Практическая журналистика, авторская программа
рабочая программа (5 класс) на тему
Практическая журналистика, авторская программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_zhurnalistika_avtorskaya_programma.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации г. Усть-Илимска
МОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей»
Авторская педагогическая разработка
Комбинаторная дополнительная образовательная программа
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА»
Образовательная область – «филология»
Срок реализации – 1 год
Возраст учащихся – 13-16 лет
Авторы разработки:
Тайшина Надежда, учитель словесности МОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей», педагог дополнительного образования
2011
Усть–Илимск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
О светлом будущем заботятся политики,
о светлом прошлом – историки,
о светлом настоящем – журналисты.
Жарко Петан
Сегодня человек вынужден постоянно взаимодействовать с огромным потоком информации. Поэтому уже в школе необходимо готовиться к жизни и деятельности в условиях информационного общества. В настоящее время необходим высокий уровень информационной культуры, что позволит пополнять знания, приобретать умения и навыки в любой сфере деятельности человека.
С помощью журналистского творчества можно воспитать в молодых людях способность видеть и слышать мир, в котором мы живем, научить их не быть отстраненными от проблем общества. Не важно, какую профессию они выберут, важно, что они будут уметь активно выражать свою личностную позицию, свои взгляды, раскрывать проблемы интересной для них сферы деятельности с помощью средств массовой информации (СМИ).
В настоящее время во многих школах выпускаются газеты или функционируют сайты, а в некоторых работают целые медиа-центры. Материалы в газету и на сайт готовят ученики и учителя, пробуя себя в разных жанрах. Школьные СМИ позволяют детям и подросткам научиться высказывать свои мысли, помогает познать себя, открыть мир. С помощью них учащиеся могут ощутить себя социально значимыми личностями. Но для того, чтобы школьные средства массовой информации были не формальностью, а реально действующим детским информационным органом, необходимо предварительное обучение учащихся.
Программа предполагает подробное изучение основ журналистики (история и теория журналистики, термины, жанры, особенности современной журналистики), культуры речи (основные качества речи, особенности устной и письменной речи, этика общения), основ макетирования (проектирование выпуска, верстка газеты), а также практическое применение знаний в написании материалов для школьной газеты и сайта. Такой вид деятельности способствует достижению главной цели – формированию практических навыков написания журналистских материалов любого жанра.
Программа «Практическая журналистика» изучается учащимися 13-16 лет на протяжении одного года и рассчитан на 114 часов (34 учебные недели и 4 каникулярные недели, по 3 часа в неделю).
Цель программы:
- выработка и закрепление практических навыков написания журналистских материалов любого жанра.
Задачи программы:
- дать знания учащимся в области журналистики, помочь определиться с выбором профессии;
- научить учащихся различать жанры газетной журналистики, правильно писать материалы любого жанра газетной журналистики, редактировать написанные материалы;
- закреплять навыки легкого владения устной и письменной речью;
- развивать умения самостоятельно приобретать и применять знания в ходе работы над школьной газетой, понятно излагать свои мысли, развивать диалогическую и монологическую речь;
- вызвать у учащихся интерес к истории и теории журналистики;
- способствовать эстетическому развитию личности.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся будут иметь представление:
- о явлениях в современной журналистике;
- о деятельности редакции газеты;
- о правах и обязанностях корреспондентов.
Обучающиеся будут знать:
- понятия «журналистика», «история журналистики», «жанры газетной журналистики» (интервью, репортаж, статья, очерк, зарисовка, фельетон и т.д.), «верстка», «редакция газеты», «редактор», «корректор», «верстальщик», «корреспондент», «журналист», «заголовок», «интервьюируемый», «интервьюирующий» и др.;
- жанры газетной журналистики;
- способы поиска и сбора информации;
- правила орфографии, пунктуации и стилистики, необходимые при редактировании газетных материалов.
Обучающиеся будут уметь:
- готовить к изданию материалы в любом жанре газетной журналистики;
- самостоятельно работать с различными источниками информации;
- проектировать и верстать номер газеты;
- редактировать тексты;
- общаться с людьми разных возрастов;
- делать анализ своей деятельности.
Авторская педагогическая разработка комбинаторная дополнительная образовательная программа «Практическая журналистика» составлена на основе образовательных программ, поскольку дополнительной образовательной программы в области журналистики нет. Мы проанализировали несколько образовательных программ («СМИ в школе» Федоровой В.В., «Основы медиаобразования» Вырковского А.В., «Журналистика в школе» Спириной Н.А.) и на их основе составили данную разработку.
Из учебной программы «Основы медиаобразования» Вырковского А.В. (36 часов) мы взяли следующие разделы: «Методики сбора информации. Источники информации», «Тема, идея текста», «Заголовок текста», «Информационные жанры», «Аналитические жанры», «Репортаж, интервью». Мы расширили темы «Информационные жанры» и «Аналитические жанры» темами из программы Н.А.Спириной «Журналистика в школе»: «Информация», «Заметка», «Опрос. Пресс-релиз», «Обозрение. Комментарий», «Рецензия. Корреспонденция», «Статья», «Отчет», «Зарисовка», «Эссе».
Из образовательной программы «СМИ в школе» Федоровой В.В. (144 часа) мы взяли темы «Журналистика как профессия», «Роль и значение прессы в современном мире», «Жанровые особенности журналистики».
Из программы Н.А.Спириной «Журналистика в школе» (136 часов) мы позаимствовали разделы и темы «Знакомство с древом жанров. Мастерская жанров», «Очерк», «Фельетон. Памфлет», «Структура издания», «Делаем газету. Верстка».
Мы посчитали нужным ввести такие разделы, как «История журналистики», «Литературное редактирование и культура речи», «СМИ: правовые и этические нормы», «Основы макетирования», темы «Поиск темы», «Обработка информации», «Художественно-публицистические жанры», поскольку данные разделы и темы не освещались в анализируемых нами программах, а их изучение является, на наш взгляд, важным.
Таким образом, взяв из данных программ некоторые разделы и темы и добавив свои, мы составили программу, на которую отводится 114 часов (34 учебные недели и 4 каникулярные недели, по 3 часа в неделю).
Применяемые технологии и методики: технология разноуровнего обучения, проблемное обучение, блочно-модульное обучение, коллективный способ обучения. Большое значение имеет самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся, прошедшие обучение по данной программе, будут иметь полное представление о журналистике, процессе создания газеты, деятельности каждого звена в редакции; научатся писать материалы различных жанров журналистики. Повысится интерес к журналистике как к значащей структуре общества.
Работа по данной программе способствует формированию нравственных качеств личности, социальной активности, развитию гуманистического, демократического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности. Ученикам предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить творческие способности и коммуникативные качества.
Постоянная работа с источником информации, работа в разновозрастных группах позволит сформировать самостоятельность, умение правильно общаться.
В основе программы заложены следующие принципы:
- понимание целей, задач программы;
- сознательное усвоение знаний;
- связь теории с практикой;
- принцип всесторонности развития эмоциональной. Когнитивной и коммуникативной сфер общения;
- комплексный подход, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания.
Продуктом работы программы являются периодические выпуски газеты «Лицейка», а также регулярное обновление новостей на сайте «Усть-Илимского экспериментального лицея» http://lyceum.biz/.
Материально-учебное обеспечение программы:
- программа обучения;
- пособия и справочники по журналистике;
- обеспечение компьютерной техникой (ноутбук, проектор, экран)
Содержание программы:
- Основы журналистики (1 ч. – вводное занятие) – учащимся дается понятие журналистики, происходит знакомство с целями и задачами курса.
- История журналистики (4 ч.) – учащиеся погружаются в историю развития журналистики как профессии, изучают особенности становления журналистики в XIX-XXI века.
- Творческая мастерская журналиста (8 ч.) – учащимся дается понятие об источниках информации, о способах и методах поиска темы и информации.
- Жанровое многообразие газетной журналистики (70 ч.) – учащиеся знакомятся с основными жанрами газетной журналистики, а также учатся создавать материалы в этих жанрах.
- Литературное редактирование и культура речи (13 ч.) – при изучении данного раздела учащимся даются навыки литературного редактирования написанных материалов, проходит знакомство детей со стилями речи, повторяются правила орфографии и пунктуации.
- Структура редакции газеты (4 ч.) – учащиеся знакомятся с основными структурными разделами редакции газеты.
- СМИ: Правовые и этические нормы (3 ч.) – при изучении данного раздела учащиеся знакомятся с правами и обязанностями журналиста, рассматривают «Закон о СМИ».
- Основы макетирования (8 ч.) – учащимся даются навыки работы в программах Publisher и Padge Makere, проводятся практические занятия с целью создания газетных номеров.
- Подведение итогов (3 ч. – заключительное занятие) – данное занятие посвящено подведению итогов работы в течение года, проведению зачетной творческой работы
Терминология: журналистика, история журналистики, жанры газетной журналистики (интервью, репортаж, статья, очерк, зарисовка, фельетон и т.д.), верстка, редакция газеты, редактор, корректор, верстальщик, маркетинг, корреспондент, репортер, журналист, заголовок, лид, интервьюируемый, интервьюирующий, культура речи и др.
Обучение школьников по программе предполагается построить в виде уроков-практикумов, семинаров, уроков-сообщений, лекций. Содержание курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся.
По окончании учебных периодов проводится контроль знаний в виде зачетной работы (тестовая форма или контрольная работа). По итогам изучения программы проводится самопрезентация и зачет, на котором проверяются усвоенные учащимися знания, ставится оценка «зачтено» или «не зачтено», выдается сертификат о прохождении курса.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ «ПРАКТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА»
Название разделов, тем | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. История журналистики (4) Журналистика – одна из древнейших профессий. Этапы развития прессы История журналистики зарубежных стран. Журналистика XIX и ХХ века Журналистика XXI века. Крупнейшие СМИ России | 1 1 1 1 | 1 0,5 0,5 0,5 | - 0,5 0,5 0,5 |
3. Творческая мастерская журналиста (8) Источники информации Поиск темы Методы сбора информации Обработка информации | 2 2 2 2 | 0,5 0,5 0,5 - | 1,5 1,5 1,5 2 |
4. Жанровое многообразие газетной журналистики (70) Информационные:
Аналитические:
Художественно-публицистические:
| 5 4 5 5 3 3 3 2 4 4 4 3 2 4 3 3 2 3 2 2 2 2 | 1,5 1 1,5 1,5 1 1 1 0,5 1 1 1 1 0,5 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 | 3,5 3 3,5 3,5 2 2 2 1,5 3 3 3 2 1,5 3 2 2 1,5 2,5 1,5 1,5 1,5 1,5 |
5. Литературное редактирование и культура речи (13 ч.) Литературный язык. Нормы современного русского литературного языка Орфоэпические и грамматические нормы Устная и письменная речь Стилистика и литературное редактирование | 2 4 2 5 | 1 1 1 1 | 1 3 1 4 |
6. Структура редакции газеты (4) Учредители и руководители газеты Корреспонденты, репортеры, редакторы, корректоры Дизайнер, верстальщик, наборщик | 1 2 1 | 0,5 1 0,5 | 0,5 1 0,5 |
7. СМИ: Правовые и этические нормы (3) Закон о СМИ Этика журналиста | 2 1 | 1 0,5 | 1 0,5 |
8. Основы макетирования (8) Верстка газеты в программах Microsoft Publisher и Padge Maker Создание макетов газеты | 4 4 | 1 1 | 3 3 |
9. Подведение итогов (3) Заключительное занятие | 3 | 1 | 2 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | 114 | 35 | 79 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ «ПРАКТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА»
Тема занятий | Часов | Деятельность учащихся |
| 1 | Минилекция, беседа |
| 4 | Минилекция, работа в малых группах, беседа, дискуссия или круглый стол, семинар |
| 8 | Минилекция, сообщения, работа в группах, ролевая игра, самостоятельная работа, поиск информации |
| 70 | Минилекция, семинары, работа в группах, ролевые игры, поиск информации. |
| 13 | Минилекция, практикум, работа в парах |
| 4 | Минилекция, работа в группах, экскурсия |
| 3 | Минилекция, практикум, работа в парах или группах сменного состава |
| 8 | Минилекция, проектная деятельность, самостоятельная работа |
| 3 | Зачетная работа, представление собственного опыта журналистской деятельности (презентация), беседа |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
используемый при составлении программы
- Богданов, Н.Г. Справочник журналиста [Текст]/ Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика [Текст] / Ростов Н/Д, 1995
- Ворошилов, В.В. История журналистики России: конспекты лекций [Текст]/ В.В. Ворошилов. – СПб., 2000.
- Журбина, Е.И. Теория и практика художественно – публицистических жанров [Текст]/ Е.И. Журбина, - М., 1969.
- Калинин А.В. Культура русского слова [Текст] / М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984
- Коренюк Л.Ю. Совершенствуйте свою речь [Текст] / М.: Просвещение, 1989
- Попов, А.А. Производство и оформление газеты [Текст] / А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.
- Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи [Текст] / М., 1980
- Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учеб. Пособие [Текст] / М.: Флинта, Наука, 1997
- Стилистика газетных жанров [Текст] / под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
- Тертычный А. А. Жанры периодической печати [Текст] / М.: Аспект Пресс, 2000
- Шибаева Л.В. Жанры в теории и практике журналистики [Текст] / Ростов: Изд-во Ростовского гос. ун-та , 2001
- Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. – М., 1997
- http://journalist-virt.ru/ - Ежемесячный журнал для профессионалов «Журналист»
- http://www.cety.ru/master-klass.html - Школа практической журналистики: творческая мастерская
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
необходимый для обучения по данной программе
- Богданов, Н.Г. Справочник журналиста [Текст]/ Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика [Текст] / Ростов Н/Д, 1995
- Ворошилов, В.В. История журналистики России: конспекты лекций [Текст]/ В.В. Ворошилов. – СПб., 2000.
- Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учебник. – М., 2008.
- Стилистика газетных жанров [Текст] / под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
- http://journalist-virt.ru/ - Ежемесячный журнал для профессионалов «Журналист»
- http://www.cety.ru/master-klass.html - Школа практической журналистики: творческая мастерская
- http://www.consultant.ru/popular/smi/ - Закон о СМИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса практической журналистики
Данный курс проводится в рамках реализации Программы Центра гражданского образования, созданного в нашем лицее в 2007-2008 уч.г. Первоначально программа Центра включала три блока: социальное проектиро...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Авторская программа кружка журналистики "Проба пера"
Деятельность кружка юного корреспондента «Проба пера» направлена на то, чтобы воспитать активного деятеля информационного пространства, понимающего все богатство публичных речевых жанров и средств, ум...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...
Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ Мурадхановой (Султановой) Гулизат Меджидовны
Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ Мурадхановой (Султановой) Гулиза...
Авторская программа кружка журналистики
Авторская программа "Издательское дело и СМИ: выпуск школьной газеты"...
- Мне нравится (1)