Авторская программа кружка журналистики
методическая разработка

Авторская программа "Издательское дело и СМИ: выпуск школьной газеты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon abdullina_izdatelskoe_delo_i_smi_.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Издательское дело и СМИ: выпуск школьной газеты»

                         

  учителя русского языка и литературы

                                     Абдуллиной Эльвиры Дамировны

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное общество растет и развивается, так же быстро меняется новостная лента в интернете, но за большим потоком информации часто скрываются самые значимые новости. Такие новости необходимо уметь видеть и рассказывать о них. В школьной жизни тоже немало новостей, их необходимо систематизировать и распространять. Именно поэтому возникла необходимость создания авторской программы внеурочной деятельности «Издательское дело и СМИ: выпуск школьной газеты».

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Данная программа знакомит учащихся с современным издательским делом, для которого сегодня необходимы навыки компьютерных технологий, творческий настрой, теоретические и практические навыки.  

В программе наряду с теоретическими блоками предусмотрены практические блоки выпуска школьной газеты. Такой подход делает процесс обучения более интересным. Данная программа дает начальные представления о полиграфических требованиях, которые необходимы для создания печатной продукции. Планирование построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся.

Кружок - это проект совместной работы учителя русского языка и учащихся по созданию печатного школьного органа. Программа рассчитана на 68 часов, ориентирована на формирование навыков исправления стилистических ошибок в разных формах речи учащихся, умения употреблять слова в соответствии с их лексической и стилистической составляющей, определять тему, проблему, цели текста, выбирать жанр авторского произведения, выбирать самое важное из потока информации, грамотно представлять ее читателям. Учащиеся смогут проделать первые шаги в журналистскую деятельность, осуществить начальную практическую деятельность в литературном направлении, научатся редактировать тексты собственного и коллегиального творчества.

Творчество данного кружка направлено на создание школьной газеты.

В результате работы повысится мотивация учащихся к изучению предметов гуманитарного и информационно-технического направлений.

В результате работы учащиеся станут единым, сплоченным коллективом, научатся работать в команде, повысят уровень коммуникативной компетенции.

Блок «Создание газеты» является блоком проектной работы. Он способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий.

Занятия кружка учат правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих способностей, интереса к литературному творчеству.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: создание школьной газеты

ЗАДАЧИ:

  1.Образовательные

- повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу

- совершенствование и развитие навыков литературного творчества

- повышение грамотности

2. Воспитательные

- сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы

- воспитание информационной культуры

- воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции

3. Развивающие

- повышение коммуникативных способностей детей

- повышение статуса детей в школьном коллективе

- развитие и реализация творческих способностей учащихся через журналистскую деятельность

Направления деятельности

Журналистика

Исследовательская деятельность

Компьютерные технологии

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ КРУЖКОВЦЕВ.

Учащиеся должны знать понятия:

1.тема, идея (основная мысль текста), его композиция,

2.типы речи, стили речи,

3.изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения.   Логичность, образность, эмоциональность, призывность, разнообразные виды синтаксических конструкций. Достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность.

4.жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья, …

Учащиеся должны уметь:

1.собирать материал, систематизировать его,

2.строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему,

3.доказывать свою собственную точку зрения,

4.интересоваться мнением других людей,

5.составлять план,

6.создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах,

7.собирать материал

8.грамотно излагать свои мысли,

9.создавать макет будущего номера

10.редактировать созданный материал

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В школе создана команда детей (редколлегия газеты), школьная газета выходит 1 раз в месяц  в бумажном варианте.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:

        2 раза в неделю по 45 минут.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

реализация программы на базе школы

подготовка детей к будущей профессиональной деятельности

Настоящая программа рассчитана на 1 год:

Предлагаемый курс обучения  адресован учащимся в возрасте 14-16 лет.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ, ПРЕДУСМОТРННЫЕ ПРОГРАММОЙ:

1.свободная творческая дискуссия;

2.ролевые игры;

3.творческих заданий;

4.активные методы формирования системы общения;

5.практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Количество учащихся в учебной группе не должно превышать 25 человек:

Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются:  желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий,  пресс-конференциях, творческих конкурсах.

КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- умение построить устное и письменное сообщение;

- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ:

Ученик:

  • что делал
  • где участвовал
  • каковы успехи
  • планы на будущее
  • чему научился
  • индивидуальные творческие    достижения
  • я узнал
  • я понял
  • я научился
  • лучше всего у меня получается
  • я изменился в …сторону

Критерии оценивания созданных ученических работ:

  • оригинальность
  • новизна
  • полезность для автора и других людей
  • трудоемкость работы
  • качество оформления работы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

Тема

Теория

(количество часов)

Практика

(количество часов)

Всего

Вводное занятие. Понятие о школьной газете. Представление об издательской деятельности.

1

1

Из истории современной журналистики

1

1

Изучение текстовых редакторов, включая Word. Основные правила форматирования текста.

1

1

Текст. Тема и идея текста.

1

1

Стили речи. Особенности стилей.

1

1

Газета. Какая она должна быть?

1

1

Изучение программы Publisher. Создание буклета

3

3

Интервью. Что значит взять интервью?

1

1

Репортаж.

1

1

Очерк. Особенности жанра.

1

1

Создание газетных статей

1

1

Редактирование текста

1

1

Оформление, дизайн газеты

1

1

Концепция издания, названия, дизайн.

1

1

Драматургия газеты.

1

1

Интервью. Репортаж. Фоторепортаж

1

1

Анализ рубрик печатных изданий.

1

1

Газетная статья- основа газеты

1

1

Реклама на страницах газеты.

1

1

Этика и психология журналистского общения

2

2

Очерк как художественно-публицистический жанр.

1

1

Тематическое приложение к газете.

1

1

Работа с иллюстрациями.

1

1

Печатные издания и их роль

1

1

Создание поздравительного выпуска газеты.

1

1

Заключительное занятие. Презентация всех выпущенных номеров.

1

1

Практический блок занятий. Создание газеты «Аргументы и парты»

39

39

Итого

29

39

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

Тема урока

Кол.час.

Элементы содержания

Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.

1

Источники издательского права. Первые Российские газеты.

Из истории журналистики

1

Известные журналисты. Издательства.

Изучение текстового редактора Word. Основные правила ввода, редактирования и форматирования текста.

1

Знакомства с текстовым редактором. Работа с программой Word.

Текст. Тема и идея текста.

1

Что такое текст. Основные критерии текста. Тема и идея текста. Их особенности.

Стили речи. Особенности стилей.

1

Стили речи русского языка.

Газета. Какая она должна быть?

1

Изучение современных издательств. Выделение основных черт издательского материала.

Изучение программы Publisher. Создание буклета

3

Знакомство с программой Publisher. Основные правила работы в программе. Практические навыки в изучении программы.

Интервью. Что значит взять интервью?

1

Знакомство с публицистическим жанром «Интервью». Правила построения вопросов, оформления газетного интервью.

Репортаж.

1

Публицистический жанр «Репортаж». Правила работы с ним.

Очерк. Особенности жанра.

1

Публицистический жанр «Очерк». Правила работы с ним.

Практический блок занятий. Создание газеты «Аргументы и парты»

5

Выпуск 1 номера газеты «Аргументы и парты»

Создание газетных статей

1

Написание статей по выбранным тематикам

Редактирование текста

1

Редактирование собранного материала

Оформление, дизайн газеты

1

Выбор дизайна газеты

Практический блок занятий. Создание газеты «Аргументы и парты»

5

Выпуск 2 номера газеты «Аргументы и парты»

Концепция издания, названия, дизайн.

1

Историческое знакомство с разными видами изданий

Драматургия газеты.

1

Работа с разными видами изданий, тематика, проблематика.

Интервью. Репортаж. Фоторепортаж

1

Обобщение знаний по публицистическим жанрам

Практический блок занятий. Создание газеты «Аргументы и парты»

5

Выпуск 3 номера газеты «Аргументы и парты»

Анализ рубрик печатных изданий.

1

Анализирование газетных статей

Газетная статья- основа газеты

1

Работа с газетными статьями

Реклама на страницах газеты.

1

Реклама, как способ привлечения средств

Практический блок занятий. Создание газеты «Аргументы и парты»

5

Выпуск 4 номера газеты «Аргументы и парты»

Этика и психология журналистского общения

2

Журналист. Правила поведения журналиста. Журналистская этика.

Очерк как художественно-публицистический жанр.

1

Обобщение по жанру «очерк»

Практический блок занятий. Создание газеты «Аргументы и парты»

5

Выпуск 5 номера газеты «Аргументы и парты»

Тематическое приложение к газете.

1

Газетные приложения.

Работа с иллюстрациями.

1

Подборка иллюстраций к газетным статьям

Практический блок занятий. Создание газеты «Аргументы и парты»

5

Выпуск 6 номера газеты «Аргументы и парты»

Печатные издания и их роль

1

Анализирование печатных изданий

Создание поздравительного выпуска газеты.

1

Особенности поздравительного выпуска

Практический блок занятий. Создание газеты «Аргументы и парты»

9

Выпуск 7,8 номера газеты «Аргументы и парты»

Заключительное занятие. Презентация всех выпущенных номеров.

1

Обобщение работы по выпуску газеты. Презентация все выпусков.

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.

2. ИЗ ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Формирование представлений о  профессии журналиста, история создания газет в России

Журналистика XVIII века.

Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».

Журналистика XIX века.

Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист:

«Путешествие из Москвы в Петербург»;

Журналы «Современник», «Отечественные записки».

Журналистика XX века.

В.И. Гиляровский – репортер и публицист.

Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.

Задания. Напишите репортаж «Герои нашего  села». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.

Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

3 ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ, ИХ РОЛЬ.

Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.

4.ТЕКСТ. ТЕМА И ИДЕЯ ТЕКСТА.

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

Основные структурные связи в рассуждении.

Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.

5.СТИЛИ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ.

Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.

Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.

Стилистические пласты лексики.

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.

Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.

6. ГАЗЕТА. КАКАЯ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)

Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MSWORD, MSPUBLISHER)

Задание. Оформление  фоторепортажей, создание газеты.

7.АНАЛИЗ РУБРИК ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ.

Обзор печати – особый жанр.

Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.

Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

8. ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ ОСНОВА ГАЗЕТЫ.

Статья – роль статьи в газетах и журналах.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

9. РЕКЛАМА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ.

Роль реклама в нашей жизни: положительная и отрицательная.

Задание: Создать рекламу самой необычной вещи.

10. ИНТЕРВЬЮ. ЧТО ЗНАЧИТ «ВЗЯТЬ ИНТЕРВЬЮ»?

Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.

11. РЕПОРТАЖ.

Репортаж  - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

12. ОЧЕРК. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА.

Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

13. СОЗДАНИЕ ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ.

Создание и презентации своих собственных статей.

14. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Лингвистический эксперимент (работа с  текстами, замена, обоснование).

Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора.

15. ОФОРМЛЕНИЕ, ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ.

16. ВЫПУСК ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

1.Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.

2.Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.

3.Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.

4.Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.

Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.

6.Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.

7.Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка.м., 1974.

8.В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.

9.Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ:

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Средства, необходимые для реализации данной программы:

- разработки по темам;

- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;

- тематический материал периодической печати;

- справочники;

- словари;

- различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования

Периодичность выпускаемых газет:

  1. Выпуск №1 [Октябрь]
  2. Выпуск №2 [Ноябрь]
  3. Выпуск №3 [Декабрь]
  4. Выпуск №4 [Январь ]
  5. Выпуск №5 [Февраль ]
  6. Выпуск №6 [Март ]
  7. Выпуск №7 [Апрель ]
  8. Выпуск №8 [Май ]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка "Журналистика".

здесь вы найдете не только авторскую разработку программы, но ктп кружковой работы. данная программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, на реализацию умений и навыков в обла...

программа кружка "Журналистика"

программа кружка "Журналистика" на 2 года обучения...

программа кружка журналистики "Юный журналист"

В условиях гуманизации общества на первый план закономерно выходит человек со всеми его стремлениями, желанием самореализоваться, ощутить себя полноценным гражданином своей страны. Особенно важно это ...

Рабочая программа кружка " Журналистика"

Данная программа реализует один из двух аспектов изучения предмета русского языка, на базе которого создан этот курс, а именно - технологический подход, в котором информатика рассматривается как средс...

Авторская программа кружка журналистики "Проба пера"

Деятельность кружка юного корреспондента «Проба пера» направлена на то, чтобы воспитать активного деятеля информационного пространства, понимающего все богатство публичных речевых жанров и средств, ум...

Рабочая программа кружка "Журналистика"

Занятия в кружке «Журналистика» развивают такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело; позволяют мак...

Программа кружка Журналистика

Курс практической журналистики рассчитан на быстрое погружение обучающихся в профессию журналиста.Курс практической журналистики позволяет расширить представление учащихся об основных способах подачи ...