Авторская программа кружка журналистики "Проба пера"
рабочая программа по литературе на тему
Деятельность кружка юного корреспондента «Проба пера» направлена на то, чтобы воспитать активного деятеля информационного пространства, понимающего все богатство публичных речевых жанров и средств, умеющего правильно их оценивать и пользоваться ими, а сверх того способного самостоятельно работать в каждом жанровом роде публицистики, способного технически разрабатывать и исполнять реальные и виртуальные издательские проекты, а также создавать новые формы общественного высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proba_pera.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ ЛИЦЕЙ ПГТ. АФИПСКОГО
СЕВЕРСКОГО РАЙОНА
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
« ПРОБА ПЕРА»
Автор: учитель русского языка и литературы,
педагог дополнительного образования
Рассказова Г. А.
Количество часов: всего 68; в неделю 2 часа
Программа рассчитана на детей 5-11-х классов
Срок реализации программы 1 год
Программа разработана в 2014году
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Проба пера» предполагается частью общего плана гуманитарного образования, обеспечивающего модернизацию всех сторон нашей жизни. Такая модернизация невозможна без свободного владения современными информационными технологиями, в ряду которых владение знаковыми системами средств массовой информации является базовым. Какое бы техническое оснащение ни имелось, без культурно-речевых знаний и навыков, без умения создавать речевое высказывание и текст того или иного жанра, без опыта журналистского диалогического общения и репортерской активности, без владения технологией монтажа, акцентирования, знаковой изобразительности, макетирования и т.д., – без всего этого информационное производство, как реальное, так и виртуальное, функционировать не будет.
В силу этого работа кружка строится по принципу обучающей модели реального информационного производства. Каждый ученик не просто получает отвлеченную теоретическую информацию по основным темам (газета как средство массовой информации, основные жанры публицистики, профессиональная этика журналиста), но ставится в положение фактического работника, осваивающего основные роды деятельности по ступеням возрастания их сложности. Ученик бывает в роли журналиста (интервьюера, хроникёра, автора обзора и т.д.), пробует силы в редактировании и корректуре текста. Наконец, он постоянно пребывает в роли аналитика, исследующего не только содержание публицистических текстов, но и их строение. Очень существенным моментом являются и публикации учебных работ не только в издании лицея, но и во «взрослой» газете Северского района. Тем самым приобретаемые навыки перерастают свои игровой характер и закрепляются как подлинно профессиональные.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Деятельность кружка юного корреспондента «Проба пера» направлена на то, чтобы воспитать активного деятеля информационного пространства, понимающего все богатство публичных речевых жанров и средств, умеющего правильно их оценивать и пользоваться ими, а сверх того способного самостоятельно работать в каждом жанровом роде публицистики, способного технически разрабатывать и исполнять реальные и виртуальные издательские проекты, а также создавать новые формы общественного высказывания.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(68 часов )
№ | Тема | Всего часов | Количество часов теория практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 |
2 | Возникновение журналистики | 2 | 2 |
3 | Журналистика как целостная система | 2 | 2 |
4 | Система массовой коммуникации | 2 | 2 |
5 | Функции журналистики | 1 | 1 |
6 | Газета – средство массовой коммуникации. Прошлое и настоящее | 1 | 1 |
7 | Характеристика информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров. | 3 | 3 |
8 | Заметка | 4 | 3 1 |
9 | Статья | 2 | 1 1 |
10 | Интервью | 2 | 1 1 |
11 | Репортаж | 2 | 1 1 |
12 | Хроника | 2 | 1 1 |
13 | Аналитический опрос | 2 | 1 1 |
14 | Журналистское расследование | 2 | 1 1 |
15 | Обзор СМИ | 2 | 1 1 |
16 | Зарисовка | 2 | 1 1 |
17 | Очерк | 2 | 1 1 |
18 | Рецензия | 2 | 1 1 |
19 | Письмо | 2 | 1 1 |
20 | Фельетон | 2 | 1 1 |
21 | Редакция газеты. Редакционный коллектив | 3 | 3 |
22 | Номер газеты и его выпуск | 2 | 1 |
23 | Жанровая система номера | 2 | 1 1 |
24 | Заголовки в номере | 1 | 1 |
25 | Выпуск номера | 2 | 2 |
26 | Профессиональная этика журналиста | 6 | 4 2 |
27 | Как осуществляется саморегулирование российских СМИ? | 1 | 1 |
28 | Нормы – все равно что цензура! | 6 | 4 2 |
29 | Профессиональная позиция | 1 | 1 |
30 | Редактирование и корректура текста | 3 | 1 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
(68 часов)
Дата | Тема | Часы | Содержание |
Вводное занятие | 2 | Разнообразие профессий СМИ. Творческие, технические и коммерческие профессии. Особенности профессиональной деятельности. Цели журналистского творчества. | |
Возникновение журналистики | 2 | Информационная природа журналистики. Предпосылки возникновения журналистики: социально - политические, идейные, экономические, культурно-образовательные и др. Первые печатные органы. | |
Журналистика как целостная система | 2 | Журналистика – сложная многофункциональная и многокомпонентная система, органически входящая в социальную систему. Компоненты журналистики: орудия труда – прежде всего, компьютерные системы; продукт производства системы – массовая информация; носители и каналы доставки массовой информации или средства массовой информации. | |
Система массовой коммуникации | 2 | Журналистика и ее роль в процессе массовой коммуникации. Система производства и распространения массовой информации. | |
Функции журналистики | 1 | Функции журналистики: информационно-коммуникативная, культурно-образовательная, социально-политическая и др. | |
Газета – средство массовой коммуникации. Прошлое и современность. | 1 | Экскурс в историю возникновения первых русских газет, их тематическое разнообразие. Развитие газетного дела в России. Современные газеты и их версии. Средства массовой коммуникации на Кубани. Ведущие старейшие газеты и новые издания Кубанского края и Краснодара, газеты Северского района. | |
Характеристика информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров. | 3 | Предмет изображения. Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров. Образование жанров. | |
Заметка | 4 | Общая характеристика заметки: небольшой объем, сжатость и краткость подачи материала, отсутствие авторских оценок, аналитического подхода. Типы информационного содержания заметки. Жанровые виды заметки: событийная заметка, анонс, аннотация, мини-рецензия, блиц-портрет, поздравление и т.д. Практическое занятие: подготовить любую по виду информацию. | |
Статья | 2 | Статья как главный аналитический жанр в журналистике. Особенности жанра и его определение. Практическое занятие: работа с заданной аналитической статьей, выявление в ней всех жанровых признаков | |
Интервью | 2 | Жанр интервью и его особенности. Определение видов интервью в зависимости от целей интервьюера: информационные, аналитические. Практическое занятие: моделирование ситуации. | |
Репортаж | 2 | Определение жанра репортажа. История возникновения жанра и его видоизменение. Задачи и цели репортажа: дать аудитории возможность увидеть описываемые события глазами очевидца; вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Способы достижения данных целей: изложение динамики события, авторских переживаний, использование метода наглядного изображения действительности. Практическое занятие: написать репортаж с любого школьного мероприятия: субботника, классного часа, туристической поездки и т.д. Коллективный анализ работ. | |
Хроника | 2 | Особенности жанра. Информационное разнообразие содержания и его актуальность. Практическое занятие: сбор информации для школьной газеты. | |
Аналитический опрос | 2 | Аналитический опрос как жанр, его сходство с информационным опросом. Особенности жанра. Цели и задачи аналитических опросов. Практическое занятие: моделирование ситуации, определение темы опроса на конкретном материале, составление возможного опросника. | |
Журналистское расследование | 2 | Современное журналистское расследование. Своеобразие жанра. Предмет и цели журналистского расследования. Основные вопросы журналиста-расследователя: почему и как? Методы получения информации. Практическое занятие: определение тем, возможно требующих журналистского расследования на уровне школы, поселка, района. Анализ ситуации расследования. | |
Обзор СМИ | 2 | Обзор СМИ – вид изучения особенностей публикаций, литературной, творческой деятельности издания, теле- и радиопрограмм или способ знакомства аудитории с публикациями в целях представления об их содержании и форме. Практическое занятие: подготовить обзор новой литературы, поступившей в школьную библиотеку | |
Зарисовка | 2 | Содержание и задачи зарисовки, определение особенностей: портретная, пейзажная, бытовая зарисовка. Практическое занятие: подготовить любую зарисовку. | |
Очерк | 2 | Очерк как художественно-публицистический жанр, его документально - фактологическое и художественное начала. Практическое занятие: работа с текстом, анализ признаков очерка. | |
Рецензия | 2 | Рецензия как жанр. Отличие рецензии от других газетных жанров. Особенности рецензии: предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности, а информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Практическое занятие: подготовить рецензию на произведение, книгу, кинофильм, телепередачу и т.д.( по желанию) | |
Письмо | 2 | Письмо как журналистский жанр или эпистолярная журналистика. Характерные признаки: непосредственное обращение автора к адресату (читателю, слушателю); стремление автора побудить адресата к неотложным активным действиям в связи с предметом выступления и т. д., эффективное воздействие на широкий круг читателей. Практическое занятие: работа с текстом журналистского письма, анализ содержания. | |
Фельетон | 2 | История возникновения жанра. Фельетон как средство осмеяния какого-то зла. Практическое занятие: чтение и анализ классических образцов фельетонов. | |
Редакция газеты. Редакционный коллектив | 3 | Величина, состав и структура редакционного коллектива. Ролевая структура редакции. Функционирование редакционного коллектива. Работа редакции с читателями. | |
Номер газеты и его выпуск | 2 | Имидж газеты и ее номер. Структура номера (система текстовых публикаций). | |
Жанровая система номера Занимательность в газете | 2 | Выбор журналистом для своих выступлений определенного жанра публикации. Система газетно-жанровой публицистики. Использование жанров в номере газеты и в ее комплекте. Занимательность в газете. Кроссворды, ребусы, сканворды, чайнворды. Практическое занятие: составление кроссворда. | |
Заголовки в номере | 1 | Виды заголовков в газете. Использование цитат, пословиц, поговорок в качестве заголовков. Газетные рубрики. | |
Выпуск номера | 2 | Формирование номера. Формы подачи материалов. Редактирование информации. Выпуск бумажного периодического издания. | |
Профессиональная этика журналиста | 6 | Профессиональная этика журналиста как наука и практическая проблема. Что такое мораль, этика, нравственность? Почему для каждой профессии «свой устав»? В чем суть журналистского дела? Каков «возраст» журналистской морали? Практическое занятие: ответы на контрольные вопросы и задания. | |
Как осуществляется саморегулирование российских СМИ? | 1 | Как осуществляется саморегулирование? Чем примечательно саморегулирование российских СМИ? | |
Нормы – все равно что цензура! | 6 | Профессионально-этические представления и нормы, направляющие поведение журналиста. Нормы – все равно что цензура. (На чем строить отношения с адресатом? Раскрывать источник или нет? Не навреди – что это значит? Кто такой автор? Кем создается «нравственный климат» ?) Практическое занятие: ответы на контрольные вопросы и задания | |
Профессиональная позиция | 1 | Как складывается профессиональная позиция? Что стоит за понятиями «профессиональная ответственность» и «профессиональная совесть»? | |
Редактирование и корректура текста | 3 | Редактирование текста, авторская правка. Понятие о корректуре. Требования к корректуре и редактированию текстов. Этапы выявления и исправления ошибок при подготовке текста к печати. Практическое занятие: редактирование текста (исправление фактических, смысловых, логических, грамматических, синтаксических, орфографических ошибок). |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Тема | Формы занятий |
Вводное занятие | Сообщение учителя |
Возникновение журналистики | Сообщение учителя |
Журналистика как целостная система | Сообщение учителя |
Система массовой коммуникации | Сообщение учителя. |
Газета – средство массовой коммуникации. Прошлое и современность | Сообщение учителя |
Характеристика информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров. | Сообщение учителя |
Заметка. | Сообщение учителя. Практическое занятие: самостоятельная работа |
Статья | Сообщение учителя. Практическое занятие: самостоятельная работа |
Интервью | Сообщение учителя. Практическое занятие: моделирование ситуации (ролевая игра) |
Репортаж | Сообщение учителя. Практическое занятие: самостоятельная работа. Коллективный анализ работ. |
Хроника | Сообщение учителя. Практическое занятие: сбор информации для школьной газеты |
Аналитический опрос | Сообщение учителя. Практическое занятие: самостоятельная работа. |
Журналистское расследование | Сообщение учителя. Практическое занятие: самостоятельная работа |
Обзор СМИ | Сообщение учителя. Практическое занятие: самостоятельная работа |
Зарисовка | Сообщение учителя. Практическое занятие: самостоятельная работа |
Очерк | Сообщение учителя. Практическое занятие: работа в группах. |
Рецензия | Сообщение учителя. Практическое занятие: самостоятельная работа |
Письмо | Сообщение учителя. Практическое занятие: работа с текстом |
Фельетон | Сообщение учителя. Практическое занятие: работа с текстом и его анализ. |
Редакция газеты | Сообщение учителя |
Номер газеты и его выпуск | Сообщение учителя |
Жанровая система номера Занимательность в газете | Сообщение учителя. Практическое занятие: самостоятельная работа (составление кроссворда. ребуса, сканворда и т.д.) |
Заголовки в номере | Сообщение учителя. Беседа. |
Выпуск номера | Сообщение учителя. Беседа. |
Профессиональная этика журналиста. | Сообщение учителя. Беседа. |
Как осуществляется саморегулирование российских СМИ? | Сообщение учителя |
Нормы – все равно что цензура! | Сообщение учителя. Практическое занятие: беседа. |
Профессиональная позиция. | Сообщение учителя. |
Редактирование и корректура текста. | Сообщение учителя. Практическое занятие: работа в коллективе. |
Список литературы
1. Ахмадуллин Е.В. «Краткий курс теории журналистики», Москва-Ростов-на-Дону, 2006
2. Гуревич С.М. «Номер газеты», Москва, 2002
3. Лазутина Г.В. «Профессиональная этика журналиста», Москва, 2006
4. Тертычный А.А. «Жанры периодической печати», Москва, 2006
5. Хорева Л.Н. «Корректура. Теория и практика», Краснодар, 2001
Список литературы для детей
1. Коппервуд Н., Нельсон Р. «Как преподносить новости», Москва, 1998
2. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова», Москва, 1990
3. Солганик Г.Я. «О языке газеты», Москва, 1999
4. Тертычный А.А. «Жанры периодической печати». Москва, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа кружка "Журналистика".
здесь вы найдете не только авторскую разработку программы, но ктп кружковой работы. данная программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, на реализацию умений и навыков в обла...
Программа дополнительного образования "Проба пера"
Детская журналистика приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно – с...
программа кружка "Журналистика"
программа кружка "Журналистика" на 2 года обучения...
Рабочая программа факультативного курса "Проба пера" 8 класс.
Данная рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования, примерной программе по литературе, учебной программы (...
Педагогический проект "Разработка программы внеуроячной деятельности "Проба пера"
В материале содержится рабочая программа внеурочной деятельности "Проба пера" (первый год обучения)....
Авторская программа кружка журналистики
Авторская программа "Издательское дело и СМИ: выпуск школьной газеты"...
Программа внеурочной деятельности"Проба пера"
Программа внеурочной деятельности по литературе "Проба пера"...