Программа факультативного модуля «Бумажное королевство»
материал по теме
«Пластика» - от греческого – лепить. Но лепить можно только из «послушных» материалов (пластика, глина и др.). Можно ли в качестве такого материала использовать бумагу?
Да, бумага является хорошим пластичным материалом. А изделия из разноцветной и разнофактурной бумаги получаются яркими, интересными, выразительными.
Доступный материал, несложная техника выполнения работ не превышают возможностей детей.
Бумага – хороший пластичный материал, который должен формировать устойчивый интерес к творчеству и делает работу детей содержательней, изделия выразительными и оригинальными, рождает новые идеи, желания придумывать новые способы и приёмы в художественной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastika_bumazhnaya.docx | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультативного модуля
«Бумажное королевство»
Бардунова Оксана Юрьевна, учитель ИЗО
Статья отнесена к разделу: преподавание ИЗО, внеклассная работа
Пояснительная записка
«Пластика» - от греческого – лепить. Но лепить можно только из «послушных» материалов (пластика, глина и др.). Можно ли в качестве такого материала использовать бумагу?
Да, бумага является хорошим пластичным материалом. А изделия из разноцветной и разнофактурной бумаги получаются яркими, интересными, выразительными.
Доступный материал, несложная техника выполнения работ не превышают возможностей детей.
Бумага – хороший пластичный материал, который должен формировать устойчивый интерес к творчеству и делает работу детей содержательней, изделия выразительными и оригинальными, рождает новые идеи, желания придумывать новые способы и приёмы в художественной деятельности.
Слабую, неокрепшую руку ребёнка можно и необходимо развивать.
Согласно высказыванию И.П.Павлова «…развитие функций обеих рук и связано с этим формированием речевых «центров» в обоих полушариях даёт человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».
Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают две руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти всё делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. Занятия гармонизируют работу полушарий мозга, потому что мы всё делаем двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребёнка, развивает конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус. Происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Занятия способствуют концентрации внимания, т.к. заставляют сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Кроме того, в занятиях полезных для развития мелких и точных движений рук от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) импульсы поступают в мозг. Это позволяет непосредственно стимулировать центральную нервную систему и способствовать её развитию.
Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, способствуем развитию психических процессов, речи, интеллекта ребёнка. Занятия бумажной пластикой позволяют соединить полезное с приятным: развивать мелкую моторику рук, отражать свои впечатления в графо-пластичной форме, приносить радость себе и близким плодами своего творчества.
Цель:
- - развитие творческих способностей ребёнка через обучение основам прикладного творчества.
Задачи:
- - помочь детям проявить индивидуальные способности – фантазию, наблюдательность, творчество;
- - развивать художественный вкус, пробудить интерес к познанию;
- - развивать образное и пространственное мышление, моторику рук, глазомер.
- - учить работать с различными инструментами и материалами. Помочь овладеть основами культуры труда.
В процессе обучения учащиеся должны получить знания:
- -о понятиях: оригами, аппликация, фон, основа, шаблон, трафарет;
- - о последовательности выполнения изделия: разметка, раскрой, сборка, отделка;
В процессе обучения учащиеся должны получить умения:
- - выполнять разметку по линейке;
- - различать разные виды декоративно-прикладного искусства (изонить, плетение, оригами, бумагопластика и т.д.).
Учебно-тематический план
№ | план | часы |
1. 2. 3,4,5,6. 7,8. 9. | Вводное занятие. Искусство оригами. Поделки из картона и бумаги. Цветы из бумаги (бумажные петельки, спирали, шарики). Насекомые из бумаги (бумажные комочки, гофрированные шарики, конусы, волнистые и сборные шарики). Игрушки-дергунчики. Забавные животные (бумажные петельки, конусы, гофрированные и сборные шарики, кулёчки). Бумажная филигрань (основные элементы. Цветочные композиции). Защита проектов (детские работы). | 1 1 4 1 1 1 1 2 1 |
Содержание занятий:
Введение в учебный курс(1ч.)
Цели и задачи. История возникновения бумаги. Значение цвета и подбор цветовой гаммы. Назначение и использование материалов, инструментов и приспособлений. Правила безопасности труда и правила личной гигиены учащихся.
Практическая деятельность: Организация рабочего места, правила экономичного использования материала, выбор инструментов.
Искусство оригами(1ч.)
Выбор картона и бумаги. История искусства оригами. Значение образов в искусстве оригами. Знакомство с видами бумаги.
Практическая деятельность:
Подбор цветовой гаммы. Разметка и измерение бумаги. Складывание и сгибание бумаги.
Поделки из бумаги и картона(6ч.)
Плоскостные и объёмные поделки – сходство и различия. Выбор картона и бумаги.
Практическая деятельность:
Разметка и измерение бумаги. Резание ножницами, складывание и сгибание, соединение деталей. Работа по выкройке и чертежу, сборка и оформление готовой работы.
Материалы, инструменты, приспособления
Для выполнения работ необходимы следующие материалы, инструменты:
- Бумага чертёжно-рисовальная, бумага разной фактуры (плотная, тонкая, толстая, мягкая, рыхлая, гладкая, гофрированная и т.д.)
- Картон цветной, тонкий, упаковочный;
- Открытки, салфетки, фантики;
- Различные оригинальные украшения: стеклярус, камешки, бисер, бусины, блёстки;
- Клей ПВА, «Момент», канцелярский;
- Ножницы, кисточки, простые и цветные карандаши, краски.
Список литературы:
- Алексеева В. В., Что такое искусство? М.: Советский художник, 1993.
- Копцева Т. А. Природа-художник. Пособие для учителя. М.: Интерпракс, 1994.
- Левин С. Д. Ваш ребёнок рисует. М.: Советский художник, 2000.
- Неменский Б. М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 2001.
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 2002.
- Долженко Г.И.“100 оригами”. Ярославль: Академия холдинг, 2003.
- Сержантова Т.Б.“Оригами для всей семьи”. М.: Айрес-пресс, 2003
- Соколова С.В. “Игрушки и забавы. Оригами”. С.-Пб.: Нева, 2003
- Проснякова Т.Н.“Уроки мастерства”. М.:Учебная литература, 2003
- Цирулик Н.А.,Хлебникова С.И.“Твори. Выдумывай. Пробуй”. Самара: Корп. Федоров, 2004
- “Делаем 50 моделей из оригами”, сборник. Минск: Попурри, 2001
- “Оригами – искусство складывания из бумаги”. М.: Московский центр оригами, 1993
- “Детская энциклопедия животных. Узнай. Сделай. Поиграй.”. Перевод с немецкого Н. Лебедевой . М.: Олма-Пресс, 2002
Приложение1.
Сочетания цветов.
цвет | Гармонирующие цвета |
Красный | Зеленый, серый |
Малиновый | Жемчужно-серый, розоватово-лиловый |
Тёмно-красный (бордо) | Чёрный, голубой, беж |
алый | Светло-голубой, зелёный |
Густо-розовый | Различные оттенки голубого |
Коричнево-розовый | Голубой, кремовый |
Бледно-розовый | Салатный, голубой, бледно-сиреневый |
Оранжевый | Ярко-синий, бледно-голубой, фиолетовый |
Соломенно-жёлтый | Зелёный, бледно-розовый, серовато-голубой |
Жёлтый | Зелёный, фиолетовый, голубой |
Бледно-жёлтый | Светло-лиловый, серовато-розовый, бледно-зелёный |
золотистый | Тёмно-красный, светло-серый, зелёный |
Тёмно-зелёный | Беж, коричневый |
Серо-зелёный (цвет морской волны) | Васильковый, оранжевый |
Синий | Жёлтый, песочный, розовый, оранжевый |
Бледно-зелёный | Лиловато-розовый, тёмно-зелёный |
Серо-голубой | Серый, бордо |
Фиолетовый | Светлые и тёмные оттенки зелёного |
Бледно-сиреневый | Серый, зелёный, розовато-лиловый |
Розовато-лиловый | Изумрудно-зелёный, тёмно-красный, коричневый |
Коричневый | Оранжевый, красный, беж |
серый | Фиолетовый, малиновый, бледно-сиреневый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)
Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательных школ) пред...
Модифицированная программа факультативного курса «ХОЗЯЮШКА» составлена на основе программы для общеобразовательной школы по технологии под редакцией Хотунова Ю.А., Симоненко В.Д. Курс рассчитан на 17 учебных занятий.
ПРОГРАММА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУЛИНАРИИ ...
Программа факультативного курса "Тайны музыкального королевства"
Программа разработана для расширения кругозора учащихся. В увлекательной форме школьникам раскрывается сущность и специфика музыкального искусства, закономерности и особенности его развития, знакомств...
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....
Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса
Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному р...
Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»
Выявление одарённых детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей,...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Королевство шахмат"
Актуальность программы в том, что шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития, формирование внутреннего плана действ...