Работа над художественным образом в вокальном произведении
план-конспект урока по музыке (5, 6, 7 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
27.11.2014 (открытый урок с учащимся 2 курса Мухаметдиновым Риназом
на ГМО преподавателей вокально-хоровых дисциплин, ДШИ № 7, г. Набережные Челны)
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ТЕМЕ:
Работа над художественным образом в вокальном произведении
Тип урока: учебный
работа над выразительным, художественным исполнением вокального произведения
Литература:
А.Г. Менабени «Методика обучения сольному пению» М.: Просвещение, 1987
О.Малышева «О пении»
Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/
Интернет – ресурсы:
http://studopedia.ru/1_4087_zhanri-vokalnoy-muziki.html
http://webdiana.ru/otdih/1489-sredstva-muzykalnoy-vyrazitelnosti.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F1%ED%FF
http://manovicy.68edu.ru/index.php/metodickat/55-predm-doci/113-----q---q
Цель урока:
формирование навыков работы над художественной выразительностью исполнения вокального произведения
Задачи урока:
- Научить работать
с нотным и поэтическим текстами вокального произведения,
определять художественно-смысловые и динамические кульминации,
использовать средства музыкальной выразительности
- Воспитывать интерес к музыке, любовь к песне
- Развивать интеллектуальные способности, творческое воображение, музыкально-эстетическое восприятие, интерес к выразительному пению, мотивацию к приобретению певческих навыков
Оборудование:
- Портреты Евгения Крылатова и Луизы Батыр-Булгари
- СД-проигрыватель, диск с записями песни «Колыбельная медведицы», песни «Кугерченем син канатлы»
- Ноутбук
- Видеофрагмент из м/ф «Умка»
- Нотный материал
- Фортепиано.
План урока (ход урока):
1. Организационный момент:
Приветствие. Объявление темы урока. Сообщение о содержании урока.
2. Пение вокальных упражнений – распевание.
3. Исполнение вокального произведения «Вокализ № 6», муз. Ф.Абта:
а) просмотр рисунка учащегося, беседа об изображённом
б) исполнение Вокализа
4. Исполнение разученной песни Е.Крылатова на стихи Ю.Яковлева «Колыбельная медведицы».
а) исполнение песни «Колыбельная медведицы»
б) после исполнения - пояснение преподавателя
«Можно прибегать к помощи жестикуляции рук. «Оживлять» мимику лица в достижении образности вокального произведения»
в) повторное исполнение песни «Колыбельная медведицы».
г) просмотр видеофрагмента из м/ф «Умка» - «Колыбельная медведицы» (МИНУТКА ОТДЫХА)
5. Работа над художественным образом в вокальном произведении, песне Л. Батыр-Булгари на стихи М. Маликовой «Кугэрченем - син канатлы»
а) выразительное чтение поэтического текста
б) исполнение с сопровождением фортепиано
в) беседа о содержании
г) беседа о характере музыки
д) разбор нотного текста по средствам муз выразительности (КАРТОЧКА)
е) углубленный разбор динамического развития, определение кульминаций (динамической, смысловой), определение основного вида звуковедения.
ж) исполнение песни «Кугэрченем син канатлы»: пение легато, в указанном темпе, с выполнением динамического развития, со стремление к кульминациям
з) работа над художественным образом: над передачей характера, над умением донести замысел авторов произведения до слушателя (использование жестов и мимики).
(на основе знания и понимания содержания и характера , знания динамического развития, знания кульминаций)
На последующих уроках более детальная вокальная работа по фразам и предложениям
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Ход урока - КОНСПЕКТ
1. Приветствие. Объявление темы урока. Сообщение о содержании урока.
- «Здравствуй, Риназ!
Сегодня, ты находишься в не совсем обычных для тебя условиях: новый для тебя кабинет и в нём наши гости – преподаватели нашего города. А всё остальное как обычно на каждом уроке: фортепиано, ноты и мы.
В начале, Риназ, хочу с тобой поиграть. Игра называется «Вопрос - ответ». Правило игры очень простое: на все вопросы должен звучать только один ответ «Да!».
- Я - ведущая. Договорились?
- Да!
- Утро доброе настало? |
- Настроение хорошее? |
- Улыбаемся с утра? |
- Тогда, начнём урок наш? |
- Да! |
- Да! |
- Да! |
- Да! |
- Вот, и вся игра. Начинаем наш урок?
- Да!
- ТЕМА сегодняшнего нашего урока «Работа над художественным образом в вокальном произведении»
- Начинаем урок, основная часть которого будет отведена работе над художественно-образным исполнением вокального произведения «Кугэрченем син канатлы», муз. Л. Батыр-Булгари, слова М.Маликовой. Исполним «Вокализ № 6», муз. Ф.Абта, «Колыбельная медведицы», муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Яковлева
2. Пение вокальных упражнений – распевание.
- Как обычно, урок мы начнём с пения вокальных упражнений на легато, нон-легато, стаккато, т.е. с распевания.
Исполнение вокальных упражнений на все виды звуковедения: легато, стаккато, нон-легато. Приобретение вокальных навыков в процессе их исполнения, требующее необходимости следить за пением с ощущением «лёгкого зевка», т.е. за высокой певческой позицией и за направлением звука в резонаторы, за правильным певческим дыханием, за свободой голосового аппарата и за правильной артикуляцией гласных звуков.
3. Исполнение вокального произведения «Вокализ № 6», муз. Ф.Абта:
а) просмотр рисунка учащегося, беседа об изображённом
б) исполнение Вокализа
- «В заключение распевания исполним «Вокализ № 6», муз. Ф.Абта.
Риназ, посмотрим на твой рисунок, где изображено то, что тебе представляется при пении этого Вокализа. Это красочный, необычный цветок на «лёгком» стебле в окружении листьев, похожих на романтичные завитушки.
По рисунку видно динамическое развитие музыки Вокализа.
Насыщенность цветовой гаммы соответствует громкости и эмоциональности звучания Вокализа по музыкальным фразам и предложениям.
Наиболее яркие тона красок применены в середине рисунка, что соответствует средней части Вокализа. «Начало» и «окончание» музыки Вокализа выражены в рисунке менее насыщенными, светлыми цветовыми оттенками».
4. Исполнение разученной песни Е.Крылатова на стихи Ю.Яковлева «Колыбельная медведицы».
а) исполнение песни «Колыбельная медведицы»
б) после исполнения - пояснение преподавателя:
- «Можно прибегать к помощи жестикуляции рук. «Оживлять» мимику лица в достижении образности вокального произведения».
- «Оживи» своё исполнение колыбельной песни жестами рук, мимикой лица. Это поможет лучше передать настроение и характер исполняемого произведения, станет интереснее для слушающих тебя людей.
в) повторное исполнение песни «Колыбельная медведицы» (с жестикуляцией, мимикой)
г) просмотр видеофрагмента из м/ф «Умка» - «Колыбельная медведицы» (МИНУТКА ОТДЫХА)
5. «Работа над художественным образом в вокальном произведении, песне «Кугэрченем - син канатлы»
а) выразительное чтение поэтического текста (проверка домашнего задания)
- «Риназ, я просила тебя подготовить выразительное, эмоциональное чтение поэтического текста песни «Кугэрченем - син канатлы». Прочти.
Чтение учащимся поэтического текста песни «Кугэрченем - син канатлы»
- Спасибо! Молодец!
- Вокальная партия песни уже разучена. Послушаем её в твоём исполнении с сопровождением фортепиано.
б) исполнение с сопровождением фортепиано
Исполнение учащимся песни Луизы Батыр-Булгари на слова Мадины Маликовой «Кугэрченем - син канатлы».
- Хорошо! Спасибо! Вокальной работе в этой песне мы уделим ещё время (будем вести работу над чистотой интонирования мелодии, над оформлением и резонированием звука, над дыханием и т.д.).
в) беседа о содержании (Беседа о характере песни)
А сейчас скажи, пожалуйста, каков характер этого вокального произведения?
(ответ учащегося: грустный)
- А о чём рассказывается в песне? Перескажи, пожалуйста, своими словами, содержание этой песни «Кугэрченем – син канатлы».
Ответ учащегося, пересказ содержания: в песне говорится о ребёнке, который живёт среди чужих людей, а не со своими родителями, и, поэтому он чувствует себя одиноким, сиротой. Ребёнок обращается к голубке и просит её о том, чтобы она донесла до его родителей его переживания и надежду на их встречу.
- Стихотворение несёт грустное настроение. Но только ли грусть?
- Нет!
- Сквозь грусть чувствуются светлые интонации, нотки радости от надежды на возможную встречу с родными людьми.
г) беседа о характере музыки
- А характер музыки? Какой он? Характер музыки определяет характер поэтического текста? Помогает передать его содержание?
- Да.
- Конечно! Музыка также и грустная и светлая, одновременно! Музыка передаёт эмоциональный настрой, заложенный автором поэтического текста в стихотворении (чувства переживаний и надежды).
д) разбор нотного текста по средствам музыкальной выразительности (работа с нотным текстом по КАРТОЧКЕ)
- А каким образом музыка передаёт характер? Какими средствами это
выражается в музыке?
- Прибегнем к помощи средств музыкальной выразительности. Посмотрим на КАРТОЧКУ «Средства музыкальной выразительности» - мелодия, ритм, темп, размер, лад, динамика
(Просмотр КАРТОЧКИ)
- Определим сначала то, какие средства музыкальной выразительности использует автор музыки, т.е. композитор Л.Батар-Булгари.
(Просмотр КАРТОЧКИ)
«Средства музыкальной выразительностив песне «Кугерчэнем син канатлы»
Размер 6/8 –равномерный счёт восьмыми длительностями, это будто биение сердца, ощущение пульсации, это как бы волнительное движение и стремление к чему- то.
Ритм, чуть сбивчивый - изображает эмоциональную сбивчивую речь человека, испытывающего волнение
Лад – минор – это грусть, печаль и в то же время – радость в надежде, что желаемое будет исполнено (встреча состоится)
Мелодия – нежная, певучая, волнообразная
Темп – с движением (но не быстрый, и, не медленный)
Динамика – mp, mf, f (creshendo и diminuendo - внутри фраз и предложений )
е) углубленный разбор динамического развития, определение кульминаций (динамической, смысловой), определение основного вида звуковедения.
- Риназ, как ты думаешь, где находится самое яркое по громкости место в этой песне, на каких словах? И почему?
Ответ учащегося с помощью наводящих вопросов преподавателя:
- Динамическая кульминация находится в окончани припева после 2-го куплета (последние две строки припева после 2-го куплета). Там звучат слова ребёнка-сироты о том, что он уже даже вымыл своими слезами дорогу для своих мамы и папы, дорогу родителей к нему, к ребёнку, который плохо чувствует себя без самых дорогих ему людей – родителей.
- Риназ, как ты думаешь, где находится самое яркое по смсловой нагрузке, по смсловой значимости, место в этой песне, на каких словах? И почему?
Ответ учащегося с помощьюнаводящих вопросов преподавателя:
- Смысловая кульминация – в окончании всей песни .Речитативом проговариваются слова последней строки песни ( звучат тихо, с надеждой). Слова ребёнка – сироты: «Скажи им, голубка, что живёт их ребёнок одиноко без них, без родных людей, без мамы и папы».
- Каков основной вид звуковедения ? (вопрос и ответ-пояснение преподавателя)
- Какие динамические оттенки? (вопрос и ответ-пояснение преподавателя)
Основной вид звуковедения – легато, непрерывность мелодической линии. Композитор указывает динамические оттенки mp, mf, f . Но внутри каждой фразы имеются свои кульминации, свои ударения. При пении, постоянно и плавно изменяется сила громкости звучания, т.е. выполняются динамические оттенки creshendo и diminuendo. Особое значение динамические оттенки приобретают при исполнении кульминаций, и, в целом, они важны в динамическом развитии всего вокального произведения для достижения художественно- эмоционального образа.
ж) исполнение песни «Кугерченем син канатлы»: легато, в указанном темпе, с выполнением динамического развития, со стремление к кульминациям
- Теперь, определив все средства музыкальной выразительности, исполни, Риназ, песню на легато, в указанном темпе, с выполнением динамического развития, со стремление к кульминациям.
(исполнение песни)
з) работа над художественным образом: над передачей характера, над умением донести замысел авторов произведения до слушателя
(на основе знания и понимания содержания и характера, знания динамического развития, знания кульминаций, при помощи использования жестов и мимики)
- Риназ, исполнение трёх одинаковых по музыке куплетов и припевов не вызовут большого интереса у слушающих людей. К окончанию песни станет скучно.
Необходимо добиться разнообразия в исполнении…
Сегодня, на уроке поставлена важная задача: передать художественный образ вокального произведения. ВАЖНО донести до слушателя характер, содержание и смысл вокального произведения, задуманных авторами музыки и поэтического текста, т.е. композитором и поэтом.
Когда уже выполнен разбор средств музыкальной выразительности, когда вокальная партия приобрела при исполнении динамичность, характер и осмысленность, можно и желательно прибегать к помощи жестикуляции рук. «Оживлять» мимику лица в достижении образности вокального произведения».
- Риназ, воспользовавшись своим воображением, представь себя в роли «героя» песни «Кугэрченем - син канатлы». Обратись к воображаемой птице, голубке. Говори с ней через своё пение о чувствах и желаниях. Помоги себе движениями рук. Взгляд, улыбка и вся возможная мимика лица помогут передать эмоции.
На последующих уроках мы будем продолжать работу над песней, уделяя особое внимание детальной вокальной работе.
6. Рефлексия.
- Подводя итог урока, скажи, пожалуйста, что сегодня было для тебя новым?
(ответ учащегося)
Сегодня новым для учащегося было:
- получение информации о выразительных средствах музыки: мелодия, темп, ритм, размер, лад, динамика;
- определение кульминаций в произведении «Кугэрченем – син канатлы» и исполнение произведения с динамическими оттенками и с выполнением кульминаций.
- Прочувствованное, художественно-образное исполнение песни «Кугэрченем – син канатлы».
- Слушание песни «Колыбельная медведицы!» в видеофрагменте из м/ф «Умка»;
7. Домашнее задание.
- Произносить вслух поэтический текст вокального произведения «Кугэрченем - син канатлы» с выражением, эмоционально.
- Петь песню «Кугэрченем - син канатлы» с выполнением динамических оттенков и со стремлением к кульминационным моментам, выражая своё отношение к исполняемому. Добиваться художественно-образного исполнения.
- Петь Вокализ № 6, муз. Ф.Абта
- Петь песню «Колыбельная медведицы», муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Яковлева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2010 г. Открытый урок "Работа над художественным образом в произведении Э.Грига "Утро" из симфонической сюиты "Пер Гюнт"
Цель урока: На примере работы над произведением Э. Грига «Утро» научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани. Воспитывать творческую и исполнительскую инициативу. Вос...
"Работа над художественным образом музыкального произведения"
Презентация урока фортепиано с учащейся 3 кл фортепианного отделенияТема урока:«Работа над художественным образом музыкального произведения»...
работа над созданием художественного образа в программных произведениях младших и средних классов
открытый урок...
Открытый урок с уч-ся 2-го класса фортепиано "Работа над музыкальной фразой, стилем и художественным образом в музыкальных произведениях малых форм"
Тема урока: «Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».Цель урока: 1. Раскрыть и выразить в исполн...
Мастер-класс «Работа над художественным образом музыкальных произведений на начальном этапе обучения»
Мастер-класс...
Методический доклад на тему: «Работа над художественным образом в произведении П.И.Чайковского «Старинная французская песня»
Методический доклад на тему: «Работа над художественным образом в произведении П.И.Чайковского «Старинная французская песня»...
КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Работа над музыкально - поэтическим образом в вокальных произведениях.
Цель урока : Добиваться эмоциональной взаимосвязи между поэтическим текстом и музыкальным оформлением его композитором.Задача урока :...