«Использование методов театральной педагогики в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
учебно-методическое пособие на тему

Мастер-класс: «Где обедал воробей?»

Объединение: студия раннего эстетического развития «Куклята»

Возраст: 4 года.

Количество: 8 человек.

Цель занятия: формирование музыкальности и речевой активности детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.     научить навыкам правильного голосоведения и активизации артикуляционного аппарата;

2.     развить творческое воображение посредством музыкально-ритмических движений;

3.     развить пространственную ориентацию;

4.     формировать умение передавать эмоционально-образное состояние через движение;

5.     формировать позитивную самооценку, самоуважение.

Форма занятия: игра-путешествие.

Образовательные технологии:

1.     по уровню и характеру применения: социально-педагогические;

2.     методологический подход: групповой, личностно-ориентированный;

3.     по концепции передачи и освоения опыта: развивающего обучения и воспитания;

4.     по ориентации педагогического взаимодействия: субъект-субъектные, субъект-объектные, технология сотрудничества;

5.     по преобладающим методам и способам обучения: объяснительно-иллюстративные, эвристические, коммуникативные;

6.     здоровьесберегающие технологии;

7.     по преобладанию средств обучения: вербальные, аудио-визуальные.

Техническое и методическое обеспечение: фортепиано (электронное пианино); ноутбук; зеркало; магнитная доска; шумовые инструменты; отрезок ткани; картинки с изображением эмоций;

обруч хула-хуп; коврики для упражнений на полу или ковровое покрытие; дидактические карточки с изображением животных; оценки по количеству детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс 26.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

центр эстетического воспитания детей

«Использование методов театральной педагогики в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Мастер-класс: «Где обедал воробей?»

Педагог дополнительного образования

МАОУ ДОД ЦЭВД «ТЮЗ»

ст.Тбилисская

Гончарова Екатерина Николаевна

2014год

Объединение: студия раннего эстетического развития «Куклята»

Год обучения:I.

Возраст: 4 года.

Количество: 8 человек.

Цель занятия: формирование музыкальности и речевой активности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. научить навыкам правильного голосоведения и активизации артикуляционного аппарата;
  2. развить творческое воображение посредством музыкально-ритмических движений;
  3. развить пространственную ориентацию;
  4. формировать умение передавать эмоционально-образное состояние через движение;
  5. формировать позитивную самооценку, самоуважение.

Форма занятия: игра-путешествие.

Образовательные технологии:

  1. по уровню и характеру применения: социально-педагогические;
  2. методологический подход: групповой, личностно-ориентированный;
  3. по концепции передачи и освоения опыта: развивающего обучения и воспитания;
  4. по ориентации педагогического взаимодействия: субъект-субъектные, субъект-объектные, технология сотрудничества;
  5. по преобладающим методам и способам обучения: объяснительно-иллюстративные, эвристические, коммуникативные;
  6. здоровьесберегающие технологии;
  7. по преобладанию средств обучения: вербальные, аудио-визуальные.

Техническое и методическое обеспечение: фортепиано (электронное пианино); ноутбук; зеркало; магнитная доска; шумовые инструменты; отрезок ткани; картинки с изображением эмоций;

обруч хула-хуп; коврики для упражнений на полу или ковровое покрытие; дидактические карточки с изображением животных; оценки по количеству детей.

Литература:

  1. http://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/39011.
  2. Е.Попляновой. А мы на уроке играем. М., 1994.
  3. М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми.М.,2010.
  4. Н.Ф.Губанова. Театрализованная деятельность дошкольников. М., «ВАКО»,2011.
  5. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по креативной терапии.С.-Пб., «РЕЧЬ», 2001.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, давайте поприветствуем друг друга, а затем наших гостей.

Здравствуйте девочки! (педагог машет им рукой)

Здравствуйте (отвечают девочки)

Здравствуйте мальчики! (педагог приветствует мальчиков)

Здравствуйте (отвечают мальчики)

Здравствуйте гости.

Педагог: Ребята, вот послушайте стихотворение С.Маршака про одну очень храбрую птичку. (Педагог читает стихотворение и прикрепляет на магнитную доску карточки с изображением животных и птиц).

- Где обедал воробей?

- В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У мохнатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Педагог: Посмотрите,унас получился целый зоопарк. Я сегодня в зоопарк приглашаю всех ребят. Вы согласны?

Только для этого нам необходимо превратиться в птиц. А сделаем мы это с помощью волшебного Ковра. Его для нас соткала Добрая Фея. Все дети встают под ткань и произносят волшебные слова:

Ветры буйные гуляли

И над нами пролетали…

Как над нами пролетели-

Превратить нас в птиц успели!

Ну-ка, дети, Раз, Два, Три!

Все мы Птицы - посмотри.

Педагог: мы с вами попали в знакомый нам зоопарк, давайте вместе вспомним, у кого в гостях побывал храбрый воробышек. Отправляемся в гости ко льву.  (Под музыку дети кружатся, изображая птиц).

Педагог: вот мы оказались в гостях у льва. Вот он какой, посмотрите, лев – царь зверей. Давайте нальем воды нашему другу-льву.

Дыхательная гимнастика по Н. Стрельниковой «В клетке у льва».

  1. «Кто здесь?».  И.п. – ребенок стоит прямо, руки на поясе.

Резкий и шумный вдох на каждый поворот головы в левую или правую сторону. Акцент педагогам делается на вдохе. Упражнение выполняется 8-16 раз.

  1. «Насосики» И.п. – ребенок стоит прямо, руки сжаты в «замок» ладонями вниз на уровне груди.

Медленный шумный вдох с одновременным опусканием рук. На выдохе руки возвращаются в исходную позицию.

  1. «Ветерок». И.п. – ребенок стоит прямо, руки на поясе.

Вдох через нос полной грудью, долгий выдох с разной интенсивностью. Акцент педагога на формировании воздушной струи, правильного положения мышц лица. (Изображая ветерок, дети дуют на шарики, пытаясь сдвинуть их в обозначенное место – обруч).

Педагог: А теперь к кому в гости мы отправимся? (Под музыку дети кружатся, изображая птиц).

Педагог: вот мы оказались у лисички. Посмотрите, ребята, лисичка у нас грустная. Она скучала без нас.

Ритмопластические этюды «Лисий день» с элементами психогимнастикиМ.Чистяковой (в клетке у лисы).

Цель: развить речевые и пантомимические навыки, формировать умение согласовывать свои действия со словами, развить эмоциональную сферу .

Детям предлагаются карточки с изображением различных эмоций.  Необходимо в соответствии с характером музыки передать эмоцию и настроение героя.

- лисичка грустная;

- лисичка злая;

- лисичка радостная.

Далее педагог читает стихотворение, дети выполняют задания.

Педагог:

Представляешь? В воскресенье

У Лисички день рождения!

Она хвостиком играла -

Веселилась, хохотала!

Мячик по полу катала –

Веселилась, хохотала!

И по комнате скакала –

Веселилась, хохотала!

А потом она устала

Веселиться перестала. (Дети присаживаются на корточки)

Педагог: Путешествуем дальше? (Под музыку дети кружатся, изображая птиц).

Педагог: наш знакомый морж очень любит музыку, и еще любит кататься на каруселях. А вы любите? Вот и славно, сейчас мы покатаемся на музыкальной карусели.

Танцевальная игра «Музыкальная карусель»(в клетке у моржа).

Цель: развить ритмизацию, координацию движений, формировать умение слаженно работать в группе.

1 вариант:(Хоровод для малышей на ритмизацию):

Еле-еле-еле-еле закружились карусели (медленно идем по кругу)

А потом-потом-потом (немного ускоряемся)

Все бегом-бегом-бегом (еще ускоряемся)

А потом-потом-потом все бегом-бегом-бегом

Тише, тише, не спешите (замедляемся)

Карусель остановите. Стоп!

2 вариант:

Под музыку: ( 1 удар в бубен)-дети держат одной рукой обруч хула-хуп и медленно идут по кругу. По сигналу педагога (2 удара в бубен) начинают ускорять движение; 3удара в бубен- дети останавливаются; длинное тремоло бубном-медленно поднимают обруч вверх. Далее можно повторить упражнение с положением обруча вверху, или в другую сторону.

Педагог: А теперь летим в гости к самому крупному животному. (Под музыку дети кружатся, изображая птиц). Это кто?

Это что за великан

Держит в хоботе  фонтан?

Умываться любит он,

И зовут чистюлю ...! (Слон)

Педагог: слон, конечно, всем знаком.

Он огромный, как гора,

Уши словно два крыла,

Ноги – толстые колонны,

Грузы носит он шутя,

А послушен, как дитя.

Слон силён и неуклюж,

Очень любит тёплый душ.

Из воды торчат лишь уши,

Лоб, да длинный хоботок!

Давайте вместе со слоном сделаем гимнастику для хоботка. (Детям предлагается подойти к зеркалу и выполнять упражнения вместе с педагогом)

Артикуляционная гимнастика «В  клетке у слона».

  1. Поднять верхнюю губу, обнажая верхние зубы, опустить ее обратно. Повторить 5-10 раз. Нарисовать круг в воздухе «хоботком».
  2. Вытянуть губы «трубочкой» вперед, не закрывая зубы. Вдыхать и выдыхать воздух через «хобот».
  3. Приложить ладони к ушам и выполнять наклоны головы с сопротивлением рук.

Педагог: Вот какие все молодцы! А что еще есть у слона? Конечно, складочки. Расскажем про это нашим гостям.

Песня муз. Н. Трифановой  «У слона есть складочки»

Педагог:  Отправляемся дальше. (Под музыку дети кружатся, изображая птиц). Ребята, скажите, а журавль это птица? А как вы узнали? Он умеет летать? А кто или что еще умеет летать? (дети отвечают) Давайте поиграем в игру «Летают – не летают».

Цель: развитие внимания, пространственной ориентации, воображения.

Педагог громко и четко произносит слово (существительное в именительном падеже), а ребенок показывает, летает это или нет, т.е. начинает бегать и размахивать руками, имитируя полет. Так же можно знакомить ребенка с названиями птиц. Пока ребенок летает, можно напомнить им, что это перелетные птицы.

Педагог: Продолжаем наш полет! (Под музыку дети кружатся, изображая птиц). Очень умный носорог приготовил вам непростое занятие. Вам нужно собрать картинку из частей и угадать, что на ней изображено.

(Дети собирают картинку из пазил с изображением носорога).

Педагог:  А теперь нас ждет кенгуру. Летим скорее. (Под музыку дети кружатся, изображая птиц). Ребята, а вы знаете, что эти животные носят своих деток в специальных сумках, их даже так и называют – сумчатые. В нашем зоопарке кенгуру очень любят вместе со своими детьми петь веселые песенки. Давайте вместе с ними споем нашу любимую. Берите музыкальные инструменты!

Песня «Игра в слова» (Муз. Е Поплянова ,сл. Н.Пикулева).

Цель: развитие музыкальных способностей, чувства ритма, подготавливает ребенка к усвоению навыков чтения.

Песня исполняется детьми и педагогом с использованием шумовых музыкальных инструментов. В припеве дети повторяют за педагогом  исполненные слова и словосочетания в заданном ритме, вторя на инструментах. Проигрыш носит импровизационный характер.

Педагог:  Молодцы, а теперь давайте вспомним, у кого мы уже побывали в гостях? (Дети отвечают). А про кого же мы забыли? (Дети отвечают). Тогда пора лететь дальше в гости к большому и доброму медведю. (Под музыку дети кружатся, изображая птиц). Ребята, скажите, а что любит делать медведь? (Дети отвечают). Давайте отдохнем вместе с нашим Мишкой.

Релакс – игра «Спящие медвежата».

Под спокойную музыку педагог читает текст, дети выполняют задание. «В клетке у медведя».

Тишина!

Тише, тише, тишина! Разговаривать нельзя!

Мы ложимся на бочок – мы устали – всем молчок!

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

Реснички опускаются, глазки закрываются…

Дышится легко и ровно. Будто мы лежим на травке…

На зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас, лапки теплые у нас.

Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.

Крепко пальцы в кулак,

И к груди прижать – вот так!

Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться!

Распахнуть глаза пошире – раз, два, три, четыре! (Дети встают).

Игра «Волшебный дом».

Цель: развиваем пространственную ориентацию, внимание, память, и закрепляем знание геометрических фигур.

Каждому ребенку определяется «домик» в виде геометрической фигуры определенного цвета. «Домики» раскладываются на полу. По команде педагога: «змейки гуляют», дети бегают по комнате под музыку, по команде педагога: «крокодил» дети должны как можно быстрее занять свои «домики».

Педагог: Ну что, дорогие наши птички-невелички!  Не устали путешествовать по зоопарку? Мне кажется, что прогулка удалась. На мир посмотрели, себя показали. Что вам больше всего запомнилось? Кто или что больше понравился? Почему? (ответы детей). Я думаю, что впечатлений у нас много, и пришло время возвращаться домой. Только для этого нам нужно опять превратиться в ребят….. И так….

(Все дети становятся под Волшебный Ковер, которая подарила Фея и произносят заклинание-превращение).

Мы летали, Мы устали….

По домам летим опять –

Раз, Два, Три, Четыре, Пять!!

Оценка учебной деятельности детей: педагог благодарит детей за хорошую работу, за хорошее настроение, за старание и желание сделать прогулку интересной и незабываемой. В заключение занятия все дети получают «оценки-похвалюшки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения

Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...

Консультация "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

      Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самог...

Опыт работы музыкального руководителя по теме "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"....

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...