ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В РАЗВИТИИ..
статья на тему
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР В ШКОЛЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В РАЗВИТИИ. | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В РАЗВИТИИ.
Театральная педагогика даёт пример воспитания не только актера, но и человека – творца вообще, она помогает «выпрямить» человека: увлечь, повлиять на него, преобразить.
Ильев В.А.
Наша школа имеет 15-летний опыт успешного введения театральной педагогики в образовательный процесс. В школе работали талантливые театральные педагоги, внесшие значительный вклад в создание художественно-творческой среды. Педагоги использовали в работе с детьми различные методики и формы организации театральной деятельности:
- Рейтерович Е.В., Янёнок В.А. – опыт создания МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА «ОДОНУШКИ», получивший признание в районе и городе,
- Метелёва О.Ю. – успешный опыт создания театральных этюдов, проведения игр, ведения ТЕАТРАЛЬНЫХ УРОКОВ, постановки спектаклей, НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЕВ в сотворчестве с обучающимися,
- Добросердова М.А. – успешный опыт организации КЛАССА-ТЕАТРА, проведения театральных уроков и постановки спектаклей,
- Сердаков Е.Г. – опыт организации ТЕАТР-СТУДИИ, получившей множество грантов и наград, обобщён на уровне города,
- Павлова Е.Б. - опыт творческо-созидательной деятельности по изготовлению ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ,
- Лунина В.П. – опыт КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА,
- Грачева Н.В. – опыт творческо-созидательной деятельности по СОЗДАНИЮ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ (тростевых, перчаточных, марионеточных) с последующей постановкой спектаклей,
- Яковлева Н.И. – опыт творческо-созидательной деятельности по организации ТЕАТРА МАСОК,
- Соколова О.Н. – опыт создания ТЕАТРА МОДЫ.
Большой практический опыт учителей по эффективному использованию театрализации как образовательной технологии позволяет сделать следующие выводы :
- театральная педагогика – это «живое» образование, основанное на мышлении и творчестве,
- театральная педагогика развивает память, внимание, образное мышление, воображение, фантазию, устную речь, творческие способности;
- театральная педагогика даёт опыт творческо-созидательной деятельности, сотрудничества, публичного выступления, коллективного социального творчества;
- театральная педагогика снимает «зажимы» и комплексы у обучающихся;
- театральная педагогика обогащает образовательный процесс;
- театральная педагогика – это игровая технология, позволяющая работать в зоне ближайшего развития ребёнка;
- театральная педагогика позволяет создать условия для развития универсальных учебных действий у детей.
В настоящее время в школе для обучающихся функционируют:
- Театр «СТУПЕНИ» - руководитель Челнокова И.П.
- Логопедический кукольный театр «ГОВОРУНЧИК» - руководитель Шикавко Л.А.
- Пиар-театр «ЦЕННОСТИ» - руководитель Челнокова И.П.
- Социальный театр «ЧЕТВЁРТАЯ СТЕНА» - руководитель Дьяченко Л.Н.
- Музыкально-танцевальный ФЛЕШМОБ с элементами театрализации-руководители Гензелева Д.М. и Смирнова О.В.
Кукольный логопедический, музыкально-танцевальный, драматический и социальный -все театры в школе интересны для детей и дают большой образовательный эффект. Особо хочется рассказать о создании школьного социального театра «Четвертая стена».
«Четвертая стена» - термин театральный. Он стал использоваться с появлением в искусстве такого направления как театральный реализм и употребляется для обозначения виртуальной границы между актером, выступающим на сцене и зрителем, находящимся в зале. В школе № 174 четвертой стеной мы называем зрителя, принимающего участие в действии наравне с актером, а иногда и выступающим в главной роли. «Четвертая стена» шире, чем театр в привычном смысле слова, это театр социальный, и актеры в нем – наши ученики, их родители, просто жители нашего района.
Идея организации социального театра «Четвертая стена» в школе № 174 возникла в ходе проведения школьных социальных акций на самые разные темы. Новый учебный год открыла акция «Будем жить на зелёной планете», приуроченная к городскому субботнику и посвященная экологической ситуации в районе, городе, стране мире. В акции приняли участие более ста жителей микрорайона, и она, несомненно, произвела впечатление и возымела определенный эффект.
Далее следовала целая плеяда школьных социальных акций:
- «В Петербурге открылся музей Фаберже»,
- «Приглашаем на экскурсию в музей «Золотая лестница»,
- «Авторский фортепианный концерт Ивановой Инги (10кл.)»,
- «Инструментальный концерт игры на гитаре Волченкова Мирослава (9 кл.),
- «В хоккей играют настоящие мужчины» (сопровождалась презентацией «Спорт в живописи и фото»),
- «Первые шаги шахматистов» (сопровождалась презентацией «Шахматы в живописи»),
- «Дзю-до и самбо- спорт не для слабых»,
- «Наши футболисты и баскетболисты»,
- «Рукопашный бой»,
- «Фигурное катание»,
- «Первоклассник – гимнаст»,
- «Неделя родного языка в школе»,
- «Весь мир в одной школе»,
- «Дорогою добра»,
- «Принимаем в школьную семью»,
- «Солнечная семейка»,
- «Мы выбираем спорт»,
- День любви, семьи и верности»,
- «Танцую в школе, а иногда в Париже!»,
- «174 школа поддерживает Олимпийские игры в Сочи!»,
- «Олимп 174»,
- «1 марта-Международный день кошек»,
- «Телефон детского доверия»,
- «В тишине и слова слышатся лучше».
Проводились акции, посвященные школьным достижениям и проблемам. Некоторые из них были запланированы заранее, другие представляли собой удачные экспромты.
Акции объединили инициативных школьников, не безразличных к сегодняшним социальным проблемам, желающих представлять свои успехи и достижения сверстникам, родителям и учителям. В общей сложности в серии акций приняли участие все спортсмены школы, талантливые ученики (музыка, живопись, танец), актёры театра «Ступени»(3кл.)- руководитель Челнокова И.П., танцевальный флешмоб (2кл.) – руководитель Гензелева Д.М и учитель 2 класса Смирнова О.В. Организатор и социальный педагог Дьяченко Л.Н. провела большую часть вышеуказанных акций. Численность участников-актёров составила около 90 человек. Участники акций поддержали идею открытия социального театра «Четвертая стена».
Выступая в пиар-холле школы, актеры наблюдают реальные школьные события. Это приход учеников в школу, организация дежурства класса, перемены, изредка уроки. Им это не мешает. Зрительская аудитория постоянно меняется. Кто то задерживается надолго, кто то на минутку, но нет таких зрителей, кто остался бы равнодушным и прошел мимо. Поэтому необходимо отметить, что значимость школьного социального театра велика.
Организация всего социально-творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах одного педагога-организатора – режиссёра, который должен уметь организовать комплексное театральное действие (актёрское мастерство, сценическую речь, сценическое движение, ритмопластику, танец, вокал и т.д.), поэтому весь процесс идёт в сотворчестве с детьми. Юные актёры, выполняя комплексные действия в театре, и, становясь вовлечёнными в роль художника по костюмам, композитора, гримёра, художника-декоратора, звукорежиссёра, сценариста-драматурга, развиваются. Развивается творческое воображение, художественный вкус, наблюдательность, речевой слух, зрительная память, образное мышление, способность создания и реализации художественного образа. Формируется навык у обучающихся свободной ориентации в сценическом пространстве. Создаются условия для развития такого социального качества, как умение сделать «актёрство» ещё одним из способов выражения своих чувств и эмоций для снятия стресса, и навык самостоятельно найти подход к решению поставленных задач.
С одной стороны, актуальность школьного социального театра «Четвертая стена» состоит в том, что обучение детей театральному искусству, как искусству синтетическому, является одним из средств воспитания школьника через слово, движение, голос, отношение к окружающему миру, что в результате характеризует действительно культурного человека, человека любящего свое Отечество, сопереживающего . С другой стороны, театральные сцены, в которых преподносится актуальная информация или делается попытка привлечь внимание к существующим проблемам, создают условия для формирования социально-ответственной личности.
Посредством приобщения к театральной культуре, можно построить новый уровень взаимоотношений между детьми, между педагогом и учащимися:
- уважительное отношение между членами коллектива,
- умение критически оценивать как свою работу, так и работу своих товарищей,
- ответственность каждого за общее дело,
- основанный на дисциплине, собранности, настойчивости, работоспособности членов коллектива,
- создание сообщества единомышленников (педагог-школьники-родители).
Социальный театр можно рассматривать как звено школьного ученического самоуправления. В День знаний,1 сентября, предполагается проведение акций социального театра во дворе школы .Во двор будут выставлены на мольбертах картины «Устный счёт в школе Рачинского » , «Афинская школа» , «Читающая девушка» , «Юный знаток живописи »,входящие в разряд важных для освоения обучающими ценностей образовательной программы нашей школы. В течение часа до начала праздника будут проведены театрализованные искусствоведческие чтения, посвящённые году культуры в России.
Смотреть альбом «Театр в школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат «Литературный театр в школе как средство воспитания этической и эстетической культуры личности. Основные тенденции развития театральной педагогики.»
Школьный театр как средство воспитания личности...
«Использование методов театральной педагогики в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Мастер-класс: «Где обедал воробей?»Объединение: студия раннего эстетического развития «Куклята»Возраст: 4 года.Количество: 8 человек.Цель занятия: формирование музыкальности и речевой активности детей...
Доклад Развитие ДН пространства средствами театральной педагогики ЦДО гп. Междуреченский
Доклад Развитие ДН пространства средствами театральной педагогики ЦДО гп. Междуреченский...
"Театральная педагогика как средство развития коммуникативной культуры школьников"
Доклад на тему "Театральная педагогика как средство развития коммуникативной культуры школьников"...
Развитие личности обучающихся средствами театральной педагогики через занятия внеурочной деятельностью.
Школьный театр – особый вид учебно-воспитательной деятельности учителя и ученика. Театральное творчество требует наличие у педагога собственной системы методических приемов включения его в учебн...
Статья "Технология театральной педагогики как средство развития творчества и социализации"
Что же такое театральная педагогика? Театральная педагогика — это практическое направление современной психологии и педагогики искусства, реализующее в образовании принципы событийности, прожива...
Мастер - класс «Взаимосвязь литературы и театра. Влияние театральной педагогики на развитие детского интеллекта»
Мастер - класс «Взаимосвязь литературы и театра. Влияние театральной педагогики на развитие детского интеллекта»...