Методическое сообщение "Основные этапы работы над вокальными произведениями с учащимися ДШИ"
методическая разработка

Балина Юлия Николаевна

В России сложилась уникальная система дополнительного образования детей. Решение проблемы художественно-эстетического воспитания учащихся является традиционно одним из приоритетных целевых ориентиров дополнительного образования: Дворцов творчества детей и молодежи, клубов и студий, а также музыкальных школ и школ искусств. Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Обучение вокалу – одно из самых популярных направлений в дополнительном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx704.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание:

1. Введение……………………………………………………………………….3

2. Основные этапы работы над вокальным произведением

с учащимися ДШИ………………………………………………………………..4

3. Заключение…………………………………………………………………….12

4. Список использованных источников………………………………………...12

1. Введение

В России сложилась уникальная система дополнительного образования детей. Решение проблемы художественно-эстетического воспитания учащихся является традиционно одним из приоритетных целевых ориентиров дополнительного образования: Дворцов творчества детей и молодежи, клубов и студий, а также музыкальных школ и школ искусств. Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Обучение вокалу – одно из самых популярных направлений в дополнительном образовании.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков.

Пение – это практический вид деятельности, основной формой которой является работа над вокальным произведением. Вокальное обучение в значительной мере сводится к формированию и совершенствованию практических профессиональных навыков певческого голосообразования и исполнения художественных произведений. Важно, чтобы произведение было исполнено на хорошем вокально-техническом и художественном уровне. При этом необходимо помнить о единстве художественного и технического развития учащегося. Ведь важна не формально техника, не сами по себе звуковые возможности голосового аппарата, а связь этих возможностей с выражением определенных эмоций, требуемых музыкальным содержанием.

2. Основные этапы работы над вокальным произведением с учащимися ДШИ

Работу над вокальным произведением можно условно разделить на несколько этапов:

  • знакомство с произведением и его авторами;
  • разбор и разучивание вокальной партии (работа над чистотой интонации, над сложными мелодическими оборотами и интервалами, над точностью ритмического рисунка, пение со словами);
  • работа над звуковедением, дикцией и артикуляцией;
  • определение формы произведения, смысловой и динамической кульминаций;
  • работа над ансамблем вокальной партии и сопровождения;
  • работа над фразировкой, динамическими оттенками, темпом, агогикой.

Знакомство с произведением и его авторами

Первоначально, я озвучиваю название произведения, имена авторов (композитора и поэта), мотивирую интерес ученика к данному произведению, указывая на новизну материала и уровень его сложности. При этом я стимулирую желание учащегося к работе над этим произведением, акцентируя, что именно ему доступно его исполнение, исходя из вокальных данных, умений и навыков ребенка.

Для появления большей заинтересованности, можно предложить найти сведения об авторах вокального произведения, ознакомиться с ними и изложить на следующем уроке всю найденную информацию (годы жизни, биографические справки, творческое наследие). При этом нужно помочь направить действия ученика, указывая пути поиска: рекомендовать воспользоваться Интернетом, посетить библиотеку, прослушать другие произведения композитора, прочесть другие стихотворения автора поэтического текста (желательно, иметь заранее подготовленные списки произведений композитора и поэта, наиболее доступные для восприятия детьми, и предложить их учащемуся для ознакомления).

Ученик получает такое домашнее задание с целью активизации его поисковой деятельности, направленное на лучшее освоение нового материала и развития самостоятельного умения пополнять собственные знания.

Разбор и разучивание вокальной партии

Вместе с учащимся я читаю весь поэтический текст вокального произведения и провожу разбор содержания. При этом характеризуется настроение, выявляется идея и смысл, заложенные поэтом в тексте, поясняются непонятные слова и выражения. Ученик своими словами пересказывает содержание, после чего произведение становится для него более понятным и  близким по ощущениям.

Также, рекомендуется разбор вокальной партии по нотам. Определяется тональность, озвучиваются знаки при ключе и размер. После настройки в тональности и просчитывания «пустого такта» следует пение мелодии нотами, т.е. сольфеджирование. Важно останавливать внимание учащегося  на интервалах, длительностях, ритмическом рисунке, встречных знаках, что способствует ему легче освоить нотный текст и облегчает дальнейшую работу. Лучше всего петь, не опираясь на поддержку инструмента, а интонировать по слуху, лишь изредка проверяя чистоту интонации на инструменте. Такой подход помогает овладеть навыком сольфеджирования, способствует развитию вокального слуха и, как следствие, приобретению еще одного важного для вокалиста умения чисто интонировать.

Когда первичное пение по нотам, которое в умеренном темпе с остановками для уточнений и прорабатывания всех сложных мест завершено, ученик и педагог вместе пропевают вокальную партию несколько раз, до тех пор, пока у учащегося не появится уверенность при интонировании и не возникнет чувство освоенности мелодической линии.

При пении со словами, работаю по нескольким тактам, останавливаясь на фразах и предложениях, определяю и прорабатываю точные распевы на слогах, форшлаги и мелизмы, если таковые встречаются, просматриваю, указанные композитором, штрихи (legato, non legato, staccato), акценты, ферматы.

Следующий этап, пение учащегося и педагога вокальной партии произведения со словами сначала по частям, а затем от начала до конца, добиваясь правильности и чистоты исполнения мелодии и словесного текста.

Подытоживая первоначальное ознакомление, ученик поет один, самостоятельно. При желании, педагог тоже может исполнить только что разобранное произведение, что ведет к еще более быстрому освоению и запоминанию учащимся вокальной партии. Затем, следует спеть произведение с сопровождением, что поможет ученику ощутить и лучше понять его целостный образ.

Работа над звуковедением, дикцией и артикуляцией

Итак, знакомство с произведением и его разбор состоялись. Далее начинается более кропотливая работа над над звуковедением, дикцией и артикуляцией. Как известно, поются гласные звуки, а согласные произносятся коротко и четко. Важным здесь является правильное оформление гласных, чему и уделяется много времени и внимания на уроках.

Часто неопытные певцы склонны к скандированию, вследствие чего теряется связность, певучесть и целостность мелодии. Наиболее результативный прием работы над звуковедением называется «выравнивание гласных». Выравнивание гласных – это пение вокальной партии произведения только на гласных звуках, исключая произношение согласных (по фразам, по предложениям и полностью).

К примеру, первая фраза романса А. Варламова «Белеет парус одинокий». «Бе-ле-ет па-рус о-ди-но-кий» петь гласными «Е-Е-Е-А-У-О-И-О-ИЙ», думая о согласных в этих словах, но, не произнося их (согласные произносятся мысленно). Концентрировать внимание нужно на плавном «перетекании» звука от одной гласной к последующей, при этом следить за правильным певческим дыханием, за свободой голосового аппарата, за высокой певческой позицией и за направлением звука в резонаторы.

Такая работа, когда, концентрируешься не на словах, а именно на голосе и звуке, позволяет учащемуся добиться кантилены, плавно текущего звука (на протяжении целой фразы, предложения, периода), хорошей артикуляции, правильного оформления гласных. Определение кульминаций внутри фраз и стремление к ним (что требует выполнения динамических оттенков) при пении приемов выравнивания гласных, ведет к лучшему результату достижения правильного звуковедения с динамичным развитием мелодии.

Когда мелодический отрезок уже отработан данным способом, я прошу учеников спеть его с включением согласных,  сосредоточив их внимание на том, что петь надо, так же как и при выравнивании, сохранив оформление гласных звуков, их связанность и динамику, а согласные при этом обязательно произносить коротко и отчетливо.

Следует отметить, что в процессе всех занятий с юным вокалистом необходимо постоянно добиваться красивого полного звучания голоса на опоре, в высокой певческой позиции с использованием резонаторов, т.е. одновременно и непрерывно совершенствовать все вокально-технические навыки, приобретаемые как во время распевки, так и в процессе работы над вокальной партией.

Работа над дикцией и артикуляцией ведется на протяжении всех этапов работы над вокальным произведением. Это отдельная большая тема, кратко остановимся на нескольких методических приемах. Работая над дикцией, преподаватели стараются научить певцов как можно четче и яснее произносить согласные. Это в какой-то степени правильно, так как четкие согласные – одно из обязательных условий ясного произношения текста, а четко произнесенные согласные способствуют вокально правильному формированию гласных. Однако если посмотреть на практические результаты такой работы, признаешь, что часто многие слова все-таки остаются непонятными. Почему же это происходит? Потому, что дикция воспринимается не только как четкое произношение согласных, а включает в себя орфоэпические нормы произношения, культуру речи и соблюдение законов и правил ее логики.

Работу над гласными следует проводить еще при распевках, внимательно следя за их правильным произношением, за соответствием формы рта той, которая требуется.

Четкое произношение согласных также требует большой и упорной работы. Согласные прерывают поток голоса. Это происходит потому, что образующие их шумы получаются от препятствий, которые ставятся артикуляционным аппаратом на пути льющегося голоса. Голос поет, тянется на гласных, поэтому они должны иметь максимальную протяженность, а согласные должны произноситься в самый последний момент. Согласные, оканчивающие слог в середине слова, переносятся к следующему слогу, а те, что оканчивают слово – к следующему слову.

Работать над произношением согласных нужно только в соединении их с гласными, вводя их в слоги: «ми», «до», «ла», «во» и т.д. Тренироваться нужно путем проговаривания или пропевания слогов и слов. Труднодостижимо произношение согласного и в конце слова, ведь неоконченное слово звучит некультурно. Для облегчения этого момента важно точно определить место снятия звука, то есть место произношения согласного. Дикция зависит и от характера произведения. В сочинениях героического плана произношение согласных сильное, более подчеркнутое, в лирических – более мягкое.

Определение формы произведения, смысловой и динамической кульминаций

Следующий этап работы над вокальным произведением – осмысление формы и определение наиболее яркого, эмоционального места в динамическом развитии музыки, т. е. кульминации. Это важная стадия в работе каждого музыканта, поскольку любое музыкальное произведение становится ярким, образным, понятным и интересным для восприятия, когда оно не монотонно, а многогранно по динамическим оттенкам и имеет свое динамическое развитие от вступления до кульминации и далее до завершающего аккорда.

После определения динамической кульминации мы с учениками ищем смысловую (логическую) кульминацию, которая заключена в поэтическом тексте. Чаще всего кульминации совпадают, но не всегда. Поэтому я внимательно продумываю, где находится самое значимое место в произведении, и каким образом можно его показать.

При работе с учащимся над вокальным произведением я стараюсь научить их пониманию значимости кульминации и добиваться ее  исполнения. Чувствуя форму и зная кульминационные места, ученики осознанно работают над своим исполнением и, как результат, могут правильно передать художественно-эмоциональный образ и идейный замысел авторов произведения.

Вся дальнейшая работа на моих занятиях направлена на усовершенствование вокально-технических навыков, на шлифовку исполнительских умений, на развитие творческих способностей, на приобретение вокального мастерства.

Работа над ансамблем вокальной партии и сопровождения

В ансамбле всегда важно слушать не только общее звучание, но и звучание каждой партии в отдельности. На занятиях с детьми я уделяю много внимания качественному исполнению каждой вокальной партии. Важно чтобы какая-либо из партий не была перегружена голосами, иначе она будет выпадать из ансамбля. Участникам необходимо выполнять все исполнительские задачи (единое звукообразование, четкий ритм, фразировка и т.п.).

Музыкальное сопровождение значительно облегчает вокалисту интонирование, поддерживает правильный темп, ритм. Но главное назначение аккомпанемента не в этом. Инструментальная партия в произведении является одним из важнейших средств музыкальной выразительности. Комбинирование приемов вокального письма с использованием инструментальных тембровых красок значительно расширяет звуковую палитру композитора.

Соотношение вокальной партии и партии сопровождения может быть различными. На начальных этапах обучения аккомпанемент нота в ноту дублирует партию вокалиста, в старших классах инструментальное сопровождение может звучать в другом регистре и только частично копировать  мелодию, используется больше произведений со вступлением, заключением, паузами, припевом, запевом различного характера.

Работа над фразировкой, динамическими оттенками, темпом, агогикой

Музыкальную фразировку обычно сравнивают с выразительной речью, в основе которой лежит смысловая логика. Владеть фразировкой – значит уметь осмысленно исполнять отдельные музыкальные построения (мотив, фразу, предложение, период), связывая их в единое целое, в законченную мысль. Обычно стремление выделить главное слово, основную мысль фразы становится определяющим фактором выразительного пения. Приступая к работе над вокальной партией, я сначала анализирую ее с точки зрения формы, так как музыкальная фразировка зависит в большей степени от структуры произведения, его деления на периоды, предложения, фразы, мотивы. Определить их внутреннее развитие важно, так как благодаря этому достигается не только выразительное пение, но и охват всей музыкальной формы произведения.

Необходимость изменения силы звука, как и использование других средств выразительности, определяется содержанием произведения. Динамический план стараюсь продумать очень тщательно, составляю его буквально для каждой фразы и всего произведения в целом. Очень аккуратно необходимо обращаться с forte, особенно на начальном этапе работы над произведением, дабы избежать форсированного звучания.

Огромное художественное значение в пении имеет метроритмическая и темповая организация. С помощью этих средств можно передать самые разнообразные настроения. Чтобы передать характер, настроение того или иного произведения, я стараюсь выбрать наиболее приемлемый темп, соответствующий содержанию, наиболее полно раскрывающий его смысл. Достижению метроритмической устойчивости помогает текст, правильно расставленное ударение, смысловая логика. В разучиваемых партиях необходимо придерживаться авторского замысла композитора в использовании таких средств выразительности как ritenuto, portamento, rubato и т.д.

Агогика – одно из средств выразительности музыкального исполнения, заключающееся в кратковременных отклонениях от ровного темпа и строгого ритма при условии их сохранения в целом. Первичные умения изменять темп обычно связаны с овладением вокалистом приемами ritardando и accelerando, а также пением на фермате.

3. Заключение

Работа над вокальным произведением не сводится к реализации определенных схем. Каждое произведение уникально по своей природе, имеет свои законы, свои способы художественной выразительности. Слово и музыкальное содержание в каждом произведении находятся в различном соотношении. Работа над вокальным произведением – это очень многогранный творческий процесс, который включает в себя целый комплекс разнообразных приемов и методов. И в одной работе невозможно рассмотреть все стороны этой деятельности, все ее тонкости. Этот процесс сопровождает певца на всем протяжении занятий вокалом и постоянно совершенствуется, обогащается.

4. Список использованных источников

Методическая литература

1. Голубев П. Советы молодым педагогам – вокалистам. М., Музгиз,1962 

2. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М., Музыка, 2004

3. Кочнева И. Яковлева А.  Вокальный  словарь. Л., Музыка, 1988

4. Малышева Н. О пении. М., Сов. Композитор, 1988

5. Менабени А. Вокальные упражнения в работе с детьми. М., Музыка, 1987

6. Менабени А. Методика обучения сольному пению. Просвещение, 1987

7. Михальков Н. Песня начинается здесь. М., 2007

Интернет-ресурсы

1. https://studfile.net/preview/5638473/page:10/

2. https://uchitelya.com/music/178195-metody-razvitiya-vokalno-tehnicheskih-navykov-v-klasse-solnogo.html

3. https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskie-rekomendaci-po-vokalu-922368.html

4. https://infourok.ru/metodicheskiy-doklad-na-temu-formirovanie-vokalnohorovih-navikov-u-uchaschihsya-mladshih-klassov-dshi-3046160.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль заключительного этапа работы над музыкальным произведением в процессе подготовки исполнителя к публичному выступлению. ( материалы беседы с учащимися старших классов фортепиано)

Данный методический материал представляет собой сжатый конспект беседы с учащимися-пианистами старших классов ДМШ и ДШИ, может быть взят за основу при подготовке преподавателя к тематическому классном...

Начальный этап работы над музыкальным произведением в классе аккомпанемента

Урок посвящен начальному этапу работы в классе акомпанемента...

методическая разработка "Работа над вокальными произведениями"

Данный материал может быть использован в работе педагогами дополнительного образования , учителями музыки, а так же детьми и их родителями....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО)

В методической разработке указаны основные этапы работы над музыкальным произведением, разнообразие способов и методов для конкретной задачи музыкальной композиции.Приведенный комплекс методов работы ...

Методическая разработка "Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано"

Методическая разработка  "Этапы работы над музыкальным произведением в классе фортепиано" Рассматриваются три основных этапа работы над произведениями в классе фортепиано....

Вокально-хоровой комплекс, подготавливающий певческий аппарат к работе над вокальным произведением.

Представлен вокально-хоровой комплекс, подготавливающий певческий аппарат к дальнейшей работе над вокальным произведением. Все упражнения выстроены по принципу от простого к сложному, имеют одну сюж...