Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ Мурадхановой (Султановой) Гулизат Меджидовны
методическая разработка по истории на тему

Мурадханова Гулизат Меджидовна

 

       Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ  Мурадхановой (Султановой) Гулизат Меджидовны. 

Педагогическое творчество учителя направлено на бесконечные поиски чего-то нового, пути их достижения, доступности и простоты их внедрения в практику. Так ею за годы педагогической деятельности опробованы множество форм и методов изучения истории, главной целью которой было, привить интерес к истории ,  повышение качества знаний. Гулизат Меджидовна использовала в своей педагогической деятельности методы Шаталова, опорные конспекты, графические и исторические конспекты, таблицы. В процессе обучения ею была разработана и  составлена   авторская программа , которая акцентирована на привитие  познавательного интереса у учащихся., доступности и нового подхода к обучению.             Прежде чем писать стихи по заданной теме учитель знакомится с содержанием данной темы, учитывает главную цель урока, новые термины, итог и значение. Все эти моменты учитель – автор стихов, использует уже при написании самих стихов, стараясь выражаться просто, доступно и кратко.   Её стихи используются как на уроках истории России, так и  истории Дагестана, КТНД, внеклассных и внешкольных мероприятиях, с образовательной и  воспитательной целью т.к. они пропитаны чувством глубокого патриотизма.

Некоторые из стихов, посвященные отдельным историческим событиям по программе истории России и истории Дагестана, даются на заучивание, такие как «Реформа 1861г». «Нашествие Наполеона», «Петр I ».

И это вполне достаточно, чтобы понять сущность реформы 1861 года, новые термины, значение и итог, дать оценку деятельности Петра Великого, а так же подытожить Отечественную войну 1812 года.  

Учитель не только пишет их, но и прекрасно декламирует, что имеет немаловажное значение, т.к. эмоциональное восприятие учащимися пробуждают в них интерес к данному предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_stihi.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа по теме: «История в стихах Султановой Гулизат Меджидовны» учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ  Мурадхановой (Султановой) Гулизат Меджидовны.

Педагогическое творчество учителя направлено на бесконечные поиски чего-то нового, пути их достижения, доступности и простоты их внедрения в практику. Так ею за годы педагогической деятельности опробованы множество форм и методов изучения истории, главной целью которой было, привить интерес к истории увеличение качества знания. Гулизат Меджидовна использовала в своей деятельности методы Шаталова, опорные конспекты, графические и исторические конспекты, таблицы, таблицы – раскладушки по революциям в Европе и таблицы – раскладушки начиная с первого правителя Руси Рюрика и, наконец, уроки, к которым учитель специально писал стихи по заданной теме, как по истории России, так и по истории Дагестана.

Все важные события проходившие в Дагестане учитель - автор стихов не оставил без внимания. Ее стихи могут быть использованы как с образовательной, так и с воспитательной целью т.к. они пропитаны чувством глубокого  патриотизма.

Прежде чем писать стихи по заданной теме учитель знакомится с содержанием данной темы, учитывает главную цель урока, новые термины, итог и значение. Все эти моменты учитель – автор стихов использует уже при написании самих стихов, стараясь выражаться просто, понятно и кратко. Учитель не только пишет их, но и прекрасно декламирует, что имеет немаловажное значение т.к. эмоциональное восприятие  учащимися пробуждают в них интерес к данному предмету.

        В процессе внедрения инноваций учащимся стало доступнее изучение истории. Интереснее и форма познания.

Некоторые из стихов даются на заучивание, такие как «Реформа 1861г». И это вполне достаточно, чтобы понять сущность реформы, новые термины, значение и итог реформы 1861 года.

Реформа 1861г.

На Руси крестьяне трудно жили,

Хоть отмена крепостничества была.

Те законы ведь помещикам служили,

Таковы крестьянские дела.

Баршина  сменилася оброком,

Частный, общий, всякий передел

Власть имущих охраняют четко,

Для крестьян земли всегда предел.

Экстенсивно-распашите земли

Интенсивно - удобрите их.

Будет хлеб России- так прими те ж,

Ты торгуй Россия за троих,

Центр земледельческой России,                        

Развивался прусским здесь путем.

У Заволжья, земли, где красивы,

Американский путь развитья был.

Полумеры, полукрепостничесство,

Все ж реформа на Руси была.

Натуральные крестьянские хозяйства,

К рыночным товарным привела.    

22.04.1996

При  обобщении темы эпохи Петра Великого в 8 и 10 классе в заключении учитель использует свое стихотворение, в котором ярко выражена деятельность Петра I. Это способствует лучшему обобщению и запоминанию учащимися данной темы.

Петру I

Велик бывает человек,

Делами, не словами.

Недолог был Петрова век,

Но полон он делами.

Да дальновиден Петр был,

Окно в Европу прорубил.

России верно он служил,

В Полтавской битве победил.

За  то его народ любил:

Простым  работником он был.

Он лекарь, плотник, лесоруб,

Член академии наук.

Он  корабельщик, дипломат,

Любому ремеслу был рад.

Владел четырнадцатью он,

Ремеслами на свете.

Мог прокататься налегке

По Невской на карете.

 имя  в  городе  своем

Петр сохранил навеки.

Душой мы в городе живем,

А в город - человеке.

Великий город Петров-град,

Тебе  в России  каждый рад.

Ты Петербург, ты Ленинград,

Ты Петроград.

Цветешь ты,  как  весенний  сад

Ты  выражение Петра

Как  внешний  его  облик:

Огромный рост,

Медвежья сила.

На  свете чудеса творила

Ломал руками он подковы,

С России сбросил он оковы.

Поднял с колен Россию он,

В Россию Петр был влюблен.

И просвещенье, и наука,

Не царские те были руки

Учил манерам европейским.

Его сравнить сегодня не с кем

Крестьяне мощной силой были

На  пьедестал Россию возводили

Признаться, в нищете хоть жили,

Великие дела творили. 

13.14.1997 г.

На уроке обобщения «Отечественная война 1812г» в 8 и 10 классе учитель использует свое произведение: «Нашествия Наполеона», вызывая тем самым большой интерес у учащихся. Эта методика способствует более яркому осмыслению и запоминанию.

Нашествие Наполеона

Разбилась армия твоя

О стены древнего Кремля,

Горел в пожарищах Москвы,

Беги, гляди, творил что ты.

Горит смоленская дорога,

Отчизна , что  народу дорога,

Своею грудью заслонили,

Наполеона вмиг разбили.

В Германии  под Лейпцигом,

Три дня народы бились.

Избавиться от ига,

На цену не скупились.

Там полегло немало

Российского народа.

Сто сорок тысяч пало,

Две трети - за свободу

Союзники Бурбонов на трон свой

И цели победители  различные имели

Боялись революции,

Народа все боялись.

И к старому порядку частично возвращались.

И вновь стремится  к власти,

Из острова в Париж.

Сто дней как сто напастей,

Злодейство вновь творить.

При  Ватерлоо в сражении

Союзники разбили.

На остров Елены,

Кораблики отплыли

Участники конгресса,

Собрались вместе в Вене.

Кромсали карту мира,

Французам пела «лира»,

Возврат к границам прежним

Уплата контрибуции

Боязнь бонапартизма,

Не лучше ль Бурбонизм нам?

Священный свой союз,

Союзники создали.

Бороться с революцией,

Союзники желали

И помогать друг другу,

Навеки обещали

Урок закон этот,

Наполеон разбит.

А главный наш урок,

Не зло, добро творить.

27.10.1997 г.

 Автор пишет стихи не только по истории Отечества, но и по истории Дагестана, которые могут быть использованы на уроках. Среди них такие стихи как:

Каспийская трагедия.

Боль  моя,  трагедия Каспийска:

Рушится металл, бетон, пролет.

Принимаю близко, очень близко,

Детских душ неведомый полет.

Людям непонятно , что случилось,

Был тут дом, и нет его уже,

Как же, как же это получилось?

Стерты этажи до одного.

Груда щебня, все тут нараспашку,

Занавеси вьются на ветру.

И лежат все  вместе: Мага, Саша,

Не зовут их больше поутру.

Люди спали, ничего не знали,

Вот давно за полночь бьют часы,

Сколько их и сколько потеряли?

Подводить итоги не спеши!

Сколько их осталось с болью в сердце?

Сколько  ныне стонут по ночам?

Боль Каспийска тронет холод сердца,

Тяжесть эта нам не по плечам.

По щекам мужчин  катились слезы,

И в слезах стоял весь Дагестан.

На гробах живые плачут розы,

И гробы молчат, в шеренгу встав.

Море тут в Каспийске стало выше,

Ведь слезами полнится оно.

Люди стали ближе, стали чище,

Горе ведь у всех у нас одно.

Прекратить пора бы в Дагестане,

Взрывы бомб и слезы матерей.

Люди, вы жестоки, злыми стали.

Как же вы похожи на зверей.

Как могло такое здесь случиться,

Как могли взорвать жилой здесь дом?

На ошибках надо нам учиться,

В доме том мы все с тобой живем.

Август 1999 г.

(Отрывок стихотворения  прозвучал

в программе «Дагестан 25 августа 1999г»)

Беда к нам пришла, дагестанский народ,

Незваные гости из разных пород

Решили нарушить покой Дагестана,

Диктуют права из вражьего стана

Мужчины за вашей спиной мы стоим,

Мы землю родную врагу не дадим!

Вы гордая слава сынов Дагестана,

Живые, вернитесь из вражьего стана

Хоть ты многолик, дагестанский народ,

За землю святую все  вместе, вперед!

Забудьте раздоры, обиды свои,

Крылатые строчки услышьте мои,

…  Идут ополченцы: отцы и сыны,

Как будто я вижу кошмарные сны,

Война в Дагестане и в жизни моей

Домой возвращайтесь, джигиты скорей

… Аул Ансалта, Рахата..

Не хочется все же нам грохота

Учитель по праву взглянул вдруг с экрана,

Судьба бережет вас пусть как  мама.

Родные мои, вы на  тропах войны,

На помощь идут Дагестана сыны.

Держитесь, крепитесь, в кулак все сожмитесь

И мощною силой вы обернитесь

И знает пусть враг:«Кто такой Дагестан»!?

Как знал его тоже хромой Тамерлан.

Иранцы, арабы и турки здесь были,

Ни перед кем себя не склонили

И грязная слава пород Надиршаха,

Ты видишь, то кладбище «Иран-хараба»?

Политика, войны и грязи игра,

Лицом повернуться  друг к другу пора

Делить нам не надо «Вахаб и Шура»

Для темных народов вся это мура

Религией, нацией делят людей,

А деньги свои умножают скорей

Народ Дагестана не столь глуповат,

Простые детали не трудно понять.

Оружье в руках и забыли о чести,

О днях, когда семьи не жили здесь вместе

Разве святое есть в жизни у вас,

Коль вы посягнули на братьев сейчас???

И безоружный джигит Дагестана,

Оружие выхватив с  вражьего стана,

Волков четырех уложил наповал,

Герой он – святою легендою стал

Ты- мать Дагестана, растившая сына,

Такого орла подняла на вершину

И нынче в огне закаляется сталь,

Характером каждый чтоб стал как металл

Сыны Дагестана идут на подмогу,

А жены и сестра вас ждут на дороге,

Все ждут новостей с телеэкрана,

И просит Аллаха каждая мама:

Скорее закончить бы эту войну,

От грязи очистить бы нашу страну,

Народ Дагестана сильнее чтоб стал,

Воздвигнул себя он на пьедестал.

Взорванный дом в Буйнакске.

(Посвящается  семье Рамазановых, зам. Военного комиссара РД,

погибшей при теракте дома 4 сентября 1999 года в г. Буйнакске)

Все, что  осталось, что осталось

Из жизни уцелело той.

Всего лишь крохотная  малость,

Что называется  судьбой.

Последний снимок…

Вот мгновенье…

И грусти  горькая  печать.

Признаться , трудно откровенно

Об этой женщине молчать,

Чуть меньше двух  недель  осталось

Вершить  земной тяжелый путь.

Всего лишь крохотная малость,

И не понять нам жизни суть,

Вот взрыв….

Семьи уже не будет,

В завалах ищет дед детей.

Тот, кто  увидел, не забудет.

Скажите, этот будет  чей?

Нет, нет, они все здесь,

Все рядом.

Отцова дрогнула рука.

Окинул, обнимая взглядом,

И  сердце сжалось старика.

Отец, ну чем тебя утешить?

Мне больно, я не стану грешить.

Как, утешать  не станешь мать?

Стал дед в дорогу собирать.

Сколько в том аду осталось,

В могиле братской той лежать,

В расцвете сил, в орлином  взлете

Седую старость не щадя?

Жестоко гибнет вся семья.

Судьба вела их к той черте.

Какая дьявольская сила,

В жестокой значится судьбе.


О защитниках Дагестана

Гордо чтят Муминовых в народе.

Смелых и отважных сыновей.

Тяжела тропа была к свободе,

Курахмаев жизнь отдал на ней.

Не сломить врагу того народа.

Что надежны, крепки, сильный тыл

Измаилов- ты мой однокурсник.

Ты стоял как крепость Измаил,

Факультет  окончив  исторический,

Никогда  не ведал ты  о  том,

Защищать придется  героически,

Ботлих и родительский твой дом.

Молодые парни Дагестана,

Гибли в необъявленной войне.

Мы  едины, крепки, тверже стали

В этой  так замученной стране.

Нам с Россией- ведь одна дорога,

Жить под небом, по земле ходить.

От того нам эти парни дороги,

Дружбой этой крепко дорожим.

Эта дружба в деле закалялась,

Армия, милиция, народ.

Сила тут народа  проявлялась,

Рвалась в бой, звала в народ  вперед.                                               1.11.1999 г.

10 августа 1999 г. Дагестан

Дай оружие, Россия нам,

Жажда чести требует мести.

Здесь не место пустым словам,

Дай оружие, Россия нам.

Погибают в войне сыны,

Да, Россия, твои и мои.

Жить хотим с тобой без войны,

Мы ведь дети одной страны.

Режут словно скот молодых,

Посмотри на отцов седых,

Ты взгляни на сердца матерей,

И на слезы жены  и  детей.

Сколько горя выпало нам,

Мы  разделим все пополам.

Ведь чужой беды не бывает,

От огня даже айсберги тают.

Дай оружье, Россия, нам,

Защищать будем свой край.

Жить с тобой мы хотим вместе,

А оружие - дело чести.

Тематика авторских стихов широка и многообразна. Мастерство и опыт педагога способствует внедрению инноваций в процессе, как обучения, так и воспитания учащихся. Для реализации изменений в процессе введения инновации педагог использует своё профессиональное мастерство, талант – поэта. Достигнутый уровень профессионализма позволил пойти за рамки урока. Не все стихи имеют Большое внимание уделяется педагогом, как на уроке, так и вне его патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Являясь руководителем отряда республиканского ТОКСа, автор пишет стихи и слова к музыке, посвященные героям и героической тематике, которые нашил свое отражение на сцене слетов республиканского ТОКСа. 

Эта методика была апробирована в 2007, в 2012 и в2017 году на повышении квалификации учителей истории, что получило одобрение слушателей курсов и новизну, инновацию слушатели переняли и решили использовать ее стихи на своих уроках по истории России и истории Дагестана, а также во внеклассных мероприятиях воспитательного и патриотического характера. Ее методика не только инновационная, но и интегрированная. Опыт учителя получил распространение и признан в

 АПК и ППРО,а так же в ДИРО

В сборник «Стихов кайтагских поэтов» вошли стихи Гулизат Меджидовны  на русском языке и учителя имеют возможность использовать их.      

       Изменение способов, методов и новизна ведения урока способствует легкому усвоению изучаемой темы, меняет и дополняет содержание образования, его сущность и значение, развитию интересов у учащихся как к содержанию и способу преподношения темы, так и к личности самого учителя, автором которого является учитель. Все стихи на исторические темы одновременно играют и воспитательную роль. Они пронизаны большой любовью к Родине, воспитывают чувство гордости за свой народ.

       Не случайно, она одна из первых выступила 25 августа 1999 года, еще в начале войны, в программе «Дагестан» со стихами – призывом защитить Дагестан. Ее выступление  единению дагестанцев  было передано в программе «Дагестан» 25 августа 1999 года. Ее авторская разработка апробирована и применяется во многих школах Дагестана. В настоящее время она готовит к выпуску методический сборник «Уроки истории в стихах и сказках».

       Мотивация к обучению повысилась, позитивен рост интереса учащихся и  авторитета учителя как личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские стихи на уроках биологии

Применение терминов в стихах на уроках биологии придает ему эмоциональную окрашенность, повышает интерес к изучению предмета, активизирует познавательную деятельность учащихся....

Обобщение опыта по теме: «Применение текстовых таблиц на уроках истории как средство формирования учебных компетенций"

Применение текстовых таблиц при изучении истории способствует активному осмыслению информации, умению самостоятельно решать учебные задания и творчески их выполнять. Актуальность выбора данной темы по...

Статья на тему "Методы мотивации учащихся на уроках истории". Учитель истории и обществознания, Растворцев Никита Михайлович

Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы.Её актуальность обусловлена самой спецификой учебной деятельности, обновлением содержания обучения, формиров...

Авторская программа "Применение технологии развития критического мышления на уроках истории"

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в  обеспечении условий для развития  интеллектуальной деятельности учащихся  через  использование технологии развития критического мыш...

Авторская программа по математике "Страницы русской истории на уроках математики"

Цель программы: обучение школьников математике на основе материалов, связанных с жизнью и творчеством нашего земляка М.Ю. Лермонтова....