Модульная дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Королевство шахмат"
рабочая программа
Актуальность программы в том, что шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития, формирование внутреннего плана действий — способности действовать в уме.
Смысл шахматной игры – математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везению, поэтому обучающиеся учатся делать ответственный выбор хода. Игра в шахматы даёт возможность реализовать врождённую потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Особенно это актуально для нынешнего времени — времени решительных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korolevstvo_shahmat_karchina.docx | 175.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы | «Королевство шахмат» | ||||||
Направленность программы | физкультурно-спортивная | ||||||
Классификация программы | общеразвивающая, модульная | ||||||
Ф.И.О. составителя программы | Карчина Ольга Павловна, педагог дополнительного образования | ||||||
Год разработки | 2020 | ||||||
Территория | ХМАО-Югра, Сургутский район, г.Лянтор | ||||||
Юридический адрес учреждения | Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 628449, Сургутский район, г.Лянтор, 6 мкр., строение 50 | ||||||
Контакты | Телефон: 8 (3462) 74-56-01, 8 (3462) 74-86-30 е-mail: rcdt61@mail.ru | ||||||
Цель | Формирование первоначальных знаний, умений и навыков шахматной игры, создание условий для развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы обучающихся. | ||||||
Задачи | обучающие:
развивающие:
воспитательные:
| ||||||
Документы, послужившие основанием для разработки проекта |
| ||||||
Срок реализации программы | 1 год (168) | ||||||
Возраст обучающихся | 5-8 лет | ||||||
Формы занятий |
| ||||||
Формы реализации программы |
Формы организации деятельности обучающихся: групповая, подгрупповая, индивидуальная(беседа, традиционное, творческое занятие, конкурсы.) | ||||||
Возможные риски и пути их преодоления при дистанционном обучении |
| ||||||
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | Для очных занятий: Кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями на 15 ученических мест. Оборудование: наличие учебного помещения; парты 8 шт, стулья, ноутбук, проектор, интерактивная доска, принтер,классная доска, магнитная доска, шкаф, стол и стул, учительский стеллаж, фонотека (диски, кассеты с записью), музыкальный центр, магнитофон с колонками, мультимедийный проектор с экраном; музыкальные колонки, шахматные наборы в количестве 6 шт. Наглядные пособия, дидактические материалы.
Для заочных, дистанционных занятий и самообучения:
| ||||||
Вы можете узнать гораздо больше из проигранной игры, чем от выигранной. Вы должны проиграть сотни игр, прежде чем стать хорошим игроком.
Хосе Рауль Капабланка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая программа) разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Конституция Российской Федерации.
- Конвенция о правах ребенка.
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» г. Москва, 2015 г.).
- Постановление от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей).
Модульное построение программы способствует приобретению ключевых компетенций, дальнейшее применение которых возможно во многих жизненных ситуациях, образовательной и профессиональной сферах.
Данная программа имеет физкультурно - спортивную направленность. Содержание дополнительной программы направлено на развитие внимания, фантазии, умения импровизировать и анализировать происходящее с тобой и вокруг тебя, – все это впоследствии служит наиболее полному раскрытию в каждом ребенке его индивидуальности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Королевство шахмат» состоит из двух модулей:
1-ый модуль - «Шахматная игра»-68 часов.
Образовательная задача модуля: формирование знаний детей с понятием «шахматная игра», способствовать развитию интереса к игре в шахматы, иметь представление об истории и происхождении шахмат, шахматной доски.
2-ой модуль - «В стране шахматного королевства»-100 часов.
Образовательная задача модуля: учить детей следовать определённым правилам во время шахматной партии – делать ходы поочерёдно, учитывая предыдущий ход соперника и предвидя ответный ход.
Актуальность программы в том, что шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития, формирование внутреннего плана действий — способности действовать в уме.
Смысл шахматной игры – математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везению, поэтому обучающиеся учатся делать ответственный выбор хода. Игра в шахматы даёт возможность реализовать врождённую потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Особенно это актуально для нынешнего времени — времени решительных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии человека.
Система шахматных занятий дополнительного образования, развивает индивидуальные способности, формирует прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что программа «В королевстве шахмат» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте. Кроме того, программа направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.
Новизна заключается в разработке и использовании на занятиях дидактического материала, активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся.
Цель: формирование первоначальных знаний, умений и навыков шахматной игры, создание условий для развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи:
обучающие:
- Научить детей следить за развитием событий на шахматной доске.
- Научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил.
- Научить решать шахматные задачи в 1-2 хода.
развивающие:
- Развивать универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические операции).
- Развивать интеллектуальные способности.
- Расширить кругозор школьника.
воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность.
- Формировать способности к самооценке и самоконтролю.
- Формировать чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Здоровьесберегающие:
- способствовать сохранению физического и психологического здоровья детей.
- повышение общего уровня культуры.
- наличие позитивного социального опыта, опыта общения.
- повышение самооценки и социальной значимости ребенка.
Программа адресована детям 5-8 лет.
Набор в группы осуществляется на общих основаниях.
Количество учащихся в группе: 10-15 человек.
Программа обучения рассчитана: на 1 год (168 часов)
Режим занятий
1 год обучения – 168 часов: 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа)
Режим занятий, обучающихся соответствует санитарным нормам, установленным для детей возраста 5-8 лет.
Методы обучения (по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся):
- Лекции – изложение педагогом предметной информации.
- Семинары – заранее подготовленные сообщения и выступление в группе и их обсуждение.
- Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
- Обучающие игры – моделирование различных жизненных ситуаций с обучающей целью.
- Ролевые игры – предложение обучающихся стать персонажем и действовать от его имени в моделируемой ситуации.
- Презентация – публичное представление определенной темы.
- Практическая работа – выполнение упражнений.
- Самостоятельная работа – выполнение упражнений совместно или без участия педагога.
- Творческая работа – подготовка, выполнение и защита творческих проектов учащимися.
По источнику получения знаний:
- словесные;
- наглядные:
- демонстрация шахматных ходов;
- использование технических средств;
- просмотр кино- и телепрограмм по шахматной тематике;
- практические:
- практические задания;
- тренинги;
- шахматная игра;
- анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
По степени активности познавательной деятельности учащихся:
- объяснительный;
- иллюстративный;
- проблемный;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
- практическая игра;
- тематические викторины;
- игровые упражнения и задания;
- беседы;
- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- компьютерные игры;
- практические занятия;
- шахматные турниры и соревнования.
Образовательные технологии
При реализации данной программы используются информационно-коммуникационная, проектная, кейс-технология, технология проблемного обучения, игровые технологии.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Основным результатом деятельности обучающихся при завершении курса обучения является шахматный турнир и презентации шахматных фигур.
Личностные результаты:
- формирование эстетических потребностей и чувств, художественно - творческого мышления, наблюдательности, фантазии;
- формирование ответственности, самокритичности, самоконтроля;
- умение работать в группе;
- умение рационально строить самостоятельную деятельность;
- умение грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
- умение доводить работу до логического завершения.
- развитие трудолюбия, самостоятельности и ответственности в деятельности;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
- целостность взгляда на мир средствами художественных произведений;
- осознание значимости занятий театром для личного развития.
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- способность к самооценке;
- осознание чувства прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды.
Предметные результаты:
К концу освоения программы дети овладевают знаниями:
- Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие.
- Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
- Правила хода, взятие каждой фигуры.
К концу освоения программы дети погружаются в практики и смогут:
- Ориентироваться на шахматной доске.
- Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил.
- Правильно располагать шахматную доску между партнёрами.
- Правильно располагать фигуры перед игрой.
- Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали.
- Решать простые шахматные задачи.
Способы и формы выявления результатов: опрос, наблюдение, конкурсы, открытые и итоговые занятия, зачет, дискуссии, ролевые игры.
Способы и формы фиксации результатов: грамоты, дипломы, тестирование, фото, видео.
Способы и формы предъявления результатов: организация тренировочных турниров, эстафеты, викторины, соревнования.
Для определения качества обученности по данной программе используется уровневая оценка: стартовый, базовый, продвинутый.
В процессе изучения программного материала на каждом этапе обучения проводятся контрольные в виде заданий (вопросов) по теоретическим темам. Опрос проводится в условиях учебного занятия. Формами подведения итогов являются теоретические занятия, шахматные игры, задания и задачи.
Результат прохождения первого модуля – опрос по теоретическим темам, второго модуля – шахматный турнир. По окончании обучения учащимся выдаётся свидетельство об обучении с указанием уровня усвоения материала.
Система условий реализации программы основана на следующих принципах:
- Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
- Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).
- Принцип культуросообразности – предполагает, что творчество учащихся должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям нашего региона.
- Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, социально-педагогического самоопределения.
Условия реализации
Материально-техническое оснащение процесса обучения:
1. Стулья (1 шт. на одного учащегося).
2. Столы (6 шт.)
3. Ноутбук
4. Шахматы.
5. Наглядные пособия
6. Дидактический материал.
Программное обеспечение:
- Операционная система Windows (XP, 7, 8,10);
- Microsoft Office 2007, 2010 (MS Word, MS Power Point);
- Audacity;
- Аудио и видео редакторы.
Характеристика педагогического состава
Педагог, реализующий дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу: Карчина Ольга Павловна, педагог дополнительного образования.
Стаж работы – 5 лет, образование – среднее профессиональное, квалификационная категория-нет, пройдено повышение квалификации в 2020 году.
Должностные обязанности в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе:
- реализация дополнительной программы;
- разработка и внедрение в образовательный процесс новых дидактических разработок;
- побуждение обучающихся к самостоятельной работе, творческой деятельности;
- информационное сопровождение обучающихся при выполнении и защите творческих проектов.
Формы сотрудничества:
- С родителями. Вовлечение родителей вместе с их детей в творческую работу коллектива – оказание помощи в изготовлении костюмов, декораций и атрибутов к сценическим номерам. Совместное проведение клубных дней, посещение родителями концертов, мастер-классы.
- С преподавателями. Совместная концертная деятельность, включающая в себя номера театральных, хореографических, фольклорных коллективов. Сотрудничество с хореографами, звукооператорами.
- С творческими коллективами.
Участие в городских праздничных концертах, конкурсах и фестивалях.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации, контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Модуль 1. «Шахматная игра» | 68 | 22 | 46 | Опрос, наблюдение, открытые и итоговые занятия, практическая работа, шахматный турнир. | |
Модуль 2. «В стране шахматного королевства» | 100 | 30 | 70 | ||
ИТОГО | 168 | 54 | 114 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК (приложение)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модуль 1. «Шахматная игра»: 68 часов
Стартовый уровень: под руководством педагога у учащихся формируются знания об истории шахмат и шахматной игре.
Учащиеся знакомятся с:
- Шахматными терминами: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие.
- Названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
- Правилами хода, взятием каждой фигуры.
Диагностическая оценка уровня: шахматная игра.
Базовый уровень: учащиеся совместно с педагогом получают основные знания театрального и художественного искусства.
Учащиеся знакомятся с:
- Ориентированием на шахматной доске.
- Правильным расположением шахматной доски между партнёрами.
- Правильным расположением фигур перед игрой.
- Секретами шахматной доски.
Диагностическая оценка уровня: шахматная игра.
Продвинутый уровень: учащиеся способны самостоятельно играть с партнёром в шахматы.
Учащиеся изучают и выполняют:
- основные виды шахматной техники;
- процесс творческого и эмоционального мышления;
- определяют ходы игры наперед;
- грамотно разбираются во всех видах шахматных фигур;
Диагностическая оценка уровня: викторина «Шахматный фигуры».
Модуль 2. «В стране шахматного королевства»: 100 часов
Стартовый уровень: под руководством педагога учащиеся осваивают борьбу с разнохарактерными фигурами. Учатся нападать на фигуру партнера, ограничивать ее подвижность, уводить из-под боя свою фигуру, занимать по возможности центральные поля, на которых сила ладьи и слона.
Учащиеся знакомятся с:
- ходом конем
- правилом расположения фигуры перед партией;
- горизонтальной линией;
- фигурами и правильным ходом этих фигур;
Диагностическая оценка уровня: «шахматный лабиринт».
Базовый уровень: совместно с педагогом учащиеся изучают цель шахматной партии. Отрабатывают навыки игры с соперником.
Учащиеся знакомятся с:
- правилом “ферзь любит свой цвет”;
- новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция»;
- с шахматным понятием «шах».
Диагностическая оценка уровня: шахматный турнир.
Продвинутый уровень: учащиеся способны самостоятельно изучить траекторию хода и выполнить шах и мат.
Учащиеся изучают и выполняют:
- легкие и тяжелые и фигуры, правильный ход;
- ход короля, взятие;
- ход ферзя, взятие;
- защита от шаха. Шах. Мат. Мат в один ход.
- ничья, виды ничьей.
Диагностическая оценка уровня: игра всеми фигурами из начального положения.
МОДУЛЬ 1 «Шахматная игра»
Учебно-тематический план
№ темы | Содержание | Количество учебных часов | ||
всего | теория | практика | ||
МОДУЛЬ 1 «Шахматная игра» | 68 | 22 | 46 | |
Вводное занятие. ОТ и ТБ. Санитарно-гигиенические требования на занятиях | 2 | 0 | ||
1.1 | В Стране Шахматных Чудес. | 2 | 8 | |
1.2 | Знакомство с шахматной доской | 4 | 4 | |
1.3 | Секреты шахматной доски. | 2 | 4 | |
1.4 | Белые и черные поля. | 2 | 6 | |
1.5 | Шахматные фигуры | 2 | 6 | |
1.6 | Ход слона, ладьи, ферзя. | 2 | 6 | |
1.7 | Начальная расстановка фигур. | 2 | 6 | |
1.8 | Дидактическая игры. Шахматные головоломки. | 4 | 6 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модуль 1. «Шахматная игра»:
Вводное занятие:
Теория: Знакомство с обучающимися. От и ТБ. Санитарно-гигиенические требования на занятиях.
Тема 1.1. В Стране Шахматных Чудес.
Теория: История и происхождение шахмат. Чатуранга и шатрандж. Права и обязанности игрока. Правила игры в шахматы. Просмотр обучающего видеоролика «Приключения в Шахматной стране».
Практика:Дидактические задания и игры «Кубик», "Волшебный мешочек", "Угадай-ка», «Большая и маленькая".
Тема 1.2. Знакомство с шахматной доской.
Теория: Возникновение шахматной доски.
Практика:Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля.
Тема 1.3. Секреты шахматной доски.
Теория: Шахматная доска, как поле сражения. Секреты шахматной доски. Секреты шахматного поля. Белые и черные поля. Центр шахматного поля.Форма центра. Количество полей в центре. Шахматная дорожка – горизонталь. Количество полей в горизонтали. Шахматная дорожка – вертикаль. Количество полей в вертикали. Шахматная дорожка – диагональ. Адрес шахматных клеток.
Практика: Дидактическая игра «Над головой», «Шахматный теремок». Дидактическиезадания «Ответь, как в сказке сам без подсказки», «Собери шахматную доску из горизонталей». Просмотр фрагмента обучающего фильма «Большое шахматное путешествие». Дидактические игры «На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки», «Большой прыжок». Вопросы для проверки знаний. Шахматные пазлы.
Тема 1.4. Белые и черные поля.
Теория: Места фигур в начальном положении.
Практика: Показать в действии как правильно расставлять шахматные фигуры.
Тема 1.5. Шахматные фигуры.
Теория: Начальное положение (начальная позиция). Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило “ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Практика: Просмотр фрагментов из обучающих игр «Большое шахматное путешествие», «Шахматная сказка». Тренировочные упражнения: «Белые и чёрные», «Самолёты». Ценность шахматных фигур. Дидактические игры и игровые задания: «Мешочек». «Да или нет?». «Не зевай!». Итоговое занятие: «Шахматный лабиринт».
Тема 1.6. Ход слона, ладьи, ферзя.
Теория: Знакомство со слоном, ладьей, ферзем.
Практика: Освоение хода слона, ладьи, ферзя.
Тема 1.7. Начальная расстановка фигур.
Теория: Знакомство с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия». Правило «ферзь любит свой цвет».
Практика: Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Да и нет», «Расставь фигуры». Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Ценность шахматных фигур. Дидактические задания «Построй войска», «Банкомат». В гостях у шахматного Короля.
Тема 1.8. Дидактическая игры. Шахматные головоломки.
Теория: Объяснение правил игры. Зачем нужны шахматные головоломки.
Практика: Головоломки на расстановку фигур, шахматные миниатюры, шахматные головоломки с фигурами.
Модуль 2. «В стране шахматного королевства»
Учебно-тематический план
№ темы | Содержание | Количество учебных часов | ||
всего | теория | практика | ||
Модуль 2. «В стране шахматного королевства» | 100 | 30 | 70 | |
2.1 | Ходы и взятие фигур. | 4 | 2 | 2 |
2.2 | Пешка. | 4 | 2 | 2 |
2.3 | Разнохарактерные фигуры. | 4 | 2 | 2 |
2.4 | Знакомство с королем. | 8 | 2 | 6 |
2.5 | Цель шахматной партии. | 8 | 2 | 6 |
2.6 | Правила выполнения рокировки. | 10 | 2 | 8 |
2.7 | Игра всеми фигурами из начального положения. | 10 | 4 | 6 |
2.8 | Шахматная партия. | 10 | 2 | 8 |
2.9 | Шах и мат. | 4 | 2 | 2 |
2.10 | Игры всеми фигурами из начального положения. | 12 | 4 | 8 |
2.11 | Дидактические задания. | 10 | 2 | 8 |
2.12 | Тренировочные упражнения. | 10 | 2 | 8 |
2.13 | Шахматный турнир. | 6 | 2 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модуль 2. «В стране шахматного королевства»
Тема 2.1. Ходы и взятие фигур.
Теория: Правила хода и взятия каждой из фигур. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Король – главная фигура в шахматах. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. В гостях у ладьи. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Качество. Лёгкая и тяжёлая фигура. Хитрости коня. Быстроходный конь. Смелый и стойкий воин – пешка. Линейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Взятие на проходе. Волшебное превращение пешек.
Практика: Упражнения: «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры». Выставка рисунков «Сказочные шахматные кони». Дидактические задания «Двойной удар», «Ограничение подвижности».
Тема 2.2.Пешка.
Теория: Превращение пешки в ферзя.
Практика: Научить детей как можно пешку превратить в другую фигуру; объяснить, что ферзь – самая сильная фигура, поэтому чаще всего выгоднее превращать пешку именно в ферзя.
Тема 2.3.Разнохарактерные фигуры.
Теория: Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
Практика: Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами. Учить детей играть пешкой против ферзя, ладьи, коня, слона.
Тема 2.4. Знакомство с королем.
Теория: Знакомство с королем.
Практика: Обучить детей ходу короля. Учить детей, что королей в шахматах не бьют, но под бой их ставить нельзя.
Тема 2.5. Цель шахматной партии.
Теория: Цель игры. Защита от шаха.
Практика: Мат различными фигурами в простых позициях с минимальным количеством фигур. Правила выполнения рокировки.
Тема 2.6. Правила выполнения рокировки.
Теория: Правила выполнения рокировки.
Практика: Решение задач на мат в 1 ход. Конкурс задач. Игра всеми фигурами
Тема 2.7. Игра всеми фигурами из начального положения.
Теория: Игра всеми фигурами из начального положения.
Практика: Начало шахматной партии.
Тема 2.8. Шахматная партия.
Теория: Представления о том, как начинать шахматную партию.
Практика: Короткие шахматные партии.
Тема 2.9. Шах и мат.
Теория: Знакомство с понятиями шах и мат.
Практика: Достижение — мата- вот главная цель шахматной партии.
Тема 2.10. Игры всеми фигурами из начального положения.
Теория: Принцип разыгрывания дебюта.
Практика: Упражнять в умение играть всеми фигурами из начального положения.
Тема 2.11.Дидактические задания.
Теория: Объяснение задания, и правил.
Практика: Дидактические задания «Перехитри часовых», «Один в поле воин».
Тема 2.12. Тренировочные упражнения.
Теория: Объяснение задания, и правил.
Практика: Тренировочные упражнения: «Борцы сумо», «Займи свой трон». Творческие работы детей: составление сказок, загадок о Короле. Упражнения «Собери монетки», «Собери цветочки». Рисование, лепка на тему «В гостях у Ферзя». Дидактическая игра «Что могут Ладьи». Чтение стихотворений о слоне. Игра “На уничтожение”. Просмотр фрагмента обучающего фильма «Шахматы в сказках» о Ладье. Тренировочные упражнения: «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры». Выставка рисунков «Сказочные шахматные кони». Дидактические задания «Двойной удар", "Ограничение подвижности".
Тема2.13. Шахматный турнир.
Теория: Объяснение задания, и правил.
Практика: Шахматный турнир.
Список учебной литературы для учащихся:
1. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2016;
2. Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2019;
3. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2016;
Список учебно-методической литературы для педагога:
- А.К. Костенюк, Н.П. Костенюк «Как научить шахматам», Москва, 2018г
- Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2016;
- Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2015; Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2018;
- Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2017;
- Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 2018;
- Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 2015;
- Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ, 2018.
Приложение
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
N п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 01.09.2020 03.09.2020 | 09:50-11:30 | Лекция. | 4 | ОТ и ТБ. В стране шахматных чудес. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. |
2 | 08.09.2020 10.09.2020 | 09:50-11:30 | Лекция. | 4 | Шахматная доска. Права и обязанности игрока. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. | |
3 | 15.09.2020 17.09.2020 | 09:50-11:30 | Просмотр обучающего видео. | 4 | «В королевстве шахмат» Правила игры. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. | |
4 | 22.09.2020 24.09.2020 | 09:50-11:30 | Презентация. | 4 | Белые и черные поля. «Поле сражения». | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. | |
5 | 29.09.2020 | 09:50-11:30 | Презентация. | 2 | Центр шахматного поля. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Практическое задание. | |
6 | Октябрь | 01.10.2020 06.10.2020 | 09:50-11:30 | Лекция. | 4 | Шахматная дорожка- горизонталь. Диагональ | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. |
7 | 08.20.20 13.10.20 | 09:50-11:30 | Презентация. | 4 | Адрес шахматных клеток. Дидактические игры. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Практическое занятие. | |
15.10.20 20.10.20 | 09:50-11:30 | Просмотр обучающего видео. | 4 | «Большое шахматное путешествие» Места фигур. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. | ||
9 | 22.10.20 27.10.20 | 09:50-11:30 | Презентация. | 4 | Шахматные фигуры. Ладья, ход ладьи. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Практическое занятие. | |
10 | 29.10.20 | 09:50-11:30 | Лекция. | 2 | Ход слона, взятие. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. | |
11 | Ноябрь | 03.11.2020 05.11.2020 | 09:50-11:30 | Лекция. | 4 | Ладья против слона. Ферзь. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. |
12 | 10.11.2020 12.11.2020 | 09:50-11:30 | Лекция. | 4 | Ферзь против ладьи и слона. Ферзь против ферзя. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. | |
13 | 17.11.2020 19.11.2020 | 09:50-11:30 | Презентация. | 4 | Знакомство с конем. Ход коня, взятие. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. | |
14 | 24.11.2020 26.11.2020 | 09:50-11:30 | Просмотр обучающего видео. | 4 | «Шахматная сказка». Белые и черные. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Творческая работа. | |
15 | Декабрь | 01.12.2020 03.12.2020 | 09:50-11:30 | Лекция. | 4 | Правило «ферзь любит свой цвет». Секретная фигура. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Практическое занятие. |
16 17 | 08.12.2020 10.12.2020 | 09:50-11:30 | Лекция. | 4 | Пешка. Превращение пешки в ферзя. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. | |
15.12.2020 17.12.2020 | 09:50-11:30 | Просмотр обучающего видео. | 4 | Король. «В гостях у шахматного короля». | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. | ||
18 | 22.12.2020 24.12.2020 | 09:50-11:30 | Просмотр обучающего видео. | 4 | Ценность шахматных фигур. «Шахматный лабиринт». | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. | |
19 | Январь | 12.01.2021 14.01.2021 | 09:50-11:30 | Лекция. | 4 | Ходы и взятие фигур. Легкие и тяжелые фигуры. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Практическое занятие. |
20 | 19.01.2021 21.01.2021 | 09:50-11:30 | Обучающая игра. | 4 | В гостях у ладьи. Ладья против слона. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. | |
21 | 26.01.2021 28.01.2021 | 09:50-11:30 | Презентация. | 4 | В гостях у слона. Цель шахматной партии. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. | |
22 | Февраль | 02.02.2021 04.02.2021 | 09:50-11:30 | Лекция. | 4 | Короткие партии. Шах и мат. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Практическое занятие. |
23 | 09.02.2021 11.02.2021 | 09:50-11:30 | Презентация. | 4 | Мат в один ход. Открытый и двойной шах. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Практическое занятие. | |
24 | 16.02.2021 18.02.2021 | 09:50-11:30 | Обучающая игра. | 4 | Простые примеры. Сложные примеры. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. | |
25 | 24.02.2021 25.02.2021 | 09:50-11:30 | Лекция. | 4 | Защита от шаха. Ничья. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Практическое занятие. | |
26 | Март | 02.03.2021 04.03.2021 | 09:50-11:30 | Лекция. | 4 | Пат- упорному награда. Патовые ситуации. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. |
27 | 09.03.2021 11.03.2021 | 09:50-11:30 | Презентация. | 4 | Отличие пата от мата. Вечный шах. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Практическое занятие. | |
28 | 16.03.2021 18.03.2021 | 09:50-11:30 | Лекция. | 4 | Рокировка. Рокировка в шахматном бою. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Практическое занятие. | |
29 | 23.03.2021 25.03.2021 | 09:50-11:30 | Обучающая игра. | 4 | Длинная рокировка. Короткая рокировка. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. | |
30 | 30.03.2021 | 09:50-11:30 | Просмотр обучающего видео. | 2 | Правила выполнения рокировки. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. | |
31 | Апрель | 01.04.2021 06.04.2021 | 09:50-11:30 | Лекция. | 4 | Шахматные задачи. Правильное расставление фигур. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Практическое занятие. |
32 | 08.04.2021 13.04.2021 | 09:50-11:30 | Лекция. | 4 | Игра из начального положения. Игра всеми фигурами. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Практическое занятие. | |
33 | 15.04.2021 20.04.2021 | 09:50-11:30 | Лекция. | 4 | Открытый шах. Двойной шах. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. | |
34 | 22.04.2021. 27.04.2021 | 09:50-11:30 | Лекция. | 4 | Главная цель шахматной партии. Мат в один ход ферзем. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. | |
35 | 29.04.2021 | 09:50-11:30 | Презентация. | 2 | Принцип разыгрывания дебюта. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. | |
36 | Май | 04.05.2021 06.05.2021 | 09:50-11:30 | Лекция. | 4 | Задание «перехитри часовых». Задание «один в поле не воин». | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Практическое занятие. |
37 | 11.05.2021 13.05.2021 | 09:50-11:30 | Лекция. | 4 | Упражнение «займи свой трон». Упражнение «Собери цветочки». | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Практическое занятие. | |
38 | 18.05.2021 20.05.2021 | 09:50-11:30 | Просмотр обучающего видео. | 4 | Разнохарактерные фигуры. Место коня в начальном положении. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Практическое занятие. | |
39 | 25.05.2021 27.05.2021 | 09:50-11:30 | Обучающая игра. | 4 | Ферзь против ладьи. Ферзь против короля. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. | |
40 | Июнь | 01.06.2021 03.06.2021 | 09:50-11:30 | Лекция. | 4 | «Знатоки шахмат». Игра на уничтожение. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Устный или письменный опрос. |
41 | 08.06.2021 10.06.2021 | 09:50-11:30 | Лекция. | 4 | Несколько вариантов шаха. Правильный шах. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Практическое занятие. | |
42 | 15.06.2021 17.06.2021 | 09:50-11:30 | Обучающая игра. | 4 | Игра всеми фигурами. Расстановка фигур в начальное положение. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Самостоятельная работа. | |
43 | 22.06.2021 24.06.2021 | 09:50-11:30 | Обучающая игра. | 4 | Игра всеми фигурами из начального положения. Шахматный турнир. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Практическое занятие. | |
44 | 29.06.2021 30.06.2021 | 09:50-11:30 | Обучающая игра. | 4 | Шахматный турнир. Анализ турнира. | Г. Лянтор 6 мкр. Стр. 50. Каб. 206. | Самостоятельная работа. Устный или письменный опрос. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Мультитворчество"
Цель программы: развитие у обучающихся личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным мультимедийным технологиям и ресурсам через создание мультф...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Журналистика"
Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерства Задачи:-овладение обучающимися основами журналистики...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "«Avto ревю»"
ЦЕЛИ:Образовательные:сформировать знания, умения и навыки в техническом творчестве, через изучение легковых автомобилей;Развивающие:развить наглядно-образное и логическое мышление;развить умения иссле...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Автомоделирование"
Занятия техническим творчеством имеют огромное значение в раскрытии творческих способностей подростка. Они способствуют развитию у обучающихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознат...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Мир автомобилей"
Актуальность программы обусловлена постоянным развитием в Сургутском районе сети дорог, резким ростом количества транспорта, которые породили целый ряд проблем. Статистические данные показ...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Юный исследователь"
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...
Модульная дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Моделирование из пластичных материалов"
Цель обучения: формирование технических и художественных компетенций посредством работы с пластичным материалом.Задачи обучения:формировать умения и навыки владеть приемами лепки из разных пластичных ...