«Использование методов театральной педагогики в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
учебно-методическое пособие на тему
Мастер-класс: «Где обедал воробей?»
Объединение: студия раннего эстетического развития «Куклята»
Возраст: 4 года.
Количество: 8 человек.
Цель занятия: формирование музыкальности и речевой активности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. научить навыкам правильного голосоведения и активизации артикуляционного аппарата;
2. развить творческое воображение посредством музыкально-ритмических движений;
3. развить пространственную ориентацию;
4. формировать умение передавать эмоционально-образное состояние через движение;
5. формировать позитивную самооценку, самоуважение.
Форма занятия: игра-путешествие.
Образовательные технологии:
1. по уровню и характеру применения: социально-педагогические;
2. методологический подход: групповой, личностно-ориентированный;
3. по концепции передачи и освоения опыта: развивающего обучения и воспитания;
4. по ориентации педагогического взаимодействия: субъект-субъектные, субъект-объектные, технология сотрудничества;
5. по преобладающим методам и способам обучения: объяснительно-иллюстративные, эвристические, коммуникативные;
6. здоровьесберегающие технологии;
7. по преобладанию средств обучения: вербальные, аудио-визуальные.
Техническое и методическое обеспечение: фортепиано (электронное пианино); ноутбук; зеркало; магнитная доска; шумовые инструменты; отрезок ткани; картинки с изображением эмоций;
обруч хула-хуп; коврики для упражнений на полу или ковровое покрытие; дидактические карточки с изображением животных; оценки по количеству детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс | 26.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
центр эстетического воспитания детей
«Использование методов театральной педагогики в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Мастер-класс: «Где обедал воробей?»
Педагог дополнительного образования
МАОУ ДОД ЦЭВД «ТЮЗ»
ст.Тбилисская
Гончарова Екатерина Николаевна
2014год
Объединение: студия раннего эстетического развития «Куклята»
Год обучения:I.
Возраст: 4 года.
Количество: 8 человек.
Цель занятия: формирование музыкальности и речевой активности детей дошкольного возраста.
Задачи:
- научить навыкам правильного голосоведения и активизации артикуляционного аппарата;
- развить творческое воображение посредством музыкально-ритмических движений;
- развить пространственную ориентацию;
- формировать умение передавать эмоционально-образное состояние через движение;
- формировать позитивную самооценку, самоуважение.
Форма занятия: игра-путешествие.
Образовательные технологии:
- по уровню и характеру применения: социально-педагогические;
- методологический подход: групповой, личностно-ориентированный;
- по концепции передачи и освоения опыта: развивающего обучения и воспитания;
- по ориентации педагогического взаимодействия: субъект-субъектные, субъект-объектные, технология сотрудничества;
- по преобладающим методам и способам обучения: объяснительно-иллюстративные, эвристические, коммуникативные;
- здоровьесберегающие технологии;
- по преобладанию средств обучения: вербальные, аудио-визуальные.
Техническое и методическое обеспечение: фортепиано (электронное пианино); ноутбук; зеркало; магнитная доска; шумовые инструменты; отрезок ткани; картинки с изображением эмоций;
обруч хула-хуп; коврики для упражнений на полу или ковровое покрытие; дидактические карточки с изображением животных; оценки по количеству детей.
Литература:
- http://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/39011.
- Е.Попляновой. А мы на уроке играем. М., 1994.
- М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми.М.,2010.
- Н.Ф.Губанова. Театрализованная деятельность дошкольников. М., «ВАКО»,2011.
- Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по креативной терапии.С.-Пб., «РЕЧЬ», 2001.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, давайте поприветствуем друг друга, а затем наших гостей.
Здравствуйте девочки! (педагог машет им рукой)
Здравствуйте (отвечают девочки)
Здравствуйте мальчики! (педагог приветствует мальчиков)
Здравствуйте (отвечают мальчики)
Здравствуйте гости.
Педагог: Ребята, вот послушайте стихотворение С.Маршака про одну очень храбрую птичку. (Педагог читает стихотворение и прикрепляет на магнитную доску карточки с изображением животных и птиц).
- Где обедал воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У мохнатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Педагог: Посмотрите,унас получился целый зоопарк. Я сегодня в зоопарк приглашаю всех ребят. Вы согласны?
Только для этого нам необходимо превратиться в птиц. А сделаем мы это с помощью волшебного Ковра. Его для нас соткала Добрая Фея. Все дети встают под ткань и произносят волшебные слова:
Ветры буйные гуляли
И над нами пролетали…
Как над нами пролетели-
Превратить нас в птиц успели!
Ну-ка, дети, Раз, Два, Три!
Все мы Птицы - посмотри.
Педагог: мы с вами попали в знакомый нам зоопарк, давайте вместе вспомним, у кого в гостях побывал храбрый воробышек. Отправляемся в гости ко льву. (Под музыку дети кружатся, изображая птиц).
Педагог: вот мы оказались в гостях у льва. Вот он какой, посмотрите, лев – царь зверей. Давайте нальем воды нашему другу-льву.
Дыхательная гимнастика по Н. Стрельниковой «В клетке у льва».
- «Кто здесь?». И.п. – ребенок стоит прямо, руки на поясе.
Резкий и шумный вдох на каждый поворот головы в левую или правую сторону. Акцент педагогам делается на вдохе. Упражнение выполняется 8-16 раз.
- «Насосики» И.п. – ребенок стоит прямо, руки сжаты в «замок» ладонями вниз на уровне груди.
Медленный шумный вдох с одновременным опусканием рук. На выдохе руки возвращаются в исходную позицию.
- «Ветерок». И.п. – ребенок стоит прямо, руки на поясе.
Вдох через нос полной грудью, долгий выдох с разной интенсивностью. Акцент педагога на формировании воздушной струи, правильного положения мышц лица. (Изображая ветерок, дети дуют на шарики, пытаясь сдвинуть их в обозначенное место – обруч).
Педагог: А теперь к кому в гости мы отправимся? (Под музыку дети кружатся, изображая птиц).
Педагог: вот мы оказались у лисички. Посмотрите, ребята, лисичка у нас грустная. Она скучала без нас.
Ритмопластические этюды «Лисий день» с элементами психогимнастикиМ.Чистяковой (в клетке у лисы).
Цель: развить речевые и пантомимические навыки, формировать умение согласовывать свои действия со словами, развить эмоциональную сферу .
Детям предлагаются карточки с изображением различных эмоций. Необходимо в соответствии с характером музыки передать эмоцию и настроение героя.
- лисичка грустная;
- лисичка злая;
- лисичка радостная.
Далее педагог читает стихотворение, дети выполняют задания.
Педагог:
Представляешь? В воскресенье
У Лисички день рождения!
Она хвостиком играла -
Веселилась, хохотала!
Мячик по полу катала –
Веселилась, хохотала!
И по комнате скакала –
Веселилась, хохотала!
А потом она устала
Веселиться перестала. (Дети присаживаются на корточки)
Педагог: Путешествуем дальше? (Под музыку дети кружатся, изображая птиц).
Педагог: наш знакомый морж очень любит музыку, и еще любит кататься на каруселях. А вы любите? Вот и славно, сейчас мы покатаемся на музыкальной карусели.
Танцевальная игра «Музыкальная карусель»(в клетке у моржа).
Цель: развить ритмизацию, координацию движений, формировать умение слаженно работать в группе.
1 вариант:(Хоровод для малышей на ритмизацию):
Еле-еле-еле-еле закружились карусели (медленно идем по кругу)
А потом-потом-потом (немного ускоряемся)
Все бегом-бегом-бегом (еще ускоряемся)
А потом-потом-потом все бегом-бегом-бегом
Тише, тише, не спешите (замедляемся)
Карусель остановите. Стоп!
2 вариант:
Под музыку: ( 1 удар в бубен)-дети держат одной рукой обруч хула-хуп и медленно идут по кругу. По сигналу педагога (2 удара в бубен) начинают ускорять движение; 3удара в бубен- дети останавливаются; длинное тремоло бубном-медленно поднимают обруч вверх. Далее можно повторить упражнение с положением обруча вверху, или в другую сторону.
Педагог: А теперь летим в гости к самому крупному животному. (Под музыку дети кружатся, изображая птиц). Это кто?
Это что за великан
Держит в хоботе фонтан?
Умываться любит он,
И зовут чистюлю ...! (Слон)
Педагог: слон, конечно, всем знаком.
Он огромный, как гора,
Уши словно два крыла,
Ноги – толстые колонны,
Грузы носит он шутя,
А послушен, как дитя.
Слон силён и неуклюж,
Очень любит тёплый душ.
Из воды торчат лишь уши,
Лоб, да длинный хоботок!
Давайте вместе со слоном сделаем гимнастику для хоботка. (Детям предлагается подойти к зеркалу и выполнять упражнения вместе с педагогом)
Артикуляционная гимнастика «В клетке у слона».
- Поднять верхнюю губу, обнажая верхние зубы, опустить ее обратно. Повторить 5-10 раз. Нарисовать круг в воздухе «хоботком».
- Вытянуть губы «трубочкой» вперед, не закрывая зубы. Вдыхать и выдыхать воздух через «хобот».
- Приложить ладони к ушам и выполнять наклоны головы с сопротивлением рук.
Педагог: Вот какие все молодцы! А что еще есть у слона? Конечно, складочки. Расскажем про это нашим гостям.
Песня муз. Н. Трифановой «У слона есть складочки»
Педагог: Отправляемся дальше. (Под музыку дети кружатся, изображая птиц). Ребята, скажите, а журавль это птица? А как вы узнали? Он умеет летать? А кто или что еще умеет летать? (дети отвечают) Давайте поиграем в игру «Летают – не летают».
Цель: развитие внимания, пространственной ориентации, воображения.
Педагог громко и четко произносит слово (существительное в именительном падеже), а ребенок показывает, летает это или нет, т.е. начинает бегать и размахивать руками, имитируя полет. Так же можно знакомить ребенка с названиями птиц. Пока ребенок летает, можно напомнить им, что это перелетные птицы.
Педагог: Продолжаем наш полет! (Под музыку дети кружатся, изображая птиц). Очень умный носорог приготовил вам непростое занятие. Вам нужно собрать картинку из частей и угадать, что на ней изображено.
(Дети собирают картинку из пазил с изображением носорога).
Педагог: А теперь нас ждет кенгуру. Летим скорее. (Под музыку дети кружатся, изображая птиц). Ребята, а вы знаете, что эти животные носят своих деток в специальных сумках, их даже так и называют – сумчатые. В нашем зоопарке кенгуру очень любят вместе со своими детьми петь веселые песенки. Давайте вместе с ними споем нашу любимую. Берите музыкальные инструменты!
Песня «Игра в слова» (Муз. Е Поплянова ,сл. Н.Пикулева).
Цель: развитие музыкальных способностей, чувства ритма, подготавливает ребенка к усвоению навыков чтения.
Песня исполняется детьми и педагогом с использованием шумовых музыкальных инструментов. В припеве дети повторяют за педагогом исполненные слова и словосочетания в заданном ритме, вторя на инструментах. Проигрыш носит импровизационный характер.
Педагог: Молодцы, а теперь давайте вспомним, у кого мы уже побывали в гостях? (Дети отвечают). А про кого же мы забыли? (Дети отвечают). Тогда пора лететь дальше в гости к большому и доброму медведю. (Под музыку дети кружатся, изображая птиц). Ребята, скажите, а что любит делать медведь? (Дети отвечают). Давайте отдохнем вместе с нашим Мишкой.
Релакс – игра «Спящие медвежата».
Под спокойную музыку педагог читает текст, дети выполняют задание. «В клетке у медведя».
Тишина!
Тише, тише, тишина! Разговаривать нельзя!
Мы ложимся на бочок – мы устали – всем молчок!
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
Реснички опускаются, глазки закрываются…
Дышится легко и ровно. Будто мы лежим на травке…
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас, лапки теплые у нас.
Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.
Крепко пальцы в кулак,
И к груди прижать – вот так!
Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться!
Распахнуть глаза пошире – раз, два, три, четыре! (Дети встают).
Игра «Волшебный дом».
Цель: развиваем пространственную ориентацию, внимание, память, и закрепляем знание геометрических фигур.
Каждому ребенку определяется «домик» в виде геометрической фигуры определенного цвета. «Домики» раскладываются на полу. По команде педагога: «змейки гуляют», дети бегают по комнате под музыку, по команде педагога: «крокодил» дети должны как можно быстрее занять свои «домики».
Педагог: Ну что, дорогие наши птички-невелички! Не устали путешествовать по зоопарку? Мне кажется, что прогулка удалась. На мир посмотрели, себя показали. Что вам больше всего запомнилось? Кто или что больше понравился? Почему? (ответы детей). Я думаю, что впечатлений у нас много, и пришло время возвращаться домой. Только для этого нам нужно опять превратиться в ребят….. И так….
(Все дети становятся под Волшебный Ковер, которая подарила Фея и произносят заклинание-превращение).
Мы летали, Мы устали….
По домам летим опять –
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!!
Оценка учебной деятельности детей: педагог благодарит детей за хорошую работу, за хорошее настроение, за старание и желание сделать прогулку интересной и незабываемой. В заключение занятия все дети получают «оценки-похвалюшки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста с помощью речи, музыки и движения.
Презентация для музыкальных руководителей детского сада...
Опыт работы музыкального руководителя по теме "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
Опыт работы музыкального руководителя на тему "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"....
Диагностика развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Диагностика и диаграммы...
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами фольклора
Огромная роль в воспитании положительных эмоций должна отводится народной культуре. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. В процессе радостной ра...
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...