Рабочая программа по предмету "Слушание музыки".
учебно-методический материал по теме
Рабочая программа предмета "Слушание музыки" предназначена для реализации ОП "Инструментальное исполнительство" и ОП "Хоровое пение". Рабочая программа разработана на основе примерной программы для средних специальных музыкальных школ по специальности 0501 инструментальное исполнительство, утвержденной федеральным агентством по культуре и кинематографии научно-методического центра по художественному образованию и примерной программы к базисному учебному плану ГОУ ДПО " Санкт-Петербургский учебно-методический центр по образованию Комитета по культуре". Программа содержит все необходимые разделы: пояснительная записка, тематическое планирование, контроль и оценку результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_slushaniyu_muzyki_dlya_sayta.doc | 197.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
п. Новозавидовский
ПРИНЯТА «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогическим советом
МБОУ ДОД ДШИ Директор МБОУ ДОД ДШИ
П. Новозавидовский
протокол № 1 ДШИ п. Новозавидовский
от 30 августа 2012г. _________ Л. И. Бенсман
30 августа 2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Слушание музыки»
срок реализации программы 3 года
ОП «Инструментальное исполнительство»
ОП «Хоровое пение»
Составитель:
преподаватель
теоретических дисциплин
ДШИ
п. Новозавидовский
Григорьева Н.И.
2012 г.
п. Новозавидовский, 2012-2013 гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Слушанию музыки» разработана на основе
примерной программы для средних специальных музыкальных школ по специальности 0501 инструментальное исполнительство, утвержденных федеральным агентством по культуре и кинематографии научно-методическим центром по художественному образованию, М., 2005.
Данная программа имеет гриф « Одобрена» Учебно-методическим советом по группе специальностей 0500 среднего профессионального образования.
Примерной программы к базисному учебному плану по специальности «Инструментальное исполнительство», утвержденной Государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский учебно-методический центр по образованию Комитета по культуре», Композитор Санкт-Петербург, 2011.
Данная программа имеет гриф «Одобрено» Санкт-Петербургский учебно-методический центр по образованию Комитета по культуре.
Срок реализации программы:
Данная программа рассчитана на 3 года обучения, для детей в возрасте 7-9 лет. В соответствии с учебными планами ССМШ занятия по предмету «Слушание музыки» проводятся по одному часу в неделю в 1, 2, 3 классах и отводится 34 часа в год, из расчёта – 1 час в неделю.
Предмет «Слушание музыки» является неотъемлемой частью музыкально-исторических дисциплин и занимает важнейшее место в учебно-воспитательном процессе музыкальных школ.
Слушание музыки даёт возможность серьезного приобщения детей к музыкальному искусству практически с начального этапа обучения. В тесной связи с другими предметами эта дисциплина способствует формированию музыкального вкуса , расширению общего кругозора обучающегося.
Основная цель предмета – научить учеников воспринимать и понимать музыкальный язык, слушать и слышать музыкальное произведение, его форму и содержание, развивать у детей активное восприятие классической музыки, готовить будущих культурных и образованных слушателей.
Общие задачи – воспитывать у детей интерес и любовь к музыке, умение слышать многообразие выразительных средств; развивать эстетический вкус, восприимчивость, память, внимание, самостоятельность мышления; стимулировать творческую активность учащихся.
Формы реализации задач - слушание музыки; анализ музыкального произведения и средств музыкальной выразительности; творческие задания.
Методы реализации задач - словесный, наглядный, практический.
Прогнозируемый результат - в конце года учащиеся должны знать основные темы курса, приобрести необходимые навыки и умения для изучения предметов на следующем этапе.
Механизм и форма оценки результатов - в конце каждой четверти проводятся итоговые контрольные уроки в разных формах (собеседование, рассказ о музыкальных впечатлениях, блиц-опрос, викторина). Оценки выставляются только положительные. Неудачные ответы, работы отдаются на доработку. Итогом годового курса является академические концерты, выпуск стенной газеты, посвященной юбилею композитора, тематические вечера.
Виды работы - целостный анализ музыкального произведения ( история создания, место в творческой биографии, жанр, идея, форма, характер каждого раздела, средства выразительности); музыкальная викторина, блиц-опрос, рассказ о концерте, прочитанной книге, выставке; рассказ и показ произведения по специальности; работа над пополнением словарного запаса (словарь эмоций, чувств и образов); чтение литературы о музыке; творческие задания (сочинение стихов, создание рисунков-ассоциаций).
Виды внеклассной работы – самостоятельное прослушивание музыкального произведения, посещение филармонического концерта, оперного спектакля, чтение книг о музыке и музыкантах и рассказ о своих впечатлениях; выпуск стенной газеты; участие в школьных концертах в роли лекторов-ведущих.
Тематическое планирование 1 класс
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 класс, 1 четверть | 9 | |||
1. | Вводная беседа о музыке. Древнее происхождение музыкального искусства. | 1 | 6.09 | |
2. | Содержание музыкального искусства. Сказка в музыке. | 1 | 13.09 | |
3. | Лядов А. «Волшебное озеро», «Кикимора», «Баба Яга». | 1 | 20.09 | |
4. | Римский-Корсаков Н. Опера «Сказка о царе Салтане»: «Три чуда», «Полет шмеля». | 1 | 27.09 | |
5. | Равель М. « Матушка-гусыня». | 1 | 4.10 | |
6. | Глинка М. Опера « Руслан и Людмила»: Сцена похищения Людмилы, марш Черномора. | 1 | 11.10 | |
7. | Григ Э. Шествие гномов, танец эльфов, В пещере горного короля. | 1 | 18.10 | |
8. | Контрольный урок. | 1 | 25.10 | |
2 четверть | 8 | |||
Образы природы в музыке. | ||||
1. | Григ Э. Музыка к драме «Пер Гюнт»: «Утро» | 1 | 8.11 | |
2. | Дебюсси К. «Сады под дождем», «Луннный свет». | 1 | 15.11 | |
3. | Дакен Л. «Кукушка» | 1 | 22.11 | |
4. | Глинка М. Песня «Жаворонок» | 1 | 29.11 | |
5. | Сен-Санс К. «Карнавал животных» | 1 | 6.12 | |
6. | Римский- Корсаков Н. Вступление к опере «Садко» | 1 | 13.12 | |
7. | Чайковский П. И. Опера «Евгений Онегин»: «Рассвет» (2 картина). Мусоргский М. Вступление к опере «Хованщина» (« Рассвет на Москве-реке»). | 1 | 20.12 | |
8. | Контрольный урок. | 1 | 27.12 | |
3 четверть | 11 | |||
Чувства и переживания людей в музыке. | ||||
1. | Пьеса Р. Шумана «Первая утрата». | 1 | 10.01 | |
2. | Глинка М. «Комаринская». | 1 | 17.01 | |
3. | Рахманинов С. Романс: «Сирень», «Весенние воды». | 1 | 24.01 | |
4. | Шопен Ф. Ноктюрн Es dur, op. 9 №2. | 1 | 31.01 | |
5. | Шопен Ф. Этюд c moll, op. 10 № 2. | 1 | 7.02 | |
6. | Шопен Ф. 24 прелюдии ор. 28. | 1 | 14.02 | |
7. | Моцарт В. А. Секстет деревенских музыкантов. | 1 | 21.02 | |
8. | Бах И. С. Оркестровая сюита №2 «Шутка». | 1 | 28.02 | |
Юмористический характер музыки. Разнообразные приемы создания комических зарисовок в музыке. | ||||
1. | Бах И. С. Кофейная кантата. | 1 | 7.03 | |
2. | Рахманинов С. «Юмореска». | 1 | 14.03 | |
3. | Контрольный урок. | 1 | 21.03 | |
4 четверть | 8 | |||
Композиторы - детям. | ||||
1. | Чайковский П. И. «Детский альбом» | 1 | 4.04 | |
2. | Прокофьев С. «Детская музыка» | 1 | 11.04 | |
3. | Шуман Р. «Детские сцены» | 1 | 18.04 | |
4. | Шуман Р. «Альбом для юношества» | 1 | 25.04 | |
5. | Моцарт В.А. Песни: «Приближение весны», «Фиалка». | 1 | 2.05 | Пройдено 16.05 |
6. | Инструменты симфонического оркестра. Прокофьев С. Симфоническая сказка «Петя и волк» | 2 | 16.05 | |
7. | Контрольный урок. | 1 | 23.05 | |
Итого: | 34 |
Тематическое планирование 2 класс
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
2 класс, 1 четверть | 8 | |||
1 | Музыкальные жанры | 1 | 6.09 | |
2 | Русские народные песни. Жанры народных песен. Обрядовые песни. Былины. Лирические песни. | 3 | 13.09 20.09 27.09 | |
3 | Народная песня в творчестве композиторов-классиков. Балакирев М. Увертюра на темы трех русских народных песен. | 1 | 4.10 | |
4. | Глинка М. Симфоническая фантазия «Комаринская». | 1 | 11.10 | |
5. | Римский-Корсаков Н. Опера «Садко»: Песня Садко с хором из финала 4 картины. | 1 | 18.10 | |
6. | Мусоргский М. Опера «Хованщина»: Песня Марфы. | 1 | 25.10 | |
2 четверть | 9 | |||
Другие вокальные жанры: романсы, арии, вокальные ансамбли, хоры. | ||||
1. | Старинные песни Западной Европы 16-17 веков в исполнении ансамбля «Мадригал». | 2 | 8.11 15.11 | |
2. | Бах И. С. «Страсти по Матфею»: Хоралы, заключительный хор. | 1 | 22.11 | |
3. | Бетховен Л. Песня «Сурок» | 1 | 29.11 | |
4. | Бетховен Л. Симфония №9 4 ч. | 1 | 6.12 | |
5. | Верди Д. Хоры из опер « Набукко», «Аида». | 1 | 13.12 | |
6. | Глинка М. Романсы и песни. « Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», «Попутная». | 1 | 20.12 | |
7. | Шуберт Ф. Баллада «Лесной царь». | 1 | 27.12 | |
8. | Моцарт В.А. «Волшебная флейта»: Арии Папагено, ария Царицы ночи, Колыбельная. | 1 | ||
3 четверть | 10 | |||
1. | Танец - старинный жанр музыкального искусства. | 1 | 10.01 | |
2. | Многообразие видов народных танцев. | 1 | 17.01 | |
Старинная танцевальная сюита. | ||||
1. | Бах И. С. Французская сюита №1 d-moll. | 1 | 24.01 | |
2. | Бах И. С. Французская сюита №5 G-dur. | 1 | 31.01 | |
3. | Гендель Г. Клавирная сюита №7 g-moll. | 1 | 7.02 | |
Танцы народов мира | ||||
1. | Вальс. И.Штраус, Глинка М. И. Вальс-фантазия | 1 | 14.02 | |
2. | Мазурка. Шопен Ф. Мазурки: B-dur ор. 17 F-dur ор. 68 | 1 | 21.02 | |
3. | Полонез. Краковяк. Шопен Ф. A-dur. Глинка М.И. Опера «Жизнь за царя» Танцы из 2 д. (полонез, краковяк, вальс, мазурка). | 1 | 28.02 | |
4. | Полька. Сметана Б. Опера «Проданная невеста»: Полька. | 1 | 7.03 | |
5. | Халлинг. Григ Э. Норвежские танцы: Халлинг A-dur. | 1 | 14.03 | |
6. | 21.03 | |||
4 четверть | 9 | |||
Марши. Их жанровое многообразие. | ||||
1. | Проникновение марша в различные виды песен. Марсельеза. | 1 | 4.04 | |
2. | Образцы сочетания марша и песни в операх. Верди Д. Опера «Аида»: Хор « К берегам священным Нила» из 1 д. | 1 | 11.04 | |
3. | Военные марши. Штраус И. Марш Радецкого, Гуно Ш. Опера «Фауст» Марш. Верди Д. Опера «Аида»: Хор и марш из финала 2д. | 1 | 18.04 | |
4. | Сказочные марши. Глинка М. И. Опера «Руслан и Людмила»: марш Черномора, Чайковский П. И. Балет «Щелкунчик»: марш, Римский-Корсаков Н. Опера «Снегурочка»: марш царя Берендея. | 1 | 25.04 | |
5. | Фантастический марш из оперы Прокофьева С. «Три апельсина» | 1 | 2.05 | Пройдено 16.05 |
6. | Свадебный марш Мендельсона. | 1 | 16.05 | |
Марши в инструментальной музыке. | ||||
1. | Турецкий марш. Моцарт В. А. Соната A-dur, 3 ч. Траурный марш. Шопен Ф. Соната b-moll. | 1 | 23.05 | |
Итого: | 34 |
Тематическое планирование 3 класс
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
3 класс, 1 четверть | 8 | |||
1. | Инструментальные жанры в музыке. | 1 | 6.09 | |
2. | Шуберт Ф. Экспромты, музыкальные моменты | 1 | 13.09 | |
3. | Жанр ноктюрна.Шопен Ноктюрн f-moll. | 1 | 20.09 | |
4. | Фантазия. Моцарт В.А. Фантазия d-moll; Бах И.С. Фантазия c-moll. | 1 | 27.09 | |
5. | Жанр этюда. Шопен Ф. Этюд c-moll, этюд E-dur. | 1 | 4.10 | |
6. | Циклы инструментальных пьес. Мусоргский М. «Картинки с выставки». | 1 | 11.10 | |
7. | Чайковский П. И.« Времена года» | 1 | 18.10 | |
8. | Вариационные циклы Моцарт. В.А. Соната А-dur, 1 ч. | 1 | 25.10 | |
2 четверть | 8 | |||
Струнный квартет | ||||
1. | Возникновение классического струнного квартета в творчестве Гайдна и Моцарта. Моцарт В. А. Маленькая ночная серенада. | 1 | 8.11 | |
2. | Другие виды камерных ансамблей. Равель М. Фортепианное трио. | 1 | 15.11 | |
3. | Фортепианный квартет. Бородин А. Квартет №2. | 1 | 22.11 | |
4. | Фортепианный квинтет. Шуберт Ф. Квинтет «Форель». | 1 | 29.11 | |
Соната | ||||
1. | Строение классической сонаты. Изучение формы рондо. Гайдн И. Соната D-dur для клавира. | 1 | 6.12 | |
2. | Моцарт В. А. Соната a-moll для клавира. | 1 | 13.12 | |
3. | Бетховен Л. Соната №1 f-moll для фортепиано. Наличие в сонате четырех частей. | 1 | 20.12 | |
Инструментальный концерт. | ||||
1. | Специфические особенности концертного жанра. Возникновение классического концерта у Гайдна, Моцарта, Бетховена. Моцарт В.А. Концерт A-Dur для фортепиано с оркестром. | 1 | 27.12 | |
3 четверть | 11 | |||
Музыкально-театральные жанры. | ||||
1. | Разнообразие музыкально-театральных жанров. Музыка к драматическому спектаклю. Балет. Оперетта. Мюзикл. | 1 | 10.01 | |
2. | Музыка к драматическому спектаклю. Григ Э. «Пер Гюнт». I и II сюиты. | 4 | 17.01 24.01 31.01 7.02 | |
Глинка М. И. Опера «Руслан и Людмила». | ||||
1. | Увертюра, интродукция, две песни Баяна. | 1 | 14.02 | |
2. | Каватина Людмилы, сцена похищения Людмилы, квартет «Какое чудное мгновенье» из 1 д. | 1 | 21.02 | |
3. | Рондо Фарлафа, ария Руслана, персидский хор из 2 д. | 1 | 28.02 | |
4. | Ария Людмилы, марш Черномора, восточные танцы из 4 д., хор « Ах ты свет, Людмила» из 5 д. | 1 | 7.03 | |
5. | Оперетта. | 2 | 14.03 21.03 | |
4 четверть. | 7 | |||
1. | Балет. | 1 | 4.04 | |
2. | Чайковский П.И. Балет «Щелкунчик». | 1 | 11.04 | |
3. | Танцы из 2 д.: Арабский танец «Кофе». | 1 | 18.04 | |
4. | Китайский танец «Чай». | 1 | 25.04 | |
5. | Танец пастушков. | 1 | 2.05 | Пройдено 16.05 |
6. | Танец феи Драже. | 1 | 16.05 | |
7. | Мюзикл. | 1 | 23.05 | |
Итого: | 34 |
Учебно-методическое сопровождение.
1. Примерная программа для средних специальных музыкальных школ по специальности 0501 инструментальное исполнительство, М., 2005.
2.Примерная программа к базисному учебному плану по специальности «Инструментальное исполнительство», Композитор Санкт-Петербург,2011.
3.Васина-Гроссман В. «Первая книжка о музыке», М., Музыка, 1988г
4. Асафьев Б. «Григ». Л., «Музыка» 1986г.
5. Осовицкая З. Русская музыкальная литература. СПб, 1997.
6. Козлова Н. Русская музыкальная литература. М., 2005.
7. Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. Ростов н/Д., 2008.
8. Шорникова М. Музыкальная литература. Развитие западноевропейской музыки. Ростов н/Д., 2007.
9.Кушнир М. Б. Аудиопособие для учебных заведений. Музыкальный издательский Дом ЛАНДГРАФ, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса
Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 класса (базовый уровень). Разработана Бирюковой Г.А.,учителем музыки высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 класса (базовый уровень). Разработана Бирюковой Г.А.,учителем музыки высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 - 7 классов (базовый уровень). Разработана Бирюковой Г.А., учителем музыки высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 - 7 классов (базовый уровень). Разработана Бирюковой Г.А., учителем музыки высшей категории ...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...
Рабочая программа 2 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 2 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...
Рабочая программа 3 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 3 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса разработана в соответствии примерной программы по музыке В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...