Рабочая программа элективного курса "Практический курс речеведения" 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Гришина Любовь Николаевна

Программа имеет практическую направленность, способствует развитию речевой культуры, бережного и сознательного отношения  к русскому языку.Значимость программы  состоит в углублении  лингвистических знаний, овладении культурой  устной и письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному  курсу « Практический курс речеведения »

 (базовый уровень) для 11класса

Гришиной Любови Николаевны,

учителя русского языка и литературы   высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №4 г. Лениногорска» МО «ЛМР» РТ

                                               

                                                             

                                                     

                                 

                                           

                                              Пояснительная записка.

Рабочая   программа элективного курса по русскому языку  «Практический курс речеведения» для 11 класса составлена на основе:

- Учебного плана МБОУ СОШ № 4  

 

 - Письма Минобразования России от 13 ноября 2003 г. № 14-51-277\13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»

                               

                                 Общая характеристика элективного курса.

       Элективный курс «Практический курс речеведения»  предлагается для учащихся

11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 18 часов, из расчёта 1 час в неделю во втором  полугодии (18 рабочих недель).

 Ключевая проблема языкового образования учащихся - проблема формирования коммуникативной компетенции. Один из путей развития коммуникативной культуры учащихся – обучение текстовой деятельности. Основной частью курса является развитие навыков анализа, оценка текстов, на основе этого построение самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания, развитие  умения исследовать текст.
Одним из средств совершенствования речи учащихся старших классов должно стать овладение умениями комплексного анализа текста.


Данный  курс состоит из 2-х разделов.
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности

 Цель курса:


-способствовать формированию и развитию навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

Задачи:

-  помочь учащимся  овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе);

- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе;

- способствовать развитию устной и письменной речи;

- подготовить учащихся к выполнению задания части «С»  ЕГЭ.

                                       Место предмета в  учебном плане.

Федеральный   базисный  учебный план  для образовательных учреждений  Российской Федерации  и учебный  план МБОУ СОШ № 4    с целью  расширения  и  углубления знаний учащихся по русскому языку  в рамках предпрофильной  подготовки на изучение элективного курса  «Речеведение» отводит 18 часов во 2 полугодии,  в неделю  -1час  из   расчёта 34   рабочих недели  в  год.

Основное содержание с  распределением учебных часов  по основным  разделам курса.


Стилистический и типологический анализ текста.(2ч)

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Лингвистический анализ текста.(7ч)
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

Анализ текста.(3ч)

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Композиция и языковое оформление сочинения.(6ч)

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тренировочные сочинения.

                                Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны

знать:

-смысл понятий: текст, тема и основная мысль текста;  средства связи между частями текста; способы связи в тексте; выделение микротем, лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста; стили речи, типы речи, изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение; фонетические средства выразительности, лексические средства выразительности, синтаксические средства выразительности;

- тексты разных стилей;

- композицию и языковое оформление сочинения;

уметь:

- указывать средства связи между частями текста;

- определить тему и основную мысль текста;

- определить тип и стиль речи;

- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- анализировать форму исходного текста;

- находить характерные для исходного текста языковые средства;

- создавать связное высказывание;

- излагать последовательно собственные мысли;

- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

                         Перечень учебно-методического обеспечения.

Литература для учителя.

  1.  Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Н.В.Егорова. ЕГЭ 2014. Подготовка к части «С».- М., «Просвещение», 2014.
  3.  Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М.;«Просвещение», 20013.
  4. Л.И. Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2014. М.: «Экзамен», 2014.
  5. Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2012.
  6. Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2014. Ростов-на Дону: «Легион», 2014.
  7. И.П. Цыбулько. ЕГЭ 2014. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Вако» 2014.
  8. М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному  тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2009.

 Литература для учащихся:

  1. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. М.: «Просвещение», 2012.
  2. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2012.
  3. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: «Интеллект-Центр», 2014.
  4.  Единый государственный экзамен. Русский язык. – М.: «Просвещение», 2014.
  5. Корчагина Е.В. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Издательство: -М.: ACT: «Астрель»,2014.

Интернет-ресурсы.

1. http://rosental.virtbox.ru/ - Д.Э.Розенталь. Справочник по правописанию и стилистике.

2. http://spravka.gramota.ru – Справочная служба русского языка.

3. http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание».

4.http:/ http://fipi..ru/- федеральный институт педагогических измерений.

 5.http://ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭ.

 6.www.ege.ru – Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме.

 7.www.rustest.ru – ФГУ «Федеральный центр тестирования».

                                         

                                      Учебно-тематическое планирование.

            Тема

Кол-во

часов

          Дата

     проведения

Примечания

 План

Факт

1

Стилистический и типологический анализ текста. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста способы связи в тексте. Выделение микротем в тексте.

1

2

Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

1

3

Лингвистический анализ текста. Изобразительно-выразительные средства языка. Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм.

1

4

Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы.

1

5

 Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись.

1

6

Тропы: метафора, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония.

1

7

Тропы: гипербола, литота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы.

1

8

  Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора.

1

9

 Стилистические фигуры: параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.

1

10

Анализ текста. Содержание исходного текста. Тексты функционального стиля.

1

11

 Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.

1

12

Рецензия. Эссе.

1

13

Композиция и языковое оформление сочинения. Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция.

1

14

Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения.

1

15

Аргументация собственного мнения.

1

16

 Заключительная часть сочинения.

1

17

Практикум. Написание сочинения в жанре эссе.

1

18

Практикум. Написание сочинения в жанре рецензии.

1

                                       

                                           

                                          

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...

Рабочая программа элективного курса - 10 класс

Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...

рабочая программа элективного курса 5 класс

рабочая программа элективного курса по математике для 5 класса...

рабочая программа элективного курса 7 класс

рабочая программа элективного курса для 7 класса...