музыкально-сценическая работа над образом вокального произведения
презентация к уроку по теме

КУЗНЕЦОВА ВИКТОРИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

В презентации рассматривается понятие "образ": художественный и музыкальный.Представлена схема муз.-сценической работы над образом вокального произведения.Как начать работу над образом?И в заключении,показана работа над сценическими действиями (работа со сценой, с микрофоном,пластика движений)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества «СОЮЗ» «Музыкально-сценическая работа над образом вокального произведения . Эстрадное направление.» Кузнецова Виктория вячеславовна Педагог дополнительного образования Руководитель вокального объединения

Слайд 2

П ение - это музыка , обогащенная словом. Оно воздействует на слушателя и средствами музыки, и средствами поэзии. Поэтому исполнителю необходимо «погрузиться», прежде всего, в поэтический мир автора текста вокального произведения, понять его смысл, образность , интонационно-ритмическую организацию. Мария Каллас Ирина Богачёва Елена Образцова

Слайд 3

Образ порядок, способ, метод, организация (Википедия) Синонимы: О блик образец изображение частичн . имидж способ ; частичн .: путь Художественный образ (БСЭ)— всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.

Слайд 4

« Музыка – образно – звуковое отображение действительности». (В . Астафьев) содержание памяти Для полного раскрытия музыкально-художественного образа в песне подразумевается актерское самовыражение исполнителя. «…некоторое время не быть собой » ( Ф.Шаляпин ) воображение образ

Слайд 5

В песне выразительные средства музыки сочетаются со словами , чтобы помочь детям более доступно понять музыкальный образ. «Слушание музыки»: краткая беседа с детьми перед прослушиванием и после прослушивания вспомнить, представить, услышать что представили? в спомнили? услышали ?

Слайд 6

С ценические средства выражения: жесты, мимика и пантомимика: движения глаз, губ, головы человека, его пальцев, рук и туловища. Исследования ученого В.М. Бехтерева: Сперва на детей начинает действовать ритм музыки. Позднее действует на ребенка высота тона и мелодии звуков . В последнюю очередь привыкают различать тембр и проявляют индивидуальное отношение к звучанию разных инструментов . Георг Отс C onsuelo V elazquez

Слайд 7

В свою очередь движения помогают ребёнку полнее воспринимать музыкальный образ произведения. Музыка способствует выразительности движений, так как она является своеобразным средством выражения художественных образов.

Слайд 8

схема муз.-сценической работы над образом вокального произведения Первый этап – изучение доступных элементов в музыкально-сценической деятельности: элементарный разбор музыки, разучивание вокальных партий, поиск необходимых средств выражения через мимику, жестикуляцию, пластику поведения. Второй этап – работа над созданием музыкально-сценического рисунка произведения, в которое включены варианты воплощения муз-худ образа, предложенные детьми в ходе занятия . Третий этап – полноценная творческая деятельность , соответствующая замыслу композитора и отражающая детское видение.

Слайд 9

Как начать работу над образом ? 1 . Необходимо разобрать содержание песни педагогом совместно с исполнителями ; 2. Сделать разбор средств музыкальной выразительности ; 3 . Приступить к созданию своего, нового образа , его сценария поведения и действий . В создании образа помогают следующие дисциплины - актерское мастерство и сценическое движение .

Слайд 10

Развитие чувства ритма , У пражнения на умение владеть своим лицом и телом ( мимические этюды: «Радость», «Печаль», «Задумчивость», «Беспокойство», «Ликование», «Безразличие», «Злость», «Мечтательность», «Страх», «Надменность», «Восторженность», «Удивление»), Проговаривание и обыгрывание скороговорок , Воспитание мышечной свободы ( этюды коллективной пантомимы (два-четыре человека):«В гостях», «Посадка в поезд», «На перемене», «На сцене», «На рыбалке», «Уборка в квартире», «Заводная кукла», «Птичий двор», «Факир и змея», «Игра на музыкальных инструментах в оркестре» и др.). Упражнения в игровой форме, Задания со словами « если бы».

Слайд 11

1 . МУЗЫКА 2 . СЛОВО 3 . ПЕНИЕ 4 . АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО четыре взаимосвязанных компонента для успешного сценического воплощения песни

Слайд 12

1. Работа со сценой Постановка концертного номера (сценическое воображение, логика и последовательность, самостоятельное придумывание движений, помогающих передаче образа песни, её характера, эмоциональный настрой перед пением); Работа над сценическими действиями

Слайд 13

2 . Работа с микрофоном Правила пользования микрофоном, техника безопасности. Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой . Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. Контроль над дикцией , чистотой интонации , при пении в микрофон. Развитие слуха над соотношением звучания голоса под микрофон и фонограммы. Контроль слуха над одновременным звучанием голоса и музыки. Соединение отдельных элементов движений в песенно-танцевальную композицию. Эмоциональное исполнение песни.

Слайд 14

3. Пластика, танцевальные движения . Работа с элементами сценического действия вместе с пением (хлопки, притопы, различные движения, не мешающие певческому процессу). Использование при пении современных танцевальных ритмических движений. Поиск актёрского решения исполняемых песен с детальным обыгрыванием содержания, воспитание осанки и походки, подчинение движений характеру музыки и текста. Работа над умением держаться на сцене, чувствовать свободу в пении и танце, устраняя скованность; репетиции песни перед зеркалом. Немаловажна в этой работе помощь профессионального режиссера-постановщика.

Слайд 15

Также в работе над образом, кроме театрального реквизита, может быть использован грим в основном декоративный - для выразительности мимики и улучшения природных данных а также характерный – соответствие образу.

Слайд 16

Вывод : Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Слайд 17

4 2 3 1 5 1. Placido Doming о 2. Ирина Архипова 3. Марио Ланца 4. Лучано Паваротти 5. Сергей Лемешев

Слайд 18

1 3 2 1. Монсеррат Кабалье 2. Леонид Утёсов 3. Юрий Г уляев

Слайд 19

Используемые материалы: 1. Силантьева, И.И. Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве. // Вопросы вокального образования : Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений / ред.-сост. М.С. Агин. – М.-СПб. : РАМ им. Гнесиных, 2003. – С. 65-73. – (1 п. л.). 2. сайт: http://dramateshka.ru/index.php/rezhissura/5893-organizaciya-detskogo- muzihkaljnogo-teatra#ixzz2JgGvtEjS «Организация детского музыкального театра ». 3. Фотоматериалы с http://images.yandex.ru

Слайд 20

УДАЧИ и УСПЕХОВ !

Слайд 21

Кузнецова Виктория Вячеславовна Тел. 8-911-199-66-87 E-mail kwwspb@mail.ru Группа вконтакте Вокальный ансамбль "Веселая компания" школа №534 http://vk.com/club1287074



Предварительный просмотр:

Как известно, пение - это музыка, обогащенная словом. Оно воздействует на слушателя и средствами музыки, и средствами поэзии. Поэтому исполнителю необходимо «погрузиться», прежде всего, в поэтический мир автора текста вокального произведения, понять его смысл, образность, интонационно-ритмическую организацию.

Образ (Википедия)— порядок, способ, метод, организация

Синонимы

  1. облик
  2. изображение
  3. частичн. имидж
  4. образец
  5. метод, способ; частичн.: путь

   Художественный образ (БСЭ)— всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.

   По выражению композитора   В. Астафьева « Музыка –  образно - звуковое отображение действительности».

    Для полного раскрытия  муз.-худ. образа в песне подразумевается актерское самовыражение исполнителя. Можно вывести такую формулу для последующей работы: «содержание памяти + воображение = образ». Шаляпин называл это состояние: «некоторое время не быть собой».

Например, с помощью раздела «Слушание музыки», где проводится краткая беседа с детьми перед прослушиванием (вспомнить, представить, услышать) и после прослушивания ( что представили, вспомнили, услышали?), полнее раскрывается муз.-худ. образ.

   В песне выразительные средства музыки сочетаются со словами, чтобы помочь детям более доступно понять музыкальный образ. Муз. настроение, эмоциональность диктуют соответствующие поведение, жест, пластику, краску голоса.

  Можно выделить сценические средства выражения: жесты, мимика и пантомимика: движения глаз, губ, головы человека, его пальцев, рук и туловища.

   Исследования ученого В.М. Бехтерева доказали, что, прежде всего, на детей начинает действовать ритм музыки. Он вызывает у ребенка, непроизвольно, телесные движения. Сначала беспорядочные, а потом полностью совпадающие с пульсом музыки. Позднее действует на ребенка высота тона и мелодии звуков, и лишь в последнюю очередь дети привыкают различать тембр и проявляют  индивидуальное отношение к звучанию разных инструментов. В соответствии с этим положением необходимо серьезно продумывать и планировать вокальную работу с детьми (индивидуальную и коллективную).

    В свою очередь движения помогают ребёнку полнее воспринимать музыкальный образ произведения. Музыка способствует выразительности движений, так как она является своеобразным средством выражения художественных образов.

     На основании выше изложенного  выстраивается следующая схема

муз.-сценической работы над образом вокального произведения:

Первый этап – изучение доступных элементов  в музыкально-сценической деятельности: элементарный разбор музыки, разучивание вокальных партий,

поиск необходимых средств выражения через мимику, жестикуляцию, пластику поведения.

Второй этап – работа над созданием  музыкально-сценического рисунка  произведения, в которое включены  варианты воплощения муз-худ образа, предложенные детьми в ходе занятия.  

Третий этап – полноценная творческая деятельность, соответствующая замыслу композитора и отражающая детское видение.

                         Как начать работу над образом?

1.Необходимо разобрать содержание  песни педагогом совместно с

    исполнителями;

2.Сделать разбор средств музыкальной выразительности;

3.Приступить к созданию  своего, нового образа,его сценария поведения и

    действий.

В  создании образа помогают следующие дисциплины - актерское мастерство и сценическое движение. Упражнения в игровой  форме , задания со словами « если бы», проговаривание и обыгрывание  скороговорок, развитие чувства ритма, упражнения на умение владеть своим лицом и телом ( Мимические этюды: «Радость», «Печаль», «Задумчивость», «Беспокойство», «Ликование», «Безразличие», «Злость», «Мечтательность», «Страх», «Надменность», «Восторженность», «Удивление»), воспитание мышечной свободы( этюды коллективной пантомимы (два-четыре человека):«В гостях», «Посадка в поезд», «На перемене», «На рыбалке», «Уборка в квартире», «Заводная кукла», «Птичий двор», «Факир и змея», «Игра на музыкальных инструментах в оркестре» и др.).

Таким образом, проявляются  четыре  взаимосвязанных компонента для успешного  сценического воплощения  песни : музыка, слово, пение и актерское мастерство.

                               

                      Работа над сценическими действиями


1.
Работа со  сценой


Постановка концертного номера (сценическое воображение, логика и последовательность, самостоятельное придумывание движений, помогающих передаче образа песни, её характера, эмоциональный настрой перед пением);


2. Работа с микрофоном


Правила пользования микрофоном, техника безопасности. Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене.  Контроль над дикцией, чистотой интонации, при пении в микрофон. Развитие слуха над соотношением звучания голоса под микрофон и фонограммы. Контроль слуха над одновременным звучанием голоса и музыки. Соединение отдельных элементов движений в песенно-танцевальную композицию. Эмоциональное исполнение песни.



3. Пластика, танцевальные движения.


Работа с элементами сценического действия вместе с пением (хлопки, притопы, различные движения, не мешающие певческому процессу).
Использование при пении современных танцевальных ритмических движений.
Поиск актёрского решения исполняемых песен с детальным обыгрыванием содержания, воспитание осанки и походки, подчинение движений характеру музыки и текста. Работа над умением держаться на сцене, чувствовать свободу в пении и танце, устраняя скованность; репетиции песни перед зеркалом. Немаловажна в этой работе помощь профессионального режиссера-постановщика.
Также в работе над образом, кроме театрального реквизита, может быть использован грим, в основном декоративный - для выразительности мимики и улучшения природных данных, а также характерный – соответствие образу.

Вывод:  Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

Используемые материалы:

1. Силантьева, И.И. Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве. // Вопросы вокального образования : Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений / ред.-сост. М.С. Агин. – М.-СПб. : РАМ им. Гнесиных, 2003. – С. 65-73. – (1 п. л.).

2. сайт: http://dramateshka.ru/index.php/rezhissura/5893-organizaciya-detskogo- muzihkaljnogo-teatra#ixzz2JgGvtEjS
   «Организация детского музыкального театра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему «Лирические образы" 6 класс (Мир образов вокальной и инструментальной музыки”)

Урок музыки6 классМир образов вокальной и инструментальной музыкиЛирические  образы. Эпиграф:...

методическая разработка "Работа над вокальными произведениями"

Данный материал может быть использован в работе педагогами дополнительного образования , учителями музыки, а так же детьми и их родителями....

Методическое сообщение "Основные этапы работы над вокальными произведениями с учащимися ДШИ"

В России сложилась уникальная система дополнительного образования детей. Решение проблемы художественно-эстетического воспитания учащихся является традиционно одним из приоритетных целевых ориентиров ...

Вокально-хоровой комплекс, подготавливающий певческий аппарат к работе над вокальным произведением.

Представлен вокально-хоровой комплекс, подготавливающий певческий аппарат к дальнейшей работе над вокальным произведением. Все упражнения выстроены по принципу от простого к сложному, имеют одну сюж...

КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Работа над музыкально - поэтическим образом в вокальных произведениях.

Цель урока : Добиваться  эмоциональной взаимосвязи между поэтическим текстом и музыкальным оформлением его композитором.Задача урока :...