Рабочая программа элективного курса "Естественно - научная грамотность" для 5 класса
рабочая программа по биологии (5 класс)
Программа по функциональной грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el_kurs_estes_-nauchnaya_gramotnost.docx | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство Просвещения Российской Федерации
Министерство образования Приморского края
Администрация городского округа Спасск – Дальний
МБОУ «Центр образования «Интеллект»
Рассмотрено Утверждено
на заседании приказом директора
Методического совета МБОУ ЦО «Интеллект»
Протокол от 15.08.2023 №1 от15.08.2023 №151
Программа элективного курса
«Естественно – научная грамотность»
Для обучающихся 5 класса
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Кузьмич И.К., учитель биологии
г. о. Спасск – Дальний, 2023
Пояснительная записка.
Формирование функциональной грамотности является одной из важнейших образовательных задач в соответствии с обновленным ФГОС ООО. Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA: «Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».
Одна из главных составляющих естественно-научной грамотности – методологические знания и умения. Биология, физика и химия, – экспериментальная наука, которые предполагают изучение объектов и явлений прежде всего путём проведения наблюдений и постановки экспериментов. Методологические знания раскрываются при овладении специальными и общепознавательными понятиями: эксперимент, гипотеза, контроль, вариант опыта, цель опыта, результат опыта, вывод из опыта и др. Готовя демонстрацию опыта, проводя лабораторную или практическую работу, организуется работа учащихся с этими понятиями, освоение их смысла: Цель опыта – это то, что намечено для исследования (установление нового, подтверждение известного). Гипотеза - это предположение (догадка, утверждение), которое требует доказательства. Результат опыта – это фактическое, что получилось в опыте, наблюдается в его конце Вывод из опыта - это умозаключение по постановке и результатам опыта, сделанное в соответствии с целью данного опыта. Во многих исследованиях необходима постановка проблемы. Проблема – это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской работы. Работа по проведению опытов побуждает положительную мотивацию к предмету, формирует опыт творческой деятельности. У учащихся в ходе проведения опытов развиваются не только интеллектуальные способности, но и умения и навыки, предполагающие работу, выполняемую своими руками (работа с лабораторным оборудованием, приготовление микропрепаратов и др.).
Элективный курс «Естественно – научная грамотность» направлен на расширение знаний по естественным наукам, способствует самоопределению школьников.
Цель курса: развитие естественно – научной функциональной грамотности у учащихся 5 класса как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи курса:
1. Раскрыть роль современной медицины в лечении наследственных болезней.
2. Расширить знания о биологии человека.
3. Формировать навыки самообразования, коммуникативной компетентности.
Программа курса естественно-научной направленности, помогает обучающимся глубже понять основные закономерности живой природы.
В программе курса заложены различные формы работы, направленные на получение и дополнение и углубление биологических знаний, с опорой на практическую деятельность. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах, ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиа ресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.
Общее количество часов в год составляет 34 часа. Программа реализуется 1 раз в неделю по 1 часу. Программа включает в себя теоретические и практические занятия.
Планируемые результаты освоения курса
Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного курса
Уровни | ПОР | Типовые задачи | Инструменты и средства |
5 класс Уровень узнавания и понимания Учим воспринимать и объяснять информацию | Находит и извлекает информацию из различных текстов | Определить вид текста. Обосновать свое мнение. Выделить основную мысль в тексте, резюмировать его идею. Предложить или объяснить заголовок или название текста. Ответить на вопросы словами текста. Составить вопросы по тексту. Определить назначение текста, привести примеры жизненных ситуаций, в которых можно и нужно использовать информацию из текста | Тексты (учебный, научно – популярный, описательный, объяснительный) По содержанию тексты должны быть естественнонаучные. Объем не более 1 страницы. |
Личностные
Ученик научится:
⎯ формировать понятие о целостной природе окружающего мира, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающее социальное, культурное, духовное многообразие современного мира;
⎯знанию основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
⎯ формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
⎯формировать ценности здорового образа и безопасного жизни;
Ученик получит возможность научиться:
⎯ критическому отношению к информации и избирательности ее восприятия;
⎯ формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы, интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;
- формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;
-формировать основы экологической культуры на основе признания ценности во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные:
Ученик научится:
⎯ находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
⎯ самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
⎯ извлекать информацию из различных источников, анализировать, оценивать информацию и по мере необходимости преобразовывать её;
⎯ готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из интернета и других источников;
Ученик получит возможность научиться:
-оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-критически оценивать информацию, добытую из различных источников;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Содержание учебного предмета
Содержание | Количество часов | Формы организации | Виды деятельности учащихся |
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. | 3 | Беседа, демонстрация записей звуков. | Находит и извлекает информацию из различных текстов. |
Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. | 4 | Наблюдение физических явлений. | Находит и извлекает информацию из различных текстов. |
Вода. Уникальность воды. | 10 | Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. | Находит и извлекает информацию из различных текстов. |
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой, рудой. | 4 | Работа с коллекциями горных пород и минералов | Находит и извлекает информацию из различных текстов. |
Атмосфера Земли. | 4 | Беседа. Презентация. | Находит и извлекает информацию из различных текстов. |
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. | 7 | Беседа. Презентация. | Находит и извлекает информацию из различных текстов. |
Итоговый контроль | 2 | Тестирование | Находит и извлекает информацию из различных текстов. |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата |
Тема. Звуковые явления | ||
1 | Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. | 4.09 |
2 | Слышимые и неслышимые звуки. | 11.09 |
3 | Решение заданий | 18.09 |
Тема. Устройство динамика. | ||
4 | Устройство динамика. | 25.09 |
5 | Решение заданий | 2.10 |
6 | Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. | 9.10 |
7 | Решение заданий | 16.10 |
Тема. Вода. | ||
8 | Движение и взаимодействие частиц | 23.10 |
9 | Решение заданий | 6.11 |
10 | Признаки химических реакций. Природные индикаторы. | 13.11 |
11 | Решение заданий | 20.11 |
12 | Вода | 27.11 |
13 | Решение заданий | 4.12 |
14 | Уникальность воды | 11.12 |
15 | Решение заданий | 18.12 |
16 | Углекислый газ в природе и его значение | 25.12 |
17 | Решение заданий | |
Тема. Земля | ||
18 | Земля, внутреннее строение Земли. | |
19 | Решение заданий | |
20 | Знакомство с минералами, горной породой, рудой. | |
21 | Решение заданий | |
Тема. Атмосфера Земли | ||
22 | Атмосфера Земли. | |
23 | Атмосфера Земли. | |
24 | Решение заданий | |
25 | Решение заданий | |
Тема. Уникальность планеты Земля. | ||
26 | Уникальность планеты Земля. | |
27 | Решение заданий | |
28 | Условия для существования жизни на Земле. | |
29 | Решение заданий | |
30 | Условия для существования жизни на Земле. | |
31 | Решение заданий | |
32 | Решение заданий | |
33 | Итоговая аттестация | |
34 | Резерв |
Формы контроля и оценочные материалы
Формы контроля и оценочные материалы служат для определения результативности освоения программы обучающимися.
Итоговый контроль проводится 1 раз в конце учебного года.
Материально-технические условия реализации программы курса
• Учебный кабинет
• Компьютер, принтер
• Демонстрационные материалы
• Комплект посуды с принадлежностями демонстрационный
• Микроскоп демонстрационный для проецирования демонстрационных лабораторных и практических работ по биологии на экране
• Микроскоп
• Комплект микропрепаратов
• Набор для препарирования
Литература для учителя
Газета "Биология" и сайт для учителя "Я иду на урок биологии"
Популярная энциклопедия "Флора и фауна"
Всероссийская олимпиада школьников по биологии
Flor Animal: портал о растениях и животных
Занимательно о ботанике. Жизнь растений
Реймерс Н. Ф. Краткий словарь биологических терминов: Кн. для учителя. – 2-е изд. М.: Просвещение, 1995. – 368 с.
Литература для учащихся:
Биология. Весь школьный курс в таблицах. Составитель Елкина Л.В. – 4 издание- Минск: Кузьма: Принбук, 2019, 416 с.
Электронные образовательные ресурсы
1. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http:/window.edu.ru/
2. Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов http:/fcior.edu.ru/about.paqe
3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http:/school-collection.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа элективного курса по математике 10 класс
рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...
Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс
Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...
Рабочая программа элективного курса "Элементарная математика" 10 класс
Данный курс предназначен для учащихся 10 классов.Основной цельюкурса является подготовка к успешной сдаче централизованного тестирования, что достигается за счёт углублённого изучения ряда важных тем,...
Рабочая программа элективного курс по математике 11 класс "Универсальные математические методы решения задач"
В программу включены разделы математики мало изучаемые в школьном курсе, которые необходиму для подготовки учащихся к ЕГЭ....
Рабочая программа элективного курса Технологии научного исследования
Курс рассчитан на 34 часа. Для учащихся старшей школы....