КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Работа над музыкально - поэтическим образом в вокальных произведениях.
план-конспект урока
Цель урока : Добиваться эмоциональной взаимосвязи между поэтическим текстом и музыкальным оформлением его композитором.
Задача урока :
- развить у каждого ребенка чувство музыкального воображения ;
- внимательное прочтение поэтического текста как стихотворение, чуткое , бережное отношение к слову;
- добиться выразительности, эмоционального и личного понимания учащегося каждого поэтического текста;
- связать музыку и текст в раскрытии музыкально-поэтического образа в исполняемом произведении;
-его (ребенка) собственное восприятие этого произведения, его видение.
Были представлены три сольных выступления и ансамбль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2022.docx | 27.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Работа над музыкально - поэтическим образом в вокальных произведениях.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №1» Министерства образования г. Братска.
Преподаватель: Демина Лариса Ивановна.
Предмет : Вокал эстрадный - соло, вокальный ансамбль, отделение эстрадно-джазового искусства.
Тип занятия : Смешанный, урок применения знаний и умений, закрепление изученного, создание условий для самореализации
Класс: 2 -5.
Дата проведения: 21.04. 2022
Цель урока : Добиваться эмоциональной взаимосвязи между поэтическим текстом и музыкальным оформлением его композитором.
Задача урока : - развить у каждого ребенка чувство музыкального воображения ;
- внимательное прочтение поэтического текста как стихотворение, чуткое , бережное отношение к слову;
- добиться выразительности, эмоционального и личного понимания учащегося каждого поэтического текста;
- связать музыку и текст в раскрытии музыкально-поэтического образа в исполняемом произведении; -его (ребенка) собственное восприятие этого произведения, его видение.
Были представлены три сольных выступления и ансамбль.
Образовательная технология : развивающая, информационно – коммуникационная, здоровье сберегающая.
Материалы и оборудование : цифровое фортепиано, микшерский пульт, акустическая система, микрофоны, ноутбук, аудио система.
План урока :
- Вступительная часть : краткий анализ взаимосвязи текста и музыкального сопровождения для эмоционально-выразительного раскрытия образа каждого вокального произведения;
- Основная часть урока :создание эмоционального настроя и введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой - распевание учеников, работа над образом в произведениях, в его эмоционально-выразительная подача;
- Заключение: домашнее задание.
Вступительная часть : тема сегодняшнего урока - это прежде всего работа над образом. Задача педагога научить ученика самого мыслить в отношении, как он понимает произведение, не навязывая свое мнение, не забывая работать над интонацией, правильным певческим дыханием, нюансами, соответствующими поэтическому тексту. Раскрытие музыкального образа отталкивается от поэтического текста. Сначала пишутся стихи, в который вкладывается определенный смысл. Потом на них накладывается музыка, если эти стихи вдохновили композитора. Дальше уже ложится ответственность на исполнителя, как он воплотит в жизнь задумку авторов. Начинается работа певца, его видение поэтического и музыкального текста. В основном мы поем куплетную форму. Жанр песни –это в основе запев и повторяющийся припев. Задача певца найти свои приемы и исполнить песню так, что бы она заполнилась слушателю. Эта наша основная задача. Ход урока :
- распевание одновременно всех учеников – 10 минут, поют стоя. Разогревание голосовых связок и настройка голосового аппарата. Нагрузка постепенная. , снимаем физическую и психологическую нагрузку, для того что бы ученик ощутил раскованность и доверие к педагогу. Начинаем с разминки и упражнений. Используются фонопедические упражнения: расслабление нижней челюсти, активности губ, ощущения корня языка, четкое, активное проговаривание согласных букв.
- разогрев голосовых связок (пение закрытым ртом в примарной зоне), пение по полутонам от звука «ми» в диапазоне терции, в дальнейшем расширением до квинты.
- преподаватель просит следить за диафрагмальным дыханием ( рука на животе), не поднимать при вдохе плечи.
- пение в унисон и в терцию по полутонам на слоги «лё», «ли», «зи», «ре», «ри» в диапазоне октавы в восходящем и нисходящем движении.
Гончаров Тимофей , 2 класс.
Репертуар :
- Муз. Е. Осина «Качка»
- Муз. Сюткина «Конечно Вася»
- Муз. О. Газманова «Офицеры»
- Муз. Ваенги «Тайга»
- Муз. В. Тюльканова «Кони-птицы»
Произведения довольно разнообразны по жанрам. Были выделены 3 жанра. Преподаватель предложила посмотреть видео песен в различных жанрах и попросила определить близкие по жанру песни к исполняемым и иные. С помощью педагога с задачей справились на отлично. «Качка», «Конечно Вася» - танцевального характера «Офицеры» - патриотического «Тайга», «Кони-птицы»- лирико–повествовательного характера. Согласно этим определениям велась и музыкально –поэтическая работа . Тимофей очень умело справлялся с различными требованиями по исполнению песен в различных жанрах и показал свое умение и владение своим голосом, от глубокого legato , плотного non legato ,до облегченного stakkato. Мальчик обладает красивым поставленным голосом, чисто интонирует. Диапазон достаточно широкий. Настройка в каждую исполняемую песню, помимо основных, велась с помощью компьютерной программы «Winamp» «Pacemaker», где были предложены варианты исполнения песен в различных тональностях и подборка нужного темпа, для бережного отношения и сохранения здоровья голосового аппарата , особенно в пред. мутационный период. Справились на отлично. Тимофей пел легко ,без напряжения. Мальчик хорошо ориентируется в предложенных тональностях. Было много образных сравнений, в ученике будилось творческое воображение, его личное эмоциональное отношение к каждому произведению.
Кабакова София, 15 лет
Репертуар:
- Муз. И. Корнелюк «Город, которого нет»
С помощью видео были просмотрены отдельные места в одноименном фильме , где исполнялась песня « Город, которого нет». Девочка немного окунулась в тот период , в год создания фильма и написания песни, очень прониклась этим. Был продемонстрирован поэтический текст, найдены кульминационные моменты, эмоциональная окраска каждого куплета. Выяснили, что такое куплетная форма и ее отличительные особенности от других вокальных форм (например баллада). Уже в просмотре видео этой песни в исполнении И. Корнилюка , определили вместе с ребенком характер песни, ее особенности. Нашли основную кульминацию. Найдена с помощью программы «Winamp» «Pacemaker» нужная тональность, удобная для ребенка, для ее спокойного, качественного и красивого исполнения. София исполнила песню с новыми красками в голосе, прочувствовала ее ближе и глубже. Девчонка умная , вдумчивая ,сообразительная .Работа с ней была интересной, насыщенной, разнообразной и с вокально-технической стороны. София справилась успешно!
Тихонова Алиса 12 лет.
- Муз. А. Удовенко «Вальс»
- Муз. Д. Юрков «Вернись»
Произведения разные по музыкально-поэтической подаче. Выясняем в чем их разница. Девочка очень тонко прочувствовала разницу в легком полетном «Вальсе» от глубокого поэтического текста и мелодии «Вернись». Поговорили об этом , решили как будем исполнять .Сейчас главное-создание эмоционального настроя ребенка, снятие психологической нагрузки, раскрепощение .Голосовой аппарат разогрет, подготовлен к нагрузке. Справились! Прослушав и просмотрев еще раз видео песни «Вернись» , над которой работаем , решили что концовка несколько затянута и с помощью онлайн приложения Vocal Remover нашли и «вырезали» повторение мелодии ,которое не несет в себе какого либо смысла, а просто повторением затягивает и удлиняет песню. Понравилось. Алиса хорошо, качественно исполнила песню. Девочка умело пользуется различными приемами звукоизвлечения, где надо замедляет, где надо делает паузы. В припеве « Вернись» решили сделать sforzando, это очень уместно в этой песне. Глубину всей песни помогают раскрыть эмоции и движения, которыми Алиса стала пользоваться после нашей беседы. Наше то общее , что мы нашли с ребенком вместе безусловно поможет в качественном исполнении песни, в донесении до зрителя глубины и эмоциональный настрой этой песни, все что задумали авторы.
Вокальный ансамбль «Ассорти», 7 чел.
Муз. И. Нужиной и Н. Нужиной « И снова мы на сцене» Муз
Музыкально - поэтический образ песни ансамбль уловил сразу. Это песня про них, про любовь к сцене, зрителю. Девочки предложили новые движения, которые помогли бы раскрытию образа. Хорошо. Были добавлены и движения, которые заранее отработаны с педагогом. Вместе получилось яркое , эмоциональное, качественное интересное исполнение номера. Это все подчеркивалось еще и чистотой интонацией, « выстроенными» аккордами по горизонтали и вертикали, балансом между партиями, хорошей дикцией, артикуляцией. Чувствуется, что детям очень нравится это произведение. С вокально – технической стороной дети справились успешно. Образ и задумку авторов ансамбль воплотил в жизнь.
Заключение: урок прошел на высоком профессиональном уровне .Все поставленные на уроке цели и задачи были выполнены . Учащиеся почерпнули для себя много навыков в плане понимания глубокой взаимосвязи поэзии и музыки. Познали жанровые особенности того или иного произведения, научились глубже прочувствовать и проживать исполняемые песни. В домашней подготовке все закрепить и доработать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы над аккомпанементом в вокально-инструментальных произведениях на уроках общего фортепиано
Важнейшим видом практической деятельности музыканта является концертмейстерское исполнительство. В основе исполнительской деятельности лежит принцип интерпретации музыкального произведения. Интерпрета...
музыкально-сценическая работа над образом вокального произведения
В презентации рассматривается понятие "образ": художественный и музыкальный.Представлена схема муз.-сценической работы над образом вокального произведения.Как начать работу над образом?И в заключении,...
Артикуляция, как важнейшее условие работы над вокальным произведением.
Развитие артикуляционного аппарата....
Конспект проведения открытого занятия по теме "Пение вокальных произведений"
Цель урока – приобщение детей к миру певческого искусства, заключающейся в проявлении себя через звучание певческого голоса...
Конспект учебного занятия вокальной группы «Жемчужины» «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в исполняемом произведении» (3-й год обучения)
Представленный мной конспект занятия по вокалу рассчитан для работы с ансамблем среднего звена (9-11лет).Тема занятия: «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в...
План – конспект занятия по вокалу Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях
Цель: развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.Задачи:Образовательные:Обучить правильному произн...
Вокально-хоровой комплекс, подготавливающий певческий аппарат к работе над вокальным произведением.
Представлен вокально-хоровой комплекс, подготавливающий певческий аппарат к дальнейшей работе над вокальным произведением. Все упражнения выстроены по принципу от простого к сложному, имеют одну сюж...