Программа факультативного курса "Тайны музыкального королевства"
элективный курс по музыке (5 класс) на тему
Программа разработана для расширения кругозора учащихся. В увлекательной форме школьникам раскрывается сущность и специфика музыкального искусства, закономерности и особенности его развития, знакомство с выразительными средствами и формами в музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Средняя общеобразовательная школа №7
Тайны музыкального
королевства.
Программа факультативного курса для 5 класса.
Составлена учителем мировой
художественной культуры и музыки
Крыловой Я.Ю.
МО Рузаевка, 2006
«Тайны музыкального королевства»
Программа факультативного курса для учащихся 2 класса.
Крылова Я.Ю., учитель
мировой художественной культуры и музыки.
Пояснительная записка.
В наше время проблема эстетического воспитания и музыкального образования играет очень важную роль. Познание прекрасного, переживание радости от встречи с ним – это мостик, соединяющий нравственную чистоту и мораль, этику и эстетику, это путь к сердцу ребенка.
Задачи данного курса – развивать эстетические чувства, кругозор, музыкальный вкус, умение анализировать самостоятельно музыкальные произведения. Помогать познанию мира, формирование мировоззрения, воспитание нравственности, любви и уважения к музыкальному искусству. Обогащение учащихся знанием истории музыкального искусства – это развитие духовной культуры.
Цель курса – в увлекательной форме раскрыть школьникам сущность и специфику музыкального искусства, закономерности и особенности его развития, познакомить с основными выразительными средствами, формами. Историей возникновения и развития музыкальных инструментов. Яркими представителями композиторских школ, стилей, эпох. Раскрыть важность музыкального искусства и его тесные связи с жизнью и другими видами искусства: литературой, театром, танцем, кино.
Основным видом занятий факультатива являются беседы, лекции, занятия –концерты и путешествия.
Основной источник художественных впечатлений на занятиях – музыка.
Учебно – тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Музыка в жизни людей | 1 |
2 | Музыка в семье других искусств | 1 |
3 | В чем специфичность музыкального искусства | 1 |
4 | Содержание музыкальных произведений | 1 |
5 | Выразительные средства музыки | 7 |
6 | Биография музыкальных инструментов | 11 |
7 | Жанры в музыке | 12 |
всего | 34 |
Содержание программы
Введение (4 ч.)
Музыка в жизни людей. Музыка в семье других искусств. Искусство «слушать» и «слышать». Специфика музыкального искусства. Содержание музыкальных произведений, музыкальный образ. От чего зависит степень доступности музыкального произведения. Преемственности и традиции в музыке.
Раздел I.
Выразительные средства музыки (7 ч.)
Важнейшие элементы музыкальной речи. Интонация, мелодия – «душа музыки». Время в музыке и музыкальный ритм. Лад, Гармония. Народные лады. Мордовская народная музыка – своеобразие и специфика. Темп, динамика, регистр. Тембр. Тембры музыкальных инструментов.
Раздел II.
Биография музыкальных инструментов (11 ч.)
Когда возникли и как развивались музыкальные инструменты. «Семейства» музыкальных инструментов. Струнная группа (смычковые), состав, характеристика. Знаменитые скрипичные мастера: Амати, Гварнери, Страдивари. Загадки жизненного и творческого пути знаменитого скрипача Николо Паганини. Деревянно–духовая группа инструментов, состав, характеристика. Медно-духовая группа, состав, характеристика. Группа ударных. Что такое симфонический оркестр? Духовой оркестр. Струнно-щипковые инструменты, состав, характеристика. Народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Орган, возникновение, разновидности. Орган в творчестве И.С. Баха. Арфа, клавесин, фортепиано, рояль. Знаменитые виртуозы – исполнители Ш. Шопен – душа фортепиано, Ф. Лист. Современные электро–музыкальные инструменты и их возможности.
Раздел III.
Жанры в музыке (12 ч.)
Вокальный жанр. Пение и речь. Народная песня, ее творцы и собиратели. Одноголосие и многолосие, тембры певческих голосов. Что такое романс, вокальный цикл, баллада, кантата? Авторская песня, творчество В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю. Визбора, А. Розенбаума.
Инструментальный жанр. Сюита, соната, симфония. Что такое «программа» в музыке?
Музыкально-театральный жанр. Возникновение оперы, ее составные элементы – арии, речитативы, ансамбли, хоры. Инструментальная музыка в опере.
Музыка и танец. Древнейшие истоки искусства танца. Танец – как выражение характера народа. Откуда родом полька, мазурка, краковяк, вальс.
И. Штраус – король вальсов.
Музыка в кино. Зачем она нужна в фильме. Основные принципы ее включения. Музыка «в кадре» и «за кадром». Музыка как характеристика героев, среды, времени.
Из истории джаза. Направления современной поп – музыки.
Литература.
Н. И. Бояркин «Мордовское народное музыкальное искусство» Саранское Мордовское книжное издательство 1983 г.
В. Васина-Гроссман «Первая книжка о музыке», Москва «Музыка», 1988 г.
В.Б. Григорович «Великие музыканты Западной Европы» Москва «Просвещение», 1982 г.
Е.Н. Домрина «Беседы о музыке» Ленинград «Просвещение» Ленинградское отделение 1982 г.
Н.М. Ситникова «От песни до симфонии, или давайте слушать музыку» Саранское Мордовское книжное издательство 1989 г.
Фонохрестоматии к занятиям.
Различные презентации по творчеству композиторов, музыкальным инструментам, музыкальным произведениям.
MULTIMEDIA – поддержка курса
1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
3. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
4.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
5.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
6.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
7. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
8. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного модуля «Бумажное королевство»
«Пластика» - от греческого – лепить. Но лепить можно только из «послушных» материалов (пластика, глина и др.). Можно ли в качестве такого материала использовать бумагу? Да, бумага является хороши...

Музыкальный инструмент Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)
Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать э...

Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» Срок обучения 3-4 года (с 7-15лет) «Занимательное сольфеджио"
Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио (фортепиано, баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализаци...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Королевство шахмат"
Актуальность программы в том, что шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития, формирование внутреннего плана действ...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в музыкальное королевство"
Внеклассное мероприятие "Путешествие в музыкальное королевство" для учащихся 1-2 классов....