"Театральная педагогика как средство развития коммуникативной культуры школьников"
статья на тему
Доклад на тему "Театральная педагогика как средство развития коммуникативной культуры школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnaya_pedagogika_kak_sredstvo_razvitiya_kommunikativnoy_kultury_shkolnikov.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Алыкова Олеся Михайловна
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ с.Аджим
«Театральная педагогика как средство развития коммуникативной культуры школьников».
Одной из задач Федерального Государственного стандарта образования курса литературы является воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение.
В процессе обучения я выяснила, что некоторые дети без желания читают художественные произведения, не умеют их анализировать. Ежегодно не выполняются требования к обязательному списку прочитанных произведений в летнее время, что в дальнейшем затрудняет их изучение по программе. Как решить эту проблему? Как сформировать их эстетический вкус?
Я считаю, что школьный театр, как форма театральной педагогики – это самый короткий путь к эмоциональному раскрепощению, снятию зажатости, заторможенности, обучению чувствованию слова и художественному воображению.
На одном из уроков в 7 классе ученики изъявили желание показать изученное произведение на сцене перед другими школьниками, и по согласованию с администрацией школы был организован школьный театр.
О возможности создания театра в школе упоминали В.П Острогорский, К.Д. Ушинский, М.А. Рыбникова, А.С. Макаренко и другие педагоги.
Мною была выдвинута гипотеза: использованиеэлементов театральной педагогики на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности повысит коммуникативную культуру учащихся, сформирует их эстетический вкус,произойдут личностные изменения.
Методами театральной педагогики я пытаюсь решить эти задачи и ряд задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребёнка, которые в той или иной мере решаются в процессе организованного обучения.
Современный образовательный процесс немыслим без методовдеятельностной организации обучения. Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого ребёнка. Большие возможности для перехода от знаниевой модели обучения к деятельностнойпредставляет проектное обучение, реализуемое в школьном театре с применением элементов театральной педагогики и на уроках русского языка и литературы.
Цель моей работы:создание условий для творческого, нравственно-интеллектуального развития личности средствами театральной педагогики.
Задачи:
- Обеспечить мотивацию к чтению художественных произведений;
- Научить понимать и анализировать художественные произведения;
- Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве.
При решении данных задач использую:
- элементы театральной педагогикина уроках;
- школьный театр как форму театральной педагогики во внеурочной деятельности.
І. 1. Самое важное в уроке – это его начало. Эффектному началу урока может послужить кусок инсценированного художественного произведения, диалог, монолог – с выходом затем на постановку целей и задач урока.
2. Особое место я отвожу использованию на уроке ролевой игры. Во время игры развитие событий зависит от инициативы, фантазии и жизненного опыта участников, героев прочитанных произведений.
3. Проведение на каждом уроке физкультминутки. И здесь я включаю элементы театрализации: пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику, гимнастику жестов, инсценирование.
4. Основное время на уроке отводится работе с текстом: выразительное чтение, чтение по ролям, комплексный анализ текста, смысловое чтение.
5. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.
ІІ. Детям нужно давать возможность показать свои способности перед большей аудиторией. Это может быть и сценка, и спектакль. Выступление способствует снятию их скованности, учит выступать перед публикой.
Школьный театр являетсяспособом удовлетворения творческих потребностей детей.
Подготовка спектакля требует больших усилий, как учителя, так и ученика. Все спектакли были реализованы методом проектов.
Цель любого проекта: создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного ребёнка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего во взаимодействии.
Задачи проекта: научитьприобретать знания из новых источников, развивать коммуникативные умения, работая в группе, воспитывать эмоциональное восприятие действительности, формировать эстетический вкус.
Работая над проектами, я использую алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения Вячеслава Валерьяновича Гузеева.
Этапы работы | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
| Определение темы и целей проекта | Обсуждают их, выбирают одну из тем | Предлагает темы проектов |
Формирование творческих групп | Объединяются в микрогруппы, распределяют обязанности | Проводит организационную работу по объединению школьников в группы | |
Установление способа предоставления результатов | Обсуждают и корректируют формы предоставления результата и критерии оценивания | Предлагает формы отчетов и примерные критерии оценивания работ | |
| Определение источников, способа сбора и анализа информации | Корректируют и дополняют предложения учителя | Предлагает основную литературу, способы сбора информации |
| Обобщение накопленной информации | Накопление, систематизация, обобщение информации | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность |
| Оформление результатов согласно выбранной форме отчета | Оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность |
| Представление выполненной работы (выступление) | Докладывают о результатах своей работы | Организует экспертизу |
| Оценка проекта | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок | Оценивает работу учащихся, отмечает неиспользованные возможности, потенциал продолжения работы, качество |
Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения (по В.В. Гузееву)
В 2014-2015 учебном году были реализованы проекты: спектакль «Козетта» по произведению «Отверженные» Виктора Гюго, спектакль «Должна остаться живой» по одноименному произведению Людмилы Никольской, «Петя Ростов» по отрывку из произведения «Война и мир» Л.Н. Толстого, в 2015-2016 учебном году - спектакль «Золушка» по одноименному произведению Ш. Перро, «Двенадцать месяцев» по пьесе – сказке С.Я. Маршака. Для постановки спектакля «Двенадцать месяцев» помимо учеников школы, были привлечены и учителя.В 2015 году учениками 5 класса был разработан сценарий экологического спектакля «Лесная сказка» с целью обучения дошкольников детского сада «Березка» в с. Аджим правильному поведению в лесу.
В ходе реализации данных проектов увеличилось количество участников и продолжительность выступлений. Если в первой постановке принимали участие 8 человек из 5-7 классов, спектакль длился 30 минут, тов спектакле «Должна остаться живой»принимало участие около 15 человек и длилось выступление 2 часа.
Методическая разработка спектакля «Должна остаться живой» по произведению Л. Никольской в технологии проектного обучения (по В.В. Гузееву).
Этапы работы | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовительный | Выбор произведения для постановки с заданной целью. Цель – поставить спектакль на тему Великой Отечественной войны. | Обсуждают их, выбирают одну из тем | Предлагает произведения для постановки спектакля на военную тематику |
Распределение обязанностей | Объединяются в микрогруппы, распределяют обязанности | Проводит организационную работу по объединению школьников в группы (ответственные за выступление, костюмы, оформление, музыкальное сопровождение) | |
Установление способа предоставления результатов (спектакль) | Обсуждают и корректируют формы предоставления результата и критерии оценивания | Предлагает формы отчетов и примерные критерии оценивания работ | |
Планирование | Знакомство с произведением, выделение действующих лиц, выбор оформления | Корректируют и дополняют предложения учителя | Предлагает основную литературу, способы сбора информации |
Разработка проекта | Распределение ролей, назначение репетиций, индивидуальные занятия по необходимости | Разучивание своей роли, подготовка костюма, оформления, музыкального сопровождения. | Составление сценария произведения, консультации |
Оформление результатов | Оформление результатов согласно выбранной форме отчета | Оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами (оформление сцены с атмосферой военного времени - атрибуты для оформления из школьного музея, подбор костюмов, музыкального сопровождения, составление программки спектакля, назначение даты и времени, оформление объявления) | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность |
Презентация | Представление выполненной работы (выступление) | Докладывают о результатах своей работы (выступление) | Организует экспертизу (приглашаются учителя школы, учащиеся, родители) |
Оценивание | Оценка проекта (устный опрос, анкетирование) | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок | Оценивает работу учащихся, отмечает неиспользованные возможности, потенциал продолжения работы, качество |
Результаты:
- Наблюдается рост интереса к чтению отечественной и зарубежной литературы; учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из новых источников;
- Учащиеся научились воспринимать, анализировать, интерпретировать прочитанное;
- Демонстрируют умение держаться на сцене; наблюдается положительная динамика коммуникативных умений и навыков; изъявляют желание и в дальнейшем участвовать в постановках.
Всё изложенное позволяет сделать вывод: театральные занятия, дают детям неоценимую возможность – возможность самовыражения, которая в их возрасте является особенно важной. Посещая театральные занятия, учащиеся удовлетворяют свои нравственные и эстетические потребности.
Театральная деятельность положительно воспринимается учениками и их родителями, которые помогают в подготовке реквизита для спектакля, костюмов. Нельзя не заметить рост интереса у школьников к всемирной истории, культуре, искусству, зарубежной литературе. По данным школьной и сельской библиотек, ученики стали больше читать художественных произведений, даже не изучаемых в школьной программе. На уроках повысилась техника чтения, стали читать выразительнее.Дети становятся смелыми и уверенными в себе, могут петь и танцевать, становятся подвижнее и активнее. Они уже не стесняются участвовать в различных конкурсах, литературных праздниках.
Перспектива моей деятельности – продолжить работу по внедрению методов и форм театральной педагогики в процесс обучения, готовить детей к выступлениям, привлекать к работе родителей, учителей, организации социума. В следующем году планируем интеграцию с руководителем вокально – хоровойработы для создания музыкального спектакля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов интерактивного обучения на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности школьников.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично пои...
Экскурсия как средство развития коммуникативной компетенции школьников на уроках иностранного языка
...
Школьная газета как средство формирования коммуникативной культуры школьника.
В статье рассматриваются особенности создания школьной газеты, воспитательных потенциал школьных изданий, цели создания школьных СМИ....
Конспект урока на тему "Этикета как средство развития коммуникативных способностей школьников."
Цель урока:Образовательная: закрепить и углубить знания вежливых слов; познакомить с этикетными выражениями просьбы. Научить правильно себя вести при встрече и расставании, вежливо обращаться с просьб...
Литературные гостиные на уроках литературы как средство развития коммуникативной компетенции школьников.
использование литературных гостиных на уроках литературы...
Статья "Технология театральной педагогики как средство развития творчества и социализации"
Что же такое театральная педагогика? Театральная педагогика — это практическое направление современной психологии и педагогики искусства, реализующее в образовании принципы событийности, прожива...
"ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Театрализованная деятельность помогает активизировать многие психические функции человека: мышление, внимание, память, речь и проявляется в разных видах активности (речевой, двигательной, музыкальной ...