грамматических форм. Стилистика оценивает их соответствие современной литературной норме, то есть более или менее строгому правилу; культура речи – уместность и целесообразность их употребления, степень выразительности.
В стилистике можно выделить четыре основных раздела, каждый из которых имеет свой предмет и особые методы исследований.
I. Грамматическая стилистика.
1. Стилистическая окраска слов.
2. Фразеологические выражения.
3. Грамматические формы.
4. Различные типы предложений.
5. Произносительные формы.
II. Функциональная стилистика.
- Исторически сложившаяся система стилей, различающихся целью высказывания, сферой применения, способами использования, организацией языковых средств.
- Связь стилей речи и литературных жанров.
- Стилистика текста
Закономерность связи строения текста с личностью автора.
Два первых отдела служат базой для третьего, так как без знания выразительных возможностей и понимания основных законов стилей речи нельзя приступить к анализу конкретных текстов.
- Практическая стилистика.
Она помогает исправить отдельные ошибки в тексте.
Учащиеся старших классов серьёзно задумываются: как пользоваться художественно-изобразительными средствами языка? Какое практическое значение они имеют в нашей повседневной жизни? Школа должна давать современному ученику необходимые теоретические и практические знания в этой области.
Цели элективного курса:
- углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;
- научить различным приемам их выразительности;
- способствовать речевому росту школьника;
Программа направлена на достижение следующих задач:
- знакомство учащихся с особенностями употреблении той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование её в речи;
- сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;
- проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);
- самостоятельное употребление той или иной стилистической структуры предложения в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);
- пользование нормативными словарями и справочной литературой.
Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- говорить и слушать, так как «уметь говорить» – это искусство, уметь слушать – культура (Д. С. Лихачев), отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;
- владеть устной и письменной речью;
- владеть навыками стилистической правки текста;
- проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними различного рода задач.
Реализуя программу, целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся. Должны быть созданы условия для развития познавательной творческой активности учащихся.
Особое внимание уделяется подбору заданий и таких грамматико-стилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.
Обсуждение теоретических вопросов может позволить учителю использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.
Эффективно использовать:
- проблемное изложение теоретического материала, в частности таких вопросов: «как и почему сохранятся всегда категории «высокого» и «низкого»; «хороший, «дурной» и истинный вкус - можно ли о них спорить»;
- самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;
- совершенствование рукописи с определенной точкой зрения, составление текста устного выступления на заданную тему;
- рецензирование;
- сообщения, как результат наблюдения.
Календарно - тематическое планирование
№ | Название тем курса | Всего часов | Формы и методы обучения | Форма контроля | |
Раздел 1. Стилистика и культура речи | |||||
1 | Место стилистики в системе наук языкознания. | 1 | Беседа. Редактирование собственного текста. Отработка видов подчинительной связи. Устранение ошибок в предложении. | Реферат. | |
2 | Задачи грамматической, функциональной стилистики и стилистики текста | 1 | Практикум. (Урок можно повести в форме заседания клуба «Любители и почитатели языковедения»). Обсуждение и редактирование лучших рефератов. | ||
3 | Практическая стилистика | 1 | Практикум. (Урок можно повести в форме заседания клуба «Любители и почитатели русского языка»). Распределение ролей, разыгрывание сценок. Выполнение упражнений повышенной трудности. | Словарная работа (современный лексикон). | |
4 | Функциональная и коммуникативная стилистика | 1 | Игра на лингвистической конференции. |
Раздел II. Стилистика и риторика | ||||
5 | О древней науке риторике. | 1 | Устное выступление-защита учащихся. Защита рефератов-проектов «Что такое риторика?» Графическое представление науки риторики. | Редактирование рефератов-проектов. Оценка проектов. |
6 | Книжно-славянская письменная традиция | 1 | Устные выступления учащихся. Работа со словарем. | Редактирование сообщений. Поисковая работа на примерах текстов М.Ю. Лермонтова и Г.Р. Державина. |
7 | Три стиля в российском языке. Категории «высокого» и «низкого» | 1 | Лекция. Исследование текстов. Устные выступления учащихся. Исследование фрагментов текста романа А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова. | Выводы сделанные в ходе исследований текстов. |
Раздел III. Стилистика и лексика | ||||
8 | Диалектизмы, жаргонизмы и просторечная лексика. | 1 | Лекция. Беседа. Исследование (Речь окружающих, надписи в маршрутках, на заборах) | Сочинение – описание предмета, действия в разных стилях |
9 | Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления; термины, книжная, устарелая и разговорная лексика. Эмоционально-экспрессивная лексика. | 1 | Лекция. Беседа. Работа со словарем. | Исследование общеязыковых закономерностей на основе поэтического текста. |
10 | Слово и сфера его употребления. Внутренняя форма слова. | 2 | Семинар. Составление текста по проверке знаний учащихся 5 классов. | Тест. |
Раздел IV. Стилистика и фразеология | ||||
11 | Устойчивые и свободные словосочетания. Словорасположение. | 1 | Беседа. Работа с фразеологизмами на время. | Написание статьи в альманах |
12 | Период. Прозаическая строфа. (абзац) | 1 | Беседа. Исследование текстов Л.Н.Толстого (строение текста, роль концовки) | Стилизация текста |
13 | Формы существования речи: диалог, монолог. Роль диалога и монолога. | 1 | Лекция. Анализ текста художественной литературы. | Письменный ответ на вопрос. |
14 | Функциональные стили: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный | 1 | Семинар. Исследование текста | Выводы на основе практической работы. |
Раздел V. Слово и жест | ||||
15 | Слово и жест | 1 | Лекция. Исследование фрагментов текста романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | Лингво-стилистический анализ текста. |
16-17 | Зачётные уроки по темам курса | 2 | Тест. Зачёт. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Практическая стилистика"
Программа элективного курса "Практическая стилистика" в рамках дистанционного обучения...
Рабочая программа элективного курса "Практическая стилистика"
Программа курса составлена на основе государственной программы по русскому языку под редакцией Власенкова А.И. и инструктивно-методическому письму « О преподавании русского языка в 2006-2007 учебном г...
Программа элективного курса "Практическая стилистика" для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля
Элективный курс "Практическая стилистика" создан в поддержку профильного изучения русского языка в 11 классе социально-гуманитарного профиля....
Рабочая программа элективного курса «Практическая стилистика русского языка» на 2013 – 2014 учебный год Учитель: Тетюхин Сергей Геннадьевич
Рабочая программа элективного курса «Практическая стилистика русского языка» на 2013 – 2014 учебный год Учитель: Тетюхин Сергей Геннадьевич...
Рабочая программа элективного курса "Практическая грамматика английского языка" для 8-11 классов
Данный курс направлен на совершенствование знаний грамматики и лексики как наиболее трудные аспекты речевой деятельности....
Рабочая программа элективного курса "Практический курс речеведения" 11 класс
Программа имеет практическую направленность, способствует развитию речевой культуры, бережного и сознательного отношения к русскому языку.Значимость программы состоит в углублении ли...
Рабочая программа по курсу "Практическая стилистика"
Рабочая программа профильного курса "Практическая стилистика" рассчитана на 68ч....