Рабочая программа элективного курса "Естественно - научная грамотность" для 5 класса
рабочая программа по биологии (5 класс)

Программа по функциональной грамотности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл el_kurs_estes_-nauchnaya_gramotnost.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Просвещения Российской Федерации

Министерство образования Приморского края

 Администрация городского округа Спасск – Дальний

МБОУ «Центр образования «Интеллект»

 

Рассмотрено                                                                                        Утверждено  

 на заседании                                                                                       приказом директора  

Методического совета                                                                        МБОУ ЦО «Интеллект»

Протокол от 15.08.2023 №1                                                               от15.08.2023 №151

Программа элективного курса

 «Естественно – научная грамотность»

                                   

                                                     Для обучающихся 5 класса

                                                     Срок реализации: 1 год

                                                                         

                                                                         Разработчик:

                                                                         Кузьмич И.К., учитель биологии

                                           

                                              г. о. Спасск – Дальний, 2023

                                                      Пояснительная записка. 

      Формирование функциональной грамотности является одной из важнейших образовательных задач в соответствии с обновленным ФГОС ООО. Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA: «Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».

      Одна из главных составляющих естественно-научной грамотности – методологические знания и умения. Биология, физика и химия, – экспериментальная наука, которые предполагают изучение объектов и явлений прежде всего путём проведения наблюдений и постановки экспериментов. Методологические знания раскрываются при овладении специальными и общепознавательными понятиями: эксперимент, гипотеза, контроль, вариант опыта, цель опыта, результат опыта, вывод из опыта и др. Готовя демонстрацию опыта, проводя лабораторную или практическую работу, организуется работа учащихся с этими понятиями, освоение их смысла: Цель опыта – это то, что намечено для исследования (установление нового, подтверждение известного). Гипотеза - это предположение (догадка, утверждение), которое требует доказательства. Результат опыта – это фактическое, что получилось в опыте, наблюдается в его конце Вывод из опыта - это умозаключение по постановке и результатам опыта, сделанное в соответствии с целью данного опыта. Во многих исследованиях необходима постановка проблемы. Проблема – это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской работы. Работа по проведению опытов побуждает положительную мотивацию к предмету, формирует опыт творческой деятельности. У учащихся в ходе проведения опытов развиваются не только интеллектуальные способности, но и умения и навыки, предполагающие работу, выполняемую своими руками (работа с лабораторным оборудованием, приготовление микропрепаратов и др.).

  Элективный курс «Естественно – научная грамотность» направлен на расширение знаний по естественным наукам, способствует самоопределению школьников.

        Цель курса: развитие естественно – научной функциональной грамотности у учащихся 5 класса как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

  Задачи курса:

 1.  Раскрыть роль современной медицины в лечении наследственных болезней.

 2.  Расширить знания о биологии человека.

 3.  Формировать навыки самообразования, коммуникативной компетентности.

    Программа курса естественно-научной направленности, помогает обучающимся глубже понять основные закономерности живой природы.

    В программе курса заложены различные формы работы, направленные на получение и дополнение и углубление биологических знаний, с опорой на практическую деятельность. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах, ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиа ресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.

   Общее количество часов в год составляет 34 часа. Программа реализуется 1 раз в неделю по 1 часу. Программа включает в себя теоретические и практические занятия.

 Планируемые результаты освоения курса

 Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного курса

Уровни

ПОР

Типовые задачи

Инструменты и средства

5 класс

Уровень узнавания и понимания

Учим воспринимать и объяснять информацию

Находит и извлекает информацию из различных текстов

Определить вид текста. Обосновать свое мнение.

Выделить основную мысль в тексте, резюмировать его идею.

Предложить или объяснить заголовок или название текста.

Ответить на вопросы словами текста. Составить вопросы по тексту. Определить назначение текста, привести примеры жизненных ситуаций, в которых можно и нужно использовать информацию из текста

Тексты (учебный, научно – популярный, описательный, объяснительный) По содержанию тексты должны быть естественнонаучные. Объем не более 1 страницы.

 Личностные

Ученик научится:

  формировать понятие о целостной природе окружающего мира, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающее социальное, культурное, духовное многообразие современного мира;

 знанию основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

формировать ценности здорового образа и безопасного жизни;

   Ученик получит возможность научиться:

 критическому отношению к информации и избирательности ее восприятия;

 формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы, интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;

- формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию;

-формировать основы экологической культуры на основе признания ценности во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные:

Ученик научится:

 находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

  самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 извлекать информацию из различных источников, анализировать, оценивать информацию и по мере необходимости преобразовывать её;

 готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из интернета и других источников;

Ученик получит возможность научиться:

-оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-критически оценивать информацию, добытую из различных источников;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Содержание учебного предмета

Содержание

Количество часов

Формы организации

Виды деятельности учащихся

Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки.

3

Беседа, демонстрация записей звуков.

Находит и извлекает информацию из различных текстов.

Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека.

4

Наблюдение физических явлений.

Находит и извлекает информацию из различных текстов.

Вода. Уникальность воды.

10

Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений.

Находит и извлекает информацию из различных текстов.

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой, рудой.

4

Работа с коллекциями горных пород и минералов

Находит и извлекает информацию из различных текстов.

Атмосфера Земли.

4

Беседа. Презентация.

Находит и извлекает информацию из различных текстов.

Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

7

Беседа. Презентация.

Находит и извлекает информацию из различных текстов.

Итоговый контроль

2

Тестирование

Находит и извлекает информацию из различных текстов.

Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

Дата

Тема. Звуковые явления

1

Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы.

4.09

2

Слышимые и неслышимые звуки.

11.09

3

Решение заданий

18.09

Тема. Устройство динамика.

4

Устройство динамика.

25.09

5

Решение заданий

2.10

6

Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека.

9.10

7

Решение заданий

16.10

Тема. Вода.

8

Движение и взаимодействие частиц

23.10

9

Решение заданий

6.11

10

Признаки химических реакций. Природные индикаторы.

13.11

11

Решение заданий

20.11

12

Вода

27.11

13

Решение заданий

4.12

14

Уникальность воды

11.12

15

Решение заданий

18.12

16

Углекислый газ в природе и его значение

25.12

17

Решение заданий

Тема. Земля

18

Земля, внутреннее строение Земли.

19

Решение заданий

20

Знакомство с минералами, горной породой, рудой.

21

Решение заданий

Тема. Атмосфера Земли

22

Атмосфера Земли.

23

Атмосфера Земли.

24

Решение заданий

25

Решение заданий

Тема. Уникальность планеты Земля.

26

Уникальность планеты Земля.

27

Решение заданий

28

Условия для существования жизни на Земле.

29

Решение заданий

30

Условия для существования жизни на Земле.

31

Решение заданий

32

Решение заданий

33

Итоговая аттестация

34

Резерв

Формы контроля и оценочные материалы

 Формы контроля и оценочные материалы служат для определения результативности освоения программы обучающимися.

Итоговый контроль проводится 1 раз в конце учебного года.

 Материально-технические условия реализации программы курса

• Учебный кабинет

• Компьютер, принтер

• Демонстрационные материалы

• Комплект посуды с принадлежностями демонстрационный

 • Микроскоп демонстрационный для проецирования демонстрационных лабораторных и практических работ по биологии на экране

• Микроскоп

• Комплект микропрепаратов

• Набор для препарирования

         Литература для учителя

Газета "Биология" и сайт для учителя "Я иду на урок биологии"
 Популярная энциклопедия "Флора и фауна"
 Всероссийская олимпиада школьников по биологии
 Flor Animal: портал о растениях и животных
 Занимательно о ботанике. Жизнь растений‌​

 Реймерс Н. Ф. Краткий словарь биологических терминов: Кн. для учителя. – 2-е изд.  М.: Просвещение, 1995. – 368 с.

   

                                       Литература для учащихся:

 Биология. Весь школьный курс в таблицах. Составитель Елкина Л.В. – 4 издание- Минск: Кузьма: Принбук, 2019, 416 с.

 

                          Электронные образовательные ресурсы

1. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http:/window.edu.ru/

2. Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов http:/fcior.edu.ru/about.paqe

3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http:/school-collection.edu.ru/

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса по математике 10 класс

рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...

Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс

Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...

Рабочая программа элективного курса "Элементарная математика" 10 класс

Данный курс предназначен для учащихся 10 классов.Основной цельюкурса является подготовка к успешной сдаче централизованного тестирования, что достигается за счёт углублённого изучения ряда важных тем,...

Рабочая программа элективного курс по математике 11 класс "Универсальные математические методы решения задач"

В программу включены разделы математики мало изучаемые в школьном курсе, которые необходиму для подготовки учащихся к ЕГЭ....

Рабочая программа элективного курса Технологии научного исследования

Курс рассчитан на 34 часа. Для учащихся старшей школы....